Теории межличностного взаимодействия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общее понятие о социальной интеракции. Теории межличностного взаимодействия: Джорджа Хоуманса, Г. Мида и символический интеракционизм, драматургический подход Э. Гоффмана и теория межличностного общения З. Фрейда. Методы изучения явлений взаимодействия.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.10.2012
Размер файла 31,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Социальное взаимодействие - одно из основных понятий социологии, т.к. оно составляет основу любого общества.

Представляется интересным разобраться в том, что называется социальным взаимодействием. Почему это понятие является одним из основных в социологии, что в него входит, к чему оно относится? Это одни из главных вопросов, на которые я постараюсь ответить в данной работе.

Это понятие исследовали и исследуют многие выдающиеся социологи, рассмотрение их идей, теорий, мыслей о социальном взаимодействии должно помочь ответить на многие вопросы и составить четкое представление об этом понятии.

1. Общее понятие о социальной интеракции (социальном взаимодействии)

По определению известного американского социолога Нейла Смелзера это процесс, в котором люди действуют друг на друга. Согласно Смелзеру, существуют два основных уровня социологического исследования. Межличностная интеракция - это основной фокус исследования на микроуровне, состоящем из наименьших единиц межличностного общения. Представим себе двух людей, сидящих за столом напротив друг друга. Один из них подмигивает другому, тот в ответ понимающе кивает, а затем оба многозначительно улыбаются. Если бы общение в такой форме наблюдалось во время званого обеда при свечах, можно было бы предположить, что имеет место сцена ухаживания. Если бы это произошло на деловом заседании, то можно было бы подумать, что начальник опять сказал какую-то глупость. Такой вид межличностного взаимодействия - как бессловесный, так и словесный - играет важную роль в жизни общества.

На основе экспериментов и наблюдений социологи выявили и попытались объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

Социология проявляет интерес и к изучению взаимодействия на макроуровне, который связан с такими крупными структурами, как правительство, торговля или церковь. Макроуровень социального взаимодействия включает основные институты общества: религию, семью, экономику и другие.

2. Теории межличностного взаимодействия

2.1 Теория Д. Хоуманса

Кратко суть теории Джорджа Хоуманса можно охарактеризовать представлением о взаимодействии как обмене. Общение между двумя может быть очень сложным. Часто люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга, но во многих случаях людям приходится прилагать усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Здесь можно выделить следующие четыре принципа:

- чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

- если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-либо условий, человек стремится воссоздать эти условия;

- если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

- когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

2.2 Теория Г. Мида и символический интеракционизм

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он отрицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда ваш знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой. Человек разгадывает намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

Под влиянием Мида сформировалось научное направление, названное символическим интеракционизмом. Этот термин предложил Г. Блумер (1969). Сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Другими словами, человек связывает стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

2.3 Драматургический подход Э. Гоффмана и теория межличностного общения З. Фрейда

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях человек применяет понятия, усвоенные в раннем детстве. Человек склонен с уважением относится к человеку, обличенному властью, например к начальнику - человеку он напоминает кого-то из родителей. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется тем, что человек отождествляет лидеров групп с могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития. Регрессия происходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. [1]

2.4 Концепция П. Сорокина

Раз предметом изучения социологии является группа совместно живущих и взаимодействующих (влияющих друг на друга) людей, то, очевидно, два взаимодействующих индивида будут простейшей моделью общества. Один человек не может составить общества, двое или большее число людей, которые не встречаются, не взаимодействуют, также общества составить не могут. Следовательно, для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления. На такие простейшие случаи разлагается вся общественная жизнь и все сложные общества. Какой бы обшественный процесс мы ни взяли: будет ли то совместная молитва верующих в церкви, тяжба двух противников в суде, борьба насмерть двух полков, обучение учителем ученика - все эти формы социальной деятельности представляют частные случаи общего явления взаимодействия; всюду здесь один или одни люди влияют на поведение другого или других людей. [2]

В этой простейшей модели общества в качестве элементов даны:

- индивиды (по крайней мере два);

- их действия - акты;

Для того чтобы раздражение, идущее от одного человека, дошло до другого, особенно когда они разделены большим пространством или временем, между ними должны быть проводники. Проводники взаимодействия - это все те средства, при помощи которых раздражение, идущее от одних людей, доходит до других. Это прежде всего звуковые проводники. Их главным видом является человеческая речь, слова. Вторым видом звуковых проводников является музыка.

Примером же двигательных проводников, соединенных со светоцветовыми, может служить кинематограф, где сложнейшие драмы, комедии, переживания передаются путем двигающихся цветных рисунков, изображающих различные предметы и людей, совершающих ряд действий.

Далее, следует различать проводники электрические. Сейчас электричеством пользуются и для передачи телеграмм, радиограмм, для передвижений людей (трамвай, электрические железные дороги); электричество же передает слова человека другому при телефонном разговоре, путем электричества взаимодействуют доктор и пациент при электролечении и т.д. Иными словами, электричество в ряде случаев проводит раздражения, идущие от одних людей к другим, то есть позволяет им взаимодействовать и влиять на поведение друг друга.

Таковы важнейшие виды проводников взаимодействия людей, то есть тех средств, путем которых передаются раздражения, идущие от одних к другим, или путем которых одни люди влияют на поведение и переживания других.

Сорокин утверждает, что явление взаимодействия людей дано тогда, когда психические переживания или внешние акты, либо то и другое одного (одних) из людей представляет функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Иными словами, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызываются переживаниями или внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда эти индивиды взаимодействуют.

3. Методы изучения явлений взаимодействия

Из вышеизложенного о значении взаимодействия следует, что социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия и о результатах такого поведения. Существует несколько социологических методов изучения явлений взаимодействия:

1) При изучении явлений взаимодействия следует пользоваться совокупностью всех методов, пригодных для этого изучения и способных дать тот или иной научный плюс для понимания данного явления.

2) Объективный метод имеет все законные права на применение его в области исследования явлений взаимодействия. Он составляет основу, исходный пункт и главное рабочее орудие для познания причин взаимоотношений в данной области явлений.

Однако обращение к субъективным переживаниям людей если не всегда, то в ряде случаев кое-что дает для понимания явлений человеческого поведения. Стоя на чисто объективной точке зрения и исключая психические переживания из области исследования, мы в ряде случае рискуем не понять многое: явления подвига и энтузиазма, акты обожания и преклонения и т.д.

Вывод из сказанного об объективизме и субъективизме в социологии таков: исходным и основным методом изучения явлений взаимодействия людей может и должен быть метод объективный, изучающий внешние данные факты функциональной зависимости поведения одних людей от существования и поведения других. Здесь социолог должен исходить из внешних актов (поведения), идти от них к внешним же актам и кончать внешними же актами, устанавливая связи между ними.

В целях большей полноты анализа изучаемых явлений наряду с объективным методом может быть допущен метод интроспекции, обращающийся к анализу психических переживаний людей. Психологическая интерпретация явлений взаимодействия и пользование психологическими приемами диктуется тем, что:

- психологические переживания даны человеку;

- в силу этого они весьма часто (при так называемых сознательных актах) являются посредствующим звеном между внешними актами;

- содержание и смысл многих актов дается характером этих психических переживаний;

- сознательно или не намеренно психологическое поведение всегда является предпосылкой всякого истолкования явлений общественного поведения.

Согласно с элементами взаимодействия можно классифицировать виды взаимодействия в зависимости: от количества и качества взаимодействующих индивидов; от характера актов и от характера проводников.

В зависимости от количества индивидов можно различать случаи взаимодействия: между двумя индивидами, одним и многими (лектор и аудитория), между многими индивидами с той и другой стороны или между двумя группами индивидов (взаимодействие профессиональных групп, государств).

С количественной стороны все процессы взаимодействия входят в одну из этих групп. Второй и третий типы взаимодействия могут быть разложены на ряд взаимодействий первого типа, то есть на ряд взаимодействий одного с одним. Количество взаимодействующих индивидов, независимо от их качества, само является весьма важным условием, придающим ряд свойств процессу взаимодействия и играющим колоссальную роль в явлениях общественной жизни и поведения людей.

4. Теории в социальной механике

Присматриваясь к взаимоотношениям людей, мы видим, что в одних случаях эти взаимоотношения носят шаблонный характер, в других - это свойство отсутствует. В первых случаях обмен акциями и реакциями носит однообразную, стереотипную форму. Шаблонные формы взаимодействия почти всегда представляют взаимоотношения, повторяющиеся часто. Там, где взаимодействие и сосуществование индивидов не кратковременно, а длительно или постоянно, там взаимоотношения их мало-помалу кристаллизуются и шаблонизируются. Иными словами, они организуются. Оседая в определенной форме, эти взаимоотношения повторяются, повторение актов делает их привычными, привычка становится обычаем - неосознанным шаблоном. Совокупность же осознанных шаблонов поведения в определенной сфере можно назвать институтом. Система институтов поведения образует организацию общества. Таким образом, схема образования шаблонных взаимодействий и организации общества такова: 1) акт; 2) его повторение (привычка); 3) обычай; 4) юридическое правило (осознанный шаблон); 5) институт; 6) организация. Нешаблонные отношения - это отношения новые, не успевшие еще пройти эти стадии.

Сообразно степени шаблонности взаимодействия можно выделить различные виды человеческих групп. Отсутствием шаблонности взаимодействия характеризуется толпа и публика как формы человеческих групп. Толпа - аморфное сборище индивидов, не имеющее никакой организации, она бесформенна, беспорядочна.

Следующей ступенью, с зачатками шаблонности взаимоотношений, является такая группа, как массовый митинг. Он представляет собрание гетерогенных лиц, но собрание не вполне бесформенное, здесь обычно имеется председатель, известный порядок в выступлении ораторов, соблюдаются некоторые правила взаимоотношений.

Иную картину дают группы и собрания организованные, состоящие из членов, созванных для спокойного и делового обсуждения вопросов, объединенных общностью цели и интереса. В зависимости от деления актов на сознательные и бессознательные взаимодействия двух или большего числа индивидов может принимать различные формы: 1) оно может быть сознательным с той и с другой стороны; 2) оно может быть бессознательным с обеих сторон; 3) оно может быть сознательным раздражением, с одной стороны, и бессознательной реакцией - с другой; 4) оно может быть бессознательным раздражением, с одной стороны, и сознательной реакцией - с другой.

Люди, входящие в систему взаимодействия, раздражают (обуславливают) переживания и поведение других членов этой системы не только своими сознательными актами, но и бессознательными. Например, А, не заметивший кланяющегося ему В, и не ответивший на его привет, может вызвать у В чувство обиды.

Наряду с этими случаями обусловливания поведения одних людей другими, случается, где одна сторона действует сознательно, а другая бессознательно. Например, плач одного ребенка часто вызывает плач - другого.

Явления сознательного взаимодействия со стороны всех взаимодействующих индивидов известны каждому. А и В, заключающие договор, согласно которому А должен вырыть канаву, а В уплатить сто рублей, совершенно сознательно предопределяют поведение друг друга.

Соответственно со сказанным взаимодействие индивидов дает такие типичные случаи:

2. А бессознательно совершает акт, В сознательно реагирует на раздражение. Ребенок плачет. Мать подходит и дает ему грудь.

3. А сознательно совершает акт. В бессознательно реагирует. А замахивается, желая ударить В. В бессознательно поднимает руку для защиты.

4. А бессознательно совершает акт. В бессознательно реагирует. А зевает, в силу подражания, В зевает тоже.

В этой схеме первый тип подразделяется на подвиды:

1.а) А и В сознательно обусловливают поведение друг друга, зная о взаимных целях и преследуя общую цель.

b) А и В знают о взаимных целях, но цели эти разные: преступник убегает от преследующего его сыщика, сыщик - гонится за ним. Их акты сознательны, цели известны, но они разные.

d) А и В не знают о взаимных целях и цели эти разные. Госпожа А является на концерт, желая встретить С. В, влюбленный в А, едет на концерт, желая встретить А.

Психология учит, что всякое психическое переживание представляет единый процесс, где имеются и познавательные, и чувственные, и волевые элементы. Все виды психологического взаимодействия представляют собой одновременно обмен и познавательными переживаниями, и чувственно-эмоциональными, и волевыми.

Посредственное взаимодействие обычно дано при взаимодействии лиц разделенных пространством или временем. Именно при таких условиях люди чаще всего функционируют в роли проводников-контакторов, передающих раздражение одних другим.

Взаимодействие не следует смешивать ни с непосредственными контактами, ни с осведомленностью о личности партнера. Взаимодействия могут существовать между людьми, вовлеченными в сложные социальные, экономические и политические системы, которые не знают и даже не думают друг о друге. Но такого рода взаимодействия необходимо отличать от непосредственных взаимодействий, простейшим примером которых будет, например, игра в карты, при которой обе стороны имеют перед собой партнера, непосредственно знают его черты, определяют это соответствующим образом и подбирают способы действия, соответствующие этому определению, непосредственно наблюдая реакции. Следовательно, можно говорить о взаимодействиях непосредственных и опосредованных. Но это различие не исчерпывает дело. Кроме того, можно говорить о взаимодействиях, возникающих из субъективных намерений А действовать именно на В, и о взаимодействиях, возникающих из совместного участия в сложных системах, например экономических или политических, где А не имеет никаких намерений относительно В, но они связываются сетью объективных зависимостей, так что каждое действие А вызывает реакцию В и т.д., без субъективного осознания происходящего между ними взаимодействия. Фабрикант, изменяющий оплату, воздействует на всех рабочих, также и на тех, об индивидуальном существовании которых он даже не знает. Это взаимодействие вытекает из принадлежности к более широкой социальной системе. [4]

Заключение

Знание и понимание понятия социального взаимодействия, как и многих других понятий социологии, является необходимым для начинающего изучать социологию. Это важнейшее понятие дает возможность понять причины возникновения и сущность многих социальных процессов и явлений. Понятие социального взаимодействия помогает объяснить поведение людей с точки зрения причин, мотивов, целей. Почему же все-таки люди поступают так, а не иначе? Ответ на этот и многие другие вопросы можно получить, только имея четкое представление об этом понятии и понимая его сущность.

Сколько людей - столько и мнений, поэтому каждый социолог дает свое определение многих понятий, в том числе существует немало определений социального взаимодействия, благодаря которым, если их рассматривать в совокупности, можно составить наиболее четкое и правильное представление о понятии социального взаимодействия.

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

Содержание

Введение
1.Теории межличностного взаимодействия
1.1. Теория обмена
1.2. Теория символического интеракционизма
1.3. Теория управления впечатлениями
1.4. Психоаналитическая теория
1.5. Трансакционная теория
2.Типы и формы межличностного взаимодействия
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из 1 файл

контр.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра философии науки и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Теории межличностного взаимодействия: типы и формы

Выполнила: студент ФВиЗО

Курс 1 группа З09ФК

Специальность финансы и кредит

Заочной формы обучения

Лысова Ирина Владимировна

Хаджаров Магомед Хандулаевич

г. Оренбург 2012г

1.Теории межличностного взаимодействия

1.1. Теория обмена

1.2. Теория символического интеракционизма

1.3. Теория управления впечатлениями

1.4. Психоаналитическая теория

1.5. Трансакционная теория

2.Типы и формы межличностного взаимодействия

Список используемых источников

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие в социологи определяется по-разному. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. А в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

1.Теории межличностного взаимодействия

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. Наиболее известные из них:

-теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);

-теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);

-теория управления впечатлениями (Э. Гоффман);

-психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.

- трансакционная теория (Э. Берн)

1.1.Теория обмена

Согласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.

Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.

3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).

4. Аксиома депривации—пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.

5. Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Теория обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию.

Кроме того, в логике обмена есть противоречие между 1 и 4 постулатами. Исследование, проведенное Харриет Цукерман, показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя.

1.2.Символический интеракционизм

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы “разгадываем” мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж. Мид выделял два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Мида, “принять роль другого”. Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, то есть понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутке времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. Тогда мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все является символом, но слова – наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов.

Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:
а) личность – продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом “символами”, вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован;
б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого;
в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа “обобщенного другого”. “Обобщенный другой” – понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны;
г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.
Структура личности включает три компонента:
“I” (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него.

Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека. Человек – общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми.

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.

Согласно теории обмена каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным. Поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно (чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения). Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленную способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Символический интеракционизм. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Центральная идея данной концепции – личность формируется во взаимодействии с другими личностями.

Согласно психоаналитической теории процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. З. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы, так как испытывают чувство преданности и покорности лидерам. В подобных ситуациях мы возвращаемся к более ранним стадиям развития.

2.3. Взаимодействие в общении

В процессе общения, действуя преднамеренно или непреднамеренно, осознанно или неосознанно, люди всегда оказывают друг на друга психологическое воздействие. По своей сущности психологическое воздействие представляет собой влияние, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности. Целью и результатом этого проникновения является изменение мыслей, чувств и поведения человека или группы людей.

Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общения. Любой собеседник уникален. По общим характерным чертам их можно объединить в три группы:

Доминантный собеседник – человек жесткий, напористый, легко перебивает других, насмешлив, резок и груб.

Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить собеседника.

Мобильный собеседник с легкостью переключается с других занятий на общение. Речь его быстра, даже тороплива, проститься с ним так же легко, как и разговориться.

Регидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно. В общении с ним надо поставить перед собой задачу долготерпения.

Экстраверт весьма расположен к общению, он без общения скучает. Он любопытен ко всем сторонам жизни людей.

Интроверт не склонен к внешней коммуникации. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух-трех собеседников, обычно похожих на него самого. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.

Основным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представить себе общение всегда и при всех обстоятельствах, протекающее гладко и лишенное внутренних противоречий.

Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Это видно на примере моих отношений с Генри. Почему мы вели себя именно так? Стремились ли мы угодить друг другу? Старались ли прийти к согласию, чтобы преодолеть неловкость? Или же просто исполняли роли, казавшиеся нам уместными в данной ситуации? Ответы на эти вопросы лишь отчасти помогли бы понять характер нашего взаимодействия. В этом разделе мы опишем лишь некоторые из множества теорий межличностного взаимодействия, предложенных учеными. Они кратко суммируются в табл. 5-1.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН: ДЖОРДЖ ХОУМАНС

На вопрос: "Как вы поживаете?" - большинство людей отвечают: "Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство /132/ в общении. Люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга.

Таблица 5-1. Теории межличностного взаимодействия

Теория Теоретик Основная идея
Теория обмена Джордж Хоуманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
Символический интеракционизм Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают
Управление впечатлениями Эрвин Гоффман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления
Психоаналитическая теория Зигмунд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период

Во многих случаях нам приходится прилагать усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Я изменил свое поведение по отношению к Генри - стал оставлять туфли за дверью и называть его по имени, - так было удобнее для нас обоих, и наша взаимосвязь стала устойчивой. Мне пришлось затратить некоторые усилия, чтобы обращаться с Генри как со слугой, ведь я чувствовал себя неловко в роли господина. Но я обращался с ним так в соответствии с его желанием, стараясь поддержать его расположение. С другой стороны, когда Генри понял, что я твердо решил прекратить занятия греблей, он перестал настаивать, чтобы я остался в команде гребцов. Иначе говоря, каждый из нас стремился уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным.

Подобные обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. И это образует сердцевину теории обмена, как она описана в работе Джорджа Хоуманса (1973). Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Здесь можно выделить следующие четыре принципа.

1. Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию. Иными словами, чем /133/ больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2. Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Общий принцип состоит в том, что, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

3. Если рыбак знает место, где его наверняка ждет богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Значит, если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

4. Если у рыбака три дня подряд богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечен своим занятием, чем в первый. Суть в следующем: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

В случае с рыбалкой речь идет только об одном человеке, но Хоуманс анализирует взаимодействие между двумя лицами на основе тех же четырех принципов. Приведем следующий пример. В моем рабочем помещении появилась новая вычислительная машина. Я не умею пользоваться ею, а моя помощница ее освоила. Когда мне нужно составить что-то вроде отчета, я спрашиваю ее, как пользоваться этой машиной. Обычно она с готовностью сообщает мне то, что требуется, и я ее благодарю. Во-первых, я обращаюсь к ней потому, что по своему прошлому опыту знаю, насколько полезно спрашивать совета у людей, знающих больше, чем я (принцип 2). Если бы я поступил иначе, например пытался бы самостоятельно освоить этот аппарат, я был бы вознагражден в меньшей мере (принцип 3). Более того, я не злоупотребляю отзывчивостью моей помощницы и обращаюсь к ней только тогда, когда действительно нуждаюсь в помощи (принцип 4). Наконец, поскольку я получаю нужную информацию, а моя помощница - благодарность, наше взаимодействие продолжается, так как устраивает обоих (принцип 1).

Это очень простой вид взаимодействия. Но Хоуманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные его виды: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе. Но исчерпывается /134/ ли этим весь процесс межличностного общения? В период моих взаимоотношений с Генри между нами тоже в некотором роде происходил обмен вознаграждений и затрат. Но наше общение было значительно сложнее. Я не только старался вести себя так, чтобы Генри был доволен, но и начал предъявлять к себе новые требования. Другими словами, я стал смотреть на себя глазами Генри. Происходило нечто большее, чем обмен вознаграждениями.

Кроме того, логика обмена иногда не соответствует теории Хоуманса. Основу теории обмена составила бихевиористская теория Скиннера, согласно которой (кроме всего прочего) собака, каждый раз получающая вознаграждение - пищу - за выполнение команды, будет продолжать выполнять эту команду. Но реакция людей на вознаграждения и наказания сложнее, чем у животных. Например, когда рабочим предлагают более высокое вознаграждение за повышение производительности труда, в ответ они вовсе не будут просто быстрее работать. Иногда устанавливают для себя нормы, чтобы работать с определенной скоростью. Иногда некоторый период работают очень быстро, а затем медленно, чтобы выполнить эту неофициальную норму. Иногда же вступают в политическую борьбу против системы, основанной на эксплуатации и несправедливости, а то и вовсе отказываются работать (Рой, 1952, 1953; Буравой, 1979).

Другие исследования также отмечают, что поведение людей сложнее, чем предполагает теория обмена. Исследование, проведенное Харриет Цукерман (1967), показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоуманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Это, может быть, и верно, но наводит на мысль о противоречивости 1-го и 4-го принципов теории Хоуманса. Так или иначе, Цукерман считает, что Нобелевская премия настолько престижна, что ее воздействие надо рассматривать особо. Ведь лауреат Нобелевской премии приобретает новый статус в обществе. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя. Теория обмена не объясняет подобные ситуации. /135/

Читайте также: