Теория государственного суверенитета гоббс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)… означающим высшую власть повелевать. Абсолютность суверенитета тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого времени. Суверенная власть есть власть единая, в том смысле, что ее прерогативы принадлежат только ей, она не может эти прерогативы делить с кем бы то ни было, она не может допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали. Б. выделял 5 признаков суверенитета: 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции; 5) помилование. Вместе в тем, суверенной власти нельзя вмешиваться в дела семьи и т.п. Б. говорит, хоть суверенная власть и создает законы, но она не создает право.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (суверену) верховную власть над собой. Суверен обладает верховной властью, а все остальные его подданные. После того как люди заключили такой договор, они не могут изменить избранную форму правления, выйти из под действия верховной власти, они не могут протестовать против суверена. Права суверена наоборот огромны, так как суверен со своим народом ни каким договором не связан и ответственности перед ним ни какой не несет.

Власть суверена не зависит от формы правления, она всегда безгранична: сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, избирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Власть суверена неделима и не передаваема никому. Подданные по отношению к верховной власти прав не имеют, и поэтому она не может быть ими уничтожена.

Концепция Гоббса ценна если государство не нарушает права граждан и не работает если нарушает.

Активная роль государства проявляется в активной борьбе с учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть этих учений состоит в том, что каждый человек сам определяет мерило добра и зла. По Гоббсу, же этим мерилом явл. Гр. закон, поэтому он призывал использовать закон против этих заблуждений.

Гоббс говорит об обязанностях суверена, они по его мнению выражаются в положении: благо народа - высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, т.к. государство установлено ради граждан.

Оставляет за гражданами право сопротивляться, но только если есть угроза собственной жизни.

Отстаивает идею народного суверенитета.

Суверен, по Р., не связан собственными законами, если бы он создал такой закон от которого он не смог бы себя освободить, то это противоречило бы природе политического организма. Суверен стоит выше и судьи, и закона. Власть суверена включает в себя право на жизнь и смерть подданных. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Он говорит, раз суверен состоит из частных лиц, у него нет интереса противоречить интересам этих лиц, следовательно, и вредить. Руссо считает, что гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. По Руссо суверенитет един – это суверенитет народа (т.е. всех участников общественного соглашения), при том этот суверенитет неотчуждаем и неделим. Народ как суверен может быть представляем только самим собою, передаваться может власть, но никак не воля. Отсюда вывод, что Руссо отрицал как представительную форму власти, так и идеи разделения властей. Законодательная власть должна осуществляться народом непосредственно. Исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.

Доктрина естественных прав человека в 17-18вв. и пол. практика того времени (Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель)

Спиноза

Гоббс

По Гоббсу человек имеет те естественные право, которые имеет природа. После того, как люди заключили договор и суверену предоставлена возможность издавать законы, люди не лишились своих естественных прав полностью , т.к. гражданский закон должен определяться и соответствовать естественному. Так например у людей осталось естественное право на жизнь и ее защиту, они могут свергнуть суверена, если он поставит их в такие условия, которые будут угрожать их жизни.

Локк

Люди обладают естественными правами, после заключения договора они отчуждают государству лишь их часть. Так у граждан остаются такие естественные права как: право на жизнь, на владение имуществом, свободу и равенство. Их человек не отчуждает никому ни при каких обстоятельствах. Эти ценности – окончательные границы власти и действия государства, переступать которые нельзя.

Монтескье

Естественные законы вытекают единственно из природы нашего существа. К ним он относит: стремление к миру, к добыванию пищи, желание жить в обществе, т.к. они слабы. Но как только люди объединились в общество между ними начинаются войны (между людьми и между народами). Появление этих войн побуждает принимать законы.

Он говорит какова природа человека, такова и будет возможность осуществления естественных прав в обществе. Чем человек агрессивнее, тем меньше прав будет.

Руссо

До того как люди заключили договор все они были свободны.После заключения договора бедные потеряли не только естественную свободу, они не обрели и политической, при чем в обществе стало существовать неравенство частной собственности. Руссо в противовес этому развивает свою теорию подлинного договора между людьми. В ней люди заключив договор не теряют естественной свободы, при чем неравенство частной собственности для них не наступает.

Кант

Человек, по Канту, высшая ценность. Однажды люди заключив договор не лишаются свободы. Они лишь жертвуют частью своей свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. По Канту, люди имеют полный объем естественных прав.

Гегель

Также выступал за естественные права. Главным из них он видел право свободы, которое все определяет. Он видел реализацию этого права, через свободу государственного организма.

Хотя многие мыслители и выступали за сохранение естественных прав, после заключения договора, но на практике было совсем по другому. Люди восновном находились под полной властью государства и о реализации естественных прав не могло идти и речи. Но все же встречались и такие государства где основные естественные права соблюдались.

23. Английские индепенденты (Джон Мильтон, Олджернон Сидней, Джеймс Гаррингтон).

Индепенденты (конгрегационалисты) – приверженцы одного из течений протестантизма в Англии. Левое крыло пуритан. В период Английской буржуазной революции – политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося крыла дворянства.

Идея государственного абсолютизма в учении Т. Гоббса.

В "Левиафане" Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха.

Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных прав в пользу государства. Власть государственного суверена является абсолютной.

Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию

Особенности теории происхождения государства Т. Гоббса.

Т. Гоббс – основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод Т. Гоббс считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббса выражаются в его взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (библейское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля. Награды и наказания – его нервы и т.д.

За Г. Гроцием Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие государства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, - страх, вытекающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе, люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, поэтому все борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные законы Т. Гоббса). "Все, что эти (естественные – С.Г.) законы запрещают, никогда не может быть дозволено" (Т. Гоббс).

Общественный договор заключается каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех.

Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь количеством власть предержащих. При этом наилучшей формой правления Т. Гоббс считает, естественно, монархическую.

Теория государственного суверенитета Т. Гоббса.

Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы государства.

16.Учение Дж. Локка о праве и государстве.

Учение Дж. Локка о государстве.

Основным трудом Джона Локка (1632-1704) являются "Два трактата о государственном правлении" (1689-1690). Дж. Локк – непоследовательный материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж. Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состоянии Дж. Локк называл свободу и равенство. В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал естественное состояние войной "всех против всех"

По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.

Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.

Теория разделения властей Дж. Локка.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя т.о. суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная – монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными. Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные ограничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоянно, дабы он ненароком не узурпировал власть. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство. Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Монарх имеет право созывать и распускать парламент, имеет право законодательной инициативы, он утверждает законопроекты, имея при этом право veto. Монарх имеет право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, естественно-правовой концепции.

Дж. Локк о правах и свободах граждан.

В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод является государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом.

17.Учение Ш. Монтескье о праве и государстве.

Монтескье о происхождении, сущности и формах государства.

Среди произведений видного французского просветителя, юриста и политического мыслителя Ш.Л. Монтескье (1689-1755) можно упомянуть "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748), "Защиту "О духе законов" (1750).

Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, - писал Ш.Л. Монтескье, - побуждает установить законы между людьми" Далее Ш.Л. Монтескье отмечает: "Общество не может существовать без правительства. "Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образует то, что называется политическим состоянием (государством)" Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву.

Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия – это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

Теория разделения властей Монтескье.

Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Ш.Л. Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Ш.Л. Монтескье, законодательная власть.

"Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, со4ставленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц"

18.Политико-правовая теория Ж.Ж. Руссо.

Одним из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений является Жан-Жак Руссо (1712-1778), ему принадлежат следующие труды: "Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" (1750), "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754), "О политической экономии" (1755), "Суждение о вечном мире (опубликовано в 1782), "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).

Происхождение и основания неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в (1754). В естественном состоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Социальное неравенство возникает с появлением частной собственности, начинается перманентная борьба между бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были согласиться на создание государства, которое, тем не менее, закрепило социальное неравенство. Созданные путем договора государство и законы "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету"

Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Ж.-Ж. Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Только благодаря общественному договору, предлагаемому Ж.-Ж. Руссо, все оказываются "равными в результате соглашения и по праву" Не отрицая самой частной собственности, Ж.-Ж. Руссо, вместе с тем, выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности.

Теория народного суверенитета Руссо. В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Ж.-Ж. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет ввиду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Ж.-Ж. Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном.

В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью: оскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам. Однако соответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение, по словам Ж.-Ж. Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом.

"Передаваться может власть, но никак не воля". Тем самым Руссо, по существу, отрицал как представительную форму власти, так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные ветви.

Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Ж.-Ж. Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном. Народ, по Ж.-Ж. Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Похожие страницы:

Шпаргалка по Государству и праву (6)

. -ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная . образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной .

Шпаргалка по Государству и праву (2)

. и другие). Государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влече­ний. По Фрейду . происхождение государства и права исключительно во­енно-политическими причинами, завоеванием одних племен дру­гими. По Дюрингу .

Шпаргалка по Государству и праву (3)

. происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве. Систему юридических наук . , сформировавшихся только после образования государства и права; -по сфере действия: нормы права регулируют те отношения .

Шпаргалка по Государству и праву (5)

. гражданами нарушении их прав и свобод. 195. Политика государства Узбекистан по укреплению мира в центральной . иной независимости государства. Государственный суверенитет следует понимать как право государства свободно, по собственному усмотрению .

Шпаргалка по Государству и праву (7)

. обществе. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают . государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее . международные нормы по правам человека, государство берет на себя .

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит Божественным установлениям и природе человека. Всего Боден выделял 3 вида права: божественный (стоящий над всем), природный и человеческий (человеческие законы устанавливает монарх). Суверен вне (выше) закона и не связан волей других. Он делает все, что считает нужным, в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и Божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенный монарх – наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми (чел-к может управлять другими, если он научился управлять собой). Суверен это непременно мудрый человек (а мудрый чел-к есть мера справедливости), обязанность суверена – охранять имущество, семьи своих граждан. Глава государства (суверен) – тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия) либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, когда суверенная власть принадлежит одному человеку – королю (монарху). Особенно монархия необходима обширным государствам. Ж. Боден не поддерживал идею выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами. Монарх должен быть наследственен.

В республике народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Боден выделяет при этом следующие монархии. 1) Законная (королевская). 2) Сеньориальная (основанная на праве завоевания). 3) Тирания (незаконная и неправедная форма монархии), обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, поэтому тирана, в свою очередь, можно и должно низложить и убить.

Главная цель гос-ва – защита чел-ка, т.к. главный страх – боязнь смерти. Гос-во может обеспечивать всем безопасность, если вся власть сосредоточена в 1 человеке или собрании людей. Гоббс выделяет 3 наилучшие формы правления: монархия, аристократия и демократия, симпатии Гоббса — на стороне монархии (комплекс советника). Именно в разделении власти Гоббс видит основную причину гражданской войны в Англии (1642-1652). Способы получения власти: силой, добровольное соглашение людей, наследование. Гоббс выделяет естественное право и естественные законы. Естественное право – это свобода человека (отсутствие препятствий, которые лишают некоторой власти, но не мешают пользоваться оставшейся властью, используя свои суждения и разум), ест. законы – стремление к миру, отказ от своих прав для общего блага, справедливость (справедливости нет там, где нет общей власти, нет закона), беспристрастие, скромность, милосердие, такое поведение, какое ты хочешь видеть по отношению к себе. Гоббс так же выделяет гражданский закон, который по содержанию равен естественному.

Теория государственного суверенитета Т.Гоббса

В первой части данного произведения Гоббс выдвигал общефилософские вопросы, среди которых поднималась и тема толкования природы человека. По Гоббсу задачей политики было познание государства, изучение которого подобно устройству часов: его необходимо начинать с изучения его отдельных пружин, колес, составных частей. Поначалу философ рассматривал государство в состоянии разложения, изучая природу отдельно взятого человека для того, чтобы узнать, способны ли люди образовать государство и каким образом они должны действовать, чтобы соединиться в общество.
Для того, чтобы водворить порядок и удовлетворить основные требования человека, нужно с помощью человеческой изобретательности создать великого Левиафана – всемогущее искусственное животное, называемое государством.

Учение Гоббса о государстве

Государством является механическое соединение разных людей, которые представляют огромную силу вместе.
Государство не является извечной категорией, его предшественник – это естественное состояние людей, чья жизнь подчиняется естественным законам, которые вытекают из природы самих людей. Первое основание естественного права, которое согласуется со здравым смыслом – это необходимость сохранения жизни на протяжении максимально долгого времени. Согласно естественным законам природы, человек предусматривает необходимость искать мир в борьбе за свое самосохранение, а для сохранения мира он вынужден столкнуться с необходимостью ограничить свои притязания.

Государственная власть является суверенной, нераздельной, а также стоит выше всех законов, которые устанавливает и не может подлежать контролю. Власть устанавливается благодаря воле граждан и ее нельзя устранить по их произволу. У граждан сохраняются обязанности по отношению к абсолютной власти до тех пор, пока власть способна защищать своих граждан. Граждане не обязаны подчиняться свергнутой власти, а должны служить той, которая на самом деле управляет страной, выстраивая порядок в государстве.

Гоббс в качестве приверженца авторитаризма наделил суверена неограниченными полномочиями – он видел в нем сосредоточие всех видов власти: исполнительной, законодательной и судебной. В связи с этим он был против того, чтобы делить власть между палатой лордов, королем и палатой общин, т.к., по его мнению, это была бы одна из причин распада и гибели государства.

Для того, чтобы предоставить верховной власти единство и неограниченность, Гоббс отвергал смешанные формы правления, т.к. он и подумать не мог о том, что суверенитет может принадлежать нескольким людям, а не одному человеку. Верховная власть способна быть троякой – аристократической, монархической и демократической. Гоббс симпатизировал монархическому абсолютизму и для него важность имел государственный абсолютизм в принципе. Гоббс защищал верховную власть в качестве средства защиты гражданского порядка, отмечая плюсы и минусы каждой из форм правления, в которых проявляет себя та или иная власть. Если сравнивать монархию с аристократией и демократией, то монархия является лучшим образом правления, а аристократия становится тем лучше, чем ближе она к монархической форме.

Между тем, несмотря на то, что Гоббс стоял за монархию, он в то же время не отрицал правомерность демократии, полагая, что народное правление наименее способно достичь истинной цели – сохранности спокойствия в государстве. Гоббс видел следующие слабости в демократической форме власти:

Философ проповедовал государственный абсолютизм и абсолютизм верховной власти, выступая против клерикализма. Гоббс понимал, что причиной гражданских войн была борьба между светской и духовной властью. Выходом из данного состояния он считал необходимость духовной власти подчиниться авторитету светской. Данный тезис был выгоден О. Кромвелю, использовавшему его, требуя безусловного господства светской власти.

Читайте также: