Теория игры леонтьева кратко

Обновлено: 07.07.2024

Структура деятельности по А.П. Леонтьеву – это характерная система, для которой характерно взаимосвязь субъекта с окружающим миром.

Для структуры деятельности принято выделять действия и операции:

Для любого человека характерна особенность: уменье трудиться. Именно труд и является деятельностью человека.

Благодаря трудовой деятельности создаются предметы труда:

  • духовные;
  • материальные;
  • ценные.

Главные характеристики трудовой деятельности человека:

  • поставленная цель;
  • задачи;
  • предмет изучения;
  • мотив поступка;
  • структура.

В деятельности субъект активно проявляет свое участие, имеет мотивационные причины и сосредоточен на получение лучших результатов. Побудительными причинами однозначно можно назвать мотив действия. Именно мотив представляет собой совокупность условий внешнего и внутреннего факторов.

Данные условия благоприятствуют активности человека и предопределяют его направленность к совершению деятельности. Основную направленность совершения действия, цель и задачу определяет - мотив.

Предмет деятельности - это все характеристики, с которыми деятельность связана непосредственно.

  • учебная деятельность (навыки, изучение, умение);
  • трудовая деятельность (окончательный продукт, созданный человеком).

Для различного рода деятельности, также характерна определенная структура:

  • основная часть действия;
  • составные части операции.

Сама же деятельность состоит из нескольких операций: творчество (замысел, реализация поэтапно, окончательный продукт). Все необходимые действия осуществляются при помощи операций, их количество непосредственно зависит от поставленной цели и задачи. Характер выполнения операции зависит от внешних условий при выполнении действия и зависит от:

  • навыков человека;
  • инструментов действия;
  • основных средств для осуществления действия.

При выполнении действия любой человек выбирает наиболее предпочтительную для него операцию. Именно она и характеризует его индивидуальность, способности и характер выполнения.

Инструменты деятельности - это определенные приспособления, которые необходимы для осуществления и выполнения операций.

Наиболее продуктивная и качественная деятельность человека может стать только при активном развитии средств для осуществления операций.

Структура деятельности по А. П. Леонтьеву

Ученый Леонтьев выдвинул версию, что любая человеческая деятельность состоит из нескольких уровней: имеет определенное иерархическое строение. Деятельность и операции могут отличаться друг от друга конкретными мотивами.

Первый уровень

Первый уровень характеризуется определенным перечнем действий. Для данного уровня предметом или мотивом к действию может быть вещественный или доведенный до идеала предмет. Определенный процесс, когда потребность встречается с предметом, можно назвать неким опредмечивание необходимой потребности. Иными словами, это звучит как зарождение мотива. Все эти термины взаимосвязаны и их можно представить в следующей последовательности:

Потребность необходимая субъекту –> предмет –> мотив поступка.

Мотивы принято разделять на два основных класса:

Способность осознавать мотив, это способность управлять внутренней работой. Неосознанные мотивы, определенные способности, которые проявляются в сознании в соответствующей форме эмоций, логике и смысле.

Деятельно, также характеризуется по двум критериям:

  • успешная (положительные эмоции, от совершенного поступка и от его результата);
  • неуспешная (отрицательные ощущения от произведенного действия).

Мотивы образуют конкретную иерархическую систему. Они не способны осознаваться в полной мере, четко проявляются в конкретных ситуациях и конфликтах.

Второй уровень

Характер деятельности второго уровня представлен действиями, которые непосредственно направлены на реализацию поставленной цели. Когда перед человеком поставлена цель, его поведение кардинально меняется. Поведение становится более активным и человек не просто реагирует на любое действие, а с энтузиазмом приступает к любому действию. Именно стимулирование человека отлично организует его действия. Необходимым компонентом любого действия является акт создания. А именно:

Акт поведения является одновременно действием, потому что в процессе совершения деятельности человек осуществляет внешние движения.

Третий уровень

Данный уровень является самым низким уровнем в деятельности осуществляемой человеком. Психофизиологические функции являются предметом обеспечения психических процессов. Это определенная способность к ощущениям разного вида, способность осуществлять движение, фиксирование следов действий прошлых лет. Можно выделить два основных вида осуществления деятельности:

Внешняя деятельность.

Для внешней деятельности характерны разные формы, которые выражаются как активность предметного характера.

В результате внешней деятельности происходит взаимосвязь между субъектом и объектом. Например:

  • игры, в которые играют детей;
  • уборка помещения и домов, квартир;
  • строительство домов, квартир;
  • закручивание гаек.

Внутренняя деятельность

Основной характерной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие между объектом и субъектом скрыто от прямого наблюдения.

  • решение определенной задачи;
  • авторская работа по написанию художественного рассказа;
  • эмоциональная составляющая после просмотра художественного фильма.

Все внутренние воздействия оказывают усилия для человека и дают возможность правильно и оперативно определиться с нужным действием, тем самым избежать видимых ошибок. Особенность теории Леонтьева основана на том, что структуры деятельности и сознания взаимосвязаны между в рамках системы и ее целостности. Основному анализу структуры сознания, всегда предшествует анализ структуры деятельности человека. Первоначально это связано с определенным подходом на генетическом уровне. Само сознание генетически принято понимать, как не его продукт деятельности. Деятельность всегда управляется и контролируется сознанием, а также сама им управляет. Это высказывание и утверждение является главным в теории Леонтьева.

Для сознания характерно:

  • строение;
  • внутренняя целостность;
  • логика.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Виды деятельности по А.П.Леонтьеву

Обычно количество основных видов деятельности не всегда равняется определенному числу потребностей, которые имеются у человека, а именно их общему множеству. Система основных потребностей у человека характеризуется тремя главными параметрами. Благодаря им можно дать краткую характеристику для субъекта:

  • сила действий потребности;
  • количество потребностей;
  • качество потребностей.

Сила потребности - это понятие ее актуальность, для субъекта. Чем сильнее потребность, тем ее значение будет более значимым. Следовательно, человек будет твердо стремиться достичь ее первоочерёдно. Количество потребностей - отражает, имеющие число у человека определенных потребностей. Они в определенное время способны стать для него жизненно важными. Для того чтобы разрешить и удовлетворить множество потребностей, человек должен постоянно включаться в разный вид деятельности. Однако в результате такого взаимодействия, зачастую имеют место конфликты. Они могут возникать между потребностью и количеством дефицита времени, которые необходимы для их удовлетворения. Способность классифицировать деятельность любого субъекта – это достаточно трудоемкий и долгий путь. Однако существует и более рациональный выход: обобщить и сгруппировать основные типы деятельности, которые зачастую свойственны всем субъектам. Эти типы будут относиться и соответствовать потребностям всех людей, которые можно найти у любого человека.

К таким свойства и характеристикам будет относиться:

  • игровое действие;
  • общение;
  • обучение;
  • трудовая деятельность.

Такие виды деятельности рассматриваются в основном как основное качество.

Общение. Вид деятельности, который возникает в определенном процессе развития и формирования человека. Общение в свою очередь направлено на конкретный обмен информацией между людьми в процессе общения и обсуждения насущных вопросов, деловых переговоров и других видов взаимодействия.

Общение подразделяется на следующие виды:

  • вербальное;
  • невербальное;
  • непосредственное;
  • опосредованным.

Игра. Игровая деятельность в основном преследует главную цель:

  • получение отдыха для организма;
  • снятия напряженности, которая возникает под влиянием некоторых простых и более сложных потребностей в жизни человека.

Игровая деятельность, также имеет определенную классификацию и виды:

  • индивидуальные игры;
  • групповые;
  • ролевые;
  • сюжетные;
  • предметные.

Для детей игра служит как развивающий аспект в воспитательном процессе. Для взрослых - это предмет общения, расслабления.

Обучение. Служит характерным видом деятельности служит, его основная цель – приобретение человеком необходимых знаний, умений и навыков. Образовательная деятельность служит непосредственно средством психологического развития и воспитания человека.

Труд. В развитии деятельности, формирование человека важное место занимает трудовая деятельность. Именно благодаря труду человек формирует и создает различные материальные и культурные ценности в жизни. Каждый вид всегда усваивается в самом простом первоначальном виде. В процессе развития он постепенно усложняется и переходит в иную стадию совершенствования. Ученый Леонтьев доказал, что некий фрагмент человеческой деятельности способен давать начало первоначальной цели, которую перед собой ставит человек на неком этапе жизни. Следовательно, именно цель может являться главным средством при достижения иной цели, тем самым давая способность удовлетворить основные потребности, которые могут возникнуть у человека.

Подлинно научная общая теория игры и педагогического руководства ею впервые была создана в отечественной науке. Ее основы были заложены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, которые обнаружили социально-историческую обусловленность происхождения, содержания и структуры игры, подвергли глубокому изучению механизмы ее влияния на развитие психических процессов и свойств детской личности.

В последующие годы основные теоретические положения развивались и конкретизировались А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.С. Жуковской, Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и другими.

Рассмотрим основные положения теории игры.

Игра это специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению, содержанию и структуре. В работах Д.Б. Эльконина игра рассматривается как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития. Она возникает на определенном этапе развития общества, когда дети не могут включаться в производительный труд наравне со взрослым из-за усложняющихся средств производства. В игре реализуется активное стремление ребенка участвовать в жизни взрослых. В своих играх дети отражают явления окружающей действительности: быт, труд людей, общественно-политические события, отношения между людьми. Однако, детская игра - это не просто отражение внешнего мира, а способ вхождения в мир человека. Игру отличает её непродуктивный характер: она направлена не на достижение какой-то внешней цели или практического результата, а на сам процесс и переживания играющего. Специфика игровой деятельности заключается в замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Этот тезис был доказан в работах Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской А.П. Усовой, Т.А. Марковой, Е.В. Зворыгиной и других. А.В. Запорожец писал:

Игра, занимая особое место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выполняет широкие воспитательные функции.

Подлинно научная общая теория игры и педагогического руководства ею впервые была создана в отечественной науке. Ее основы были заложены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, которые обнаружили социально-историческую обусловленность происхождения, содержания и структуры игры, подвергли глубокому изучению механизмы ее влияния на развитие психических процессов и свойств детской личности.




В последующие годы основные теоретические положения развивались и конкретизировались А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.С. Жуковской, Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и другими.

Рассмотрим основные положения теории игры.

Игра это специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению, содержанию и структуре. В работах Д.Б. Эльконина игра рассматривается как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития. Она возникает на определенном этапе развития общества, когда дети не могут включаться в производительный труд наравне со взрослым из-за усложняющихся средств производства. В игре реализуется активное стремление ребенка участвовать в жизни взрослых. В своих играх дети отражают явления окружающей действительности: быт, труд людей, общественно-политические события, отношения между людьми. Однако, детская игра - это не просто отражение внешнего мира, а способ вхождения в мир человека. Игру отличает её непродуктивный характер: она направлена не на достижение какой-то внешней цели или практического результата, а на сам процесс и переживания играющего. Специфика игровой деятельности заключается в замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Этот тезис был доказан в работах Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской А.П. Усовой, Т.А. Марковой, Е.В. Зворыгиной и других. А.В. Запорожец писал:

Игра, занимая особое место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выполняет широкие воспитательные функции.

Теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева — это концепция, которая рассматривает личность человека в контексте функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности.

Основа теории Леонтьева

Теория Леонтьева была разработана во второй половине прошлого века. Ее предмет представлен целостной деятельностью субъектов в качестве органической системы в любых формах и видах.

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — создатели советской школы психологии, в основе которой лежит абстрактная концепция личности, сформулированная в работах Л. С. Выготского.

В работах двух авторов оказалось много общего, поскольку исследователи взяли за основу похожие источники для разработки своих психологических теорий – они базировались на трудах талантливого советского мыслителя Выготского, используя параллельно философскую теорию К. Маркса.

Тезисы теории Леонтьева

Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание.

На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление.

Ученые указали на важность того, что сознание и деятельность объединяются в одно целое, образуя при этом органическую основу. Леонтьев дополнительно подчеркнул, что эти категории не должны считаться тождественными, иначе все положения концепции потеряют свой смысл и силу.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные психологические феномены теории деятельности состоят в том, что любой индивид неосознанно проявляет реакцию на внешние стимулы. Это происходит с помощью рефлекторных реакций, при этом деятельность нельзя включать в состав данных раздражителей. Это связано с тем, что ее регулирование связано с умственной работой человека.

Автор в своей теории рассматривал сознание в качестве отдельной реальности, не предназначенной для самонаблюдения индивида. Оно проявляется лишь благодаря системе субъективных отношений (например, деятельности человека, в которой он развивается). Алексей Николаевич Леонтьев уточнил идеи, которые озвучил его коллега, говоря, что психика встроена в деятельность человека. Ее формирование происходит благодаря ей и проявляется через активность. В итоге возникает тесная связь двух понятий.

Личность в концепции Леонтьева рассматривается как единство следующих составляющих:

  • Действие,
  • Работа,
  • Мотив,
  • Цель,
  • Задача,
  • Операции,
  • Потребности,
  • Эмоции.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целостную систему, включающую в свой состав методологические и теоретические принципы. Они дают возможность заняться исследованием психологических феноменов человека.

Теория деятельности также включает положение, что в качестве основного предмета для исследования процессов сознания выступает сама деятельность. Этот подход сформировался в психологии СССР в 20-ые годы 20-го века. В 1930-ом году уже существовало две трактовки активности. Первое определение принадлежало Рубинштейну, сформулировавшему приведенный выше принцип единства. Вторую формулировку создал Леонтьев вместе с представителями Харьковской психологической школы. Вместе они выявили общность строения внешней и внутренней деятельности.

Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева

Деятельность представляет собой систему, включающую основу из различных форм ее реализации. Она выражается через отношение субъекта к материальным объектам и к миру в целом. Рубинштейн определял деятельность в качестве совокупности любых действий, сконцентрированных на достижении поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, в рамках сознания деятельность имеет первостепенное значение.

В начале прошлого века Леонтьевым была выдвинута концепция, отражающая необходимость построения структуры деятельности, чтобы сделать определение этой категории законченным.

Он рассматривал 2 формы деятельности:

Внешняя деятельность состоит из различных форм, выраженных через предметно-практическую активность. В ее рамках субъекты и объекты взаимодействуют, при этом последние открыто предоставлены для внешнего наблюдения.

В качестве примеров этой формы деятельности выступает работа механиков с применением инструмента (например, забивание гвоздя молотком, закручивание болтов с помощью отвертки, изготовление материальных предметов специалистами на станках, игра ребенка с использованием некой вещи, уборка помещений, манипуляции с мебелью, постройка домов и др.).

Для внутренней деятельности характерно то, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов скрыты от прямого наблюдения. Примеры этого вида деятельности: решение математических задач учеными с использованием недоступной глазу умственной деятельности, внутренняя работа актеров над ролью, включающая обдумывание, переживание, тревогу и т. д.

Внутренняя деятельность осуществляется, когда поэты и писатели создают свои произведения, авторы придумывают сценарии для школьных выступлений или пьес, ребенок мысленно отгадывает загадку. В состав внутренней деятельности входит ситуация, когда у человека проявляются эмоции, вызванные просмотром трогательного фильма или прослушиванием душевной музыки.

Под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л. С. Славиной (1948), З. В. Мануйленко (1948), Я. 3. Неверович (1948), А. В. Черковым (1949), 3. М. Богуславской (1955), которые продвинули наше понимание игры. Мое участие в исследованиях до 1953 г. было ограничено докладами и публикациями (1948, 1949), и только с 1953 г. я смог вернуться к экспериментальной и теоретической работе над этой проблемой. Мое основное внимание было сосредоточено, во-первых, на выяснении исторического происхождения детской игры; во-вторых, на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста; в-третьих, на проблеме символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре; наконец, на общетеоретических вопросах и критическом рассмотрении существующих теорий игры. Мы сочли необходимым дать этот краткий очерк хода наших исследований по психологии детской игры, чтобы показать, что в разработке этой проблемы и создании новой психологической теории детской игры принимал участие большой коллектив исследователей. Наше непосредственное участие связано только с самыми начальными и с самыми последними этапами этого пути. Конечно, разработка психологической теории детской игры, начиная с работ Л. С. Выготского и до сегодняшнего дня, проходила в органической связи с исследованиями по общим вопросам психологии и теории развития психики ребенка. Теоретические и экспериментальные исследования, в первую очередь А. Н. Леонтьева, Л. В. Запорожца и П. Я. Гальперина, становились органической частью исследований по психологии игры. Всякое новое достижение в общей теории заставляло пересматривать наши воззрения на игру, добывать новые факты, выдвигать новые гипотезы.

Читайте также: