Теория и искусство истолкования права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Герменевтика – наука об искусстве понимания текстов. Каждое произведение (не только литературное) должно пониматься как любой другой подлежащий пониманию текст, и таким пониманием необходимо овладеть. Понимание является частью смыслового свершения, в котором образуется и осуществляется смысл всех высказываний – произведений искусства и всех других традиций.

В понимании смысла произведения искусства присутствует значительный элемент субъективного (часто эмоционального) участия читателя (слушателя, зрителя). Оно способно наполнить произведение новым смыслом. Искусствоведческая и литературоведческая науки уделяют особое внимание угадыванию намерений автора произведения, коллизии смыслов или их шифровке. Часто профессиональные трактовки произведения искусства входят в противоречие с целями его автора. Однако подобная коллизия не рассматривается как негативное явление, напротив, ее можно сравнить с формой жизни произведения искусства, воздействие которого на сознание слушателя, зрителя или читателя всегда индивидуально.

К искусству условно можно причислить и право 1 . Например, В.И. Лафитский не без оснований полагает, что первичной формой закрепления древнего права была поэтическая 2 . «Песни права создавали особе эмоциональное состояние, которое способствовало восприятию изречений великих пророков и законодателей прошлого. Гипнотическое воздействие усиливалось за счет таких стилистических приемов, как стройность и высокая тональность, ритмичность и художественная образность изложения. Такое обрамление по сути лаконичных правовых формул придавало им качество вечно существующих и непреходящих (божественных) истин – откровений.

Помимо этого использовались и иные приемы. Нередко в канву правовых текстов вплетались тайные магические слова, которые прочно отпечатывались в сознании людей той эпохи.

У поэтических форм закрепления норм древнего права были свои причины и условия. Однако и в давние времена (и тем более в наши дни) различия между искусством стихосложения и правотворчеством были существенными. В меру этих различий отличаются друг от друга и герменевтические аспекты восприятия произведений искусства и законодательных текстов. В понимании законодательных текстов варьирование, коллизии смыслов – явление негативное, противоречащее назначению права как формы организации общественной жизни.

При вербальном (писаном) формулировании уголовно-правовых запретов понимание языка закона имеет исключительное значение для определения пределов свободы личности в государстве. Осознание значения языка закона можно отнести к основаниям создания системы российского уголовного права в периоде его становления.

Во-вторых, язык закона является предпосылкой не только его неукоснительного исполнения, но и эффективности. Язык, искажающий дух права и противоречащий его целям, может явиться причиной превращения нормы права в акт несправедливости, неправды. Неверное истолкование уголовного закона, так же, как и ошибки, допущенные при его формулировании, искажая смысл права, влекут тяжкие последствия для свободы личности и для интересов общества.

Для эффективности правового регулирования (как отрасли государственной политики) необходимо исключить случайные термины в формулировках уголовного закона, а также неверное их понимание, небрежное, произвольное истолкование.

Герменевтика как наука, построенная на познании закономерностей понимания языка, позволяющая выработать систему правил вербального общения, создает предпосылки эффективности уголовно-правового регулирования. Своими корнями она уходит в философию Древней Греции. Связывают ее с именем Гермеса, который истолковывал людям божественное предназначение 6 . Поэтому герменевтика трактуется как искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греческой мифологии был посредником между богами и людьми) 7 .

Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. В частности, благодаря исторической школе 19 в., начиная со Шлейермахера, она стала специфическим методом наук о духе (смысле) 12 .

Герменевтика является направлением в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия, в узком смысле – совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания (филологии, юриспруденции, богословии и др.). Философская герменевтика видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга (целое понимается из частей, части – из целого). В общем смысле под ней понимается искусство и теория истолкования текстов.

Особое значение герменевтика приобрела лишь в эпоху христианства, а не в древней греческой философии и филологии, где она обозначала искусство толкования, поскольку не имела иного применения. Именно в перипатетической и стоической философии были разработаны основные принципы толкования, которые дополнены Филоном Александрийским, Оригеном, Тертуллианом и Августином Блаженным. Христианские теологи под герменевтикой подразумевали искусство толкования Библии 14 .

Изначальная прагматическая цель герменевтики – обеспечение или облегчение понимания литературных текстов. Центральная функция герменевтики – становление исторического сознания. Главное правило герменевтики – целое следует понимать, исходя из частного, а частное – исходя из целого. Это правило было выработано еще античной риторикой, а герменевтика нового времени перенесла его на искусство понимания, так как здесь есть круговое соотношение. Процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Именно соответствие целому всех частей является критерием правильности понимания. Соответственно, отсутствие такого соответствия означает неверность понимания. Текст должен быть понят из него самого.

До недавнего времени исследования в области права ограничивались формально-логическими операциями. В основном это объясняется необходимостью проведения глубокого анализа правового материала для правоприменителей, в целом для юридической практики. Однако, на наш взгляд, такой подход к изучению уголовного права (как и любой другой отрасли права) является неоправданно узким. В.А. Суслов справедливо отмечает, что современная юридическая практика требует совершенствования методологии теории права 15 . Именно с этим он связывает все более пристальное внимание исследователей к философскому осмыслению правовой проблематики. По его мнению, необходимо обновить и технику исследования с использованием знаний других гуманитарных наук.

Одним из актуальных методов исследования права является герменевтический, основанный на семантическом анализе текста закона.

Герменевтикой уже с античной эпохи рассматриваются проблемы интерпретации, понимания и объяснения юридических документов. Ею выработано множество специальных правил, приемов и методов истолкования текстов определенных типов.

Первые этапы исторической эволюции герменевтики как искусства толкования воли богов или божественного намерения – античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Цель экзегезы 16 – понять текст, то есть уяснить то, с какой целью он написан, что именно автор хотел сказать. Именно она породила герменевтическую проблематику, поставила вопрос об интерпретации.

Мощный импульс развития герменевтика получила в трудах Аврелия Августина как система правил нахождения подлинного смысла Евангелия. Позднее она стала рассматриваться в качестве искусства истинной интерпретации Нового Завета в полемике с католическими богословами. Со средних веков герменевтика становится особым направлением догматической юриспруденции 17 .

Для догматической юриспруденции это положение явилось основополагающим. Позитивный закон мыслился как выражение неоспоримой воли власти, которая, выступая от имени высшего (божественного) начала, присваивала функции ее глашатая в общении с людьми. Это научное направление господствовало до тех пор, пока в общественное сознание не вмешались такие идеи, которые были основаны на естественно-правовых концепциях.

Согласно им позитивный закон является не данностью (зафиксированной на скрижалях с десятью заповедями), а результатом политического общения между личностью и государством, в котором указанные субъекты согласовали свои жизненно важные интересы 18 . Следовательно, смысл закона должен заключать в себе дух естественного права, происходящего от природы человека и государства (как общности людей). В содержании закона по его природе не должно было быть ничего таинственного, недоступного пониманию простого смертного.

Подобная эволюция правового мировоззрения оказала влияние и на эволюцию герменевтики: особое значение должны были приобрести такие научные методы, которые бы позволяли добиться адекватного вербального отражения смысла права в тексте закона, понятного и доступного всем.

В средние века герменевтика постепенно теряет свой онтологический статус. Она получает привилегированное положение, но, надо заметить, уже в XVII в. вытесняется научным познанием. Область применения герменевтики – способность суждения 19 . Такого направления в изучении герменевтики придерживались А. Баумгартен и И. Кант.

В традиции историзма В. Дильтей настаивает на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (выражения события жизни). Кроме того, он выдвигает идею понимания как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. В. Дильтей рассматривает в качестве базиса герменевтики описательную психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается герменевтика, – историю.

Интерпретация является всего лишь одной из областей значительно более широкой сферы понимания, идущего от одной психической жизни к другой. Таким образом, герменевтическая проблематика была выделена из психологии.

Работа В. Дильтея по исследованию становления герменевтики очертила параметры герменевтической проблематики. До него герменевтика рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после – как философская, цель которой расширить возможности гуманитарного исследования.

Г. Гадамер, интерпретируя М. Хайдеггера, говорит о том, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события – такое бытие есть язык, традиция. Герменевтика, по его мнению, имеет отношение к истине и может раскрыть ее, следуя своему собственному методу, пытается осмыслить не только текстовый материал, но и затрагивает область эстетики и истории. Таким образом, герменевтика у Г. Гадамера имеет определенный онтологический статус, который позволяет ей выступать в виде методологии гуманитарного познания. Она является не только пониманием и интерпретацией того или иного текста, но и познанием и самопознанием человека и человечества, его места в мироздании, истории, культуре и так далее.

Цель работы герменевта, по Г. Гадамеру, – наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта, которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами – через соотнесение их содержания с опытом современности. Это – диалог, посредством которого рождается новый смысл.

В 20 в. герменевтика стала больше, чем просто конкретной теорией или наукой, – она превратилась в принцип философского подхода к действительности 28 .

Обратившись к истории герменевтики, мы видим, что философию очень давно интересовали проблемы языка в целом и различные языковые феномены в частности. На протяжении многих веков огромный интерес стали вызывать вопросы воздействия языка на жизнь общества 29 .

В буржуазной философии изучение языка и его функций многие стали считать главным содержанием философских исследований, средством решения всего круга философских проблем. Появился ряд концепций, которые пытаются редуцировать 31 закономерности и события общественной жизни к побуждающим их будто бы изменениям и особенностям в языке, его семантике 32 , грамматическом строе 33 .

В последние годы центром притяжения всех течений буржуазной философии и социологии (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер, К.-О. Апель, Э. Бетти, А. Лоренцер, Ю. Хабермас), абсолютизирующих роль языка не только в теоретическом и повседневном мышлении, но и в современной жизни людей, истории человечества, стала философская герменевтика.

О ней начали много писать и говорить не только в ФРГ, Австрии и Швейцарии, но затем также во Франции, Италии, Голландии, Дании, Испании, Португалии. Особенно после поездок французского феноменолога-герменев-тика П. Рикера в университеты США это течение утверждается и на Северо-Американском континенте 37 .

Историю философии начали переписывать в ключе доминирования герменевтических идей. Относят сюда и большую часть содержания истории религии и истории историографии, а также истории языкознания (Н. Хомский, Д. Кату, В. Гумбольдт, Н.Я. Марр).

Герменевтика все более активно вмешивается в теоретическую и практическую деятельность самых различных философских и культурных объединений, претендует на универсальность своего положения, на осуществление его идеологической наступательной функции.

Х.-Г. Гадамер предпринял попытку превратить герменевтику в наиболее универсальный философский метод исследования и миросозерцания. Он попытался уловить аспект связи языка и мышления и дать этому свое объяснение 44 .

В начале XX в. в среде отечественных правоведов практически созрел герменевтический подход к праву, но процесс его роста был прерван социальными катаклизмами, повлекшими коренные изменения общественного мировоззрения и правовой идеологии.

Герменевтика в юриспруденции, языкознании и философии, являясь наукой о понимании смысла текста, имеет различные степени развития. Юриспруденция – та сфера, в которой герменевтика нуждается пока еще в признании.

Н.Н. Алексеев, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк и другие правоведы выступали с критикой формальной рациональности права, ограниченной буквой законодательного текста.

Все эти позиции свидетельствуют о том, что проблема соответствия буквы закона его духу возникла издавна и, видимо, не может быть решена окончательно (однажды раз и навсегда). Адекватность вербального отражения права в тексте закона можно рассматривать как идеальный результат, конечную и высшую цель законодательной деятельности – критерий оценки ее эффективности и стимул к совершенствованию законодательства.

Именно потому, что между буквой (языком) закона и духом права нельзя поставить знак равенства (каким бы совершенным ни было законодательство), уяснение смысла закона будет всегда насущной, неизменно актуальной проблемой. Это в свою очередь определяет непреходящее значение герменевтики для юриспруденции. По справедливому мнению А.И. Овчинникова, герменевтическая парадигма имеет все шансы стать направлением, по которому может развиваться отечественное правопонимание в его самобытных основах 47 .

С точки зрения материалистической диалектики, язык – это сознание, существующее через практику других людей и, соответственно, через коммуникации с ними и для этих коммуникаций, а уж затем и для данного человека 48 . Соответственно, язык закона – форма отражения общественного сознания, существующая исключительно для общения субъектов правовых отношений.

В отличие от речи (которая, кроме того, служит самосознанию и самовыражению человека) язык не имеет других функций. Его функции ограничиваются вербальным посредничеством в указанных отношениях. Таким образом, обозначается взаимная связь между языком писаного закона, качеством правоприменения и фактическим (реальным) содержанием правовых отношений. Не только содержание правоотношения определяет букву закона, но и буква закона оказывает влияние на содержание правоотношения.

1. Неточное или недостаточное вербальное отражение в тексте закона тех или иных элементов правоотношения создает ситуацию пробельности в законодательстве. По данной причине возникают предпосылки для расширения свободы судейского усмотрения в вопросах, которые требуют законодательной регламентации. Таким образом, реальное бытие правоотношения ставится в зависимость от судебной практики, что не всегда соответствует духу права и целям правового регулирования.

Неизбежным следствием этого является нарушение принципа, закрепленного в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности личности, общества и государства. В указанной ситуации неизбежно также противоречие с принципом законности как одним из принципов уголовной ответственности (ст. 3 УК РФ).

Неточность отображения в тексте уголовного закона содержания признаков состава преступления, восполняемая актами судебного толкования, ставит применение закона в зависимость от усмотрения высшей судебной инстанции. Следовательно, в такую же зависимость от судейского усмотрения попадает и смысл закона. В действительности решение юридического дела (правоприменительная деятельность) с учетом указанных разъяснений становится распространенным способом реализации правоотношения – формой его реального бытия. Таким образом, содержание правоотношения (неотделимое от формы его реального бытия) попадает в зависимость от понимания буквы уголовного закона, недостаточно отражающей его смысл.

Значение разъяснений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ достигло таких масштабов, что в российской уголовно-правовой науке высказывается мнение о том, что эти акты являются источниками российского уголовного права наряду с законом.

действия участника группового изнасилования подлежат квалификации по ч. 2 ст. 131 УК РФ независимо от того, что остальные участники преступления не были привлечены к уголовной ответственности ввиду их невменяемости, либо в силу требований ст. 20, 87, 90 УК РФ, или по другим предусмотренным законом основаниям. Иными словами, изнасилование должно было квалифицироваться как совершенное группой лиц (группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) независимо от того, являются ли участники преступления его субъектами с юридической точки зрения.

Конкуренция устранена, но факт изменчивости позиции Пленума Верховного Суда РФ получил свое подтверждение. Это влечет за собой пагубные последствия не только для реализации принципов уголовной ответственности,

но и для правового значения понятий (в том числе категорий) и институтов уголовного права.

Таким образом, понимание языка (текста) закона, исключительно важное для субъектов уголовно-правовых отношений, имеет не меньшее значение и для содержания права как средства организации общественной жизни.

С учетом изложенного представляется важным выделить положение о том, что в науке о понимании смысла текста особое (самостоятельное) место занимает та ее отрасль, которая может быть охарактеризована как юридическая герменевтика.

В силу этого определение юридической герменевтики как науки о толковании юридического текста представляется неоправданно ограниченным.

По нашему мнению, юридическая герменевтика – это наука о понимании, истолковании и применении смысла законодательного текста, определяющая семантические приемы его формулирования и восприятия.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их наиболее правильной реализации и совершенствования.

Определение понятия толкования правовых норм

Толкование права – это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение истинного смысла правовых норм.

Таким образом, толкование правовой нормы раскрывается посредством двух аспектов – уяснения и разъяснения.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Аспекты толкования правовых норм

Толкование-уяснение представляет собой мыслительный процесс субъекта толкования. Толкование уяснение не получает внешне выраженную форму, т.е. не фиксируется документально, и не является юридически процессуальным действием. Подобное толкование может даваться как должностным лицом, так и рядовым гражданином.

Толкование-разъяснение включает в себя не только мыслительный процесс, но и его внешнее выражение, закрепляемое в специальных актах (актах толкования), которые в сою очередь доводятся либо до конкретных лиц, либо до неопределенного круга лиц. Разъяснение вправе давать только уполномоченные на то органы и должностные лица.

Причины толкования правовых норм

Таким, образом, толкование правовых норм играет значительную роль в юридической науке. До своего применения норма должна быть подвергнута тщательному толкованию.

Виды толкования норм права

Субъектами толкования правовой нормы может любое лицо. В науке существует подробная классификация толкования права по субъектам. Итак, по субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование

Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Такое толкование документально выражено в актах толкования и является юридически обязательным для тех, кому оно адресовано.

Толкование данного вида несет за собой определенные последствия. Оно является ориентиром для субъектов правореализации и не предусматривает разночтений.

В рамках официального толкования выделяют следующие его подвиды:

  • нормативное (общее) толкование имеет более широкий круг субъектов и носит общеустановочный характер. Примером нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда, рекомендующие нижестоящим судам придерживаться определенных ориентиров при применении того или иного закона;
  • казуальное (индивидуальное) толкование затрагивает только какой-либо конкретный факт, дело. Оно не общеобязательно, и имеет целью разрешения именно этого уникального случая;
  • аутентичное (авторское) толкование представляет собой толкование государственными органами собственных актов;
  • легальное толкование, т.е. официально разрешенное и делегированное специализированному органу вышестоящей инстанцией. Как правило, это ведомственное толкование;
  • судебное толкование осуществляется судом и, прежде всего, Верховным Судом Российской Федерации и Пленумом Верховного Суда РФ. Особое значение имеет толкование юридических норм Конституционным судом РФ, которое в отдельных случаях может создать судебный прецедент и выступать источником права.

Однако, стоит заметить, что Конституционный Суд РФ не может толковать Конституции и другие нормативные акты по собственной инициативе, а только по письменному запросу соответствующих субъектов (Президент РФ, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, органы законодательной власти субъектов Федерации).

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование производится субъектами. род деятельности которых не является официальным, государственным. Следовательно, данное толкование не имеет какой-либо юридической силы и не влечет никаких правовых последствий.

Оно может выражаться как в устной, так и письменной формах. Неофициальное толкование права делится на:

  • доктринальное (научное) толкование производится учеными, представителями науки. Оно аргументировано, доказательно, обоснованно. Ярким примером доктринально толкования служат ежегодно выпускаемые комментарии к Кодексам. Мнения ученых не обязательны для правоприменителя, но могут оказать существенную помощь юридической практике;
  • профессиональное толкование дается юристами-профессионалами, к числу которых относятся судьи, прокуроры, адвокаты, следователи и пр. Может быть выражено как устно в форме рекомендации, так и письменно – справки, заключения;
  • обыденное толкование представляет собой первичный, житейский уровень интерпретации правовой нормы. Его особенность заключается в том, что оно может ошибочным, неверным, построенным на эмоциях.

Способы толкования правовых норм

Грамматический (филологический) способ толкования предполагает разбор нормы с позиции лексических, стилистических, морфологических требований.

Логическое толкование подразумевает толкование нормы с точки зрения логики. При таком способе толкования исследуется взаимосвязь трех ключевых элементов нормы – гипотезы, диспозиции, санкции; исключаются иносказания, противоречия, анализируются слова и фразы. носящие переносный или двоякий смысл.

Системное толкования означает толкование нормы с точки зрения системного подхода, т.е. норма должна быть истолкована не изолированно, а в комплексе, в контексте с другими нормами, которые регулируют однородные отношения.

Данный способ толкования позволяет выявить и устранить правовые коллизии между предписаниями, найти необходимую норму при применении аналогии закона.

Например, нормативно-правовые акты изданные в СССР, на текущий момент устарели и не имеют юридической силы.

Специально-юридическое толкование имеет целью толкование специализированных терминов и понятий, которыми насыщены нормы.

Данный способ толкования смежен с грамматическим толкованием. Отличие заключается в том, что истолковываются не отдельные слова, выражения и их соединения, а словесные конструкции, понятия, институты.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на выявление целей, которые закладывал в норме законодатель. Как правило, цель уже заложена в самом нормативно-правовом акте в его преамбуле (вступительной части). Однако, так бывает не всегда.

Иногда цель акта вытекает из его содержания, общей направленности, логики. В некоторых случаях, цель нормативно-правового акта становится очевидной из названия главы или раздела.

Функциональное толкование предполагает изучение нормы с позиции сложившейся практики ее применения. С учетом особенностей времени, места и иных условий обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, существенными или нет.

Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает увольнение за аморальное поведение сотрудника, осуществляющего свою деятельность в сфере воспитания. Однако, понятие аморальности со временем претерпело некоторые изменения.

Если ранее использующийся в образовательных учреждениях авторитарный стиль преподавания не подразумевал использование комплиментов, индивидуальных знаков внимания – это могло быть расценено как приставание или заигрывание, то сегодня данные инструменты преподавания вполне приемлемы. Считается, что они служат способом воодушевления, стимулирования учащихся.

Толкование норм по объему подразделяется на три вида:

Буквальное толкование – вид толкования, при котором словесное выражение нормы и ее действительный смысл совпадают.

Например, ст. 44 Уголовного Кодекса РФ устанавливает 13 видов наказаний, которые могут применяться к лицу, совершившему уголовное преступление. Иных видов наказания к лицу применено быть не может.

Ограничительное толкование – вид толкования, который сужает смысл, следуемый из буквального текста толкуемой нормы.

Расширительное толкование – вид толкования, при котором правовой норме придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее буквального текста.

Например, п. 1 ст. 23 Уголовно-процессуального Кодекса РФ предусматривает рассмотрение мировым судьей дел о расторжении брака, о разделе совместно нажитого имущества между супругами и иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений.

Таким образом, статья будет толковаться расширительно, так мировой судья может рассматривать и иные дела, возникающие в семейно-правовых отношениях, которые не предусмотрены данной статьей.

Принципы толкования

  • всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
  • закон обратной силы не имеет;
  • что законом не запрещено, то разрешено;
  • чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
  • законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
  • исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
  • позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
  • толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

Вывод

Толкование правовых норм – основополагающее условие их правильного понимания и применения. Без толкования процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.

Необходимость толкования убедительно подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой, судьбами конкретных людей.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование – не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как процесса имеет место и в некоторых других сферах человеческой деятельности, когда текст не может быть доступен, понят без соответствующих операций по интерпретации терминов, языковых знаков (перевод текстов с одного языка на другой, интерпретация нотных знаков, химических формул и т. д.).

Под толкованием подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В отличие от иных видов толкования толкование права – особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов:

• во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право – специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования;

• во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования;

• в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами;

• в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Особый характер толкования в праве требует не только специфических способов и технологий толкования, но и определенного методологического подхода.

Прежде всего надо иметь в виду двойственную природу этого явления.

Право в силу присущей ему формальной определенности содержится в актах – формальных, письменных источниках. И с этих позиций толкование права не отличается от толкования иных письменных документов. Во всех случаях чтение любого текста сводится к овладению данным текстом, к пониманию читающим субъектом смысла, заключенного в нем. Но если бы толкование в праве сводилось только к пониманию текстов правовых актов, оно не имело бы особого значения.

Конечно, уяснение содержания правовых предписаний возможно и вне связи с их реализацией. Таково научное истолкование древних источников права (законов Хаммурапи, Русской Правды и т. д.). Однако подобное уяснение текстов нормативных актов ничем не отличается от понимания содержания любых письменных источников. Например, законы XII таблиц, древнейший памятник римского права, изучают и понимают не по тексту самого акта, а по цитатам и пересказам более поздних авторов. Но подобное толкование не может быть охарактеризовано как специфическая деятельность юристов.

Сущность толкования как специфической деятельности заключается в особенностях самого права как общественного явления. Данные свойства таковы, что вызывают необходимость толкования. Это нормативность, общеобязательность, системность, формальная определённость, государственная принудительность.

Право представляет собой специфическое общественное явление, имеющее свои закономерности развития, формы проявления и реализации, структуру, конструкции, принципы, способы, типы регулирования и т. д. Указанные особенности также требуют особой деятельности по выяснению содержания права. Речь идет не только о толковании, понимании специальных юридических терминов, но и об учете особенностей правового регулирования.

Необходимость толкования в праве вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативных правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права. В подобном случае толкование – условие познания подлинного содержания юридических предписаний.

В литературе высказывалось мнение, что толковаться должны только неясные нормы, ясные же, понятные толкования не требуют. Такой взгляд представляется спорным. Ведь для определения, является ли данная норма понятной, ясной, нужно ее уяснить, понять, истолковать.

Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В то же время общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 12. Толкование норм права

Глава 12. Толкование норм права Разработка новых юридических предписаний, их реализация невозможны без толкования.В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта,

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему)

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему) На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то

18. Толкование права

18. Толкование права Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и

§ 1. Толкование закона и права (Вместо предисловия)

12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

12. Толкование норм о договорах

12. Толкование норм о договорах Законы и другие правовые нормы, определяющие порядок заключения договора, границы его содержания и последующую динамику, принимает государство. А применяют правовые акты участники гражданского оборота, суд и другие государственные органы

12. Толкование права. Правосознание

12. Толкование права. Правосознание Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.В зависимости от субъекта выделяют официальное

Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ Уяснение и разъяснение правовых норм. Способы толкования. Субъекты толкования. Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Толкование при коллизии правовых норм.При

14. Схоластическое толкование политики и права

14. Схоластическое толкование политики и права Философия Средних веков носит название схоластики. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только

21.4 Толкование норм права по объему

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 1. Основания подразделения норм права на виды.2. Регулятивные и охранительные нормы.3. Разновидности регулятивных норм.4. Специализированные нормы. Обобщающие предписания.5. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с

Глава 38. ТОЛКОВАНИЕ В ПРАВЕ

Содержание

Текст и контекст нормативного акта

Первичным объектом толкования является текст нормативного правового акта или иного источника права. Такой текст организован в соответствии как с общими закономерностями, присущими текстам вообще, так и особенностями официально-делового стиля, посредством которого нормы права выражаются в предложениях естественного языка.

При анализе текста правового акта прежде всего устанавливаются значения терминов (юридических и других сфер человеческой деятельности) и иных слов, содержащихся в нём, а также внутренние связи между этими словами, в силу чего считается, что анализ текста правового акта включает в себя 2 этапа: лексико-морфологический и синтаксический.

Но анализа собственно текста в подавляющем большинстве случаев недостаточно, что заставляет интерпретатора обращаться к контексту источника права, то есть его смысловым связям с другими источниками права и иными явлениями социальной действительности.

Способы и виды толкования

Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:

  • языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
  • функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.
  • исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.
  • систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

Виды официального толкования:

  • аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.
  • делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
  • нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.
  • казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Методы и правила толкования

Методы толкования права подразделяются на общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.) и частнонаучные, то есть собственно юридические (догматический анализ, метод юридической компаративистики, историко-правовой метод и пр.); также, в зависимости от целей конкретной интерпретации, используются методы иных наук (социологии, лингвистики, формальной и модальной логики, психологии, экономики и пр.). Особняком стоят методы семиотического анализа правовых текстов, позволяющие учитывать максимально широкие культурные контексты толкуемого источника права.

Юридическая наука и правоприменительная практика выработали набор правил толкования правовых норм, важнейшими из которых являются следующие:

Кроме того, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся в доктрине и — прямо или косвенно — закреплённые в законодательстве (Lex specialis derogat generali, Lex superior derogat legi inferiori, Lex posterior derogat legi priori и др.).


Распространенная ошибка: вместо "системного" толкования (толкование нормы в системной связи с другими нормами) употребляется "систематическое" толкование - т. е. неоднократное толкование.

Результаты толкования

Результаты толкования в большинстве случаев воплощаются в интерпретационном акте. Это может быть как акт нормативный или правоприменительный компетентного органа власти (например, судебное решение), иной юридический документ (исковое заявление, договор), так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.).

В интерпретационном акте интерпретатор приходит к одному из следующих выводов: содержание нормы адекватно её языковому выражению (буквальное толкование), содержание нормы шире её выражения (расширительное или распространительное толкование), содержание нормы уже её выражения (ограничительное толкование).

Также, осуществляя толкование, интерпретатор выступает одновременно и критиком нормы, то есть устанавливает, соответствует ли толкуемая норма Конституции, иным законодательным актам более высокой юридической силы, не входит ли в противоречие (коллизию) с нормативными актами аналогичной юридической силы.

Успешность процесса толкования зависит от многих факторов, в том числе, от технико-юридического совершенства текста интерпретируемого акта, уровня профессиональной подготовки интерпретатора и др.

Регулирование процесса толкования

Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.


  • норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;

  • правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;

  • в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;

  • налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

· является важным условием эффективной реализации норм права;

· обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;

· неправильное истолкование нормы права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;

· выступает в качестве активного средства правового воспитания и повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;

· способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.


  1. Способы (приемы) толкования: грамматический, логический, специально-юридический, систематический, историко-политический и т.п. Характеристика основных способов толкования.

  • филологический (грамматический);

  • систематический;

  • логический;

  • историко-политический;

  • специально-юридический;

  • теологический (целевой).

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.
Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.
Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

Специально-юридический- представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Данный способ базируется на правилах юридической техники. При этом содержание НП устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:

а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;

б) уяснение особенностей юридических конструкций;

в) определение отраслевой принадлежности нормы;

г) терминологическое толкование;

д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другим приемами.


  1. Виды толкования права по объему: буквальное, расширительное, ограничительное толкование. Отличие расширительного толкования от аналогии.

- Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.

- Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.

- Ограничительное толкование - это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.

Отличие расширительного толкования от аналогии

Расширительное и ограничительное толкование являются исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. В остальных случаях подобное толкование является отступлением от принципа и режима законности. Например, при расширительном толковании смысл нормы в целом исходит из ее текста, т.е. данный смысл предполагается, но он не выражен прямо, непосредственно. Этим отличается толкование от аналогии закона, когда делается отсылка к другой норме. Аналогия необходима в силу того, что юридические факты не охватываются ни текстом, ни смыслом нормы права. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Например, ограничительное толкование может быть основано на наличии специальной нормы права, которая применяется в случае конкуренции с общей нормой (специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы).


  1. Субъекты толкования права. Официальное и неофициальное толкование. Аутентичное и легальное толкование.

  1. Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное)

Акт, принятый в порядке аутентичного толкования, имеет такую же юридическую силу, такую же юридическую форму и издается в том же порядке, как и толкуемый нормативный правовой акт.

Легальное (делегированное, разрешенное) толкование — это официальное разъяснение смысла нормы права, исходящее от органа, не установившего разъясняемую норму, но уполномоченного разъяснять ее содержание. Акты легального толкования имеют обязательную силу для тех субъектов, которые попадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

Для судебной деятельности имеют важное значение разъяснения Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают ошибки и неправильные решения.

Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех других лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.

Судебное казуальное толкование имеет место в ходе осуществления судами своих функций по осуществлению правосудия, где не ставится прямая цель разъяснить смысл какой-либо нормы (суды первой инстанции). Здесь акт толкования является частью решения (приговора) суда. Кроме того, судебное толкование может быть оформлено, например, определениями судебных коллегий второй инстанции и постановлениями президиумов судов надзорной инстанции.

Акты судебного толкования имеют разовое значение, но решения высших судебных инстанций по конкретным делам в ряде случаев имеют значение судебного прецедента (прецедента применения закона) — образца, стандарта понимания и применения правовой нормы, сформулированного при рассмотрении конкретного судебного дела и получившего признание в юридической практике. Такие судебные решения публикуются в специальных периодических изданиях (юридических журналах).

Административное казуальное толкование имеет место в деятельности иных государственных органов, когда правоприменитель разъясняет смысл правовой нормы, которая должна быть применена в данном конкретном случае.


  1. Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть, как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

  • на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

  • профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

  • доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям:


  • Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

  • Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

  • Интерпретационные акты правотворчества представляют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

  • Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

  • Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

  • Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

  1. Правосознание как одна из форм общественного сознания. Функции правосознания. Виды и структура правосознания.

  • носителем правосознания является человек или общность людей;

  • она отражает государственно-правовые явления;

  • выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

  • носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

  • тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Структура правосознания


  • Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

  • Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология (это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность).

  • правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);

  • правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

  • Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

  • Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

  • Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

  • познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;

  • оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;

  • регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

  1. Правосознание и правовая культура в их соотношении. Понятие и элементы правовой культуры.

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.


  • идеологический элемент (правовая идеология);

  • психологический элемент (правовая психология);

  • поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей.


  • уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;

  • уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);

  • уровень правосознания граждан и должностных лиц;

  • уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;

  • состояние правового образования, правовою воспитания и др.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Читайте также: