Теория личности божович кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теория Божович опирается на понятие социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) Младенчество: начинается кризисом новорожденности; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

3) Дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование- внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

5) Кризис подросткового возраста: делится на две фазы: перваяч фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17лет)характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Феноменология развития В.С. Мухиной

Мухина считает, что развитие личности опосредованно системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры.Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

В соответствии со своей социально – психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.

Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и приобретая в себе потребность в развитии.

Для понимания человека как личности необходимо знание всей истории человеческого общества, понимание зависимости личности от развития общества и общества – от духовного потенциала личности.

Человек – субъект, живущий во времени; человеческая история – продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории.

Исследования разных культур дает науке о человеке знания о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование прошлого – истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищения будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу. В.С. Мухина разработала свой подход к анализу структуры самосознания личности. Структура самосознание личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и торжественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы – той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность, и находит свое выражение в пяти звеньях.

Имя собственное – первое звено структуры самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.

Притязание на признание –предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании является характеристикой человека как существа социального и как уникальной личности. Реализация потребности в признании есть не только реализация притязаний на социально значимый формальный статус, но и реализация притязаний в сфере символической функции человеческих ценностей, имеющих исторически сложившиеся значения и смыслы для каждой культуры. Известно : культура всегда несет в себе символическую природу, которая влияет на все сферы самосознания человека, в том числе и на сферу притязания на признание.

Половая идентификация – третье звено структуры самосознания. Несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Половая идентификация имеет свою специфику в истории развития человеческого рода и в наше время в зависимости от геоисторического пространства, традиций этноса, религии и государства. В мире представлено большое разнообразие стереотипов мужского и женского поведения. Соответствие ожиданиям общества, к которому принадлежит тот или иной мужчина или женщина, во многом определяет индивидуальную судьбу человека.

Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанию традициями соответствующую половую роль.

Психологическое время личности – четвертое звено структуры самосознания. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах : в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем. Вместе тем он исходит из прошлого, настоящего и будущего его этноса, его государства, и, наконец, он может быть включенным в прошлое, настоящее и будущее человечества.

Психологическое время личности – индивидуально переживание своего физического и духовного изменения в течении времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Вместе с тем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и общечеловеческую культуру.

Социальное пространство личности – условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают:

1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.

Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обуславленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обуславленному поводу достоинства другого человека – все имеет значение и смысл, понятные (естественные) для людей общей культуры.

Картинки по запросу божович лидия ильинична

Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя № 3880 в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Теория личности Л. И. Божович

Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды п о проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Теория Л.И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внут­ренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В лич­ностных новообразованиях она выделяет центральное новообразова­ние и потребности.

Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возра­стных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­кового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности, когда ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в кото­рой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрос­лых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется но­вая жизненная перспектива как центральное новообразова­ние возраста.

Л.И. Божович сформулировала стратегическую задачу исследовательского поиска — понять возрастные психологические закономерности формирования личности ребенка. Только такой — генетический — подход, утверждала она, позволит нам изучить личность как определенную, возникающую в процессе жизни и деятельности ребенка структуру, а следовательно, раскрыть ее психологическую сущность.

Если это так, то необходимо раскрыть закономерности становления системы потребностей и стремлений. Сама логика исследования привела к необходимости сделать главный акцент на изучении мотивационно-потребностной сферы ребенка. Экспериментальные исследования сотрудников лаборатории Л.И. Божович подтвердили тезис об исключительной роли потребностей в воспитании ребенка, в его интеллектуальном и нравственном развитии.


Л.И. Божович делала главный акцент не на объектах, побуждающих к действию. Ее интересовали прежде всего внутренние побудители, т. е. субъективная сторона мотивации. Она относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.

Пожалуй, наиболее фундаментальной в концепции Л.И. Божович является проблема направленности личности. Рассматривая личность не как совокупность свойств и качеств, а как целостную и развивающуюся структуру, Л.И. Божович не могла удовлетвориться экспериментальным изучением отдельных образований (самооценка, аффект неадекватности) и качеств личности (организованность, дисциплинированность). Характеризуя направленность как иерархическую систему внутренних побудителей поведения, она считала именно этот феномен основой структуры личности. Выдвижение на первый план проблемы направленности позволило реализовать исходный принцип - рассматривать каждое отдельное свойство в аспекте личности в целом.

Основа теории психического развития личности по Л. И. Божович

В ССР Л. И. Божович выделяет:

  1. Внутренние процессы развития,
  2. Внешние условия.

В новообразованиях Л. И. Божович разделяет:

  1. Центральное новообразование,
  2. Потребности.

Периодизация психического развития

  1. Кризис новорожденности.
  2. Младенчество.Основные характеристики:
  • Беспомощность,
  • Опосредованная взрослыми деятельность.

Основное новообразование возраста – аффективно заряженные представления.

  • Самостоятельность ребенка,
  • Другие требования со стороны взрослых.

Основное новообразование возраста – потребность в самоутверждении.

Основное новообразование – позиция школьника.

Основное новообразование – появление целеполагания.

Исследования Л. И. Божович

Л. И. Божович провела множество исследований, касающихся мотивации младших школьников. Основные их аспекты видны на рисунках 1 и 2.

Во многих трудах Л. И. Божович содержатся значимые для современной психологии идеи и подходы. Один из них, который следует выделить – это подход, рассматривающий внутреннюю позицию в личностном развитии ребенка, а также ее формирование.

ССР младшего школьника

Динамика социальных мотивов школьников

Проблема развития личности. Здесь Л. И. Божович исходит из тезиса о том, что:

Готовые работы на аналогичную тему

Также существует подход С. Л. Рубинштейна о влиянии внешнего через внутреннее.

Полемизируя с А.Н. Леонтьевым, вначале подчеркивавшим значимость жизненной позиции ребенка в его развитии, а затем несколько изменившим этот тезис на утверждение о том, что развитие определяется самой жизнью, реальной деятельностью ребенка, Л.И. Божович пишет:

Психология — это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Она изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, сознательного или бессознательного самого человека, а также его поведение.

В социальных науках личность рассматривается как особая характеристика человека, которая приобретается в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Основой развития личности являются совместная деятельность и общение, через которые происходит движение человека в мире людей, его знакомство с культурой.

Теория развития личности Л. И. Божович - Термины

С одной стороны, человек является биологическим существом, наделенным сознанием, языком, способностью работать; с другой стороны, человек является социальным существом, он должен общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность — это один и тот же человек, но рассматривается только как социальное существо. Говоря о личности, мы отклоняемся от ее биологически естественной стороны. Не каждый является личностью. При рождении ребенок еще не человек. Он всего лишь человек.

Чтобы стать человеком, человек должен пройти определенную стадию развития. Условиями такого развития являются: биологическое, генетическое, наличие социальной среды, мир человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность имеет набор внутренних качеств, характеристик, составляющих ее структуру.

Некоторые ученые считают, что человеческая психика биологически определена, что все аспекты личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются, такие как цвет глаз и волос.

Другие ученые считают, что каждый человек имеет определенные отношения с другими людьми. Эти социальные отношения и формируют человеческую личность, то есть человек учится принимать в этом обществе правила поведения, обычаи и нравственные нормы.

Но естественные биологические характеристики также необходимы для умственного развития человека. Мозг и нервная система человека необходимы для формирования на этой основе психических характеристик человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо с человеческим мозгом никогда не будет развивать даже подобие личности.

Под индивидуумом понимается отдельная, конкретная личность, единый представитель человеческой расы.

Индивидуальность — это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических характеристик.

Индивидуальность — это неповторимое сочетание черт характера и ментального строя, которое отличает одного человека от другого.

Первое понимание термина может включать общие характеристики, присущие сравниваемым лицам, в то время как второе определение термина указывает только на то, что отличает одного человека от другого.

Черты характера (способности, характер, эмоции).

Способности — высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, навыкам и способностям, но объясняет их приобретение, консолидацию и использование. В настоящее время это определение принято и наиболее широко используется в бытовой психологии. Однако, это самый точный из всех.

У человека много разных способностей. Во-первых, необходимо различать элементарные и сложные способности.

Элементарными или простыми являются способности, связанные с работой органов чувств или относительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых моторных реакций. Эти способности обычно присутствуют в человеке с рождения, но могут быть улучшены на протяжении всей жизни и деятельности.

Сложные навыки называются способностями в различных видах деятельности, связанных с человеческой культурой, таких как технические, математические, музыкальные и т.д. Все эти навыки не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности также делятся на общие и специфические.

Общие способности — это способности, которые доступны всем людям (но развиты в разной степени) и определяют успех во многих различных видах деятельности. К ним относятся, например, умственные или общие моторные навыки.

Особые способности присутствуют не во всех людях и определяют успех в единичных, специфических видах деятельности. Эти способности включают в себя музыкальные, литературные и т.д. Наличие общих способностей не исключает развития особых способностей, и наоборот.

Отмечаются также педагогические и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успех обучения, приобретение знаний, умений и навыков, тогда как вторые проявляются в создании человеческих объектов материальной и духовной культуры, производстве новых идей, открытий и изобретений, то есть творчестве в различных видах деятельности.

Наконец, есть коммуникативные и профессионально-активистские способности. Коммуникативные навыки — это навыки, которые включают в себя знания, навыки и умения, связанные с общением с людьми, взаимодействием с ними. Субъективно-активистские навыки проявляются в деятельности человека с неодушевленными объектами. Эти и другие способности дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию, человек получает возможность развиваться полностью и гармонично.

Характер — приобретенный в определенных социальных условиях, общий способ взаимодействия с окружающей средой, составляющий характер его жизненной деятельности. Характер действует как форма проявления личности, готовность к реализации в более или менее типичных ситуациях в определенных условиях тех или иных установленных форм/поведений.

На практике люди общаются друг с другом, их характер может проявляться в способе поведения, в способе реакции человека на действия и поступки других людей.

Характер имеет много различных качеств. С научной точки зрения их около 150. Но если мы не так строги, их больше 500. Чаще всего черты характера делятся на три группы: волевые, деловые и коммуникативные.

Волевые черты — это черты характера, которые связаны с волей человека. Они могут включать в себя решительность, настойчивость, настойчивость или противоположность им, такие как податливость и слабость воли.

Деловые черты характера — это черты характера, которые проявляются в работе человека, такие как трудолюбие, точность, ответственность, а также безответственность, лень и небрежность.

Коммуникативные — это черты характера, которые проявляются в общении с другими людьми. К ним относятся общительность, сдержанность, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

Эмоции можно понимать как конкретный опыт, связанный с удовлетворением жизненно важных человеческих потребностей.

Основные типы эмоций: Настроение, простые эмоции, аффекты, чувства, страсть и стресс. Эмоции, особенно такие, как аффекты, чувства, страсти, неотделимы от личности человека.

Люди как личности эмоционально отличаются друг от друга во многих отношениях. В частности: в их эмоциональном возбуждении; в продолжительности и стабильности эмоциональных переживаний; в преобладании положительных и отрицательных эмоций.

Структура личности

Структура личности — это сочетание и взаимодействие относительно стабильных компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации.

Самый низкий уровень личности — биологически детерминированная субструктура, которая включает в себя возрастные, половые характеристики психики, врожденные характеристики типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные характеристики психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущения, мышления, способности, которые зависят как от врожденных факторов, так и от формирования, развития этих характеристик.

Кроме того, уровень личности — это ее индивидуальный социальный опыт, который включает в себя знания, умения, способности и привычки, приобретенные человеком. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения и носит социальный характер.

Высшим уровнем личности является ориентация, которая включает в себя устремления, желания, интересы, склонности человека, идеалы, взгляды, убеждения, его мировоззрение, черты характера, самоуважение.

Теория личности Л.И. Божовича.

На стадиях онтогенеза личности. Развитие личности с раннего дошкольного возраста до подросткового. Сложная динамика взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формирует внутреннюю позицию. Критерии развития личности у детей.

Теория развития личности Л.И. Божовича базируется на концепциях социальной ситуации развития и становления личности. В социальной ситуации развития она присваивает внутренние процессы развития и внешние условия, способствующие им. В формировании личности она выделяет центральные новые формирования и потребности.

Л.И. Божович устанавливает линию возрастных кризисов: Новорожденный, 1 год, 3 года, 7 лет и подросток. Ее разделение на этапы развития выглядит следующим образом:

Теория личности А.Н. Леонтьева

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: