Теория массового общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Массовое общество – это теоретическая модель, которая описывает социальные преобразования, вызываемые модернизацией, урбанизацией и развитием СМИ.

Общие сведения

Сегодня опасность массового скопления людей обусловлена тем, что оно не просто возникает за считанные часы, но и может эффективно, быстро управляться изнутри за счет применения технических средств, корректирующих их действия в ту или иную сторону. Сегодня многие люди выходят на улицы, чтобы кардинально поменять текущее положение вещей, сменить политический режим, свергнуть правительство, отстоять собственную точку зрения по какому-либо вопросу.

В связи с важностью исследования данного феномена необходимо обратить внимание на исторические концепции восприятия массового общества и массового поведения, родоначальниками которых считают Г. Тарда и Г. Лебона. Идеи этих мыслителей не просто сформировали психологическую парадигму социологии, но и стали опорой практических действий многих политиков.

  • Т. Рузвельт;
  • В.И. Ленин;
  • Ш. де Голль.

Концепция Г. Лебона

Г. Лебон говорил о том, что конец XIX века представлял собой уникальное время. Он обращал внимание на состояние кризиса традиционных социальных институтов, например, религии и государства.

Этот период был ознаменован успехами в развитии точных и естественных наук. Также наблюдались процессы индустриализации и урбанизации. Мыслитель говорил о том, что роль толпы и народных масс стремительно росла в жизни общества. Сознательная деятельность индивидов весьма быстро сменялась бессознательной деятельностью толпы.

Концепция коллективного поведения Г. Лебона отвергала иррациональные действия толпы, что весьма важно для постижения истинного смысла механизмов функционирования гражданского общества. Коллективные действия являются основой всех добровольных общественных организаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Г. Лебон выделил два фактора, которые определяют содержание коллективных действий:

  • отдаленные факторы, которые могут подготовить почву для развития новых идей;
  • непосредственные факторы или традиции, образование и воспитание, а также политические учреждения. Эти факторы действуют уже на подготовленную толпу и позволяют ей принять необходимые решения.

Следует отметить, что взгляды Г. Лебона на роль традиций в развитии общества созвучны с мнением Конта о социальном прогрессе. Г. Лебон также говорил о том, что генезис идей и мнения толпы, а также характерные черты любой исторической эпохи формируются под влиянием социальных и политических учреждений.

Концепция Г. Тарда

Что касается Г. Тарда, то он в своих работах рассматривал такие ключевые типы социальных общностей, как публика и толпа. Толпу он интерпретировал как группу людей, собравшихся в конкретном месте. Он также говорил о том, что толпа в силу особенностей возникновения может расширяться только до определенного предела. Если члены толпы находятся на отдалении от своего лидера, то его влияние на них автоматически ослабевает.

Социолог также выделил такие характеристики толпы как:

Г. Тард часто сравнивал толпу с группой душевнобольных, мотивируя это наличием у них неуверенности и нетерпимости. Г. Тард также предлагал несколько классификаций толпы, которые обусловлены критериями пола, возраста, целями деятельности участников, но основным показателем автор называл степень активности толпы. Автор выделил:

  • ожидающую толпу;
  • внимающую толпу;
  • манифестирующую толпу;
  • действующую толпу.

Высокой степенью активности, по мнению, автора отличаются именно действующий толпы, поскольку их установки активности достаточно высоки. Но такая активность имеет деструктивный характер. Ей свойственно только уничтожать, разрушать, но не созидать.

Г. Тард также утверждал, что все, создаваемое в рамках современной цивилизации организуется ассоциациями индивидов.

Ассоциации индивидов – это не простая сумма индивидов, но система, образованная их взаимодействием и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

Тард также отмечал тот факт, что толпа как группа образуется пространственной близостью индивидов, то публика формируется также посредством духовного родства людей.

Мнение Г. Тарда отличается тем, что при характеристике публики он постоянно сравнивает ее с толпой. Он говорит о них, как о двух крайних полюсах социальной эволюции. Причем толпа образовалась гораздо позже публики. Также отличие между публикой и толпой можно найти в типе социальных связей.

Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности на прочной основе взаимодействия.

На короткий промежуток времени толпа может полностью поглотить человека и овладеть его сознанием, так как индивид свято верит в общую идею, порой забывая о собственных интересах. Публика менее склонна к утрированию, чем толпа, она имеет большую степень постоянства. Г. Тард обращает внимание на постоянно усиливающееся влияние публики на различные сферы общественной жизни.

Таким образом, концепции Г. Тарда и Г. Лебона заслуживают внимания и показаны к изучению тем, кто хочет понять феномены массового поведения в контексте актуальной социальной реальности с целью ее полноценного анализа.

Читайте также: