Теория идей и теория познания платона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из самых известных философов античности является Платон (427–347 до н.э.). Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей из всех древних, средневековых и современных философов.

Краткая биография Платона

Платон был выходцев из богатой семьи аристократов. В двадцатилетнем возрасте будущий философ заинтересовался идеями Сократа, и начал регулярно посещать его беседы. Деятельность Сократа сильно повлияла на молодого человека, и результатом этого стал его отказ политической карьеры. При этом, являясь философом, он занимался проблемами государства и законодательства всю жизнь.

Особое место среди идей Платона занимали его теория идей, концепция идеального государства. Идея об идеальном государстве относится к самой ранней из длинного ряда утопий, а также концепция познания как воспоминания (припоминания).

Идея сверхчувственного мира

Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов.

Сторонники натурофилософии пытались дать объяснения причинам физического характера: вода, воздух, земля и т.п. Но у них ничего не получилось. Была необходимость отстранить философию от чувственно-материального и перейти к рациональным и интеллектуальным объяснениям.

Сверхчувственный план бытия, по Платону, включает мир идей (эйдосов) или форм. Идеи не существуют как ментальные понятия, которые формируется в уме человека, они – самостоятельные сущности, существующие в себе и для себя в иерархической системе.

В их основе лежит подлинное бытие. Подлинное бытие отождествляется с миром идей. Мир включает в себя большое множество идей для каждого феномена: моральных и эстетических ценностей, тел, матемагических и геометрических формул и фигур. Умопостигаемый мир (мир идей) вечный. Чувственный же мир находится в пространственно-временном измерении, он характеризуется постоянным движением и порождением.

В этой связи Платон заключил, что формирование мнения о мире проходит через чувства, в то время как знание является частью сверхчувственного вечного мира.

Например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание же относится к прекрасному самому по себе. В сферу интересов философа попадает только идея прекрасного, а не многообразие прекрасных предметов, которые можно обнаружить в чувственном мире.

По мнению Платона, то, что является предметом мнения, никогда не станет предметом знания. Знание отличается достоверностью, мнение подвергается ошибкам, и непременно является ошибочным. Мнение ошибочной из-за того, что им допускается реальность того, что представляет собой лишь видимость.

Проблема существования идей вызывает некоторые трудности. Это было очевидно уже во времена Платона. Прежде всего, неясно, у какие здешние вещи-подобия имеют идеи-образцы, а какие нет. Например, странным было бы предположение, что для сора или грязи существуют какие-то идеи (это можно встретить в диалоге Платона "Парменид"). После появления в платоновской академии Аристотеля, теория идей принимает сокрушительную критику.

Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие

Философия для Платона является чем-то вроде созерцания, "созерцания истины". Его трудно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание не является просто мудростью, а, скорее, любовью к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств различны.

Различия Платоном между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются через предоставления аналогии со зрительным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, так как требуется наличие не только глаза и объекта, но и света. Мы можем видеть отчетливо только освещенные солнцем предметы. В период сумерек человек видит предметы неясно, а при полной темноте, не видим вообще.

Поэтому в мир идей входят те вещи, которые мы видим освещенные солнцем, а мир преходящих вещей – неясный, сумеречный мир. Платон отождествлял глаз человека с его душой, а солнце для него было светом, истиной или благом.

Чтобы объяснить свои взгляды Платон использует миф о пещере. Миф в данном случае он использует как аллегорию для изложения своей философии. Люди, которые лишены философии, он сравнивает с узниками пещеры, способных видеть только в одном направлении. Они видят в одном направлении, так как связаны, позади них горит огонь, а перед ними стена.

Тени на стене для них являются реальными предметами, но люди не имеют никакого представления о самих предметах, порождающие эти тени.

Теория идей Платона представляет собой весьма важный шаг вперед по направлению к развитию философии. Его теория идей – первая теория, подчеркивающая проблему универсалий (общих понятий). Она сохранилась в разных формах вплоть до настоящего времени. Но по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделения мира на части, из которых одна более реальна, чем другая, обречена на неудачу.

Платон связал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил познание к воспоминанию (анамнезу) истины, всегда жившей в душе, и которая оживает в нас, при осуществлении нами какого-либо конкретного опыта. Душа контактирует с миром, при этом она извлекает из себя истину. Такое извлечение и является воспоминанием.

Познающий проходит несколько стадий:

мнения;
научные понятия;
чистое знание.

В бытовом плане для людей достаточно одних лишь мнений, верований, образов. Математики могут подняться выше, так как используют научные понятия. Но истинное знание могут достичь только философы, отрешившись от чувственного, они посвящают свою жизнь незаинтересованному созерцанию, восходя от идеи к идее к самой вершине.

После всего сказанного становятся понятными причины того, почему Платон так негативно относился к искусству. Сущность, роль и ценность искусства находится в зависимости от истины, согласно мнению Платона. Искусство скрывает истину, искусство – форма неистинного, фантастического знания.

Искусство не может улучшить душу человека, так как оно лживо. Искусство может только разварить человеческую душу. Поэтому для деятелей искусства нет места в идеальном государстве. Платоном отрицается самоценность искусства, он пытается поставить его на службу благу и истине. Для этого философия должна управлять искусством.

Сущность человека может быть определена разнопорядковой природой тела и души. Тело является своеобразной темницей для души, поэтому тема бегства от всего телесного и мирского – один из основных мотивов философии Платона.

Новая жизнь для души может быть открыта после смерти тела. Даже если душа и имеет свое начало, оно бессмертно и его стремление направлено на уподобление богу. Такое уподобление может быть доступно только для тех, что смог очистить свое тело и возлюбить мудрость. Платон сравнивает человеческую душу с крылатой колесницей, в нее запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начала в человеке), ею управляет извозчик (разум).

Идеальное государство по Платону

Идеальное государство Платона должно иметь три класса, куда входят простые люди, воины и стражи (правители-мудрецы). Только последние обладают политической властью.

К первому классу относятся крестьяне, торговцы и ремесленники. Их души являются примитивными, поэтому их обязанностью является лишь подчинение воле вышестоящих. Они не должны иметь чрезмерное количество материальных благ.
Людей, относящихся ко второму классу, он сравнивал с породистыми собаками. Они послушны и готовы к бою. Этот класс следит за тем, чтобы все граждане имели занятия, соответствующие их природным наклонностям, а также предупреждают различные конфликты внутри государства. Второй класс лишен какой-либо способности.

К третьему классу относились правители (стражи). В их ряд могли попасть лишь те, кто больше других любит свою страну. Такие люди должны отличаться усердием в работе для процветания своего отечества, они способны созерцать Благо.

Кратко говоря, первый класс воздерживался от желаний, второй характеризовался смелостью и мужеством, третий – мудростью.

Примечательно, что Платоном предлагается введение для стражей радикального коммунизма. Стражи должны жить в небольших домах, их поселение будет больше походить на лагерь. Они должны обедать в общих столовых и употреблять простую пищу.

У правителей не может быть частной собственности, кроме совершенно необходимого. Они не имеют богатств, при этом правители счастливы. Государство ставит своей целью создать счастье для всех. Богатство и бедность вредны в одинаковой степени в идеальном государстве Платона.

Коммунизм философа применим также и для семьи. Согласно его идеи, у друзей все должно быть общим, в том числе женщины и дети. Платон понимает, что такое будет трудно осуществить, но уверен, что при правильном воспитании своих граждан государство сможет это установить.

Платон руководствуется этой идей для того, чтобы минимизировать собственнические чувства людей и тем самым открыть путь к господству духа коллективизма.

Также в своей работе, посвященной описанию идеального государства, Платон рассматривает вопрос справедливости. По его мнению, справедливость состоит в том, чтобы каждый наилучшим образом выполнял свою собственную работу, и не вмешивался в чужие дела и не претендовал на чужое место.

Государство устроено справедливо, если каждый – торговец, воин и правитель – выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов. Конечно, такое понимание справедливости не соответствует тому, что современный мир называет "справедливостью". Демократия повлияла на наше видение справедливости, поэтому оно у нас ассоциируется с равенством. У Платона же понятие справедливости скорее ближе к тому понятию, которое до сих пор используется в праве.

В философии Платона рационализм сочетается с верой в потусторонний мир, поэтому такая теория может привлечь как рационально настроенного интеллектуала, так и религиозного мистика. В результате этот синтез оказал влияние на большинство великих философов.

Учение об идеях. Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.

Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со­баки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея едини­цы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.

Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимо­связь: идеи являются прообразами вещей.

Космология и космогония. Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, Платон признает еще наличие Ума-демиурга.

Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в цар­ство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.

Гносеология. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. То есть знать или познавать, по Платону, – это припоминать.

Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство суще­ствует не ради людей, а ради самого себя. Все живущие в нем делятся на три группы: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Отбор в каждую из групп происходит в рамках системы образования, т.е. самые способные – становятся философами-управителями и т.д.

Так называемое противоречие между желаниями индивида и общественным долгом является, по Платону, заблуждением. В правильном обществе то, что желает индивид, является тем, что требует от него общество, а именно: каждый человек стремится к реализации своих наилучших качеств и удовлетворению своих действительных потребностей посредством разделения труда, основывающегося на справедливом распределении профессиональных обязанностей.

Учение об идеях. Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.




Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со­баки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея едини­цы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.

Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимо­связь: идеи являются прообразами вещей.

Космология и космогония. Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, Платон признает еще наличие Ума-демиурга.

Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в цар­ство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.

Гносеология. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. То есть знать или познавать, по Платону, – это припоминать.

Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство суще­ствует не ради людей, а ради самого себя. Все живущие в нем делятся на три группы: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Отбор в каждую из групп происходит в рамках системы образования, т.е. самые способные – становятся философами-управителями и т.д.

Так называемое противоречие между желаниями индивида и общественным долгом является, по Платону, заблуждением. В правильном обществе то, что желает индивид, является тем, что требует от него общество, а именно: каждый человек стремится к реализации своих наилучших качеств и удовлетворению своих действительных потребностей посредством разделения труда, основывающегося на справедливом распределении профессиональных обязанностей.

Учение Платона об идеях

Краткая биография

Смерть Сократа

  • Платон родился в богатой аристократической семье, с детства получил полное и всестороннее образование.
  • Среди учителей философа — Кратил (последователь Гераклита, учил о всеобщей перетекаемости вещей и постоянной изменчивости мира) и Сократ, вдохновивший Аристокла на серьёзное изучение философии и нравственных проблем мира.
  • Во время суда над Сократом Платон был одним из учеников, предлагавших внести за него денежный залог. Интересно, что его учитель присутствует практически во всех диалогах и произведениях в качестве рассказчика или оппонента.
  • После смерти учителя он со своими последователями перебирается в Мегару, где жил Евклид. Философ впервые создаёт работы, посвящённые особенностям человеческого познания. К этому же периоду относится возникновение учения Платона об идеях (кратко — у каждой вещи имеется свой эйдос или идея, которая является аналогом души у человека).
  • Есть сведения, что философ в 389 году до нашей эры отправился в Италию с целью основать там своё идеальное государство. Поначалу его хорошо приняли, однако позже его с бесчестием прогнали (по некоторым данным — он даже ненадолго попал в рабство).
  • В 386 году до нашей эры Платон в Афинах основывает свою Академию — возможно, одно из первых серьёзных учебных заведений в истории человечества. В ней преподавались такие науки, как философия, естествознание, астрономия и особенно, математика, на которую делался главный упор.

Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.

Теория идей

Идеи Платона

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Учение о душе

Разум человека

Учение о душе Платона

С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.

Познание и восприятие

Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:

Душа пребывает в мире идей

Философия Платона

Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

Краткая биография

Философия Платона - кратко и понятно о ключевых идеях и трудах

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита — Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.
Рис. 1. Платон — копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” — в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах — идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Важно! В диалоге “Государство” Платон сравнивает Благо с Солнцем.

Представление Души у Платона

В человеческом сознании душа — это самая существенная, глубокая и важная идея, которая сосредоточена в самом человеке. Все Души уже созданы Великим Творцом в момент сотворения мира, их количество определено количеством звезд во Вселенной. Это связано с тем, что каждая звезда отвечает за определенную Душу, пока она проходит воплощение на Земле. Перед земной жизнью Душа находится в измерении чистых идей, и от того, какую идею она принесет с собой на Землю, зависит, какое тело ей достанется и какие испытания суждено ей пройти. После смерти Душа попадает на Страшный суд, по решению которого праведники попадают на Седьмое небо, а грешники — в недра земли. Через тысячу лет ссылки она снова проходит испытание жизнью, и та Душа, которая несколько раз подряд воплощается в теле философа или мудреца, заканчивает свои перерождения и удостаивается Божественного покоя. Остальные — продолжают приходить на землю на протяжении десятков тысяч лет, и не всегда в тела людей. В диалогах “Тимей” и “Федр” описывается, что Душа состоит из трех частей:

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков — разумная, у северных народов — мужественная, у египтян — тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Философия Платона - кратко и понятно о ключевых идеях и трудах

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.
Рис. 3. Платон и Сократ. Средневековая фреска

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Важно! Именно из таких рассуждений великого философа возникло понятие “Платоническая Любовь”.

Государство Платона

Мыслитель идеализировал в юности кастовый строй Древнего Египта, по сути, он являлся консерватором. Однако все свои социально-реформаторские идеи Платон поместил в вымышленное идеальное государство и называл его Атлантидой. Совершенство этого Государства основано на трех уровнях Души в его представлении, где каждая часть стремится к своей добродетели:

  • Разумная — к мудрости;
  • Волевая — к смелости и отваге;
  • Чувственная — к воздержанию.

Когда все эти составляющие находятся в Гармонии возникает Справедливость — высшее проявление Блага. Идеальное Государство, подобно Душе, состоит из отдельных сословий, которые трудятся на общее Благо. Вот эти касты.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все — от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

Особое внимание уделялось воспитанию воинов, которое вмещало в себя два направления:

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Философия Платона - кратко и понятно о ключевых идеях и трудах

Основная задача: сохранить истинное знание в лице правителя и аристократии, и соблюдать баланс между крайними кастами.
Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети — родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

Один из самых великий мыслителей всех времен запомнился в истории как противник чрезмерного проявления эмоций и страстей. Он был уверен, что такое поведение сбивает с истинного пути в постижении идей и содержит в себе вредное начало. Платон скончался в день своего рождения в 347 году до н.э., и его ученики считали, что это знак того, что он перешел на высший уровень божественного покоя. Для более детального представления об учении Платона посмотрите это видео.

Читайте также: