Речевой аппарат и его устройство языкознание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Строение речевого аппарата - это структура органов порождения речи.

Речевой аппарат состоит из трех групп органов, из трех отделов.

Отдел первый. Дыхательные органы, нижний отдел речевого аппарата, включают легкие и дыхательное горло (трахею).

Нижняя часть трахеи разделяется на два бронха, которые идут в легкие, разветвляясь на более мелкие трубки, которые заканчиваются альвеолярными ходами.

Процесс дыхания осуществляется мышцами диафрагмы и ребер. При вдыхании мышцы сокращаются, поднимая ребра и опуская диафрагму. Объем легких увеличивается и происходит вдох.

При выдыхании мышцы ослабляются, объем легких уменьшается и воздух выжимается из них через дыхательный тракт. Образуется воздушная струя, которая служит материалом для творения звука в верхних отделах речевого аппарата.

Отдел второй. Гортань представляет собой верхнюю, расширенную часть трахеи. Каркасом для речевого аппарата служат хрящи, выполняющие охранную функцию:

  • перстневидный (снизу);
  • щитовидный (сверху).

На внутренних стенках щитовидного хряща размещены две эластичные голосовые связки. Напряженные голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и образуют голос разной силы и высоты. Расслабленные голосовые связки не имеют такой возможности.

Итак, основная функция гортани заключается в голосообразовании. Голосовые связки могут образовывать и шепот, если при прохождении воздуха они сомкнуты, но остается небольшая щель между пирамидальными хрящами, протискиваясь сквозь которую, воздух образует шум, характерный для шипящих звуков.

Готовые работы на аналогичную тему

Отдел третий. Надгортанные полости. Они состоят из:

  1. глотки;
  2. ротовой полости;
  3. носовой полости.

Полость глотки соединяется с ротовой, а выше – с носовой полостью. Все три полости являются резонаторами звуков. Ротовая полость представляет собой важнейший резонатор. Неизменная носовая полость используется при создании лишь небольшого количества носовых звуков – в русском языке – согласных [м] и [н].

При образовании носовых звуков носовая полость подключается лишь как дополнительный резонатор к двум другим полостям. Ротовая же полость, благодаря своей большой сменности, является местом создания господствующего большинства звуков всех языков, используясь и как резонатор, и как источник разнообразных шумов.

Все органы речи делятся на активные, которые являются подвижными, и пассивные – неспособные к перемещениям.

К активным органам речи относятся легкие, голосовые связки, язык, мягкое небо, язычок и губы. В некоторых случаях активной становится также задняя стенка зева. В частности, она является активной при образовании русского фарингального звука г (голова, голос).

К пассивным органам относятся в частности зубы, носовая полость, альвеолы, твердое небо.

Как физическое явление звук речи образуется в результате колебания голосовых связок и взаимодействия надгортанных органов и полостей под действием струи выдыхаемого воздуха. Реже звуки могут произноситься на базе струи вдыхаемого воздуха. В связи с этим все звуки речи делятся на экспираты (возникают на выдохе) и икспираты (возникают на вдохе).

Экспираты характерны для всех языков, а инспираты образуются только в отдельных.

Акустические параметры создаваемых речевым аппаратом звуков

Создаваемые речевым аппаратом звуки человеческой речи, как и любые другие звуки, имеют такие акустические параметры:

Высота звука зависит от частоты колебаний, то есть от количества колебаний голосовых связок в единицу времени, и измеряется в герцах (1 Гц - одно полное колебание в секунду). Человеческое ухо воспринимает колебания от 16 до 20000 Гц.

Голосовые связки способны образовывать звуки высотой от 80 (самый низкий бас) до 1300 Гц (высшее сопрано). Различные звуки имеют неодинаковую высоту. Благодаря изменению высоты звуков в пределах слога в некоторых языках осуществляется ударение. Такого типа ударение называют музыкальным.

Сила звука. Она определяется амплитудой звукового колебания: чем больше размах колебания, тем сильнее, интенсивнее звук. Единицей измерения силы (интенсивности) звука является бел (Б), его десятая доля - децибел (дБ). Эта логарифмическая единица, поэтому рост силы звука на один дБ означает увеличение его интенсивности в 1,26 раза. Чем громче говорит человек, тем выше сила звука.

Долгота звука. Зависит она от времени его звучания. Долготу звука измеряют в миллисекундах (мс) или сигмах (тысячных долях секунды). Звуки различаются долготой (продолжительностью) во многих языках. Долгота является сопроводительным признаком динамического ударения. Так, в русском языке ударный гласный в 2-3 раза длиннее безударного. Долгота звука является основанием количественного ударения, который присущ, в частности, индонезийскому языку.

Тон и шум. Звуковые колебания бывают равномерными, то есть следующее колебания равны предыдущему, и неравномерными. В результате равномерных колебаний голосовых связок образуются тона. Они свойственны звукам устойчивой высоты.

Неритмичные колебания, которые возникают вследствие преодоления выдыхаемым воздухом определенных препятствий в речевом аппарате, является основой образования шумов. Они свойственны звукам с неустойчивой высотой. Чисто тональными звуками являются гласные, чисто шумными – глухие согласные, в образовании которых голосовые связки не участвуют.

Существует две группы звуков, в которых имеются одновременно и тон, и шум: шумно-тональные звуки (звонкие согласные, в которых шум преобладает над тоном) и тонально-шумные звуки (сонорные согласные, в которых тон преобладает над шумом).

Тембр - это своеобразное сочетание основного тона, его обертонов и дополнительных тонов.

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

Артикуляционный аппарат

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка. Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

Мозговые центры речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Речь

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Речевой аппарат. Функции органов речиМатериал подготовил к.ф.н. доц. кафедры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевой аппарат. Функции органов речиМатериал подготовил к.ф.н. доц. кафедры.

Речевой аппарат.
Функции органов речи
Материал подготовил
к.ф.н. доц. кафедры русского языка и литературы ЕИ КФУ
Ю.Ю. Данилова

ПЛАН1. Строение речевого аппарата. 2. Активные и пассивные органы речи. 3. Фу.

ПЛАН
1. Строение речевого аппарата.
2. Активные и пассивные органы речи.
3. Функции органов речи.

1. Строение речевого аппаратаЧтобы понять как работает механизм произнесения.

1. Строение речевого аппарата
Чтобы понять как работает механизм произнесения речи, нужно хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

СТРОЕНИЕ
РЕЧЕВОГО АППАРАТА

1. Строение речевого аппаратаРечевой аппарат состоит из трех отделов: 1 –.

1. Строение речевого аппарата
Речевой аппарат состоит из
трех отделов:

1 – дыхательный отдел (нижний этаж),
2 – голосовой (средний этаж),
3 – артикуляционный (верхний этаж).

1. Строение речевого аппаратаВ дыхательный отдел входит грудная клетка с легк.

1. Строение речевого аппарата
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Речь тесно связана с дыханием. При вдохе легкие расширяются, впуская воздух, при выдохе они выпускают воздух через дыхательное горло.
Речь образуется в фазе выдоха.
Дыхание в момент речи отличается от обычного:
выдох намного длиннее вдоха,
дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

СТРОЕНИЕ
РЕЧЕВОГО АППАРАТА

1. Строение речевого аппаратаГолосовой отдел состоит из гортани и находящими.

1. Строение речевого аппарата
Голосовой отдел
состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми связками.


1. Строение речевого аппаратаГолосовой отдел При обычном дыхании (когда чел.

1. Строение речевого аппарата
Голосовой отдел

При обычном дыхании (когда человек молчит) связки расслаблены (голосовая щель открыта) и воздух свободно проходит через гортань. Таково положение голосовых связок и при произнесении глухих согласных.
Когда человек говорит, голосовые связки напряжены, сближены, они закрывают голосовую щель. И при прохождении воздушной струи через узкую щель голосовые связки дрожат от колебания воздуха, в результате чего и возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Артикуляция гласных: голосовые связки дрожат от колебания воздуха

голосовые связки дрожат от колебания воздуха

ЗАДАНИЕ[б] [ж] [т] [н] [с] [ш]Произнесите звонкие и глухие согласные, проанал.

ЗАДАНИЕ
[б]
[ж]
[т]
[н]
[с]
[ш]
Произнесите звонкие и глухие согласные, проанализируйте работу голосовых связок в результате самонаблюдения

1. Строение речевого аппаратаАртикуляционный аппарат – надгортанные полости.

1. Строение речевого аппарата
Артикуляционный аппарат – надгортанные полости, т.е. органы, находящиеся над гортанью:
язык,
губы,
челюсти (верхняя и нижняя),
твердое и мягкое небо,
альвеолы.
Они располагаются в ротовой полости и обеспечивают ее движение, работу.

1. Строение речевого аппаратаАртикуляция (от лат. articulare – членораздельно.

1. Строение речевого аппарата
Артикуляция (от лат. articulare – членораздельно выговаривать) – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

ОРГАНЫ РЕЧИ (артикуляция)

1. Строение речевого аппаратаНадгортанные полости – глотка, рот, нос. ГЛОТКА.

1. Строение речевого аппарата
Надгортанные полости – глотка, рот, нос.
ГЛОТКА представляет собой узкий проход в виде трубки. Она может сужаться и поэтому в ней образуются некоторые шумы согласных.
Полость глотки переходит в 2 полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом.

1. Строение речевого аппаратаНадгортанные полости (глотка, рот, нос) являются.

1. Строение речевого аппарата
Надгортанные полости (глотка, рот, нос) являются резонаторами.
Благодаря резонатору усиливаются различные составные тоны звука. Только пройдя ротовую или носовую полости, звук получает окончательную окраску, приобретает характерный тембр, свойственный именно этому звуку и отличающий его от любого другого.


1. Строение речевого аппаратаОсобое значение для артикуляции имеют органы рот.

1. Строение речевого аппарата
Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость.
Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем.
В ротовой полости, образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь.
Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении.


Артикуляционная зарядка


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 175 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.04.2020 700
  • PPTX 3.3 мбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Медведева Евгения Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Важнейшей особенностью человека является его умение произносить звуки, чему способствует строение речевого аппарата. Он необходим для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, общаться между собой. Это очень сложный механизм, для успешного функционирования которого необходима слаженная работа каждого компонента. Структура представлена двумя отделами: центральным (человеческий мозг) и периферическим или исполнительным.

Строение и функционирование речевого аппарата

Определение и предназначение

Под речевым аппаратом в науке принято понимать совокупность человеческих органов, предназначенных для образования речи. Центральный отдел, представленный мозгом и отдельными образованиями центральной нервной системы, выполняет регулирующую функцию. Основное предназначение:

Схема речевого аппарата человека

  1. Чтобы сформировать устную речь, необходимы лобные извилины центра Брока, которые образуют двигательную область.
  2. Речь собеседника люди воспринимают благодаря речеслуховой области, в которую входят височные извилины центра Вернике.
  3. За понимание ответственна теменная доля.
  4. Усвоение слов при восприятии письменной речи (при чтении либо письме) происходит благодаря зрительной зоне, расположенной в затылочной доле.

Кроме того, схема речевого аппарата человека включает в себя периферический или исполнительный отдел, который состоит из нервов, костей и мышц.

Особенности исполнительного отдела

  • грудная клетка;
  • легкие;
  • межреберные мышцы.

Функции воздушной струи — голосообразующая и артикуляционная. Звук образуется при выдохе, а вдох при разговоре становится глубже и короче. Количество дыхательных движений, совершаемых в процессе речи, гораздо больше, чем непосредственно при физиологическом дыхании. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха во время разговоров в три раза больше, чем при обычном совершении вдохов и выдохов.

Строение речевого аппарата

Образование голоса

В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

Структурные компоненты речи и языка

  1. Гортань у мужчин больше, голосовые связки более длинные (до 2—2,4 см). У женщин длина связок — 1,8—2 см.
  2. Размер органа у детей до периода полового созревания одинаков вне зависимости от пола.
  3. Гортань растет неравномерно в течение жизни человека. Выделяют периоды ее активного увеличения в размерах: 5—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—15 (мальчики). У последних формируется кадык.
  4. Меняет форму: у детей в виде воронки, у взрослых — цилиндрическая.

Мощность воздушной среды обуславливает силу звучания, а высота и тембр голоса зависят от размеров связок, их упругости и степени натяжения.

Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Произнесение звуков

За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

Органы речевого аппарата

Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

  1. Шумовой вибратор участвует в образовании глухих согласных.
  2. Тоновый вибратор позволяет произносить сонорные и звонкие фонемы.
  3. Носовая полость принимает участие в образовании м, н и их мягких вариантов.

Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

Этапы формирования речи

Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

Произношение звуков

Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

Реализация речевой функции

За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:

  • импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
  • экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.

Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.

Этапы формирования речи

Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:

  1. Фонетика. Наука о звуках речи — фонемах, правилах их артикуляции с позиции физиологии.
  2. Семантика. Помогает пониманию значений каждого лексического элемента.
  3. Синтаксис. Позволяет разобраться в том, как происходит формирование предложений из отдельных слов.
  4. Лексика. Изучает словарное богатство языка.

Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.

Возможные проблемы

Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:

Основные этапы развития детской речи

  1. Неверное использование речевых органов.
  2. Нарушение структуры органов или тканей.
  3. Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.

Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.

Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.

Читайте также: