Теодор адорно биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (немц. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno) — немецкий философ еврейского происхождения, социолог и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Теодор Адорно родился в семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870—1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе…

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (немц. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno) — немецкий философ еврейского происхождения, социолог и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Теодор Адорно родился в семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870—1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, эскпортировал вино в Великобританию и Соединённые штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865—1952), была певицей. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте работал учителем фехтования.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля. С начала 20-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик. В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете; приход нацистов к власти заставил его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты. В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне.

Библиография

1992 — К логике социальных наук [Вопросы философии, № 10]
1997 — Диалектика Просвещения [Хоркхаймер Макс; Филос. фрагменты. — М.: Медиум]
1999 — Избранное: Социология музыки [М.: Университетская книга, Культурология. XX век]
2000 — Проблемы философии морали [пер. с нем. М. Л. Хорькова; М.: Республика, Библиотека этической мысли]
2000 — Из переписки с Теодором В. Адорно [Беньямин В. Франц Кафка; Пер. М. Рудницкого. — М.: Ad Marginem, Философия по краям]
2001 — Эстетическая теория [М.: Республика, Философия искусства]
2001 — Исследование авторитарной личности [М.: Серебряные нити]
2001 — Философия новой музыки [М. : Логос, Сигма]
2003 — Негативная диалектика [М.:…

Теодор Адорно – видный немецкий композитор, теоретик музыки, социолог и философ. После прихода к власти Гитлера Адорно перебрался за океан, но с окончанием войны вернулся на родину. Он был представителем так называемой франкфуртской школы социологии и внес существенный вклад в исследование психологии нацизма.

Содержание статьи

Теодор Адорно

  • Теодор Адорно: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Мира Тодоровская: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Из биографии Теодора Адорно

Будущий философ и теоретик музыки появился на свет во Франкфурте (Германия) 11 сентября 1903 года. Теодор был сыном состоятельного виноторговца Оскара Александра Визенгрунда и талантливой певицы Марии-Барбары Кальвелли-Адорно. Часть фамилии матери Теодор взял в качестве своей фамилии уже в зрелом возрасте.

На формирование личности мальчика оказала тетушка Агата, жившая в доме его родителей. Уже в юном возрасте Теодор выучился хорошо играть на фортепиано. До 17-ти лет он учился в гимназии и считался лучшим учеником класса.

В свободное время Теодор штудировал труды Канта и брал уроки композиторского дела. Позже Адорно признавал, что изучение классической немецкой философии дало ему больше, чем все годы формального обучения.

Получив базовое образование, Теодор поступил во Франкфуртский университет, где изучал социологию, психологию, философию и музыковедение. Университет он окончил в 1924 году.


Начало карьеры

Еще в годы студенчества Теодор начал писать критические статьи о музыкальном искусстве. Но значительно больше его привлекала профессия композитора. В 1925 году Теодор принялся за изучение музыки в Вене. Больше всего его интересовали эксперименты с атональными построениями. Однако слушателям такие опыты были не по душе.

Несколько разочаровавшись в музыке, Теодор обратился к социологии. Некоторое время он выступал с лекциями. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Всех профессоров, которые не относились к арийской расе, лишили лицензии на преподавание.

В 1937 году Адорно впервые посетил Соединенные Штаты. Ему понравилось в Нью-Йорке. Он принял решение перебраться сюда на жительство. Философ заключил контракт с Институтом социальных исследований, а потом стал сотрудничать с Колумбийским университетом. Впоследствии Адорно перебрался в Лос-Анджелес.


Теодор Адорно после войны

После окончания Второй мировой войны Теодор перестал писать музыку. Поначалу он стал заниматься разработкой философии музыкального искусства, но вскоре его пыл угас. Он переключился на создание серии трудов о психологии фашизма.

Труды Адорно оказали значительное влияние на развитие общественных наук. Вклад немецкого ученого в развитие социологии признают даже критики его творчества. Сочинения немецкого ученого и теперь вызывают ожесточенные споры среди философов и социологов.


Испытывая тоску по родине, Адорно в итоге вернулся в Германию. Он получил пост профессора во Франкфурте. В его ведении находилась не только научная работа, но и хозяйственная деятельность.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — немецкий социальный философ, социолог, теоретик искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-. Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Максом Хоркхаймером) Франкфуртского института.

Библиография

Избранные труды:

  • Theodor W. Adorno: Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen. — Tübingen 1933.
  • Theodor W. Adorno: Willi Reich (Hrsg.): Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Krenek. — Wien, Leipzig, Zürich 1937.
  • Theodor W. Adorno: Max Horkheimer: Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente. — Amsterdam 194.
  • Theodor W. Adorno: Philosophie der neuen Musik. — Tübingen 1949.
  • Theodor W. Adorno, Else Frenkel-Brunswik, Daniel J. Levinson, R. Nevitt Sanford: The Authoritarian Personality. — New York 1950. In Deutschland posthum erschienen unter dem Titel Studien zum autoritären Charakter. — Frankfurt am Main 1973.
  • Theodor W. Adorno: Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben. — Berlin, Frankfurt am Main 195.
  • Theodor W. Adorno: Versuch über Wagner. — Berlin, Frankfurt am Main 1952.
  • Theodor W. Adorno: Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. — Berlin, Frankfurt am Main 1955.
  • Theodor W. Adorno: Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien. — Stuttgart 1956.
  • Theodor W. Adorno: Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt. — Göttingen 1956.
  • Theodor W. Adorno: Aspekte der Hegelschen Philosophie. — Berlin, Frankfurt am Main. 1957.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur I. — Berlin, Frankfurt am Main 1958.
  • Theodor W. Adorno: Klangfiguren. Musikalische Schriften I. — Berlin, Frankfurt am Main 1959.
  • Theodor W. Adorno: Mahler. Eine musikalische Physiognomie. — Frankfurt am Main 1960.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur II. — Frankfurt am Main 1961.
  • Theodor W. Adorno: Einleitung in die Musiksoziologie. Zwölf theoretische Vorlesungen. — Frankfurt am Main 1962.
  • Theodor W. Adorno, Max Horkheimer: Sociologica II. Reden und Vorträge. — Frankfurt am Main 1962.
  • Theodor W. Adorno: Drei Studien zu Hegel. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Eingriffe. Neun kritische Modelle. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Der getreue Korrepetitor. Lehrschriften zur musikalischen Praxis. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Quasi una fantasia. Musikalische Schriften II. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Moments musicaux. Neu gedruckte Aufsätze . — Frankfurt am Main 1964.
  • Theodor W. Adorno: Jargon der Eigentlichkeit. Zur deutschen Ideologie. — Frankfurt am Main 196.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur III. — Frankfurt am Main 1965.
  • Theodor W. Adorno: Negative Dialektik. — Frankfurt am Main 196.
  • Theodor W. Adorno: Ohne Leitbild. Parva Aesthetica. — Frankfurt am Main 1967.
  • Theodor W. Adorno: Berg. Der Meister des kleinsten Übergangs. — Wien 1968.
  • Theodor W. Adorno: Impromptus. Zweite Folge neu gedruckter musikalischer Aufsätze. — Frankfurt am Main 1968.
  • Theodor W. Adorno: Sechs kurze Orchesterstücke op. 4, 1929. — Milano 1968.
  • Theodor W. Adorno: Theodor W. Adorno, Hanns Eisler: Komposition für den Film. — München 1969.
  • Theodor W. Adorno: Stichworte. Kritische Modelle 2. — Frankfurt am Main 1969.
  • Theodor W. Adorno: Ästhetische Theorie. Hrsg. von Gretel Adorno und Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1970; 13. Auflage. 1995.
  • Theodor W. Adorno: Über Walter Benjamin. Hrsg. und mit Anmerkungen versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1970. [Revidierte und erweiterte Ausg.]: Frankfurt am Main 1990.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur IV. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1974.
  • Theodor W. Adorno: Der Schatz des . Singspiel nach Mark Twain. Hrsg. und mit einem Nachwort versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1979.
  • Theodor W. Adorno: Beethoven. Philosophie der Musik. Fragmente und Texte. Hrsg. von Rolf Tiedemann. (Nachgelassene Schriften. Hrsg. vom Theodor W. Adorno Archiv. Abt. I, Band 1.) — Frankfurt am Main 1993. 2. Auflage. 1994. [Taschenbuch-Ausg.] Frankfurt am Main 2004.
  • Theodor W. Adorno: Probleme der Moralphilosophie 1963. Hrsg. von Thomas Schröder. — Frankfurt am Main 1996. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 10.)
  • Theodor W. Adorno: Metaphysik. Begriff und Probleme 1965. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1998. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 14.)
  • Theodor W. Adorno: Zur Lehre von der Geschichte und von der Freiheit . Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2001. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 13.)
  • Theodor W. Adorno: Ontologie und Dialektik . Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2002. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 7.)
  • Theodor W. Adorno: Vorlesung über Negative Dialektik. Fragmente zur Vorlesung . Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2003. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 16.)
  • Theodor W. Adorno: Zu einer Theorie der musikalischen Reproduktion. Aufzeichnungen, ein Entwurf und zwei Schemata. Hrsg. von Henri Lonitz. — Frankfurt am Main 2001. (Nachgel. Schr., Abt. I, Band 2.)
  • Theodor W. Adorno: Traumprotokolle. Hrsg. von Christoph Gödde und Henri Lonitz. Nachwort von Jan Philipp Reemtsma. — Frankfurt am Main 2005.
  • Theodor W. Adorno: Current of Music. Elements of a Radio Theory, hrsg. von Robert Hullot-Kentor. — Frankfurt am Main 2006.

Тексты

Теодор Адорно:
Негативная диалектика

Theodor Adorno. Negative dialektik, 1966. / Теодор Адорно: Негативная диалектика. Перевод на русский язык: Е. Л. Петренко. — М., 2003.

Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер:
Диалектика просвещения. Философские фрагменты

Max Horkheimer, Theodor W. Adomo Dialektik der Aufklaerung Philosophische Fragmente, 1969. / Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер: Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Перевод на русский язык: М. Кузнецова. — СПб., 1997

Философия техники в ФРГ.
Сборник статей

Теодор Адорно:
О технике и гуманизме

Новые персоналии

Популярные персоналии

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.


Теодо́р Лю́двиг Визенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 года — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Image-Postwertzeichen DPAG - 100. Geburtstag Theodor W. Adorno 2003.jpg


Содержание

Происхождение

Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд родился в семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870—1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. [1] Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, эскпортировал вино в Великобританию и Соединённые штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865—1952), была певицей. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте работал учителем фехтования [1] .

Философские взгляды

Адорно и музыка

Адорно — автор музыкальных сочинений, в том числе нескольких опер, написанных в близкой экспрессионизму манере. Непосредственным учителем Адорно в области музыкальной композиции был Альбан Берг. Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано — Мария Луиза Лопес Вито.

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне, где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник — авторская работа русского художника Вадима Захарова [2] , выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

Адорно [ т е ː о д о ː ɐ v е ː ʔ имеет к ɔ ɐ п о ] , родился Теодор Людвиг Wiesengrund 11 сентября 1903 г. во Франкфурте-на-Майне и умер 6 августа 1969 г. в Виспе , философ , социолог , композитор и музыковед немец .

Как философ, он вместе с Гербертом Маркузе и Максом Хоркхаймером является одним из главных представителей Франкфуртской школы , в рамках которой была разработана критическая теория . Как музыкант и музыковед, он является представителем Второй венской школы и теоретиком новой музыки . И именно как (эстетический) философ, социолог, музыковед и музыкант он вместе с Максом Хоркхаймером представил междисциплинарное понятие культурной индустрии , первый перевод на французский язык названия основополагающего эссе Kulturindustrie в La Dialectique de la raison .

Резюме

Имя и происхождение


Теодор Визенгрунд-Адорно родился во Франкфурте , 11 сентября 1903 г. , отца- еврея из Германии , купца Оскара Александра Визенгрунда, и матери-католички, Марии Кальвелли Адорно делла Пиана, певицы.

Ребенка крестили по католическому обряду, а его мать присоединила к фамилии Визенгрунд свое собственное имя Адорно. Таким образом, он будет носить имя Wiesengrund-Adorno, чтобы подписать свои самые марксистские статьи, прежде чем отказаться от дефиса в 1938 году и сократить имя своего отца до W. только во время его изгнания в Соединенных Штатах Америки : затем он стал известен как Теодор В. Адорно.

В 1943 году он был натурализованным американцем под именем Теодор Адорно и извинился перед родителями за то, что удалил свое имя Людвиг и вплоть до W. из фамилии.

Имя Адорно происходит от деда по материнской линии, Жан-Франсуа Кальвелли (1820–1879), родившегося на Корсике недалеко от Боконьяно , в семье, близкой к Бонапартам . Он был кадровым офицером во французской армии , прежде чем поселиться в Франкфурте , как в фехтовании мастера . Он присвоил себе итальянское имя Кальвелли Адорно делла Пиана, которое также произвело впечатление на его внука и предполагает связь с семьей Адорно дожей Генуи . Жан-Франсуа пересек границу, чтобы возобновить службу во французской армии во время франко-прусской войны 1870 года.

Еще один псевдоним в семейном кругу - Арчибальд Баухшляйфер.

биография

Обучение

Молодой Wiesengrund был введен в философию, читая Критику чистого разума от Канта с Зигфрид Кракауэр , старшей из четырнадцати, в то время как все еще студента в средней школе во Франкфурте. Затем он изучал философию, психологию, социологию, историю искусств и музыковедение во Франкфуртском университете . Затем он познакомился с Максом Хоркхаймером , Вальтером Бенджамином и его будущей женой Маргарет Карплюс ( Гретель Адорно (en) ). Он защитил докторскую диссертацию по философии в 1924 году на трансцендентности Chosal ноэматический и феноменологии от Гуссерля с философом неокантианской Ганса Корнелиуса (в) .

Изгнание

В 1943 году, в разгар войны, Адорно получил американское гражданство . Он написал более интимные тексты, такие как протоколы своих снов и фрагменты, которые позже будут опубликованы под названием Minima Moralia , в которых он описал свое положение эмигранта в катастрофических исторических условиях. Исследование истоков антисемитизма продолжается социологическим исследованием отношения масс к авторитарной личности .

Освящение


Адорно и его коллеги. (Фотография сделана в Гейдельберге в Апрель 1964 г. Джереми Дж. Шапиро из Института социологии Макса Вебера). Спереди: Макс Хоркхаймер слева и Теодор В. Адорно справа. Сзади слева: Зигфрид Ландсхут. Правый защитник (рука в волосах): Юрген Хабермас .

Адорно решает вернуться в Германию после войны, потому что чувствует себя облеченным миссией в политической и интеллектуальной жизни молодой Федеративной Республики Германии .

Он вернулся в Европу через Париж, где высадил 29 октября 1949 г. , прежде чем поступить во Франкфуртский университет, где он преподавал с 1949 по 1950 год. Его учение сосредоточено на философии Канта, Гегеля , диалектике и эстетике , но он также занимается междисциплинарной работой и вмешивается в общественное пространство.

Он снова вернулся в Соединенные Штаты в 1951 году, затем на десять месяцев в 1952–1953 годах, во время которых он провел социологический опрос в астрологической колонке Los Angeles Times . Он не отказывался от американского гражданства до 1955 года.

Адорно получил в 1957 году кафедру философии и социологии. В 1958 году он сменил Макса Хоркхаймера во главе Института социальных исследований. Франкфуртская школа воссоздает себя и определяет свой метод и его содержание как критическая теория.

Он придает думать связь между психологией и социологией, в частности, в своем докладе психоанализа по Фрейду . Он применяет исследования авторитарной личности к ситуации в Германии с помощью групповых экспериментов по вопросу вины и отношения к прошлому. В 1961 году методологическая полемика поставила его против Карла Поппера и представителей позитивизма .

Как музыковед, он очень активно следит за музыкальной жизнью послевоенного периода, интересуется музыкой Пьера Булеза и Оливье Мессиана , предостерегая молодое поколение от целостного сериализма , консерватизма и догматизма в целом. Его монографии о Рихарде Вагнере , Густаве Малере (1960) и Альбане Берге (1968) повлияют на несколько поколений композиторов и музыковедов. Все его музыкальные произведения основаны на стремлении тесно объединить эстетическую рефлексию с анализом произведений, для чего он старается не применять к произведению внешнюю для него схему. Предлагает концепцию неформальной музыки .

Его дважды приглашали читать лекции в Париже: в Сорбонне в 1958 году, затем в Коллеж де Франс в 1961 году. Аудитория была очень маленькой, но, помимо Поля Целана, присутствовали Морис Мерло-Понти и Жан . , Роджер Кайлуа и Жорж Фридман . Надо сказать, что в то время работы Адорно еще не были переведены на французский язык, тогда как его публикации в Германии умножились, а Minima Moralia получила неожиданный общественный успех.

Вызов

Адорно находится в противоречии: он отказывается следовать за протестующими, что равносильно разрушению возможности демократии, которая мучительно строится в Германии на руинах национал-социализма, но, осознавая причины революционного движения, он отказывается также сыграть на руку реакционным силам.

Во время событий мая 1968 года его ученики использовали его культурную элитарность как предлог для нападок на него, обвиняя его в пособничестве буржуазной власти. Адорно критикует антиинтеллектуализм (иррационализм и инфантилизм) движения, а также скрытый фашизм, который он может содержать.

Происходит первый инцидент, 31 января 1969 г. , когда забастовочный комитет, после отказа профессоров Адорно и Хабермаса сотрудничать, вторгся в помещения института. Адорно требует вмешательства полиции и подает жалобу на вторжение в дом.

Адорно оставляет незавершенным эстетическую теорию, над которой он работает с 1966 года и которая часто была темой его учений. Книга была опубликована после черновика Гретель Адорно и Рольфом Тидеманном в 1970 году. Она быстро зарекомендовала себя как одна из самых важных работ философа и будет одной из самых читаемых. Адорно развил там свою концепцию радикального искусства как формы социального сопротивления и истины.

Читайте также: