Теория личностных конструктов дж келли кратко

Обновлено: 02.07.2024

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности. Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.

Когнитивная психология Келли - Личностные конструкты

Личностные конструкты

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понять события, происходящие в их жизни.

В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердиться, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

Формальные свойства конструктов

Личность

Возражение Келли против концепции мотивации для объяснения поведения пришло из его опыта практикующего психотерапевта. Как выяснилось, чтобы помочь пациентам, не обязательно приписывать им какие-то мотивы. Мотивационные концепции – это интерпретации того, что психотерапевты обнаруживают в поведении своих пациентов. Они могут быть полезны для прогноза поведения, но они бесполезны для понимания человека и оказания помощи ему, потому что отражают взгляд психотерапевта, а не пациента. Далее Келли отмечал, что мотивационные утверждения в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются.

Основной постулат

По Келли, организация личностных конструктов весьма логична: конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт. Люди создают различную иерархию личностных конструктов. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил, что только если мы знаем, как человек организует конструкты, мы можем правильно судить о его поведении.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Теория личностных конструктов Джорджа Келли

Долли возвращается домой в симпатичных коротких шортиках, которые издали вполне можно принять за элемент нижнего белья. Например, так вышло с миссис Смит, высматривающей девушку из окна. Вердикт миссис Смит прост – девушка ведет далекий от высоких моральных принципов образ жизни, а количество ее молодых людей, мягко говоря, избыточное. Но как шорты и их длина связаны с нравственностью человека? Для самой Долли, может, и нет никакой связи. А вот миссис Смит обладает своим собственным личностным конструктом, который позволил ей недвусмысленно – и непечатно – оценить соседку.

Что такое личностный конструкт и как он появляется?

  • Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
  • Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.

Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.

Фундаментальный Постулат теории

Характеристики личностных конструктов:

Дж. Келли отмечал, что у любой личности, чье психическое развитие вписывается в рамки нормы, отмечается:

  • 1) Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
  • 2) Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
  • 3) Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
  • 4) Хорошо развитый репертуар социальных ролей [3, с.186-187].

Следовательно, теория повествует совсем не о ригидности сознания и обилии шаблонов в умах людей, как могло показаться. Человек, вооружившийся всего парочкой конструктов и не задумывающийся о правильности их применения, – это, по Келли, уже не совсем зрелая личность.

Давайте подумаем, почему конструкты нам нужны:

Список использованных источников:

Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

Биография

Дж. Келли родился на Среднем Западе США в религиозной фермерской семье, где был единственным ребенком. Из-за частых переездов, его среднее образование было бессистемным и во многом самостоятельным. Его образование началось с точных наук: он получил диплом по физике и математике, потом переключился на педагогику. В 1931 году получил степень по психологии. Начав работать в провинциальном колледже Форт Хэйс штата Канзас, Дж. Келли занимался клинической психологией, бесплатным консультированием детей и подростков. Эта деятельность была прервана мировой войной, он работал психологом в авиации морского базирования. Вскоре после войны он возглавил программу по клинической психологии в университете штата Огайо в Коламбусе, где и проработал большую часть оставшейся жизни — лишь совсем незадолго до своей внезапной смерти в1967 году, он переехал по приглашению А.Маслоу в Брандейсский университет.

Он оставался неизвестным в научных кругах вплоть до своего 50-летия. Его узнали после выхода его книги в 2-х томах, объемом 1200 страниц. В ней излагалась новая система в психологии, последовательно и методично выстроенная с самого основания — с философских допущений и базовой аксиоматики. Литературных источников в этой книге было совсем мало — несколько десятков, причем большую их часть составили неопубликованные диссертации и дипломные работы, выполненные под его руководством.

Представления о мире

Мир реально существует и постоянно изменяется. Он функционирует как единое целое, как единый механизм. Хотя жизнь изменяется во времени, но она еще как-то во времени локализована. Во-первых, живое существо конечно и измеримо во времени. Оно способно отражать действительность, но не только отражает и отстраненно наблюдает, оно при этом сохраняет свою собственную реальность, то есть существует в мире.

Конструктивный альтернативизм

Человек стремится понять мир. Он получает доступ к реальности посредством индивидуально своеобразной интерпретации событий. Человек смотрит на мир сквозь свою систему понятий – шаблонов, и стремится их привести в соответствие с реальностью. Это не всегда удается, однако без таких шаблонов мир предстает бессмысленной неразличимой однородностью. Даже плохо соответствующие реальности понятия-шаблоны полезнее, чем их отсутствие. Такие шаблоны Дж. Келли называет личными (личностными) конструктами. Поскольку конструкты индивидуальны, существуют различные интерпретации одного и того же события, и никто не обладает монополией на истину. Человек не зависит от события до тех пор, пока оно им не истолковано. С момента толкования, он становится пленником своей интерпретации. В этом смысле, по мнению Дж. Келли, человек сам является творцом своей судьбы.

1.Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности .

. продолжал идеи Выготского о роли социальной детерминации в развитии личности. Ведущим понятием теории личности Леонтьева является категория деятельности. Исходной и основной формой деятельности . смелость и упорная работа – черты самоактуализирующихся людей. Олпорт: Диспозициональная теория личности: 1. Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в .

На первых стадиях процесса толкования человек начинает обращать внимание на общие характеристики протекающих событий, организованных в кажущиеся случайными совокупности, он замечает повторения или репродукции событий. Будучи в состоянии выделить сущность события, происходящего в данный момент, он способен узнать повторение этого события в будущем. Посредством процессов обобщения и абстрагирования, переживаемые человеком события могут обрести значимость и упорядоченность. Без активных попыток толкования было бы невозможно познакомиться с миром и формировать ожидания относительно того, что случится в следующий момент. Поскольку толкование – это процесс интерпретации, а не буквальное описание реальности, он будет по-разному происходить у разных людей.

Личность

Личность – это присущий индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта и построения на этой основе своего образа мира.

Личность представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт

Дж.Келли отвергал представление о человеческой личности как о фиксированной сущности, которая обусловливает то, что способен делать индивид, устанавливая границы его возможностей. Он придерживался противоположной позиции: то, что человек делает, определяет то, что он собой являет.

Конструкты

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, для формирования конструкта необходимы три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста. (Д.Келли)

Каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий. Например, при сравнении трех своих знакомых человек отмечает, что двое из них — общительные, а третий — замкнутый. Так возникает конструкт общительный — замкнутый, который будет затем использоваться этим человеком при оценке других людей. Операции с конструктом предполагают как минимум три элемента, поскольку требуется оценить, чем два элемента похожи друг на друга и отличаются от третьего. Обычно явно выражена бывает только часть конструкта, тогда как остальные его части остаются скрытыми.

1. Когда человек говорит, что дерево и металл, сходны в своей твердости, он подразумевает, что они в то же время отличаются от мягких вещей и от воды. Осознание наличия твердых предметов требует осознания того, что существуют также мягкие предметы, служащие контрастом. В этом примере проявляется:

а) Дихотомичность конструкта

б) Активность конструкта

в) Пассивность отражения

г) Эмоциональная значимость явлений

Ответ: а) — дихотомичность конструкта. Если бы как твердые, так и мягкие вещи не существовали в мире одновременно, никто не смог бы сформулировать качества твердости и мягкости как свойства предметов. Любой воспринимаемый предмет воспринимается именно таким образом потому, что он противопоставлен чему-то иному. Основываясь на всем этом, полагает Келли, природа конструктов дихотомична.

2. Может ли человек использовать только один полюс конструка?

Отличительные признаки конструкта

1.Субъективность. Конструкт – изобретение для дифференциации объектов на основе своих знаний и своего словарного запаса. Конструкт отражает личность его создателя.

2. Биполярность. Конструкт одновременно отмечает сходство и различие. Примеры конструктов: дружеский — враждебный; активный — пассивный; интеллигентный – неинтеллигентный.

4. Личностная значимость. Конструкты лежат в основе чувства идентичности человека. Когда прогнозы подтверждаются, система конструктов находится в равновесии, человек уверен в себе. Если мир не соответствует конструктам человека, то он либо модифицирует свои конструкты, либо агрессивными действиями пытается подчинить реальность своим оценкам. Когда человек встречается с фактами, которые лежат за пределами личных конструктов, он испытывает страх. Обогащение его системы конструктов позволяет освободиться от страха и других негативных эмоций.

5. Прогностическая эффективность. Конструкты эффективны для определенного круга явлений. Эффективность использования конструкта нарушается, когда он применяется сверх того набора явлений для которых предназначен.

Типы конструктов

Типы конструктов формулируются не в терминах их содержания, а в том, что касается их логических и функциональных характеристик. К типам конструктов относятся:

Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Например, если человек продает автомобили, из этого не следуюткакие-то его личные качества.

Дополнительная классификация конструктов приведена на рисунке.

Базовый постулат и 11 следствий теории личностных конструктов

Психические процессы и деятельность человека нуждаются в точном определении своего направления. Критерием для определения направления служит будущее (предвосхищение).

Люди стремятся узнать заранее, что будет завтра. Обычно, впоследствии, полученный опыт людей служит либо подтверждением, либо опровержением того, как они ранее предвосхищали события. Психологические процессы человека канализируется теми путями, которыми он предвосхищает события. Речь идет о том (и это уточняется в расшифровке постулата), что эти процессы происходят не в произвольном направлении, а текут по каким-то руслам, каналам, сеть которых имеет определенную структуру и определяется нашими способами предсказания.

Следствия, выведенные Дж.Келли из основного постулата, разъясняют его смысл и расширяют содержание. Они раскрывают строение индивидуальной системы конструктов, характер их функционирования и динамику развития.

Несмотря на то, что события никогда полностью не повторяются, человек ожидает то, что происходило с ним ранее. Основной принцип конструирования состоит в том, что вновь воспринимаемое уподобляется одним объектам и отличается от других.

Люди по-разному интерпретируют события. Конструкционные системы двух людей не похожи, даже тогда когда они используют одинаковые логические отношения.

Конструкты взаимосвязаны субординационно. Одни из них имеют много связей с другими, как правило, это наиболее значимые — центральные — конструкты. Внутри индивидуальной конструкционной системы имеется центральная (ядерная) структура, посредством которой человек приходит к пониманию наиболее фундаментальных особенностей реальности, общества и самого себя. Эта центральная структура с трудом поддается изменениям и выражает основополагающий взгляд человека на жизнь. В свою очередь внутри центральной структуры имеются такие построения, которые позволяют людям прогнозировать и контролировать наиболее важные контакты с людьми и группами. Эти построения составляют центральную (ядерную) роль человека. Другие могут иметь одну-две связи, такие конструкты называются периферическими. Отсутствие или слабость связей этих конструктов с другими объясняется их специфичностью либо новизной. Связи могут меняться с течением времени: ослабевать, перегруппировываться, снова упрочиваться, но уже в иной комбинации. Такая динамика системы конструктов служит основой творческого мировосприятия, позволяя увидеть новые отношения между объектами. Системы личных конструктов людей различаются не только по содержанию и количеству элементов, но и по характеру связей между ними. Установление приоритетов среди конструктов обусловливается не только логикой, но и обязательствами и моральными императивами.

Здесь подчеркивается ключевая особенность конструкта — разделение на черное и белое, не допускающее промежуточных оттенков. Наглядной аналогией может служить разветвление дороги, содержащее только левый и правый повороты. Позднее, Келли и его ученики пришли к тому, что конструкты не обязательно биполярны, то есть сформулированы в виде двухполюсной альтернативы. Конечность же числа конструктов не противоречит тому, что это число очень велико и постоянно растет.

Выбор имеет отношение к действиям человека, а не к событиям, который происходят после выбора. Люди могут изменить происходящие вокруг них события только после того, как они изменят себя.

Любой конструкт имеет ограниченную сферу применения, пригоден для антиципации только в ограниченном диапазоне событий. Вегетарианец не станет классифицировать животных по признаку их съедобности. Ни один конструкт не охватывает все события, с которыми сталкивается человек. Конструкт имеет фокус применимости — набор объектов, с которыми он работает особенно хорошо. Он также имеет диапазон применимости, в котором он может работать достаточно хорошо.

Конструкты можно изменять, каждый раз примеряя к событиям. Но изменение конструктов не происходит автоматически. Менять или не менять свои конструкты – это вопрос личного выбора. Совокупность изменений составляет индивидуальный опыт. Конструкт — это рабочая гипотеза, которая проходит испытание опытом. Если система изменяется, перестраивается в результате опыта, опыт успешен. Он неуспешен, если система конструктов не меняется под влиянием неудачного опыта.

Проницаемость конструкта — это его способность приложения к новым событиям. Чем более проницаем конструкт, тем легче его применить к новым событиям и тем больше человек открыт для новой информации. Но чрезмерно проницаемый конструкт подобен ситу, которое пропускает через себя все, ничего не задерживая. Человек в этом случае мыслит расплывчато, ему трудно составить четкую картину реальности и, следовательно, он будет изъясняться неопределенно. Непроницаемый конструкт охватывает явления, которые составляют его первоначальную основу, и остается закрытым для интерпретации нового опыта.

Это следствие отмечает тот факт, что в жизни людей логика обычно играет второстепенную роль. Реакции человека на события не обязательно согласуются между собой или вытекают из других реакций, которые у него были ранее. Этот вид иррациональности, замечает Келли, не обязательно является недостатком. Людей иногда делают великими именно несовместимые фрагменты их конструкционных систем.

Это следствие объясняет эмпатию и социальные отношения. Люди истолковывают наблюдаемое поведение других людей и реагируют на них, опираясь на это истолкование. Осмысленное отношение к другим людям нуждается в понимании того, как они конструируют самих себя и свой мир. Отношения, базирующиеся на понимании того, как другие люди воспринимают мир, согласно Келли, составляют основу общественной жизни. Большая часть поведения состоит из взаимных приспособлений. Такое взаимопонимание позволяет эффективно взаимодействовать в обществе.

Развитие личности.

Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность как способную к изменению и росту путем преодоления того, что сконструировано в качестве ее нынешних возможностей. У человека как конструктора своей жизни диапазон конструктов неизменно превышает возможности изменения и роста. Развитие зависит от попыток человека глубже понимать мир через непрерывную разработку системы конструктов. Взаимодействие с внешней средой играет главную роль в личностном росте. Келли, как психолог-гуманист, рассматривает развитие как врожденную тенденцию. Дж. Келли описывает измерения перехода. Это понятие относится к жизнедеятельности в целом и обозначает главное направление изменения конструктов или организации систем конструктов. Среди измерений перехода такие известные эмоции, как тревога (осознание того, что события, с которыми столкнулся человек, находятся за пределами прогнозирующего потенциала системы его конструктов) или агрессивность (активная разработка перцептивного поля человека).

Кроме того, существуют некоторые измерения перехода, относящиеся скорее к успешности использования различных типов конструктов, чем к эмоциональным состояниям. Например, цикл творчества, который человек начинает с ослабленными конструктами, а заканчивает с ужесточенными.

Дополнительная литература

Дж. Келли. Психология личности . Теория личностных конструктов, СПб, Речь, 2000, -256 с.

Глоссарий

Презентация

РЕПЕРТУАРНАЯ РЕШЕТКА

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст. Сон – . интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может .

Ионцева М.В., Тарарухина М.И. Техника репертуарных решеток Дж. Келли

. конструктов одного человека похожа на систему конструктов другого, его психология, считает Келли, сходна с психологией этого другого человека; социальное следствие: . ошибки прогнозирования в развитии событий и отношений. Пристрастность субъектов .

Когнетивная теория Дж. Келли

. Келли придавал большое значение тому, как люди сознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, . следствие уподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают . и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое .

Теория Личностных конструктов Дж. Келли

. конструкта". Личностные конструкты: модели для действительности. Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт. Человек .

Теста Келли и эффективность психотерапии у больных опийной наркоманией

. Келли позволяет производить сравнение однотипных решеток отдельно по элементам отдельно по конструктам. У всех 26 человек . экспериментально-психологических исследований. Теория личностных конструктов Келли является общепризнанным инструментом .

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, "реагирующие" на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди сознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. "Что меня удивило. это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и. на много лет вперед."

Биографический очерк

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Be ликой депрессии, он решил, что ему следует "заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии" (Kelly, 1969, р. 48). Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений – клинического и консультативного – в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли – двухтомная работа "Психология личностных конструктов" (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: "Новые направления в теории личностного конструкта" (Bannister, 1977); "Психология личностного конструкта" (Landfield, Leither, 1989) и "Развитие психологии личностного конструкта" (Neimeyer, 1985).

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение.

Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки:
4) более адаптивна к новым ситуациям.

Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000
Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

Читайте также: