Теория классов вебера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как и Маркс, Макс Вебер был немцем. Болезнь не позволила ему сделать классическую академическую карьеру, однако он располагал небольшим состоянием и смог посвятить большую часть жизни научным занятиям. Вебер считается одним из основателей социологии, но круг его интересов был гораздо более широким и охватывал многие разделы истории, теории права, экономики и религии.

Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия.

Во-первых, Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких определяющих факторов в первую очередь относятся мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, также работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Квалификационные удостоверения, ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабочих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низкоквалифицированные или неквалифицированные рабочие.

Во-вторых, Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому — партия. Фактически Вебер адаптировал понятие статусной группы, почерпнутое им из анализа средневековых сословий (в немецком оба понятия обозначаются одним словом — Stand).

Понятие статуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты конкретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным. К позитивно привилегированным статусным группам относятся люди, обладающие высоким престижем в рамках данной социальной системы. Например, в английском обществе высокий престиж имеют врачи и юристы. Негативно привилегированными статусными группами являются группы парий. Именно они становятся жертвами дискриминации, закрывающей для них возможности, доступные другим группам. В средневековой Европе такими париями были евреи, которым запрещалось заниматься определенными видами деятельности и, в частности, занимать государственные должности.

Обладание богатством обычно связано с высоким статусом, но существует и множество исключений, о чем свидетельствует, например, существующий термин “благородная бедность”. В Великобритании люди из аристократических семей продолжают пользоваться почетом и уважением, даже потеряв все свое состояние. Наоборот, к “новым богачам” представители традиционного высшего класса часто относятся с пренебрежением.

Если классовая принадлежность — характеристика объективная, то статус, напротив, зависит от субъективных оценок людьми социальных различий. Классы связаны с экономическими факторами — собственностью и доходами, статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп.

В современных обществах, указывает Вебер, важным инструментом власти становятся партии, которые оказывают влияние на стратификацию, независимо от класса и статуса. “Партия” определяется как группа людей, которые работают вместе, потому что у них общие истоки, цели и интересы. Маркс объяснял возникновение различных статусов и партий, используя понятие класса. Однако Вебер считает, что ни формирование статуса, ни возникновение партий не может быть объяснено только с точки зрения классового подхода, хотя определенное влияние классов здесь очевидно. В свою очередь, и статус, и партийная принадлежность могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп, а следовательно — классов. Партии могут взывать к эмоциям, идущим вразрез с классовыми различиями, например, они могут основываться на религиозной принадлежности или националистических идеях. Марксист может попытаться объяснять конфликт между католиками и протестантами Северной Ирландии в терминах классовой борьбы, так как среди рабочих больше католиков. Однако последователь Вебера сочтет такое объяснение неудовлетворительным, поскольку многие протестанты также являются выходцами из рабочего класса. Партии, к которым принадлежат данные люди, отражают как классовые, так и религиозные различия.

Работы Вебера по стратификации показывают, что на жизнь людей, помимо классовой принадлежности, существенно влияют другие виды стратификации. Большинство социологов согласны с важностью такого подхода, поскольку схема Вебера предлагает более гибкую и совершенную основу для анализа стратификации, чем марксовская.

Современные теории классов

Идеи, развивавшиеся Марксом и Вебером, по-прежнему широко используются в современной социологии, хотя чаще всего в модифицированном варианте. Последователи марксистской теории разрабатывают идеи Маркса, последователи Вебера заняты развитием его концепций. Поскольку эти позиции во многих отношениях сходны и дополняют друг друга, появляются новые теории, которые их обобщают. В этом можно убедиться, обратившись к двум современным теоретическим конструкциям.

Эрик Олин Райт: теория классов

Позиция американского социолога Эрика Олина Райта во многом основывается на учении Маркса, однако включает и ряд идей Вебера 3 ) . Согласно концепции Райта, в современном капиталистическом производстве существует три вида контроля над экономическими ресурсами, что позволяет идентифицировать основные существующие классы.

1. Контроль над инвестициями или финансовым капиталом.

2. Контроль над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами).

3. Контроль над рабочей силой и властью.

Та часть населения, которая принадлежит к классу капиталистов, контролирует хотя бы одну из этих трех составляющих производственной системы. Представители рабочего класса лишены возможности что-либо контролировать. Однако помимо этих важнейших классов существуют группы, позиция которых неопределенна. Для таких людей, говорит Райт, характерно противоречивое классовое положение, поскольку они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными. Например, работники умственного труда, “белые воротнички”, продают свою рабочую силу предпринимателям так же, как и простые (204) рабочие. Но при этом они могут в большей степени контролировать условия своего труда, чем рабочие. Райт называет классовое положение таких работников “противоречивым”, потому что по своей классовой принадлежности они не являются ни капиталистами, ни рабочими, но имеют черты, сходные с каждым из этих классов.

Фрэнк Паркий: веберовский подход

Подход, предложенный британским автором Фрэнком Паркином, в большей степени основывается на учении Вебера, чем Маркса 4 ) . Паркин, как и Вебер, соглашается с Марксом, что в основе классовой структуры лежит собственность на средства производства, однако собственность, по Паркину, лишь один из социальных барьеров, которые могут быть монополизированы меньшинством и использованы для достижения власти. Возведение социальных барьеров можно определить как процесс, в результате которого группы пытаются обеспечить себе исключительный контроль над ресурсами, ограничивая доступы к ним. Кроме богатства и собственности на средства производства, по мнению Вебера, для создания социальных барьеров могут быть использованы статусные различия, такие, как этническая принадлежность, язык или религия.

В основе формирования социальных барьеров лежат два типа процессов. Первый — это стратегия исключения, с помощью которой группам удается изолировать чужаков, перекрывая им доступ к ценным ресурсам. Так, например, белые профсоюзы в США раньше не допускали в свои ряды черных, стремясь тем самым обеспечить свои собственные привилегии. Ко второму типу — узурпация — относятся попытки менее привилегированных слоев овладеть ресурсами, ранее принадлежавшими другим; такой была борьба негров за получение равных прав в профсоюзах.

В некоторых обстоятельствах обе стратегии могут использоваться одновременно. Профсоюзы, например, могут выступать в качестве узурпаторов по отношению к работодателям (идя на забастовки, чтобы увеличить получаемую ими долю доходов фирмы), и в то же время они могут не допускать в свои ряды представителей этнических меньшинств. Паркин называет это двойным барьером. Здесь взгляды Паркина и Райта сходны. Двойной барьер в существенной степени отражает те же процессы, которые рассматривались Райтом при обсуждении противоречивого классового положения. Оба эти понятия свидетельствуют, что те, кто находится в середине стратификационной системы, не спускают глаз с верхних и в то же время стремятся отделить себя от тех, кто занимает более низкое социальное положение.

Классы в западных обществах сегодня

Некоторые авторы утверждают, что в современных западных обществах классы утратили свою значимость. Они соглашаются, что полтора столетия назад в период становления промышленного капитализма классовые различия имели важное значение. Даже те. кто наиболее критично относится к марксистским теориям, признают, что действительно существовало вопиющее противоречие между трудящимися бедняками и богатыми работодателями-промышленниками. Однако утверждается, что с того времени материальное неравенство в индустриальных странах значительно уменьшилось. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сгладили различия между верхами и низами. Более того, теперь, когда образование стало общедоступным, всякий человек, обладающий талантом, может проложить себе путь на самый верх социальной и экономической лестницы.

На самом деле такая картина далека от истины. Влияние классовых различий, возможно, стало меньшим, чем полагал Маркс, но лишь немногие сферы социальной жизни не тронуты ими. Даже физические различия коррелируют с классовой принадлежностью. Представители рабочего класса имеют меньший средний вес при рождении, более высокую детскую смертность, они медленнее растут, чаще болеют и умирают в более молодом возрасте, чем представители высшего класса. Такие серьезные заболевания, как сердечно-сосудистые, рак, диабет, пневмония и бронхит, все еще более распространены на нижних этажах классовой структуры 5 ) .

Различия по уровню богатства и доходов

Маркс считал, что зрелый промышленный капитализм увеличивает противоречия между богатством меньшинства и бедностью широких масс. По его мнению, уровень зарплаты рабочего никогда не сможет подняться выше жизненно необходимого, тогда как в руках владельцев капитала будут сосредотачиваться все новые богатства. На нижних этажах общества, особенно среди тех, кто не имеет постоянной работы, будут расти нищета, непосильный труд, рабство, невежество, жестокость, моральная деградация. Как мы увидим, Маркс был прав, говоря о постоянстве и живучести бедности в индустриальных странах и неравенства в распределении богатства и дохода. Но он ошибался, когда думал, что доходы большинства населения останутся чрезвычайно низкими и что диспропорция между богатством меньшинства и нищетой большинства будет увеличиваться. Большинство людей в западных странах сегодня обеспечены в материальном отношении гораздо лучше, чем аналогичные группы во времена Маркса. Чтобы понять, как и почему это произошло, нужно проследить за теми изменениями в распределении богатства и дохода, которые произошли за последние сто лет.

Богатство означает все достояние, принадлежащее конкретному человеку — акции, сбережения, недвижимость, например, дома или земля, то есть все то, что можно продать. Доход состоит из заработной платы, получаемой за выполненный труд, а также из “незаработанных” денег, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды). В то время как большинство людей живут на деньги, получаемые за работу, богатые извлекают основную часть своих доходов из инвестиций.

Достоверную информацию о распределении богатства получить трудно. В одних странах статистика менее надежна, в других более, но в любом случае о многом можно говорить лишь предположительно. Богатые обычно не афишируют всех своих активов, и уже не раз отмечалось, что о бедняках мы знаем гораздо больше. Что известно точно, так это то, что богатство концентрируется в руках немногих. В Великобритании 1% “верхушки” владеет 21% всех личных богатств (находящихся в собственности индивидов, а не организаций). И только треть национального богатства находится в собственности 80% населения. Распределение акций и ценных бумаг еще более неравномерно, чем богатства в целом. В Соединенном Королевстве 1% “верхушки” владеет 75% акций частных корпораций, 5% владеют 90% всех этих акций. В 1987 году акциями владели около 20% населения. Двумя годами ранее эта цифра составляла 14%, можно предположить, что многие впервые приобрели акции, когда правительство консерваторов начало осуществление своей программы приватизации. Если рассматривать более продолжительный период, то перемены будут просто разительные. В 1979 году держателями акций были лишь 5% населения. Большинство владели акциями на небольшую сумму (менее 1 тысячи фунтов стерлингов по ценам 1987 года). Что касается институционального владения акциями, которые имели компании, то оно росло быстрее, чем индивидуальное.


Рис. 4. Личное богатство различных групп населения Великобритании, 1987. Источник: New Society, 24 April. 1987. P. 44

Одним из важнейших изменений в жизни западных стран, произошедших в течение последнего столетия, был рост реальных доходов большей части работающего населения (реальный доход — это фактический доход с учетом инфляции; это обеспечивает фиксированный стандарт для сравнения в разные годы). Современный западный рабочий получает в 3-4 раза больше, чем это было на рубеже века. Доходы “белых воротничков”, управленцев и работников умственного труда поднялись несколько выше.

Таблица 3. Динамика распределения ликвидных материальных ценностей в Великобритании

Процент наиболее богатого населения

Доля материальных ценностей, принадлежащая наиболее богатым слоям населения

Именно борьба, по мнению Вебера, оказывалась решающим фактором многих процессов и явлений. Правда, в отличие от трактовки К. Маркса, он обходился без каких-либо политико-экономических факторов, объясняя все природными качествами человека.

Каждый индивид, по Веберу, стремится навязать свою волю другому, либо используя открытое физическое воздействие, либо при помощи того, что называется конкуренцией.

Класс как определенная группа людей делился Вебером на три основных типа: 1) класс собственников; 2) стяжательский класс, эксплуатирующий услуги на рынке; 3) социальный класс, состоящий из множества классовых статусов, между которыми наблюдаются изменения, происходящие как на персональной основе, так и в рамках нескольких поколений.

Примерами других классов у него являлись:

— рабочий класс как целое, занятый в механизированном процессе;

— класс людей, занимающих привилегированную позицию благодаря собственности и образованию.

В любом случае, по мнению социолога, решающим фактором, определяющим принадлежность человека к тому или иному классу общества, являлись его возможности на рынке труда или, если быть более точным, та плата, которую он мог получить за свою работу.

Тем не менее, исходя из данной теории, главным фактором, создающим класс, является экономический интерес, а также наличие или отсутствие собственности.

Подобная трактовка была довольно близка к марксистской (во всяком случае, не противоречила ей логически), и тогда, чтобы выйти из политической плоскости, Вебер дал дополнительное разъяснение: проявления классовой борьбы значимы не сами по себе, а лишь в качестве среднетипичной реакции на экономические стимулы.

4. Классы и классовые отношения

4. Классы и классовые отношения Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период. В письме к К. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года К. Маркс отмечал: «…что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном

7.4. Классы

7.4. Классы Классовое общество возникло в результате разложения первобытнообщинного строя. Эксплуатация одного класса другим стала возможной тогда, когда развитие производительных сил, рост производительности труда привели к появлению прибавочного продукта. Родовая

Глава пятьдесят вторая КЛАССЫ

Глава пятьдесят вторая КЛАССЫ Собственники одной только рабочей силы, собственники капитала и земельные собственники, соответственными источниками доходов которых является заработная плата, прибыль и земельная рента, следовательно, наемные рабочие, капиталисты и

В. Классы и группы

В. Классы и группы IВ предыдущей части нашего анализа общество все время рассматривалось как одно жизненное целое, с единым направлением подбора его элементов — социальных форм. Но такая точка зрения законна только до известного предела; она выражает собою отвлечение от

Классы и слои

Классы и слои В той мере, в какой музыка – не явление истины, а действительно идеология, стало быть, в том виде, в каком ее узнает народ, в каком она скрывает от последнего социальную действительность, необходимо встает вопрос об ее отношении к социальным классам.

СУПЕРУРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

СУПЕРУРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ Суперуровень общества образуют явления, которые возникают на основе микроуровня и макроуровня, в зависимости от них и под их влиянием, но не сводятся к ним. Они не входят в компоненты социальной организации общества на

СУПЕРУРОВЕНЬ ЗАПАДНИЗМА. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

СУПЕРУРОВЕНЬ ЗАПАДНИЗМА. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ Суперуровень общества является наиболее развитым в обществах западнистского типа. Выше нам уже пришлось не раз говорить о нем в связи с другими темами. Здесь мы сосредоточим на нем внимание специально. Суперуровень общества,

3. Культура и общественные классы

3. Культура и общественные классы В какой мере средневековая латынь, язык культуры, была языком аристократии? Иными словами, до какой степени группа litterati[19] совпадала с группой господствующих? Что касается церкви, тут все ясно. Неважно, что дурная система назначений

Трудящиеся классы и опасные классы

Трудящиеся классы и опасные классы Ж.-М. Доменак: Политическое значение социальных служб следует определить также в связи с другой проблемой, обозначенной в нашем третьем вопросе: Как определить в социальной теории тех, кого сейчас считают неадаптировавшимися? Как

Веберовские классы.

§ 31. Основные классы социальных деятельностей

§ 31. Основные классы социальных деятельностей Хотя все три момента: труд, правило воли и нравственный закон – как в индивидуальной, так и в социальной жизни действуют совместно в неразрывном единстве, однако это единство все же расчленяется согласно закону разделения

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) является отражением существующей многомерности, структурированности определенных различий, которые существуют у различных групп людей (классов и слоев) в определенном обществе.

Основой всех теорий социальной стратификации являются представления о социальных группах, как о самом базовом и простом элементе системы социальной иерархии. Вместе с тем, позиции касательно данного паттерна значительным образом отличаются. Одни исследователи придерживаются мнения о том, что группа является реальной и эмпирически фиксируемой общностью, которая объединяет людей в определенных общих паттернах.

Согласно мнению других авторов, данная категория является статусной позицией, которую может занять некоторое множество людей в относительно признанной в данном обществе ценностной шкале, которая выступает в качестве престижа. Третья категория авторов трактует группу с позиции определенной общности, к которой человек может себя причислять в процессе самоидентификации. Поскольку в настоящее время социальные признаки и позиции являются многообразными категориями, один индивид может принадлежать к нескольким группам, которые зачастую имеют большое количество расхождений в различных параметрах.

В социальной стратификации выражаются универсальные признаки различий и расслоения в обществе. Исследователь П. А. Сорокин отмечал, что существование нестратифицированного общества невозможно, и таких обществ не существовало никогда. Это относится ко всем типам сообществ, в том числе и самых простых и примитивных в плане организации.

Источники социальной стратификации

К источникам социальной стратификации принято относить:

  1. Существующие различия в социальном положении людей, которое выражается в индивидуальных навыках и особенностях, которые выражаются в биологических, физических и психических структурах.
  2. Социальные разделения труда, которые связаны с процессом структурирования трудовых процессов, в результате чего происходит связь его компонентов в результате обмена трудовыми итогами.
  3. Организация процессов жизнедеятельности и статусно-ролевых позиций, которые устанавливаются вследствие специфики реализации необходимых функций в определенных социальных системах.
  4. Преобладающие в социуме ценностные системы и культурные стандарты, которые определяют значимость определенных видов работ, которые при этом делают законными устанавливающееся социальное неравенство.
  5. Установление механизмов распределения (а также охрана, регулирование и поддержание) паттернов социального неравенства.

Среди социологов принято признавать неравенство в качестве важной характеристики социального распределения индивидов в социуме, однако в настоящее время не существует единой трактовки природы данного паттерна, поскольку на сегодняшний день принято выделять большое количество различных определений феномена социальной стратификации. Существует четыре наиболее авторитетных из них: теория К. Маркса, система стратификации М. Вебера и функционализм П. А. Сорокина. Следует более подробно раскрыть каждую из них.

Теория К. Маркса

Ключевые концепты теории К. Маркса:

  1. Классом является определенная группа индивидов, которые находятся в равных позициях по отношению к производственным средствам.
  2. В качестве классовых различий следует выделять то, что если одни классы имеют доступ к определенным производственным средствам, то другие не имеют к ним доступа, и, исходя из этого они подвержены эксплуатированию.
  3. Наличие, либо отсутствие собственности для одних классов является отражением доступа к власти, образованию и культуры, в то время как для других, идентичные условия отражают недоступность обозначенных категорий.
  4. Представленные паттерны оказывают существенное влияние на возникновение у данных классов полярно различных классовых интересов и ценностей, в случае которых, представленные противоречия могут выражаться в виде классовых конфликтов и классовой борьбе.
  5. Борьба различных классов распространяется на все общественные сферы жизнедеятельности (такие, как: экономика, политика, идеология и проч.), что является причиной захвата власти изначально более низшим классом, совместно со сменой производственных способов, которые включают в себя собственнические отношения.

К. Маркс изучал взаимодействие различных социальных групп, используя в качестве примера существующее во времена его жизни общество капиталистов – в середине 19-го века, в рамках которого проходило противостояние рабочего класса, который выступал в качестве эксплуатируемого и буржуазного класса, который считался эксплуатирующим.

В рамках теории К. Маркса, буржуазия представляет собой последний уровень классового влияния, поскольку итогом противостояния рабочих и капиталистов является победа пролетариев, в качестве преследуемых целей у которых значится достижение общего равноправия – а именно: отсутствие в обществе определенных классов. Невзирая на то, что реальный социализм в общем опроверг теорию К. Маркса касательно будущего развития классов, созданная им концепция оказала значительное влияние на развитие идей и представлений о феномене социальной стратификации.

Статусная теория М. Вебера

В статусной теории М. Вебера формально продолжается стратегия мысли, которая была заложена в марксизме, однако в ней социальное неравенство объясняется не так однолинейно и категорично. М. Вебер обозначил три главных фактора, взаимодействие которых выражается в возможности характерологического описания положений отдельного индивида и группы.

  • высокое материальное состояние.
  • профессию.
  • уровень квалификации.

Высокое материальное состояние в одной из трактовок является отражением дохода, в другой – совокупностью движимых (транспорт, ценные бумаги) и недвижимых (недвижимость, драгоценности, произведения искусства) категорий. Истинным, материальное состояние – богатство, может считаться только в том случае, когда речь идет не о доходах, а о накопленном имуществе, и, в частности – недвижимости. Исходя из этого, несмотря на то, что доход состоятельных личностей в ситуации кризиса может в определенной мере снижаться, их истинное богатство в этом случае может пострадать лишь в незначительной степени.

Исходя из форм и масштабов материального состояния, некоторые люди могут позволить себе отказаться от работы, или являться управленцами в сфере ведения собственного бизнеса. В ситуациях, когда материальное состояние мало, появляется потребность в работе, как средстве заработка материальных благ, где уровень специальности и профессиональной квалификации возрастает, что также является причиной неравных условий и возможностей в реализации профессии и получении заработка для разных людей.

Согласно мнению М. Вебера, социальный фактор выражен статусом, данный термин получил признание не только в области социологии, но также и в социальной психологии, политологии и прочих науках.

Социальный статус представляет собой определенное положение человека, либо социальной общности в отношении других людей, либо групп, которое устанавливается исходя из социально значимых для конкретных общественных систем признаков (таких как пол, возраст, специальность и проч.). Социальный статус взаимодействует с остальными паттернами вследствие определенной системы обязанностей и прав.

Именно М. Вебер является основоположником идеи статусных групп, в каждой из которых существует соответствие с определенным положением в статусной иерархической организации общества. Так, в качестве статусных группообразующих признаков им были выделены:

  • индивидуальный жизненный стиль.
  • конкретное образование и организацию занятий.

Критерий власти принято связывать со способностью реализации собственной позиции в рамках определенных отношений в социуме, даже не смотря на несогласие остальных членов группы, либо представителей иных групп. Согласно позиции М. Вебера, богатство, или индивидуальный престиж в конкретном обществе, или совместное воздействие представленных факторов во многом может способствовать достижению индивидом максимального влияния. Вместе с тем, реализация представленных паттернов на практике не является обязательной. Помимо этого, наличие определенных полномочий во многом считается очень престижным действием, которое может стать источником богатства и перераспределения доходов.

Фактор власти, предложенный М. Вебером является очень значимым, так как основным источником ее движущей силы выступает конкретный интерес к чему-либо, который может противостоять любым другим видам интересов, совместно с выражением его социальных сил. Следует учитывать, однако, что данный интерес может быть реализован только в ситуации партийного объединения людей.

Данный паттерн М. Вебер трактовал в расширенной сфере, включая в данное понятие не только объединения по политическому фактору, но также включал в данную категорию различные профсоюзы, группы с различными инициативами и профессиональные сообщества – то есть все группы, чьи коллективные действия могут позволить им реализовывать свои властные полномочия. Как принадлежность к определенной партии, так и определенный статус могут в значительной степени оказывать влияние на экономическую ситуацию жизнедеятельности конкретных групп и отдельных индивидов. Индивид, наделенный властью, обладает расширенными возможностями повышения собственного социального статуса, совместно с извлечением дополнительных материальных благ. Те же, кто располагается на более низком уровне в системах социальных иерархий обладают только ограниченными правами в выборе конкурирующих партий.

Теория социальной стратификации П. А. Сорокина

Теория социальной стратификации П. А. Сорокина является классическим направлением исследования проблемы существования социального неравенства. Так, являясь человеком, которого принудительно выслала из страны советская власть, П. А. Сорокин, начиная с 1923-го года проживал и работал в США. Именно он стал основоположником идей о существовании социального пространства, согласно которым, любые передвижения личности в их границах детерминируются его позицией по отношению к окружающим индивидам. П. А. Сорокиным были выделены следующие этапы, которые позволяют человеку найти свое место в определенном социальном пространстве:

  1. Принадлежность к определенной группе.
  2. Групповые соотношения в рамках определенного общества.
  3. Взаимоотношения представленного общества с другими обществами, которые в совокупности представляют собой человеческое сообщество.

П. А. Сорокин являлся приверженцем выделения определенных критериев, которые влияют на статус личности в конкретных иерархических системах. Значительная роль была им отведена таким категориям, как: семейное положение, национальность, профессия и принадлежность к конкретным политическим партиям. Согласно его взглядам, совокупность различных критериев способствует определению координат конкретного человека в обществе.

В контексте разрабатываемых им идей, были сформулированы вертикальные и горизонтальные критерии в социальном пространстве. Так, люди, которые принадлежат к идентичным социальным группам (например, являющиеся жителями Екатеринбурга) имеют значительные различия в своем вертикальном социальном статусе. Данное неравенство может проявляться во многих факторах, например: в уровне образования, в уровне доходов, в организации системы управления трудовой деятельности, а также системы исполнительной трудовой деятельности, совместно с иными факторами.

Следует отметить, что горизонтальный параметр в социальном пространстве может быть как связанным, так и не связанным с социальным неравенством, которое, в свою очередь, может быть вызвано рядом условий, среди которых: поселенческие, территориальные, климатические и прочие.

Существенные отличия имеются в жизненных условиях и социальных возможностях и перспективах у городских и сельских жителей, столичных и провинциальных жителей, жителей больших и малых городов, людей, которые обитают на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и жителей Российской средней полосы. Вместе с тем, в большом количество развитых западных стран, представленными отличиями зачастую принято пренебрегать. Так, в Канаде, показатели комфорта и финансового благополучия жителей преимущественно не имеют связи с местом их проживания: они могут проживать как в южной части страны, так и находиться в зоне Полярного круга.

Не смотря на все различия в формах стратификации, наблюдаемых в определенном сообществе на конкретном этапе их исторического развития, согласно взглядам П. А. Сорокина, в них можно осуществить выделение три основные, в каждой из которых происходит внутренняя дифференциация по следующим признакам:

  1. экономической стратификации (отличия в доходах и уровне жизни, наличие как богатых, так и бедных слоев населения).
  2. политическая стратификация (отличия в рангах и престиже, в званиях и почестях, наличие управленцев и тех, кем управляют).
  3. профессиональная стратификация (отличия в роде занятий, деятельности, профессиональном статусе, разделении на тех, кто руководит и тех, кем руководят).

В реальной жизни представленные признаки имеют тесную взаимосвязь, несмотря на то, что они не полностью соответствуют друг-другу. Исходя из этого, на политической вершине может находиться человек, который обладает низким культурным уровнем и низким уровнем образования (пример – в бывшем Советском Союзе), в то время как у людей с высокими показателями квалификации доход может не сильно отличаться от уровня установленного прожиточного минимума (например: мед. работники, учителя и ученые в условиях современной России).

Функционализм

  1. Идентичные типы деятельности могут иметь различную ценность, которая определяется в конкретных социальных условиях и культурных традициях определенного сообщества.
  2. Функции, которые реализуются в отношении определенных сфер жизнедеятельности социума (законов, труда, семьи и проч.) в любом случае будут образовывать определенную иерархию.
  3. Существует взаимосвязь талантов, которые в различной степени проявляются у людей и функций, которые они выполняют в условиях определенного поощрения их деятельности с общественной позиции.

В XX веке, базовые идеи концепции, которую выдвинул Дюркгейм, использовались в некоторых теориях, которые трактовали функционализм с точки зрения способа трактовки социальных процессов.

Самую большую известность приобрела совместная работа, проделанная К. Дэвисом и У. Муром (1945 г.), согласно взглядам которых, все типы общественного устройства обуславливают существование социальных позиций, которые объективно обладают большим функциональным значением по сравнению с остальными. Они устанавливают высокие критерии уровня квалификации и подготовки специалистов, вследствие чего, появляется необходимость в соответствующем вознаграждении для стимуляции одаренных личностей в развитии своих способностей. Реализация данного паттерна происходит благодаря сочетанию материального поощрения и повышения социальной значимости (престижности) некоторых типов деятельности.

Собственная концепция была выдвинута Толкоттом Парсонсом, который в контексте функционализма определил, что стратификационные факторы современного западного общества отличаются от тех, которые используются традиционным обществом. Статусы, которые приобретаются человеком имеют большую значимость в сравнении с теми, которые являются прирожденными и предписанными; благодаря им происходит становление иерархии материальных вознаграждений и престижа, которые соответствуют их функциональным значениям для социума. Особая значимость наделялась Парсонсоном установлением общественного согласия касательно ценности определенных профессий.

Четыре представленных объяснения феномена социальной стратификации на сегодняшний день принято использовать в качестве трактовки ее современных действий. При этом, данные подходы активно критикуются. Некоторые оппоненты указывают на то, что они слабо учитывают наличие гендерных различий, которые обусловлены половыми особенностями (в качестве примера можно привести теоретиков современного феминизма, которые отмечают факт частого игнорирования ситуации, в которой в качестве жертв социального неравенства чаще всего выступают женщины). Согласно мнению других оппонентов, в обозначенных подходах недостаточное внимание уделяется возрастающей общественной полиэтничности, которая обусловлена увеличением миграционных процессов между странами и континентами.

Макс Вебер – известный немецкий ученый, посвятивший жизнь изучению развития социальных наук, создатель понимающей социологии и теории социального действия. Он утверждал, что любые человеческие действия наделены смыслом, имеют рациональные зерно. Чтобы постичь смысл, необходимо изучать намерения, ценности, убеждения индивида. Ученый ставит себя на место испытуемого с целью наилучшего понимания причин совершаемых поступков.

Вебер

Социология Макса Вебера: предмет, методы исследования

Ученый указал на принципиальные отличия между естественными и социальными науками. Цель первых – открытие законов детерминизма, для вторых – нахождение причинно-следственных связей в поведении индивидов. Главное их отличие – принципиально разный подход к изучению причин того или иного феномена.

Предмет социологии, согласно теории Вебера, – анализ и типизация социальных действий людей.

Вебер не стремился собрать нужное количество эмпирических данных. На первых этапах он прорабатывал методологическую позицию, затем формулировал познавательные принципы, делал теоретические выводы, а затем подкреплял их эмпирикой.

Основные элементы Веберовской методологии:

Вебер полагал, что у социологии нет инструментов, чтобы открывать универсальные законы поведения (в отличие от естественных наук). Опираясь на эмпирические данные, она может доказать тот факт, что общество претерпевает эволюционный прогресс. Теоретические выводы, полученные в процессе исследования, дают основания для оценки (и оправдания) любого типа общественного устройства. Ученый критиковал некоторые течения социальной науки за излишнюю психологизацию познания. Социология должна быть объективной.

Цитата

Главный объект и критерий социального познания – сознание, субъективность поступков конкретного индивида. Противники теории Вебера считают, что сознание и мотивационно-смысловая сфера объективно детерминированы. Объекты, отражающиеся в сознании, носят субъективный характер, они искажены, реальны лишь отчасти.

Основные категории понимающей социологии – это поведение, действие и социальное действие.

Поведение наиболее общая категория деятельности. Оно становится действием, когда человек придает ему субъективный смысл. Социальное действие имеет место, когда индивид соотносит свои поступки с поступками окружающих, ориентируется на них. Несколько социальных действий образуют смысловые связи, на основе которых развиваются социальные отношения.

Цель социологии Вебера заключается в попытке понимания, чем руководствуются индивиды, совершая то или иное действие, что повлияло на отрицательный или положительный результат, каковы последствия.

Социальные ценности

Ценности, по мнению Вебера, – это установки той или иной исторической эпохи. Если частный интерес носит субъективный характер, то общественный представляет собой устойчивую и объективную конструкцию.

Ценности

Принцип отнесения к ценности есть исследовательский прием, представляющий собой философское осмысление частнонаучного объекта исследования, методов сбора и анализа эмпирической информации.

Выделяют две группы ценностей:

Вебер стремился изучать уникальные социальные явления и их причины. Ученый предлагал рассматривать социальные факты через призму социальных действий индивидов.

Социальные действия

Verstehen – это процедура исследования действий субъектов на микроуровне, а через них изучение культуры целого общества (макроуровень). Ученый опирался на теорию социального номинализма.

Существуют признаки, определяющие социальное действие:

  • субъективная мотивация человека;
  • ориентация на принятие в обществе модели поведения.

Социальное действие имеет место, когда в основе человеческих поступков лежит мыслительный процесс.

К данной категории не относят следующие проявления:

  • импульсивные действия;
  • действие, не имеющее конкретной цели;
  • реактивное поведение;
  • реакции подражания;
  • действия, продиктованные эмоциональными всплесками;
  • отсутствие пользы для окружающих (бесплодные рассуждения).

Вебер изучал поведение отдельных индивидов, а не групп и коллективов. Государство, семья, общины не относят к субъектам социального действия.

Идеальный тип – это логический конструкт, с помощью которого исследователь изучает социальные явления. Это совершенная мера. То или иное явление сравнивают с эталоном и определяют степень отклонения от идеала.

Идеальный тип

  1. Целерациональное. Поведение индивида продиктовано наличием четких целей, средств достижения результата, при этом присутствует ориентация на других членов общества. Человек четко осознает возможные последствия. Целерациональное поведение хорошо видно в бизнес-среде.
  2. Ценностно-рациональное. Индивид поступает в соответствии с ценностями, принципами, убеждениями, несмотря на возможные последствия. В качестве ценностей выступает чувство долга, достоинства, религиозные взгляды и т.п.
  3. Традиционное. В основе поведения людей лежит стремление к подражанию общепринятым образцам поведения, закрепленным культурными традициями. В основе традиционных действий лежат привычки, обычаи, верования. К данному типу относят большинство моделей поведения, реализуемых в повседневной жизни.
  4. Аффективное. Индивид действует под влиянием эмоций. Цель аффективного поведения – немедленное удовлетворение сиюминутных потребностей (страсти, жажды, влечения). Это крайнее проявление осмысленного поведения.

В зависимости от того, в какой стадии развития находится общество, преобладает тот или иной тип действий. Для архаичной системы характерны аффективные и традиционные действия, для высокоразвитой – целерациональные и ценностно-ориентированные.

Идеальный тип – это эвристическая гипотеза, способная упорядочить явления, не привязываясь к какой-либо схеме. Идеальный тип фиксирует культурный смысл тех или иных событий.

Заключение

Понимающая социология Вебера стремилась узнать внутренний смысл действий индивида. Данную теорию ученый разработал, опираясь на идеи неокантианства и философии жизни.

Вебер пропагандировал идею разумно организованной жизни, где царит хорошо отлаженное управление, преобладают рациональные правила и нормы, упорядочивающие отношения между людьми.

Читайте также: