Тектоника в дизайне кратко

Обновлено: 09.05.2024

Критерием удачной ритмичности является относительная простота и, главное, ясность движении составных элементов предмета при образовании тон пли иной его формы.

Чтобы правильно оценить качество формы того или иного объекта, необходимо помнить для какой цели оно предназначе­но. Какие силы на него действуют, из какого материала и каким способом оно изготовлено. Ответ па вопрос, каким образом мате­риально-конструктивная природа вещи выявляется в художест­венной форме, дает тектоника.

Тектоника промышленного изделия - это средство компози­ции, выражающее в художественной форме логику его матери­ально-конструктивного строения. Тектоника выявляет соотно­шения подвижных и неподвижных, несущих и несомых частей изделий, физических свойств материалов, конструкций. Закономерности тектоники отражают в форме изделия характер работы конструкции и материалов - прочность, устойчивость, равновесие, распределение и погашение усилий, которые возни­кают под влиянием силы тяжести, взаимодействия элементов конструкции и преодолении сопротивления окружающей среды при движении в ней предмета.

На появление новой тектонической формы оказывает влия­ние материал предмета. Оригинальные формы пространственной конструкции создают из пластмассы высоких марок методом прессования в формах, например посуду и кухонную утварь с тончайшими стенками, обладающими высокой прочностью.

Тема №4 Цвет как организующее начало художественного пространства;

Художественный образ объекта дизайна возникает именно благо­даря сопоставлению различных по цвету и фактуре материалов: дерево, ме­талл, стекло, фарфор, пластик, черный лак, разноцветные эмали.

Изменение цветового решения позволяет изменять визуальный образ формы и пространства в определенном направлении. Можно констатировать, что цвет является свойством формы. Способность полихромии визуально преоб­разовывать геометрический вид формы является проявлением ее формообра­зующего действия. В композиции интерьера дизайнеры опираются на зако­ны цветовой гармонии, особенности цветового видения. Знания по цветоведению помогают создавать архитектурный облик интерьера, здания, среды. Чувство пространства бессознательно ориентируется на природу. Человек привыкли к тому, что небо преимущественно светлое, а земля под ногами темная, поэтому, чтобы хорошо себя чувствовать, в комнатах пото­лок обычно делают светлым, а пол - темным. Если умело учитывать такое разделение и использовать воздействие различных цветов, то можно изме­нить пропорции помещения.

Рассмотрим различные примеры. Подбирая окраску потолка, пола и стен, дизайнер учитывает следующие правила:

* Темные краски делают комнату меньше, а потолки ниже.

* Светлые цвета оптически расширяют комнату, она кажется просторнее, потолки выше.

* Холод голубых тонов создает впечатление простора. Стены и потолок оптически раздвигаются.

* Теплые цвета с отчетливым присутствием красного как бы придвигают­ся к нам. Теплые желтоватые цвета менее агрессивны, чем красный.

* Цветные декоративные бордюры на уровне глаз привлекают внимание и надолго задерживают взгляд на стенах.

* В маленьких помещениях лучше выбирать для пола один цвет, который должен повторяться в плитках ванной и кухни. Лишь стены могут слегка различаться в оттенках, чтобы квартира казалась и достаточно многообраз­ной, и просторной.

Узор тоже может изменить пространственные соотношения в интерьере. Подбирая рисунок обоев, портьер, напольного покрытия, дизайнеру необ­ходимо помнить о следующих закономерностях:

* Обои с крупным рисунком оптически уменьшают комнату.

* Мелкий рисунок на обоях создает впечатление простора, увеличивает и раздвигает комнату, особенно если в нем преобладают светлые тона.

* Поперечные полосы на стенах делают комнату шире, но при этом ниже. Поперечные полосы на задней стене укорачивают помещение.

* Вертикальные полосы удлиняют стену, комната кажется выше. Они под­черкивают высоту и увеличивают ее.

* Полосы в длину на полу удлиняют комнату тем больше, чем шире по­лосы и чем ярче их цвет.

* Поперечные полосы на полу оптически делают комнату шире и короче.

Рассмотрим еще несколько примеров цветового решения интерьеров, на­пример, проследим, как действуют некоторые локальные цвета на полу.

Красный и все оттенки красногосильно подчеркивают горизонтальность поверхности, создают очень активную цветовую среду, кажется, что пол напирает снизу на зрителя.

Желтый и все оттенки желтогона полу делают комнату веселой и солнеч­ной, но светлая краска зрительно не дает надежной опоры ногам.

Синий и все голубые тона на полу создают разное впечатление. Синий, как более темный цвет, больше подходит для пола, чем голубой. В то же время светлые голубые оттенки делают комнату большой и просторной.

Зеленый и все оттенки зеленого на полу ассоциируются с зеленой лужай­кой, поэтому по такому полу приятно ходить.

В цветовом решении интерьера важную роль играют не только ассоциации цветов с природой, но и назначение интерьера, расположение комнат, их ориентация по сторонам света. Так, обои, подходящие по цвету и рисунку для детской комнаты, не годятся для гостиной или офиса. В солнечной ком­нате рекомендуется использовать холодные цвета, а там, где солнца бывает мало, наоборот, яркие и теплые. То или иное предпочтение цвета в интерье­ре может много рассказать о характере его владельца.

Очень важна функция цвета как средства сохранения и создания экологи­чески чистой визуальной среды, которая зачастую перенасыщена цветом или ахроматическими решениями. Достижение цветовой гармонии объектов ди­зайна с их окружением, целенаправленное формирование цвета интерьера и экстерьера зданий ведут к формированию целостной цветовой среды посел­ков и городов и гармонизации человеческих отношений. Дизайнеры работа­ют над созданием функционально и эстетически совершенной колористи­ческой среды.


Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.

Краткая характеристика

В отношении искусства (или в целом эстетики) тектоника может быть названа видимой конструкцией целого, выраженной через членение и соотношение конструктивных (несущих) частей художественной или архитектурной формы.

В индустриальной, коммуникационной и даже парадной архитектуре второй половины XX века сугубая тектоничность формы здания, моста или иного объекта часто выражала себя также в прямой форме, когда основные несущие конструкции (опоры, балки или подвесы) выходили на поверхность сооружения и составляли характерную основу её внешнего облика.

Однако не только конструкция. Равным образом тектоника может находить своё выражение и через свойства материала, из которого построено целое.

Тектоника в искусстве является понятием близкородственным, но более частным и узким, чем архитектоника, которая проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого: не только конструктивных, но и внешних. [1] Однако, и тот, и другой термин проник в остальные искусства и науки именно из архитектуры.

Так, в древне-русском языке тектоника (через греческое заимствование) прежде всего проявила себя в названии профессии плотник (тектонъ). [1]

Также и в Римской империи профессия тектор (лат. tector ) имела сугубо строительное значение — маляр или штукатур. [2] Оба этих строительных занятия равным образом имеют отношение к внешности художественного целого.

Тектоника — является достаточно важной дисциплиной также в промышленном и художественном дизайне. Именно она определяет, насколько форма изделия должна соответствовать его конструкции (или внутренней структуре), а также технологии изготовления и природе материала. Также тектоника обуславливает связь важнейших характеристик промышленного изделия — его конструктивной основы и формы во всех её сложных проявлениях (например, в пластике, пропорциях, повторах, характере и т.д.)

Через пластику формы выражаются такие свойства конструкции как прочность, устойчивость, равновесие, направленность движения, выявляется соотношение несущих и несомых частей. Например это хорошо прослеживается в архитектуре моста. Четкая и логическая тиктоника обеспечивает правдивость формы , дает правильное представление о назначении предмета, особенностях технологии его изготавления и свойцствах материала. Тиктоника породила и анти тиктонику(противоположность тиктоники эффекты) . Вместо устойчивости конструкции выглядели шаткими, вместо жесткости придавали живость, вместо неподвижности – движение- создавая образ разрушенной архитектуры.

Применение тиктоники в интерьере.

Примеры тиктоники и анти тиктоники создадут различные эффекты. В первом случаи интерьер будет носить характер стабильного и устойчивого равновесия форм и цветов и фактур , а во втором наоборот, будет носить эффект разрушенной архетектуры.

Тиктоника может быть использована для подчеркивания свойств и фактур материала, используемого в отделке интерьера- например деревянные потолочные блоки в конструкции и декоре потолка, кирпичная стена с четко выделенными кирпичами или вертикальные металлические опоры.

Декорирование – это процесс подбора различных элементов интерьера и художественных деталей, которые способны подчеркнуть созданный дизайнерский стиль помещения. Если отойти от книжного определения, то декорирование – это возможность выделить преимущества вашего дизайна интерьера и скрыть его недостатки.
Декорирование требует внимания к деталям и способности к творческому подходу, ведь даже мелочь может создать настроение, придать особое звучание атмосфере, добавить теплоту и уют. Небольшие детали позволяют объединить пространство одной идеей, элементы интерьера подбираются таким образом, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и дополняли интересными решениями. Существуют разные варианты оформления, все зависит от элементов. Декоратор оформляет жилое пространство, не прибегая к строительным работам и перепланировкам. Но в его арсенале множество различных средств декора, с помощью которых он создает атмосферу. При этом средства и способы могут быть самые разнообразные: создание световых композиций, подсветки элементов интерьера. Для достижения поставленных задач применяются декоративные подсвечники, светильники и т.п. Могут использоваться в любом интерьере и прекрасно подходят для создания уютной атмосферы.

2. Характеристика и выбор типов остова здания и его основных конструктивных элементов. Основные конструктивные элементы здания – горизонтальные (перекрытия, покрытия), вертикальные (стены, колонны) и фундаменты, взятые вместе, составляют единую пространственную систему – несущий остов здания.




Основное назначение несущего остова – конструктивной основы здания – состоит в восприятии нагрузок, действующих на здание, работе на усилия от этих нагрузок с обеспечением конструкциям необходимых эксплуатационных качеств в течение всего срока их службы.

Конструктивная системапредставляет собой взаимосвязанную совокупность вертикальных и горизонтальных несущих конструкций здания, которые совместно обеспечивают его прочность, жёсткость и устойчивость. Горизонтальные конструкции – перекрытия и покрытия здания воспринимают приходящиеся на них вертикальны и горизонтальные нагрузки и воздействия, передавая их поэтажно на вертикальные несущие конструкции. Последние, в свою очередь, передают эти нагрузки и воздействия через фундаменты основанию. Выбор конструктивных систем – один из основных вопросов, решаемых при проектировании зданий.

Различают три основные конструктивные системы зданий: бескаркасная, каркасная и комбинированная (с неполным каркасом).

Бескаркасная система (с несущими стенами), предусмотренная данным проектом, представляет собой жёсткую, устойчивую коробку из взаимосвязанных наружных и внутренних стен и перекрытий. Наружные и внутренние стены воспринимают нагрузки от междуэтажных перекрытий.

Этот тип зданий, в свою очередь, подразделяется на здания с продольными несущими стенами (плиты перекрытий лежат поперёк здания), с поперечными несущими стенами (плиты перекрытий лежат вдоль здания) и перекрёстные с продольными и поперечными несущими стенами (плиты перекрытий с размерами в плане, равными размерам ячейки между четырьмя стенами, опираются по контуру).

Бескаркасная система является основной в массовом жилищном строительстве домов различной этажности. Размеры жилых ячеек, необходимость членений стенами и перегородками с обеспечением звукоизоляции квартир и другие особенности обуславливают техническую целесообразность и экономическую оправданность применения бескаркасных зданий при строительстве жилищ, а также тех гражданских зданий, в которых преобладает многоячейковая планировочная структура (санатории, больницы, общежития и т.п.). В зданиях с продольным расположением несущих стен применение большепролётных перекрытий (с пролётом 9 и 12 м) приводит к опиранию перекрытий только на наружные стены и переходу от традиционных трёх- и четырёхстенных систем к двустенной системе. Это позволяет обеспечить высокую свободу планировочных решений жилых домов и встроенных предприятий системы обслуживания, а также простоту модернизации и перепрофилирования зданий.

Каркасная система.Несущими элементами в таких зданиях являются колонны, ригели и перекрытия, а роль ограждающих элементов выполняют наружные стены. Различают четыре типа конструктивных каркасных систем: с поперечным расположением ригелей; с продольным расположением ригелей; с безригельным каркасом, при котором ригели отсутствуют, а плиты перекрытий опираются или на капители колонн, или непосредственно на колонны.

Каркасная система является основной в строительстве массовых общественных зданий, её используют для возведения высотных зданий, а также в тех случаях, когда необходимы помещения значительных размеров, свободные от внутренних опор.

При выборе конструктивной системы каркасных зданий учитывают объёмно – планировочные требования: она не должна связывать планировочные решения. Ригели каркаса не должны пересекать плоскость потолков помещений, а должны проходить по их границам и т.д. Поэтому каркас с поперечным расположением ригелей применяют преимущественно в зданиях с регулярной планировочной структурой (гостиницы, общежития, пансионаты и т.п.), совмещая шаг поперечных перегородок и шаг несущих конструкций. Каркас с продольным расположением ригелей применяют, проектируя общественные здания сложной планировочной структуры (школы, лечебно – профилактические учреждения и др.).

Комбинированная система (с неполным каркасом).В таких зданиях наряду с внутренним рядом колонн нагрузку от междуэтажных перекрытий воспринимают наружные стены. Различают два типа конструктивных систем: с продольным и поперечным расположением прогонов.

Неполный каркас применяют в случае использования наружных стен в качестве несущих.

Через пластику формы выражаются такие свойства конструкции как прочность, устойчивость, равновесие, направленность движения, выявляется соотношение несущих и несомых частей. Например это хорошо прослеживается в архитектуре моста. Четкая и логическая тиктоника обеспечивает правдивость формы , дает правильное представление о назначении предмета, особенностях технологии его изготавления и свойцствах материала. Тиктоника породила и анти тиктонику(противоположность тиктоники эффекты) . Вместо устойчивости конструкции выглядели шаткими, вместо жесткости придавали живость, вместо неподвижности – движение- создавая образ разрушенной архитектуры.

Применение тиктоники в интерьере.

Примеры тиктоники и анти тиктоники создадут различные эффекты. В первом случаи интерьер будет носить характер стабильного и устойчивого равновесия форм и цветов и фактур , а во втором наоборот, будет носить эффект разрушенной архетектуры.

Тиктоника может быть использована для подчеркивания свойств и фактур материала, используемого в отделке интерьера- например деревянные потолочные блоки в конструкции и декоре потолка, кирпичная стена с четко выделенными кирпичами или вертикальные металлические опоры.

Декорирование – это процесс подбора различных элементов интерьера и художественных деталей, которые способны подчеркнуть созданный дизайнерский стиль помещения. Если отойти от книжного определения, то декорирование – это возможность выделить преимущества вашего дизайна интерьера и скрыть его недостатки.
Декорирование требует внимания к деталям и способности к творческому подходу, ведь даже мелочь может создать настроение, придать особое звучание атмосфере, добавить теплоту и уют. Небольшие детали позволяют объединить пространство одной идеей, элементы интерьера подбираются таким образом, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и дополняли интересными решениями. Существуют разные варианты оформления, все зависит от элементов. Декоратор оформляет жилое пространство, не прибегая к строительным работам и перепланировкам. Но в его арсенале множество различных средств декора, с помощью которых он создает атмосферу. При этом средства и способы могут быть самые разнообразные: создание световых композиций, подсветки элементов интерьера. Для достижения поставленных задач применяются декоративные подсвечники, светильники и т.п. Могут использоваться в любом интерьере и прекрасно подходят для создания уютной атмосферы.

2. Характеристика и выбор типов остова здания и его основных конструктивных элементов. Основные конструктивные элементы здания – горизонтальные (перекрытия, покрытия), вертикальные (стены, колонны) и фундаменты, взятые вместе, составляют единую пространственную систему – несущий остов здания.

Основное назначение несущего остова – конструктивной основы здания – состоит в восприятии нагрузок, действующих на здание, работе на усилия от этих нагрузок с обеспечением конструкциям необходимых эксплуатационных качеств в течение всего срока их службы.

Конструктивная системапредставляет собой взаимосвязанную совокупность вертикальных и горизонтальных несущих конструкций здания, которые совместно обеспечивают его прочность, жёсткость и устойчивость. Горизонтальные конструкции – перекрытия и покрытия здания воспринимают приходящиеся на них вертикальны и горизонтальные нагрузки и воздействия, передавая их поэтажно на вертикальные несущие конструкции. Последние, в свою очередь, передают эти нагрузки и воздействия через фундаменты основанию. Выбор конструктивных систем – один из основных вопросов, решаемых при проектировании зданий.

Различают три основные конструктивные системы зданий: бескаркасная, каркасная и комбинированная (с неполным каркасом).

Бескаркасная система (с несущими стенами), предусмотренная данным проектом, представляет собой жёсткую, устойчивую коробку из взаимосвязанных наружных и внутренних стен и перекрытий. Наружные и внутренние стены воспринимают нагрузки от междуэтажных перекрытий.

Этот тип зданий, в свою очередь, подразделяется на здания с продольными несущими стенами (плиты перекрытий лежат поперёк здания), с поперечными несущими стенами (плиты перекрытий лежат вдоль здания) и перекрёстные с продольными и поперечными несущими стенами (плиты перекрытий с размерами в плане, равными размерам ячейки между четырьмя стенами, опираются по контуру).

Бескаркасная система является основной в массовом жилищном строительстве домов различной этажности. Размеры жилых ячеек, необходимость членений стенами и перегородками с обеспечением звукоизоляции квартир и другие особенности обуславливают техническую целесообразность и экономическую оправданность применения бескаркасных зданий при строительстве жилищ, а также тех гражданских зданий, в которых преобладает многоячейковая планировочная структура (санатории, больницы, общежития и т.п.). В зданиях с продольным расположением несущих стен применение большепролётных перекрытий (с пролётом 9 и 12 м) приводит к опиранию перекрытий только на наружные стены и переходу от традиционных трёх- и четырёхстенных систем к двустенной системе. Это позволяет обеспечить высокую свободу планировочных решений жилых домов и встроенных предприятий системы обслуживания, а также простоту модернизации и перепрофилирования зданий.

Каркасная система.Несущими элементами в таких зданиях являются колонны, ригели и перекрытия, а роль ограждающих элементов выполняют наружные стены. Различают четыре типа конструктивных каркасных систем: с поперечным расположением ригелей; с продольным расположением ригелей; с безригельным каркасом, при котором ригели отсутствуют, а плиты перекрытий опираются или на капители колонн, или непосредственно на колонны.

Каркасная система является основной в строительстве массовых общественных зданий, её используют для возведения высотных зданий, а также в тех случаях, когда необходимы помещения значительных размеров, свободные от внутренних опор.

При выборе конструктивной системы каркасных зданий учитывают объёмно – планировочные требования: она не должна связывать планировочные решения. Ригели каркаса не должны пересекать плоскость потолков помещений, а должны проходить по их границам и т.д. Поэтому каркас с поперечным расположением ригелей применяют преимущественно в зданиях с регулярной планировочной структурой (гостиницы, общежития, пансионаты и т.п.), совмещая шаг поперечных перегородок и шаг несущих конструкций. Каркас с продольным расположением ригелей применяют, проектируя общественные здания сложной планировочной структуры (школы, лечебно – профилактические учреждения и др.).

Комбинированная система (с неполным каркасом).В таких зданиях наряду с внутренним рядом колонн нагрузку от междуэтажных перекрытий воспринимают наружные стены. Различают два типа конструктивных систем: с продольным и поперечным расположением прогонов.

Неполный каркас применяют в случае использования наружных стен в качестве несущих.

Понятие "тектоника" широко используется в разных областях человеческих знаний, в том числе, в архитектуре и строительстве загородных домов. В данном аспекте, тектоника понимается, как совокупность средств, позволяющих выявить конструктивный характер сооружения.

Тектоника в архитектуре деревянного дома

В основе тектоники – правила и законы механики. Выявляя конструктивное начало объекта, она демонстрирует степень его устойчивости, прочности, безопасности для человека.

Тектоника – основа строительного процесса!

Строительство любого коттеджа или загородного дома, обязано иметь под собой грамотную тектоническую базу.

Тектоника в архитектуре

Использование тех или иных материалов должно осуществляться с учетом их свойств.

На первом месте – сопротивление материалов, где учитывается их собственный вес и все силы, начинающие действовать при возведении дома – упругость, динамические нагрузки, деформации, изгиб, сдвиг и т.д.

Хорошо выверенная, точно рассчитанная тектоническая основа важна для каждого здания, как для высотной городской постройки, так и для загородного дома.

На протяжении веков, примером блестящей тектонической идеи, образцом гармонии и красоты, и безупречным выбором ландшафта, служат дошедшие до нас, старинные русские храмы и церкви.

Старые русские храмы - пример блестящей тектонической идеи

Однако было бы неправильным проводить аналогию между строительством разномасштабных зданий, поскольку при возведении крупных строений с большими нагрузками, действуют одни тектонические требования, в случае более легких конструкций и относительно небольших одно-, и малоэтажных построек, к коим относится и загородное строительство, применяется иная тектоническая основа.

Выбор материала подчинен принципу оптимизации!

Внедрение, использование новых материалов в строительстве, не должно идти вразрез с тектоникой или разрушать ее. Законам тектоники подчинены и крупные, и малые формы, используемые как при возведении загородных домов, так и при оформлении интерьеров.

Типичным примером такого разрушения может служить неправильный, неоправданный выбор материала для той или иной конструкции. Так, если на заре авиастроения самолеты делали из фанеры и брусочков, то сегодня оптимальный материал для самолетов – металлосплавы и композиты.

Столь же неоправданно делать домашний диван или шкаф из стали, крышу для дома из ДСП, автомобиль из древесины, газовую плиту из пластика…

Тектонические нарушения неизбежны, если не используется потенциал материала, все его возможности и конструктивные особенности.

Тектоника, бревенчатые дома

Бревенчатые дома обладают мощным потенциалом и долгосрочной перспективой в отношении сохранности. Тектонически, они созвучны самой природе, являясь ее частью. Они широко используются в традиционном загородном строительстве. Их строили 1000, 500 и 100 лет назад, строят сегодня и будут возводить завтра.

Ресурс бревенчатого дома составляет около 100 лет. Уникальный дом купца Тетюшинова в Астрахани сохраняется в неизменном виде почти 150 лет, и немало таких домов из бревна, возраст которых перешагнул столетний рубеж.

Тектоника в архитектуре

Пеноблоки - оптимальный подход к тектонике

Примером оптимального подхода к тектонике, при возведении коробки здания в загородном домостроении, служит использование пеноблоков. Этот пористый, легкий по весу материал, имеет невысокую стоимость и достойные эксплуатационные качества.

Он не нуждается в дополнительном утеплении, но из-за гигроскопичности, требует снаружи защиты от влаги. Его штукатурят или облицовывают камнем, композитами.

Изнутри стены отделываются тектонически совместимыми материалами – штукатуркой на цементной или гипсовой основе, гипсокартонном на клею, керамической плиткой, искусственным камнем, пластиком, мдф панелями, либо вагонкой из массива.

В малоэтажном строительстве пеноблоки, даже при несущих стенах, не нуждаются в дополнительном армировании полимерами или базальтовой фиброй, позволяя создавать любые формы. То же самое можно отнести к газобетону и технологиям каркасного строительства с использованием пиломатериалов.

Данные технологии позволяют возводить дом с фундаментом на винтовых сваях, который может быть установлен на любом типе грунта - идеальный вариант в тектоническом плане.

По местности и климату…

Тектоника, по местности и климату

Важнейшая задача архитектора – спроектировать дом с учетом ландшафта той местности, где его предстоит возвести, поскольку дом должен быть в полной гармонии с природой, дополнять ландшафт, не вызывая диссонанса.

Еще один важный момент: тектоника загородного строительства имеет прямую зависимость от материалов, имеющих распространение на местном рынке. Тот, кто стоит для себя дом, максимально заинтересован в удешевлении процесса. Отчасти, его способны обеспечить местные строительные материалы. Низкая стоимость и высокая скорость доставки – явная экономическая выгода для хозяина стройки.

Тектоника+экзотика=экологичность

Тектоника+экзотика=экологичность

Известно, что строительные материалы способны оказывать то или иное влияние на биополе человека. Так, древесина в этом отношении совершенно нейтральна, хуже действует кирпич, снижая биополе на 15%, еще хуже – металл, понижая его на 30%. А вот солома повышает биополе на 15%. Аналогичное действие оказывает камыш, тростник, рогоз… К этому можно относиться скептически, но чистота и экология органических материалов ни у кого не вызывает сомнений, и в средней полосе дома из оцилиндрованного бревна на пике популярности.

Ближе к югу, в ход идут экзотические колониальные растения - тростник, камыш. В сочетании с глиной, они послужили основой для создания не менее экзотических строительных материалов – глинопекалита, соломита, а так же саманного кирпича, который широко используется в южных регионах России, на Украине, в Болгарии, азиатских странах, в Аргентине, Мексике.

Тектоника домов, построенных из саманного кирпича, рассчитана на десятилетия. Саман имеет свои особенности. Глина пластична, гигроскопична, она хорошо берет и отдает влагу, стены дышат, прекрасно сохраняют тепло.

Тектоника в интерьере

Похожий материал – соломенные блоки и плиты из тростника, считающиеся в Европе элитным, престижным материалом для строительства. Из них возводят крыши и дома по каркасной технологии. Поверх плит наносится слой глиняного раствора, который, при высыхании, придает прочность конструкции.

Чтобы придать такому строению необходимую прочность в тектоническом отношении, его снаружи обычно отделывают кирпичной кладкой. А изнутри, для придания эстетичного внешнего вида, обшивают вагонкой, гипсокартонном и др. Только живя на юге, можно оценить прохладу, которую сохраняют эти дома даже в самые жаркие летние дни, когда на солнце выше +50° С. А еще такие дома обеспечивают звукоизоляцию, поддерживают здоровье, не загрязняют природу и сохраняют ее ресурсы.

Тектоника имеет отношение не только к строительству…

Основы тектоники

Данное понятие предполагает более глубокий подход. Тектоника изучается геофизикой и является крупнейшим разделом этой науки, рассматривающим движение тектонических плит в масштабах планеты, материков и их частей. Любое строительство тесно связано с геологией, точно так же, как любое здание связано с грунтом, на котором оно стоит.

Именно поэтому начальным этапом индивидуального загородного, да и любого другого строительства, становится исследование геологической обстановки, особенностей грунта, высоту залегания водоносного и водоупорного слоев в том месте, где предполагается возвести здание.

Геофизические изыскания позволяют дать долгосрочный прогноз в отношении грунтов и предсказать все "сюрпризы", которые они могут преподнести в ходе эксплуатации здания. Они во многом зависят от степени изученности конкретной местности. При этом опыт таких исследований для индивидуального домостроения, по объему работ, отличается от высотного многоэтажного строительства.

Тектоника позволяет добиться композиционного равновесия

Законы тектоники

Архитектор имеет в запасе много возможностей, в отношении придания своему детищу правильной тектоники. Подчиняясь тектоническим закономерностям, функциональным и эстетическим требованиям, он тщательно создает конструктивно выверенную форму, проявляющуюся как в фасадах, так и в интерьерах здания.

Этот архитектурный метод и широчайшая амплитуда возможностей, заставляют мастера снова и снова находить такие приемы, которые полностью соответствуют сути будущего сооружения, особенностям материалов и силам их сопротивления. Особенно интересно композиционные возможности проявляются между несущими и промежуточными конструкциями.

О правильной тектонике можно говорить лишь в том случае, когда форма строения точно выражает отношение несущей конструкции к промежуточной, работу всех элементов данной конструкции, как например, в доме с панорамным остеклением.

Тектоника, использование стекла

Визуально и тектонически, стекло облегчает фасады. И если прежде, в загородных домах, больших площадей остекления старались избегать в угоду виду функционалу и практичности, то сегодня, с появлением надежного ударопрочного стекла и газонаполненных стеклопакетов, хорошо удерживающих тепло, все чаще встречаются дома, где стекло полностью заменяет стену или ее часть.

Разрушение стереотипов

Тектоника, разрушение стереотипов

Архитекторы - творческие люди и им свойственно выходить за рамки стандартов. С появлением новых, современных строительных материалов, у проектировщиков появилось больше возможностей для экспериментов. Так, в противовес тектонике, возникло противоположное направление.

Новый метод - антитектоника, безжалостно рушит все представления о том, какой должна быть архитектура. В ней нет и следа от традиционной статичности конструкций. Такая архитектура вызывает визуальный диссонанс и порождает ощущение мобильности и непостоянства.

Внешне неустойчивой, антитектонической конструкцией, выглядит дом-телескоп на территории курорта "Пирогово", в Мытищинском районе Московской области. Похожие ощущения вызывает загородный дом, воплотивший в себе идеи конструктивизма.

Даже если тектоника здания архипродумана и каждый элемент выверен до мелочей, дом не будет жить, если у него нет хозяина и в нем никто не обитает.

Без ухода - самая прочная крепость начинает разрушаться! Любой брошенный дом приходит в запустение и погибает, как обиженное человеком существо.

Пример тектоники и антитектоники в одном доме

Читайте также: