Теория моральных обязательств кратко

Обновлено: 08.07.2024

Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики.

Конфликт цели и средства в биомедицинской науке.

Профессионализм и профессиональная ответственность.

  1. Формы социальной регуляции медицинской деятельности:

этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль.

Религиозные и фило­софские истоки биомедицинской этики.

Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики.

Проблема научного статуса профес­сиональной этики.

  1. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача.

Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания.

  1. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века).

  1. Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.
  2. Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора).

Этика медицинской сестры

. сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в .

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

  1. Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.
  2. Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм).

Экологическая медицина теория 2 коллок

Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый).

Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин).

Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

    Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение).

  1. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Врач и пациент – два полюса, между которыми

. справки. Перегрузка оче­видна. Более чем недостаточно пациенты знают о биологи­ческих, профессиональных, социальных и моральных перегрузках участковых врачей, медсестер, санитарок и др. Они, как правило, . когда медицину захватила стихия коммерциализации, сложно рассуждать и тем более следовать высоким этическим принципам. И все же многие медики остаются верны врачебному долгу, жертвуя .

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных

  1. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

    Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая).

    Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.).

  1. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

Проблемы психологического аспекта онкологического заболевания

. ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У КОНТИНГЕНТА ЗДОРОВЫХ И ЛЮДЕЙ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ .1 Теоретические аспекты проблемы психологического аспекта онкологического заболевания Онкологические заболевания - это те или иные злокачественные опухоли, . в 18 раз повышает риск развития Т-клеточной лимфомы [4]. По мнению врачей, силикон обладает токсичными свойствами и вредит работе иммунной системы, что ослабляет .

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

  1. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики

  1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека: историче­ский, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Репро­дуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права.
  2. Аборт и его виды. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, кон­сервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.
  3. Морально-этические проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации (ин­формированное согласие, конфиденциальность и т.д.).

Психология и этика делового человека

. моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах. Шестой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. . субъекту, а не объекту профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования, введения людей в заблуждение, во многих профессиях понимается как принцип « .

Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтана­зии новорожденных с тяжелыми пороками развития.

  1. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в ме­дицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируе­мость медико-генетической информации. Стигматизирующий характер генетического диагноза. Этические проблемы применения методов, ис­пользуемых медициной для диагностики и коррекции генетических на­рушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.).

Моральные аспекты медико-генетичес­кого консультирования (директивная и недирективная модели).

Проблема клонирования человека. Два подхода к проблеме: в США и Европе.

Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании

. проанализированы разные гипотезы, концепции, касающиеся разных аспектов соотношения жизни, смерти, бессмертия. Его докторская диссертация: "Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения" (1990 . рассматривает и тему жизни, и тему смерти, и тему бессмертия. Смерть — лишь один из аспектов общей проблемы "жизнь-смерть-бессмертие". В.С. Малахов прав лишь в .

Проблема справедливости распределения ресур­сов донорских органов. Медицинские критерии распределения (гистосовместимость, неотложность, очередность).

Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).

Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей.

Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. Проблемы разработки искусственных орга­нов.

Эпидемиология и этика. Спид — морально-этические проблемы

  1. Эпидемиология и права человека. Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию. Проблема защиты конфиденци­ального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения ги­гиенических нормативов, санитарных правил и т.д.
  2. Инфекционные болезни как потенциальный источник социаль­ной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприя­тия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недоброволь­ной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.).

Проблема свободы и ответственности человека

. ее же считают причиной многих бед совре­менного общества. Свободный человек, свободная воля, свободный вы­бор, права и свободы гражданина, свободный труд, сво­бодная мысль, свободная . движения к свободе. Все это составляет предмет изучения многих наук, которые к проблемам свободы подходят с социологичес­ких, экономических, политических, психологических, юри­дических, нравственных, исторических, .

Этика в психиатрии и психотерапии

Забота о профессиональной компетентности психиатра как его пер­вейший профессиональный долг. Понятие профессиональной независи­мости. Нравственные, правовые и социальные гарантии защиты профес­сиональной независимости психиатра.

Мораль и этика в медицине: от Гиппократа до наших дней

Этические проблемы современной психотерапии.

Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения

Понятие микро- и макроуровней распределения ресурсов. Специфи­ка моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой).

ЛИТЕРАТУРА (СПИСОК 1)

ЛИТЕРАТУРА (Список 2)

  1. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т.4. — М., 1983.
  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти /Пер. с франц. — М., 1992.
  3. Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского. — М.: Медицина, 1997.
  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина.-М., 1998.
  1. Биоэтика: проблемы и перспективы /Под ред. А.П. Огурцова. — М., 1992.
  2. Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко. — М., 1999.
  3. Вересаев В.В. Записки врача. — М., 1994,
  4. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. — М., 1995.

Врачи, пациенты, общество, права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. — Киев, 1996.

  1. Гиппократ. Избранные книги. — М., 1994.
  2. Гусейнов А.А. Введение в этику. — М., 1995.
  3. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки. // Сов. медицина, 1941.
  1. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. — М.,1990.
  2. Кассирский И.А. О врачевании. — М., 1970.
  3. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. — М.,1995.
  4. Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и

Примеры похожих учебных работ

Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма и антипатернализма

. вопросы. Имеет ли врач моральное обязательство сообщить смертельно больному пациенту о том, что он умирает? Являются ли нарушения медицинской конфиденциальности когда-либо морально оправданным? Подобные нормативные этические вопросы затрагивают .

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти

. - бессмертие с точки зрения этики медицинских работников 1. Биологический потенциал человека Смерть может быть естественной, то . В обсуждении этой темы необходимо затронуть ряд проблем. Это проблема внезапной смерти, искусственного прерывания жизни с .

Проблема человека в современной философии

. проблему человека. Между тем как философская антропология должна быть основой этики. Более того - проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек . С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он .

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

. Аристотеля (метафизика, логика, космология, этика, учение о государстве). 7. Философско-этические учения эпохи эллинизма (эпикуреизм,стоицизм, кинизм, неоплатонизм). 8. Философия патристики и её проблемы. Проблема человека и его нравственного .

Проблема человека в европейской философии 20 века

Проблема человека в современной философии 2

. самым его абсолютное право на обладание гениальностью Таким образом, проблема человека как практическая проблема всегда стояла и . оно требует специфических методов; таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. – нет нужды .

3.3. ТЕОРИЯ МОРАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ PRIMA FACIE У.Д.РОССА.

Английский философ У.Росс [w.d.ross, 1877-J.940] представил в своей книге "The Right and the Good" (1930) этическую теорию, которую можно расценить, как попытку объединить перспективы утили­таризма и перспективы кантианства. Росс отверг утилитаристское убеждение, что одни последствия делают поступок правильным, но его так­же беспокоили абсолютные правила Канта. Он понимал, что такие пра­вила не только не способны проявить восприимчивость к сложностям фактически существующих ситуаций, но что они также иногда противоречат одно другому. Росс, подобно Канту, деонтологист, но с важ­ным отличием. Росс убеждён, делая моральный выбор, необходимо при­нимать so внимание последствия, хотя не результаты поступка, взя­тые одни, делают его правильным.

а) Моральные свойства и правила.

По Россу, существует непреодолимое различие между моральными и неморальными свойствами. Есть только два моральных свойства - правильность и добро (доброта) - и эти свойства, но могут заменяться, или объясняться в терминах, другими свойствами. Так, сказать, что поступок является "правильным", не есть тоже самое, как если сказать, что он "вызывает удовольствие" или "увеличивает счастье", как предлагает утилитаризм.

Однако Росс вовсе не отрицает того, что связь между моральны­ми и неморальными свойствами существует. Что он отрицает, так это возможность тождества между ними. Так, облегчить кому-нибудь стра­дание может быть правильным, но правильность не является идентичной облегчению страдания.

Росс также осознаёт, что мы часто должны знать много неморальных фактов о ситуации, прежде чем мы можем правильно вынести мо­ральное суждение. Если я вижу врача, инъецирующего кого-либо, я не могу еще сказать, действует ли он правильно, без определения того, что он инъецирует, почему он это делает и т.д. Таким образом, пра­вильность есть свойство, которое зависит частично от неморальных свойств, характеризующих ситуацию. Я не могу определить, делает ли врач правильный или неправильный поступок, до тех пор, пока я не оп­ределю, какие имеются неморальные свойства.

Росс убеждён, что есть случаи, в которых мы не имеем подлинных сомнений в том, присутствует ли свойство правильности или доброты. Мир изобилует примерами жестокости, лжи и эгоизма и в этих ситуациях мы непосредственно осознаём отсутствие правильности или доброты. Но мир также богат примерами сострадания, верности и великодушия, в которых правильность и доброта ясно присутствуют. Росс утверждает, что_ наш опыт относительно таких случаев делает нас в состоянии узнать правильность и доброту с такой степенью достовер­ности и очевидности, как если бы мы постигали математическую исти­ну, что треугольник имеет три угла. Кроме того, наш опыт относите­льно многих индивидуальных случаев делает нас в состоянии осознать верность общего утверждения, такого как "Неправильно причинять из­лишнюю боль".

Таким образом, наши моральные интуиции могут снабжать нас мо­ральными правилами общего характера. Но Росс отказывается признать эти правила как абсолютные. Для него они могут служить только в ка­честве примеров (образцов), чтобы помочь нам решить, что мы должны делать. В конечном счёте, в любом отдельном случае мы должны полагаться не только на правила, но также на разум и наше понимание ситуации.

Рассмотрим проблему: лгать ли смертельно больной пациентке о ее состоянии? Позволим себе предположить, что мы можем избежать причинения ей, по крайней мере, некоторого мучения, если обманем ее. Но, с другой стороны, действуя морально и сообщая ей правду, мы не нарушаем её доверия к нам.

В таких ситуациях, представляется, мы имеем конфликт в наших моральных обязательствах. Вследствие таких привычных видов конфлик­тов, Росс отвергает возможность исследования абсолютных, инвариант­ных правил, подобных правилам "Всегда говори правду" и "Всегда устраняй излишние страдания". В случаях, подобных ситуации выше, мы не можем полагать, что оба правила являются абсолютными, не противоречат себе. Росс утверждает: мы должны ясно осознавать, что любое правило имеет исключения и должно отменяться в некоторых ситуациях.

б) Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства.

Если правила, подобные правилу "Всегда говори правду", не могут быть абсолютными, тогда какой статус они могут иметь? Когда на­ши правила в отдельных ситуациях вступают в конфликт, каким обра­зом мы должны решить, какое правило применять? Росс отвечает на этот вопрос, используя различие между тем, что является фактически правильным, и тем, что является prima facie правильным. Поскольку мы имеем долг делать то, что является правильным, это различие может быть выражено, как различие между фактическим моральным обяза­тельством и prima facie моральным обязательством.

Фактический долг буквально есть то, что является моей реаль­ной моральной обязанностью в конкретной ситуации. Мы претендуем на полный обзор всех аспектов какого-то случая, когда мы говорим, что нечто является нашим моральным обязательством, "принимая во внимание все обстоятельства". Это действие, которое, из всех разнооб­разных возможностей, я должен выполнить. Чаще всего, однако, я мо­гу не знать, что является моим фактическим долгом.

Латинское выражение "prima facie" дословно означает "на первый взгляд", но Росс употребляет это выражение, подразумевая нечто подобное выражению "при прочих равных условиях". Соответственно, prima facie моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы.

Обязательствами в случае конфликта.

В духе Росса, педиатр, которая могла бы помочь одному пациенту, нарушив обещание второму, кого она обещала осмотреть первым, должна была бы поразмыслить над двумя prima facie моральными обязательст­вами и решить, какое из них показалось бы более важным в данных об­стоятельствах. Понятие prima facie морального обязательства позволяет Россу предложить набор моральных правил, сформулированных таким образом, что они являются универ­сальными и свободными от исключений. Ложь, например, всегда неправильна, но она представляет prima facie (при прочих равных условиях) неправиль­ное. Может быть, что в отдельной ситуации моё фактическое мораль­ное обязательство требует, чтобы я солгал. Хотя то, что я сделал, есть нечто prima facie (при прочих равных условиях) неправильное, пред­ставляется в моральном отношении правильным это делать, если неко­торое другое prime facie моральное обязательство, которое требует солгать в этом случае, является более обязательным (веским), чем prima facie моральное обязательство говорить правду.

Мы рассмотрели лишь несколько простых примеров prime facie моральных обязательств, но Росс более основателен и систематичен, чем это могут внушить наши примеры. Он предлагает список моральных обязательств, которые он считает обязывающими для всех моральных агентов

Преданность - обязанность выполнять (явный и неявный) обещания, в которые вступил.

Компенсация - обязанность восполнять неправомерные действия, предварительно сделанные к другим обязанностям, происходящих от предыдущих действий других.

Благодарность - обязанность возместить другие за мимо пользы, сделанной для себя.

4. Правосудие - обязанность предотвращать или исправлять не соответствия:

· Обязанности, происходящие от возможности улучшения условий (состояний) других относительно достоинства, сведений (интеллекта), или удовольствия.

5. Благодеяние - обязанность улучшать условия (состояния) других в этих уважения (отношениях)

· Обязанности, происходящие от возможности улучшения собственного условия (состояния) относительно достоинства или сведений (интеллекта).

6. Самоусовершенствование - обязанность улучшать собственное условие (состояние) в этих уважения (отношениях)

· Специальная обязанность, которую нужно отличить(выдающегося) от обязанности благодеяния.

7. Nonmaleficence - обязанность не повреждать другие

Росс предлагает нам два принципа обсуждения случаев противоре­чивого долга.

Первый принцип предназначен рассматривать ситуации, в которых только два prima Facie моральных обязательств находятся в конфликте: Тот поступок является долгом, который находится в согласии с более строгим (веский) prima facie обязательством .

в) Теория prima facie моральных обязательств в биомедицинском контексте.

Первым и наиболее важным является перечень Росса prima facie мораль­ных обязательств. Перечень моральных обязательств может выполнять важную функцию в моральном воспитании врачей, исследователей и другого медицинского персонала. Перечень рекомендует каждому ответственному за обслуживание пациента че­ловеку размышлять над prim facie обязательствами, которые он имеет к этим людям и отклонять одно из этих обязательств только в той случае, когда он уверен в моральном отношении, что другое обязательство получит приоритет.

Существует множество специфических обязанностей, предписываемых способом prima facie, и они могут выражаться в терминах, реле­вантных медицинскому контексту: не причиняй вреда пациентам; не распределяй редкие ресурсы таким способом, который не в состоянии оценить индивидуальные достоинства; не лги пациентам; выказывай пациентам расположение и понимание; не вселяй в пациентов ложных надежд.

Во-вторых, подобно утилитаризму, этика Росса рекомендует нам проявлять чувствительность к уникальным особенностям ситуаций, прежде чем действовать. Однако, подобно этике Канта, этика Росса настаивает на том, что мы смотрим на мир из индивидуальной моральной перспективы. Принимая решения о том, что является правильным, должны изучить факты ситуации и принять во внимание возможные по­следствия наших действий. Тем не менее, в конечном счете, мы должны направлять наши действия (поступки) скорее тем, что" является правильным, а не том, что" яв­ляется полезным, или что будет производить счастье, или что-нибудь в этом роде.

Биоэтика – как междисциплинарная область знания : определение и причины возникновения биоэтики; отраслевая структура биоэтики; проблематика, предмет, объект, цели и задачи биоэтики.

Биоэтика – сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением моральных проблем, порождаемых новейшими достижениями биомедицинской науки и практиками здравоохранения.

Объект биоэтики – человек в ситуациях морального выбора, сопряженного с вмешательством в процессы жизнедеятельности, которое представляет возможную или действительную опасность для жизни и здоровья отдельного человека, группы людей или будущему человечеству в целом, а так же для животного при проведении научного эксперимента.

Предмет биоэтики – ситуации морального выбора при осуществлении вмешательства, представляющего возможную или действительную опасность для процессов жизнедеятельности; разработка биоэтических законов, принципов, правил, процедур эффективного рассмотрения и разрешения прецедентов(казусов), имеющих биоэтическое содержание.

Цели биоэтики – рациональный анализ нравственных проблем , связанных с биомедициной, и их связей со сферами права и гуманитарных наук. Они предполагают выработку этических ориентиров, основанных на ценности человеческой личности и прав человека при уважении всех религиозных исповеданий, опирающуюся на рациональную основу и научно адекватную методологию.

1)Проблема зачатия(контрацепция, репродуктивные технологии)

2)Проблема беременности (аборт)

4)проблема самой жизни (ВИЧ,отдельные заболевания)

6)Проблема смерти и умирания

Задачи биоэтики - формирование принципов морального регулирования научных исследований, которое не ограничивало бы свободу науки, но обеспечивало бы и социальную защиту граждан и интересы общества. Как следствие, биоэтика формирует мировоззрение общества в целом, закрепленное в правовых государственных и международных законах и декларациях.

Причины возникновения биоэтики:

1)Бурное развитие технологий

2)Изменение социально-экономических и психологических сторон взаимоотношений врача и пациента(бесплатная,рыночная медицина)

1)Общая биоэтика – изучает основные ценности и принципы

2)Частная – изучает основные проблемы биомедицины

3)Клиническая – рассматривает конкретные проблемы в конкретных реальных ситуациях

Цели и задачи биоэтики:

1)Рациональный анализ нравственных проблем связанных с биомедициной

2)нахождение путей решения проблем

3)Нахождение моральных ориентиров, основываясь на ценностях человеческой личности и правах человека при уважении всех его интересов.

Учение о моральном долге Канта и его связь с моральными проблемами современной медицины. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль ДЖ.С, современный американский утилитаризм).Теория общественного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств прима фациес У.Д. Росса. Связь этических теорий с медико-этическими проблемами.


1.Моральный долг Кант выразил в трех аксиомах:

• Необходимость поступать так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех.

• в своих поступках следует исходить из того, что всякий другой человек является высшей ценностью и его нельзя рассматривать как средство.

• Все поступки должны быть ориентированы на благо.

Принципиальным для утилитаристских теорий является то, что определяющим - с точки зрения моральной оценки - элементом поступка или действия является его цель.

Главное состоит в том, что в утилитаристской теории признается один-единственный этический принцип - принцип пользы (полезности), который можно сформулировать примерно так: мы всегда должны действовать таким образом, чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями нашего действия, либо - если последствия при любом варианте будут негативными - наименьшего суммарного вреда. Или другими словами: наш выбор оправдан, если выбранный вариант порождает больше блага, чем любой из альтернативных.

Дэвид Юм – все чувству сводятся к удовольствию и неудовольствию. Воспитываем в человеках совесть и нравственные чувства, критерий полезности – количество удовольствия и вредности – неудовольствия. Достижение общего блага как объект

бентам – то же самое общее благо, увеличение суммы счастья в стране,

миль – достижение общего счастья ценой счастья индивида

Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности. История развития медико-этического знания.

Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности.

биомедицинская этика может быть рассмотрена как отрасль профессиональной этики, изучающая морально-нравственные проблемы в сфере медицинской деятельности. При этом главным предметом изучения биомедицинской этики являются моральные аспекты взаимодействия между медицинским работником и пациентом. Характеризуя биомедицинскую этику, необходимо отметить ее междисциплинарную сущность: она развивается на стыке философии и медицины, ее проблемы рассматриваются также в рамках психологии, правоведения, теологии и ряда других гуманитарных и естественных дисциплин. Завершая определение биомедицинской этики нужно указать, что она по мнению авторитетных авторов еще не сложилась окончательно как наука и предмет преподавания и представляет формирующуюся сферу научно-теоретического и практического знания. В то же время процесс такого формирования идет сейчас весьма динамично.

В повседневной врачебной деятельности далеко не редко возникают этически сложные проблемы, с одной стороны, не допускающие однозначного морального решения, но, с другой стороны, такие, от правильности решения которых зависит профессиональная судьба врача.

Пусть, скажем, врач, установив диагноз болезни пациента, приходит к выводу, что возможны два разных метода лечения. Задачу выбора он может воспринимать как чисто техническую, ориентируясь, к примеру, на более доступные средства и процедуры. Теперь несколько изменим условия задачи: пусть метод лечения "А" будет требовать больше времени, тогда как альтернативный метод лечения "Б" сопряжен с большей вероятностью побочных осложнений для пациента. В этом случае проблема становится не только технической, но и моральной, связанной с определением и уточнением того, что будет благом для пациента - излечение более быстрое или более безопасное.

Общество вполне обоснованно стремится, доверяя врачам человеческое здоровье, а зачастую и жизнь, максимально гарантировать то, что отношение врачей к этим несопоставимым по своему значению ни с чем личностным ценностям будет предельно добросовестным. Поэтому безупречное следование определенным этическим правилам представляет обязательную составляющую профессиональной деятельности высококвалифицированного врача. Иначе говоря, врач, не соблюдающий высокие профессионально-этические стандарты, не может считаться хорошим врачом.

Для того, чтобы успешно следовать морально-этическим канонам своей профессии, каждый врач должен знать их содержание и уметь творчески применить в практической деятельности. И первое, и в особенности второе представляет весьма сложную задачу, поскольку даже повседневная работа врача, как уже указывалось выше. сопряжена со значительным многообразием конкретных ситуаций и нравственной остротой возникающих при этом нравственных коллизий.

История развития медико-этического знания.

Всемирно известный хирург и анатом Н.И.Пирогов в своих работах рассмотрел такую болезненную проблему медицинской этики, как врачебная ошибка. Беспристрастно анализируя прежде всего свои промахи, Пирогов приходит к выводу, что врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины.

С конца 60-х годов медицинская деонтология становится объектом всеобщего внимания со стороны профессионалов и государства. По соответствующей проблематике публикуются работы философов и медиков, проводятся научные конференции. В учебные программы медицинских вузов вводится (рассеянное по отдельным дисциплинам) преподавание медицинской деонтологии.

В постсоветской России медицинская, биомедицинская этика, формируется в известных всем вам сложных экономических, социально-политических и культурных обстоятельствах. Обладая глубокими историческими корнями, имея в условиях гласности и идейного плюрализма невиданные ранее возможности для свободного развития, биомедицинская этика сталкивается с лавиной новых серьезных проблем, обусловленных не столько медицинским и общественным прогрессом, сколько проявлениями общественного кризиса.

3.Теория общественного договора
Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества,государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся отсуверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

4. Теория моральных обязательств Росса – попытка объединить перспективы утилитаризма и перспективы кантианства. Росс убеждён, делая моральный выбор, необходимо принимать во внимание последствия, хотя не результаты поступка, взятые отдельно, делают его правильным.
Минус:Моральные правила у Росса не являются абсолютными в том смысле, в каком они у Канта; следовательно, как в случае утилитаризма, невозможно утверждать, каким было бы моральное обязательство в действительной конкретной ситуации.

У нас есть перечень prima facie моральных обязательств – мы их придерживаемся при прочих равных – ну там не лги, не вору, не еби жену соседа. Но если они вступают в конфликт – мы выбираем из этих обязательств более важное и правильное, в этом нам помогает наша моральная интуиция.

-Фактический долг буквально есть то, что является моей реальной моральной обязанностью в конкретной ситуации.

-prima facie (при прочих равных) моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы.

Работа состоит из 1 файл

Вопросы к зачёту по этике.docx

Носителем общественного морального сознания является общество, которое накапливает и использует опыт предыдущих поколений и исторических эпох. Главными компонентами его являются моральные чувства, моральные суждения, оценочные представления, которые связаны с интересами социальных групп и носят прагматичный, утилитарный характер (эмоционально- чувственный уровень морального сознания). Рационально-теоретический уровень общественного морального сознания направлен на решение главных вопросов смысла жизни, имеет рациональных и системный характер.

Моральную деятельность целесообразно представить как сложную совокупность ее отдельных актов, обозначаемых в этике понятием "поступок". Структура поступка относительно проста и включает в себя, помимо самого действия, предварительную подготовку к нему, часто называемую мотивационным блоком, а также последующую оценку.

Нравственные отношения Основными видами моральных отношений, рассматриваемых в этом ключе, являются, отношение человека к самому себе, к другому человеку, к какой-либо социальной общности. Как бы сложно не проявлялись человеческие отношения, необходимо помнить, что их нравственный статус опирается на принцип гуманизма, утверждающий самоценность личности "как в своем лице, так в лице всякого другого" (Кант).

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле -- особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле -- совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

  1. Основные этические теории: краткая характеристика (моральные программы).

ДОБРОДЕТЕЛЬ – постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней. В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что позволяет ему выдвинуть проблему нравственного воспитания. Добродетель не приобретенное свойство души, она связана с общественно значимым действием, обладает нормативным характером и должна быть воспитана.

Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Для Эпикура добродетель – верное понимание условий истинной радости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием.

Этическая теория Аристотеля - это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить как стать добродетельным (и счастливым).

Понимая добродетель как наилучшее, совершенное состояние души, результатом которой является обладание серединой.Середина — не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора, так как установленных правил нет. Добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, поэтому добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности.

  • Утилитаристские концепции блага как совокупнос ти желательных последствий челове ческого действия

Утилитаризм - этическая теория, утверждающая, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо.

В рамках утилитаризма наиболее известными являются три теории ценностей:

1. Гедонизм, отстаиваемый классиками утилитаризма Бентамом и Миллем, есть взгляд, в соответствии с которым благом является удовольствие (и отсутствие страдания), или счастье. Эта теория принимает во внимание удовольствия всех типов, включая утончённые удовольствия, подобно тем, что сопровождают чтение великой литературы, осуществление благотворительных поступков и дружбу.

2. Плюрализм, считает, что благо состоит из нескольких видов по природе ценных вещей, хотя различные теоретики имеют разные списки. Среди часто включаемых классов ценных вещей присутствуют дружба, красота, знание, любовь и, как предлагают в медицине, здоровье.

3. Утилитаризм предпочтения, который просто требует одного: максимизировать удовлетворение актуалъных предпочтений или желаний индивидуальных лиц, какими бы они ни были. Этот взгляд иногда играет роль в анализе политики здравоохранения или в суждениях о справедливом распределении ресурсов.

Основанием утилитаризма является единственный и очевидно простой принцип. Милль называет его, "принципом полезности" и формулирует следующим образом: "Поступки являются правильными соответственно, когда они имеют тенденцию содействовать счастью, неправильными, когда они имеют тенденцию приносить противоположное счастью". Под словом "счастье" он подразумевает удовольствие и отсутствие страдания; под словом "несчастье" - страдание и лишение удовольствия. Милль утверждает, что "только удовольствие и отсутствие страдания желательны сами по себе, как цель, а что всё прочее желательное. желательно или потому, что заключает в себе удовольствие, или потому, что составляет средство для получения удовольствия и устранения страдания".

Этот принцип сосредоточивает внимание скорее на последствиях действий, чем на некоторой особенности самих действий. "Полезность" поступка определяется величиной приносимого им счастья. Таким образом, не действие само по себе является правильным или неправильным. Действие может приносить некоторое несчастье, но существует положительный баланс счастья над несчастьем, который данный принцип требует добиваться.

Особенность утилитаризма действия в том, что он побуждает рассматривать каждый случай как уникальный. Некоторые философы указывают, что нет способа, благодаря которому можно быть уверенным, что сделали правильный выбор действия. И с этим нельзя не согласиться. Действительно невозможно быть уверенным, в том, какими реально будут результаты действий.

Деонтологическая этика, которая ведёт происхождение своего названия от греческого слова "deon", имеющего значение "долг", смотрит на обязанности для того, чтобы определить, что является этичным. Эта теория отвечает на вопрос "Что я должен делать?" специальным указанием моих обязанностей или моральных обязательств.

Поступки являются правильными или неправильными, с точки зрения деонтологическоЙ теории, вследствие определенного типа действия (например, убийства, пытка), а не из-за их последствий. Имеется много деонтологических теорий и большинство из них, до некоторой степени, принимают последствия в расчёт; но для любой из них оправдание принципов и поступков не является обращением исключительно к последствиям. Первичность правильности над благом в деонтологической теории является ее центральной особенностью. Для современных деонтологических теорий весьма общим является принимать форму теории прав, согласно которой каждый человек имеет определённые моральные права (например, на жизнь, свободу, некоторый минимальный стандарт благополучия), которые могут не приниматься во внимание утилитаристскими апелляциями к последствиям отдельных поступков. Например, Ролз обосновывает, что даже если рабство оправдывается по утилитаристским основаниям, оно нарушает право индивидуальной личности на свободу и поэтому является злом.

  • Теория моральных обязательств PRIMA FACIE У. Д.РОССА

Английский философ Уильям Дэвид Росс [William David Ross] (1877-1971) представил в своей книге "The Right and the Good" (1930) этическую теорию, которая явилась попыткой объединить перспективы утилитаризма и перспективы кантианства. Росс отверг утилитаристское убеждение, что одни последствия делают поступок правильным, но его также интересовали абсолютные правила Канта. Он понимал, что подобные правила не только не способны проявить восприимчивость к сложности фактически существующих ситуаций, но могут иногда противоречить одно другому. Росс, подобно Канту, деонтологист, но с важным отличием. Росс убеждён, делая моральный выбор, необходимо принимать во внимание последствия, которые делают его правильным.

По Россу, есть два моральных свойства - правильность и доброта, которые не могут заменяться, или объясняться в терминах других свойств. Однако Росс не отрицает связи между ними, он отрицает возможность отождествления их. Так, облегчить кому-нибудь страдание может быть правильным, но правильность не является идентичной облегчению страдания.

Росс также осознает, что мы часто должны знать много неморальных фактов о ситуации, прежде чем мы можем правильно вынести моральное суждение. Он убеждён, что мир изобилует примерами жестокости, лжи и эгоизма и в этих ситуациях мы непосредственно осознаем отсутствие правильности или доброты. Но мир также богат примерами сострадания, верности и великодушия, в которых правильность и доброта ясно присутствуют. Росс утверждает, что наш опыт относительно таких случаев делает нас в состоянии узнать правильность и доброту с такой степенью достоверности и очевидности, что не вызывает ни тени сомнения. Росс отказывается признать моральные правила абсолютными. В конечном счёте, в любом отдельном случае мы должны полагаться не только на правила, но также на разум и наше понимание ситуации.

  1. Основные этические школы антич ности (Сократ, Платон, Аристотель).

Кроме того, основной особенностью их этической позиции являлось понимание нравственности, добродетельности поведения человека как разумности. Именно разум управляет жизнью человека и общества в понимании античной этики, он играет главную роль в выборе правильного жизненного пути. Кроме разумности человеческого поведения, одной из основных характеристик античного мировоззрения являлось стремление к гармонии человека с его внутренним и с внешним миром. Этические воззрения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля связаны в античной философии с переходом от идеи доминирования власти всеобщего над человеком к идее единства отдельного человека и государства, которая предполагала обоснование самоценности человека.

Читайте также: