Теория личности адлера кратко

Обновлено: 08.07.2024

Альфред Адлер (австрийский психолог, 1870-1937) автор индивидуальной психологии. В его представлении – человек является единым и согласующимся организмом, сущностью, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно из проявлений жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Адлер был убеждён, что главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счёту и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании его теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов:

· чувство неполноценности и компенсации;

· стремление к превосходству;

Согласно Адлеру, фактически всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опёка и отвержение со стороны родителей. Во-первых, у детей с какой-либо врождённой физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всём, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда всё делали другие. Их беспокоит укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами неспособны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Все эти страдания могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.




В детстве мы чувствуем себя неполноценными или в воображении или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребёнок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направленное осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни – комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырёх или пяти лет, что впоследствии почти не поддаётся тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, всё, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своём роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать.

Социальный интерес – ещё одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера. Люди – глубоко социальные создания, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми, т.е. социально культурный контекст, в котором мы живём. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врождёнными, поскольку каждый человек является социальным по своей природе, а не в результате образования привычки. Подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Прежде всего, мать, контакт с которой является первым в жизни ребёнка, оказывает на него наибольшее влияние. Здоровая любовь матери проистекает из настоящей заботы о людях и даёт возможность матери воспитывать у своего ребёнка социальный интерес. Её нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребёнка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут, также и подавлять у ребёнка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает своего мужа, избегает детей и общества, её дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления социального интереса остаются нереализованными. Любое поведение. Укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Порядок рождения по Адлеру имеет решающее значение, как основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно, если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – всё это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

Единственный ребёнок – эту позицию Адлер считал уникальной, потому что ему не с кем конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит к соперничеству с отцом. Главной особенностью стиля жизни единственного ребёнка становятся зависимость и эгоцентризм. Такой ребёнок на протяжении всего детства продолжает быть сосредоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребёнок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не делился за эту позицию между братьями и сёстрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребёнок – с самого начала жизни темп развития задаёт старший брат или сестра. Благодаря этому темп его развития оказывавется более высоким, чем у старшего ребёнка – раньше начинает разговаривать, ходить. В результате второй ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Для среднего ребёнка характерна ориентация на достижения, чтобы добиться своего превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер полагал, что средний ребёнок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Несмотря на это, младший ребёнок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация обойти своих старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно решать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует изменить, или отбросить. Фиктивные цели также могут быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали.

Концепция фикционного финализма показывает, какое большое влияние оказывают на личность субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели, и эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего.

Альфред Адлер (австрийский психолог, 1870-1937) автор индивидуальной психологии. В его представлении – человек является единым и согласующимся организмом, сущностью, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно из проявлений жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Адлер был убеждён, что главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счёту и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании его теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов:

· чувство неполноценности и компенсации;

· стремление к превосходству;

Согласно Адлеру, фактически всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опёка и отвержение со стороны родителей. Во-первых, у детей с какой-либо врождённой физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всём, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда всё делали другие. Их беспокоит укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами неспособны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Все эти страдания могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.

В детстве мы чувствуем себя неполноценными или в воображении или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребёнок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направленное осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни – комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырёх или пяти лет, что впоследствии почти не поддаётся тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, всё, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своём роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать.

Социальный интерес – ещё одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера. Люди – глубоко социальные создания, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми, т.е. социально культурный контекст, в котором мы живём. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врождёнными, поскольку каждый человек является социальным по своей природе, а не в результате образования привычки. Подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Прежде всего, мать, контакт с которой является первым в жизни ребёнка, оказывает на него наибольшее влияние. Здоровая любовь матери проистекает из настоящей заботы о людях и даёт возможность матери воспитывать у своего ребёнка социальный интерес. Её нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребёнка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут, также и подавлять у ребёнка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает своего мужа, избегает детей и общества, её дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления социального интереса остаются нереализованными. Любое поведение. Укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Порядок рождения по Адлеру имеет решающее значение, как основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно, если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – всё это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

Единственный ребёнок – эту позицию Адлер считал уникальной, потому что ему не с кем конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит к соперничеству с отцом. Главной особенностью стиля жизни единственного ребёнка становятся зависимость и эгоцентризм. Такой ребёнок на протяжении всего детства продолжает быть сосредоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребёнок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не делился за эту позицию между братьями и сёстрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребёнок – с самого начала жизни темп развития задаёт старший брат или сестра. Благодаря этому темп его развития оказывавется более высоким, чем у старшего ребёнка – раньше начинает разговаривать, ходить. В результате второй ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Для среднего ребёнка характерна ориентация на достижения, чтобы добиться своего превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер полагал, что средний ребёнок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Несмотря на это, младший ребёнок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация обойти своих старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно решать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует изменить, или отбросить. Фиктивные цели также могут быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали.

Концепция фикционного финализма показывает, какое большое влияние оказывают на личность субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели, и эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего.

Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии. Родился он в 1870 году в Вене, в многодетной еврейской семье.

Все детство Адлера преследовали события, сопряженные с несчастьями. Его брат умер в малолетстве, сам Альфред два раза чудом избежал гибели в темных переулках, а в пять лет заболел тяжелой формой пневмонии, от которой его чудом удалось вылечить.

индивидуальная психология адлера

В школьные годы Альфред не блистал успехами: способности к математике, казалось, у него напрочь отсутствовали. Это привело к тому, что его хотели забрать из школы и стали готовить в подмастерья к башмачнику. Ситуацию исправил отец мальчика – правильной мотивацией он пробудил у ребенка интерес к учебе. К окончанию школы Адлер стал лучшим учеником, успевающим по математике и другим предметам.

После школы Альфред поступил в Венский университет, где изучал медицину. Там же он окунулся в политическую жизнь, охватившую столицу. На одном из собраний партии социалистов он познакомился с уроженкой России, Раисой Эпштейн, на которой женился в 1897 году.

В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, которую применил в офтальмологии. Но через некоторое время он перестал довольствоваться столь узкой специализацией и получил степень по общей медицине, примененную им в психиатрии.

Увлекшись взглядами Зигмунда Фрейда, Адлер стал активным участником кружка психоаналитиков. Но вскоре его взгляды на психологию и личность стали разниться со взглядами Фрейда, что послужило отделением Адлера от психоаналитического общества.

К 1935 году Адлер принял решение отдалиться и от Европы, по причине активно зарождающегося там фашизма, и переехал с семьей в Америку. В Нью-Йорке он был приглашен в колледж на место преподавателя психологии, где ему, также предоставилась возможность ведения собственной практики.

Индивидуальная психология Адлера. Основные положения

Индивидуальная психология Альфреда Адлера представляет направление психологии, в центре которой располагаются несколько важных понятий: мотивация, как движущая сила индивида и комплекс неполноценности личности, как ее источник. Главное качество личности – социальность, данная от рождения. Она характерна для каждого человека, но есть исключения в лице асоциальных элементов общества и невротиков.

Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.

Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.

Индивидуальная психология Адлера состоит из нескольких положений:

Индивидуальная психология Адлера кратко представляет собой направление в центре которого находится личность человека со всеми его пороками, достоинствами и особенностями, взаимодействующая с обществом и определяющая личное развитие через проработку индивидуальных свойств.

В рамках данного направления автором были разработаны основы теоретических положений и практические рекомендации. Поэтому индивидуальная психология – это полноценная терапевтическая практика с методами работы с личностью.

Техники индивидуальной психологии Адлера:

Работы Адлера сосредоточены на личности человека, ее сознании и целостности. Поэтому индивидуальная психология — теория личности, давшая миру понимание, что человек самобытен, исключителен и ценен, как уникальное произведение.

Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.

Теория Адлера

Основные понятия и принципы теории индивидуальной психологии Адлера

Прежде чем говорить про зарождение теории индивидуальной психологии, стоит упомянуть часть биографии самого Альфреда Адлера. Он родился в многодетной семье и не отличался крепким физическим здоровьем. В детстве он пережил рахит, но несмотря на свой недуг старался не отличаться от сверстников и превозмогая боль и слабость выходил с ними играть. Возможно, именно эта жизненная ситуация и повлияла на его дальнейшие взгляды. Он из неуспевающих учеников перешел в разряд лучших в классе, поступил в медицинский университет, а позже, уже будучи врачом, описал теорию неполноценности и “комплекс неполноты” (сегодня более известный, как комплекс неполноценности), согласно которому недостатки и увечья тела люди склонны скрывать самоутверждением через другие сферы жизни и попыткой добиться превосходства над окружающими.

Кстати! Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.

Индивидуальная теория личности

Согласно теории Альфреда Адлера, главную роль в развитии личности играет сознание. То есть, поведение человека зависит не от биологических, а от социальных мотивов. В каждом человеке с рождения заложена привязанность к социуму. Которую, однако, необходимо воспитывать и развивать в течение всей жизни. А с учётом того, что маленький ребенок изначально неполноценен по сравнению со взрослыми, то зачатки всех комплексов появляются ещё в детстве.

Каждый человек

Теорию Адлера можно условно разделить на семь частей:

  1. Чувство неполноценности и компенсация. Основой этой концепции стали наблюдения Альфреда Адлера за людьми с физической слабостью или каким-либо физическим дефектом. По его мнению, такие люди стараются компенсировать свои “дефекты” развитием определенного уровня профессионализма — они занимаются спортом, стремятся стать во всем лучшими. Иными словами, стараются избавиться от своих психологических комплексов путём постоянной борьбы и преодоления трудностей.
  2. Стремление к превосходству. По мнению Адлера это желание является фундаментальным в жизни человека. Это врожденная потребность стать лучше, выше и сильнее окружающих. Адлер рассматривал это стремление, как одну из главных составляющих своей теории. Психолог считал, что каждый человек может воспитать в себе стремление к саморазвитию и преодоление трудностей ради высшей цели. Именно такая цель становится главной движущей силой и источником мотивации в жизни человека, и, конечно, придает существованию смысл. Адлер полагал, что даже если человек живёт в мире и согласии с окружающей средой, он всё равно постоянно будет стремиться её улучшить.
  3. Стиль жизни. Согласно теории Адлера, стиль жизни — это совокупность привычек и черт характера, которые создают картину мира каждой индивидуальной личности. Формирование стиля жизни происходит ещё в возрасте четырех-пяти лет, и, по мнению Адлера, мало меняется в течение всей жизни индивида. Этот стиль становится главным стержнем и лейтмотивом существования. На стиль жизни преимущественно влияют отношения с ребенка с родителями. А в частности — те страдания, которые переносит в детстве ребёнок. Адлер выделил три основных типа страданий, из-за которых может развиться комплекс неполноценности и сформироваться определенный стиль жизни:
  • дефекты физических органов
  • гиперопека родителей
  • отсутствие интереса родителей к ребёнку.

Таким образом, каждый человек, чем бы он ни занимался, в течение жизни стремится преодолеть комплекс неполноценности, зародившийся в детстве. Становясь старше, человек сталкивается с несколькими наиболее важными жизненными задачами — это дружеские отношения с другими людьми, построение карьеры и любовные отношения. Все три составляющие жизни взаимосвязаны. Решение какой-то одной из этих проблем, неизменно влечет решение всех остальных. Человек понимает это неосознанно, и стремится активно проявлять себя в социуме. Согласно теории Адлера такое поведение можно разделить на два типа, один из которых называется “социальным интересом”, а второй — “степенью активности”.

Социальный интерес — это положительное отношение к людям, как таковым. Адлер считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой личностью.

Инфографик Альфред Адлер

Степень активности характеризуется тем, каким способом человек решает свои проблемы. Людей по Адлеру можно разделять в зависимости от типа их личности. Каждый тип по-своему решает жизненные задачи, в соответствии с собственными установками. Адлер в своей классификации выделил несколько типов установок, которые сопровождают различные стили жизни:

Установка Характеристика
Управление Люди, которые придерживаются этой установки проявляют себя как личности, уверенные в себе и целеустремленные. Они не жаждут заботиться об окружающих и стараются не зависеть от социума. Задачи они предпочитают решать грубым и агрессивным способом. К такому типу личности относятся наркоманы или те, кто неоднократно нарушает закон.
Получение Этот тип личности характеризуется паразитическими свойствами. Такие люди хорошо приспосабливаются в обществе и предпочитают решать и удовлетворять свои потребности за счёт других. Главный их интерес — получить от окружающих как можно больше. Несмотря на подобные характеристики, личности такого типа не опасны для окружающих из-за своей крайне низкой активности.
Избегание К такому типу относятся люди, которые предпочитают вообще не решать проблемы. Они не активны и не имеют особого интереса в социуме. Их поведение и стиль жизни ничем не могут быть полезными. А всю энергию такие люди тратят на бегство от решения каких-либо задач. Сюда же относится избегание ответственности и каких-либо обязательств.
Польза Люди такого типа стараются во всем быть социально-полезными. В теории Адлера это идеальные личности. Активность в них прекрасно сочетается с интересом к социуму. Они заботятся о других, общаются с окружающими и при этом не забывают о собственном развитии и стремлении к целям.

  1. Социальный интерес. Адлер отдельно подчеркивал интерес к людям, как таковым в качестве главного показателя развития человека. Он считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой, здоровой личностью. То есть, такой, которая способна и умеет действовать с другими сообща для достижения не только личных, но и общих результатов. Психически здоровые люди по Адлеру, могут беспокоиться не только о себе. А цели преследуют удобные и благополучные для окружающих. Кроме того, такие люди ставят себе в цели и общее благополучие в мире.
  2. Творческое Я. Это еще одна из основ, на которую опирается теория Адлера. Он считал, что стиль жизни человека формируется благодаря его творческим особенностям. Возможность с творческой стороны подходить к каждому делу, дает человеку дополнительную мотивацию в достижении целей и пользу в личном развитии. Правильное и умеренное творческое воплощение идей влияет на то, как развивается память человека, его образное мышление и даже на то, какие сны ему снятся.
  3. Порядок рождения. Это еще одна важная деталь, которую Адлер привнес в свою теорию. Он считал, что порядок рождения ребенка в семье имеет важнейшую роль в его дальнейшем развитии, и конечно, влияет на формирование его стиля жизни.
  • первенец (старший ребенок). Он наслаждается опекой и полноценным вниманием родителей. Нередко становится эгоцентричным. Но это лишь до появления второго ребенка. Привилегированное положение первенца сразу меняется и в его жизни наступает настоящая драма. Впоследствии первенец учится выживать в одиночку. Нередко такие люди становятся лидерами, консерваторами, и хранителями семейных ценностей.
  • единственный ребенок в семье. Такой ребенок привыкает к тому, что все внимание матери приковано к нему. Во взрослой жизни он требует такой же заботы и внимания от окружающих. Нередко последствиями такого воспитания становятся зависимость от окружающих и эгоцентризм.
  • средний ребенок. Как правило, его картина мира формируется в атмосфере постоянного соперничества со старшим ребенком. Он стремится побить рекорды брата или сестры. А затем и всю жизнь неосознанно стремится вырваться в лидеры в любом коллективе. Адлер говорил о таком ребенке, как о личности, лучше других способной добиться выдающихся результатов.
  1. Фикционный финализм. Адлер считал, что основные жизненные цели, ни что иное, как фикция. Их невозможно проверить и нельзя подтвердить. Для кого-то из людей цель — это не конечная точка, а бесконечный жизненный процесс. Его нельзя пощупать руками и как-то измерить. Главная фиктивная цель по мнению Адлера — это стремление человека к превосходству. Но эта жажда идеала и определяет всю жизнь индивидуума, и становится основным ее смыслом.

В середине 20 века индивидуальная психология Адлера завоевала огромную популярность. Она радикально отличалась от теории психоанализа Фрейда и во многом отвечала интересам общества. Сам Альфред Адлер впоследствии начал искать практическое подтверждение своей теории и увлекся педагогикой. Впоследствии теория Адлера легла в основу гуманистической психологии, главной целью которой является всестороннее развитие личности.

Гост

ГОСТ

Индивидуальная психология Адлера, сохраняя положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека, является одним из направлений классического психоанализа. Как и Дарвин, Адлер указывал на то, что стремление к превосходству – один из фундаментальных аспектов жизни. Он полагал, что в человеческом обществе важна кооперация, а не конкурентная борьба. Наличие цели является общим для всех людей, но содержание этой цели у каждого человека будет свое.

Отрицание положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, противопоставляющих человека обществу, являются главной идеей Адлера. Основной силой, определяющей поведение и жизнь человека, является чувство общности с другими людьми.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её.

Основные понятия и принципы теории Адлера

Теория Адлера имеет свои принципы и понятия, на которых и остановимся. Чувство неполноценности и компенсация. Ученый полагал, что чувство неполноценности свое начало берет в детстве. Это раннее ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности. Это стремление, утверждал Адлер, является основной мотивационной силой в жизни человека. Но, у некоторых людей по ряду причин ощущение неполноценности может стать чрезмерным и в результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

  1. Неполноценность органов;
  2. Чрезмерная опека родителей;
  3. Отвержение со стороны родителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать. Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных. Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стиль жизни

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Творческое Я

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Порядок рождения

Адлер обратил внимание на то, что стилю жизни сопутствует порядок рождения, как основная детерминанта установок. Социальное окружение детей одних и тех же родителей и семейные условия, в которых они растут, будут не тождественны. Опыт старших детей в семье с появлением следующих меняется и сильно влияет на формирование стиля жизни. Адлер считает, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение:

    Согласно Адлеру, положение старшего ребенка пока он единственный, достаточно завидно. Родители целиком отдают себя ему, ребенок получает безграничную любовь и заботу. Продолжаться будет это до тех пор, пока не появится следующий ребенок и не лишит его столь привилегированного положения, изменив взгляд на мир. Возвращение к прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу и со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты или равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец осваивает стратегию выживания в одиночку.

Старший ребенок в семье, по мнению Адлера, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов;

Стиль жизни не у каждого ребенка полностью совпадает с общими описаниями, которые дает Адлер;

Превосходство как фиктивная цель, полагал ученый, является результатом самостоятельно принятого решения. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, таким образом, является субъективно понимаемым идеалом и имеет огромное значение. В реальности фиктивные цели не имеют аналогов, но помогают более эффективно разрешать жизненные проблемы.

Для личности фиктивные цели могут быть пагубными и опасными. Примером деструктивной фикции является убежденность нацистов в превосходстве арийской расы. Реальной почвы под собой эта идея не имела, но Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя именно из этого превосходства.

Таким образом, поведение людей направляется осознанием фиктивной жизненной цели, которая существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего. Хотя объективно фиктивных целей не существует, они тем не менее колоссальное влияние оказывают на наше стремление к превосходству, совершенству, цельности.

Читайте также: