Теократия в иране кратко

Обновлено: 05.07.2024

Неприязнь к арабам свойственна даже очень просвещенным людям . Я могу привести такой пример. В иранской литературе есть очень значительная фигура: Садег Хедоят, живший в первой половине 20-го века писатель, один из основоположников новой иранской литературы, очень просвещенный человек. Но, при всей его просвещенности, когда в его рассказах речь заходит об арабах, он начинает описывать их в самом черном свете, выискивая только отрицательные стороны, идет описание в духе, можно сказать, самого настоящего антисемитизма. И это, да, именно антисемитизм, только по отношению к арабам .

То есть, Вы хотите сказать, что в иранском народе широко распространен антисемитизм. Но направлен он не на евреев, а на арабов?

У иранцев сильно чувство ревности по отношению к арабам и сожаление, что арабы доминировали над их высококультурной нацией. Они боятся объединения арабского мира, которое может поставить под угрозу интересы Ирана.

То есть ливанских шиитов иранцы не рассматривают как арабов? Нет такого презрительного отношения?

А какое место в сознании иранцев занимают евреи и Израиль? В чем причина враждебной политики Тегерана по отношению к Иерусалиму?

То, что Иран противопоставляет себя арабскому миру, а не Израилю, чувствуется на всех уровнях.

А такого рода кражи в Иране действительно редкая вещь?

Да. За это полагается сколько-то ударов палками. Но есть неформальное иранское правило: что официальное запрещено, можно за взятку . Это было всегда, при всех режимах. Если люди хотят устроить у себя пьянку, они платят сотрудникам из соответствующих органов, полиции или Стражам исламской революции , и их не трогают. Алкоголь можно легко купить из-под полы, как правило, в армянском квартале.

Стражи исламской революции тоже берут взятки?

Мне трудно представить иранского чиновника, который не берет взяток .

Женщины работают везде, водят машины, учатся в университетах, заседают в парламенте, служат в полиции. Власти всячески демонстрируют равноправие женщин. Хотя женщины там и вписаны в исламскую традицию, подвергаются некоторым ограничениям, но ограничения эти выражаются, в основном, в обязательном ношении хиджаба, запрете появляться на улице в косметике. На демонстрации выводят женщин в хиджабах и с автоматами. При Хомейни на улицах патрулировали Стражи Исламской революции и задерживали женщин, вышедших на улицу с накрашенными губами.

Да. Правящий режим использует войну с Израилем для сплочения нации пред лицом мифического врага.

То есть Израиль выбран в качестве безобидного мальчика для битья? Иранцы решили, что израильтян можно безнаказанно взрывать, используя это в целях укрепления режима? Сколько не убивай евреев, они все равно не ответят?

А каково отношение к евреям в иранской национальной традиции?

Иранские власти любят демонстрировать дрессированных евреев, сидящих в Меджлисе, но некоторое время назад в Иране прошли повальные аресты евреев по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. Не является ли это свидетельством изменения национальной политики?

Либерализм иранских президентов связан с тем, что Хатами, так же как и занимавший этот пост до него Рафсанджани, являются представителями торговых кланов, ориентированных на экспортную торговлю. Почему они проиграли последние выборы?

Как современная советского типа картинка согласуется с тем, что сейчас в Иране именно исламский режим?

Эта концепция явилась ответом на политику вестернизации, проводимой последним шахом Реза Пехлеви. Хомейни удалось претворить свои идеи в жизнь. Он обладал несомненным талантом политика, умел маневрировать между различными силами. Когда он пришел к власти, его поддерживало большинство населения, в том числе те силы, с которыми он потом расправился . Хомейни в совершенстве владел искусством политического лавирования, хорошо чувствовал, с кем выгодно блокироваться и когда можно избавиться от уже ненужного союзника.

Исламские богословы достаточно свободно обращаются с религиозными догмами, приспосабливая их к политической ситуации. Это можно сказать и про суннитов и про шиитов.

А как относятся к муллам простые иранцы?

Насколько Шах, идея монархии популярна в самом Иране?

Это прошлое. Есть люди, ностальгирующие по шахскому режиму, но никто не верит, что монархию можно вернуть.

А как вы оцениваете перспективы исламского режима?

Тем не менее, Иран стремится к обладанию ядерным оружием и проводит агрессивную внешнюю политику. Так что не только для политиков Израиля, но и других стран региона, таких, как Турция, и для арабских стран, более предпочтительным представляется распад Ирана, чем его существование в качестве ядерной державы.

Насколько Шах, идея монархии популярна в самом Иране?

Это прошлое. Есть люди, ностальгирующие по шахскому режиму, но никто не верит, что монархию можно вернуть.

А как вы оцениваете иранскую оппозицию? Например, движение Муджаххедин-е-Хальк? Они ведь выступают за единый Иран.

Я думаю, именно Израилю нужна большая сильная страна в регионе Среднего Востока, интересы которой расходятся с интересами арабского мира , ведь этими противоречиями можно пользоваться.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Исламская властная вертикаль современного Ирана. Система теократической демократии

Исламская властная вертикаль современного Ирана. Система теократической демократии.

Кризис мировой системы управления

На сегодняшний момент наибольших успехов достигли те страны, в которых существует парламентско-представительная (обычно ее именуют “демократической”) форма правления. Однако - это важно уточнить, - далеко не все государства, принявшие у себя эту политическую форму, добились равных успехов. В некоторых странах она оказалась явно неэффективной, т.е. не привела к ожидаемому процветанию и стабильности, в некоторых - не прижилась вообще. Кроме того, в 19-м и 20-м веках сама “демократическая” система претерпела существенные изменения. В любом случае, политические формы, в которые отлита жизнь общества, постоянно изменяются в пространстве и во времени. Сейчас - это становится всё более очевидным - мир стоит на пороге нового кардинального политического переформатирования. Постепенно накапливавшиеся системные недостатки “имеющихся в наличии” форм правления, в том числе и парламентской, сейчас таковы, что можно говорить о приближающемся всемирном кризисе управления.

Одним из основных недостатков парламентско-представительной системы является невозможность проведения мобилизационной политики, как и вообще долгосрочной стратегической линии. Непропорционально большую власть также приобретает капитал: используя современные технологии управления массовым поведением (политтехнологии, наработки в области маркетинга, СМИ), он получает возможность манипуляции широкими массами. Когда же к контролю над информационным полем и финансовой системой страны допускается капитал иностранный, открываются также пути влияния на политику государства зарубежных центров, и, если ресурсы этих центров достаточно велики, сопоставимы с ресурсами самого государства, его национальная независимость может легко оказаться фикцией.

Все это заставляет с удвоенным вниманием присмотреться к альтернативным, незападным моделям политического управления, действующим в современном мире.

Одной из самых интересных и перспективных тут является иранская политическая модель.

Исламская власть в западной системе координат

В западных, израильских и российских публикациях политическую систему современного Ирана - детище хомейнистской исламской революции - чаще всего именуют авторитарной или даже тоталитарной. Однако такое прямое соотнесение с западными политическими практиками является неверным упрощением. Созданная в результате исламской революции политическая система, безусловно, является теократией, то есть властью исламского духовенства, формой правления, выстроенной на основе исламских (шиитских) правовых норм. Но при этом в нее были введены элементы западной парламентско-демократической системы. По сравнению с классическими (средневековыми) вариантами исламской теократии результат получился сильно модифицированным и модернизированным.

Система исламской теократической демократии

Правильнее всего существующую в современной Исламской Республике Иран политическую систему было бы назвать: система исламской теократической демократии. Она позволяет осуществить принцип “велаят-е факих” - абсолютного верховенства мулл в управлении государством (в том числе и вооруженными силами), при этом, до определенной степени, обеспечивая и обратные связи - возможность влияния широких масс и представителей бизнеса на принимаемые решения.

Созданная в Иране политическая система далека от идеала. Однако, совмещая элементы авторитарной и выборной систем, она позволяет избежать ряда недостатков, присущих как парламентско-представительной, именно ее в современной западной политике называют демократической, так и чисто авторитарной формам правления. Что и заставляет присмотреться к иранской модели внимательнее.

Примечательно, что, наряду с иранской, в 70-е годы произошли еще, как минимум, семь национальных революций, заявивших об “отказе следовать западному диктату”. Это Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Гренада, Никарагуа Афганистан и Южный Йемен. За исключением Ирана, все они ориентировались на поддержку СССР, строили свои режимы по существующим авторитарным моделям, и к настоящему моменту прекратили существование.

Ирану же удалось эффективно противостоять режиму санкций и давления со стороны крупнейшей мировой державы, что свидетельствует об эффективности иранской политической системы как минимум в экономической и политической областях.

Неисправимым недостатком авторитарной формы правления являются слабые обратные связи между правящим аппаратом, с одной стороны, и населением и экономическими процессами, с другой. Иранская система позволяет до определённой степени преодолеть этот изъян.

Правящим классом в Иране является шиитское духовенство - улемы.

Четвертая статья Конституции Исламской Республики Иран гласит: “Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, культурные, военные политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах”.

Что касается военной области, то в основу исламской внешнеполитической военной доктрины положен, так сказать, “исламский интернационализм” и экспорт исламской революции. Согласно Конституции Ирана: “Основой и принципом деятельности оборонительных вооруженных сил страны являются вера и исламское учение. Поэтому не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Аллаха, а также борьба во имя торжества Закона Аллаха в мире лежит на их плечах”. А “Закон о вооруженных силах” гласит: “Вооруженные силы предназначены для защиты независимости, территориальной целостности и государственного строя Исламской Республики Иран, национальных интересов в территориальных водах Каспийского моря, Персидского и Оманского заливов, на пограничных реках, а также для оказания военной помощи исламским нациям либо обездоленным народам независимо от их принадлежности к исламу с целью защиты их территории от нападения или захвата войсками агрессора по просьбе вышеуказанных наций”.

Уровни исламской вертикали

Аятоллы выстроили четкую вертикальную структуру власти, состоящую из четырех уровней власти.

Первый уровень:

Во главе всей пирамиды стоит Вождь (по персидски “Рахбар”). Именно он, а не Президент Ирана, является реальным верховным руководителем страны. Власть его распространяется как на духовные, так и на светские вопросы, правит он пожизненно, хотя теоретически может быть смещен Советом мудрецов. Практически это власть монарха, только Вождь назначается на свой пост, а не наследует его. Кроме того, Вождь обязательно должен иметь титул аятоллы (дословно “Отражение Аллаха”) - верховного исламского законоведа.

Согласно учению Хомейни, до появления Махди (исламского мессии) власть в шиитском государстве должна принадлежать именно и только знатокам шариата. Поэтому Власть Вождя проистекает из того, что он является верховным муджтахидом (толкователем шариата), только обладающий этим титулом может претендовать на верховный пост. По конституции Ирана Вождь избирается “Советом мудрецов”, при этом он признается марджа-ат-таклид (“образец для подражания”), то есть руководствующимся в своих поступках исключительно волей Аллаха. Вождь назначает главу судебной власти, членов различных советов руководство телевидения и радиовещания, определяет, кому следует руководить пятничными молитвами. Без одобрения Верховного лидера не могут быть признаны состоявшимися президентские выборы, он утверждает назначение и отставку президента. Рахбар является и главнокомандующим, имеет право объявлять войну, мир, всеобщую мобилизацию, назначать руководителей силовых структур, контролирует аппарат политработников-мулл в этих структурах, ему подчиняется Высший Совет национальной безопасности, он фактически руководит работой правительства в стратегических вопросах.

Сейчас эту должность занимает Великий аятолла (аятолла аль-озма) Сайед Али Хаменаи. Родился он в 1939 г., в 1981 и 1985 годах избирался президентом Ирана, а 4 июня 1989 г., после смерти первого Рахбара аятоллы Хомейни, был назначен его преемником.

В первый уровень властной вертикали входят также:

Совет мудрецов, который состоит из 96 муджтахидов (шариатских законоведов). Число их может меняться. Члены Совета мудрецов выбираются прямым всеобщим голосованием каждые восемь лет. Совет, теоретически, “в случае отхода от исламского пути”, может сместить Рахбара, имеет право изменять конституцию. Собирается Совет дважды в год.

Совет хранителей Конституции - это самый влиятельный орган власти. В него входят двенадцать богословов, половину назначает Вождь, а шесть других отбирает глава судебной власти, и одобряют члены парламента.

Совет хранителей Конституции имеет право вето на любые решения представительной власти, проверяет все новые законы на соответствие конституции и нормам ислама, может отстранять от участия в избирательной кампании кандидатов на выборах всех уровней, в том числе местных президентских, парламентских и в Совет мудрецов, а также накладывать вето на результаты этих выборов.

Рахбар, Совет мудрецов и Совет хранителей Конституции составляют первый уровень властной вертикали.

Второй уровень

Его образуют следующие организации:

Высший совет национальной безопасности. Занимается он вопросами использования и строительства всего силового блока. В состав Совета входят: президент, спикер парламента, главы МИД, Генштаба Министерства Информации и Безопасности (т.е. Госбезопасности), МВД и планово-бюджетных организаций.

Совет по особым операциям. Именно он ответственен за “джихад во имя торжества Закона Аллаха в мире”. Совет состоит из президента, представителя рахбара, начальника Генштаба, в его состав также входят министры иностранных дел, информации и безопасности, командующий Корпусом Стражей Исламской Революции.

Кроме того, во второй уровень властной вертикали входят: Совет по политике реконструкции и Совет по культурной революции, в их работе участвуют руководители профильных организаций по ключевым отраслям экономики, просвещению и здравоохранению, а также представителя рахбара. Интересна роль Совета по полезности для строя, формально он должен улаживать конфликты между советом хранителей конституции и парламентом. Он состоит из представителя Рахбара и глав основных властных структур. На практике роль Совета состоит в утверждении решений парламента, выгодных экономически, но не соответствующих шариату и конституции. Все члены Совета по полезности для строя, постоянные и временные, назначаются Рахбаром.

Третий уровень образуют квази-европейские государственные институты и контролирующие и согласовательные органы. Высшим административным и хозяйственным руководителем государства является Президент, избираемый общенациональным голосованием на четыре года (но не более чем на два срока). Эта должность выпячивается во внешней пропаганде, институт Президента позволяет Ирану замаскировать теократический характер своего режима, говорить о демократизации.

Парламент (Меджлис шоури-э мелли) избирается каждые четыре года прямым голосованием на всеобщих выборах и не может быть распущен ни при каких обстоятельствах. Выборы в меджлис проходили даже в разгар ирано-иракской войны. В настоящий момент в Парламенте 290 мест. Число мест увеличивается в зависимости от роста населения через каждые 10 лет (в 1980 было 270 мест). Они распределяются пропорционально населению городов и провинций (останов).

Парламент принимает законы, в том числе о налогах и об иностранных инвестициях любого размера, выражает доверие/недоверие правительству.

Глава судебной власти, контролирует вертикаль шариатских судов. Его назначает Рахбар. В свою очередь, Глава судебной власти, выдвигает кандидатуры шестерых из 12 членов Совета хранителей конституции, выбирающего Рахбара. Также к структурам этого, третьего, уровня относится Совет по наблюдению за конституционными правами, коллективный аналог омбудсмена (защитника прав граждан).

Четвертый уровень

Его образуют различные министерства и организации, которые приводит в жизнь решения вышестоящих, и осуществляют текущее руководство.

Кабинет министров.

Во главе Кабинета стоит или президент, или вице-президент.

Но и на этом, нижнем, уровне властной вертикали, реальный верховный руководитель государства Рахбар (Вождь) принимает активное участие в решении вопросов обороны безопасности и международных вопросов, и министры часто отчитываются перед ним лично.

(Схема иранской властной вертикали впервые предложена в статье: А. Крымин, Е. Энгельгардт. Системная уязвимость политико-военной структуры Исламской Республики Иран. Журнал “Экспорт вооружений”, январь-февраль 2001 г.).

Промежуточные итоги

Оценивая эту “властную вертикаль”, необходимо признать, что муллам удалось создать уникальную в современном мире систему правления, сочетающую элементы демократии и теократии. Причем стоили её прямо в процессе революционных преобразований, к тому же в условиях тяжелой войны - но система получилась довольно эффективная, проблемы индустриализации, военного строительства и прочие до сего дня решались ею более-менее успешно.

На уровне стратегических вопросов линия развития страны определяется узкой группой исламского духовенства во главе с Рахбаром. К участию в управлении на этом уровне могут быть допущены лишь те, кто получил исчерпывающее исламское образование и прошел долгий путь отбора в рядах шиитской духовной иерархии - что и обеспечивает “верность нормам Ислама”.

Но некоторые обратные связи с широким обществом существуют и на стратегическом уровне: Совет мудрецов, теоретически высший орган исламской власти, выбирается прямым всеобщим голосованием. Хотя сама его власть носит довольно формальный характер, а кандидатами на место в Совете могут быть лишь шиитские улемы, причем прошедшие предварительный отбор, выборность тут имеет большое психологическое значение: народ чувствует причастность к власти на ее самом высоком уровне. Кроме того, половина из членов Совета хранителей Конституции, реально высшего органа власти, чтобы занять эту должность, должны получить одобрение выбираемого народом парламента.

Однако на уровне тактического воплощения “исламского курса” (Третий уровень исламской вертикали) влияние населения на принятие решений довольно велико. Именно выборный Парламент (Меджлис шоури-э мели) решает вопросы налогообложения и вообще основные вопросы экономической политики. При этом, начиная с 98 года, в Иране действует многопартийная система (до этого существовали “политические фракции”). Контроль мулл имеется и тут, но на предварительном этапе. Кандидаты, верность которых заветам ислама (в интерпретации последователей Хомейни) вызывает сомнения, могут быть отстранены от участия в выборах. Дополнительно, без одобрения Рахбара - Верховного лидера, который является верховным муджахидом (толкователем шариата) не могут быть признаны состоявшимися президентские выборы, Рахбар-Вождь утверждает назначение и отставку президента.

Но Рахбар, в свою очередь, избирается “Советом мудрецов”. А Совет состоит из шариатских законоведов, которые выбираются прямым всеобщим голосованием каждые восемь лет. То есть и тут происходит совмещение теократических и парламентстко-демократических принципов управления.

Экономическая система

Говоря об экономике, надо отметить, что ст.46 и 47 Конституции Ирана закрепляет право каждого на частную и личную собственность, а ст. 43 запрещает превращение государства в “крупного и единственного предпринимателя”.

Бизнес-сообщество может оказывать влияние на принятие решений в первую очередь благодаря тому, что крупнейшие торговые кланы связаны семейными узами с основными группировками внутри исламского духовенства. Скажем, политические соперники предыдущий президент Хатами и его предшественник, тоже бывший президент Рафсанджани, происходят из двух соперничающих торгово-промышленных кланов. Причем эти кланы вовлечены именно в экспортно-ориентированную часть экономики, и не случайно, что оба лидера являются проводниками курса сближения с Западом.

Важным органом влияния являются также цеха-“синфы”, в которые организован мелкий бизнес.

Перспективы

Выстроенную в Иране систему необходимо и интересно пристально изучить, многие элементы её могут быть использованы и в других странах Запада и Востока - ввиду все более очевидного несоответствия реалий парламентско-представительной системы изменяющемуся времени.

Однако идеальное решение получено не было, и проблемы, стоящие перед Ираном, накапливаются, как снежный ком. Создав оригинальную и в целом эффективную систему госуправления, режим практически потерпел поражение на идеологическо-культурном направлении. На это накладываются и экономические проблемы. Экономический прорыв, так и не был достигнут. Иран устоял против режима санкций, однако его экономика все еще развивается недостаточными темпами. При этом около половины населения страны составляет молодежь, большей частью младше 16 лет, годовой прирост населения превышает 2%. Однако высшие управленческие посты занимают те, кому старше 50-ти. Увеличивается миграция сельской молодежи в города, где она пополняет армию безработных. А ведь именно эти процессы послужили социальной опорой антишахской революции! Муллам есть о чем крепко задуматься. Мусульманское духовенство - “руханият”, став правящим слоем, быстро усвоило себе и многие пороки шахской бюрократии. В стране растет социальное расслоение, причем муллы обогащаются быстро и открыто. Населению же силой навязываются исламские нормы поведения, причем в довольно жёстком их варианте.

Многие из этих “норм”, например касательно одежды женщин, по мнению ряда мусульманских богословских авторитетов не являются обязательными с точки зрения ислама. В некоторых вопросах муллы вынуждены были искать пути для уступок в рамках действующей идеологии, но выбранные решения оказались неудачными. Так, из-за большого числа оставшихся после иранао-ираксой войны вдов, была легализована имеющаяся в исламском законодательстве, но обычно не используемая правовая норма “брак на час”. Перед лицом мусульманского судьи пара заключает “брачный союз”, а по прошествии нескольких часов развод. При этом внебрачные отношения в стране запрещены. Подобные ухищрения, выставляя исламскую идеологию на посмешище, вызывают у молодежи желание вообще избавиться от ее пут. В стране широко передаются имена высших мулл, использующих свое положение для принуждения вдов погибших на войне “шахидов” к сожительству. Конечно, проверить эти слухи невозможно но, независимо от их истинности, все это не способствует популярности идей исламского правления.

За прошедшие после революции годы муллы не смогли ни навязать большинству населения свой вариант исламского поведения, ни создать исламскую массовую культуру. Среди молодежи все большей популярностью пользуются западные формы досуга, массового искусства и западные “кумиры”. Так, даже ученики медресе в г. Куме, центре шиитского богословия, в массовом порядке покупают записи исполнителей типа Майкла Джексона. Картина невозможная и невиданная, например, в израильских ешивах, где для этого не требуется никаких запретов.

Тем не менее, созданная в Иране политическая система теократической демократии имеет шансы пережить необходимую для своего выживания эволюцию и сохраниться и в 21-м веке. Если, конечно, режим не падет в результате американского вторжения, в ходе бархатной революции или кровавых межнациональных конфликтов. В любом случае, место в учебниках политологии ей обеспечено.

Современные люди, управляемые средневековой властью. Таков облик сегодняшнего Ирана. Теократия пока справляется с вызовами XXI века, но с каждым годом делать это ей все труднее.

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Собирать грузовики Mercedes начали в Иране еще при шахе. Винтажные модели до сих пор доминируют на дорогах

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Базар в Исфахане ждет туристов, но пока их в стране очень мало

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

Нефть — главный ресурс авторитарной теократии

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Богатая северная часть Тегерана чем-то напоминает московские спальные районы

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Собирать грузовики Mercedes начали в Иране еще при шахе. Винтажные модели до сих пор доминируют на дорогах

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Базар в Исфахане ждет туристов, но пока их в стране очень мало

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

Нефть — главный ресурс авторитарной теократии

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

Богатая северная часть Тегерана чем-то напоминает московские спальные районы

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин / купить фото

АЛЕКСАНДР ЗОТИН, Тегеран--Москва

В Иране эпидемия селфи — молодежь старается ни в чем не уступать своим сверстникам из других стран. Но сделать это непросто — крупнейшие социальные сети и многие интернет-сайты под запретом (около трети сайтов), эротика и порнография под запретом, жесткий дресс-код предписывает женщинам ношение платка и необлегающей одежды, дискотек и ночных клубов не существует, вне- и добрачные связи запрещены.

Цена суверенной теократии

Цена суверенной теократии

Таковы предписания шариата. Иран — единственная в мире теократия (если не считать Ватикана). Главой государства по конституции после исламской революции 1979 года считается Махди, 12-й шиитский имам, пропавший (официально "ушедший в сокрытие") в 874 году н. э. С тех пор он незримо управляет Ираном. Его местоблюстителем является верховный лидер — рахбар — духовный глава всех иранских мусульман-шиитов. Он избирается Советом экспертов, состоящим в основном из высшего духовенства — аятолл. Рахбаром может стать только аятолла (в отличие от суннитов, шииты имеют четкую систему религиозной иерархии). Со смерти лидера исламской революции аятоллы Хомейни в 1989-м рахбаром является аятолла Али Хаменеи. Хомейни и Хаменеи, в одинаковых черных чалмах и с окладистыми седыми бородами, смотрят на вас с плакатов по всему Ирану.

С плакатов и граффити смотрят на иранцев и многочисленные шахиды (погибшие за веру, в основном в ирано-иракской войне 1980-1988 годов, хотя есть уже и новые, из Сирии). А аэропорт Исфахана называется "кладбище шахидов". Шиитская версия ислама отличается ярко выраженным культом мученичества. Смотрит с плакатов и дочь пророка Мухаммеда Фатима — но вместо лица у нее свечение.

Религия из-под палки


Шариат эксгибиционизму не помеха

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

От навязанной сверху религии люди, впрочем, устали и пытаются вырвать себе больше свободы. "Сейчас у нас Рамазан, но реально соблюдает его не так уж и много людей, меньше, чем в соседней официально светской Турции,— говорит собеседник "Денег" (мы не публикуем имен, чтобы у людей не было проблем со спецслужбами, пытавшимися опекать нас в поездке).— Все просто: люди берут у врачей справку о каком-нибудь заболевании и спокойно едят в дневное время в Рамазан".

Запрещенный алкоголь (в виде самогона) при большом желании достать можно. Запрет на проституцию обходится за счет института "временного брака": мулла оформляет брак на один день, точнее, просто используются готовые бланки. Впрочем, вся эта деятельность подпольна. Предписание о ношении платка соблюдается строго (если что, на недопустимый внешний вид сразу укажет полиция), но женщины все равно пытаются показать индивидуальность. Отношение к режиму можно четко определить по тому, какой на женщине платок (от черной чадры до почти незаметного "бантика" сзади прически), по цвету и манере одежды. Экстремальный случай — драные джинсы — нам встретился в аэропорту: возможно, это европеизированная дочка или внучка какого-то важного чиновника. Отбеленные волосы встречаются куда чаще. Такую молодежь называют "гарбзаде" — западниками.


Шахиды (мученики за веру) сопровождают тебя в Иране буквально на каждом шагу

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

На запрещенные сайты попадают, пользуясь специальными программами (по данным Google, Иран — пятая в мире страна по потреблению контента для взрослых на душу населения в мире). Впрочем, теократия пытается с этим бороться. В 2011-м клерикалы объявили о создании "халяльного интернета" и обязали интернет-провайдеров хранить весь трафик пользователей три месяца.

Подозрительность властей запредельна. Процесс получения разрешения на съемку нестратегических объектов вроде метро или нефтяных вышек настолько забюрократизирован и долог (журналистской визы мы с фотографом Павлом Кассиным ждали три месяца), что проще либо вообще отказаться от работы в Иране, либо делать все на свой страх и риск.

Разочарование в протесте


На празднике Эд-аль-Фетр (конец Рамазана) в Тегеране молодежи заметно меньше, чем пожилых людей

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Сказать, что иранцы довольны происходящим, нельзя. Можно было бы предположить хоть какой-то, но оптимизм. Просто потому, что в 2013 году президентом стал умеренный реформатор Хасан Роухани (сменивший одиозного Махмуда Ахмадинежада), и свобод по идее должно было стать больше. Да и часть наиболее болезненных экономических санкций (запрет на экспорт нефти в ЕС) с Ирана в начале 2016-го была снята. Но почти все наши собеседники сошлись во мнении, что "стало хуже". Хотя объяснить, в чем конкретно заключается ухудшение, мало кто смог. Экономика Ирана чувствует себя неплохо, МВФ на 2016-й прогнозирует рост ВВП на 4%. Свобод тоже меньше не стало.

"Члены правительства Роухани — действительно реформаторы,— говорит источник "Денег" в дипломатических кругах.— У некоторых даже есть американская грин-карта. Но толку мало — все поползновения к реформам блокируются рахбаром. Вероятно, вообще победа Роухани на выборах была организована рахбаром для снятия санкций с Ирана. Решил поиграть с Западом, выставив напоказ картонного реформатора".

Что даст Ирану отмена санкций

Что даст Ирану отмена санкций

Возможно, разочарование связано с утраченными надеждами на либерализацию. Собеседники "Денег" вряд ли могут пожаловаться на финансовое неблагополучие. В основном это вполне успешные люди: учившийся в России врач из Исфахана, предприниматель из Шираза, мечтающий переселиться в Санкт-Петербург и открыть там бизнес, дочка бизнесмена и внучка высокопоставленного чиновника еще шахского правительства из Тегерана, учившаяся в Лондоне, тегеранский студент-архитектор из небедной семьи. Времена шаха по молодости никто не помнит, но упоминают рассказы родителей "о лучших временах".

Выборка неидеальная, но именно такие люди наиболее активны экономически и политически. Ту же исламскую революцию 1979 года сделали не бедняки (они присоединились к протестам в последний момент), а духовенство, средний класс и студенчество.

Последние две страты были и ядром провалившейся "зеленой революции" июня 2009-го. Тогда на фоне фальсификации итогов выборов президента лидеры оппозиции Мир-Хосейн Мусави (кстати, родственник рахбара и премьер-министр в 1981-1989 годах) и Мехди Кярруби возглавили масштабные акции протеста. Сотни тысяч, а затем и миллионы иранцев вышли на улицы крупнейших городов, требуя справедливых выборов. Один из активистов в Тегеране повязал мне тогда на руку зеленую ленточку — отличительный знак оппозиции, я храню ее до сих пор.

Муллархия против флешмоба


Как бы ни уверяли плакаты, вокруг аятоллы Хаменеи сплачивается далеко не весь народ

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Властям удалось подавить протесты, несмотря на очевидный раскол внутри элит ("зеленую революцию" поддержал, например, внук аятоллы Хомейни — Хасан Хомейни). От волнений 2009-го в 2016-м не осталось и следа. Мусави и Кярруби сидят под домашним арестом, часть протестующих брошена в тюрьмы, часть эмигрировала, а часть властям удалось купить. Люди разочаровались в протесте и теперь не выставляют недовольства напоказ. Но, впрочем, и не боятся о нем говорить. "Никаких надежд нет,— говорит один из наших собеседников.— Ну и что, что рахбар уже стар (77 лет.— "Деньги" ). Слухи о его плохом здоровье появляются раз в месяц уже на протяжении нескольких лет. Но и даже после его смерти муллы изберут такого же".

К муллам у собеседников "Денег" отдельная неприязнь. "Очень хорошее занятие. Зарплата около $2 тыс. в месяц (средняя зарплата в Тегеране — $1 тыс.— "Деньги" ). Бесплатная государственная квартира, субсидии практически на все. Самые богатые люди в стране — госчиновники и муллы, часто это одно и то же. Аятолла Хашеми-Рафсанджани — миллиардер, да и президент (ходжатоль-эслам, второй ранг после аятоллы .--"Деньги" ) Роухани — тоже небедный человек, его брат руководит таможенной службой Ирана",— говорит один из них.

Держи Иран шире

Держи Иран шире

По оценке публициста-эмигранта Амира Тахери, в стране около 500 тыс. мулл при общем населении в 78 млн, а докторов, согласно заявлению министра здравоохранения, всего 18 тыс. (в США и Канаде докторов иранского происхождении больше, чем на родине). В наших перелетах между городами в салоне самолета обязательно был минимум один мулла. Да и просто на улицах, в ресторанах или магазинах — то тут, то там мелькает либо белый, либо черный тюрбан (черный цвет означает, что его обладатель — сейед, то есть потомок пророка Мухаммеда; духовенство в Иране — часто наследственное).

Ответ людей на ограничения и репрессии властей — уход в частную жизнь. В Тегеране и в других городах Ирана мало общественных пространств, за исключением базаров и мечетей. Как иранцы развлекаются? Очень просто — ходят друг к другу в гости. В гостях, за стенами, дозволительно все, что запрещено в пространстве общественном. Закрытые вечеринки со всеми "запретными плодами" — это очень по-ирански.

Однако переход от тихого недовольства к протестам вообразить в иранском контексте довольно легко. Хотя бы в силу демографии: доля молодежи здесь гораздо выше, чем, например, в России.

Теория исламского государства аятоллы Хомейни — неошиитская правовая модель (велаят-е факих)

Обосновать законность выборных органов власти Хомейни стремится трактовкой следующих положений, содержащихся в Коране и сунне;

Руководствуясь этими положениями, Хомейни выделяет три группы, составляющие органы власти в исламской республике:

  • Группа принятия решений, основанных на шариате,
  • Совещательная группа
  • Исполнительная группа (с. 5).

Хомейни не выделяет органы правосудия в отдельную группу, полагая, что в исламском обществе отправление правосудия априори лежит на духовенстве. Все сотрудники органов правосудия, подчеркивает он, начиная от министра юстиции и кончая последним городским или сельским судьей, должны быть обязательно муджтехидами или факихами. Из числа духовных лиц должны назначаться и те министры и их подчиненные, которые распоряжаются гражданами страны. К их категории Хомейни относит, например, начальника полиции, ответственного за мобилизацию, губернаторов и большинство сотрудников административных учреждений.

При исламском строе, — пишет Хомейни, — вся нация — начальники и подчиненные, сотрудники учреждений и торговцы, религиозные деятели и студенты, работодатели и рабочие — все будут братьями и равноправными. Совершенно очевидно, что между ними будут господствовать искренность и братство, не будет существовать конфликтов по поводу постов, рангов, богатства и т. п.; имущество всех и каждого будет чистосердечно предоставлено в распоряжение всех и каждого.

Таким образом, разработанная Хомейни структура органов власти предполагает установление теократического образа правления, при котором светская и духовная власть нераздельны. При этом форма парламентской республики лишается своего содержания, поскольку избираемый народом парламент не наделяется властью и представляет собой совещательный орган, обязанный беспрекословно выполнять распоряжения Группы принятия решений – Рахбара и Совета экспертов.

Революция и принятие исламской конституции

После длительного противостояния между проамериканским шахом Ирана и радикальным шиитским духовенством, возглавляемым аятоллой Хомейни из эмиграции произошла Исламская революция 1979 года. В лозунгах народных масс не содержалось ничего похожего на мусульманскую теократию. Никто не ожидал и не верил в намерения духовенства установить свою власть[19]. Однако именно шиитские аятоллы стали движущей силой революции — Шах Мохаммед Реза бежал и к власти в Иране пришли радикальные мусульмане, создавшие Исламский Революционный Совет (ИРС), большинство которого составляли революционные деятели из числа ближайших доверенных лиц аятоллы Хомейни. Сложилась довольно стройная структура революционных органов власти. Низовые ее звенья составили ревкомы, революционные трибуналы, рабочие советы на предприятиях и советы служащих в учреждениях. Центральный революционный комитет, штаб Корпуса стражей революции и Верховный революционный трибунал представляли центральные исполнительные органы, а Исламский революционный совет олицетворял собой законодательную власть[20].

Аятолла Хомейни торжественно прибыл в Тегеран, официально он не занимал определенного поста и формально не входил в состав ИРС, однако так поставил дело, что фактически именно он стал главой государства и последней инстанцией при решении важных вопросов.

Либеральные и левые круги Ирана требовали создания широкой Конституционной Ассамблеи для работы над Конституцией нового республиканского Ирана. По их мнению, такая Ассамблея должна была состоять из представителей различных классов общества. Некоторые политические группы и представители правительства Мехди Базаргана требовали создания самого широкого собрания количеством до 600 человек со всей страны, состоящего из различных сословий и представляющего интересы различных политических групп, сословий и слоёв населения. Клерикальные круги во главе с неистовым аятоллой Бехешти настаивали на создании компактного Собрания числом до 70 человек в основном из исламских улемов. Аятолла Хомейни встал на сторону группы Бехешти, высказавшись за создание малого собрания, наименованного Советом Экспертов[22]. Выборы в Первый Совет Экспертов состоялись 3 августа 1979 года. Из 417 кандидатов, причём среди них 383 известных представителя духовенства, предстояло выбрать 73 депутата.

Павел Зарифуллин

В 20 веке в Иране произошла Исламская революция , после которой ислам проник во все сферы жизни.

В Конституции Ирана эпиграф отсылает к цитате из Корана (Сура "Железо", аят 25), а первое предложение преамбулы выглядит так:

Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы).

Данная цитата предполагает, что всю жизнь в Иране нужно соотносить с исламскими нормами.

Государственное устройство Ирана определено Конституцией. В первых статьях написано: система правления Ирана - Исламская Республика , которая основана на вере в Аллаха, в законность шариата для всего народа, в преемственность имамов . Таким образом, Иран - это теократия (гражданская и религиозная власть в одном лице).

Государственная религия Ирана - ислам. Но не весь ислам, а только джафаритского мазхаба. Мазхаб - это правовая школа, доктрина. Их много в исламе. Джафаритский мазхаб был основан имамом и богословом Джафаром ас-Садиком в 8 веке . Данный мазхаб является главной доктриной для самой многочисленной шиитской группы - двунадесятников (иснаашариты).

Шииты-двунадесятники признают преемственность духовной власти 12 имамов (духовных лидеров), начиная с первого имама Али , который был двоюродным братом пророка Мухаммеда и мужем его дочери Фатимы. Все 12 имамов являлись потомками Али, пока в 872 году не исчез 12 имам Мухаммад аль-Махди ("махди" - мессия). Двунадесятники верят, что аль-Махди является " скрытым имамом " и он до сих пор жив. Махди вернется как мессия в конце времен, чтобы одолеть Даджалля (Антихриста) и установить мир и процветание.

Так как 12 имама нет рядом, то двунадесятники, захватившие власть в Иране, придумали идею, что его должен временно заменять Высший руководитель Ирана - великий аятолла. Это прописано в статье 5:

Во время отсутствия Вали-е-Аср (аль-Махди) в Исламской Республике Иран управление делами возлагается факиха (лидера страны).

Первым лидером Ирана был великий аятолла Рухолла Хомейни , с которого и началась Исламская революция и последующие преобразования в стране. После его смерти главой стал великий аятолла Али Хаменеи .

Высший руководитель Ирана (религиозный и светский лидер/факих/рахбар) стоит над всеми ветвями власти: судебной, исполнительной и законодательной, которые независимы друг от друга (статья 57). Руководитель является верховным главнокомандующим.

Руководителя выбирает Совет экспертов , состоящий из ведущих богословов. Сам совет избирается всенародным голосованием на 8 лет. Совет имеет право сместить руководителя.

По значимости после Высшего руководителя следует президент Ирана (ныне: Хасан Рухани). Он глава исполнительной власти и гарант Конституции. Все действия согласуются с высшим руководителем. Его назначают на 4 года путем всенародного голосования.

Меджлис (Исламский консультативный орган) - однопалатный парламент (законодательная власть), избирается всенародным голосованием на 4 года. Проверку проектов законов Меджлиса проводит Совет стражей Конституции , члены которого избираются Высшим руководителем и Меджлисом. Для Совета важно, чтобы проекты законов не противоречили шариату. Если между Советом и Меджлисом возникают проблемы, то их решает Совет целесообразности .

Судебная власть имеет разветвленную систему. Если кратко, то она включает Народный (уголовка и гражданка), Революционный (государственные дела) и Духовный суды. Глав назначает Высший руководитель.

Как видно, все проходит через взор Высшего руководителя, который исполняет функции религиозного и светского лидера. Светские законы подчинены принципам шариата, а духовенство имеет обязательное представительство во всех сферах власти.

Читайте также: