Теория круговорота локальных цивилизаций кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основоположником теории круговорота локальных цивилизаций является итальянский философ Джанбатиста Вико. Согласно его теории, каждая нация в своем развитии проходит следующие стадии: божественная; героическая; человеческая. В течение этих стадий происходит рождение, распад и упадок наций и их культур.

Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах немецкого философа Освальда Шпенглера (1880 – 1936) и английского историка и философа Арнольда Тойнби (1889 – 1975).

Культурологическая концепция Шпенглера строится на сопоставлении и противопоставлении культуры и цивилизации. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития: античность; Западная Европа; арабская культура; Египет; Вавилон; Индия; Китай; культура майи. Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты – это свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии. Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко – культурная целостность, сущность которой образует религия. Культура для О.Шпенглера - живое существо высшего порядка, выросшее "со своей возвышенной беспечностью", "подобно цветам в поле". Шпенглер подчеркивает локальность культур, слабость связей между ними. Шпенглер убежден в том, что человечество нельзя трактовать как единое целое, что у истории нет целей и нет никакой направленности.

Термином цивилизации Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико – механическое явление противоположна культуре как царству органически – жизненного. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в небытие культуры.

Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души”: аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.

Для Шпенглера все культуры равноправны. При этом каждая из них уникальна. Каждая культура говорит на своем языке. Для представителей других культур существуют другие истины. Для мыслителя имеют силу или все или не одна из них. По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда – нибудь умирает. Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована им достаточно подробно. Культура, по мнению Шпенглера, рождается в тот момент, когда из первобытно – душевного состояния вечно – детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятья первобытной души.

Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость.

По мнению Шпенглера, существуют определенные различия между культурой и цивилизацией. Шпенглер признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура не развивается бесконечно. Она несёт в себе источник смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация есть смерть духа культуры.

Для Шпенглера в современном мире культура сохраняется лишь в крестьянстве, которое подвергается давлению со стороны цивилизации.

Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.

О.Шпенглер являлся представителем философии жизни. Также он считался классиком цивилизационного подхода к истории.

Тойнби считает, наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.

Система Тойнби антропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовы предназначаются, прежде всего, людям. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Сверхлюдьми могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы. В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу.

Тойнби рассматривает общество лишь как поле действия индивидуумов. Процесс роста цивилизации - это постоянная борьба.

Теория Тойнби является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур и цивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеру цикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этого слова. Жизнь цивилизации - это скорее непрерывное поступательное движение по пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки, способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути – дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упустить этот шанс – задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно человек ответственен за рост своего общества.

Теория Шпенглера и Тойнби. Эта теория получила большое распространение в 20 веке. Она обоснована в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

О. Шпенглер, вслед за Данилевским, исходит из того, что каждый народ представляет собой самостоятельный культурно-исторический тип. Он рисует яркие образы 8 замкнутых локальных культур: Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Греко-Римская (Аппалоновская), Византийско-Арабская (магическая), Западно-Европейская (Фаустовская), культура Майя.

Когда культура умирает, ее кровь свертывается, она застывает и становится похожей на засохшее дерево. Все это характеризует превращение культуры в цивилизацию. Последнее есть заключительная стадия развития культуры – ее упадок. По его мнению, переход от культуры к цивилизации на Западе начался в 19 веке и продолжился в 20 веке.

По Тойнби, существует 3 стадии жизни цивилизации: 1)Генезис или зарождение; 2)Роста или расцвета; 3)Надлома и распада.

В своем развитии цивилизациям приходится отвечать на разного рода вызовы природной и социальной среды. На эти вызовы следуют ответы, которые свидетельствуют о том, насколько жизнеспособна та, или иная цивилизация. По Тойнби, цивилизации развиваются благодаря духовным порывам тех или иных народов, в которых воплощается ответ на соответствующий вызов. В такого рода духовных порывах проявляются определенные стимулы и мотивы деятельности народов, и их отдельных личностей или групп.

Одной из центральных проблем развития цивилизации Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества. Он подходил к человеку как к существу социальному, которое формируется и развивается в обществе. Общество же характеризуется им как совокупность отношений между людьми.

Развитие общества осуществляется прежде всего благодаря порывам гениев. В итоге развитие цивилизации рассматривается как дело творческих личностей и творческих меньшинств (элит). За ростом и расцветом культур следуют их надломы и распады. Но самый глубокий раскол – это раскол в человеческой душе. В этом случае поток социальной жизни становится не контролируемым. В конечном счете спасителем выступает Бог. Тойнби выступал за вселенскую церковь, как основу сохранения цивилизации и ее жизненный центр.

В XX в. получила распространение теория круговорота локальных цивилизаций. Она восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668—1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую и человеческую, в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур. Эту теорию развили в новых исторических условиях немецкий философ Освальд Шпенглер [1880—1936) и английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889—1975).




За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные расколы общества на более мелкие общества и государства, а также на горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но самый глубокий раскол, по его мнению, – это раскол в человеческой душе, который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех сторонах общественной жизни.

В XX в. получила распространение теория круговорота локальных цивилизаций. Она восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668—1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую и человеческую, в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур. Эту теорию развили в новых исторических условиях немецкий философ Освальд Шпенглер [1880—1936) и английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889—1975).

За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные расколы общества на более мелкие общества и государства, а также на горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но самый глубокий раскол, по его мнению, – это раскол в человеческой душе, который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех сторонах общественной жизни.

Цивилизацией принято называть межэтническую культурно-историческую группу людей, которая является чем-то большим, нежели нация, но меньшим, чем человечество (определение согласно А. Тойнби).

Изучение в сфере локальных цивилизаций принято связывать с именами таких исследователей как:

  • Освальд Шпенглер;
  • Николай Яковлевич Данилевский;
  • Арнольд Тойнби.

Более подробно о видении каждого из них будет подробно описано далее в данной статье.

Теория цивилизации Шпенглера

Теория цивилизации Шпенглера

Рис. 1 – О. Шпенглер

Можно сказать, что каждая из них преодолела некие этапы возникновения, становления и упадка. После культура трансформируется в цивилизацию.

Шпенглер разделяет определения культуры и цивилизации, аргументируя это тем, что период цивилизации наступает лишь в том случае, когда в развитии культуры появляется фаза превалирования материального над духовным компонентом культуры.

Современники во многом подвергали критике точку зрения О. Шпенглера за то, что он отказывал культурам во взаимном действии друг с другом и чрезмерно изолировал их.

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

Рис.2 – Н.Я. Данилевский

Отечественный ученый придерживался мнения, что специалисты в сфере культурологии должны определять и изучать культурно-исторические типы социума. Фундаментом выделения, с точки зрения Н.Я. Данилевского, должны быть особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, общественная, бытовая, научная, художественная.

Ученый придерживался того мнения, что каждый культурно-исторический тип обладает своей неповторимой культурой жизнедеятельности, не характерной и непередаваемой иным типам, так как они формируются автономно друг от друга, а также важны и понимаемы лишь в пределах данной народности либо группы народов.

Н.Я. Данилевским были выделены этапы развития некой локальной цивилизационной культуры:

  • роста;
  • культурное и политическое самоопределение;
  • расцвет;
  • исчерпание сил;
  • накопление неразрешимых противоречий;
  • утрата веры. Замечание 1

Культурологом также были выделены двенадцать культурно-исторических типов, часть из которых преодолела все этапы жизнедеятельности, а часть из них так и не прошла в связи с их уничтожением.

Теория А. Тойнби

Теория А. Тойнби

Рис. 3 – А. Тойнби

  • западную,
  • православно-христианскую,
  • исламскую,
  • индуистскую,
  • дальневосточную.

Попадая под влияние природно-географической среды и иных факторов, цивилизация приобретает сугубо свой собственный и неповторимый облик.

Арнольд Тойнби придерживался той точки зрения, что цивилизация есть единый организм со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.

Принципы локально-цивилизационного подхода до сих пор используются современными учеными. К примеру, С. Хантингтон также под цивилизацией трактует культурные социумы, обладающие своими языком, историческим наследием, традициями и, в своем преимуществе, религией. Этот автор также определил восемь ключевых цивилизаций, отношения между которыми можно назвать конфликтными. Это можно объяснить тем, что даже если политические и экономические расхождения можно нивелировать для достижения некого консенсуса, то примирить различные ценности и убеждения почти не представляется возможным.

Согласно данной теории, историю развития человечества составляет совокупность историй развития локальных культур, не поддающихся оценке и сравнению. Это означает, что любая культура имеет право на жизнь.

Когда культура становится цивилизацией

Термины цивилизации и культуры часто называют синонимами. Неудивительно, ведь данные понятия имеют широкое поле для интерпретации. Однако чаще всего говорят, что культура — это все духовные и материальные ценности, созданные человеком, а цивилизация — это высокоразвитое культурное общество.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Культура становится цивилизацией, когда:

  • появляется упорядоченный общественный строй;
  • возникает государство;
  • появляется классовое деление и частная собственность.

Таким образом, культура — это вопрос нравственности, а цивилизация — практичности.

Авторы теории

Три самые известные концепции были разработаны О. Шпенглером, Н. Данилевским и А. Тойнби.

Теория Шпенглера

Теория Шпенглера заключалась в том, что существование многообразия культур — это единство проявления культуры, а не единство мировой истории.

Кратко о труде автора

Основные положения

Основные положения из теории Шпенглера:

Книга была раскритикована современниками из-за подхода, который исключал воздействие диалога культур на развитие цивилизаций.

Теория Данилевского

Данилевский утверждал, что каждая цивилизация имеет свою непередаваемую культуру жизнедеятельности, которая формируется самостоятельно.

Основные элементы работы

Этапы развития локальной культуры

Социолог вывел шесть этапов развития локальной культуры:

  1. Рост.
  2. Культурное и политическое самоопределение.
  3. Расцвет.
  4. Исчерпание сил.
  5. Накопление неразрешимых противоречий.
  6. Утрата веры.

Также он выделил двенадцать культурно-исторических типов, которые уже прошли все стадии или были уничтожены раньше.

Теория Тойнби

Теория гласит, что цивилизация — это историко-культурная целостность, связанная с территорией.

В отличие от Шпенглера, Тойнби допускает возможность взаимосвязи между цивилизациями, а также считает, что цивилизация — это лишь один из этапов развития культуры, а не ее крах.

Описание труда автора

В своем монументальном труде Тойнби определяет около двадцати цивилизаций, из которых живы только пять: западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная.

Основные положения работы автора

Можно выделить несколько основных элементов:

  • циклическая схема развития цивилизации (генезис, рост, надлом, упадок, разложение);
  • надлом — это прямое следствие нарастания общественных противоречий;
  • цивилизация становится уникальной под влиянием своей географической среды.

Принцип локальных цивилизаций в работах современных ученых

Современные ученые считают, что не существует строгого цикла развития локальных культур и цивилизаций. Бывают подъемы и спады, но они нерегулярны. К тому же, в связи с ростом глобализации и появлением массовой культуры уже нельзя утверждать об изолированном развитии отдельных культур, поэтому сегодня эти теоремы претерпевают значительные изменения.

Читайте также: