Теория цветовой выразительности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цветовой круг, состоящий из 12 частей, представляет визуальный спектр света, который мы, люди, можем на самом деле различать. Это радуга, которую мы видим, благодаря рассеиванию света через призму или каплю дождя. Видимый спектр (традиционно КОЖЗГСФ) - это крайне маленький диапазон полного электромагнитного спектра, который начинается с радиоволн и заканчивается гамма-волнами. Каждый цвет обладает своей собственной частотой, которая воспринимается человеческим глазом как отличное цветовое восприятие.

Цветовой круг

Художники делят все цвета на три группы: Основные цвета (первичные), Вторичные цвета и Третичные цвета. Тон, относящийся к названию цвета, как то красный, синий и желтый, являются разными оттенками. Насыщенность цвета - это сила, с которой этот цвет представлен. Чистота цвета - это количество серого в цвете, достигаемое при добавлении белого или черного. Это значение относится к светлоте и темноте цвета по шкале градации яркости от 1 до 10.

При взаимодействии одного цвета с другим можно добиться как сильного, так и тонкого эффекта свечения в работе. Понимание силы взаимодействия цвета и света на поверхности различных текстур имеет существенное значение для каждого художника. Жанр, техника и изображаемый предмет не имеет такого значения. Каждый должен обязательно это знать, иначе его работы будут лишь странными произведениями, так как добиваться этого эффекта вы будете методом проб и ошибок.

Первичные цвета

первичные цвета

Красный, Желтый и Синий, так как световые волны обладают различной частотой: Красный - длинные волны, Желтый - средние, Синий - ближе к коротким, последний- (Фиолетовый)

Вторичные цвета

вторичные цвета

Оранжевый, Зеленый и Фиолетовый - сочетание Основных цветов в пары является результатом появления Вторичных цветов. (Желтый +Красный=Оранжевый, Желтый+Синий=Зеленый, Красный+Синий=Фиолетовый)

Третичные цвета

третичные цвета

Цвета, которые получаются при смешивании Первичных и Вторичных - это Желто-оранжевый, Красно-оранжевый, Желто-зеленый, Сине-зеленый, Красно-фиолетовый и Сине-фиолетовый.

Комплиментарные цвета

комплиментарные цвета

Это те цвета, которые на 180° противоположны друг другу на цветовом круге. Комплиментарные цвета позволяют достичь наибольшего цветового контраста и стабильности. Цвета, расположенные рядом с комплиментарными позволяют смягчить визуально контраст, который может раздражать.

Как получить "свечение"

свечение комплиментарные цвета

Вы знали? Использование более светлых оттенков комплиментарных цветов может воссоздать то самое "свечение" света и цвета.

Смешивание комплиментарных цветов

смешивание комплиментарных цветов
смешение комплиментарных цветов

Если медленно добавлять цвет в его комплиментарный цвет, то постепенно он будет терять свою идентичность. Они нейтрализуют друг друга и остается только вариация оттенка. В зависимости от используемого пигмента, это свойство можно считать важным инструментом для поиска более сложных сочетаний теплых и холодных оттенков.

Сплит-комплиментарные цвета

сплит-комплиментарные цвета


Сплит-комплиментарные группы состоят из главного цвета и двух прилегающих цветов. Например, Желтый\Красно-фиолетовый\Сине-фиолетовый.

Аналогичные цвета

аналогичные цвета

Группы из 3-4 ближайших цветов на цветовом колесе. Здесь представлены четыре группы из трех аналогичных цветов.

Цветовой ключ

Цветовой ключ — общая яркость и насыщенность цвета рисунка. Рисунок в светлой цветовой гамме - рисунок изображенный цветами, находящимися на светлом конце шкалы. Работа в темных тонах - темнее, и оттенки находятся на темном конце шкалы. Картины, написанные в светлой и темной цветовой гамме, могут иметь разный уровень насыщенности цвета.

Высокий ключ - высокий уровень насыщенности цветов Высокий ключ - низкий уровень насыщенности цветов Низкий ключ - высокий уровень насыщенности цветов Низкий ключ- низкий уровень насыщенности цветов

Цвет и эмоциональная температура

Основные цвета - красный, желтый, синий

Красный — это цвет крови и всего живого, он теплый. Желтый - это цвет солнца и теплых золотистых цветов. Синий —это цвет прохлады и воды и далекого неба.

Вторичные цвета - оранжевый, зеленый, фиолетовый

Оранжевый — это цвет плодов цитрусовых, висящих на деревьях и последних теплых лучей, касающихся края отдаленного каньона. Зеленый может быть цветом жизни и всего растущего, или далекого и чужого. Фиолетовый может быть богатым, требующим нейтрального присутствия или обнаруживать себя в элементах органических продуктов.

Третичные цвета - желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый

Желто-оранжевый — это цвет плоти и жизни. Красно-оранжевый - это яркое приглашение отпраздновать его присутствие. Красно-фиолетовый - это еще не холодный оттенок каньенного песчанника в сумерках. Сине-фиолетовый - это тайна с глубокими тенями в холодную ночь. Сине-зеленый требование, которое обещает утешение в другом месте.

Эмоциональный отклик на цвет

Все приведенные выше ассоциации дадут вам лишь неясное представление о той базовой теории цвета, которая рассказывает о нашем эмоциональном ответе на цвет, и как эти отклики фактически связаны с реальностью, в которой мы находимся. Так же, как и вмешательство некоторых закономерных первобытных связей, которые мы, скорее всего не сможем понять.

пейзаж маслом

Фредерик Эдвин Черч. "Сумерки в пустыне", 40x64,1860, масло, Кливлендский музей искусств

"Цвет - сильная составляющая. Он может заставить вас затаить дыхание. Привычный вид сияющего ярко красного заката стало таковым по причине нашего желания получить один и тот же эмоциональный ответ из первых рук. Это один из тех волшебных моментов, когда мы, в качестве художников, пытаемся возродить реальность в наших мыслях и действиях. Мы хотели бы обратить внимание на этот опыт с помощью наших творений. не так ли?"

Включите в работу голову:

Составьте список цветов, как было сделано выше. Запишите свой эмоциональный отклик на каждый цвет, как если бы это было всего лишь свойством, присущим какой-либо личности, за которой вы наблюдаете. Как например, "Когда вы видите красный, что приходит вам в голову. Затем, используя термины, которыми вы описываете те предметы, имеющие данные цвета, представьте тактильные ощущения, температуру цвета. Обычно это относится к времени суток, времени года и насколько далеко визуально отображается данный цвет.

"Если вы замерзли, и при равных условиях можете выбирать из красного и синего одеяла, в каком, по вашему мнению будет теплее?"

Если вы действительно оглянетесь вокруг и посмотрите на природу, и предметы повседневной жизни, то, что вы увидите, должно быть записано. Если нет, то вам необходимо время, чтобы скорректировать свой выбор.

Различным процессам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за каким-либо цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания и чувства, возникающие при восприятии цвета, могут определять духовное восприятие и эмоциональное равновесие человека.

Нет ничего удивительного, что синева моря и отдаленных гор очаровывает нас. Однако тот же цвет во внутренних помещениях кажется нам безжизненным и неспокойным. Синие отражения на коже делают ее бледной, почти как у мертвеца. Ночью синий неоновый свет кажется привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, а вместе с красным и жёлтым светом создаёт весёлое и приподнятое настроение. Синее небо, залитое солнечным светом, оказывает на человека оживляющее, бодрое и активное действие, тогда как синие оттенки лунного неба могут вызвать некую отрешенность, сердце буквально заливается тоской и грустью.

Целью данной статьи является объяснение самым точным образом названия цвета и его характера, а также определение психологической и духовной выразительности цвета.

Жёлтый цвет является самым светлым из всех цветов. Но он теряет это качество, как только его затемняют серым, чёрным или фиолетовым цветом. Можно даже сказать, что жёлтый - это как бы уплотнённый и более материальный белый цвет. Золотой цвет, как один из самых распространенных оттенков желтого, означает светящуюся, излучающую свет материю. Золотые мозаичные своды византийских соборов, как и задние планы картин старых мастеров выступали в роли символического пространства нездешнего мира, чудесного царства солнца и света. Золотой нимб святых являлся признаком их особого озарения. Символом небесного света могло быть только золото.

Говоря о каком-нибудь человеке, что у него "светлая голова", мы подразумеваем, что он умный. Жёлтый как самый светлый из цветов символизирует разум, познание. А вот тусклый жёлтый цвет будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие, поэтому при его использовании необходимо тщательно смотреть в контекст рисунка, чтобы случайно не добавить лишних отрицательных эмоций.

Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого оттенка. Его ослепительную, неотразимую яркость нелегко затмить, однако он без особого труда изменяется и легко принимает самые различные характеры. Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах - неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла. Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет.

Красный цвет также символизирует страстную физическую любовь. Чистый красный цвет означает любовь духовную. В пурпурно-красном объединена светская и духовная власть.

Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. Однако с точки зрения духовной нематериальности синий производит активное впечатление, а красный цвет - пассивное.

Синий цвет всегда холодный и он словно сжат и сосредоточен в себе. Люди, которые предпочитают синие тона, в большинстве своем отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением, но нервная система у них выносливее. Синий всегда производит впечатление тени, он неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба.

Стоит принять во внимание, что когда синий затенён, то его тусклый цвет может вызвать чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к чему-то высокому и духовному.

Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - жёлтого и синего цвета, но при смешении какой-либо из цветов будет обязательно преобладать.

Зелёный - это цвет растительного мира. Плодородие и удовлетворённость, покой и надежда - вот основные выразительные качества зелёного цвета, в котором соединяются познание и вера. Но примите во внимание, что если яркий зелёный затемняется серым цветом, то он возбуждает чувство ленивой вялости.

Оранжевый цвет - смесь жёлтого с красным - расположен в фокусе максимальной активной яркости. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тёплой энергии. Но в разбелённом виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в невыразительный сухой коричневый. Однако, если попробовать коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.

Обычно фиолетовый цвет имеет красноватый или синеватый оттенок. В противоположность жёлтого цвета - цвета познания - фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, всегда впечатляющего. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он часто способен вызвать гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие площади, он может стать определённо угрожающим, особенно рядом с пурпурным цветом.

Если два цвета являются дополнительными по отношению один к другому, то и их выразительные качества должны быть дополнительными между собой.

Еще очень важный момент: каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:

- в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;
- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;
- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, например, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;
- в результате возникновения различных контрастных воздействий.

Все изложенное выше позволяет сделать окончательный вывод по отношению к творческому процессу художника-дизайнера. С самого начала работы над своим произведением он должен выбрать из множества цветов и их оттенков основной, из нужной для него группы, иначе конечный результат получится более чем сомнительным. Чтобы этого не происходило, подсознательное восприятие, интуитивное мышление и теоретические знания должны составлять одно целое, чтобы в результате выбрать именно то, что нужно.



Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.

Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.

Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.

Немного истории

В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.

С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.

Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.

В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.

Цвет и его теория

Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.

Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).

Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.


Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.

Основные термины колористики



Различные температуры цветов

Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.

Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.

Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.

Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.

Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.

Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.

Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.

Цветовые палитры

Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.

Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.



Цветовая палитра

Виды цветовых палитр

Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.



Монохроматическая цветовая схема

Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.



Аналоговая цветовая схема

Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.



Комплементарная цветовая схема

Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.



Сплит-комплементарная цветовая схема

Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.



Триадическая цветовая схема

Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.



Прямоугольная цветовая схема

В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.

К известным инструментам работы с палитрами относятся:


Adobe Color


Coolors


Canva Color Wheel


Paletton


Color Hunt

Психология цвета

Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.

То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.

Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.



Психология восприятия цвета

Культурные различия в восприятии цветов

Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.

Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.

Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.

Согласованность цветов фирменных стилей

При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.

Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.




Рекомендации по выбору цветов

  • Стремитесь придать яркость вашему дизайну.
  • Изучите теорию цвета, чтобы вызывать в аудитории нужные эмоции.
  • Задействуйте инструменты цветовых палитр для более быстрого подбора цветов.
  • Используйте цветовые схемы и добивайтесь гармонии, согласуя цвета по температурной характеристике.
  • Следите за новыми трендами на рынке дизайна.
  • Корректируйте цветовые схемы согласно стандартам индустрии. К примеру, для банковской сферы красный и желтый цвета считаются неподходящими.

Заключение

Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.

Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.

Наука о цвете

По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.

Оптический диапазон цвета

С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно.

Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.

Основы теории цвета

Главный факт теории – смешение всех оттенков дает белый. Это легко доказывается разложением белого света на спектр с помощью призмы. Если смешать на картине всевозможные художественные краски, мы не получим, конечно, белый, а скорее грязный темно-серый цвет.

Разложение белого цвета через призму

Это связано с тем, что реальные пигменты имеют разную яркость цвета, а также с тем, что они не являются идеальными спектральными цветами. Белый получится при смеси световых лучей разных оттенков. Белый и черный относят к ахроматическому ряду.

Свой вклад в цветоведение внес русский художник Василий Кандинский. Он рассмотрел динамические свойства цвета и духовные аспекты его восприятия.

Характеристики цвета

Характеристики цвета

Перечислим основные характеристики:

Цветовой тон - это чистый спектральный цвет, определяющийся частотой световой волны, он может быть любого оттенка, но не является результатом смешивания даже близких цветов. Так же он исключает добавление белого или черного.

Световой тон – это параметр, характеризующий светлость краски, независимо от ее цветового оттенка. Повышается добавлением белой краски. Черная, соответственно, понижает световой тон.

Теплохолодность. Максимально теплый – оранжевый, а наиболее холодный – синий. Очевидно, это связано с тем, что огонь, солнце имеют оранжевые оттенки и субъективно воспринимаются, как теплые, даже если это, например, персик из морозилки. Синий, фиолетовый напоминают замерзший лед, посиневшие от холода губы. Теплохолодность – понятие относительное: зеленый теплее синего, но холоднее желтого. Если в чистый базовый оттенок добавить немного другого, соседнего, то его тон сместится в теплую или холодную сторону.

Теплота цвета

Насыщенность – мера содержания в краске чистого цвета. Скажем, добавив в красную краску белую, мы понижаем насыщенность. Также понижаем насыщенность, добавляя черную. То есть, пастельный красный и темно-коричневый могут иметь одинаковую насыщенность красным цветом.

Базовые цвета - это те, которые берутся за основу, из них можно получить любой другой. Для живописи это треугольник цветов: красный, желтый, синий. Например, смесь красного и желтого дает оранжевый, желтый с синим – зеленый. В принтерах для цветной печати за базовые берутся другие.

Составные цвета включают в себя два-три основных, базовых, например, сине-зеленый, красно-фиолетовый. Они теряют в насыщенности, но дают более тонкие цветовые сочетания вплоть до очень сложных, так что не всегда можно подобрать название: фисташковый, горчичный, морской волны. Небольшие изменения цвета придают картине особую глубину.

Что такое колористика

Колористика – искусство сочетания на картине разных цветов, напоминающее музыкальные гаммы. Такие цветовые аккорды вызывают у зрителя эмоциональные переживания, чувства холода, тревоги, радости.

Винсент Ван Гог – Пшеничное поле с кипарисами

Винсент Ван Гог, "Пшеничное поле с кипарисами", 1889 г.

Художника называют хорошим колористом, если он умеет с помощью цветовых сочетаний донести свою мысль и тонкие ощущения до зрителя. Лучшие колористы-импрессионисты - Клод Моне, Ван Гог и другие.

Что такое цветовой спектр

При разложении белого света получаются все цвета радуги, они и называются цветовым спектром. Спектральные цвета отличаются от красочных пигментов своим строго заданным тоном. Скажем, зеленый, полученный из смеси желтого и синего, не является спектральным цветом.

Луч лазера

Наиболее чистым является цвет луча лазера. У него абсолютно монохромное излучение (имеет строго определенную частоту).

Цветовой круг Ньютона

Цветовой круг Ньютона

Ньютон первым научно исследовал свойства цвета. Он выделил 7 основных цветов и оформил их в виде замкнутого круга.

Цветовой круг Гете

Цветовой круг Гете

Гёте пошел дальше Ньютона и ввел еще один оттенок, пурпурный, который не входит в число цветов радуги, но замыкает круг от фиолетового к красному. Таким образом диаграмма Гете имеет 8 цветов. В этом большой прорыв теории Гете: он закруглил радугу пурпурным оттенком.

Во всем хроматическом ряду оранжевый, зеленый и фиолетовый Гете считал вторичными цветами, результатами смешивания базовых. С точки зрения современной науки это утверждение ошибочно: любые спектральные тона, охватывающие весь цветовой круг, можно назначить базовыми (те же оранжевый, зеленый и фиолетовый можно считать базовыми и получить из них любой другой оттенок).

Чрезвычайно важно для художника иметь понятие о дополнительных цветах. Это те, что расположены на круге против друг друга. Гете считал их сочетание наиболее гармоничным.

Круг Иттена и цветовые гармонии

Йохансен Иттен ввел цветовой круг, состоящий из 12 частей. Такой круг стал чрезвычайно полезен в работе художника, так как охватывает широкую комбинацию разных цветов. Он удобен и для работы дизайнера.

Цветовой круг Иттена

В самом центре круга Иттена находится треугольник, состоящий из базовых тонов, тех же, что у Ньютона - желтого, красного и синего. К каждой стороне треугольника примыкает еще треугольник – результат совмещения базовых цветов. Вокруг получившегося шестиугольника кольцо следующих смешений соседних оттенков.

Заключение

В изобразительном искусстве используется и цветовой круг Вильгельма Освальда. Его особенность в непрерывной градации цветовых оттенков. Эта модель используется также в компьютерных технологиях - так организованы картинки на дисплее. Вместо желтого в качестве основного цвета взят зеленый.

Известна также цветовая система Манселла. Она использует 5 базовых цветов и широкий спектр сочетаний по принципу теплохолодности. Применяется, в частности, для описания цветотипа человека.

Нельзя забывать о субъективности любых теорий цвета. Многие животные воспринимают цвет в других диапазонах или не различают его вовсе, как, например, кошки.

Тем не менее, цветовой круг - сильный инструмент колористики. Знание теории значительно упрощает написание больших полотен и выполнение росписей.


Читайте также: