Теория государственного суверенитета бодена кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ж. Боден считал, что государства возникают двумя путями: в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу (эволюция семьи или учреждение народом) или по принуждению сильнейших. От этого зависят взаимоотношения между правителями и подданными.

В первых государствах власть действует согласованно с подданными. В государствах, созданных путем насилия, правители могут не соблюдать законы и поступать с подданными по своему усмотрению. Целью государства, согласно Ж. Бодену, является обеспечение мира и порядка, справедливости, защита от внешних врагов.

Заслугой Ж. Бодена является то, что он впервые в истории политико-правовой мысли высказал идею, что суверенитет – это свойство государства, присущее не личности, а государственной власти.

Суверенитет – это основа государства, способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает, не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было.

Ж. Боден выделяет следующие черты государственного суверенитета:

  • суверенитет постоянен, т. е. он существует в государстве всегда и во всех формах правления;
  • суверенитет абсолютен, т. к. суверенная власть не связана никакими законами над гражданами и подданными. В то же время мыслитель определяет, что суверенная власть ограничена божественными и естественными законами;
  • суверенитет неделим, он не может быть разделен между различными частями государства или органами власти.

Суверенитет включает полномочия по изданию и отмене законов, объявлению войны и заключению мира, назначению высших должностных лиц, отправлению правосудия, чеканке монет и взиманию налогов.

Ж. Боден выделял три формы правления – монархия, аристократия и демократия. Самой нестабильной формой правления он считал демократию. Народу опасно давать власть, такое государство обречено на раздоры и войны. В аристократии власть находится в руках достойного меньшинства, но государство это также неустойчиво из-за постоянного соперничества.

И наиболее приемлемой для Ж. Бодена является монархия, в которой власть подлинно едина, нераздельна и постоянна. Исторический опыт также свидетельствует в пользу монархий, они более прочные. Основой государства ученый считал частную собственность.

Ж. Боден оставил глубокий след в истории юриспруденции. Его понятие суверенитета легло в основу теории государства не только Нового времени, но и заложило основы классической теории государства.

Религиозные войны существенно мешали нормальной жизни общества; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530—1596). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении "Шесть книг о государстве" (издано на французском языке в 1576 г., по-латыни для всей Европы — в 1584 г.). Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства постоянна и абсолютна; это — высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами: Выше носителя суверенной власти — только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство — именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал еще Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство — совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден — один из первых критиков "Утопии" Томаса Мора. Одобряя некоторые мысли "незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии (см. § 6), Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку "естественный закон запрещает брать чужое". "Имущественное равенство гибельно для государств", — неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники — "тирания". Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть "аристократия", недовольные ею — "олигархия" и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства — власть никак не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе — разум и справедливость, на юге — религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы востока — ближе к южным, запада — к северным.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело -— в упадке; толпа, народ — "зверь многоглавый и лишенный рассудка" — не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию — государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт — монархии существуют тысячи лет, и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность (решает один) власти.

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в "законные монархии", в которых народ повинуется законам монарха, а монарх — законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать "законы бога и законы природы", которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, — меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной — в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию — государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) — сложное, т.е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве — такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена Бодена сохранял суверенитет.

Основная заслуга Бодена — в изучении суверенитета как признака государства, главного качества верховной власти. Обоснованное Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность, хотя после XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин "суверенитет" нередко использовался не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет личности, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения, источником власти и др.

Наиболее существенным после XVI в. изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, "права войны", запрещенной в середине XX в. основными документами ООН. Это, однако, не означает изменения содержания понятия "суверенитет", данного Боденом. Как отмечено, суверенитет, по Бодену, — независимость государства от другой власти, но не от власти законов природы; к законам природы (к естественному праву) Боден, вслед за Аристотелем, относил не только физические законы, но и такие социальные явления, как существование семьи и частной собственности. Поэтому получилось так, что неограниченная власть государства над гражданами и подданными оказалась подчиненной естественному закону неприкосновенности частной собственности, чем обусловлено давно замеченное противоречие в политико-правовом учении Бодена: монарх может предписать все, кроме произвольного установления налогов и податей; Генеральные штаты ничего не решают, но без их согласия король не должен взимать подати и налоги.

Уже Боден, вопреки Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. По мере развития цивилизации, общей культуры человечества и международных связей были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, расовая дискриминация, химическое, бактериологическое и некоторые другие виды оружия, угроза силой или ее применение в международных отношениях, всеми государствами признан режим свободного моря и ряд других обязывающих или запрещающих норм и принципов международного права. Все это, однако, не означает отрицания или умаления суверенитета как признака (качества) независимого государства.

В серьезных теоретических исследованиях, посвященных проблемам суверенитета, говорится об отдаленной перспективе отмирания (исчезновения, но не ограничения) суверенитета вместе с государством в результате создания мирового правопорядка и преодоления разобщенности человечества.

В настоящее время учение Бодена о суверенитете актуально в теоретическом и практическом отношениях.

Во-первых, актуален вывод Бодена о том, что суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Встречающиеся в литературе рассуждения о различиях "власти государственной" и "власти политической" отражают лишь то обстоятельство, что в некоторых государствах, формально конституционных и демократических, реальная власть на самом деле принадлежала не государству, а верхушке правящей партии либо господствующего духовенства, вершивших все дела от имени государства.

Во-вторых, суверенитет, по Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства — СССР и союзная республика.

В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедерациями как разновидностями сложных государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Начало суверенитета Польши

Начало суверенитета Польши Суверенной соседкой СССР (тогда РСФСР) Польша стала в результате Первой мировой войны. До нее поляки жили на территории трех империй: Германской, Австро-Венгерской и Российской. Первые две проиграли войну, а с Россией дело было еще хуже — из-за

5. Учение о смешанной форме государственного устройства.

5. Учение о смешанной форме государственного устройства. Учение о смешанной форме государственного устройства играло определенную и весьма заметную роль в политических теориях древности. Оно возникло в качестве составной части этих теорий еще у древнегреческих

Опасность усеченного суверенитета

Опасность усеченного суверенитета Тысячу лет назад, в 1095 г. византийский император Алексий Комнин, казалось, нашел верное средство защиты своей империи от терзавших его державу турок-сельджуков и арабов. Он пригласил бороться за Гроб Господень западных крестоносцев.

37. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ОКТЯБРЕ 1917 г. – ИЮЛЕ 1918 г. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

37. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ОКТЯБРЕ 1917 г. – ИЮЛЕ 1918 г. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Большевики, придя к власти, провозгласили право наций на самоопределение. Воспользовавшись этим уже в 1917 г. независимость получила Финляндская

Крестный путь капитана Бодена

21. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН ХАЛДУНА

21. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН ХАЛДУНА На основе сравнения форм исполнительной власти и правового положения главы мусульманского государства на различных этапах его развития с политическими режимами в условиях иных государств мусульманская политическая мысль к XIV в.

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИВАНАТИМОФЕЕВА

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИВАНАТИМОФЕЕВА Рубеж XVI–XVII вв., получивший название Смутного времени, был тяжелым и тревожным временем для России. Особенностью политической мысли этой эпохи является ее рубежное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достояние и

39. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ

39. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677). Его

Лунные годы у Жана Бодена

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо

§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712—1778), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли — политическому радикализму. Выдвинутая им программа

Далай-лама и теория воплощений Еще в раннем буддизме было разработано учение о перерождениях, генетически восходящее к теориям упанишад. Это теория кармического перерождения, сводящаяся к распаду комплекса дхарм после смерти и восстановлению его в новом облике в зависимости от кармы, была развита и

Далай-лама и теория воплощений Еще в раннем буддизме было разработано учение о перерождениях, генетически восходящее к теориям упанишад. Это теория кармического перерождения, сводящаяся к распаду комплекса дхарм после смерти и восстановлению его в новом облике в

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как признак государства включает права издавать и отменять законы, и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но по многим позициям с Аристотелем не соглашается.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общего, на основе суверенной власти.
Государство — именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы. Правом оно отличается от шайки разбойников или пиратов.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство — совокупность именно семей, а не отдельных лиц. Если лица не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает.

В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает аристотелевское деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники — "тирания". Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть "аристократия", недовольные ею — "олигархия" и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет: одному, немногим или большинству. На этом основании Боден отрицает смешанную форму государства — власть не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве. Так всегда будет иметь преимущество тот, кому принадлежит высшая власть принимать законы.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильной войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой жительства является сила, в средней полосе — разум и справедливость, на юге — религия. На государство влияют также горы, равнинная территория,плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и создали демократию либо выборную монархию; изнеженные жители юга и равнин легко подчиняются монархии.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее положение дел в упадке. Толпа, народ — "зверь многоглавый и лишенный рассудка не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию — государство, где принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных мало, в результате правит глупое большинство. Принятие законов связано с раздорами, с борьбой партий и группировок.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Правление монарха так же естественно, как бог Вселенной. Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт — монархии тысячи лет, и это никого не удивляет. Если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько не соответствует естественному порядку вещей долговременное существование республики.

По мнению Бодена, монархия не должна быть избирательной — в период выборов возможны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его престоле. Этих недостатков лишена наследственная монархия.
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден исследовал и возможные формы государственного устройства. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие отдельные части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, т.е. федерации. Второй вид соединений государств — основан на равенстве — такова Швейцарская конфедерация, члены которой во времена Бодена сохранял свою независимость от центральной власти.

Таким образом, основная заслуга Бодена — в не только в разработке теории суверенитета как главного качества верховной власти, но и в определении отдельных форм государственного устройства.

Боден дает понятие государства и государственного суверенитета. Государство – это управление множеством семейств и тем, что есть общего у них, осуществляемое абсолютной и постоянной властью.

По вопросу происхождения государства – придерживается теории Аристотеля (это средство потребности людей к постоянному общению: семья-общины-государство).

Боден выделяет 3 вида власти и отношений:

Изначально все государства создаются путем насилия – это возникновение государства (Восток). Затем государства начинают формироваться по праву –это законные государства (монархии Европы): народ повинуется монарху, а монарх – законам природы. Правитель не должен нарушать эти законы, а также волю бога. Он верен слову, соблюдает обещания, установления о престолонаследии, обеспечивает неотчуждаемость государственного достояния, уважает личную свободу, неприкосновенность имущества, семейные отношения, свободу вероисповедания. В этом состоят границы государственной власти.

Боден выделяет специфические признаки государства:

1 это совокупность семей, а не отдельных лиц;

2 это совокупность семей на основе суверенной власти.

Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть. Абсолютная означает, что она не связанна никакими законами; постоянная – она не прерывается во времени. Временная не может быть суверенной.

Боден выделяет исключительные права суверенной власти:

· издавать и отменять законы;

· объявлять войну и заключать мир;

· назначать высших должностных лиц;

· осуществлять верховный суд;

· право чеканить монету;

· право взимать подати.

Эти права суверенные власти не распространяются на отношения, которые регулируются естественными и божественными законами.

Форма правления зависит от географических условий, величины территории, климата и т. д., а также от особенности характера конкретного народа. Наилучшая форма правления – монархия. Боден критикует демократию.

19-20. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.

В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного существования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод, в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости.

Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

Для учреждения государства необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются: 1)незыблемость договора; 2) обеспечение защиты в суде; 3) равные налоги; 4) защита человека; 5) наличие суда присяжных; 6) принцип соразмерности наказания содеянному.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ и политический мыслитель.

Родоначальник буржуазного либерализма. Стремился найти условия и гарантии социального компромисса. Естественное человеческое состояние по Локку, состояние полной свободы, равенства, в котором человек может самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

В этом состоянии царит мир, каждый защищает свои интересы и в этом состоянии и проявляется естественное право. Нет никаких гарантий сохранения такого устройства. Следует заключить общественный договор, отталкиваясь от самостоятельного его обеспечения. Эта функция возлагается на государство, которое создается с целью поддержания мира, безопасности и справедливости.

Государство не всесильно. В нем есть общий закон, и устанавливается судебная власть для разрешения споров и наказания преступников.

Локк в своей теории описывает принцип полной юридической свободы и равенства граждан, право на частную собственность и ее защиту, принцип законности.

Выделял три ветви власти: законодательная, исполнительная, природная.

21. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими мыслителями. Самуил Пуфендорф (1632-1694) – известный немецкий юрист и историк, основатель светской юриспруденции.Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеет труд «Об обязанностях человека и гражданина».Он вводит антропологический подход. Согласно этому подходу человек – это существо разумное и свободное. Он стремится к спокойному проживанию с себе подобными. Люди создают некие нормы, которые должны соблюдаться всеми людьми независимо от их происхождения. Так формируется разумный правопорядок.Но в естественном состоянии невозможно обеспечить свободу и равенство индивидов без принудительной власти. В человеческой природе присутствует эгоистическое начало, страсти и страхи. Таким образом, неуверенность в себе и естественная свобода оборачиваются властью одних над другими. Поэтому в целях безопасности и порядка люди создают государство. В основе возникновения государства лежит договор между семьями, инициатором которого является Бог. Данный договор включает два вида соглашения: договор объединения и договор подчинения (в нем определяются права и обязанности подданных и правителя).Государство – это форма общности людей, где правопорядок обеспечивается верховной властью, делегированной народом правителю.Лучшей формой правления Пуфендорф считал монархию, поскольку ее плюсами являются единство всех ветвей власти, обеспеченность суверенитета, юридическая неотвратимость монарха за собственные деяния. Он считает противозаконным всякое сопротивления воле монарха.

23. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича.Феофан Прокопович (1681-1736) – церковная деятельность.«Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.Прокопович - сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления.Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха.Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство»Самодержец - это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей(обеспечение выбора императора себе наследника)В своих произведениях он оправдывал ничем неограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее.Своё правление монарх реализует как требование естественного права так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.Он особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, он обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Сенода.Большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.В государстве есть различные чины каждый из которых занят полезным для общества делом, тоже и «священство» - это всего лишь чин, а не государство в государстве и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви

25.Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Его произведениями являются “Персидские письма” (критикует политическую систему Франции, 1721 г.), трактат “О духе законов” (рассматривает природу естественных и юридических законов, 1748 г. ).

Законы – это необходимые отношения, вытекающие из природы вещей в самом широком смысле слова. Естественные законы выражают основные принципы существования человека в природе и отношения людей между собой. Монтескье отвергал то, что естественным состоянием человека является “война против всех”. Первым естественным законом является “мир”: никто не стремится нападать на других, так как каждый чувствует себя неполноценным. Выделяются еще и позитивные законы:

- регулирование отношений между людьми (международное право);

- регулирование отношений властеимущих и поданных (политические законы, общественное право);

- регулирование отношений людей как граждан (гражданское право).

Так как все законы имеют единую природу, Монтескье выдвигает идею соотношения законов естественных и позитивных. Законы должны иметь определенное отношение к физическому состоянию страны, климату, характеру почвы и ее положению, ее площади, а также к способу жизни народа. Все вместе отношения составляют то, что называют законом. Названные факторы влияют и на строение общества. Лучшей формой государства считал конституционную монархию по примеру Великобритании.

Монтескье выступал за всеобщее равенство людей, всеобщее избирательное право, реализацию принципа законности. Считал, что верховная власть должна принадлежать народу - для того, чтобы не было злоупотребления властью, ее нужно разделить.

Доктрина Ж.-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – философ, писатель, один из ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

Его взгляды изложены в трудах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750 г.), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754 г.), “О политической экономии” (1755 г.), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.).

Он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства. Человек изначально является частью природы. Основа его жизни лежит в материальной сфере. Развитие культуры создает искусственные потребности, которые изначально для человека не характерны. Это отдаляет его от естественного состояния. Например, появляется частная собственность, которая становится причиной неравенства людей.

Первой ступенью стало имущественное неравенство. В результате общественного договора Богатых и Бедных произошло образование государства. Государственная власть должна была быть гарантом мира и справедливости. Возникают отношения между властвующими и подвластными, что поднимает имущественное неравенство на новый уровень. С течением времени законная власть перерождается в деспотизм, который становится 3-третьей ступенью неравенства. Деспотом является властитель, который обманывает и законы, и народ.

Естественным состоянием общества должно быть такое устройство, где человек нравственно не испорчен и самодостоин. В идеальном государстве носителем власти должен быть объединенный народ. Цель государства - общее благо, основанное на общественном договоре, где воля всех есть совокупность частных воль.

Так же строится и система законов, которая стремится установить справедливость и равенство. Руссо выступает против общественного мнения. Выход он видит в уравнении имущественных прав граждан.

27.Политические и правовые направления в период Французской

Буржуазной революции.

В историиФранцузская буржуазная революция можно выделить следующие этапы:

I. 1789-1792 - у власти находятся представители крупной буржуазии, которые называли себя конституционалистами.

II. 1792-1793 - государственная власть переходит к жирондистам – представителям республикански настроенной буржуазии.

III. 1793-1794 – установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

26 августа 1789 Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где провозглашалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Декларация закрепила естественные и неотъемлемые права человека на свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, равенство перед законом и т д..

Представителями конституционистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эммануэль Сиейес и Антуан Барнав. Они выступали против засилья аристократии и абсолютной королевской власти; за установление конституционной монархии.

В результате народного восстановления 1792 года к власти пришли жирондисты (представителями являются Жак Бриссо, Жан Ролан). Они выражали интересы средней и крупной торгово-промышленной буржуазии. Были сторонниками республики. Выступали за народный суверенитет, полную свободу предпринимательства, были противниками государственного вмешательства в экономику. Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия (король казнен), ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку.

В июне 1793 года к власти пришли якобинцы. Представителями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат, Дантон Сен-Жюст. Все они выступили за демократическую республику, основанную на Конституции. Только революция может завоевать свободу и равенство. В дальнейшем должно установиться конституционное правление, обеспечивающее свободную жизнь. Они осуществили меры против спекуляции, установили максимальные цены, провозгласили право на труд, установили минимальный размер заработной платы. Частную собственность они считали естественным правом. Было запрещено создание рабочих союзов в целях предотвращения конфликтов в обществе.

Так же во время Французской буржуазной революции были и другие направления развития политико-правой мысли.

Читайте также: