4 печати буддизма кратко

Обновлено: 13.05.2024

_____________________________________
ПЕЧАТЬ первая:
Все составные вещи преходящи.
Все четыре печати, как вы увидите, взаимосвязаны. Не существует ни одного известного нам явления, которое не было бы составным и, следовательно, не было бы подвержено преходящности.

Полный вариант текста опубликован в журнале "Buddhism of Russia" №38
в котором, кстати, содержится и текст "Пратимокша-сутры" (правила буддийской дисцирлины, Виная).


.
Все явления, все эмоции - подобны колдовскому действию факира - суть сансара.
Будды являют нам нирманакайи лишь для того, чтобы мы могли услышать это:
О, цепляющиеся за существование обладатели иллюзорных "самостей" - все качества относительны и пусты! Различающее знание в надлежащий момент должно быть "свергнуто с трона" (в финале базисы должны быть опрокинуты), покинуто - точно так же, как и все предшествующие порождения самости; привязанность к какой-либо "истине" (знаково-понятийной) - есть привязанность к самости; даже самое чистое существование - непокидание бхавы, "атманизирование".

Mindfulness
Сводка дхаммы.
У этого мира нет защитника. У какого-то другого есть.
Этот мир? Нужно оставить этот мир и идти дальше. в другой мир.
Простите за вопрос, но кто автор этого текста?

Не знаю с чего вы взяли утверждение некого "другого мира".

слова "этот мир" могут просто указывать на природу бытия.

Оставить этот мир и идти дальше, не цепляться к нему. В другой мир?- нет, в монашество. Слова из проповеди Будды, которые заставили брахмала Раттхапалу уйти в монашество.
____

первые три сводки - иносказательное определение аничча, дуккха и анатта. Четвертая - этот мир раб жажды,обеспокоен жаждой - равноценна утверждению - "лишь ниббана есть покой (свобода)".

Все что имеет возникновение - прекращается. Почему? Потому что лишь изменчивые условия могут служить возникновению того, чего не было и стало. И в виду изменчивости этих условий то, что стало - снова исчезнет. Но это так же знает, что все условия - возникают и прекращаются. Поэтому и говорится о взаимной обусловленности возникновения. Среди условий и следствий нет ничего вечного и неизменного.
Это доступно как логическому пониманию, так и прямому исследованию. Что бы ни обнаруживалось явным, может быть исследовано в своем возникновении и в своей обусловленности.

Что же обнаруживается таким исследованием?

Обнаруживается, что всякое изменение - есть неудовлетворенность, беспокойство. Обнаруживается, что когда нет беспокойства, нет неудовлетворенности, нет и изменений. Обнаруживается, что у покоя нет причин и нет следствий. Вне беспокойства есть чистая, ясная незамутненность, невозмутимость.

Все, кто увидел обусловленность возникновения и прекращения и пустоту - освобождается от заблуждений.


Сами Четыре Печати же канонически "выглядят" так:

Вам нужно проверить свои взгляды, попытаться их применить. Тогда Вы увидите - есть ли в них польза и смысл или это просто умопостроения, развлекающие ум.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.

Вам нужно проверить свои взгляды, попытаться их применить. Тогда Вы увидите - есть ли в них польза и смысл или это просто умопостроения, развлекающие ум.

У меня нет замешательства в отношении нирваны, путь и плод ясно видны. Я указываю прямо на то, что ясно вижу и практикую. Не имеет значения, совпадет ли это с чьим-либо мнением, представлением или пониманием. Я не предлагаю лишь теорию. Я прямо наставляю: отбросьте всякое беспокойство и пребывайте в безмятежности, мгновение за мгновением. Это и есть прямой путь. Это можно выполнять здесь и сейчас, не требуется больше никаких специальных знаний и рассуждений. Этому препятствует только замешательство и сомнения. А будет ли какой-то результат, а не напрасная ли это трата сил и времени, а не глупец ли этот Won Soeng, а может быть он обманщик и т.п.

Си-ва-кон, нет ничего, что достигает нирваны. Нирвана это ясная невозмутимость ума. Так же как Ваше зрение не достигает слуха, компот не достигает вермишели и печальное не достигает мокрого. Поскольку Вы охвачены извращенными взглядами, Вы не видите нирвану, но лишь рассуждаете о ней.

Вам нужно проверить свои взгляды, попытаться их применить. Тогда Вы увидите - есть ли в них польза и смысл или это просто умопостроения, развлекающие ум.

Достигает нирваны поток сознания в свой последний мыслительный момент.
Или не достигает - если мыслительные моменты возобновлены.

Это не развлечение для ума, это изучение Пути, понимание Его отличий от других, и ясное понимание различий в целях арьев и притхагжнаков есть "вступление в поток".

Вы привели примеры ("мокрого" и "печального"). Согласен с вами в том, что глазом нирвану не увидеть, ухом не услышать.
Потому что она - "объект" йоги-пратьякши, а не 6-ти "чувств", ухом нельзя видеть, глазом нельзя слышать, также нельзя без искажений представить себе нирвану "средствами слушающего и размышляющего", она вне слов, звуков и т.д. - вплоть до мыслительных моментов, которые могут касаться только контента, наполняющего миры существований (этого контента нет вне Личности, без манаса)

Видимое не видится без глаза, который это видит.
А также глаз не является функционирующим, если он не воспринимает видимое.

Примерьте по аналогии к остальным "способностям", особенно к манасу.
Нирвана - когда манас бездействует, не функционирует (также как и все остальное, хоть как ясно нами здесь различаемое).
Тогда отсутствуют явления этого мира (и всех "вышних" миров до бхавагра включительно).

Мы не можем представить себе - как нас не будет. Мы можем фантазировать себе наше мертвое тело, то как оно исчезло, развеяно прахом, но тем не менее всю эту картину представляем МЫ (кто-то конкретно).

Нет необходимости что-то утверждать или что-то отрицать. Когда нирвана уже ясно видна - к чему обсуждать идеи о нирване? Пока вы не видите нирвану, Вы не знаете, что значит пребывание в нирване. А имея заблуждения о нирване Вы тем самым отрезаете себе путь к ее распознанию. Как же Вы тогда будете практиковать?

Если у Вас нет цели преодолеть заблуждения, отбросить иллюзии, освободиться от рождения и смерти, пресечь страдания - тогда зачем Вам учение Будды?
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп

Но хотя всем нам присуще это естественное устремление и хотя мы всеми силами стремимся к счастью, другой определяющий факт состоит в том, что нам снова и снова приходится претерпевать боль и сталкиваться со страданиями разного рода. Почему же так происходит? Почему, несмотря на наше глубинное желание стать счастливыми, мы постоянно сталкиваемся с болью и страданием?

1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана — истинный покой.

Все составные явления непостоянны

Одно из фундаментальных прозрений буддизма ― понимание непостоянства всех явлений; это первая из Четырех печатей. Основная мысль здесь следующая: все явления, возникающие в силу причин и условий, непостоянны и находятся в процессе непрерывных изменений.

Если говорить о грубом уровне непостоянства, то все мы осознаем, как возникают и исчезают те или иные вещи, как они претерпевают изменения и так далее. Но буддисты на этом не останавливаются и утверждают, что за изменениями, которые все мы видим, должны стоять изменения более тонкого уровня — процесс, который может быть не столь очевидным. Если мы отдаем себе отчет в очевидных изменениях, происходящих в течение длительных периодов времени, то, в принципе, мы должны быть способны мысленно проследить и те изменения, что происходят в течение самых незначительных временных промежутков. По логике вещей, даже в течение одной минуты должен идти непрерывный и динамичный процесс. Все явления подвержены этому процессу изменений, меняясь каждое мгновение. Поэтому мы можем сказать, что все, возникающее в силу причин и условий, по природе своей является непостоянным. Другими словами, все обусловленное должно быть преходящим.

Как только вы поняли этот ключевой момент, вы начинаете осознавать, что счастье, к которому мы все так стремимся, и страдание, которого все мы инстинктивно пытаемся избежать, также представляют собой переживания, зависящие от причин и условий. Счастье и страдание не приходят из ниоткуда, но являются следствием причин и условий. Из этого следует, что, даже если сейчас вы испытываете некое болезненное переживание или сильное страдание, сам факт, что это переживание обусловлено, свидетельствует о том, что оно пройдет. Так мы приходим к пониманию того, что как счастье, так и страдание подвержены изменениям и не обладают постоянством. С точки зрения непостоянства между счастьем и страданием нет разницы.

Все загрязненные явления суть страдание

Как я уже отметил, из второй аксиомы можно сделать следующий вывод: если мы освободимся от загрязнений ума, то сможем достичь подлинного долговременного счастья, к которому стремимся. Возникает вопрос, почему природа загрязнений такова, что их результатом становится страдание? И можно ли избавиться от этих загрязнений, этих отрицательных мыслей и чувств?

Все явления лишены самобытия

Третья аксиома заключается в том, что все явления пусты и лишены самобытия. Не следует относиться к этому как к некой нигилистической формуле. Не нужно думать, что, согласно буддийскому учению, в конечном итоге ничего не существует. Это не может соответствовать действительности по той простой причине, что в буддизме мы говорим о страдании, о счастье, о наиболее эффективном методе реализовать свое стремление к счастью и преодолению страданий, и, следовательно не можем утверждать, что ничего не существует. Скорее, в третьей печати говорится о коренном расхождении между тем, как мы воспринимаем мир и самих себя, и тем, каким все является на самом деле. Способ существования явлений, которые представляются нам независимыми и объективно существующими, на самом деле совсем иной.

Для того чтобы найти ответ на вопрос, действительно ли отрицательные эмоции, такие как гнев, ненависть и другие, заложены в самой природе нашего ума, мы исследуем самих себя и свои переживания. Присутствует ли гнев в каждое мгновение нашего осознанного состояния? Проявляется ли ненависть непрерывно, все время? Мы видим, что это не так. Иногда проявляется гнев, иногда ― ненависть, а потом они исчезают. Осознанное состояние далеко не всегда сопровождается этими отрицательными эмоциями. Да, порой нас охватывает гнев и ненависть, но в другое время проявляются противоположные им чувства ― любовь и сострадание. Из этого буддисты делают вывод, что мысли и чувства, проявляющиеся в данный момент, застилают наше базовое сознание, как облака. Мы также утверждаем, что две взаимоисключающих эмоции (например, ненависть и любовь) не могут одновременно проявляться в сознании одного и того же человека. Отсюда следует, что различные мысли и чувства проявляются в уме в разные мгновения, то есть отрицательные эмоции не присутствуют в нас постоянно и не являются неотъемлемыми частями нашего базового сознания. По этой причине мы говорим, что мысли и чувства проявляются и застилают базовое сознание, словно облака. Таким образом, мы считаем основополагающее сознание нейтральным. На него могут влиять как положительные мысли и чувства, так и отрицательные. Это вселяет надежду.

Взяв за основу все эти логические доводы, мы должны теперь задать себе главный вопрос ― можно ли положить конец омрачающим эмоциям или нет?

Ранее мы уже пришли к выводу, что изменения и преобразования возможны в силу непостоянства всего сущего, а значит, есть и возможность победить отрицательные эмоции и мысли. Однако более общий и более фундаментальный вопрос следующий. Можно ли полностью искоренить все эти загрязнения? Все школы буддизма говорят, что это возможно, и во многих буддийских учениях мы находим весьма обширные обсуждения природы этих омрачений, их разрушительного потенциала, их причин и условий. Все эти дискуссии по сути необходимы для того, чтобы попытаться полностью устранить отрицательные импульсы.

Можно, конечно, рассуждать о Дхарме в контексте нравственности и говорить о необходимости воздерживаться от убийства, лжи и других негативных деяний и совершать благие деяния. Однако это будет Дхарма в широком смысле этого слова, поскольку о нормах нравственного поведения говорится далеко не только в буддизме. Уникальной чертой буддийского понимания духовной практики является именно то, что в буддизме мы говорим о возможности полного искоренения отрицательных импульсов. Это называется Нирваной ― полным освобождением от омрачений ума, полным их прекращением. Можно сказать, что Нирвана ― это суть буддийской Дхармы.

Когда мы открываем для себя природу этих омрачающих эмоций и мыслей, то начинаем понимать, что в их основе лежат определенные проекции нашего ума, определенные умопостроения, которые возникают вне зависимости от того, есть у них опора в реальной действительности или нет. Например, в объекте, который мы считаем желанным, мы усматриваем определенные притягательные свойства и затем преувеличиваем их посредством своего воображения. После этого мы то и дело размышляем о них, черпая в этих мыслях удовольствие, и от этого наша привязанность к предмету нашего вожделения становится все сильнее и сильнее. Подобным образом, если мы сталкиваемся с чем-то нежелательным, то опять же проецируем на него определенные свойства и характеристики, которые совершенно не соответствуют действительности. В результате мы начинаем испытывать чувство отвращения, и нам хочется побыстрее отойти в сторонку. Таковы основные импульсы, которые вступают в действие при нашем взаимодействии с другими явлениями. Мы чувствуем либо влечение, либо отвращение. Эти импульсы влекут за собой все остальные виды эмоциональных реакций, которые вызывают в нас явления и события. Налицо динамичный процесс, в основе которого сильное цепляние за объекты вне зависимости от того, выражается ли оно в форме влечения или отвращения. Отсюда рождаются все наши омрачения.

Различные направления буддизма предлагают разные объяснения природы этих омрачений и их причин, в зависимости от их представлений о природе действительности. Наиболее глубокое постижение природы омрачений мы находим в более продвинутых с философской точки зрения школах буддизма. Например, великий индийский наставник Нагарджуна говорил, что Нирвану нужно понимать как свободу от омрачений ума и кармических действий, которые они влекут за собой. Страдания являются следствием кармических действий, а те, в свою очередь, совершаются под воздействием отрицательных мыслей и чувств. Эти мысли и чувства порождаются в силу наших проекций и умопостроений, которые возникают вследствие ошибочного восприятия действительности. Под ошибочным восприятием действительности здесь мы понимаем восприятие явлений и событий как обладающих неким объективным, реальным и независимым существованием.

Согласно Нагарджуне, это основополагающее неведение, или извращенную картину мира, можно победить только постижением пустоты. Эта мысль напрямую связана с третьей аксиомой, гласящей, что все явления пусты и лишены самобытия. В этой аксиоме говорится, что, наше обыденное восприятие заставляет нас видеть вещи постоянными, реальными и обладающими неким независимым существованием, однако в процессе анализа мы обнаруживаем, что у них нет таких качеств. Так мы выясняем, что любое восприятие, заставляющее нас думать, будто вещи обладают самосущим и независимым существованием, является ошибочным; и только постижение пустоты позволяет прорваться через пелену этого ошибочного мировосприятия и устранить его. Многие отрицательные мысли и чувства, коренящиеся в нашем искаженном восприятии действительности, будут устранены, как только мы сумеем породить в себе постижение пустоты, увидим, что представляет собой наше мировосприятие, и признаем его ложный характер.

Можно подвести следующий итог всему вышесказанному. Посредством анализа мы приходим к выводу, что базовый ум, или природа сознания, нейтральны, то есть не являются ни отрицательными, ни положительными. Мы также обнаруживаем, что многие из наших отрицательных мыслей и чувств коренятся в нашем восприятии действительности (мира и самих себя), которое в основе своей является ошибочным. Затем мы выясняем, что постижение пустоты побеждает подобное искаженное восприятие. Далее, мы приходим к пониманию, что отрицательные эмоции и постижение пустоты прямо противоположны. Разница между ними заключается в том, что постижение пустоты имеет основу и опору в переживаниях и размышлениях, соответствующих действительности; отрицательные же эмоции не имеют такой основы. Сложив все эти доводы в общую картину, мы приходим к пониманию, что, взращивая постижение пустоты, можно устранить все омрачения нашего ума.

Нирвана — истинный покой

Точное значение Нирваны с остатком и без остатка по-разному объясняется в разных школах буддизма. Одни говорят об остатке как о физических совокупностях индивидуума, в то время как другие понимают под остатком двойственное восприятие. Если под остатком понимают физические совокупности, то имеются в виду физические совокупности, обретенные индивидуумом вследствие предшествующей кармы. Однако я не буду вдаваться здесь в детальное объяснение.

Итак, говоря в целом, из третьей печати мы выносим, что основополагающая природа действительности заключается в том, что все явления лишены самобытия. Все явления, которые возникают вследствие иных факторов, лишены независимого существования, однако мы ошибочно принимаем их за автономные. Это искаженное мировосприятие лежит в основе нашей запутанности и порождает омрачающие мысли и чувства. Постижение природы действительности открывает нам, что вещи лишены самобытия, и служит непосредственным противоядием от ошибочного восприятия, а следовательно, и от омрачений ума. Полное искоренение всех отрицательных мыслей и чувств, а также составляющего их основу ошибочного восприятия, и называют Нирваной.

В завершение необходимо еще раз повторить, что именно постижение пустоты дает нам возможность ослабить и полностью устранить отрицательные мысли и чувства, а также ошибочное восприятие, составляющее их основу. Все эти загрязнения очищаются в сфере пустоты. Главный момент здесь заключается в том, что буддийское понимание Нирваны базируется на постижении пустоты.

Вопрос обоснования духовного пути

Если вы поразмышляете о приведенных мною доводах, то, возможно, найдете в них рациональное зерно и здравый смысл. Однако какие доказательства есть у нас, чтобы подтвердить правоту этих аргументов и непогрешимость заложенной в них логики? Есть ли подтверждения, которые мы можем непосредственно наблюдать или пережить на собственном опыте?

Разумеется, существует много различных уровней и степеней духовного опыта. Есть глубинные уровни духовной реализации, которыми я, возможно, не обладаю. Но существует также и начальный духовный опыт, который есть у каждого из нас. Если говорить обо мне, то всякий раз, когда я размышляю о сострадании и альтруизме, я испытываю глубокое волнение. Но как нам понять, является ли данный духовный опыт достоверным? Во-первых, можно проанализировать то воздействие, которое он на нас оказывает. Когда мы размышляем об определенных духовных качествах и развиваем их, то испытываем глубокое вдохновение, и оно наделяет нас внутренней силой. Мы ощущаем особую смелость, наш образ мыслей становится шире, и мы меньше подвержены беспокойствам и неуверенности в себе. Все это ― признаки подлинного духовного опыта.

Как я отмечал выше, размышление об определенных духовных качествах нередко вызывает во мне сильное волнение, и это глубокое вдохновение заставляет меня еще больше восхищаться учителями, которые воплощали в себе эти качества. Размышляя в этом ключе, я начинаю чувствовать, что, возможно, в жизнеописаниях великих учителей и в их рассказах о глубинных духовных реализациях есть какая-то правда. Конечно, нужно признать, что в жизнеописаниях и легендах нередко есть место и преувеличению, в особенности когда их пересказывают особо рьяные ученики, превозносящие достоинства своих гуру. Однако мы не можем назвать весь этот жанр духовной литературы не заслуживающим доверия. Так не может быть ― должны существовать рассказы и об истинных духовных достижениях этих наставников.

Конечно, в буддийской литературе есть место не только преувеличениям. Когда я читаю сложные комментарии, написанные каким-нибудь великим философом на короткий текст одного из своих учителей, то комментарий порой оказывается таким подробным и всеобъемлющим, что я начинаю задаваться вопросом, а вкладывал ли автор оригинала все эти мысли в свой короткий текст!

Когда у вас получается соотнести духовный опыт, описанный в биографиях учителей, со своими собственными духовными переживаниями, то вы начинаете испытывать глубокое восхищение перед этими истинными наставниками. Из собственного достоверного опыта рождается понимание ценности достоверного учителя, а когда в вас возникает уважение к таким учителям, то вы преисполняетесь уверенности в правильности того, что они изложили в своих трактатах-комментариях. А это, в свою очередь, помогает вам добиться убежденности в достоверности главного источника учений ― текстов, излагающих Слово Будды. Я лично нахожу этот подход к учениям весьма полезным: вы отталкиваетесь от своего личного опыта, который является краеугольным камнем вашей духовной практики.
Для буддийского практика, в особенности, если он следует пути Махаяны, жизненно важно питать восхищение перед Буддой, и это восхищение должно основываться на глубоком понимании сути Учения, Дхармы. Понимание Дхармы, в свою очередь, должно базироваться на постижении бессамостности, или пустоты, о которых я говорил выше. Серьезный практик не может воспринимать Будду только лишь как деятеля исторического значения, который был великим учителем с необыкновенными, восхитительными качествами и огромным состраданием. Восхищение практикующего буддиста Буддой должно основываться на понимании его главного и наиболее глубокого учения ― учения о пустоте. Буддист должен понимать, что состояние Будды, или полное Просветление, является воплощением четыре кай, или четырех тел Будды . Эту идею нужно рассматривать с опорой на другое основополагающее положение буддизма: о глубинной недвойственности ума и тела. Состояние полного Просветления, таким образом, следует понимать как абсолютную недвойственность мудрости и сострадания.

Подведем итог сказанному: Четыре печати, или аксиомы буддийского учения, открывают нам, что страдания, которых никто из нас не желает испытывать, возникают вследствие омрачающих мыслей и чувств, а они, в свою очередь, коренятся в ложных воззрениях. Четыре основных ошибочных воззрения следующие: мы считаем вещи постоянными; верим, что непостоянные вещи могут принести нам счастье; считаем непостоянные вещи привлекательными; и верим, что вещи обладают независимым существованием. Все эти воззрения можно устранить, и это достигается посредством постижения подлинной природы действительности. Взращивая это постижение и усиливая его, можно постепенно искоренить ошибочные воззрения, а также порождаемые ими мысли и чувства. Этот процесс требует дисциплины, но именно он делает возможным внутреннее преобразование.

“Четыре печати” (санскр.: мудры) — это аксиомы, общие для всех школ буддизма. Они имеют глубокий смысл для всех практикующих. Как уже объяснялось, первая печать гласит, что все составные явления непостоянны. Природа невечности рассматривается в полной мере в положениях школы Саутрантика. По этому воззрению, все сложные явления невечны потому, что моментальны, ибо те самые условия, которые их породили, приводят к их же распаду. Любые вещь или событие, порождаемые в результате действия других факторов, не требуют дополнительных условий для своего распада. Процесс распада начинается уже в момент их рождения. Другими словами, механизм прекращения существования заложен в самой системе. Это подобно тому, как если бы вещи и события несли в себе семя собственного неизбежного конца. Причина проста: все, что порождается причинами, приводится в действие чем-либо другим, т.е. само зарождение и существование явления возможно лишь в зависимости от других факторов. Это буддийское воззрение на явления как на динамичные и временные по своей природе (вследствие принципа всеобщего непостоянства) очень близко взглядам современных физиков на Вселенную как на динамичное, постоянно изменяющееся целое.

Согласно “второй печати”, все загрязненные явления по своей природе неудовлетворительны. Загрязненными явлениями здесь называют все вещи, события, ощущения и т.д., являющиеся результатом загрязненных действий и лежащих в их основе омрачений. Как уже говорилось, все, что порождается, приводится в действие чем-либо другим в том смысле, что оно управляется не собой, а другими факторами, например, причинами и условиями. Здесь под “причинами” подразумеваются наше собственное изначальное неведение, причиняющие страдание эмоции и познавательные процессы, а также загрязненные действия. К тому же неведение не следует понимать, как всего лишь пассивное состояние неосознанности, скорее это омраченное состояние ума, т.е. изначально неверное понимание природы реальности. Об этом ясно говорилось в трудах различных индийских учителей, таких как Дхармакирти и Васубандху. В своем произведении Сокровищница абхидхармы Васубандху говорит нам, что неведение - это не просто отсутствие знаний, а антитеза знанию, неверное знание, то есть сила, активно противодействующая знанию, подобно тому, как враждебность противостоит дружелюбию, а ложь - правде.

Пока существа находятся под властью сил неведения, страдания и неудовлетворенность будут всегда оставаться неотъемлемой частью их образа жизни. При этом не следует думать, что термин “страдание” относится лишь к явным физическим и душевным страданиям; крайне важно не забывать, что лежащие в их основе ощущения дискомфорта и неудовлетворенности - это тоже страдание, духкха.
Размышлением об этих двух признаках обусловленного существования (невечности и духкхи) можно развить в себе истинное отречение, т.е. искреннее глубокое желание стать свободным от оков страдания. Тогда возникает вопрос: а может ли человек достичь такого состояния свободы?

Здесь-то и становится очевидной важность третьей печати, постулирующей, что все явления пусты в отношении собственного существования. Путь от невечности и неудовлетворительности к отсутствию “я” становится совершенно ясным. Из принципа взаимозависимого происхождения мы усвоили, что вещи и события не возникают без причины. Мы также поняли, что страдания и неудовлетворительные условия порождаются нашими собственными омрачениями и вызванными ими загрязненными действиями. Причина же всех омрачений - наше изначальное неведение, ложное понимание природы реальности. Это неведение является заблуждением, в результате которого мы неправильно понимаем природу реальности и не имеем твердой почвы под ногами, чем бы мы ни занимались. Более того, заблуждаясь, мы воспринимаем реальность прямо противоположно тому, как она есть на самом деле. Следовательно, такое состояние ума является ошибочным и искаженным. А если это так, есть реальная возможность устранить это состояние, обретя постижение, которое проникнет сквозь иллюзию, порожденную этим неверным пониманием.

Истинное прекращение (страданий) - это состояние, свободное от такого искаженного мировосприятия. Это реальность, к которой мы можем прийти в своем собственном потоке сознания. Это не просто идеал. Сущность прекращения страданий - это истинный мир. Поэтому четвертый принцип: “нирвана - истинный покой” также имеет прямое отношение к нашей практике.

Важно осознавать, что значительная часть буддийского учения не является уникальной. Это важно понимать. Многие его темы можно найти в большинстве других индийских философских систем. Будда, в конце концов, жил в Индии и давал учение в рамках этого культурного контекста. Наставления о сосредоточении и так далее распространены в индийских традициях. Кое-что мы можем также найти в западных системах, например в христианстве, в частности отречение от этой жизни и стремление обрести лучшую жизнь после смерти. Эти идеи не уникальны для буддизма. Но что делает то или иное учение уникальным для буддизма – это его соответствие четырём благородным истинам и четырём опечатывающим пунктам (четырём печатям).

Давайте проанализируем, как пять совокупностей связаны с темой четырёх опечатывающих пунктов. Пять совокупностей – это формы физических явлений, чувства счастья и несчастья, различение, различные типы сознания и прочие воздействующие переменные. Каждый момент нашего восприятия включает как минимум один элемент из каждой из этих пяти групп.

Все воздействующие переменные изменчивы Arrow down

Под воздействующими переменными здесь имеются в виду пять совокупностей, а не только совокупность прочих воздействующих переменных. Пять совокупностей включают всё, что меняется и может быть включено в тот или иной момент нашего восприятия.

Всё, что возникает и изменяется, зависит от определённых причин и условий и влияет на другие явления. Наши родители, окружение, эмоции, погода, история – абсолютно всё влияет на наше самочувствие и на то, что мы переживаем в нашей жизни, не так ли? То, как мы воспринимаем происходящее в своей жизни, все наши чувства по этому поводу влияют не только на наш будущий опыт, но и на восприятие каждого, с кем мы взаимодействуем.

Первый опечатывающий пункт – все воздействующие переменные изменчивы, то есть меняются от момента к моменту. Почему? Потому что беспрерывно изменяются влияющие на них причины и условия. Это очень глубокий момент. Например, когда мы пребываем в определённом настроении, нам кажется, что оно продлится ещё долго, но на самом деле оно меняется буквально каждую секунду, в зависимости от того, что мы видим, на что смотрим, что мы слышим, от наших физических ощущений. В каком бы настроении мы ни находились, всё время происходят изменения. В вашем настроении нет ничего статичного.

То, что ничто не остаётся неизменным ни на мгновение, называется тонкой изменчивостью. Выделяют грубую изменчивость (mi-rtag-pa rags-pa) и тонкую изменчивость (mi-rtag-pa phra-mo).

  • Грубая изменчивость – это когда явление подходит к концу. Например, если мы покупаем машину или компьютер, когда-нибудь они сломаются. Или стакан рано или поздно разобьётся. Это грубая изменчивость. Однажды эта жизнь закончится. Когда она заканчивается смертью, это и есть проявление грубой изменчивости.
  • Тонкая изменчивость – не только неизбежность смерти, но и то, что каждое мгновение мы приближаемся к смерти. Наша смерть в конечном счёте неизбежна, поскольку оставшееся у нас время непрерывно сокращается в каждый момент. Почему? Потому что наша жизнь и её срок – это воздействующие переменные, возникающие в силу причин и условий. Более того, причины и условия нашего зачатия и рождения на самом деле также являются причинами смерти, потому что эти причины – встреча сперматозоида нашего отца, яйцеклетки нашей матери и нашего сознания, пребывающего в бардо, длится только один момент. Встреча этих трёх факторов характеризуется грубой изменчивостью. Она не длится долго и не продолжает создавать каждый из последовательных моментов нашей жизни. Поэтому, на самом деле, эта встреча – изначальная причина, стоящая за нашей смертностью. Если бы мы не проходили через зачатие и рождение, то и не умирали бы. Мы умираем потому, что мы были зачаты и родились. Поэтому в каждый момент своей жизни мы приближаемся к смерти, в то время как на срок жизни влияют другие временные причины и условия, у которых нет такого же потенциала начать жизнь, как у её исходных причин.

Есть определённые типы воздействующих переменных, которые приходят в упадок или сокращаются, начиная с момента возникновения, например срок нашей жизни. И есть другие явления, которые непрерывно изменяются, но не приходят в упадок, как, например, обусловленная природа ума. Она не разрушается, но на тонком уровне она изменчива, не имея при этом начала и конца. Обусловленная природа ума – это познание объектов с ясностью и осознаванием, и она изменяется от момента к моменту в том смысле, что мы познаём разные объекты, и поэтому наше познание тоже меняется. Другими словами, наше восприятие определённой ситуации зависит от огромного количества причин и условий, которые приводят к этой ситуации и постоянно изменяются, поэтому наше восприятие тоже постоянно меняется. Но само по себе переживание ситуаций – как явление – не разрушается. Оно не слабеет и не приближается к концу, хотя каждая конкретная жизнь заканчивается.

Можно представить умственный континуум в виде непрерывной линии без начала и конца: она не приближается в каждый момент к концу, потому что его нет. Но в каждом рождении эта линия как бы поднимается в момент зачатия, а потом, подобно холму, опускается к окончанию жизни. Затем она поднимается снова к моменту следующего рождения, а потом снова идёт вниз. Таким образом, каждое воплощение подходит к концу, но непрерывность линии бесконечна.

В зависимости от наших компульсивных кармических побуждений в прошлых жизнях, от активирующих их беспокоящих эмоций и от кармических последствий, накопленных из-за совершения действий под их влиянием (то есть от склонностей и привычек повторять эти действия), – наш умственный континуум в этой или следующей жизни предполагает переживание тех или иных пяти совокупностей (скандх). Пять совокупностей возникают как основа наших переживаний в той или иной жизни и как их контент (содержание). Например, поток ума оказывается связан в той или иной жизни с определённой формой жизни и характерным для неё восприятием, например восприятием собаки, таракана, мексиканской женщиной, русским мужчиной и так далее. Форма жизни, которую принимает наш умственный континуум, меняется в каждой жизни. По своей природе он не является умственным континуумом человека или собаки, мужчины или женщины. Каждый умственный континуум индивидуален, но у него нет одной определённой идентичности, которую он сохраняет всегда.

Очевидно, эта тема требует длительного размышления, чтобы понять все её аспекты, связанные с тем, как мы воспринимаем себя в нашем нынешнем рождении и абсолютно всех остальных существ, включая тараканов. Это просто вступление, давайте перейдём к следующему пункту.

Всё испорченное является страданием Arrow down

Испорченные явления созревают в форме пяти совокупностей познания из последствий кармы в нашем умственном континууме. Компульсивные кармические побуждения, оставляющие кармические последствия, возникают на основе беспокоящих эмоций. Беспокоящие эмоции и компульсивные кармические побуждения, а значит и пять совокупностей, возникают из неосознавания (неведения) того, как мы существуем. Если наши испорченные совокупности сопровождаются неосознаванием, они воспроизводят сами себя. Так возникают новые испорченные совокупности. Этот цикл будет неуправляемо продолжаться, пока мы не достигнем истинного прекращения неосознавания. До этого момента наши пять совокупностей проблематичны и считаются разновидностью страдания, поскольку относятся к испорченным явлениям.

Разновидности страдания

Есть три вида проблем, или страданий:

  • Во-первых, боль и несчастье.
  • Во-вторых, проблема, связанная с тем, что всё постоянно меняется. Здесь имеется в виду наше обыденное счастье: оно не длится бесконечно, его всегда недостаточно, оно никогда не удовлетворяет нас полностью, и мы никогда не знаем, что нас ждёт дальше, поэтому чувствуем себя очень неуверенно.
  • Третья проблема – так называемая всепроникающая проблема. Это наше восприятие от момента к моменту, помимо нашего желания состоящее из испорченных совокупностей. Если наше восприятие возникает из беспокоящих эмоций и компульсивных кармических побуждений и, поскольку мы не архаты (освобождённые существа), у нас по-прежнему есть беспокоящие эмоции, из-за которых накапливается всё больше кармических последствий, – мы будем продолжать создавать беспокоящие эмоции и кармические побуждения. Из этих кармических последствий созреют новые испорченные совокупности, которые станут основой для переживания первых двух типов страдания – или боли и несчастья, или неудовлетворительного обыденного счастья. Такова всепроникающая проблема.

Это очень глубокий момент. То, что мы переживаем в каждый момент, например различные трудности, возникают из-за беспокоящих эмоций и компульсивного поведения в прошлом. Мы по-прежнему заблуждаемся, и поэтому наша реакция на это включает неосознавание того, как мы существуем на самом деле, и таким образом мы создаём себе новые проблемы. Более того, если мы ничего не предпримем, так будет продолжаться бесконечно. Одна проблема будет следовать за другой, и так будет продолжаться бесконечно, из жизни в жизнь. Что бы с нами ни происходило, у нас будут возникать беспокоящие эмоции, мы будем действовать исходя из компульсивных побуждений, основанных на неосознавании, создавая всё больше проблем. Помимо нашего желания мы продолжим сталкиваться с новыми проблемами. Это всепроникающее страдание.

Все явления пустотны и лишены невозможной души Arrow down

В большинстве философских систем говорится о двух уровнях невозможной души личности.

Нирвана — это покой Arrow down

Всё это полностью соответствует учению о четырёх благородных истинах. Первые две печати (все воздействующие переменные изменчивы; и все испорченные явления – это страдание) описывают первые две благородные истины, истинное страдание и истинные источники страдания. Третья и четвёртая печати (все явления пустотны и лишены невозможной души; и нирвана – это покой) соответствуют третьей благородной истине – истинному прекращению страдания и его причин. Они также косвенно указывают на четвёртую благородную истину – истинные путеводные состояния ума (истинные пути), приводящие к истинному прекращению, то есть неконцептуальное понимание отсутствия невозможной души.

Итак, наши пять совокупностей, будучи воздействующими переменными, изменчивы. Поскольку они возникают из неосознавания и содержат неосознавание, они испорчены. Испорченные неосознаванием, они воспроизводят страдание и на самом деле являются страданием. Однако наши совокупности пустотны и лишены невозможной души. Благодаря неконцептуальному познанию отсутствия невозможной души мы достигаем нирваны, которая представляет собой покой, потому что наши совокупности освобождаются от беспокойства, связанного с истинным страданием и его истинными причинами.

Все люди хотят стать счастливыми и не хотят страдать.
Прилагают для этого много усилий, ищут счастье там и тут, но все снова и снова сталкиваются с болью и всевозможными страданиями.
Отчего так? Где изъян?
В буддизме считается, что как у счастья, так и у страдания есть причины и условия. И наши страдания вызваны нашим искаженным мышлением и неверным восприятием мира.
Кого можно назвать буддистом?
Это не тот человек, кто крутит барабанчик, нет, это не Сергей Шнур :)))
и даже не тот, кто восхищается Буддой, хотя это нормально)
буддист - тот, кто принимает Дхарму, изучает ее, слушает, впитывает, думает, размышляет и практикует
Буддист принимает четыре печати - воззрения буддизма

1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана — истинный покой.

Коротко о этих печатях не получится, я приведу рассуждения ЕС Далай ламы:

Все составные явления непостоянны

Одно из фундаментальных прозрений буддизма ― понимание непостоянства всех явлений; это первая из Четырех печатей. Основная мысль здесь следующая: все явления, возникающие в силу причин и условий, непостоянны и находятся в процессе непрерывных изменений.

Если говорить о грубом уровне непостоянства, то все мы осознаем, как возникают и исчезают те или иные вещи, как они претерпевают изменения и так далее. Но буддисты на этом не останавливаются и утверждают, что за изменениями, которые все мы видим, должны стоять изменения более тонкого уровня — процесс, который может быть не столь очевидным. Если мы отдаем себе отчет в очевидных изменениях, происходящих в течение длительных периодов времени, то, в принципе, мы должны быть способны мысленно проследить и те изменения, что происходят в течение самых незначительных временных промежутков. По логике вещей, даже в течение одной минуты должен идти непрерывный и динамичный процесс. Все явления подвержены этому процессу изменений, меняясь каждое мгновение. Поэтому мы можем сказать, что все, возникающее в силу причин и условий, по природе своей является непостоянным. Другими словами, все обусловленное должно быть преходящим.

Как только вы поняли этот ключевой момент, вы начинаете осознавать, что счастье, к которому мы все так стремимся, и страдание, которого все мы инстинктивно пытаемся избежать, также представляют собой переживания, зависящие от причин и условий. Счастье и страдание не приходят из ниоткуда, но являются следствием причин и условий. Из этого следует, что, даже если сейчас вы испытываете некое болезненное переживание или сильное страдание, сам факт, что это переживание обусловлено, свидетельствует о том, что оно пройдет. Так мы приходим к пониманию того, что как счастье, так и страдание подвержены изменениям и не обладают постоянством. С точки зрения непостоянства между счастьем и страданием нет разницы.

Все загрязненные явления суть страдание

Как я уже отметил, из второй аксиомы можно сделать следующий вывод: если мы освободимся от загрязнений ума, то сможем достичь подлинного долговременного счастья, к которому стремимся. Возникает вопрос, почему природа загрязнений такова, что их результатом становится страдание? И можно ли избавиться от этих загрязнений, этих отрицательных мыслей и чувств?

Все, приводящее нас к катастрофе и причиняющее нам вред, должно быть отнесено к враждебным силам, а, следовательно, наш настоящий враг на самом деле прячется в нас самих. Это так осложняет нам жизнь! Если бы враг находился где-то там, снаружи, то мы могли бы убежать или спрятаться от него. А иногда мы могли бы пойти на хитрость и его обмануть. Но если враг кроется в нас самих, то очень трудно понять, что же нам делать. Поэтому главный вопрос, который встает перед духовным практиком ― возможно ли вообще победить этого внутреннего врага. Одержать победу над ним ― наша главная, пусть и очень трудная задача.

Все явления лишены самобытия

Третья аксиома заключается в том, что все явления пусты и лишены самобытия. Не следует относиться к этому как к некой нигилистической формуле. Не нужно думать, что, согласно буддийскому учению, в конечном итоге ничего не существует. Это не может соответствовать действительности по той простой причине, что в буддизме мы говорим о страдании, о счастье, о наиболее эффективном методе реализовать свое стремление к счастью и преодолению страданий, и, следовательно не можем утверждать, что ничего не существует. Скорее, в третьей печати говорится о коренном расхождении между тем, как мы воспринимаем мир и самих себя, и тем, каким все является на самом деле. Способ существования явлений, которые представляются нам независимыми и объективно существующими, на самом деле совсем иной.

Для того чтобы найти ответ на вопрос, действительно ли отрицательные эмоции, такие как гнев, ненависть и другие, заложены в самой природе нашего ума, мы исследуем самих себя и свои переживания. Присутствует ли гнев в каждое мгновение нашего осознанного состояния? Проявляется ли ненависть непрерывно, все время? Мы видим, что это не так. Иногда проявляется гнев, иногда ― ненависть, а потом они исчезают. Осознанное состояние далеко не всегда сопровождается этими отрицательными эмоциями. Да, порой нас охватывает гнев и ненависть, но в другое время проявляются противоположные им чувства ― любовь и сострадание. Из этого буддисты делают вывод, что мысли и чувства, проявляющиеся в данный момент, застилают наше базовое сознание, как облака. Мы также утверждаем, что две взаимоисключающих эмоции (например, ненависть и любовь) не могут одновременно проявляться в сознании одного и того же человека. Отсюда следует, что различные мысли и чувства проявляются в уме в разные мгновения, то есть отрицательные эмоции не присутствуют в нас постоянно и не являются неотъемлемыми частями нашего базового сознания. По этой причине мы говорим, что мысли и чувства проявляются и застилают базовое сознание, словно облака. Таким образом, мы считаем основополагающее сознание нейтральным. На него могут влиять как положительные мысли и чувства, так и отрицательные. Это вселяет надежду.

Взяв за основу все эти логические доводы, мы должны теперь задать себе главный вопрос ― можно ли положить конец омрачающим эмоциям или нет?

Ранее мы уже пришли к выводу, что изменения и преобразования возможны в силу непостоянства всего сущего, а значит, есть и возможность победить отрицательные эмоции и мысли. Однако более общий и более фундаментальный вопрос следующий. Можно ли полностью искоренить все эти загрязнения? Все школы буддизма говорят, что это возможно, и во многих буддийских учениях мы находим весьма обширные обсуждения природы этих омрачений, их разрушительного потенциала, их причин и условий. Все эти дискуссии по сути необходимы для того, чтобы попытаться полностью устранить отрицательные импульсы.

Можно, конечно, рассуждать о Дхарме в контексте нравственности и говорить о необходимости воздерживаться от убийства, лжи и других негативных деяний и совершать благие деяния. Однако это будет Дхарма в широком смысле этого слова, поскольку о нормах нравственного поведения говорится далеко не только в буддизме. Уникальной чертой буддийского понимания духовной практики является именно то, что в буддизме мы говорим о возможности полного искоренения отрицательных импульсов. Это называется Нирваной ― полным освобождением от омрачений ума, полным их прекращением. Можно сказать, что Нирвана ― это суть буддийской Дхармы.

Различные направления буддизма предлагают разные объяснения природы этих омрачений и их причин, в зависимости от их представлений о природе действительности. Наиболее глубокое постижение природы омрачений мы находим в более продвинутых с философской точки зрения школах буддизма. Например, великий индийский наставник Нагарджуна говорил, что Нирвану нужно понимать как свободу от омрачений ума и кармических действий, которые они влекут за собой. Страдания являются следствием кармических действий, а те, в свою очередь, совершаются под воздействием отрицательных мыслей и чувств. Эти мысли и чувства порождаются в силу наших проекций и умопостроений, которые возникают вследствие ошибочного восприятия действительности. Под ошибочным восприятием действительности здесь мы понимаем восприятие явлений и событий как обладающих неким объективным, реальным и независимым существованием.

Согласно Нагарджуне, это основополагающее неведение, или извращенную картину мира, можно победить только постижением пустоты. Эта мысль напрямую связана с третьей аксиомой, гласящей, что все явления пусты и лишены самобытия. В этой аксиоме говорится, что, наше обыденное восприятие заставляет нас видеть вещи постоянными, реальными и обладающими неким независимым существованием, однако в процессе анализа мы обнаруживаем, что у них нет таких качеств. Так мы выясняем, что любое восприятие, заставляющее нас думать, будто вещи обладают самосущим и независимым существованием, является ошибочным; и только постижение пустоты позволяет прорваться через пелену этого ошибочного мировосприятия и устранить его. Многие отрицательные мысли и чувства, коренящиеся в нашем искаженном восприятии действительности, будут устранены, как только мы сумеем породить в себе постижение пустоты, увидим, что представляет собой наше мировосприятие, и признаем его ложный характер.

Нирвана - истинный покой

Итак, говоря в целом, из третьей печати мы выносим, что основополагающая природа действительности заключается в том, что все явления лишены самобытия. Все явления, которые возникают вследствие иных факторов, лишены независимого существования, однако мы ошибочно принимаем их за автономные. Это искаженное мировосприятие лежит в основе нашей запутанности и порождает омрачающие мысли и чувства. Постижение природы действительности открывает нам, что вещи лишены самобытия, и служит непосредственным противоядием от ошибочного восприятия, а следовательно, и от омрачений ума. Полное искоренение всех отрицательных мыслей и чувств, а также составляющего их основу ошибочного восприятия, и называют Нирваной.

Подведем итог сказанному: Четыре печати, или аксиомы буддийского учения, открывают нам, что страдания, которых никто из нас не желает испытывать, возникают вследствие омрачающих мыслей и чувств, а они, в свою очередь, коренятся в ложных воззрениях. Четыре основных ошибочных воззрения следующие: мы считаем вещи постоянными; верим, что непостоянные вещи могут принести нам счастье; считаем непостоянные вещи привлекательными; и верим, что вещи обладают независимым существованием. Все эти воззрения можно устранить, и это достигается посредством постижения подлинной природы действительности. Взращивая это постижение и усиливая его, можно постепенно искоренить ошибочные воззрения, а также порождаемые ими мысли и чувства.

Читайте также: