Теория девиации роберта мертона кратко

Обновлено: 01.07.2024

Примечание: " Плюс" обозначает согласие, а "минус" - отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные ценности, и социально одобряемые средства их достижения.

Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как " две чаши одних и тех же весов" (Н.Смелзер). В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие люди. Вор, например, не отвергает социально одобряемую цель: достижение материального благополучия.

Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.

Первый тип поведения — конформность — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения — инновация — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий типритуализм — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый типретретизм — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый типбунт — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Немецкий социолог Миллер (1958) утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Говард Беккер в своей книге "Аутсайдеры" (1963) отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на "медицинской модели", согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле "больным". Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. "Социальные группы создают девиацию, — писал он, — поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме тог они навязывают эти правила определенным людям, которым "наклеиваются ярлыки" аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация — не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"".

Концепция Беккера и подобные ей названы meopu ей стигматизации (наклеивания ярлыков), т. к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке.

Конфликтологический подходк девиации представлен группой социологов, которые называют себя "радикальными криминологами". Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники ^полиции с большей готовностью применяют законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.

Таким образом, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этой теории рассматривают "девиантов" не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится "изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле" (Тэйлор и др., 1973).

При оценке отклоняющегося поведения существует две концепции:

Сторонники первой считают, что нравственные и даже некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. То, что будет нормой для дикаря, не может быть таковой для цивилизованного человека.

Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы.

Что касается причин отклоняющегося поведения, то они могут иметь индивидуальный или общественный характер.

Среди индивидально-личностных факторов, способствующих девиантному поведению, как самый важный и постоянно присутствующий, можно отметить контроль и самоуважение.

Наиболее серьезная попытка установить между этими факторами причинную связь была предпринята американским психологом Говардом Кэпланом. Его теория была проверена на изучении употребления наркотиков, противоправного поведения и ряда психических расстройств.

Кэплан еще в 1975 году начал изучение взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением.

Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения. Чем объясняется эта связь?

Существует 4 гипотезы на этот счет:

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению само-уважения.

4. Кроме преступности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Важную роль здесь играют давиантные сверстники, так как наличие девиантной группы:

A. облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;

Б. обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и

B. уменьшает эффективность личностных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей [23, 18–19].

Что касается форм и видов девиантного поведения, то их можно выделить очень много. В следующем параграфе остановимся на основных из них более подробно.

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы, установленных правил общественного поведения.

Нередко девиантное поведение проявляется безнравственностью, причинением боли, вреда и страданий другим людям. Можно даже сказать, что человек с девиантным поведением в некоторый степени болен и не осознает последствий своей деятельности. Люди, которые совершают девиантные поступки, могут характеризоваться значительным уровнем ранимости, агрессии и обидчивости.

Причины возникновения девиантного поведения активно изучаются не только в конфликтологии, но и в психологии, а также в правоведении. Это связно с тем, что именно девиантное поведение является основой совершения всех правонарушений и преступлений. Как правило, причины девиантного поведения следующие:

  • индивид проживает в плохой и не благополучной среде;
  • индивид употребляет наркотики или алкоголь;
  • в отношении индивида ранее была допущена жестокость, давление и критика, в том числе со стороны близких лиц.

Можно выделить следующие признаки девиантного поведения:

  • агрессивность;
  • неуправляемость;
  • резкая перемена настроений;
  • скрытность, подозрительность.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению социологов, девиантное поведение представляет угрозу нормам и ценностям человечества, саморазвитию и самореализации общества. Врачи также изучают девиантность в качестве пограничной нервно-психической патологии, которая приводит к психическим отклонениям личности. В то же время медики говорят, что далеко не все случаи девиантности являются следствием заболеваний. Проявлять данное поведения способны и психически здоровые люди.

С точки зрения психологии и конфликтологии проявление девиантного поведения – это ошибочный шаблон решения конфликта, который нередко направлен против всего общества в целом. Девиантное поведение измеряется количественно, то есть исходя из того, какой ущерб был причинен охраняемым интересам.

Девиант – это человек, который демонстрирует отклоняющиеся, недопустимые черты поведения, и нуждается в помощи или консультации специалистов.

Р. Мертон о девиантном поведении

Р. Мертон изучал различные проявления девиантности, рассматривая их в качестве закономерных условий социальной жизни. По его мнению, девиантное поведение – это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия. То есть данная реакция является ожидаемой. Он пытался применить понятие девиантного поведения, анализируя социальную действительность США.

Например, все общество с США разделено на богатых и бедных. Однако основной целью любого американцы является идея национального, всеобщего счастья, жизненный успех, в особенности выраженный в материальных благах. Однако только некоторые способы получения такого богатства одобрены обществом, например, занятия престижной должности с высоко оплачиваемым доходом. В то же время, далеко не все люди имеют равный доступ к высокооплачиваемой работе, вследствие чего возникает социальный конфликт. Некоторые личности пытаются добиться высокого уровня дохода любыми способами, в том числе и преступными.

Таким образом, согласно Р. Мертону, девиантное поведение возникает тогда, когда члены общества не способны легитимно достичь провозглашенные обществом цели. Тогда остаются только незаконные способы, которые они избирают. По его мнению, девиация является следствие того, что возникает разрыв между культурой и социально одобряемыми средствами достижения социального благополучия.

Типология индивидуальной адаптации к аномии

Аномия – это состояние общества, при котором дезорганизованы социальные нормы и институты, наблюдается нестабильность, расхождение между провозглашаемыми обществом целями и доступностью ресурсов.

Согласно Р. Мертону, выделяют несколько типов индивидуальной адаптации к аномии:

Рисунок 1. Типология Р. Мертона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 27.12.2021

Елена Александровна Страдина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Основываясь на своей гипотезе, Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.

Конформность.

Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития. Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.

Инновация.

Этот тип поведение возникает в том случае, когда индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны.

Ритуализм.

Ретритизм.

Мятеж.

В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени.

Экономические девиации – это социальные отклонения в сфере имущественных отношений, несанкционированные обществом взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов хозяйствования, как между собой, так и с обществом в целом, с государством. Проблема экономических девиаций в эпоху потребления пересекается с целым спектром дискуссионных поводов для исследований. В частности, до сих пор представляется спорной роль государства (как и групп государств, надгосударственных органов) в экономике. Нет единства по вопросу о соотношении публичного администрирования и самоорганизации. Приходится констатировать ограниченные возможности рынка и государства: из них не получилось универсальных регуляторов. При изучении девиаций много внимания уделяется взаимодействию экономики с другими социальными институтами. Сегодня экономические девиации – не просто отдельные случайные отклонения от нормы. Наиболее опасно транслирование нежелательных моделей экономической деятельности.

Основываясь на своей гипотезе, Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.

Конформность.

Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития. Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.




Инновация.

Этот тип поведение возникает в том случае, когда индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны.

Ритуализм.

Ретритизм.

Мятеж.

В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени.

Экономические девиации – это социальные отклонения в сфере имущественных отношений, несанкционированные обществом взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов хозяйствования, как между собой, так и с обществом в целом, с государством. Проблема экономических девиаций в эпоху потребления пересекается с целым спектром дискуссионных поводов для исследований. В частности, до сих пор представляется спорной роль государства (как и групп государств, надгосударственных органов) в экономике. Нет единства по вопросу о соотношении публичного администрирования и самоорганизации. Приходится констатировать ограниченные возможности рынка и государства: из них не получилось универсальных регуляторов. При изучении девиаций много внимания уделяется взаимодействию экономики с другими социальными институтами. Сегодня экономические девиации – не просто отдельные случайные отклонения от нормы. Наиболее опасно транслирование нежелательных моделей экономической деятельности.

аномия это концепция социальных наук, которая относится к отсутствию норм в обществе или к социальному беспорядку, который мешает некоторым людям достигать навязанных обществом целей. В населении с аномией общество вряд ли дает моральные ориентиры своим гражданам.

В этом типе человеческих обществ отношения между каждым индивидуумом и сообществом ухудшаются до такой степени, что социальная идентичность исчезает. В этих случаях основной мотивацией индивидов является их собственное удовольствие, поэтому традиционные ценности отвергаются.


Термин часто ассоциируется с Дюркгеймом, который впервые использовал его в своей книге. Разделение труда в обществе. Этот социолог сказал, что основной причиной аномии было несоответствие интересов личности и общества, будь то.

  • 1 Теория аномии Дюркгейма
    • 1.1 Различные причины
    • 1.2 Аномия и самоубийство
    • 2.1 Дело Соединенных Штатов
    • 3.1 Аберрантное отклонение
    • 3.2 Мятежное отклонение
    • 3.3 Нонконформистское отклонение

    Теория аномии Дюркгейма

    Согласно Дюркгейму, когда разделение труда не вызывает естественной солидарности, это происходит потому, что не были созданы необходимые условия для его возникновения. Именно в этих случаях может возникнуть состояние аномии.

    Поэтому аномия была бы типичной для обществ, в которых работа настолько специализирована, что участники процесса не имеют чувства принадлежности.

    В настоящее время работники не понимают правила производственного процесса, и могут возникнуть конфликты между работниками и их начальством..

    Различные причины

    Однако для Дюркгейма разделение труда - не единственная причина аномии. Такое состояние обычно возникает из-за очень резких социальных изменений, таких как экономический или политический кризис или утрата традиционных ценностей..

    В этих случаях общество будет пытаться приспособиться к новым условиям, но не сможет этого достичь и, следовательно, может появиться недостаток морального регулирования.

    В эти моменты социального кризиса у людей нет ценностей, которыми они руководствуются, поэтому они будут стремиться к собственным удовольствиям..

    Это приведет к отсутствию дисциплины среди населения и появлению новых аппетитов и желаний, которые в другие времена будут считаться безумными.

    Аномия и самоубийство

    Социолог полагал, что необузданные желания по определению ненасытны, что приводит к большой неудовлетворенности жизнью людей.

    С другой стороны, потеряв моральный компас общества во времена аномии, люди почувствуют, что их жизнь не имеет смысла. Это, вместе с ситуациями экономического кризиса, которые происходят в это время, заставило бы значительную часть населения совершить самоубийство.

    Эта проблема была так важна для Дюркгейма, что он посвятил ей целую книгу, которую он просто назвал самоубийство.

    Теория аномии Мертона

    То, как он использует концепцию, отклонение - это нарушение социальных норм индивидом; этот перерыв может быть чем-то хорошим или плохим.

    Согласно Мертону, тот факт, что разные культуры порождают разное количество отклонений, означает, что общество несет ответственность за их смягчение..

    Принимая концепцию аномии из исследований Дюркгейма, этот социолог заявил, что в моменты, в которые это происходит, также будет происходить большее количество отклонений..

    Однако Мертон слегка меняет концепцию аномии в своих трудах. Для него эта ситуация о разнице между тем, что означает успех для конкретной культуры (целей), и нормами той же культуры о том, что считается подходящим способом достижения этих целей (средств)..

    Мертон использует свою концепцию аномии, чтобы объяснить, почему в западных обществах больше случаев девиантного поведения, чем в других, а также для изучения различий в количестве отклонений по признаку расы, этнической принадлежности или класса..

    Дело США

    Мертон указывает на Соединенные Штаты своего времени как пример культуры, в которой есть больше отклонений от правил из-за ситуации аномии.

    В этом обществе большое внимание уделяется достижению материального успеха, но нет четких моральных правил о том, как его достичь.

    Например, Мертон говорит, что так же, как восхищаются некоторые великие инвесторы или предприниматели, американская культура также восхищается преступниками, которые нарушают законы и получают свое состояние путем кражи или грабежа. По его словам, для Соединенных Штатов его времени успех гораздо важнее добродетели..

    С другой стороны, не всем людям этого общества было одинаково легко достичь материального успеха.

    Например, тот, кто родился в скромной семье, не имел бы доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы стать великим предпринимателем. Поэтому он будет страдать от последствий разницы между навязанными обществом целями и своей повседневной реальностью..

    Чтобы противостоять этой реальности, люди могли бы использовать ряд стратегий, начиная от соответствия до восстания.

    Социальная девиация и аномия

    Социальное отклонение, термин, используемый в особенности Мертоном, определяется как поведение, которое нарушает нормы или ожидания общества таким образом, что оно реагирует на разрыв, используя средства контроля. Это серьезная социальная проблема, поскольку она может вызвать социальную маргинализацию у человека, который ее осуществляет..

    Мертон описал три основных типа социального отклонения:

    Аберрантное отклонение

    Он состоит в том, чтобы принимать цели, навязанные обществом, но пытаться достичь их, нарушая правила (средства).

    Мятежное отклонение

    Правила нарушены и социальные цели не предполагаются, но ни одна из них не является альтернативой.

    Нонконформистское отклонение

    И цели, и социальные нормы отклоняются, но предлагается альтернатива. Иногда речь идет о реформировании всей системы.

    Согласно Мертону, три типа отклонений возникают, когда невозможно достичь социальных целей с помощью средств, которые общество считает действительными. Это может произойти в ситуациях аномии, поэтому эта ситуация будет прямой причиной социальных отклонений.

    примеров

    В современном обществе, хотя мы не достигли состояния полной аномии, мы можем видеть некоторые примеры ситуаций, вызванных различием между социальными ожиданиями и реальностью. Вот некоторые из них:

    - Рост преступности и самоубийств после Великой рецессии, экономический кризис, который затронул почти всех с 2008 года. В то время многие люди потеряли свои рабочие места (что они считали гарантированными) и не могли найти другой, они решили нарушить социальные нормы через преступность и самоубийство.

    - Уровень разводов около 70% в большинстве западных стран. Это увеличение распада браков происходит отчасти из-за недостатка семейных ценностей и того значения, которое в развитых обществах уделяется индивидуальности, что трудно совместить с долгосрочными отношениями..

    - Рост недовольства молодежи тем, что она не получает стабильную работу с зарплатой, позволяющей быть независимой. Нынешнее поколение - самое сформировавшееся поколение в истории, но оно не гарантирует хорошую работу; поэтому многие принимают меры, которые можно считать отклонениями: эмигрируют, годами живут в доме родителей, среди других.

    - Преобладание соответствия, первая стратегия преодоления, которую Мертон описал для аномии. Согласно его теории, несмотря на невозможность достижения социальных целей традиционными средствами, большинство продолжит попытки, несмотря на неудачу. Это можно увидеть сегодня в таких областях, как занятость или семейные отношения.

    - В ответ на социальные изменения последних десятилетий, было также много инновационного поведения; Мертон описал это поведение как еще один способ противостоять аномии. Некоторые из самых ярких недавних времен - предпринимательство, минимализм и открытые отношения.

    Читайте также: