Теория магии рейнак кратко

Обновлено: 02.07.2024

Традиционно с точки зрения Международного олимпийского комитета отдельным видом спорта считается совокупность всех видов соревнований, проводимых одной международной федерацией. Исключение составляли современное пятиборье и биатлон , которыми до 1993 года руководила одна международная федерация.

4. Возникновение физической культуры.

возникновения физической культуры и спорта

Существует множество различных взглядов на проблему возникновения

физической культуры и спорта как элемента культуры. Именно на основании

различных, логически обоснованных взглядов на возникновение культуры

оформились теории возникновения физической культуры и спорта.

Остановимся на наиболее известных.

Теория магии (основоположник – Г. Рейнак) [6]: двигательные действия,

повторяемые в процессе магических ритуалов древних людей (танцы, имитация

трудовой и охотничьей деятельности), легли в основу нового для древнего

человека вида деятельности, направленного на обучение двигательным

действиям и их совершенствование.

Теория войны (основоположник – Э. Берк) [6]: подготовка к войне

способствовала выделению особого вида деятельности, посвященного

развитию физических качеств и обучению необходимым в войне двигательным

Теория излишней энергии (основоположник – Г. Спенсер) [6]:

появлявшаяся у первобытного человека излишняя энергия высвобождалась

через различные двигательные действия (игровые, танцевальные), что

способствовало культивированию этих действий.

Теория игры (основоположник – Гроос) [6]: игровая деятельность –

основополагающая в возникновении культуры, в том числе физической

культуры и спорта. Это наиболее популярная за рубежом теория (наиболее

видный ее представитель – культуролог и историк Й. Хёйзинга), имеющая

последователей в практической сфере, в сфере теории и методики физической

культуры и спорта.

Теория труда (наиболее подробно изложена Н.И. Пономаревым) [6]:

большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности

уходит своими корнями в трудовую деятельность. Объективная биологическая

Гайл В.В. Краткая история физической культуры и спорта

ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 5 из 72

предпосылка зарождения физических упражнений – двигательная

деятельность – является естественной потребностью человека.

Сторонники данной теории предполагают, что физическое воспитание как

специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от

физического труда, возникло 80 – 8 тысяч лет назад [6]. На основании

этнографических исследований сделан вывод о том, что для всех объединений

первобытных людей характерным является обряд инициации . Инициация –

посвящение молодых людей в полноправные члены общества. Содержание

большинства известных этнографам обрядов инициации включало в себя

наиболее необходимые для жизни в первобытном обществе двигательные

действия. Организация подготовки к прохождению обряда инициации

способствовала дальнейшему обособлению физического воспитания как

специфической сферы общественной деятельности.

5. Олимпийские игры Древней Греции.

Возникновение Олимпийских игр

2.3.1. Возникновение и становление Олимпийских игр. Прообраз олимпиад

древности в героическом эпосе Гомера.

Первая известная дата проведения Олимпийских игр – 776 г. до н.э. Игры

проводились в местечке Олимпия, расположенном у подножия горы Кронос [1,

5, 6, 7, 8]. Сначала они продолжались один день и состояли из одного вида

состязаний – бега на один стадий ( стадий – единица длины, 192 м 27 см). Этот

вид состязаний имел два названия – стадиодром и аулос ( бег на 1 стадий под

звуки музыкального инструмента аулоса) [6, 7].

В Играх могли принимать участие только свободные мужчины-греки.

Замужним женщинам присутствие на Олимпийских играх было запрещено под

страхом смертной казни. На период проведения Игр объявлялось

общегреческое перемирие – экехейрия . Организацию игр и судейство на них

обеспечивали элланодики [6].

Современник олимпиад древности Гомер в своих произведениях не только

кулачный бой, метание, стрельбу из лука), но и указал восприятие их древними

В реальности же программа Олимпийских игр изменялась следующим

образом: на XIV Олимпиаде (724 г. до н.э.) в программу состязаний был

включен диаулос (бег на 2 стадия); на XV (720 г. до н.э.) – долиходром (бег на

длинную дистанцию, примерно 25 стадий); на XVIII (708 г. до н.э.) – пентатлон;

на XXIII (688 г. до н.э.) – кулачный бой; на XXV (680 г. до н.э.) – заезды

колесниц; на XXXIII (648 г. до н.э.) – верховая езда и панкратион (соединение

борьбы и кулачного боя). К 688 – 680 гг. до н.э. продолжительность Игр

увеличилась до 4 – 5 дней [6, 7].

6. Олимпийские игры современности.

Олимпи́йские и́гры , Олимпиа́да — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования , которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции , была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном . Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры , проводились каждые четыре года, начиная с 1896 , за исключением лет, пришедшихся на мировые войны . В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры , которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года , время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр

Возрождение Олимпийской идеи

На конгрессе, проведённом 16-23 июня 1894 года в Сорбонне (Парижский университет), он представил свои мысли и идеи международной публике. В последний день конгресса было принято решение о том, что первые Олимпийские Игры современности должны состояться в 1896 году в Афинах , в стране-родоначальнице Игр — Греции. Чтобы организовать проведение Игр, был основан Международный олимпийский комитет (МОК). Первым президентом Комитета стал грек Деметриус Викелас , который был президентом до окончания I Олимпийских Игр 1896 года . Генеральным секретарём стал барон Пьер де Кубертен.

После первого успеха, олимпийское движение испытало и первый кризис. II Олимпийские игры 1900 года в Париже ( Франция ) и III Олимпийские игры 1904 года в Сент-Луисе ( штат Миссури , США ) были совмещены со Всемирными выставками . Спортивные соревнования тянулись месяцами и почти не пользовались интересом у зрителей. В Играх в Сент-Луисе участвовали почти только американские спортсмены, так как из Европы добраться через океан в те годы было очень сложно по техническим причинам.

Похожие страницы:

Физическая культура (1)

. появляются традиции и обычаи использования физической культуры, ее воспитывающего компонента в ритуалах посвящении при переходе . для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и .

Физическая культура в обеспечении здоровья (2)

. деятельность. Её компонентами являются физическое воспитание, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её фоновые виды. Таким образом, физическая культура является .

Физическая культура в системе социальной работы с населением (2)

. на фи­зическое совершенствование. Введение в программу своей повсед­невной жизни этого необходимого компонента образа . оценивают социальную значимость физической культуры, считая её важнейшим элементом общей культуры человека.Приведем данные .

Функции физической культуры

Содержание физической культуры, ее формы и функции

. её специфических свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания. 2.2 Компоненты и формы физической культуры Физическую культуру . физической культуры, составив в совокупности крупную её часть. По сравнению с другими её компонентами .

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.

Это непосредственно связано с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру [5, с. 3].

Она не может быть отнесенной только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества и даже отдельного человека не является единственной или главной ее характеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть и частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Исторический подход позволяет выявить генетические связи физической культуры в элемент системы культура.

1. Теории возникновения физической культуры

Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества - один из основных в истории физической культуры [4, с. 5].

Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура - это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева.

Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки.

Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей [4, с. 6].

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных [4, с. 7].

Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания [2, с. 9].

Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту и рыбную ловлю [2, с. 9].

Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью.

Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой - появление человека разумного, конец - установление рабовладельческого строя [2, с. 24].

В истории первобытного общества выделяют три периода:

2) развитый родовой;

3) позднеродовой [4, с. 8].

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, то есть появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины.

Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели [4, с. 8].

Шаманизм и мистицизм также возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира - и найти способы преодоления враждебной среды [3, с. 41].

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом - ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам. В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом - потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее [3, с. 41].

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр.

Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями - чучелами, мячами, сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений - бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание [4, с. 9].

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней, и участвовало в них более 100 человек [4, с. 9]. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1 я стадия - все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2 я - только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации - проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей - женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания - тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов школ - для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины.

Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества “игра старше труда”, а “труд есть дитя игры”.

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – “физичес­кие упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение”.

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь “играть в охоту”. Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.




Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества “игра старше труда”, а “труд есть дитя игры”.

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – “физичес­кие упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение”.

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь “играть в охоту”. Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.

Существует множество различных взглядов на проблему возникновения физической культуры и спорта как элемента культуры. Именно на основании различных, логически обоснованных взглядов на возникновение культуры оформились теории возникновения физической культуры и спорта.

Теория магии (основоположник - Г. Рейнак): двигательные действия, повторяемые в процессе магических ритуалов древних людей (танцы, имитация трудовой и охотничьей деятельности), легли в основу нового для древнего человека вида деятельности, направленного на обучение двигательным действиям и их совершенствование.

Теория войны (основоположник - Э. Берк): подготовка к войне

способствовала выделению особого вида деятельности, посвященного

развитию физических качеств и обучению необходимым в войне двигательным действиям.

Теория излишней энергии (основоположник - Г. Спенсер) :

появлявшаяся у первобытного человека излишняя энергия высвобождалась

через различные двигательные действия (игровые, танцевальные), что

способствовало культивированию этих действий.

Теория игры (основоположник - Гроос) : игровая деятельность -

основополагающая в возникновении культуры, в том числе физической

культуры и спорта. Это наиболее популярная за рубежом теория (наиболее

видный ее представитель - культуролог и историк Й. Хёйзинга), имеющая

последователей в практической сфере, в сфере теории и методики физической культуры и спорта.

Теория труда (наиболее подробно изложена Н.И. Пономаревым) :

большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности

уходит своими корнями в трудовую деятельность. Объективная биологическая предпосылка зарождения физических упражнений - двигательная деятельность - является естественной потребностью человека.

Гимнастика и агонистика в древнегреческой системе физвоспитания

Гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях. Гимнастика состоялаиз палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), которое включало: бег на одну стадию - стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др. В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку. Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сферистика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели и др. С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы).

Агонистика– это разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С появлением эллинской системы физического воспитания, начиная с IХ в. до н.э., агонистика возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры Древнегреческих государств

Местом проведения первых агонов была выбрана Олимпия. Официальной датой первых Олимпийских игр Древней Греции считается 776 г. до н.э.

Популярность агонистики была настолько велика, что вслед за олимпийскими стали проводиться истмийские (586 г. до н.э.), пиорийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.). Таким образом, Олимпийские игры были не единственным праздником в соревнованиях атлетов. В 4-летний интервал между Олимпийскими играми устраивались игры и для женщин в честь богини Геры. Эти женские аргоны носили название Гереи или Героиды.

Развитие физкультуры в Спарте и Древнем Риме

История физической культуры и спорта зарубежных стран: учебно-методическое пособие /Мин-во образ. и науки РФ; Волог. гос. ун-т. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 50 с.

В пособии даются сведения по истории физической культуры и спорта в зарубежных странах, приведена периодизация зарождения и развития физической культуры, приведены примеры физического воспитания в различные исторические периоды, выделены основные понятия, дана краткая характеристика историческим личностям.

Адресовано бакалаврам, магистрантам и педагогическим работникам образовательных организаций. Будет полезно школьникам и специалистам по различным видам спорта.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

Составитель: Р. С. Ленин, ст. преподаватель

Рецензент : А. В. Коковкин, канд. пед. наук., доцент,

заместитель начальника Департамента физической

культуры и спорта Вологодской области,

начальник отдела массового спорта и спорта высших достижений,

Данная дисциплина состоит из трех больших разделов: История физической культуры и спорта зарубежных страна, история физической культуры и спорта России и международное физкультурное движение.

Изучение истории физической культуры и спорта очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Данная дисциплина способствует расширению общего кругозора бакалавра, его эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание по истории физической культуре и спорту помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.

Студентами очной и заочной форм обучения история физической культуры и спорта изучается на I курсе. Содержание курса состоит из трех разделов. В зимнюю экзаменационную сессию 1-го семестра студенты сдают экзамен по всему курсу истории физической культуры и спорта.

Особенности истории физической культуры и спорта

В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.

ИФКиС опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники (книги, журналы, газеты и др.), археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино и фотоматериалы.

Значение предмета ИФКиС состоит, прежде всего, в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур — физическая культура, как известно, есть часть общей культуры.

Существует множество различных взглядов на проблему возникновения физической культуры и спорта как элемента культуры. Именно на основании различных, логически обоснованных взглядов на возникновение культуры оформились теории возникновения физической культуры и спорта. Остановимся на наиболее известных.

Теория магии (основоположник – Г. Рейнак): двигательные действия, повторяемые в процессе магических ритуалов древних людей (танцы, имитация трудовой и охотничьей деятельности), легли в основу нового для древнего человека вида деятельности, направленного на обучение двигательным действиям и их совершенствование.

Теория войны (основоположник – Э. Берк): подготовка к войне способствовала выделению особого вида деятельности, посвященного развитию физических качеств и обучению необходимым в войне двигательным действиям.

Теория излишней энергии (основоположник – Г. Спенсер): появлявшаяся у первобытного человека излишняя энергия высвобождалась через различные двигательные действия (игровые, танцевальные), что способствовало культивированию этих действий.

Теория игры (основоположник – Гроос): игровая деятельность – основополагающая в возникновении культуры, в том числе физической культуры и спорта. Это наиболее популярная за рубежом теория (наиболее видный ее представитель – культуролог и историк Й. Хёйзинга), имеющая последователей в практической сфере, в сфере теории и методики физической культуры и спорта.

Теория труда (наиболее подробно изложена Н. И. Пономаревым): большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность. Объективная биологическая предпосылка зарождения физических упражнений – двигательная деятельность – является естественной потребностью человека. Сторонники данной теории предполагают, что физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 – 8 тысяч лет назад.

На основании этнографических исследований сделан вывод о том, что для всех объединений первобытных людей характерным является обряд инициации. Инициация – посвящение молодых людей в полноправные члены общества. Содержание большинства известных этнографам обрядов инициации включало в себя наиболее необходимые для жизни в первобытном обществе двигательные действия. Организация подготовки к прохождению обряда инициации способствовала дальнейшему обособлению физического воспитания как специфической сферы общественной деятельности.

Контрольные вопросы и задания по главе 1

1. Назовите основоположника теории магии.

2. Назовите основоположника теории труда.

3. Назовите основоположника теории излишней энергии.

4. Назовите основоположника теории войны.

5. История физической культуры и спорта, что это?

6. Назовите основные задачи, которые решает ИФКиС.

7. Приведите примеры источников ИФКиС.

Зарождение физической культуры в первобытном обществе

Двигательная деятельность является естественной потребностью человека, которая сыграла важную роль в зарождении физических упражнений.

О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они стали отделяться от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности, прежде всего тем, что они направлены на развитие наших двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей. А целью физического труда, например, является изготовление продукта.

Разнообразные физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом. С появлением орудия труда, чучел, наскальных рисунков, столкновений между племенами наши предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность, в военное дело, в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные преграды.

Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.

Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

- Создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

- В развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;

- Ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;

- В период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

Контрольные вопросы и задания по главе 2

1. Что послужило причиной появления физических упражнений?

2. Что имитировали физические упражнения?

3. В каких сферах деятельности находились зачатки зарождения физических упражнений?

4. Дайте краткую характеристику данного периода.

Читайте также: