Чечня в составе рф проблемы и перспективы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принято считать, что Чечня – это особый субъект Российской Федерации. Специфика региона объясняется тем, что республика пережила целых две (!) войны, а также тем, что после их окончания власть перешла к семье Кадыровых, а ее нынешний глава Рамзан Кадыров получил от Кремля карт-бланш на действия, не разрешенные ни одному другому региональному политику.

Можно ли было предотвратить первую чеченскую, начавшуюся 25 лет назад, в конце 1994 г.? Скорее всего – можно. На этом сходятся практически все эксперты. Но тогда Кремлю пришлось бы пойти на уступки, а всякая уступка – свидетельство слабости. Для такого человека, как Борис Ельцин, слабость была тождественна унижению, да и общая ситуация в стране была такой, что президент был обязан демонстрировать только силу. Четверть века назад, после начала войны я пошутил в том духе, что, мол, дали бы генерал-майору авиации Джохару Дудаеву генерал-лейтенанта, сделали бы его замминистра обороны России – тут и конец сепаратизму. Сегодня та шутка кажется наивной.

Президент российских мусульман

Первую чеченскую войну Россия проиграла, как Украина свою войну на Донбассе. Разница в том, что в отличие от донецких сепаратистов за чеченскими не стоял никто или почти никто – не считать же решающим обстоятельством их успеха помощь из мусульманского зарубежья. Просто они показали свою силу, а Москва – свою слабость. Это было обидно для российского общества, которое симпатизировало Ельцину: слаб наш президент, слаба армия. Россия испытание Чечней не выдержала.

Переговоры с Асланом Масхадовым и заключение в 1996 г. хасавюртовского соглашения были поражением Москвы, по которому вопрос о суверенитете Чечни был отложен до 2001 г. Федеральная власть воспринимала Хасавюрт не иначе как передышку. В Кремле были уверены, что вопрос будет решен в пользу Москвы и это только дело времени. Но время тогда работало против федерального центра.

Первая чеченская и последовавшие за ней события оказывали влияние на внутриполитическую обстановку в России. Так на авансцене появился генерал Александр Лебедь, чей авторитет стремительно рос, поскольку именно он выглядел ключевой фигурой в преодолении чеченского конфликта. Всякие касающиеся политики и истории сравнения часто выглядят надуманными. Но явление генерала Лебедя в некоторой степени напоминает ситуацию с Георгием Жуковым в эпоху Никиты Хрущева, когда маршал по своей популярности конкурировал с самим главой КПСС.

Все это превращало Чечню в фактор международной политики, ухудшало отношения страны с мусульманским миром. Помимо этого в адрес России звучали обвинения в жестокости ее солдат, в массовых нарушениях прав человека. Надо, однако, признать, что крайне жестоко действовали обе воюющие стороны.

Выбор между Кадыровым и аль-Багдади

Вторая чеченская превратилась в локальную войну, уже не столь важную для остальной России.

Оборотная сторона неслыханной самостоятельности, можно сказать, вседозволенности Кадырова – его абсолютная лояльность Путину. Кадыров называет себя его солдатом и однажды заявил, что путинское президентство должно стать пожизненным. К тому же он выполняет свое главное обещание – в Чечне стабильность, пусть даже его противники называют ее кладбищенской.

Этот феномен существует еще и по той причине, что Кадырову и Путину трудно, если вообще возможно, обойтись друг без друга – даже с учетом некоторого охлаждения отношений между ними. Общее мнение таково, что, пока есть Путин, будет и Кадыров. Кроме того, сложно предсказать, что может случиться в Чечне после Кадырова. Установив в республике авторитарное правление, Кадыров нарушил принципы основанной на согласии кланов чеченской политической культуры, избавился от своих конкурентов, и не исключено, что те, кого он обидел, потребуют компенсации. Словом, замену Кадырову в Чечне, как и Путину в России, подыскать более чем непросто.


С некоторых пор в публикациях о Чечне с постоянством достойным лучшего применения стал подниматься вопрос о её будущем в составе России. Часть аналитиков и экспертов считают, что республика с преобладанием мусульман, с традициями, отличными от других регионов, с мягко говоря, непростой историей взаимоотношений с Москвой, не имеет будущего в составе РФ. Однако куда большая их часть полагает, что вынесенный в заголовок вопрос должен быть поставлен иначе – есть ли будущее у Чечни без России?

Чечня это – сила?!

У Чечни есть не только причины мечтать о независимости, но и определённые возможности мирно развиваться после отделения от России. Ведь её потенциал, подчеркнём, потенциал достаточно высок:

- географическая удалённость от политического и культурного центров России. Как известно, расстояние от Грозного до Москвы составляет более 2 тысяч км. А чем длиннее поводок, тем больше свобода маневрирования. Давно уже было сказано: большая империя, как и пирог, легче всего объёдается с краёв;

- природные ресурсы. К основным полезным ископаемым, которыми богата республика, относятся нефть, газ, природные строительные материалы, термальные и минеральные воды. По добыче нефти она занимает достаточно высокое 21 место в России, и сегодня более всего чеченцы мечтают о своих нефтеперерабатывающих заводах, а в перспективе и газоперерабатывающем заводе. Часть экспертов полагает, что местные запасы нефти достаточны, чтобы сделать чеченскую экономику сильной, независимой и самодостаточной, что чревато между прочим возрождением чеченского сепаратизма. Кстати, именно с этим в республике связывают проволочки в Москве со строительством НПЗ;

- благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Плодородные почвы, обилие теплых дней в году, обширные пастбища позволяют выращивать практически любые сельскохозяйственные культуры, а также развивать животноводство;

- человеческие ресурсы. Как свидетельствует статистика, рождаемость в Чечне превышает среднероссийский показатель на порядок – в два раза. То есть, в отличие от большинства других российских регионов, здесь проживает молодое и быстрорастущее население – средний возраст чеченцев составляет менее 23 лет. А ведь хорошая демографическая ситуация является залогом высоких темпов экономического роста;

- высокоразвитое национальное самосознание. Чеченцы несмотря ни на что и вопреки всему сохранили свою национальную идентичность и культурную самобытность. Помогло то, что они относительно поздно попали в состав России, много и упорно сопротивлялись российским властям, раз за разом терпели поражение, что не могло не задеть их национальной гордости и усилить патриотизм, любовь к родному краю, зачастую переходящие в национализм и шовинизм. А ещё самолюбие, воинственность и свободолюбие. Они не любят ходить в бедных, просить милость, зато сильна установка на материальный достаток, благополучие и успешную карьеру. В общем, признаем, хороший фундамент для создания своей государственности.

Надо любить Россию, как бы этому ни мешало государство

- геополитические соображения. В вопросе существования малых государств многое зависит от внешних факторов. Так вот, в создании независимой Чечни сегодня никто из сильных мира особо не заинтересован. А это весьма серьёзно, ибо в наше время новые государства возникают не столько по причине внутренних устремлений, сколько по политической воле великих держав. У этого проекта, в отличие от того же Косово, серьёзной внешней поддержки нет, во всяком случае, пока. К тому же далеко не каждый этнос в состоянии создать свою государственность. Одних желаний для этого мало. Важно, чтобы страна, заявляющая о своей независимости, граничила, по меньшей мере, с двумя другими государствами или с берегом моря. Чечня же фактически анклав, граничит с Ингушетией, Северной Осетией, Ставропольским краем и Дагестаном. И значит, уйти на все четыре стороны у неё не получится, вокруг неё Россия и горная граница с Грузией;

- экономические резоны. Выжить маленькому государству в современном мире экономически крайне трудно, если вообще возможно. В самом деле, что может стать экономической основой независимой Чечни? Нефть? Но её промышленные запасы в республике в значительной степени уже исчерпаны. А мировой тренд показывает рост цен на углеводороды.

Что касается разведанных запасов (считается, что они превышают 370 млн. т), то они залегают на глубине почти 5 км. и очень трудны для освоения. Для их добычи самостоятельно у Чечни нет ни бурового, ни промыслового оборудования, ни достаточного количества подготовленных специалистов. Может быть сельское хозяйство? Сомнительно. Во всяком случае, сегодня в магазинах Чечни очень мало продуктов собственного производства – всё больше адыгейские, дагестанские, азербайджанские. В республике имеются приличные запасы гидроэнергетических ресурсов горных рек, но для того, чтобы наладить их использование опять же нужны инвестиции, оборудование и подготовленные кадры. Чечня сегодня живёт строительством и торговлей, среди её малых и средних предприятий преобладает непроизводственная сфера – оптово-розничная торговля, общественное питание и разнообразные услуги. Это всё крайне необходимо, но невероятно мало для жизнеобеспечения чеченцев. К тому же городское население республики и в начале ХХI века остаётся крайне немногочисленным – около 35 процентов;

Правительство Чеченской Республики приняло стратегию развития региона до 2035 года.

Этот документ интересен тем, что в нем не только обозначены цели и задачи развития, но и названы экономические проблемы.

Комплекс взаимосвязанных проблем, препятствующий экономическому развития таков.

В республике доля госсектора (16,5%) в структуре экономики более чем в 1,5 раза превышает среднюю по СКФО, а производительность труда в Чеченской Республике на 35% ниже средней по СКФО.

В регионе наблюдается дефицит высокопроизводительных рабочих мест, низкая доступность привлекательных рабочих мест для молодежи, высок разрыв между навыками выпускников учебных заведений и потребностями экономики республики.

Высокая дотационность региона на фоне сокращения возможностей федерального бюджета вызвана низким качеством налоговой базы. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют сегодня около 80% доходов бюджета Чечни. Из-за геополитического давления на Россию остаются риски сокращения возможностей федерального бюджета, а дотации на одного жителя республики (29 тыс рублей на человека) сегодня в семь раз выше средних значений по России (4 тыс. рублей на человека) и в два раза выше среднего значения по СКФО (14 тыс. рублей на человека).

Основным источником безвозмездных доходов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов. Их доля составляет 61% в безвозмездных поступлениях, в то время как в среднем по стране они занимают всего около 20%.

Еще одна проблема - безработица. Доля безработного населения в доковидые времена в Чеченской Республике (14%) была в 2,8 раза выше среднероссийского показателя (5%), в 1,2 раза выше показателя СКФО (11,4%).

Доля занятых в неформальном секторе Чечни (65,5%) в три раза превышает среднероссийский уровень (21%) и более чем на треть превышает показатель по СКФО (47%).

Что предлагается делать, чтобы изменить ситуацию?

Привлекать в регион инвесторов, банки, повышать финансовую грамотность предпринимателей, граждан, государству - вкладываться в образование и медицину.

Драйвером развития должен стать АПК. В 2021 - 2024 годах поддержка будет оказана промышленному растениеводству (по овощным и плодовым (семечковым) культурам), производству мясной и молочной продукции, экспорту зерновых культур на рынки стран Ближнего Востока. Существующие туристические активы будут активно продвигаться для стимуляции туристских потоков из СКФО; будут развиваться территории опережающего роста (в сферах АПК, туризма, строительства); продолжится привлечение инвестиций из стран Ближнего Востока для реализации флагманских проектов.

В 2025-2027 годах запланирована организация новых предприятий по промышленному производству новых видов сельскохозяйственной продукции (производство ягод, переработка фруктов и овощей, шерсти, мяса птицы) для рынков России и Ближнего Востока.

Планируется, что создание этих предприятий будет происходить с учетом запланированной трансформации Чечни в торгово-промышленный хаб халяльной продукции. Также планируется реализация крупного ИТ-проекта - создание "Цифровой долины".

Только там, помимо портретов Путина, везде висят портреты предыдущего главы региона, отца нынешнего. Сам глава, одетый в некую особую форму, проводит на телекамеры длительные совещания, на которых ругает силовиков и раздает им директивы. Или собирает многотысячные митинги — то в свою поддержку, то в защиту мусульман Бирмы. В его честь названы улицы и парки Чечни. Когда началась эпидемия COVID-19, он первый, не спросив разрешения Москвы, закрыл республику для въезда жителей других регионов.

Представим себе судьбу губернатора Челябинской области или даже главы соседнего с Чечней Дагестана, учини он нечто подобное. Ведь для всей остальной России такие действия, такие совещания, такие митинги, такие высказывания — это прерогатива исключительно одного человека, президента страны. И разумеется, никто в России не может и помыслить выступить с угрозами главе иностранного государства. А Кадыров может без всяких последствий публично поносить Эмманюэля Макрона и оправдывать убийцу Самюэля Пати. Предание земле террориста едва ли состоялось бы в таком публичном формате без негласной санкции Грозного, считает много лет занимающаяся темой Чечни журналист Елена Милашина.


Владимира Путин и Рамзан Кадыров во время рабочей встречи Фото: Пресс-служба президента РФ

Примеры особого статуса Чечни можно приводить еще долго. При этом бюджет республики два последних десятилетия минимум на 85 процентов формируется за счет прямого федерального финансирования.

Какие бы люди ни встали во главе российских государственных институтов после ухода со сцены путинского режима, им придется решить проблему особого статуса Чечни.

Строго говоря, путей может быть всего два: попытаться встроить республику в федеральный мейнстрим, ликвидировав персоналистское правление и лишив республиканское руководство привилегий, или оставить все как есть, но дать остальным регионам такую же независимость от центра. Российский исторический опыт подсказывает, что новая власть скорее выберет первый вариант. Это может привести к конфликту с местными элитами, возможно, очень жесткому. Ведь даже нормальные выборы провести в Чечне будет нелегко из-за их сопротивления. Второй вариант, на первый взгляд, кажется опасным для единства страны. Однако после бесконечной и бессмысленной путинской централизации новому Кремлю было бы логично дать регионам максимальную свободу. Но какой должна быть ее степень?

Чеченский вызов станет для нового российского руководства не менее серьезным, чем замирение с Украиной.

Читайте также: