Теория лужина в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сам Пётр Лужин – преуспевающий адвокат, который собирается жениться на сестре Родиона. Вот только Пётр Петрович, вообще, женщин за людей не считает, а собирается унижать Авдотью. У него философия такая – выбрать невесту из бедных, чтобы всю жизнь её этим попрекать. И теория у него тоже подлая и мелочная. Речь у него манерная, он пытается принизить собеседников, выглядит угрюмо и высокомерно. Наверное, у него комплексы…

Разумихин продолжает почти в шутку эту теорию, говоря, что с такими идеями скоро для собственного блага скоро можно будет людей резать. Конечно, это эгоистичная теория, которая только оправдывает, например, жадность и жестокость. Она является и самооправданием для него, когда он пытается унизить Дуню Раскольникову, обижает Соню Мармеладову. Эта теория отражает и мысли Раскольникова, гипертрофирует их, делая совсем уж страшными. Вообще, Петр Лужин выступает одним из двойников Родиона. Не лучшим, это уж точно!

2 вариант

Применима ли такая теория в рамках морального поля? Ответ очевиден.

Самое страшное, что у девушки может произойти подмена понятий. Она может даже не понимать, что на нее обратили внимание из корыстных целей. Ей может прельстить внимание человека высокостатусного.

Также читают:

Картинка к сочинению Теория Лужина в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Нравственный выбор – выбор, который человек совершает, опираясь на свои моральные принципы и взгляды на жизнь. Нравственный выбор напрямую связан с нравственными ценностями человека.

Мои мамины родители прибыли в это место, в Новосибирск, ещё в 50-х годах прошедшего столетия после того, как закончили учиться в Ленинградском политехническом университете.

При прочтении элегии создается впечатление, что автор обожествляет промежуточное состояние между днем и ночью и упивается каждым его волшебным проявлением. Так же, как день неминуемо сменяется ночью, так и жизнь человеческая рано

Этот рассказ Горького о старухе Изергиль крайне тонок и лиричен. Сквозь него продета тонкая красная нить философии поиска смысла человеческого существования. Гениальный автор снова провоцирует читателя погрузиться

Господин Лужин является одним из ярких второстепенных персонажей романа "Преступление и наказание" Достоевского.

Петр Петрович Лужин выступает автором двух теорий. Одна из них — теория целого кафтана, или экономическая теория Лужина. Вторая его теория — теории о бедных женах.


В этой статье представлены материалы о теории целого кафтана Петра Петровича Лужина, цитаты о ней, суть теории.

Теория целого кафтана Лужина, суть, цитаты, экономическая теория


Когда господин Лужин приходит познакомиться с Родионом Раскольниковым, своим будущим родственником, он некоторое время беседует с ним, а также с его другом Разумихиным и его доктором Зосимовым. Герои обмениваются некоторыми мыслями.

В ходе беседы Лужин говорит о своей теории "целого кафтана". В чем заключается ее суть? Согласно экономической теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана. На первый взгляд эта теория звучит вполне логично и убедительно. Приведем цитату с высказыванием самого Лужина:

В чем теория Лужина близка теории Раскольникова? Что у них общего?

Выслушав идеи Лужина, Разумихин решает поспорить с ним: молодой человек приводит пример о том, что в Москве поймали лектора, который подделывал деньги ("билеты"), чтобы быстро разбогатеть; этот человек руководствовался точно такими же взглядами, как у Лужина. Господину Лужину не нравится этот пример Разумихина: он считает, что преступников должна сдерживать их нравственность, правила.

Затем уже Раскольников заявляет Лужину, что, доведя его теорию "до последствий", выйдет, что можно людей лишать жизни из личного интереса. Лужин не соглашается с Раскольниковым и отвечает, что его экономическая теория не является приглашением к преступлению. Тем не менее, теория Лужина действительно очень близка теории Раскольникова о "людях и тварях дрожащих". Согласно обеим теориям, один человек может лишить другого человека жизни при определенных условиях:

Этот фрагмент (часть 2, глава 5) также называют монологом Лужина о целом кафтане.

Суть теории

Сходство теорий Лужина и Раскольникова

Слушая речи Лужина Раскольников узнает свою теорию, только рассказанную без украшений романтическими бреднями про Наполеона.

— Но, однако же, нравственность? И, так сказать, правила…
— Да об чем вы хлопочете? — неожиданно вмешался Раскольников. — По вашей же вышло теории!
— Как так по моей теории?
— А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…
— Помилуйте! — вскричал Лужин.
— Нет, это не так! — отозвался Зосимов.
Раскольников лежал бледный, с вздрагивающей верхнею губой и трудно дышал.
— На всё есть мера, — высокомерно продолжал Лужин, — экономическая идея еще не есть приглашение к убийству, и если только предположить…
— Часть 2, Глава V

Немаловажно и то, как Лужин и Раскольников оправдываю свои теории. Лужин считает, что забота о своем личном интересе в итоге ведет к всеобщему преуспеванию:

Раскольников также говорит о пользе обществу, но без какой-либо конкретики:

Текст фрагмента (часть 2, глава 5)

Происхождение теории Лужина

В 1860-е годы среди русской интеллигенции были популярны работы английских экономистов И. Бентама (1748–1832) и его последователя Д. С. Милля (1806–1873), сторонников утилитаризма. Согласно Бентаму, счастье человека зависит от его собственных интересов, но также зависит и от интересов общества. То есть интересы общества не должны игнорироваться и исключаться из виду.

Однако господин Лужин, как и многие современники Достоевского, извращает концепцию утилитаризма, доводит ее до абсурда — до идеи абсолютного эгоизма, когда человек думает только о себе, а интересы общества для него совершенно не важны. Эти идеи довольно далеки от изначальной концепции утилитаризма Бентама и Милля.

Портретная характеристика

Петр Петрович гордился своим положением в обществе и старался всячески его подчеркнуть.

Теории Лужина

Существует у Лужина и другая теория, связанная с женщинами, которые должны быть благодарны своим мужьям. Он мечтает найти себе благородную и образованную девушку, которая должна быть обязательно бедной. Если она прошла жизненные трудности, то будет восхвалять своего мужа и всячески подчиняться ему в знак благодарности. Именно этого хочет герой, поэтому его внимание привлекает Дуня Раскольникова.

Важным является то, что Лужин не только имеет теорию, но и применяет ее на практике – в реальной жизни.

Теории Лужина являются как бы отражением теории Раскольникова, которая в жизни Петра Петровича реализована в максимальной степени. Лужин не противится переступать через моральные и нравственные нормы, а даже считает это необходимым.

Характеристика другими персонажами

Дуня, с которой хотел связать свою жизнь Лужин, считает героя недостойным ее человеком.

Раскольников, считая Лужина даже не достойным какого-либо уважения, понимает всю несостоятельность своей теории. Родион не признает теории Лужина и в то же время замечает сходство с его теорией. Поэтому он и разочаровывается в своих мыслях.

Авторское отношение

В отличие от другого двойника Раскольникова – Свидригайлова, Лужин не обладает ни одной положительной чертой. Роман не повествует ни об одном добром и благородном поступке героя, наоборот, Лужин показан как человек, готовый идти по головам ради собственных целей. Чтобы жениться на Дуне, он клевещет на Сонечку Мармеладову, перед этим подбросив ей деньги.

М. Ф. Достоевский рисует крайне отрицательный образ, чтобы наиболее ярко показать то, к чему может привести теория Раскольникова.

Читайте также: