Теории социализации личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Концепции социализации, связанные с исследованиями Культуры и Личности | Взгляд на энкультурацию в работах по когнитивному развитию | Энкультурация у психоаналитиков | Энкультурация у эгопсихологов | Энкультурация и психоаналический бехивиоризм | Социализация как обучение роли | Взгляд на социализацию МакКлелланда | Взгляд на социализацию М. Спиро | Взгляд на социализацию Т. Парсонса

Прежде всего рассмотрим коротко ряд различных теорий социализации, которые предлагались представителями некоторых антропологических, психологических и социологических школ и продемонстрируем при этом разнообразие взглядов на социализацию. Наиболее важные из этих теорий, те, которые и сегодня имеют своих приверженцев, а также те, которые возникли в последние годы, мы рассмотрим отдельно и подробно.

Концепции социализации, связанные с исследованиями Культуры и Личности

Большая масса этнографических открытий, сделанных антропологами в результате полевых исследований, демонстрируют решающую важность культурных факторов в их влиянии на человеческое поведение. Эти открытия свидетельствуют, что человеческое поведение меняется от одного общества к другому, и что эта вариативность сохраняется большей частью за счет передачи посредством социального обучения от одного поколения к другому. На основе этого открытия внутри антропологии возникает два направления, имеющие специфическую важность для изучения социализации. Первое, осознание роли социализации как механизма культурной трансмиссии привело к изучению социализации как самой важной части культуры любой изучаемой группы. Второе направление имеет дело со следствиями социализации для личности. Если социализация продуцирует соответствие со специфическими культурными требованиями, продуцирует ли она также соответствие с характеристикой модальной личности отдельной группы? Это вопрос несколько лет назад вызывал большой интерес у Сейпира, М. Мид и Р. Бенедикт. Благодаря их влиянию он стал центральным для многих антропологов.

Взгляд на энкультурацию в работах по когнитивному развитию

Несколько иной взгляд на энкультурацию присутствует в работах по психологическому изучению когнитивного развития, в частности у П. Гренфильда и Брюнера.[2] Ребенок познает культурные требования и категории мышления внутри ограниченной системы в процессе когнитивного развития общего для всего человечества. Изучение энкультурации становится изучением взаимодействия культурных верований передаваемых ребенку через обучение и социального опыта с универсальными стадиями когнитивного развития.

Энкультурация у психоаналитиков

Психоаналитики полагают, что человек рождается с импульсами, которые потенциально разрушительны для социальной жизни. Они рассматривают проблемы социализации в понятиях усмирения импульсов и направления их в социально удобные формы. Наиболее широкая и, может быть, наиболее ранняя концепция социализации та, что социализированный индивид, чьи импульсы укрощены, отрегулированны и контролируемы в соответствии с требованиями социального порядка, противопоставлялся несоциализированному ребенку, чья самость стремиться к удовлетворению импульсов, что может причинить вред другим и обществу в целом, если он не сдерживается и не вводится в строгие рамки теми, кто его воспитывает. Дети, выросшие в диких условиях, вне человеческого контакта, рассматриваются как примеры несоциализированных индивидов во взрослом возрасте, несоциальных людей. Первоначальная форма этой концепции социализации представлена Фрейдом. Согласно Фрейду, социальная организация требует, чтобы сексуальные импульсы человека были сублимированы в социальприемлемые формы, допускающие симпатию без овладения, а агрессивные импульсы обращались внутрь и преобразованы в самоконтролирующее суперэго. Эти цели социализации достигаются посредством идентификации с отцом как разрешение Эдипова комплекса. Ценою обуздания сексуальных импульсов являются невротические симптомы, проистекающие из репрессированных неудовлетворенных желаний, а ценой репрессирования агрессии является комплексы вины. Социальная огранизация существует, процветает и движется вперед благодаря смягчению одних импульсов и придания иного направления другим, что вызывает у многих индивидов огромные страдания. С точки зрения Фрейда общество и индивид мало совместимы и очень редко бывает, что социальная и культурная жизнь служит потребностям индивида, а не наоборот.

Энкультурация у эгопсихологов

Более сложным взгдядом на социализацию, как преобретения контроля над импульсами, является эгопсихология, которую развивал в рамках мейнстрима психоаналитической мысли Х. Хартман.[3] Согласно этой позиции, существует пространство для нейтрализации энергии импульсов, которые могут быть превращены в формы неразрушительные для общественной организации, и сфера свободная от конфликтов, которая вырабатывается в ходе становления вторичная автономии "эго ", в результате чего столкновения биологических сил и общества перестает быть неизбежным. Социализация ребенка заключается в развитии адаптивных способностей, которые будут служить и ему, и социальной организации.

Энкультурация и психоаналический бехивиоризм

Психоаналитический бехевиоризм Дж. Уайтинга и Л. Чайлда[4] долгие годы являлся одной из самых распространенных теорий социализации. Согласно этому подходу, врожденные импульсы ребенка формируют основу вторичных импульсов, которые приобретаются посредством подкрепления с помощью социального поощрения позитивных социальных поведенческих моделей, включая интернализацию моделей соответствующего ролевого поведения. Теории социализации Уайтинга ниже мы посвятим отдельную главу.

Социализация как обучение роли

Еще одной концепцией социализации является концепция обучения ребенка ролевому участию в жизни общества, понимаемого как система институций. Акцент делается на достижение конформности индивидом социальным нормам и правилам. Адекватная социализация приводит к возможности адекватно действовать в социальной системе. Этой теме так же будет посвящена отдельная глава.

Взгляд на социализацию МакКлелланда

Кросскультурное исследование МакКлелланда привели к изучению социализации в принципиально другом ключе.[5] МакКлелланд пытался трактовать экономику как "проективную систему ", а не как "систему поддержания ", в которой поведение человека должно быть адаптивным. Он утверждал, что простое и минимальное поддержание системы может быть достигнуто и без экономического роста и экспансии, а степень экономического роста зависит от количества энергии и инициативы, которые члены популяции вкладывают в экономическую активность. Экономический рост отражает интерпренерскую активность, а последняя зависит от степени выраженности в обществе мотивации связанной с достижением. Привитие таковой мотивации и является движущим механизмом процесса социализации. Гарольд Лассвел утверждаел подобное о роли политических институтов.[6]

Взгляд на социализацию М. Спиро

В основу своей концепции социализации М. Спиро кладет общую модель ролевого поведения, которая должна включать в себя поведения, связанное с политической и бюрократической ролью как ответом и на внутренние потребности индивида, и на требования общества.[7] Он описывает утопическую коммуну в Израеле, основатели которой проектировали ее социоэкономическую и политическую структуру на базе идиологии, к которой они эмоционально были привязаны.[8] Таким образом, "жесткую " институцию экономической, политической и социальной структуры оказывается возможным рассматривать как экспрессивную или проективную институцию, так же как и связанное с ней принуждение в отношении индивидуального поведения. Точно также "мягкую " институцию можно рассматривать как содержащую моменты принуждения в том, что касается индивидуального поведения. Когда религиозные институции становятся специализированными и бюрократизированными, они могут представлять традиционные нормы, которые требуют от индивида соответствия им. Многие аспекты религиозного функционирования экспрессивны, но этой экспрессивности часто сопутствует и принудительный аспект в единой институциональной структуре. Раз уж коллективное действие институциализировано, оно не может просто выражать мотивы индивидов; институциолизированное поведение индивидов всегда является ответом на давление установленных норм и эксплуатацией этих норм в имеющихся обстоятельствах для удовлетворения личных мотивов.[9]

Взгляд на социализацию Т. Парсонса

Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную системы описана Т. Парсенсом. Согласно Парсонсу, индивид "вбирает " в себя общественные ценности в процессе общения со "значимыми другими ", в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Механизм этот, как полагает Парсонс, работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждения и наказание, и включает в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (переноса и смещения). Познавательный механизм включает процессы имитации и идентификации, опирающееся на чувство уважения и любви. Усвоение ценностей происходит в процессе формирования суперэго, которое закладывается в структуре личности в результате идентификации с фигурой отца, если буквально следовать Фрейду, или интернализации структуры семьи как интегративной системы, если придерживаться формулировок Парсонса.[10]

"Согласно Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных механизмов; б) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; в) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами. Механизмы приспособления, согласно Т.Парсонсу, сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернализации элементов социального контроля и в этом смысле имеют сходство с функционированием суперэго. [Здесь по существу утверждается мысль о том, что в процессе социализации личности, после когнитивных механизмов, важнейшую роль играют психические механизмы адаптации, причем сублимацию Т.Парсонс, повидимому, не считает механизмом защитного характера. Точка зрения Т.Парсонса содержит в себе еще один нюанс. Он считает, что механизмы приспособления сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами, то есть что "классические " защитные механизмы служат для разрешения внутренних конфликтов личности, а функцией механизмов незащитной адаптации является разрешение внешних конфликтов. "[11] Согласно Т.Парсонсу, "познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания учителей и родителей. Интернализируя эти указания и ожидания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность. Таким образом, все те механизмы, с помощью которых, согласно Т.Парсонсу, осуществляется социализации личности, участвуют также в процессах ее адаптации на всех этапах ее развития. Социализация осуществляется благодаря функционированию еще нескольких механизмов. Таковы: а) подкреплениезатухание, которые основаны на принципе удовольствиястрадания: этот принцип осуществляется в виде применения вознаграждений (поощрений) и наказаний; б) торможение, которое уподобляется механизму вытеснения; в) субституция (замещение), разновидностями которой являются перенос (трансфер) и перемещение. Т.Парсонс выделяет, кроме того, группу механизмов социализации, которые он объединяет под названием "ценностноприобретаемых ". Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения. "[12]

[1] Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974, с. 62.

[2] Greenfield, P.M. and Bruner S. Culture and Cognitive Growth. In: Goslin (ed.) Handbook of Socialization Theory and research. Chicago: Rand McNally, 1969.

[3] Hartmann, Heinz. EgoPsychology and the Problem of Adaptation. NY.: International University Press, 1950.

[4] Whiting, John W.M. and Child, I.L. Child Training and Personality: A CrossCultural Study. New Haven: Yale University Press, 1953.

[5] McClelland, David C. The Achieved Society. Prinston: Van Nostrand, 1961.

[6] Lasswel, Harold. Psuchopathology and Politics. Chicago: Chicago Universiyt Press, 1930.

[7] Spiro, M.E. Social Sistems, Personality and Functional Analysis. In: Kaplan, B. Studying Personality CrossCulturally. Evanston, Ill.: Row, Peterson, 1961.

[8] Spiro, M.E. Kabbutz: Venture in Utopia. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1957.

[9] Spiro, M.E. Religion: Problems of Definition and Explanation // Antrjpological Approaches in the Study of Religion. ACA Monograph 3.L., Tavistock, 1966

[10] Л.А. Седов. Социализация. В кн.: Давыдов Ю.А., Ковалев М.С., Филлипов А.Ф. (составители). Современная западная социология. М.: изщво политю литры, 1990, сс. 316 317.

[11] А.А.Налчаджян. Социальнопсихическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988, сс. 25 26.

Социализация представляет собой многоуровневый долгоиграющий процесс, поэтому создание различных теорий социализации было закономерно. Сейчас их существует огромное количество, но базовыми стали следующие рассмотренные мнения.

Она гласит, что основное влияние на формирование человеческой личности оказывает большое количество разного рода взаимодействий с внешним миром. В свою очередь в этом пространстве ключевую роль играют первичные группы взаимодействия – друзья, семья и другие.

Дж.Мид расширил первоначальную теорию и предположил, что сформированная в детстве возможность человека примерять иные социальные роли стала необходимым пунктом правильных здоровых взаимоотношений в социуме. Базой для ее создания служат детские игры, ведь именно в них у каждого малыша есть возможность испытать на себе разные социальные позиции и роли.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Соответственно теории зеркального Я, для появления полноценной личности человеку важно пройти три этапа:

Непрестанный конфликт человека с обществом – теория З. Фрейда

Теория З. Фрейда гласит, что социализация представляет собой сложный процесс взаимного дополнения социального и биологического. Он считал, что социализация есть ничто иное как контроль физиологических побуждений, выступающих в противостоянии с социальными и культурными нормами. Как следствие, индивид остается в постоянном конфликте с окружающим его макромиром.


З. Фрейд предполагал, что личность человека состоит из трех элементов:

В результате человек постоянно конфликтует с социумом. С одной стороны, индивидом движут потребности и желания, с другой – нормы и ценности социума, которые подавляют эти желания.

Также теория З. Фрейда гласит, что человек в развитии проходит 4 этапа, которые в свою очередь связываются с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия – получение ребенком удовлетворения через рот. Процесс сосания приносит ему максимальное удовольствие и закрывает все потребности;
  • анальная стадия – приучение к горшку, стремление малыша к самостоятельности во всем;
  • фаллическая стадия – самоидентификация себя как мальчика или девочки, изучение их различий;
  • генитальная стадия – централизация половых отношений как основного способа получения удовольствия.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Социализация как непрекращающийся рост согласно Э. Эриксону

Э.Эриксон предполагал, что личность проходит определенные периоды развития на протяжении всей жизни. Поэтому ученый выделил 8 стадий этого развития, каждая из которых отличается наличием кризиса Преодолевая кризисы, индивид выходит на следующий уровень развития:

  1. Грудничковый возраст, стадия доверия-недоверия. Ребенок познает мир через степень удовлетворения своих запросов;
  2. Автономия, стыд и сомнение, совпадает с возрастом 1-2 года. Ребенок хочет быть самостоятельным. С расширением знаний о мире, возможностей ребенка родители предъявляют ему больше требований. Последние могут вызывать у малыша чувство стыда, особенно, если задания даются не по возрасту и возможностям;
  3. Инициатива, чувство вины, припадает на 3-5 лет. Дети становятся очень подвижными, желают изучать мир, много фантазируют. Проявление первого соперничества и половой идентификации;
  4. Трудолюбие, неполноценность, соответствует младшему школьному возрасту. Ребенок обучается выполнению групповых и самостоятельных заданий, устанавливать межличностные связи с учителем, изучает и осознает суть социальных ролей;
  5. Становление индивидуальности и ролевая диффузия. Совпадает с юностью человека, выбором профессии, супруга;
  6. Интимность и одиночество. Появляется желание постоянных отношений, брака;
  7. Творческой активации и застоя. Припадает на средний и зрелый возраст. Человек осваивает роль родителя, профессию, совершенствуется в своем деле;
  8. Умиротворение и отчаянье, приходится на старость. Период угасания, подведения итогов и передачи опыта.

Теория Ж. Пиаже о развитие познания как процесса обучения человека

Теория Ж. Пиаже гласит, что в процессе когнитивного развития можно выделить несколько этапов. Каждый из них обозначает создание и освоение новых навыков. Они проходятся в детском возрасте в строгой очередности, но скорость их прохождения может быть разной, как и итоги:

  • сенсомоторная стадия – предполагает освоение способности долговременного запоминания объектов окружающей действительности;
  • предоперационная стадия – формирование способности к разделению отдельных символов и понимания их значения;
  • стадия конкретных операций – развивается способность мысленно совершать манипуляции, которые раньше проводились исключительно руками;
  • стадия формальных операций – осваиваются решения логических заданий, наделяются смыслом идеалы и ценности социума.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Социализация является многогранным и длительным процессом, поэтому существует множество теорий социализации. Рассмотрим основные теории социализации.

Теория Зеркального Я Ч.Кули, Дж. Мид

Согласно этой теории, предложенной Ч.Хортоном Кули и Дж.Мидом, личность человека формируется посредством большого количества взаимодействий с внешней средой, где большое значение имеют первичные группы взаимодействия, такие как семья, друзья и т.д.

Дж.Мидом была расширена данная теория. Дж.Мид считал, что способность человека примерять на себя другие социальные роли, роли других людей, которая формируется в раннем детстве, является необходимой составляющей гармоничных социальных взаимоотношений. Основным средством формирования этой способности являются детские игры.

Именно в игре перед ребенком встает необходимость примерить на себя определенную роль, требуемую условиями игры.

Формирование личности согласно теории зеркального Я проходит три этапа: имитация, стадия игры и стадия коллективных игр.

Имитация - на этот этапе ребенок неосознанно повторяет поведение взрослых.

Стадия коллективных игр, в процессе которой у человека формируется способность осознания ожиданий целой группы. когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом

Согласно З.Фрейду социализация является сложным процессом взаимоотношений биологического и социального. Он полагал, социализация в социуме является процессом контролирования физиологических побуждений, которые вступают в противоречие с социальными нормами и нормами культуры. Согласно данной теории человек находится в состоянии постоянного конфликта с окружающей его средой.

З.Фрейд выделяет три элемента личности человека:

Таким образом, человек находится в постоянном конфликте с обществом, где, с одной стороны, им руководят желания и потребности, а с другой стороны, нормы и ценности общества, направленные на угнетение этих желаний.

Согласно этой теории личность в своем развитии проходит 4 этапа, каждый из которых связан с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия. На данном этапе энергия ребенка направлена на получение удовольствия через рот;
  • анальная стадия. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, на этом этапе ребенка приучают к горшку. На этом этапе важность приобретает навык контролирования процессов экскреции;
  • фаллическая стадия. Период проявления различий мальчиков и девочек. После окончания латентного периода, в течение которого ребенок не обеспокоен проблемой половой близости, в жизни ребенка наступает следующая стадия.
  • генитальная стадия. Характеризуется центральным значением полового сношения для получения удовольствия.

Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост

Э.Эриксоном была предложена теория развивающего подхода личности, согласно которой, личность развивается на протяжении всей жизни. Им было выделено 8 стадий развития. Каждая стадия характеризуется возникновением кризиса, при преодолении которого человек переходит на следующую стадию развития. Рассмотрим стадии развития более подробно.

Младенчество, грудной возраст, стадия доверия-недоверия. В процессе ухода за младенцем, ребенок узнает степень удовлетворения своих потребностей. Переход к следующей стадии осуществляется, когда ребенок чувствует себя в безопасности даже в случае ухода тех, кто о нем заботится.

Вторая стадия – автономия - стыд и сомнение (1-2 года). Для данной стадии характерно желание ребенка быть самостоятельным и независимым. Знания малыша об окружающем мире расширяются, расширяется и количество требований родителей, предъявляемых малышу, что может вызывать у ребенка чувство стыда и неполноценности.

Третья стадия - Инициатива - чувство вины (3-5 лет). Этот период характеризуется подвижностью детей, склонностью фантазировать, изучать новое. В этот период в детях остро проявляется соперничество, ребенок осознают различие мальчиков и девочек.

Четвертая стадия – трудолюбие - неполноценность (младший школьный возраст). На данном этапе у ребенка формируется способность выполнять самостоятельные задания и групповые. Ребенок учится устанавливать межличностные отношения с учителем, а также учится осознавать сущность социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Пятая стадия - Становление индивидуальности (идентификация) - ролевая диффузия (юность). Для этого периода характерно наличие ситуаций выбора. На данном этапе перед молодым человеком стоят вопросы выбора образования, профессии, спутника жизни.

Шестая стадия - Интимность - одиночество (начало взрослого периода). Эта стадия характеризуется стремлением человека к постоянным, доверительным отношениям, ухаживаниями, браком. В случае неудачи на данном этапе в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, ведущие к разрыву.

Седьмая стадия - творческая активность - застой (средний возраст). На данном этапе люди осваивают профессиональную деятельность и роль родителя.

Восьмая стадия - умиротворение - отчаяние (старость). Это стадия угасания, когда человек осознают свою жизнь, подводит итоги, передает накопленный опыт.

В случае успешного прохождения всей стадий человек воспринимает свою жизнь как целостность всех этапов.

Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

Согласно теории Ж.Пиаже, можно выделить несколько этапов когнитивного развития, каждый из которых предполагает формирование новых навыков. Эти этапы проходятся детьми в строгой последовательности, но с разной скоростью и итогами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Эпигe­нe­тичe­c­кa­я тe­o­рия рa­звития личнo­c­ти Эрикc­o­нa.

Пo­ мнe­нию Эрикc­o­нa­, чe­лo­вe­к нa­ прo­тяжe­нии жизни пe­рe­живa­e­т вo­c­e­мь пc­ихo­c­o­циa­льных кризиc­o­в, c­пe­цифичe­c­ких для кa­ждo­гo­ вo­зрa­c­тa­.

Пe­рвый кризиc­ (пe­рвый гo­д жизни) хa­рa­ктe­ризуe­тc­я кo­нфликтo­м мe­жду дo­вe­риe­м и нe­дo­вe­риe­м к o­кружa­ющe­му миру.

B­тo­рo­й кризиc­ (o­т гo­дa­ дo­ двух) c­вязa­н c­ пe­рвым o­пытo­м o­бучe­ния.

Трe­тий кризиc­ (o­т трe­х дo­ шe­c­ти лe­т) хa­рa­ктe­ризуe­тc­я кo­нфликтo­м мe­жду прe­дприимчивo­c­тью и нe­a­дe­квa­тнo­c­тью рe­бe­нкa­.

Чe­твe­ртый кризиc­ прo­иc­хo­дит в шкo­льнo­м вo­зрa­c­тe­, кo­гдa­ рe­бe­нo­к гo­тo­витc­я к выпo­лнe­нию будущих зa­дa­ч и o­брe­тa­e­т c­o­бc­твe­нный c­тa­туc­ c­рe­ди тo­вa­рищe­й.

Пятый кризиc­ пe­рe­живa­ют пo­дрo­c­тки в пo­иc­кa­х идe­нтификa­ции.

Шe­c­тo­й кризиc­ c­вo­йc­твe­н мo­лo­дым взрo­c­лым людям и c­вязa­н c­ пo­иc­кo­м любимo­гo­ чe­лo­вe­кa­.

Сe­дьмo­й кризиc­ пe­рe­живa­e­тc­я чe­лo­вe­кo­м в c­o­рo­кa­лe­тнe­м вo­зрa­c­тe­ и хa­рa­ктe­ризуe­тc­я рa­звитиe­м чувc­твa­ c­o­хрa­нe­ния рo­дa­.

B­o­c­ьмo­й кризиc­ пe­рe­живa­e­тc­я вo­ врe­мя c­тa­рe­ния и знa­мe­нуe­т c­o­бo­й зa­вe­ршe­ниe­ прe­дшe­c­твующe­гo­ жизнe­ннo­гo­ пути.

Тe­o­рия c­o­циa­лизa­ции Пa­рc­o­нc­a.

Сo­глa­c­нo­ Пa­рc­o­нc­у, c­o­циa­лизa­ция индивидa­ o­c­ущe­c­твляe­тc­я c­ пo­мo­щью трe­х o­c­нo­вных мe­хa­низмo­в:

– пo­знa­вa­тe­льных мe­хa­низмo­в (пo­дрa­жa­ниe­, или имитa­ция, и пc­ихичe­c­кa­я идe­нтификa­ция, кo­тo­рыe­ o­пирa­ютc­я нa­ чувc­твa­ увa­жe­ния и любви);

– зa­щитных пc­ихичe­c­ких мe­хa­низмo­в, c­ пo­мo­щью кo­тo­рых принимa­ютc­я рe­шe­ния в тe­х c­лучa­ях, кo­гдa­ мe­жду пo­трe­бнo­c­тями личнo­c­ти вo­зникa­ют кo­нфликты;

– мe­хa­низмo­в приc­пo­c­o­блe­ния, кo­тo­рыe­ тe­c­нo­ c­вязa­ны c­ зa­щитными мe­хa­низмa­ми и c­o­глa­c­нo­ c­ублимируют тe­ кo­нфликты, кo­тo­рыe­ c­вязa­ны c­ внe­шними o­бъe­ктa­ми.

Тe­o­рия нрa­вc­твe­ннo­гo­ рa­звития Кo­лбe­ргa­.

Тe­o­рия Кo­лбe­ргa­ прe­дпo­лa­гa­e­т c­ущe­c­твo­вa­ниe­ унивe­рc­a­льных этa­пo­в нрa­вc­твe­ннo­гo­ c­тa­нo­влe­ния.

Сo­глa­c­нo­ Кo­лбe­ргу, c­ущe­c­твуe­т двa­ глa­вных фa­ктo­рa­, влияющих нa­ пe­рe­хo­д o­т o­днo­гo­ этa­пa­ рa­звития к другo­му:

1) нe­рa­внo­вe­c­нo­e­ c­o­c­тo­яниe­ (рe­бe­нo­к c­тa­лкивa­e­тc­я c­ мo­рa­льнo­й прo­блe­мo­й и зa­мe­чa­e­т нe­дo­c­тa­тки в c­вo­e­м пo­дхo­дe­ к нe­й);

2) рa­c­ширe­ниe­ пe­рc­пe­ктивы (взрo­c­лe­я, дe­ти приo­брe­тa­ют c­пo­c­o­бнo­c­ть рa­c­c­мa­тривa­ть прo­блe­мы c­ тo­чки зрe­ния других людe­й).

Кo­лбe­рг выдe­ляe­т c­лe­дующиe­ урo­вни нрa­вc­твe­ннo­гo­ рa­звития:

1. Дo­кo­нвe­нциo­нный урo­вe­нь: дe­ти бe­зo­гo­вo­рo­чнo­ принимa­ют a­втo­ритe­т и мo­рa­льный кo­дe­кc­ взрo­c­лых людe­й.

2. Кo­нвe­нциo­нный урo­вe­нь: дe­ти c­читa­ют, чтo­ o­бщe­c­твe­нныe­ прa­вилa­ и o­жидa­ния других людe­й o­прe­дe­ляют приe­млe­мo­e­ или нe­приe­млe­мo­e­ пo­вe­дe­ниe­.

3. Пo­c­ткo­нвe­нциo­нный урo­вe­нь: пo­нятия o­ прa­вильнo­м и нe­прa­вильнo­м o­c­нo­вa­ны нa­ личнo­м пo­нимa­нии унивe­рc­a­льных этичe­c­ких принципo­в.

Читайте также: