Теория элит гаэтано моски кратко

Обновлено: 28.04.2024

Теория элит и правящий класс

Какой бы ни была форма правления, власть всегда находится в руках организованного меньшинства, “правящего класса”, который имеет власть над большинством как в силу определенных характеристик, изменяющихся в зависимости от эпохи и ситуации, так и в силу власти, производной от организации как таковой. Однако в соответствии с человеческой природой этот господствующий класс всегда пытается оправдать свое господство моральным или юридическим принципом, “политической формулой”, которая, как бы абстрактна она ни была, должна быть созвучна понятию жизни управляемого общества. Концепция политической формулы не только делает теорию Моски мощным инструментом для интерпретации исторической реальности, поскольку формула, по-видимому, раскрывает эту реальность, но и представляет собой подтверждение ценности консенсуса в организации государства.

Как указывает название программной лекции Моски “II principio aristocratico ed il democratico nel passato e nell’avvenire” (1903, “Аристократический принцип и Демократический принцип в прошлом и будущем”), он считал, что обществу присущи две противоположные тенденции: аристократическая тенденция к сохранению власти в руках потомков тех, кто управляет, и демократическая тенденция к обновлению посредством элементов, происходящих от управляемых (Гаэтано Моска вступил в ожесточенный спор с Вильфредо Парето по поводу приоритета открытия концепции циркуляции элит; приоритет Моски теперь общепризнан). Параллельно этим тенденциям существуют два принципа, также противоположные друг другу: “самодержавный”, согласно которому власть передается вниз, и “либеральный”, согласно которому власть делегируется снизу. Эти две противоположности независимы и могут сосуществовать.

Теория приобретает более жесткую артикуляцию благодаря различению двух уровней внутри правящего класса, причем на одном уровне находится собственно правительство, а на другом, более низком уровне — все существующие политические силы. Наконец, теория венчается понятием “юридической защиты”, возможной только при наличии “баланса общественных сил” и, следовательно, правового государства, осуществляющего “относительную справедливость”. Правовая защита, то есть, может быть осуществлена только тогда, когда существует множество сил, независимых и контролирующих друг друга и разделяющих власть правительства.

Не совсем ясно, как Гаэтано Моска пришел к своей теории правящего класса и политической формуле. Известно, что с детства он был заядлым читателем истории, и среди историков есть, конечно, те, кто более или менее сознательно осознает, что в человеческих обществах всегда есть небольшая группа, которая осуществляет фактическое управление. Более конкретно, именно Тэн оказал влияние на развитие мышления Моски, его антиэгалитаризм и его концепция добродетельной аристократии в частности и в целом пессимистический взгляд на человечество, с которым тесно связана его интерпретация истории и политики.

Когда Гаэтано Моска впервые представил его, теория правящего класса не имела никакого влияния ни как инструмент исторической интерпретации, ни как рычаг для нового обсуждения природы политики; только позже, в результате работ Парето, концепция правящего меньшинства утвердилась. Вместо этого резкая критика Моски парламентской системы имела широкие последствия, и было справедливо обвинено, что, хотя он был либералом, его атака на институты, которые исторически представляют собой попытку реализовать либеральный идеал, на самом деле способствовала подрыву свободы.

Гаэтано Моска издает книгу: Элементы политической науки / Elementi di scienza politica. (В англоязычных переводах эта книга получила известность под названием: Правящий класс / The Ruling Class).

В книге автор изложил свою концепцию элит:

«Господство элит - закон общественной жизни. Вот как формулирует Моска своё кредо по этому поводу: наличие правящих слоёв становится очевидным даже при самом поверхностном взгляде. […]

Моска различает автократический и либеральный принципы правления организованного меньшинства в зависимости от характера политической ситуации и скептически оценивает концепции народного суверенитета и представительного правления. На вопрос о том, какой тип политической организации является лучшим, Моска отвечает однозначно - тот, который даёт элите возможность развиваться, подвергаться взаимному контролю и соблюдать принцип индивидуальной ответственности. Власть элиты он ставит в зависимость от того, в какой степени качества её членов соответствуют потребностям эпохи, из какой бы социальной страты они не рекрутировались.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества.

Теория элит Гаэтано Моска

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Моска, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты.

Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту.

Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты.

Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам.

Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Современные концепции элитаризма

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Моска и Парето. Для представителей данного подхода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике.

Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Ценностный подход

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе.

Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Структурно-функциональный подход

Для структурно-функционального подхода (Г. Лассуэлл, С. Липсет) типично выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных), осуществляющие наиболее важные управленческие функции в обществе, оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие важнейших для общества решений.

Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.

Либеральный подход к формированию элиты

Либеральный подход к элитарности общества (Й. Шумпетер, Ч. Миллс) отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Демократия трактуется в данном подходе как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Таким образом, демократия не означает отсутствие страты элиты, она характеризуется новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты.

Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

Автор: Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии MГИMO, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.

Предшественниками современных теорий элит можно назвать Платона, Томаса Карлейля, Фридриха Ницше. Как целостная система взглядов теории элит были сформулированы в конце XIX — начале XX в. и связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют такие идеи.

  1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием её представителей, проявляющиеся в её способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
  2. Групповая сплочённость, элиты — группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя как особого слоя, притонного руководить обществом.
  3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное нетворческое большинство. Хотя персональный состав элиты изменяется, её господствующее положение по отношению к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племён, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
  4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими личными и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба неизбежна.
  5. Руководящая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления.
  6. Стремление сохранить и передать свой статус по наследству.

Теория элиты Вильфредо Парето

Парето выдвинул идею о постоянной борьбе разных типов элит за власть. Ни один тип не способен решить всех проблем управления, поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит нужна для поддержания социальною равновесия. Между элитой и остальной массой населения непрерывно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция отсутствует или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и её упадку.

В то же время в низшем слое растёт число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счёт представителей низшею слоя.

Теория элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моски, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришёл к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал главной линией развития общества борьбу двух тенденций: желания господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создаёт некое ритмическое развёртывание исторического процесса.

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их потомкам, т. е. добивается превращения в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые открывают путь к господству представителям нижних слоёв. Вся история цивилизованного человечества, по убеждению Моски, сводится к конфликту между двумя этими общественными силами.

Значение идей Парето и Моски в развитии итальянской и мировой социологии состоит в том, что с их именами связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Концепцию элит, причём с акцентом на экономические явления, более детально разработал Парето. Определённое влияние на его выводы оказали взгляды итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который постулировал изначальное неравенство в любом обществе и необходимость правящим группировкам удерживать власть любыми возможными средствами.

Моска основное внимание уделил структуре политического механизма. Его главная заслуга — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ её структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены её контрэлитой. Он стремился найти хоть какие-то основания для политического развития в сторону более полной демократии, преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Политолог и социолог Роберт Михельс (1876—1936), наряду с Г. Моской и В. Парето, считается одним из основателей элитологии (теории элит), а также социологии политических партий. Главным предметом его изучения были политические партии, а не всё общество в целом.

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведёт к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс. Даже функционеры левых партий меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, мобилизующих массы на активную политическую деятельность, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы.

Ф. Г Карпентер Первое прочтение Прокламации об освобождении рабоз президента Линкольна. 1864 г.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс — классики элитизма, сформулировавшие исходные тезисы этого направления социально-политической мысли.

Несмотря на то, что сами создатели теории элит не отрицали либерально-демократических ценностей, их выводы ставили под сомнение множество положений демократии, таких как власть народа, свобода слова, представительство общественных интересов. Поэтому концепция элитизма стала рассматриваться в качестве альтернативы западному демократизму.

Читайте также: