Гост 28195 89 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстандарта СССР

от 28 июля 1989 г. N 2507

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Quality control of software systems.

1 июля 1990 года

1. Разработан и внесен Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР.

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.89 N 2507.

3. Введен впервые.

4. Ссылочные нормативно-технические документы

Обозначение НТД, на который дана cсылка│ Номер приложения

ГОСТ 15467-79 │Приложение 1

ГОСТ 19781-90 │Приложение 1

5. Переиздание. Сентябрь 2001 г.

Настоящий стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в Приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:

- планировании показателей качества ПС;

- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);

- контроле качества в процессе производства ПС;

- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.

1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:

- разработчика - на этапах разработки ПС;

- фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;

- испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;

- изготовителя - на этапах тиражирования ПС;

- пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.

1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

- планирование уровня качества;

- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;

- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;

- выбор базовых образцов по подклассам и группам;

- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.

1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:

- по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

- по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.

1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.

1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.

1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.

Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:

Наименование групп и │Обозна-│ Характеризуемое свойство

лей качества │показа-│

1. Показатели │ │ Характеризуют способность ПС в

надежности ПС │ │конкретных областях применения вы-

│ │полнять заданные функции в соответ-

│ │ствии с программными документами в

│ │условиях возникновения отклонений в

│ │среде функционирования, вызванных

│ │сбоями технических средств, ошибками

│ │во входных данных, ошибками обслужи-

│ │вания и другими дестабилизирующими

1.1. Устойчивость │Н1 │ Способность обеспечивать

функционирования │ │продолжение работы программы после

│ │возникновения отклонений, вызванных

│ │сбоями технических средств,

│ │ошибками во входных данных и

1.2. Работоспособ- │Н2 │ Способность программы функциониро-

ность │ │вать в заданных режимах и объемах

│ │обрабатываемой информации в соот-

│ │ветствии с программными документами

│ │при отсутствии сбоев технических

2. Показатели соп- │ │ Характеризуют технологические

ровождения │ │аспекты, обеспечивающие простоту

│ │устранения ошибок в программе и

│ │программных документах и поддержания

│ │ПС в актуальном состоянии

2.1. Структурность │С1 │Организация всех взаимосвязанных

│ │частей программы в единое целое с

│ │использованием логических структур

2.2. Простота │С2 │ Построение модульной структуры

конструкции │ │программы наиболее рациональным с

│ │точки зрения восприятия и понимания

2.3. Наглядность │С3 │ Наличие и представление в наиболее

│ │легко воспринимаемом виде исходных

│ │модулей ПС, полное их описание в

2.4. Повторяемость │С4 │ Степень использования типовых

│ │проектных решений или компонентов,

3. Показатели │ │ Характеризуют свойства ПС,

удобства применения │ │способствующие быстрому освоению,

│ │применению и эксплуатации ПС с

│ │минимальными трудозатратами с учетом

│ │характера решаемых задач и

│ │требований к квалификации

3.1. Легкость │У1 │ Представление программных

освоения │ │документов и программ в виде,

│ │способствующем пониманию логики

│ │функционирования программы в целом и

3.2. Доступность │У2 │ Понятность, наглядность и полнота

эксплуатационных │ │описания взаимодействия пользователя

программных │ │с программой в эксплуатационных

документов │ │программных документах

3.3. Удобство │У3 │ Соответствие процесса обработки

эксплуатации и │ │данных и форм представления резуль-

обслуживания │ │татов характеру решаемых задач

4. Показатели │ │ Характеризуют степень

эффективности │ │удовлетворения потребности

│ │пользователя в обработке данных с

│ │учетом экономических, вычислительных

│ │и людских ресурсов

4.1. Уровень │Э1 │ Уровень автоматизации функций про-

автоматизации │ │цесса обработки данных с учетом

│ │рациональности функциональной струк-

│ │туры программы с точки зрения взаи-

│ │модействия с ней пользователя и ис-

│ │пользования вычислительных ресурсов

4.2. Временная │Э2 │ Способность программы выполнять

эффективность │ │заданные действия в интервал

│ │времени, отвечающий заданным

4.3. Ресурсоемкость│Э3 │ Минимально необходимые вычисли-

│ │тельные ресурсы и число обслуживаю-

│ │щего персонала для эксплуатации ПС

5. Показатели │ │ Характеризуют адаптируемость ПС к

универсальности │ │новым функциональным требованиям,

│ │возникающим вследствие изменения

│ │области применения или других

5.1. Гибкость │Г1 │ Возможность использования ПС в

│ │различных областях применения

5.2. Мобильность │Г2 │ Возможность применения ПС без

│ │трудозатрат на ЭВМ аналогичного

5.3. Модифицируе- │Г3 │ Обеспечение простоты внесения

мость │ │необходимых изменений и доработок в

│ │программу в процессе эксплуатации

6. Показатели │ │ Характеризуют степень соответствия

корректности │ │ПС требованиям, установленным в ТЗ,

│ │требованиям к обработке данных и

6.1. Полнота реали-│К1 │ Полнота реализации заданных

зации │ │функций ПС и достаточность их

│ │описания в программной документации

6.2. Согласован- │К2 │ Однозначное, непротиворечивое

ность │ │описание и использование

│ │тождественных объектов, функций,

│ │идентификаторов и т.д. в различных

│ │частях программных документов и

6.3. Логическая │К3 │ Функциональное и программное соот-

корректность │ │ветствие процесса обработки данных

│ │при выполнении задания общесистемным

6.4. Проверенность │К4 │ Полнота проверки возможных

│ │маршрутов выполнения программы в

- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;

- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.

2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.

2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.

Номер │ Применяемость показателя по подклассам (группам) ПС

табл. 1 │5011│5012 │5013 │5014 │5015│5016│5017│503│504│505│506│509

Примечания. 1. Знак "+" означает применяемость, знак "-" - неприменяемость соответствующих показателей качества ПС, знак "+/-" - ограниченную применяемость.

2. Выбор показателей качества ПС для подкласса 509 (прочие ПС) осуществляется в зависимости от их назначения с учетом требований областей применения.

3. Наименование подклассов (групп) ПС по ОКП:

5011 - операционные системы и средства их расширения;

5012 - программные средства управления базами данных;

5013 - инструментально-технологические средства программирования;

5014 - ПС интерфейса и управления коммуникациями;

5015 - ПС организации вычислительного процесса (планирования, контроля);

5016 - сервисные программы;

5017 - ПС обслуживания вычислительной техники;

503 - прикладные программы для научных исследований;

504 - прикладные программы для проектирования;

505 - прикладные программы для управления техническими устройствами и технологическими процессами;

506 - прикладные программы для решения экономических задач;

ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ

Базовый показатель │ Реально достижимая совокупность значений

качества │показателей качества ПС для уравнения

Вычислительные ресур-│ Технические средства ЭВМ, в том числе

сы │процессор, объемы оперативной и внешней

│памяти, время, в течение которого програм-

│ма занимает эти средства в ходе выполнения

Единичный показатель │ По ГОСТ 15467

Качество продукции │ По ГОСТ 15467

Комплексный показа- │ По ГОСТ 15467

тель качества продукции│

Логическая структура │ Детализация части программы на условный

"выбор" │элемент и несколько детальных частей таким

│образом, что управление передается в зави-

│симости от реализации условного элемента

│только одной из тех частей, при этом одна

│из этих частей при необходимости может

│быть "пустым оператором", т.е. не выпол-

│нять никаких действий

Логическая структура │ Детализация части программы на несколько

"последовательность" │детальных частей таким образом, что пере-

│дача управления этим частям осуществляется

│последовательно от предшествующей части к

Логическая структура │ Детализация части программы на условный

"повторение" │элемент и одну детальную часть таким

│образом, что управление передается этой

│части многократно в соответствии с

│реализацией уставного элемента

Маршрут выполнения │ Совокупность операторов программы,

программы │выполненных во время однократного ее

Ошибка обслуживания │ Нарушение требуемого порядка взаимодей-

│ствия с программой со стороны пользователя

Показатель качества │ По ГОСТ 15467

Программа │ По ГОСТ 19781

Программное средство │ Программа, предназначенная для

вычислительной техники │многократного применения на различных

(ПС) │объектах, разработанная любым способом и

│снабженная комплектом программных

Программный документ │ По ГОСТ 19781

Сбой технических │ Событие, заключающееся в нарушении

средств │исправного состояния технических средств

│ЭВМ при сохранении ими работоспособного

Среда функциониро- │ Совокупность организационных,

вания │информационных программных и технических

│средств ЭВМ при сохранении ими

Эксплуатационный │ По ГОСТ 19781

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПС

1. Оценка качества ПС проводится на фазах жизненного цикла (табл. 1) и включает выбор номенклатуры показателей, их оценку и сопоставление значений показателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.

2. Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижестоящих уровней. Допускается вводить дополнительные показатели на каждом из уровней.

2.1. Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.

2.2. Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели - 2-й уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ресурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность.

2.3. Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается.

2.4. Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей - 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику, не ограничено. Взаимосвязь факторов, критериев и метрик с фазами жизненного цикла ПС приведена на черт. 1 - 20.

Настоящий стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:

- планировании показателей качества ПС;

- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);

- контроле качества в процессе производства ПС;

- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.

1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:

- разработчика - на этапах разработки ПС;

- фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;

- испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;

- изготовителя - на этапах тиражирования ПС;

- пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.

1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

- планирование уровня качества;

- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;

- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;

- выбор базовых образцов по подклассам и группам;

- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.

1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:

- по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

- по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.

1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.

1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.

1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.

Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:

Наименование групп и комплексных показателей качества

1. Показатели надежности ПС

Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями

1.1. Устойчивость функционирования

Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания

Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств

2. Показатели сопровождения

Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии

2.2. Простота конструкции

Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом

Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах

Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС

3. Показатели удобства применения

Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала

3.1. Легкость освоения

Представление программных документов и программ в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей

3.2. Доступность эксплуатационных программных документов

Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах

3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания

Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач

4. Показатели эффективности

Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов

4.1. Уровень автоматизации

Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов

4.2. Временная эффективность

Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям

Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС

5. Показатели универсальности

Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования

Возможность использования ПС в различных областях применения

Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса

Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации

6. Показатели корректности

Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям

6.1. Полнота реализации

Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации

Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы

6.3. Логическая корректность

Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям

Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования

- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;

- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.

2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.

2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Quality control of software systems. General principles

Дата введения 1990-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР

Ю.П.Галустян, канд. техн. наук; Н.Б.Гуляев, канд. техн. наук; А.П.Дувакин, канд. физ.-мат. наук; А.В.Катков; С.Л.Котов, В.П.Куприянов, канд. эконом. наук; В.П.Морозов, канд. эконом. наук; Е.В.Цальп, канд. техн. наук; Н.Н.Чихалов, канд. техн. наук; В.В.Шураков, д-р эконом. наук.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.89 N 2507

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Настоящий стандарт, устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:

планировании показателей качества ПС;

контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);

контроле качества в процессе производства ПС;

проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.

1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:

разработчика - на этапах разработки ПС;

фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;

испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;

изготовителя - на этапах тиражирования ПС;

пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.

1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

планирование уровня качества;

контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;

эксплуатационный контроль заданного уровня качества;

выбор базовых образцов по подклассам и группам;

методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества;

методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.

1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:

по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.

1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.

1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей, как удобство применения, эффективность и т.п.

1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.

Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл.1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:

Наименование групп и комплексных показателей качества

1. Показатели надежности ПС

Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями

1.1. Устойчивость функционирования

Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания

Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств

2. Показатели сопровождения

Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии

Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур "последовательность", "выбор", "повторение"

2.2. Простота конструкции

Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом

Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах

Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС

3. Показатели удобства применения

Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала

3.1. Легкость освоения

Представление программных документов и программы в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей

3.2. Доступность эксплуатационных программных документов

Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах

3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания

Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач

4. Показатели эффективности

Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов

4.1. Уровень автоматизации

Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов

4.2. Временная эффективность

Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям

Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС

5. Показатели универсальности

Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования

Возможность использования ПС в различных областях применения

Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса

Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации

6. Показатели корректности

Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям

6.1. Полнота реализации

Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации

Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы

6.3. Логическая корректность

Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям

Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования

первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;

второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.

2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл.2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.

1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:

- разработчика - на этапах разработки ПС;

- фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;

- испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;

- изготовителя - на этапах тиражирования ПС;

- пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.

1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

- планирование уровня качества;

- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;

- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;

- выбор базовых образцов по подклассам и группам;

- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.

1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:

- по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

- по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.

1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.

1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.

1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.

Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.

2. Номенклатура показателей качества программных средств

2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:

Наименование групп и комплексных показателей качества

1. Показатели надежности ПС

Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями

1.1. Устойчивость функционирования

Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания

Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств

2. Показатели сопровождения

Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии

Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур "последовательность", "выбор", "повторение"

2.2. Простота конструкции

Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом

Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах

Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС

3. Показатели удобства применения

Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала

3.1. Легкость освоения

Представление программных документов и программ в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей

3.2. Доступность эксплуатационных программных документов

Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах

3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания

Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач

4. Показатели эффективности

Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов

4.1. Уровень автоматизации

Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов

4.2. Временная эффективность

Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям

Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС

5. Показатели универсальности

Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования

Возможность использования ПС в различных областях применения

Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса

Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации

6. Показатели корректности

Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям

6.1. Полнота реализации

Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации

Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т. д. в различных частях программных документов и текста программы

6.3. Логическая корректность

Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям

Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования

- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;

- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.

2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.

2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.

Текст ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

УДК 681.3.06.001.4:006.354

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Quality control of software systems General principles

Дата введения 01.07.90

Настоящий стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее — ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:

- планировании показателей качества ПС;

- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);

- контроле качества в процессе производства ПС;

- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.

1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:

- разработчика — на этапах разработки ПС;

- фондодержателя — на этапах приемки ПС в фонд;

- испытательных центров и центров сертификации ПС — на этапах испытаний и внедрения;

- изготовителя — на этапах тиражирования ПС;

- пользователя — на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.

1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

- планирование уровня качества;

- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;

- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;

- выбор базовых образцов по подклассам и группам;

- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.

1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:

- по способам получения информации о ПС — измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

- по источникам получения информации — традиционный, экспертный, социологический.

Издание официальное Перепечатка воспрещена

©Издательство стандартов, 1989 © ИПК Издательство стандартов, 2001

1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС — число строк исходного текста программ и число строк — комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.

1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т. и.

1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.

Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:

Наименование групп и комплексных показателей качества

1. Показатели надежности ПС

Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями

1.1. Устойчивость функционирования

Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания

Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств

2. Показатели сопровождения

Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии

Продолжение табл. 1

Наименование групп и комплексных показателей качества

2.2. Простота конструкции

Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом

Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах

3. Показатели удобства применения

Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС

Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала

3.1. Легкость освоения

Представление программных документов и программ в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей

3.2. Доступность эксплуатационных программных документов

Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах

3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания

4. Показатели эффективности

Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач

Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов

4.1. Уровень автоматизации

Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов

4.2. Временная эффективность

Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям

4.3. Ресурсоемкость 5. Показатели универсальности

Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС

Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования

Возможность использования ПС в различных областях применения

Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса

Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации

Продолжение табл. 1

Наименование групп и комплексных показателей качества

6. Показатели корректности

Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям

6.1. Полнота реализации

Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации

Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т. д. в различных частях программных документов и текста программы

6.3. Логическая корректность

Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям

Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования

- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительс-ки-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;

- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.

2.2. Выбор номнеклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.

2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.


2. Выбор показателей качества ПС для подкласса 509 (прочие ПС) осуществляется в зависимости от их назначения с учетом требований областей применения.

3. Наименование подклассов (групп) ПС по ОКП:

5011 — операционные системы и средства их расширения;

5012 — программные средства управления базами данных;

5013 — инструментально-технологические средства программирования;

5014 — ПС интерфейса и управления коммуникациями;

5015 — ПС организации вычислительного процесса (планирования, контроля);

5016 — сервисные программы;

5017 — ПС обслуживания вычислительной техники;

503 — прикладные программы для научных исследований;

504 — прикладные программы для проектирования;

505 — прикладные программы для управления техническими устройствами и технологическими процессами;

506 — прикладные программы для решения экономических задач;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ

Базовый показатель качества

Реально достижимая совокупность значений показателей качества ПС для уравнения

Технические средства ЭВМ, в том числе процессор, объемы оперативной и внешней памяти, время, в течение которого программа занимает эти средства в ходе выполнения

Единичный показатель качества продукции

Комплексный показатель качества продукции

Детализация части программы на несколько детальных частей таким образом, что передача управления этим частям осуществляется последовательно от предшествующей части к последующей

Детализация части программы на условный элемент и одну детальную часть таким образом, что управление передается этой части многократно в соответствии с реализацией условного элемента

Маршрут выполнения программы

Совокупность операторов программы, выполненных во время однократного ее выполнения

Нарушение требуемого порядка взаимодействия с программой со стороны пользователя

Показатель качества продукции

Продолжение табл. 3

Программное средство вычислительной

Программа, предназначенная для многократного при-

менения на различных объектах, разработанная любым способом и снабженная комплектом программных документов

Сбой технических средств

Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния технических средств ЭВМ при сохранении ими работоспособного состояния

Совокупность организационных, информационных программных и технических средств ЭВМ при сохранении ими работоспособного состояния

Эксплуатационный программный документ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПС

1. Оценка качества ПС проводится на фазах жизненного цикла (табл. 1) и включает выбор номенклатуры показателей, их оценку и сопоставление значений показателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.

2. Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижестоящих уровней. Допускается вводить дополнительные показатели на каждом из уровней.

2.1. Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.

2.2. Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели — 2-й уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ре-сурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность.

2.3. Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается.

2.4. Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей — 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику не ограничено. Взаимосвязь факторов, критериев и метрик с фазами жизненного цикла ПС приведена на черт. 1—20.

2.5. Выбор оценочных элементов в метрике зависит от функционального назначения оценочного элемента и определяется с учетом данных, полученных при проведении испытаний различных видов, а также по результатам эксплуатации ПС.

2.6. Для накопления информации об оценочных элементах формируется справочник оценочных элементов (табл. 5—10) на основе ранее полученных данных о качестве аналогичных ПС.

Читайте также: