Теория интенциональности ш бюлер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Имя Шарлотты Бюлер сегодня не часто упоминается в научной литературе. Иногда ее исследования в области психического развития в детстве лаконично цитируются специалистами в области детской психологии. В связи с возрастающим интересом к проблемам гуманистической психологии она иногда упоминается в ряду с именами признанных авторитетов этого направления Карла Роджерса и Авраама Маслоу, причем последнему, как правило, явно отдают предпочтение, хотя именно Бюлер возглавлял Ассоциацию гуманистической психологии, которую они совместно основали. В истории психологии эта женщина оставила светлый след, который привел от дилетантских экспериментов с простыми методами диагностики к глубоким философским обобщениям о человеческом пути. Ее разнообразные научные интересы, объединенные общим гуманистическим направлением исследований, воплотились в замечательных работах, ставших классикой психологии.

Шарлотта Берта Булер родилась в Берлине 20 декабря 1893 года. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховских. Ее отец был успешным архитектором, который, помимо прочего, спроектировал первый в Германии универмаг. Приехав из бедной еврейской семьи, он хорошо зарабатывал на жизнь своей работой. Мать Шарлотты, красивая и талантливая женщина, была противоречивым персонажем. Она не могла не почувствовать радость принадлежности к респектабельному классу, но очень волновалась. Этот социальный статус сделал невозможной ее жажданную карьеру певицы. Близость с родителями была тем, чего Шарлотта никогда не чувствовала. Гораздо ближе к ней был ее младший брат, с которым она проводила долгие часы в детстве, играя и занимаясь музыкой вместе.

От родителей она унаследовала глубокий интерес к вопросам культуры; позже, как профессиональный психолог, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. Психологически влияние родителей отразилось в крайних противоречиях ее природы: ее любовь к человечеству могла сочетаться с высокомерием по отношению к человеку; в общении она могла проявлять как удивительную теплоту души, так и отвратительный холод.

В 17 лет Шарлотта Малаховски увлеклась психологией в основном из-за неудовлетворенных религиозных вопросов. Она была крещена в протестантскую веру, что было очень распространено среди богатых немецких евреев, которые таким образом стремились защитить себя от антисемитизма. Не найдя ответа на свои опасения в религиозной догме, она обратилась к метафизике и философии религии. В конце концов, больше всего ее интересовали вопросы души. Прочитав работу Х. Эббингхауса, который считал, что мыслительные процессы подчиняются законам объединения, Шарлотта не склонна была согласиться с этой точкой зрения и начала проводить собственные эксперименты.

После окончания частной школы Шарлотта поступила во Фрайбургский университет в 1913 году, где изучала медицину, философию и психологию. Весной следующего года она переехала в Киль и начала там учиться в университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым, впрочем, ей не суждено было соединиться: Её любовник ушёл на войну и умер. Она закончила учебу в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии Карла Штумпфа. Обладая врожденной независимостью, Шарлотта отвергла предложение Штумпфа поступить в аспирантуру, что было необычной честью для женщины того времени. В то время как Шарлотта отдавала предпочтение изучению эмоциональных процессов, Шарлотта больше интересовалась проблемами мысли. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из самых известных психологических лабораторий в Европе, работающую при Мюнхенском университете. Лабораторию возглавлял ведущий специалист по психологии мысли Освальд Кюхльп.

В декабре 1915 года, через несколько месяцев после переезда Шарлотты в Мюнхен, умер О. Кюльпе, которого заменил его ближайший соратник Карл Бюлер, вернувшийся с войны. Хотя она его еще не знала, Шарлотта узнала, что он проводит экспериментальные исследования мыслительных процессов, похожих на те, которые она сама ранее пыталась провести. Между двумя коллегами была взаимная притягательность, и в апреле 1916 года они поженились. В 1917 году у них родилась дочь Ингеборг, а в 1919 году — сын Рольф (о них в основном заботились гувернантки).

Бюлер Шарлотта, психолог, доктор философии, специалист по детской психологии - Шарлотта Бюлер - основоположник психологии жизненного пути

Шарлотта Бюлер — основоположник психологии жизненного пути

Шарлотта Бюлер, австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, один из основоположников гуманистической психологии, занимает особое место в истории биографического метода. Она создала целостную теорию жизненного пути, вместе со своими соавторами и студентами открыла в ней ряд эмпирических закономерностей, существенно обогатила операционный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований С.Бюлера заслуживают особого внимания, так как они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику или биографию.

Но главный интерес Ш. Бюлер проявлял к духовности человека — в этом она видела его уникальное качество. Будучи молодой романтичной девушкой, она думала о вопросах бытия и идеальной сущности человека. Тайна человеческого образа жизни взволновала ее и в конце концов привела ее к грандиозному плану — эмпирически исследовать законы образа жизни и роль человеческой ментальной структуры в построении своей судьбы. Основным инструментом в осуществлении исследовательского проекта был биографический метод.

Анализ жизни проводился по трем параметрам: объективные жизненные события, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира — переживания, характерные для определенного возраста. Все это коррелировало с обобщенным биологическим статусом организма на разных стадиях развития, с так называемой кривой жизни.

По аналогии с этапами органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством С. Бюлера были выделены пять фаз жизненного цикла. Периодическая периодизация жизни Бюлера основана на особой структуре самоощущения, которую он называет самоопределением. Существование строго определенных этапов жизни является одним из законов, обнаруженных в Венском институте психологии. Булер интерпретировал этот и другие законы с точки зрения его собственной теории жизненного пути. Сама теория сформировалась в процессе эмпирических биографических исследований и поэтому была не спекулятивной, а обоснованной.

Биографический метод как средство научного познания личности

Возможно, больше, чем любая другая наука, психология испытывает трудности с определением своего предмета и метода. Споры о том, что изучает психология, и даже о том, является ли она вообще нормальной наукой, не прекращаются. Например, какое отношение имеет изучение времени реакции в психофизике к психологическим механизмам принятия моральных решений? Некоторые считают, что нет общего основания, и поэтому нет единой психологии, а есть, по крайней мере, две психологии. Один из них находится в закономерностях естествознания, нормальной науки, так сказать, с научным детерминистическим подходом и экспериментальным методом, который позволяет математические процедуры для измерения психических явлений.

Вновь обостряется вопрос о возможностях научного изучения личности в ее целостности, как носителя внутреннего мира, как субъекта общественной жизнедеятельности и индивидуальности. В этих вопросах особенно очевидна конкуренция между психологией и искусством, причем художественное познание выглядит более успешным. Является ли личность субъектом науки или искусства? — Вопрос был задан великим американским психологом и персонологом Г. Олпортом. Он сам защищал науку и отстаивал незаменимость научных методов художественными (5). Аллопорт многое сделал для разработки научных методов персонологии, в том числе биографического метода, который используется в ряде гуманитарных наук, а также в психологии личности.

Привлекательность биографического метода в современной психологии обусловлена отсутствием экспериментальных и испытательных методов, предназначенных для получения точной информации о личности в искусственных, контролируемых условиях, изолированных от естественного процесса человеческой жизни с ее событиями и обстоятельствами в контексте и на фоне той исторической эпохи, в которой живет человек. Продолжительность жизни этих методов далеко не всегда убедительна. Биографический метод по определению жизненно важен, он изучает личность в ходе природно-исторического процесса ее существования. Психологическое исследование с использованием биографического метода — это изучение сущности человека. Она направлена на психологические механизмы и законы социального поведения человека и его жизненного творчества.

Исследования в области детской психологии

Ш. Булер отметил, что полнота самореализации зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее соответствуют его внутренней сущности. Эта способность называется ее самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем человека, поскольку от интеллекта зависит глубина понимания им собственного потенциала.

Мои годы в Вене были продуктивными с академической точки зрения и во всех отношениях приносящими удовлетворение. Каждый день начинался с работы за столом, регулярно появлялись публикации. Шарлотта и Карл были окружены преданными своему делу студентами и коллегами.

В 1938 году, находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что ее муж подвергается преследованиям нацистов из-за ее еврейского наследия. Оба мужчины были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлеров разделяла судьбу многих изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.

Булер рассматривает пять основных фаз жизненного цикла в контексте формирования и достижения целей.

Фаза I длится до 15 лет. Она характеризуется отсутствием точных целей. Ребенок живет в настоящем и имеет очень смутное представление о будущем. В этот период в основном происходит развитие физических и умственных способностей.

Фаза II, которая длится от 15 до 20 лет, соответствует юности и молодости. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он хранит большие планы, связанные с выбором профессии, партнера и, в общем, смысл его жизни. Во время этого периода первичных экспериментов вы можете оценить, насколько вы овладели определенными навыками и можете быстро достичь своих целей.

Фаза III длится с 25 по 40-45 год и соответствует зрелости в расцвете сил. Это самый богатый период жизни. Она характеризуется постановкой четких и ясных целей для достижения стабильности в профессиональной и личной жизни, принятием решений, связанных с созданием и укреплением семьи и рождением детей.

IV фаза длится с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и достижений. Заглядывая в будущее, человек сейчас вынужден пересмотреть свои цели с точки зрения своего профессионального статуса, физического состояния и семейного положения.

Фаза V начинается в преклонном возрасте 65-70 лет. В течение этого времени многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили в молодости. Оставшуюся энергию они тратят на различные формы отдыха, путешествия или просто приятно проводят время и спокойно живут в последние годы жизни. Это время, когда люди пытаются разобраться в своем существовании и посмотреть на него как на единое целое. Некоторые люди, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что они выполнили свои задачи. Для других, однако, такое рассмотрение может вызвать разочарование, поскольку поставленные цели не были достигнуты.

Концепция роли личности возникла в американской социальной психологии в 1930-е годы. (Дж. Мид) и широко использовался в различных социологических течениях, особенно в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию множества социальных ролей, присущих каждому индивидууму в данном обществе.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Бюлер рассматривает в связи с формированием и дости­жением целей пять главных фаз жизненного цикла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном разви­тие физических и умственных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отроче­ству и юности. В этот период человек осознает свои потреб­ности, способности и интересы. Он вынашивает великие пла­ны, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определен­ными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрело­сти вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связан­ные с созданием и укреплением собственной семьи и рож­дением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и сво­им свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынуж­ден пересматривать свои цели с учетом своего профессионально­го статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, ко­торые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия или про­сто приятно проводят время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто це­лое. Одни, проанализировав многочисленные события соб­ственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экза­мен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Социальные статусы и роли.

Бюлер рассматривает в связи с формированием и дости­жением целей пять главных фаз жизненного цикла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном разви­тие физических и умственных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отроче­ству и юности. В этот период человек осознает свои потреб­ности, способности и интересы. Он вынашивает великие пла­ны, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определен­ными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрело­сти вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связан­ные с созданием и укреплением собственной семьи и рож­дением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и сво­им свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынуж­ден пересматривать свои цели с учетом своего профессионально­го статуса, физического состояния и положения дел в семье.




Фаза V начинается в преклонном возрасте в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, ко­торые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия или про­сто приятно проводят время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто це­лое. Одни, проанализировав многочисленные события соб­ственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экза­мен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Ш. Бюлер установила закономерности («регулярности) в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций (мотиваций), в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Самоосуществление достигается целеустремленностью, благодаря творчеству, созиданию. Понятие самоосуществления близко по смыслу понятию самореализации или самоактуализации у экзистенциалистов. Но самореализация является только моментом самоосуществления.

Самоосуществление понимается как результат и как процесс, которое в каждом возрасте имеет свои особенности: 1) хорошее самочувствие (0-1,5 года) 2) переживание завершения детства (12-18 лет) 3) самореализация (25(30) – 45(50) лет) 4) самозавершенность (65(70) – 80(85) лет).

Полнота, степень исполненности себя зависит от способности индивида ставить такие цели, которые адекватны его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление.

Становление целевых структур (зависящих от имманентно присущих человеку интенций) является определяющим в индивидуальном развитии и его можно понять, изучая основные закономерности и динамику целей жизни личности.

Владение жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. Причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы (как это понимал Фрейд) или чувство неполноценности (по Адлеру), сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности.

Изучая сотни биографий разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.

Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на его прерывность. Изучению в биографиях подвергались три аспекта:

1. внешний, объективный ход событий жизни

2. история творческой деятельности человека

3. возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз. Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем. Фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения.

Всего ею было выделено и описано пять фаз жизни.

Первая фаза (возраст до 16-20 лет) – период, предшествующий самоопределению. В этом возрасте у индивида, как правило, нет собственной семьи и профессиональной деятельности. Этот период характеризуется также неявностью целей, нерасчлененностью будущего. В это время человек живет настоящим, развивая физические и умственные способности, набирает силы для реальных дел. Поэтому данная фаза выносится Ш. Бюлер за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (с 16-20 до 25-3о) – период проб. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни. Множество проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, которая сначала носит предварительный, диффузный характер. Поэтому особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – прогнозы возможных путей в дальнейшей жизни. Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности и в то же время к жажде значительных дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет). Это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда у него возникает собственная семья. Периоду зрелости человека свойственны:

1. реальные ожидания от жизни

2. трезвая оценка возможностей

3. субъективное переживание этого возраста как апогея жизни.

В период зрелости происходит спецификация самоопределения – человек ставит конкретные жизненные цели и имеет некоторые реальные результаты, стойкое продвижение к своему желанному самоопределению. В 40 лет устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни, как процесса решения задачи, т. е. подводятся первые итоги жизни и своих достижений.

Пятая фаза (от 65-70 лет до смерти) – старость. В это время большинство людей оставляет совершенно профессиональную деятельность и заменяет ее хобби. Ослабевают и сходят на нет все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Человек в этом возрасте влачит бесцельное существование. Поэтому пятая фаза не причисляется к жизненному пути.

Следует заметить, что понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной и творческой старости.

Объясняя фазы жизни, Ш. Бюлер использует понятие типа развития.

Итак, по Ш. Бюлер детерминанта, определяющая сила, жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. Саморазвитие его духовной сущности ведет к развертыванию фаз жизни, к самоосуществлению изначально присущих, вложенных в человека возможностей.

Следовательно, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремлению к самоосуществлению, которые составляют основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени представляется результатом саморазвития духа. Но при этом в нем (в жизненном пути) можно выделить: 1) объективную логику жизни – последовательность внешних событий; 2) смену переживаний как эволюцию внутреннего мира человека; 3) результаты его деятельности.

Оригинальное исследование Шарлотты Бюлер, посвященное детским фантазиям и сказкам, углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. Понятия личностного роста и самоактуализации. Интенциональность личности.

Рубрика История и исторические личности
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 03.05.2012
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Периодизация развития Шарлотты Бюлер

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа.

Шарлотта работала с О. Кюльпе в Мюнхене. Когда Кульпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения.

Теория интенциональности.

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

В переводе с латинского интенциональность (intentio) значит намерение. В психологии данное понятие трактуется как направленность сознания человека на конкретный объект.

Направленность — это заинтересованность в том, чтобы рассматривать именно данный объект, а не какой-нибудь другой. Из этого следует, что одна из составляющих заинтересованности — субъективная. Субъективный компонент в свою очередь включает в себя акт переживания. Человек как бы проживает рассмотренный объект.


Интенциональность в философии Средневековья

Интенциональность по Брентано и Гуссерлю

Теория интенциональности появилась в современной философии благодаря Францу Брентано. Именно он предложил с помощью интенциональности различать физические и ментальные проявления. Учёный полагал, что всякий психический процесс завязан на конкретном нечто. Это и позволяет назвать его интенциональным.

Направленность философствований характеризуется:

  • желательностью;
  • отбором (селективностью);
  • аспектуальностью (сосредоточенность на объекте);
  • заинтересованностью (в результатах переживания).

Именно Брентано предложил концепт субъективной компоненты, распространённый сегодня. Позднее данную категорию аналитического аппарата использовал в своей философии Эдмунд Гуссерль.

Отталкиваясь от ранее предложенных идей, философ рассматривал феномен интенциональности через призму её реальной и идеальной составляющей — ноэзиса и ноэмы. По мнению Гуссерля, интенциональность — одно из крупнейших открытий феноменологии. Согласно толкованию, это акт сознания, превалирующего над подсознанием. Но такое определение, считает учёный, в полной мере не раскрывает суть интенциональности. Интенциональный акт более точно отражается другой формулировкой. Его можно постичь, только многократно определив смысл, который имеется в виду. Другими словами, чтобы идентифицировать объект, нужно установить зависимость между понятием и значением.

Аналитическая философия и интенциональность

Современная аналитическая философия, рассматривая объекты, не обходится без понятия интенциональности.

Философ идёт по другому пути. Понятие интенциональности он использует в качестве фундамента для своей теории речевых актов и открывает новые аспекты философии сознания. Такой научный взгляд повлёк за собой тенденцию к сближению двух понятий — интенциональность и квалиа. Их связь обусловлена субъективной компонентой, которую выделяют как основу интенциональности.

Читайте также: