Теория навешивания ярлыков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жизнь не хороша и не плоха. Где некоторые видят проблему, другие могут найти возможность. Каждый раз, когда мы маркируем события, мы превращаем их в хорошие или плохие. Каждый раз, когда мы судим о том, что с нами происходит, мы начинаем битву против реальности, в которой у нас почти всегда будет шанс проиграть.

Ярлык обозначает тот элементарный механизм реакции, которым мы ограничиваем реальность

Ярлыки могут стать настолько полезными, что нам будет сложно их избежать. В некоторых ситуациях они облегчают нам жизнь, поскольку они становятся главными точками, быстрой системой ориентации, которая активирует механизмы реагирования, которые мы изучили, не думая слишком много. Они похожи на упрощенный триггер, который связывает сложную реальность с простым ответом.

Наша глубокая страсть к ярлыкам в значительной степени проистекает из нашей потребности чувствовать себя в безопасности и контролировать окружающую среду. Метка - это быстрый ответ, который заставляет нас чувствовать, что у нас есть контроль, даже если это всего лишь иллюзорное восприятие.

Теория маркировки: как ярлыки, которые мы используем, формируют нашу реальность?

Психологи начали изучать ярлыки в 1930-х годах, когда лингвист Бенджамин Уорф предложил гипотезу языковой относительности. Он полагал, что слова, которые мы используем, чтобы описать то, что мы видим, не являются просто ярлыками, но в конечном итоге определяют то, что мы видим.

Спустя десятилетия когнитивный психолог Лера Бородицкая продемонстрировала это с помощью эксперимента. Она попросила людей английского или русского родного языка различать два очень похожих, но слегка разных оттенка синего. В английском есть только одно слово для синего цвета, но русские автоматически делят спектр синего на более светлый синий (голубой) и более темный синий (синий). Интересно, что те, кто говорил по-русски, различали разницу между двумя тонами быстрее, а те, кто говорил по-английски, нуждались в гораздо большем.

Этикетки формируют наше восприятие цвета, а также меняют способ восприятия более сложных ситуаций. Никто не застрахован от влияния этикеток. Теория маркировки показывает, что наша личность и поведение определяются или находятся под влиянием терминов, которые мы или другие люди используем для описания нас. Этикетки говорят больше о том, кто маркирует, чем кто маркирован.

На самом деле, мы обычно прибегаем к ярлыкам, когда реальность настолько сложна, что она ошеломляет нас психологически, или, когда у нас нет когнитивных инструментов, чтобы справедливо оценить происходящее.

Гибкие этикетки уменьшают наше напряжение

Использование фиксированных терминов для описания людей или нас самих не только ограничивает, но и вызывает стресс. Напротив, более гибкое мышление об идентичности снизит уровень стресса, на что указывают психологи из Техасского университета.

Исследование, проведенное с учащимися, показало, что те, кто полагал, что личность может измениться, как свою собственную, так и личность одноклассников, которых они назвали, меньше испытывали стресс в ситуациях социального отчуждения, и в конце года они стали меньше болеют люди, которые привыкли наносить фиксированные метки.

Н аличие более гибкого взгляда на мир позволяет нам легче адаптироваться к изменениям, поэтому мы будем меньше напрягаться. Кроме того, понимание того, что все может измениться - мы сами или люди - предотвратит нас от попадания в руки фатализма, чтобы мы могли выработать более оптимистичное видение жизни.

Как убежать от ярлыков?

Мы также должны понимать, что если кто-то делает что-то не так с нашей точки зрения, это не значит, что он плохой человек, а просто человек, который сделал что-то, что не соответствует нашей системе ценностей.

Теории, рассмотренные до сих пор, основаны главным образом на анализе личностных особенностей девианта, а также социальных и, культурных факторов, способствующих девиации. Однако за последние 20 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык "девианта".

Говард Беккер предложил концепцию, противоположную обсуждавшимся выше. В своей книге "Аутсайдеры" (1963) он отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на "медицинской модели", согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле "больным". Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. "Социальные группы создают девиацию, - писал он, - поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым "наклеиваются ярлыки" аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя" (с.9).

Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т.к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что "суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оценивают другие люди" (с. 14).

Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной. Администратор делаем приписки к счету, кто-то пытается заниматься гомосексуализмом. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Лемерт (1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произойдет, если друг, член семьи, коллега или служащий правоохранительных органов узнают о таких поступках и расскажут другим? Часто это приводит к тому, что называется вторичной девиацией: на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

Кем же являются те, кто может заставить других подчиняться своим правилам? Беккер утверждает, что это зависит от распределения политической и экономической власти. Например, психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми людей считают психически неполноценными. Беккер также подчеркивает роль так называемых "борцов за нравственность", организующих "крестовые походы". И если они побеждают, создается новая система правил (и появляются новые девианты). Восемнадцатая поправка к Конституции США, на основе которой был принят закон о запрете продаже спиртных напитков, возникла в результате такого "крестового похода" (Беккер, 1963).

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям, как девиантам.

Эта теория подвергается критике. Гоув и другие исследователи считают, что ее сторонники "стоят на стороне обездоленных", которые оказались на дне общества и не могут оказать сопротивление тем, кто навешивает на них ярлыки девиантов. Сравнительно недавно Пивен (1981) отметила, что сторонники этой концепции в какой-то мере преувеличивают пассивность девиантов и их неспособность бороться с правящими классами. Она утверждает, что в действительности известно много людей, оказывающих сопротивление, иногда успешное, попыткам властей унизить их и поставить на колени. Она приводит пример борьбы негров юга Америки, которые отвергают нормы, навязываемые им окружающим обществом, и организуют бойкоты, сидячие забастовки и марши протеста. Согласно точке зрения Пивен, девиация подразумевает конфликт в большей мере, чем предполагают сторонники теории наклеивания ярлыков.



(наклеивания ярлыков или клеймения)

Теории, рассмотренные до сих пор, основаны главным образом на анализе личностных особенностей девианта, а также социальных и, культурных факторов, способствующих девиации. Однако за последние 20 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык "девианта".

Говард Беккер предложил концепцию, противоположную обсуждавшимся выше. В своей книге "Аутсайдеры" (1963) он отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на "медицинской модели", согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле "больным". Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. "Социальные группы создают девиацию, - писал он, - поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым "наклеиваются ярлыки" аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя" (с.9).

Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т.к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что "суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оценивают другие люди" (с. 14).

Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной. Администратор делаем приписки к счету, кто-то пытается заниматься гомосексуализмом. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Лемерт (1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произойдет, если друг, член семьи, коллега или служащий правоохранительных органов узнают о таких поступках и расскажут другим? Часто это приводит к тому, что называется вторичной девиацией: на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

Кем же являются те, кто может заставить других подчиняться своим правилам? Беккер утверждает, что это зависит от распределения политической и экономической власти. Например, психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми людей считают психически неполноценными. Беккер также подчеркивает роль так называемых "борцов за нравственность", организующих "крестовые походы". И если они побеждают, создается новая система правил (и появляются новые девианты). Восемнадцатая поправка к Конституции США, на основе которой был принят закон о запрете продаже спиртных напитков, возникла в результате такого "крестового похода" (Беккер, 1963).

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям, как девиантам.

Эта теория подвергается критике. Гоув и другие исследователи считают, что ее сторонники "стоят на стороне обездоленных", которые оказались на дне общества и не могут оказать сопротивление тем, кто навешивает на них ярлыки девиантов. Сравнительно недавно Пивен (1981) отметила, что сторонники этой концепции в какой-то мере преувеличивают пассивность девиантов и их неспособность бороться с правящими классами. Она утверждает, что в действительности известно много людей, оказывающих сопротивление, иногда успешное, попыткам властей унизить их и поставить на колени. Она приводит пример борьбы негров юга Америки, которые отвергают нормы, навязываемые им окружающим обществом, и организуют бойкоты, сидячие забастовки и марши протеста. Согласно точке зрения Пивен, девиация подразумевает конфликт в большей мере, чем предполагают сторонники теории наклеивания ярлыков.

В социологии существует множество течений и теорий, которые пытаются объяснить человеческие отношения с разных точек зрения.

Одним из самых популярных в последнее время является теория маркировки. Давайте узнаем, как возникает эта мысль и каковы последствия постулатов, которые она вызывает.

Определение теории маркировки

Теория навешивания ярлыков, или теория навешивания ярлыков, является одним из течений, раскрываемых в рамках социологии девиантности (той части социологии, которая изучает социальные условности и нормы), в основе которой лежит то, что отклонение от нормы будет связано не с самим действием, а с тем, что лицо, которое его совершает, принадлежит к меньшинству, поэтому социальное большинство автоматически маркирует это как негативное, поскольку считает, что они далеки от общепринятых норм.

Это теория, возникшая в 60-х годах прошлого века. Одним из пионеров теории маркировки был бы Говард Беккер. Этот автор, проведя многочисленные исследования взаимодействия между социальными группами, приходит к выводу, что отклонение от нормы - это не качество, которое можно отнести к поведению, а присваивается социальным большинством, которое диктует ряд норм и применяет соответствующие санкции, если кто-то их нарушает.

В этом случае, санкцией будет факт квалификации факта как отклонение от нормы и, следовательно, тому, кто его использует, как отклонившемуся (аутсайдер - оригинальный термин, используемый в английском языке). Следовательно, девиантное поведение обусловлено тем, что оно установлено группой большинства по отношению к меньшинству, которое его осуществляет, и которое из-за этого воспринимается другими как негативное.

Самоисполняющиеся пророчества и стереотипы

В какой-то мере теория навешивания ярлыков основывалась бы на двух широко используемых в психологии концепциях, таких как стереотипы и самоисполняющееся пророчество. Первый относится к тем обобщения, которые мы делаем, чтобы приписать человеку определенные характеристики только потому, что он принадлежит к определенной группе, в то время как второй относится к механизму, с помощью которого часто происходит то, что, по нашему мнению, должно произойти, потому что мы облегчаем это.

Социальная группа большинства будет использовать стереотипы в отношении людей, которых они называют группами меньшинств, чтобы они автоматически приписывали им ряд характеристик, в основном отрицательных, потому что мы уже видели, что они считаются нарушителями норм, которые должны соблюдаться. , потому что они диктуют это, которые представляют большинство этого населения.

В случае с самоисполняющимся пророчеством это произошло бы следующим образом. Члены большинства ожидают, что человек, принадлежащий к меньшинству (по отношению к ним), собирается совершить нарушение нормы.. Поскольку социальные нормы устанавливаются ими, которые составляют большинство по сравнению с группами меньшинств, случается, что поведение, которое выполняет индивид, отличается от того, что считается нормативным, так что фактически то, что они ожидали, было выполнено.

Виды отклонения

Один из самых значительных вкладов в теорию навешивания ярлыков внес Эдвин Лемерт, ведущий социолог, который установил различие между двумя типами отклонений от нормы: первичными и вторичными. Эта классификация предлагает более глубокий взгляд на теорию, позволяя нам различать два очень разных способа восприятия нарушения правила.

С одной стороны, первичное отклонение или основное отклонение будет относиться к тому типу поведения, которое человек выполняет и которое нарушает определенную норму, но этого было бы недостаточно, чтобы его считали "отклоняющимся" ( используя термин, относящийся к норме), и чтобы другие считали его так.

Основное отклонение имеет в виду то нарушение правила, которое может быть совершено кем угодно, независимо от того, принадлежит он к группе большинства или нет, но которое не представляет собой тенденции, то есть это изолированное событие и поэтому не отражает их обычное отношение, поэтому не будет ожидаемого негативного отношения к этому человеку.

С другой стороны, будет вторичное отклонение, которое будет относиться ко всему этому поведению, противоречащему норме, которое повлечет за собой маркировку автора как отклоняющегося от нормы большей частью населения, что также будет порождать у человека другое восприятие самих себя, продукт упомянутого навешивания ярлыков, который делают другие, поэтому это имеет очень важные последствия, поскольку сам человек испытывает изменение в самовосприятии.

Стигма

Именно здесь, с концепцией вторичного отклонения, теория навешивания ярлыков будет иметь дело со стигматами, понимаемыми как негативная каталогизация, которую популяция выполняет в отношении индивидуума. Эту концепцию определил Эрвинг Гоффман, еще один из самых выдающихся авторов социологии середины двадцатого века., так что его можно считать еще одним из отцов теории маркировки.

Проблема стигмы очень важна, потому что она настолько важна, что становится более актуальной, чем сам человек, таким образом, что, как только человек отклонился от нормы и приобрел определенный ярлык, они увидят, что каждый будет осужден за свои действия. осуществляется с этого момента через это клеймо, которое ему приписывают, вызывая постоянное социальное неприятие.

Криминология

Теория маркировки имеет большое значение во многих криминологических исследованиях., поскольку стигма через механизм самоисполняющегося пророчества, который мы видели ранее, может заставить человека пометить его и вести себя так, как он был внесен в каталог, в случае криминологии, как преступник.

Этот процесс может происходить из-за отказа со стороны тех, кто считает себя большинством, поэтому человек может продолжить искать одобрения других лиц, которые, как и он, разделяют категорию преступников, способствуя повторению этого поведения в будущем. Это теория, предложенная социологом Робертом Кингом Мертоном.

Этот цикл стигмы имеет место во многих других областях, не только в отношении преступного поведения. Вот почему важно остановиться и переосмыслить силу ярлыков, которые мы постоянно наносим, ​​потому что мы можем, не осознавая этого, приводить к тому, что некоторые люди впадают в дурные привычки из-за непропорционального отвержения, которое вызывает конкретное поведение. вызвало нас, заставив его воспроизводиться, что прямо противоположно тому, чего мы действительно хотели бы.

Психологические расстройства

Другая из областей, где исторически феномен стигматизации из-за вторичного отклонения происходил наиболее часто, согласно терминологии теории навешивания ярлыков, - это все, что связано с психологическими патологиями. И дело в том, что многие из этих расстройств влекут за собой серию действий, вызывающих социальное неприятие либо из страха, невежества, либо по другим причинам, вызывая изоляцию этих людей, которые вдвойне страдают от своего недуга по этой причине.

Первым автором, затронувшим эту проблему, был Томас Дж. Шефф в своей публикации. Психически больной, где он утверждает, что ярлык психического заболевания ставится самим обществом, а не самой психологической патологией. Проблема в том, что, приписывая человеку название соответствующей болезни, он уже предрасположен к определенному поведению, что снова вызывает самоисполняющееся пророчество.

Видя последствия, которые использование этих терминов может иметь для жизни людей, было бы важно, чтобы мы все глубоко знали механизмы навешивания ярлыков, чтобы минимизировать эффекты, которые мы можем неосознанно производить, используя ярлыки, которые становятся стигмами. Общество формируется всеми людьми, поэтому обеспечение благополучия всех остальных - это общая ответственность.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое "Навешивания ярлыков теория" в других словарях:

НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ, ТЕОРИЯ — Название, употребляемое в отношении современной психиатрии многими из тех критиков, которые рассматривают большинство подходов к клиническим явлениям как нечто вроде навешивания ярлыков на людей. Их точка зрения, проще говоря, заключается в том,… … Толковый словарь по психологии

Теория навешивания ярлыков (labeling theory) — В отличие от др. известных теорет. подходов, к рые видят причины возникновения отклоняющегося поведения исключительно в самом индивидууме или исключительно в самом об ве, Т. н. я. делает осн. упор на взаимодействие, к рое происходит в результате… … Психологическая энциклопедия

Навешивание ярлыков (и теория навешивания ярлыков) — – процесс приписывания облеченными властью людьми обобщенных негативных характеристик отдельным категориям лиц, приводящий к вызыванию или усилению этих поведенческих характеристик. Навешиванию ярлыков подвержены такие влиятельные группы, как… … Словарь-справочник по социальной работе

Социальный конструкционизм (social constructionism) — С. к. это описание практикующихся способов получения знания, как научного, так и любого другого. На этом уровне конструкционистская теория предлагает определенную установку в отношении знания, создаваемого психол. науками, т. зр., существенно… … Психологическая энциклопедия

Преступность (crime) — Изучение П. всегда было одной из важнейших общественных, политических и психол. задач. П. служила темой многочисленных споров в об ве и предметом научных исслед. Самые ранние из дошедших до нас филос. взглядов на природу П. относятся к началу… … Психологическая энциклопедия

Девиантность (deviance) — Изучение Д. основывается на двух различных т. зр. Первая рассматривает Д. как необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Др. словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, к рый не… … Психологическая энциклопедия

Психозы — группа ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, серьезно нарушающих мышление, речь и поведение, лишающих человека дееспособности. В западной культуре психозы считаются ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ; в большинстве случаев такие больные лечатся у психиатра и,… … Словарь-справочник по социальной работе

Предубеждение и дискриминация (prejudice and discrimination) — Термины П. и д. несут в себе различный смысл для большинства представителей общественных наук. Первый означает обладание негативными аттитюдами определенного типа в отношении членов специфической группы или категории, последний применяется к… … Психологическая энциклопедия

Читайте также: