Гост 28195 89 кратко
Обновлено: 04.07.2024
Утвержден и введен в действие
Постановлением Госстандарта СССР
от 28 июля 1989 г. N 2507
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Quality control of software systems.
1 июля 1990 года
1. Разработан и внесен Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР.
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.89 N 2507.
3. Введен впервые.
4. Ссылочные нормативно-технические документы
Обозначение НТД, на который дана cсылка│ Номер приложения
ГОСТ 15467-79 │Приложение 1
ГОСТ 19781-90 │Приложение 1
5. Переиздание. Сентябрь 2001 г.
Настоящий стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в Приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:
- планировании показателей качества ПС;
- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);
- контроле качества в процессе производства ПС;
- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.
1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:
- разработчика - на этапах разработки ПС;
- фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;
- испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;
- изготовителя - на этапах тиражирования ПС;
- пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.
1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
- планирование уровня качества;
- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;
- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;
- выбор базовых образцов по подклассам и группам;
- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.
1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:
- по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
- по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.
1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.
1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.
1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.
1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.
1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.
2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:
Наименование групп и │Обозна-│ Характеризуемое свойство
лей качества │показа-│
1. Показатели │ │ Характеризуют способность ПС в
надежности ПС │ │конкретных областях применения вы-
│ │полнять заданные функции в соответ-
│ │ствии с программными документами в
│ │условиях возникновения отклонений в
│ │среде функционирования, вызванных
│ │сбоями технических средств, ошибками
│ │во входных данных, ошибками обслужи-
│ │вания и другими дестабилизирующими
1.1. Устойчивость │Н1 │ Способность обеспечивать
функционирования │ │продолжение работы программы после
│ │возникновения отклонений, вызванных
│ │сбоями технических средств,
│ │ошибками во входных данных и
1.2. Работоспособ- │Н2 │ Способность программы функциониро-
ность │ │вать в заданных режимах и объемах
│ │обрабатываемой информации в соот-
│ │ветствии с программными документами
│ │при отсутствии сбоев технических
2. Показатели соп- │ │ Характеризуют технологические
ровождения │ │аспекты, обеспечивающие простоту
│ │устранения ошибок в программе и
│ │программных документах и поддержания
│ │ПС в актуальном состоянии
2.1. Структурность │С1 │Организация всех взаимосвязанных
│ │частей программы в единое целое с
│ │использованием логических структур
2.2. Простота │С2 │ Построение модульной структуры
конструкции │ │программы наиболее рациональным с
│ │точки зрения восприятия и понимания
2.3. Наглядность │С3 │ Наличие и представление в наиболее
│ │легко воспринимаемом виде исходных
│ │модулей ПС, полное их описание в
2.4. Повторяемость │С4 │ Степень использования типовых
│ │проектных решений или компонентов,
3. Показатели │ │ Характеризуют свойства ПС,
удобства применения │ │способствующие быстрому освоению,
│ │применению и эксплуатации ПС с
│ │минимальными трудозатратами с учетом
│ │характера решаемых задач и
│ │требований к квалификации
3.1. Легкость │У1 │ Представление программных
освоения │ │документов и программ в виде,
│ │способствующем пониманию логики
│ │функционирования программы в целом и
3.2. Доступность │У2 │ Понятность, наглядность и полнота
эксплуатационных │ │описания взаимодействия пользователя
программных │ │с программой в эксплуатационных
документов │ │программных документах
3.3. Удобство │У3 │ Соответствие процесса обработки
эксплуатации и │ │данных и форм представления резуль-
обслуживания │ │татов характеру решаемых задач
4. Показатели │ │ Характеризуют степень
эффективности │ │удовлетворения потребности
│ │пользователя в обработке данных с
│ │учетом экономических, вычислительных
│ │и людских ресурсов
4.1. Уровень │Э1 │ Уровень автоматизации функций про-
автоматизации │ │цесса обработки данных с учетом
│ │рациональности функциональной струк-
│ │туры программы с точки зрения взаи-
│ │модействия с ней пользователя и ис-
│ │пользования вычислительных ресурсов
4.2. Временная │Э2 │ Способность программы выполнять
эффективность │ │заданные действия в интервал
│ │времени, отвечающий заданным
4.3. Ресурсоемкость│Э3 │ Минимально необходимые вычисли-
│ │тельные ресурсы и число обслуживаю-
│ │щего персонала для эксплуатации ПС
5. Показатели │ │ Характеризуют адаптируемость ПС к
универсальности │ │новым функциональным требованиям,
│ │возникающим вследствие изменения
│ │области применения или других
5.1. Гибкость │Г1 │ Возможность использования ПС в
│ │различных областях применения
5.2. Мобильность │Г2 │ Возможность применения ПС без
│ │трудозатрат на ЭВМ аналогичного
5.3. Модифицируе- │Г3 │ Обеспечение простоты внесения
мость │ │необходимых изменений и доработок в
│ │программу в процессе эксплуатации
6. Показатели │ │ Характеризуют степень соответствия
корректности │ │ПС требованиям, установленным в ТЗ,
│ │требованиям к обработке данных и
6.1. Полнота реали-│К1 │ Полнота реализации заданных
зации │ │функций ПС и достаточность их
│ │описания в программной документации
6.2. Согласован- │К2 │ Однозначное, непротиворечивое
ность │ │описание и использование
│ │тождественных объектов, функций,
│ │идентификаторов и т.д. в различных
│ │частях программных документов и
6.3. Логическая │К3 │ Функциональное и программное соот-
корректность │ │ветствие процесса обработки данных
│ │при выполнении задания общесистемным
6.4. Проверенность │К4 │ Полнота проверки возможных
│ │маршрутов выполнения программы в
- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;
- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.
2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.
2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.
Номер │ Применяемость показателя по подклассам (группам) ПС
табл. 1 │5011│5012 │5013 │5014 │5015│5016│5017│503│504│505│506│509
Примечания. 1. Знак "+" означает применяемость, знак "-" - неприменяемость соответствующих показателей качества ПС, знак "+/-" - ограниченную применяемость.
2. Выбор показателей качества ПС для подкласса 509 (прочие ПС) осуществляется в зависимости от их назначения с учетом требований областей применения.
3. Наименование подклассов (групп) ПС по ОКП:
5011 - операционные системы и средства их расширения;
5012 - программные средства управления базами данных;
5013 - инструментально-технологические средства программирования;
5014 - ПС интерфейса и управления коммуникациями;
5015 - ПС организации вычислительного процесса (планирования, контроля);
5016 - сервисные программы;
5017 - ПС обслуживания вычислительной техники;
503 - прикладные программы для научных исследований;
504 - прикладные программы для проектирования;
505 - прикладные программы для управления техническими устройствами и технологическими процессами;
506 - прикладные программы для решения экономических задач;
ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
Базовый показатель │ Реально достижимая совокупность значений
качества │показателей качества ПС для уравнения
Вычислительные ресур-│ Технические средства ЭВМ, в том числе
сы │процессор, объемы оперативной и внешней
│памяти, время, в течение которого програм-
│ма занимает эти средства в ходе выполнения
Единичный показатель │ По ГОСТ 15467
Качество продукции │ По ГОСТ 15467
Комплексный показа- │ По ГОСТ 15467
тель качества продукции│
Логическая структура │ Детализация части программы на условный
"выбор" │элемент и несколько детальных частей таким
│образом, что управление передается в зави-
│симости от реализации условного элемента
│только одной из тех частей, при этом одна
│из этих частей при необходимости может
│быть "пустым оператором", т.е. не выпол-
│нять никаких действий
Логическая структура │ Детализация части программы на несколько
"последовательность" │детальных частей таким образом, что пере-
│дача управления этим частям осуществляется
│последовательно от предшествующей части к
Логическая структура │ Детализация части программы на условный
"повторение" │элемент и одну детальную часть таким
│образом, что управление передается этой
│части многократно в соответствии с
│реализацией уставного элемента
Маршрут выполнения │ Совокупность операторов программы,
программы │выполненных во время однократного ее
Ошибка обслуживания │ Нарушение требуемого порядка взаимодей-
│ствия с программой со стороны пользователя
Показатель качества │ По ГОСТ 15467
Программа │ По ГОСТ 19781
Программное средство │ Программа, предназначенная для
вычислительной техники │многократного применения на различных
(ПС) │объектах, разработанная любым способом и
│снабженная комплектом программных
Программный документ │ По ГОСТ 19781
Сбой технических │ Событие, заключающееся в нарушении
средств │исправного состояния технических средств
│ЭВМ при сохранении ими работоспособного
Среда функциониро- │ Совокупность организационных,
вания │информационных программных и технических
│средств ЭВМ при сохранении ими
Эксплуатационный │ По ГОСТ 19781
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПС
1. Оценка качества ПС проводится на фазах жизненного цикла (табл. 1) и включает выбор номенклатуры показателей, их оценку и сопоставление значений показателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.
2. Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижестоящих уровней. Допускается вводить дополнительные показатели на каждом из уровней.
2.1. Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.
2.2. Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели - 2-й уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ресурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность.
2.3. Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается.
2.4. Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей - 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику, не ограничено. Взаимосвязь факторов, критериев и метрик с фазами жизненного цикла ПС приведена на черт. 1 - 20.
Настоящий стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:
- планировании показателей качества ПС;
- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);
- контроле качества в процессе производства ПС;
- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.
1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:
- разработчика - на этапах разработки ПС;
- фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;
- испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;
- изготовителя - на этапах тиражирования ПС;
- пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.
1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
- планирование уровня качества;
- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;
- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;
- выбор базовых образцов по подклассам и группам;
- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.
1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:
- по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
- по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.
1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.
1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.
1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.
1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.
1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.
2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:
Наименование групп и комплексных показателей качества
1. Показатели надежности ПС
Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями
1.1. Устойчивость функционирования
Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания
Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств
2. Показатели сопровождения
Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии
2.2. Простота конструкции
Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом
Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах
Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС
3. Показатели удобства применения
Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала
3.1. Легкость освоения
Представление программных документов и программ в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей
3.2. Доступность эксплуатационных программных документов
Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания
Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач
4. Показатели эффективности
Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов
4.1. Уровень автоматизации
Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов
4.2. Временная эффективность
Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям
Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС
5. Показатели универсальности
Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования
Возможность использования ПС в различных областях применения
Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса
Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации
6. Показатели корректности
Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям
6.1. Полнота реализации
Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации
Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы
6.3. Логическая корректность
Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям
Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования
- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;
- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.
2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.
2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Quality control of software systems. General principles
Дата введения 1990-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР
Ю.П.Галустян, канд. техн. наук; Н.Б.Гуляев, канд. техн. наук; А.П.Дувакин, канд. физ.-мат. наук; А.В.Катков; С.Л.Котов, В.П.Куприянов, канд. эконом. наук; В.П.Морозов, канд. эконом. наук; Е.В.Цальп, канд. техн. наук; Н.Н.Чихалов, канд. техн. наук; В.В.Шураков, д-р эконом. наук.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.89 N 2507
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Настоящий стандарт, устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:
планировании показателей качества ПС;
контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);
контроле качества в процессе производства ПС;
проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.
1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:
разработчика - на этапах разработки ПС;
фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;
испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;
изготовителя - на этапах тиражирования ПС;
пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.
1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
планирование уровня качества;
контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;
эксплуатационный контроль заданного уровня качества;
выбор базовых образцов по подклассам и группам;
методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества;
методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.
1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:
по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.
1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.
1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.
1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей, как удобство применения, эффективность и т.п.
1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.
1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.
2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл.1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:
Наименование групп и комплексных показателей качества
1. Показатели надежности ПС
Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями
1.1. Устойчивость функционирования
Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания
Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств
2. Показатели сопровождения
Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии
Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур "последовательность", "выбор", "повторение"
2.2. Простота конструкции
Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом
Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах
Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС
3. Показатели удобства применения
Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала
3.1. Легкость освоения
Представление программных документов и программы в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей
3.2. Доступность эксплуатационных программных документов
Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания
Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач
4. Показатели эффективности
Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов
4.1. Уровень автоматизации
Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов
4.2. Временная эффективность
Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям
Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС
5. Показатели универсальности
Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования
Возможность использования ПС в различных областях применения
Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса
Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации
6. Показатели корректности
Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям
6.1. Полнота реализации
Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации
Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы
6.3. Логическая корректность
Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям
Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования
первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;
второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.
2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл.2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.
1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:
- разработчика - на этапах разработки ПС;
- фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;
- испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;
- изготовителя - на этапах тиражирования ПС;
- пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.
1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
- планирование уровня качества;
- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;
- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;
- выбор базовых образцов по подклассам и группам;
- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.
1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:
- по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
- по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.
1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.
1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.
1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.
1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.
1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.
2. Номенклатура показателей качества программных средств
2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:
Наименование групп и комплексных показателей качества
1. Показатели надежности ПС
Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями
1.1. Устойчивость функционирования
Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания
Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств
2. Показатели сопровождения
Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии
Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур "последовательность", "выбор", "повторение"
2.2. Простота конструкции
Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом
Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах
Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС
3. Показатели удобства применения
Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала
3.1. Легкость освоения
Представление программных документов и программ в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей
3.2. Доступность эксплуатационных программных документов
Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания
Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач
4. Показатели эффективности
Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов
4.1. Уровень автоматизации
Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов
4.2. Временная эффективность
Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям
Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС
5. Показатели универсальности
Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования
Возможность использования ПС в различных областях применения
Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса
Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации
6. Показатели корректности
Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям
6.1. Полнота реализации
Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации
Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т. д. в различных частях программных документов и текста программы
6.3. Логическая корректность
Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям
Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования
- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительски-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;
- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.
2.2. Выбор номенклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.
2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.
Текст ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
УДК 681.3.06.001.4:006.354
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Quality control of software systems General principles
Дата введения 01.07.90
Настоящий стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее — ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:
- планировании показателей качества ПС;
- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);
- контроле качества в процессе производства ПС;
- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.
1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:
- разработчика — на этапах разработки ПС;
- фондодержателя — на этапах приемки ПС в фонд;
- испытательных центров и центров сертификации ПС — на этапах испытаний и внедрения;
- изготовителя — на этапах тиражирования ПС;
- пользователя — на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.
1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
- планирование уровня качества;
- контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;
- эксплуатационный контроль заданного уровня качества;
- выбор базовых образцов по подклассам и группам;
- методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.
1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:
- по способам получения информации о ПС — измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
- по источникам получения информации — традиционный, экспертный, социологический.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
©Издательство стандартов, 1989 © ИПК Издательство стандартов, 2001
1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС — число строк исходного текста программ и число строк — комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.
1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.
1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т. и.
1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.
1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.
2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл. 1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:
Наименование групп и комплексных показателей качества
1. Показатели надежности ПС
Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями
1.1. Устойчивость функционирования
Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания
Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств
2. Показатели сопровождения
Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии
Продолжение табл. 1
Наименование групп и комплексных показателей качества
2.2. Простота конструкции
Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом
Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах
3. Показатели удобства применения
Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС
Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала
3.1. Легкость освоения
Представление программных документов и программ в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей
3.2. Доступность эксплуатационных программных документов
Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания
4. Показатели эффективности
Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач
Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов
4.1. Уровень автоматизации
Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов
4.2. Временная эффективность
Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям
4.3. Ресурсоемкость 5. Показатели универсальности
Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС
Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования
Возможность использования ПС в различных областях применения
Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса
Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации
Продолжение табл. 1
Наименование групп и комплексных показателей качества
6. Показатели корректности
Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям
6.1. Полнота реализации
Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации
Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т. д. в различных частях программных документов и текста программы
6.3. Логическая корректность
Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям
Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования
- первый уровень определяет группы показателей качества ПС, характеризующие потребительс-ки-ориентированные свойства, которые соответствуют потребностям населения, народного хозяйства и экспорта продукции;
- второй уровень определен комплексными показателями качества ПС, характеризующими программно-ориентированные свойства, которые обеспечивают достижение требуемых потребительски-ориентированных свойств.
2.2. Выбор номнеклатуры показателей качества для конкретного ПС осуществляется с учетом его назначения и требований областей применения. В табл. 2 представлена рекомендуемая применяемость показателей качества в зависимости от принадлежности ПС к тому или иному подклассу (группе) в соответствии с общесоюзным классификатором продукции.
2.3. Выбранная номенклатура показателей качества фиксируется в ТЗ на разработку ПС.
2. Выбор показателей качества ПС для подкласса 509 (прочие ПС) осуществляется в зависимости от их назначения с учетом требований областей применения.
3. Наименование подклассов (групп) ПС по ОКП:
5011 — операционные системы и средства их расширения;
5012 — программные средства управления базами данных;
5013 — инструментально-технологические средства программирования;
5014 — ПС интерфейса и управления коммуникациями;
5015 — ПС организации вычислительного процесса (планирования, контроля);
5016 — сервисные программы;
5017 — ПС обслуживания вычислительной техники;
503 — прикладные программы для научных исследований;
504 — прикладные программы для проектирования;
505 — прикладные программы для управления техническими устройствами и технологическими процессами;
506 — прикладные программы для решения экономических задач;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
Базовый показатель качества
Реально достижимая совокупность значений показателей качества ПС для уравнения
Технические средства ЭВМ, в том числе процессор, объемы оперативной и внешней памяти, время, в течение которого программа занимает эти средства в ходе выполнения
Единичный показатель качества продукции
Комплексный показатель качества продукции
Детализация части программы на несколько детальных частей таким образом, что передача управления этим частям осуществляется последовательно от предшествующей части к последующей
Детализация части программы на условный элемент и одну детальную часть таким образом, что управление передается этой части многократно в соответствии с реализацией условного элемента
Маршрут выполнения программы
Совокупность операторов программы, выполненных во время однократного ее выполнения
Нарушение требуемого порядка взаимодействия с программой со стороны пользователя
Показатель качества продукции
Продолжение табл. 3
Программное средство вычислительной
Программа, предназначенная для многократного при-
менения на различных объектах, разработанная любым способом и снабженная комплектом программных документов
Сбой технических средств
Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния технических средств ЭВМ при сохранении ими работоспособного состояния
Совокупность организационных, информационных программных и технических средств ЭВМ при сохранении ими работоспособного состояния
Эксплуатационный программный документ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПС
1. Оценка качества ПС проводится на фазах жизненного цикла (табл. 1) и включает выбор номенклатуры показателей, их оценку и сопоставление значений показателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.
2. Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижестоящих уровней. Допускается вводить дополнительные показатели на каждом из уровней.
2.1. Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.
2.2. Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели — 2-й уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ре-сурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность.
2.3. Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается.
2.4. Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей — 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику не ограничено. Взаимосвязь факторов, критериев и метрик с фазами жизненного цикла ПС приведена на черт. 1—20.
2.5. Выбор оценочных элементов в метрике зависит от функционального назначения оценочного элемента и определяется с учетом данных, полученных при проведении испытаний различных видов, а также по результатам эксплуатации ПС.
2.6. Для накопления информации об оценочных элементах формируется справочник оценочных элементов (табл. 5—10) на основе ранее полученных данных о качестве аналогичных ПС.
Читайте также: