Теория оптимизма селигмана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фото: Unsplash

Влияние на здоровье

Исследователи неоднократно отмечали преимущества оптимистичного взгляда на жизнь. К ним относятся:

  • Укрепление здоровья. В 2009 году в большой научной работе, охватившей 83 исследования, ученые отметили, что жизненный оптимизм может облегчать последствия сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
  • Увеличение мотивации. Оптимистичный взгляд на жизнь помогает поддерживать мотивацию на пути к достижению целей, особенно долгосрочных.
  • Продолжительность жизни. Оптимисты живут дольше: доказано научно.
  • Снижение стресса. Оптимисты реже страдают от стресса по сравнению с пессимистами и быстрее восстанавливаются от его последствий. Вместо того, чтобы страдать и мучиться из-за негативных событий, они фокусируются на том, как изменить жизнь, чтобы не допустить их повторения.

Фото:Pexels

Открытие Селигмана

Метод НИПОМ

Мартин Селигман считает, что оптимизму может научиться любой человек. Используя научную базу по когнитивной терапии, психолог разработал модель ABCDE (в русском переводе — НИПОМ). Этот комплексный подход строится на пяти аспектах:

  1. Неприятность;
  2. Интерпретация;
  3. Последствия;
  4. Оспаривание;
  5. Мотивация.

Неприятность

Подумайте о ситуации, которая недавно принесла вам отрицательные эмоции. Ее источником может быть что угодно: семья, друзья, отношения, работа или даже вы сами. Например, вы решили ежедневно проходить 10 тыс. шагов, но с каждой неделей это значение только уменьшается, и вы расстраиваетесь.

Интерпретация

Последствия

Проанализируйте, какие аспекты вашего отношения к ситуации проявились в интерпретации. Приведут ли они в будущем к позитивным изменениям или, наоборот, только продолжат удерживать от достижения цели? Вы можете понять, что негатив из-за однообразия ходьбы мешает вам больше двигаться.

Оспаривание

Поспорьте со своими мыслями. Копните глубже: поймите, в чем заключается истинная причина негатива. Например, вы можете обнаружить, что на самом деле вас раздражает шум улицы или тот факт, что вы не заняты ничем полезным во время ходьбы.

Мотивация

Почувствуйте, как спор с самим собой в хорошем смысле раззадорил вас. Выполнение предыдущих четырех шагов придаст вам больше энергии. За счет нее вы сможете принять решение, которое улучшит жизнь. В примере оно достаточно простое: купите наушники и слушайте во время ходьбы образовательные подкасты или аудиокниги.

Умеренный оптимизм

Помните, что за одно прохождение модели вряд ли что-то кардинально изменится. Ее лучше всего повторять каждый раз, когда в вашей жизни случается что-то негативное. Постепенно вам станет легче бороться с пессимистичными мыслями. Кроме того, важно не сваливаться в токсичную позитивность — чрезмерное зацикливание на счастливом состоянии, при котором игнорируются остальные эмоции.

Крест или плюс? (Теория оптимизма)

Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. Веселым людям не приходит в голову бояться кого-либо, осуждать или завидовать. Они спокойно воспринимают любые точки зрения, даже диаметрально противоположные их собственным. Они наслаждаются каждым мгновением своей жизни, а значит, не стремятся навязать свои убеждения окружающим и не расстраиваются по пустякам. Если веселый человек не может что-либо изменить, он не терзает себя и близких упреками. Он с улыбкой меняет свое отношение к данному предмету или ситуации.

И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Но самое страшное даже не то, как они истязают ближних своих. В конце концов, ближний может, не мудрствуя лукаво, отвернуться, уйти, сбежать, самоустраниться… Подумайте только, что творится в их собственной душе…

Большинство людей считает, что если мысленно приготовиться к худшему — например, к провалу на экзамене или к поражению в состязаниях, — то перенести эти неприятности, если они действительно случатся, будет намного легче.

Однако это представление опровергается экспериментом, который был проведен психологами из Тихоокеанского университета Сиэтла (Seattle Pacific University) и Университета штата Вашингтон (University of Washington). В ходе эксперимента выявилось, что ожидание неприятностей не уменьшает разочарования от неудач, когда они происходят.

Сначала группе из 80 студентов предложили заполнить опросник, по которому определялся общий эмоциональный портрет человека — радостный или мрачный. Затем студентам дали возможность попрактиковаться на компьютере в решении средней сложности задач на подбор словесных ассоциаций. На основании этого опыта студентов просили оценить, насколько успешно они справятся со второй серией подобных заданий — уже без помощи компьютера. В новой серии половина студентов получила немного более простые задания, а другой половине предложили более сложные задачи. По окончании тестирования студенты заполнили еще один опросник, проверяющий их эмоциональное состояние, — определялось, насколько обескураженными чувствуют себя те, кто допустил в тестах серьезные ошибки.

Неожиданно оказалось, что студенты, которые с самого начала не надеялись на хороший результат, чувствовали себя хуже тех, кто был уверен в успехе, но просчитался. А вот в тех случаях, когда результат был хороший, уровень положительных эмоций был примерно одинаковым, сообщает журнал Nature.

Исследователи считают, что реакция человека на неудачу определяется в основном его общим отношением к жизни, а не степенью готовности к конкретной ситуации. Оказалось, что старый совет “быть готовым к худшему” попросту не работает, а пессимистическая установка превращает человека в неудачника. Те же, кто уверен в успехе, даже при неудаче часто считают, что действовали в целом не так уж плохо.

Еще один опрос участников эксперимента показал, что пессимисты склонны винить в неудачных результатах теста себя и свои недостаточные способности. В этом проявляется их меньшая готовность к неудачам. Напротив, оптимисты не связывают полученные слабые результаты с самооценкой, что позволяет им легче пережить неудачу.

Итак… крест или плюс?

Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что все будет хорошо, а на убеждении, что не все будет плохо. (Дютур)

Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности (Уинстон Черчилль)

Пессимизм — это настроение, оптимизм — воля (Ален)

Теория оптимизма Селигмана

Наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман (Martin Seligman) — профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни. С помощью ряда экспериментов Селигман выявил и описал явление, так называемой, выученной беспомощности у животных и людей. Суть его состоит в том, что, подвергаясь на протяжении некоторого времени неприятным воздействиям и не имея возможности их контролировать, большинство испытуемых постепенно приходят к выводу о бессмысленности усилий и сдаются. Даже когда возникает возможность избежать страданий, они продолжают пассивно терпеть, не предпринимая попыток что-то сделать.

Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а неконтролируемость этих событий. Существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит — и на долголетие.

Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования “выученной беспомощности”. В ходе этих экспериментов обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма. Он предположил, что приобретенный в “борьбе с реальностью” оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям. Точнее говоря, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у “пессимистичных” персон, склонных к формированию выученной беспомощности. Это навело Селигмана на размышления о том, можно ли посредством осознанных усилий сформировать оптимистический стиль мышления. Результатом его изысканий стало создание позитивной психологии, которая изучает такие понятия, как “счастье”, “оптимизм”, “положительные эмоции”.

По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

Именно через стиль атрибуции (объяснения) “просеивается” опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма — преувеличивается.

Определив таким образом ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма/пессимизма.

Это его открытие позволило провести ряд интересных экспериментов, показавших степень влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и на жизнь целых стран.

Оптимистичные люди, как показывают исследования, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, что для нас особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.

Но нас сегодня эти все выкладки интересуют сугубо лично: а можно ли научиться оптимизму хроническому пессимисту? Оказывается можно… что не может не радовать… оптимистов, по крайней мере… ну и тех, кому надоело “заседать в пессимизьме”.

Даешь кресты в плюсы!

Обучение оптимизму начинается с того, что мы прислушиваемся к тому, как мы описываем хорошие и плохие вещи, происходящие с нами. Прислушайтесь — мы окружены пессимизмом, он просто повсюду! Ребенок говорит: “Петя не хочет играть со мной — я плохой!”. От юноши мы слышим: “Я плохой футболист — мне в спорте ничего не светит”, молодая мама скажет: “Мой ребенок такой непослушный, наверно, я плохая мать”. Да и мы сами тоже частенько так говорим. Но есть и другие высказывания: “Я сдал этот экзамен — я успешный студент!” или даже еще круче: “Оп-па, кажется, я провалил презентацию! Прекрасный опыт!”

Способ, которым мы обычно пользуемся при описании происходящих с нами событий, Селигман называет стилем интерпретации. Он выявил различие в том, как оптимисты и пессимисты описывают хорошие и плохие события в своей жизни. Пессимистичный спортсмен описывает свою спортивную неудачу, как нечто постоянное, более того, распространяющееся на все виды спорта. Мать думает, что капризы ребенка будут продолжаться вечно и списывает это на свою несостоятельность во всех аспектах материнства.

Забавно, что хорошие вещи, которые случаются иногда даже с пессимистами, объясняются ими как нечто случайное, временное и узко сфокусированное. Например, если у футболиста получается удачный пас, то (поскольку он пессимист) он считает это чистой случайностью, что в остальном у него все плохо, и такая удача уже не повторится. Оптимисты поступают по-другому. Если кто-то провалил презентацию, то он вместо поражения может видеть в этом прекрасный опыт, который пригодится ему в будущем. Если студент хорошо справился с экзаменом, то он распространяет свой успех в будущее и на все сферы своей студенческой жизни: я это сделал — я отличный студент!

Если вкратце, то пессимист считает плохие вещи постоянными и распространяющимися буквально на все, а хорошие — временными и очень локальными. Оптимист — с точностью до наоборот.

Характеристики стилей мышления по Селигману

* Приписываются себе: это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а), все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания).

* Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, если захотеть и постараться, успех обеспечен. В любом месте, в любой стране.

* Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением.

* Приписываются стечению обстоятельств: просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей.

* Локально в пространстве: просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия.

* Локально во времени: время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз.

* Приписываются стечению обстоятельств: просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей.

* Локально в пространстве: просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия.

* Локально во времени: время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет.

* Приписываются себе: это произошло закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам(а), и сам(а) виноват(а).

* Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены.

* Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением.

Согласно Селигману, у пессимистов есть возможность обучиться навыку оптимизма. Сделать это несложно, нужно начать с того, что делать СОЗНАТЕЛЬНО то, что у оптимистов получается ИНТУИТИВНО. Мыслите оптимистично! Делайте это как физические упражнения. По мере того, как эти упражнения будут получаться у вас все лучше, голос внутреннего пессимиста внутри вас будет все тише и тише.

Выявив отличия между оптимистами и пессимистами, Селигман дает нам возможность сделать выбор и определить курс своей жизни. И побороться есть ради чего, ведь исследования показывают, что у оптимистично настроенных людей лучше здоровье, они дольше живут и достигают большего успеха в жизни.

Но, самое главное, человек, привыкший относиться ко всему оптимистично, в каждый момент времени более счастлив, чем заядлый пессимист. А из этих моментов и строится наша жизнь.

Стоит научиться оптимизму ради этого, как считаете?

Несколько практических рекомендаций

* Каждый день ставьте перед собой только одну цель.

* Ежедневно выделяйте время для полной релаксации — как минимум один раз в день и не менее 20 минут.

* Всегда рассматривайте проблему, как минимум, с трех точек зрения.

* Ежедневно берите на заметку все, что вас удивило.

* Ежедневно старайтесь удивить тех, кто с вами работает.

* Не только записывайте проблемы, но и визуализируйте их.

* Включите все ваши органы чувств.

* Ежедневно тем или иным образом включайте в свою жизнь музыку.

* Сделайте так, чтобы ежедневно вы не меньше часа интенсивно занимались каким-то одним делом.

* Время от времени нарушайте сложившиеся схемы.

* Ежедневно совершайте 20-минутную прогулку.

* Раз в год меняйте свой имидж.

* Возьмите на вооружение принцип: “Утро вечера мудренее”.

Хорошее настроение — вопрос тренировки. И начинать эту тренировку надо сразу с утра.

Утро — самое удачное время для беспокойства и депрессии, когда все представляется в самом мрачном и черном свете. Утром скорость обмена веществ незначительна, температура тела минимальна, а уровень содержания глюкозы в крови низок. Этот физический спад, обусловленный вашими внутренними часами, вносит значительный вклад в переживаемое многими чувство отчаяния и безнадежности. Наполеон однажды заметил, что еще ни разу не встречал солдата, “который бы отличался храбростью в три часа утра”. Поэтому в следующий раз, когда проснетесь в приступе отчаяния, успокойте себя тем, что это состояние обусловлено, главным образом, биологически, и что днем вы почувствуете себя лучше и оптимистичнее. Есть несколько простых правил, которые нужно просто запомнить и делать каждое утро, даже если поначалу будет трудно дышать от ненависти к будильнику.

1. Важно! Первое, что вы видите утром… Стопку бумаг и газет, грязную чашку, неубранные с вечера украшения? Или ваши глаза ласкают фотографии любимых людей в красивых рамочках, пейзажи или цветы в вазочке? Сделайте объект для первого утреннего взгляда максимально приятным для себя.

2. Начните день с приятных мыслей! Возьмите за правило в момент пробуждения подумать о чем-то хорошем — у каждого найдется две-три такие мысли. Поначалу уж постарайтесь, даже если мысли в голове шевелятся с проворностью карпа, застрявшего в сетях.

3. Продолжить лучше активной дыхательной гимнастикой. Она улучшает обеспечение организма кислородом, активизирует кровообращение, укрепляет тело и душу. Встаньте у открытой форточки и с минуту глубоко подышите. Выдохните свой гнев на дурацкую затею ходить на работу по утрам! Затем сделайте несколько легких упражнений и улыбнитесь.

Используйте рефрейминг (трансформацию, переформирование) мыслей и слов. Для чего применяется рефрейминг? Для разных вещей, но нас он интересует сейчас, как способ изменения отношения к происходящему. То есть, его применяют в том случае, когда нужно изменить оценку события. Например, когда вам нужно изменить свое отношение к неприятной ситуации, неприятному человеку и т.д. Что определяет смысл какого-то события?

Во-первых, то, что происходит непосредственно. Событие.

Во-вторых, в каком именно контексте это происходит: одно дело громко кричать “Ау”, когда вы в лесу, другое дело — в три часа ночи дома.

Говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста.

При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл.

При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится.

Глубоко вдаваться в подробности не станем, потому что в первую очередь нас интересует именно практика, и лучше всего, наглядная.

Если по вечерам вы смотрите телевизор или видео — выбирайте только комедии и позитивные передачи. Если вы чувствуете себя законченным пессимистом, триллеры, драмы, а тем более фильмы ужасов вам категорически противопоказаны. Так же, как и программы новостей. Вы скажете: ну, как же без новостей? Вы знаете? Отлично! Один уважаемый мною человек над стеллажами книг своей огромной библиотеки повесил лозунг: “Меньше знаешь — крепче спишь!” В юности я возмущалась, с возрастом появилась мысль с ним согласиться. И опять же, как не вспомнить булгаковского профессора Преображенского: — Боже Вас сохрани — не читайте до обеда советских газет. — Гм… Да ведь других нет. — Вот никаких и не читайте! Вы знаете, я произвел тридцать наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствовали себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать “Правду”, теряли в весе.

Апостол Павел настоятельно рекомендовал: “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.” (Фил. 4:8) и небезосновательно. Современные тренеры по самым разным вопросам (личностный рост, успех, деньги, лидерство, руководство, проч.) отмечают, что наши мысли формируют нашу реальность, и это факт, который невозможно изменить.

Перед сном сообщите своему отражению в зеркале: “Я выгляжу как преуспевающий благополучный человек. Я улыбаюсь, думаю, говорю, двигаюсь, действую и реагирую как сильная, позитивная личность”.

Напоследок — несколько советов где взять положительные мысли и образы:

* наблюдайте за окружающим миром, природой; наслаждайтесь движением облаков, восходом солнца, радугой

* старайтесь так планировать день, чтобы оставалось свободное время на удовольствия, чаще улыбайтесь и размышляйте о хорошем

* в свободное время вспоминайте о людях, с которыми вам было приятно и легко, не замыкайтесь в себе, больше фантазируйте и экспериментируйте

* читайте смешные истории и анекдоты

* сами сочиняйте если умеете веселые истории

* повесьте в квартире фотографии счастливых и радостных людей Cмейтесь как можно чаще, всегда ищите повод для улыбки. Помните совет бессмертного барона Мюнхгаузена? “Улыбайтесь чаще господа,улыбайтесь. У вас слишком серьезный вид. Все самые большие глупости на свете совершаются именно с этим выражением лица.”



Совместно с другим молодым исследователем Стивеном Майером учёный разработал так называемый триадный эксперимент. Собак, участвовавших в этом исследовании, разделили на три группы и поместили в небольшие закрытые клетки, где они также получали слабые электрические разряды. Первой группе животных дали возможность отключить ток, нажав на специальную панель носом. Вторая группа никак не могла влиять на происходящее и прекращала получать удары только тогда, когда собаки из первой группы отключали систему. Третья же группа не получала вообще никакого воздействия.

Во второй части эксперимента собак помещали в другие условия: теперь они находились в открытом ящике с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть и тем самым избежать воздействия электрошока. Именно так и поступали собаки из первой и третьей групп. А вот те, кто уже получил опыт неконтролируемых неприятностей, сначала жалобно скулили, а затем ложились на пол и смиренно терпели удары тока.

После многократного повторения исследований в разных вариациях учёные пришли к выводу, что живое существо может научиться быть беспомощным и неуверенным в себе. Это происходит, когда оно встречается с опытом, когда неприятности происходят сами по себе и на них никак нельзя повлиять.

Чуть позже американский психолог Дональд Хирото решил проверить, работает ли обнаруженный Селигманом механизм и на людях. Оказалось, что многие люди точно так же легко способны приобретать беспомощность и переносить её на самые разные новые ситуации. Многие, сталкиваясь с серьёзными жизненными потерями, такими как невзаимная любовь или увольнение, однажды переживают сильную боль и тщетность своих усилий, а дальше усваивают эту модель поведения и активно внедряют её в свою жизнь. По данным, полученным Хирото, только каждый третий испытуемый отказался от модели беспомощного поведения – точно так же, как и каждое третье животное беспомощным не становилось.

Селигман и его коллеги вплотную занялись изучением новых вопросов: что отличает тех, кто никогда не сдаётся, кто продолжает действовать, возрождаться из пепла в любых обстоятельствах и жить счастливо? В результате множества проведённых исследований профессор пришёл к выводу, что устойчивость к неблагоприятным внешним обстоятельствам в первую очередь свойственна оптимистичным людям. Более того, оптимизм – это всего лишь определённый способ мышления, которому можно научиться.



Феномен сознательного оптимизма

По мнению Селигмана и его сторонников, оптимизм не имеет ничего общего с самообманом и совершенно не является панацеей на все случаи жизни. Как и во всём, важно осознанно использовать этот инструмент – пользу приносит именно сознательный оптимизм.

Чтобы определить, стоит ли пользоваться оптимистичным мышлением, нужно спросить себя, какова цена неудачи в данной ситуации и во что может вылиться допущенная ошибка? Если цена неудачи очень высока, то оптимизм может оказаться неверной стратегией. Например, для участника вечеринки, который решает сесть ли за руль в нетрезвом состоянии, оптимизм может оказаться дурным советчиком – ценой этого решения может стать жизнь. А вот для менеджера по продажам позитивное мышление может помочь заключить новую сделку и сделать ещё один звонок потенциальному клиенту.

Как стать осознанным оптимистом: инструкция

В качестве одного из практических инструментов профессор Селигман предлагает использовать алгоритм, разработанный Альбертом Эллисом. В переводе на русский язык эта модель называется НУП: неприятность – убеждения – последствия.

Итак, если вы столкнулись с какой-то неприятностью, то вы непременно начинаете о ней думать. Совсем скоро эти мысли превращаются в кристаллизованные убеждения. Они, в свою очередь, становятся привычным взглядом на мир и на самих себя, поэтому вы можете даже не замечать их до тех пор. В конечном счёте убеждения влияют на то, как вы чувствуете себя, и на то, как вы действуете, а это уже приводит к соответствующим последствиям. Именно то, как мы мыслим, решает, впадём ли мы в уныние или предпримем что-то более конструктивное.



Шаг 1. Отследить себя в моменты неудач

Как правило, очень быстро становится заметно: пессимистичный диалог с самим собой приводит к унынию и часто отдаляет человека от поставленных целей.

Шаг 2. Изменить свои убеждения

Следующий этап – научиться менять те убеждения, которые возникают у вас в голове при появлении трудностей, и для этого есть несколько способов.

Большинство пессимистичных мыслей сводится к опоре на самые ужасные
из возможных вариантов, а не к тем, что более обоснованы. Чтобы освоить мышление оптимиста, следует отказаться от этих деструктивных привычек и учиться находить альтернативные варианты, рассматривать ситуации с самых разных сторон.

Конечно, этот инструмент – всего лишь небольшая часть позитивной психологии и созданной профессором Селигманом концепции счастья. Однако уже такое небольшое повышение осознанности в ежедневной жизни приносит отличные результаты, что и доказано многими и многими исследованиями учёного и его коллег. В каждый конкретный момент, будучи внимательным к своим мыслям и чувствам, вы можете выбирать то мышление, которое сейчас для вас наиболее эффективно. А значит, освоив сознательный оптимизм, вы получаете больший спектр возможностей для достижения поставленных целей – от критического подхода до мудрости и позитивного видения вещей.

Мартин Селигман американский психолог, педагог и писатель, известный своей теорией беспомощности, теорией оптимизма и одним из пионеров позитивной психологии.

Он родился 12 августа 1942 года в Олбани, США. В настоящее время Селигман является профессором психологии семьи Целлербахов в Университете Пенсильвании, а также директором Центра позитивной психологии упомянутого университета..


Сегодня, в свои 72 года, он не только один из самых влиятельных психологов эпохи, но и известный писатель и автор таких успешных книг, как Оптимистичный ребенок, выученный оптимизм, подлинное счастье, что вы можете изменить, а что нет и процветать.

Начало Селигмана в области психологии

Селигман начал свою карьеру в качестве психолога в Принстонском университете. В 1964 году он закончил Summa Cum Laude, и в течение последнего года он получил несколько предложений продолжить обучение в этой области. Два из этих вариантов состояли в том, чтобы изучать аналитическую психологию в Оксфордском университете или экспериментальную психологию животных в Университете Пенсильвании. Селигман выбрал этот последний вариант, и в 1967 году он получил докторскую степень по психологии.

За годы учебы Мартин Селигман был вдохновлен работой одного из его учителей, Арона Т. Бека, который был выдающимся деятелем в области когнитивной терапии и экспертом в ее применении для лечения депрессии. Работа Бека была основана на идее, что негативные мысли людей были причиной их депрессивных состояний.

Селигман решил также поработать над этим постулатом, и именно поэтому он разработал свою знаменитую теорию "Изученная беспомощность" (выученная беспомощность). С его помощью он также создал экспериментальную модель для лечения депрессии, которая состояла в противодействии негативным мыслям с помощью навыков диспутации..

Идея Селигмана в этой работе состояла в том, чтобы заставить людей научиться объяснять или рационализировать то, что с ними происходило, позитивным, а не негативным способом преодоления депрессии..

С помощью этой теории Селигман также смог создать и опробовать новые методы и когнитивные упражнения, которые доказали, что, противодействуя негативным мыслям, можно улучшить и даже предотвратить депрессивные состояния..

Но, хотя его модель вмешательства стала эталоном в области психологии, в 1990 году Селигман изменил свой подход к работе. Психолог прошел путь от специалиста по депрессии до специалиста по оптимизму и счастью.

Пионер позитивной психологии


В 2000 году Мартин Селигман основал область позитивной психологии. С тех пор он строил свою карьеру на изучении положительных эмоций, таких как счастье, надежда, сила характера и оптимизм. Селигман решил изменить подход к психотерапии и заверил своих коллег, что решение состоит не только в том, чтобы восстановить то, что было сломано, но также и в воспитании позитивных вещей, которые есть у каждого человека.

Согласно определению, сделанному Селигманом в 1999 году, позитивная психология - это научное исследование позитивного опыта. Но также и от других аспектов, таких как позитивные индивидуальные факторы или разработка программ по улучшению качества жизни людей.

Можно сказать, что это дисциплина психологии, которая утверждает, что эмоциональное здоровье - это гораздо больше, чем отсутствие болезней. Основное внимание уделяется положительным качествам и способам их развития, чтобы человек мог жить более удовлетворительно и преодолевать или предотвращать патологии..

Начинаясь в области положительной психологии, Селигман работал с экспертом по клинической психологии Кристофером Петерсоном, чтобы создать Руководство добродетелей и сильных сторон характера (Сильные стороны и добродетели персонажа) или то, что они называли аналогом Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам).

Цель авторов состояла в том, чтобы создать руководство, которое вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что может пойти не так, сосредоточилось на том, что могло бы пойти хорошо. В своих исследованиях многих различных культур, их различных философий и религий им удалось составить список наиболее ценных достоинств со времен древнего Китая и Индии, Греции и Рима до самых современных западных культур..

Этот список включал шесть элементов: мудрость / знание, мужество, человечность, справедливость, умеренность и превосходство. Каждая из этих категорий может быть разделена на три или пять других элементов. Человечество, например, включает в себя любовь, доброту и социальный интеллект, а мужество включает в себя мужество, настойчивость, целостность и жизненную силу. Кроме того, авторы не верили в существование какой-либо иерархии, поскольку ни один не был важнее другого.

От теории подлинного счастья к теории благосостояния


В 2002 году Мартин Селигман разработал Теорию подлинного счастья. С Позитивной Психологией автор уже обратил внимание области на сильные стороны человека, чтобы выделить все, что позволяет людям учиться, наслаждаться, быть веселыми и оптимистичными.

Селигман утверждал, что решение для людей, чтобы достичь счастья, состоит в том, чтобы увеличить их удовлетворенность жизнью. На тот момент Селигман был в согласии с теорией Аристотеля, в которой было подтверждено, что все, что делается, имеет целью искать счастье.

В этой теории Селигман полагал, что этот термин можно разделить на три элемента: положительные эмоции, которые являются положительными эмоциями, способствующими приятной жизни; Обязательство, которое является обязательством к некоторой приятной деятельности; и Значение, которое является значением или целью, которую мы даем тому, что мы делаем.

Теория подлинного счастья пытается объяснить счастье как результат удовлетворения жизни. Это означает, что тот, у кого больше положительных эмоций и чувства жизни, будет самым счастливым человеком. Поэтому утверждается, что максимальная цель человека состоит в том, чтобы повысить его удовлетворенность жизнью, чтобы быть счастливым.

Однако сегодня Селигман изменил свою собственную теорию. В своей книге процветать, Опубликованный в 2011 году автор утверждает, что он ненавидит слово счастье, поскольку его чрезмерное использование в современном мире сделало его, по его мнению, бессмысленным. Автор утверждает, что счастье нельзя определить по удовлетворенности жизнью. По этой причине он переформулировал свой подход, создав Теорию Благосостояния.

Согласно Селигману, благополучие является более совершенной конструкцией, которая может намного лучше определять цель человека. В этой теории, будучи темой благосостояния, а не счастья, способ ее измерить - это позитивные эмоции, приверженность, позитивные отношения, смысл или цель и достижения..

Пять элементов, которые объясняют благополучие


Эта классификация известна как PERMA, согласно ее сокращению на английском языке:

  • Положительные эмоции (положительные эмоции): положительные эмоции по-прежнему имеют фундаментальное значение для цели человека. Но в этом случае удовлетворение в жизни и счастье больше не являются фокусом позитивной психологии, а становятся элементами благосостояния, новым фокусом позитивной психологии..
  • помолвка (приверженность): будучи полностью приверженным ситуации, задаче или проекту в любой сфере жизни, у вас больше шансов испытать чувство благополучия.
  • Отношения (позитивные отношения): развивать позитивные отношения с другими людьми. Возможность делиться опытом с другими людьми питает социальную и внутреннюю жизнь, которая способствует благополучию.
  • смысл (значение, цель): способность придавать смысл событиям или ситуациям позволяет получить личные знания.
  • достижение (Достижение): цели, которые мотивируют людей следовать. Речь идет о достижении целей и способности чувствовать, что у вас установлен путь.

Согласно тому, что Мартин Селигман предложил в своей теории благосостояния, ни один из этих элементов сам по себе не может определить концепцию благополучия. Тем не менее, каждый из них вносит важные характеристики, которые способствуют его достижению.

Что такое счастье по мнению Мартина Селигмана?


Селигман объяснил, что необходимо изменить представление о том, что счастье - это много улыбаться и быть всегда счастливым. Автор говорит, что люди стремятся иметь гораздо больше, и что счастье не означает, что ты всегда чувствуешь себя хорошо.

Знание того, что делает разницу между счастливым человеком и несчастливым человеком, было вопросом, на который психология, и особенно Мартин Селигман, пытались найти ответ.

Помимо своих публикаций, Мартин Селигман посвятил в последние годы лекции о новой эре позитивной психологии. Психолог различает три типа счастливой жизни, что означает, что не существует единой модели для достижения желаемого счастья.

Первое - это приятная жизнь. Это жизнь, в которой у человека есть все положительные эмоции, которые он может испытывать, но кроме того, у него есть навыки для их усиления..

Второе - жизнь обязательства. Это жизнь, в которой любовь, воспитание детей, работа, досуг, помимо всего прочего, являются наиболее важными.

И, наконец, третья, значимая жизнь, которая касается жизни, в которой каждый человек знает свои сильные стороны, а также использует их во благо.

Мартин Селигман рекомендует создать прекрасный день и наслаждаться им. Он также указывает на важность благодарности тех, кто внес учение в жизнь, и тех, кто сотрудничал в построении полноценной жизни..

Кроме того, автор вновь подтверждает, что ключом к благополучию является использование собственных сильных сторон, и это достигается путем проведения мероприятий, в которых реализуются врожденные способности каждого человека..

Благодаря многочисленным открытиям позитивной психологии и неустанной работе Мартина Селигмана в этой области, эта область приобрела все больше и больше последователей.

Несмотря на то, что депрессия, одна из проблем, которую пытается решить позитивная психология, в настоящее время затрагивает около 350 миллионов человек в мире, преимущество заключается в том, что существуют психологические инструменты и методологии, которые могут помочь в этой борьбе..

Читайте также: