Техника преодоления водных преград кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1. Общие сведения

Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС

Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)

Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим

Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций

Спасатели могут преодолевать водные преграды по стационарным, временным или навесным мостам, веревочным переправам, бревнам, камням, вброд, с помощью животных, вплавь, на плавсредствах. При передвижении по узким, скользким, незнакомым мосткам спасатели должны проверить их надежность путем осмотра и осторожного прохождения. При отсутствии перил устанавливаются временные веревочные или деревянные перила.
Водную преграду можно преодолевать по камням. В этом случае лучше всего наступать на надежно лежащие камни, которые не покрыты мхом, водорослями, льдом, снегом. Допустимо устраивать в воде тумбы (острова) из камней с расстоянием между ними 0.5-0,6 м. При внезапном падении человека в воду страховочная веревка может зацепиться за камни. Чтобы этого не случилось, ее располагают по течению ниже линии камней.
Реку глубиной около 1 м можно преодолевать вброд. При этом важное значение имеет страховка спасателей. Один конец веревки привязывают на спине. Человеку так удобно идти; если он внезапно упадет в воду, то благодаря такому расположению узла его можно вытащить из воды лицом вверх. Вытаскивание пострадавшего в этом положении не стесняет его дыхания и позволяет ему контролировать собственные действия. Если узел завязать на груди, то при вытаскивании лицо пострадавшего погружается в воду и его дыхание затрудняется. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, поскольку веревку, в зависимости от обстоятельств, необходимо быстро то выдавать, то выбирать. Если спасателя сбил водный поток, то его нужно удерживать на основной веревке, подтягивая к берегу вспомогательной, которая протягивается перпендикулярно течению воды или несколько ниже основной веревки.
Первый спасатель, преодолевший водную преграду, приступает к установке веревочных перил. Веревку можно закрепить за деревья, кусты, камни или искусственные опоры. Для увеличения прочности перил к обоим концам основной веревки на расстоянии 2-3 м подвязывают по две веревки, сильно оттягивают их в стороны и привязывают к дополнительным опорам. Веревочные перила устанавливаются над водой на уровне груди стоящего в воде спасателя. После этого все спасатели переправляются на другой берег. Они располагаются лицом к течению, передвигаются боком, приставными шагами, держась за веревку руками. Страховка осуществляется следующим образом. С помощью грудной обвязки и карабина спасатель пристегивается к перилам, при этом длина веревки от груди до перил должна быть короче длины руки. Идущего страхуют веревкой, закрепленной на спине, которую удерживают спасатели, стоящие выше по течению.
Два спасателя могут переходить реку приставными шагами, повернувшись лицом друг к другу и положив руки друг другу на плечи. Четыре спасателя преодолевают водную преграду "квадратом", повернувшись лицом друг к другу, положив руки на плечи рядом стоящим спасателям.
При так называемом таджикском способе переправы спасатели передвигаются шеренгой, держа друг друга за плечи. Успех здесь во многом зависит от слаженности их действий. По краям шеренги ставятся наиболее сильные и опытные спасатели. Для обеспечения безопасности возможна страховка веревкой каждого из идущих. Переходить воду нужно в обуви, надежно закрепленной на ногах. Одежда должна облегать тело. По теплой воде лучше переправляться без нее.
Водную преграду можно преодолевать вплавь. При этом способе передвижения выбирается участок реки со слабым течением, без торчащих из воды деревьев, камней, завалов. Плывущий спасатель страхуется веревкой, которая закрепляется на спине или поясе. Плыть нужно любым из известных способов: кролем, брассом, на спине, на боку. После преодоления водной преграды следует установить веревочные перила.
Вещи и снаряжение переправляются через водную преграду с помощью плота, веревки или в руках.
Один из способов преодоления водных преград заключается в установке веревочной (канатной) переправы. Для этого необходимо натянуть на высоте 0.7-1,0 м над уровнем воды основную веревку. Спасатель прикрепляется к ней карабином страховочной системы и располагается параллельно водной поверхности, спиной к воде. Передвижение осуществляется по веревке перехватом рук. Канатная переправа применяется для транспортировки пострадавших на носилках, которые закрепляются на основной веревке с помощью специального ролика или карабина.

способ переправы. При наличии карты можно предварительно определить направление и скорость течения реки, ее ширину, глубину, характер берегов, наличие мостов, переправ, бродов. Условно реки можно разделить на три группы: равнинные, болотные и горные.

Равнинные – протекают в неглубоких долинах с уклоном водной поверхности до 0,2 м на один километр. Русло у них широкое, течение спокойное, медленное. Дно составлено из мягких, легко размывающихся пород.

Болотные – протекают в тундре и низких заболоченных местах.

Горные – протекают в горных ущельях с уклоном водной поверхности от 1 до 100 м на один километр. Дно твердое, каменистое, течение стремительное,

бурное, неровное, порожистое.

В зависимости от характера водной преграды выбирается способ ее преодоления. Для переправы через водные преграды необходимо выбрать наиболее узкие участки водотока. Основными способами преодоления водных преград являются следующие: с помощью переправ, вплавь, вброд, на плавсредствах и др.

При отсутствии готовой переправы (клади) ее можно быстро соорудить, уложив дерево поперек водной преграды. Для этой цели выбирается дерево, стоящее на берегу, желательно с естественным наклоном в сторону воды. Его высота должна быть больше ширины реки. Дерево можно спилить или срубить с соблюдением мер безопасности.

По бревнам нужно переправляться по одному, а сам переход должен ограждаться перилами (веревочными или деревянными). Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности при передвижении по влажным, скользким, качающимся, плохо закрепленным бревнам.

Иногда водную преграду можно преодолевать по естественным заторам и завалам, которые образуются в результате скопления деревьев, веток, мусора. При этом следует осторожно передвигаться по верху завалов, постоянно проверяя ногой каждое место и убирая преграды. Опасность при таком передвижении кроется в вероятности провалиться и упасть в воду. После проведения разведки завала, выбора маршрута и устройства перил переправу осуществляет вся группа.

Одним из основных условий безопасности в процессе преодоления водных преград является сохранение сухой одежды и обуви, а также продуктов питания, снаряжения, средств связи, оружия. В холодное время года это требование приобретает особое значение.

Чтобы сохранись одежду, обувь и другие вещи сухими, необходимо завернуть их в водонепроницаемую ткань и завязать ее крепким узлом. Сверток можно укрепить на импровизированном плоту, держать в руке над головой или плыть с ним.

Преодоление водных преград вплавь. Один из способов преодоления водных преград заключается в переправе вплавь. Для обеспечения безопасности в этом случае необходимо хорошо плавать брассом, кролем, на боку, на спине, чередовать стили плавания, уметь держаться на воде с поднятой над головой одной рукой, в которой находятся вещи, толкать перед собой плотик, бревно или сверток с одеждой, плавать в одежде и со снаряжением.

Удобным и безопасным местом для преодоления водной преграды вплавь является глубокий участок без водоворотов, стремнин, торчащих из воды камней и деревьев. Плыть нужно под углом к течению, учитывая естественный снос вниз по реке. Не следует преодолевать силу водного потока по кратчайшему пути – это приведет к значительной потери времени и сил.

Важный показатель безопасности при переправе вплавь – течение реки. При скорости до 0,5 м/с оно считается слабым, при скорости 0,6 – 1,0 м/с – средним, 1,0 – 2,0 м/с – быстрым. Для определения скорости течения реки следует на берегу измерить расстояние между двумя предметами (камнями, деревьями, вбитыми кольями). Затем бросить в воду плавающий предмет и засечь время, за которое он проплывет отмеченное расстояние. Делением расстояния (м) на время (с) определяется скорость течения реки. Скорость течения реки оказывает влияние на величину сноса плывущего человека, которую можно определить по формуле:

– величина сноса, м;
v
– скорость течения реки, м/с;
S-
ширина реки, м;
V
– скорость плавания, м/с.

Например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости плавания 0,5 м/с величина сноса составит 200 м. Знание величины сноса имеет важное значение с точки зрения безопасности, поскольку позволяет довольно точно определить место выхода из воды на противоположном берегу. Вплавь без подручных средств безопасно преодолевать реки шириной 50-70м при скорости течения до 1 м/с.

В случае переплавы в одежде необходимо отпустить поясной ремень, вывернуть карманы, расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике, снять обувь и заложить ее под ремень, уплотнить содержимое вещмешка (рюкзака), уложить и закрепить поверх вещмешка (рюкзака) орудия труда. Иногда для страховки может быть использована веревка, закрепленная на спине пловца. При таком ее расположении человека можно вытащить из воды лицом вверх.

В быстротекущий водный поток нужно входить спиной вперед, ложиться на спину и плыть. Нельзя резко входить и прыгать в воду. Особую опасность представляют собой водовороты, места соединения несколько водных потоков (течений), волны. Если человек попал в водоворот, то он должен сделать глубокий вдох, нырнуть и под водой отплыть в сторону. На поверхности воды сделать это значительно труднее из-за большой скорости течения.

В водоемах с большими бурунами плыть нужно по направлению к берегу во впадинах между волнами. Если волна движется прямо на человека, то необходимо поднырнуть под ее гребень, а когда она пройдет, плыть дальше.

Опасными являются завихряющиеся волны, которые могут захватить человека отбывающим течением. В этом случае не надо плыть против течения, следует попытаться выйти на берег со следующей наступающей волной.

Один из способов преодоления водных преград вплавь связан с использованием животных (лошадей). При этом можно, освободив ноги из стремян, держаться как непосредственно за шею, гриву, хвост лошади, так и за специальные обвязки. Переправляться необходимо под углом против течения, не мешая животному самому выбирать путь в заданном направлении.

Дополнительную безопасность при переправе вплавь обеспечивают подручные плавсредства, такие как бревно, доска, деревянный щит, плащ-палатка, набитая плавучим материалом, мешки с соломой и корой, связки камыша, тростника, веток, плот. При переправе на плоту можно грести руками, досками, жердями, лопатой, веслом, о сам плот перетаскивать с помощью веревки.

Характер водной преграды можно определить по внешним признакам (шуму воды, наличию пены, скорости водотока волны и водоворота, стуку движущихся камней о дно реки). О количестве подводных камней в русле реки можно судить по бурунам. Если бурун не перемещается относительно русла, а только незначительно пульсирует на поверхности воды в одном и том же месте, то этот факт свидетельствует о наличии камня.

Преодоление водных преград вброд. Водные преграды можно преодолевать вброд. Для этого выбирается место, желательно на мелких участках спокойной воды. Безопасность достигается осторожным выполнением каждого шага, использованием шеста для ощущения дна, передвижением по отмели или перекату. На быстрой воде необходимо упираться шестом со стороны ее напора. Не рекомендуется смотреть на воду из-за возможного головокружения и потери равновесия; смотреть надо на место выхода из воды.

Относительно безопасным считается переход реки вброд группой из двух и более человек. Два спасателя становятся на берегу реки друг к другу лицом, кладут руки на плечи и передвигаются в воде. Несколько спасателей становятся в шеренгу или образуют круг, кладут руки на плечи друг другу и преодолевают водную преграду.

Горные быстрые реки чаще всего переходят по камням. Следует помнить, что камни иногда бывают мокрыми, скользкими, а порой и обледенелыми. Это может привести к падению человека в воду и травме. С цепью предотвращения подобных случаев необходимо использовать веревочные перила. Безопасной считается горная река с глубиной не более 1 м. Если ее глубина больше, то переходить такую реку вброд можно только при использовании специальных приспособлений. Наиболее благоприятным для преодоления горной реки является раннее утро – в это время ее глубина наименьшая.

В случае, когда дно реки каменистое или на нем лежат бревна, металлические (железобетонные) конструкции, переходить реку надо в обуви без носков, чтобы сохранить их сухими. Кусты, камыши, водную растительность следует раздвигать руками; ноги не поднимать, а передвигать их осторожно в воде.

При переправе вброд (вплавь) опасность для человека представляется в момент входа и выхода из воды, т.к. берега рек, как правило, бывают наклонными, обрывистыми, мокрыми и скользкими, что может быть причиной падения. В этих условиях целесообразно использовать страховку или соорудить ступени.

При преодолении водной преграды вброд одежду, обувь и снаряжение нужно держать над головой, после выхода из воды – сразу же одеться. Это обеспечит согревание и профилактику простудных заболеваний. Нельзя преодолевать водные преграды вброд при быстром течении, наличии в воде плывущих бревен, веток, перемещающихся камней, невозможности установить специальные средства страховки. Запрещается переправляться вброд через лесосплавные реки и реки, по которым идет ледоход.

С целью обеспечения безопасности при переправах через реки вброд необходимо предварительно исследовать характер дна, замерить глубину воды и скорость течения. Можно привлекать проводника из местных жителей. Данные о безопасных способах переправ через реки представлены в табл.4.3.

Т а б л и ц а 2.3

Узнать еще:





Как преодолеть водные препятствия

Для каждого туриста, путешествующего без какого-либо транспорта, важно наличие переправы через водное препятствие. И многие туристы погибают на этих местах. Так если опытные путешественники не справляются с этим препятствием, то что же говорить об обычных людях, которые любят отдохнуть на природе? Такое препятствие, скорее всего, испортит им впечатление от отдыха, а в худшем случае приведёт к печальным последствиям.

Легче всего перейти реку вброд, к тому же к такому способу переправы прибегают многие туристы. Для начала необходимо найти тот самый брод, а именно, то место в реке, где не глубоко. Это позволит либо проехать на автомобиле, либо пройти пешком. Отыскать его достаточно просто, так как на него указывает сама природа: тропы, рябь на воде, выступающие камни и многое другое. Но прежде чем идти, необходимо исследовать дно на твердость и наличие инородных предметов. Это можно сделать с помощью длинной палки. Ее необходимо передвигать вверх по течению, чтобы поток воды прижимал ее ко дну, иначе ее снесет.

С горной речкой дела обстоят по-другому. Так как из-за ее природных особенностей брод найти гораздо сложнее. Чтобы перейти такой водоём вброд, нужно отыскать достаточно узкую место не более 1 м шириной, и где скорость течения реки будет меньше 1 м/с. При этом при таких климатических условиях, как дождь, снег и сильный ветер, категорически запрещено переходить горную речку.

Горную речку шириной более 50 м можно переплыть и при сильном течении. Лучше этого делать не стоит, однако если же такая ситуация произошла, то нужно вести себя максимально сконцентрировано и помнить об опасностях.

Для того, чтобы оказаться на противоположном берегу, можно использовать поваленное дерево. Хорошим местом для такой переправы будет служить узкое место реки с высокими насыпями, чтобы вода не подмывала под бревно. В качестве заменителей для бревна могут выступать доски и другие материалы, оказавшиеся под рукой. Камни также подойдут для наземной переправы. Однако тут важно быть внимательным и следить, чтобы камень не был мокрым и скользким, иначе вы окажется в воде.

Преодоление водной преграды может осуществляться по захваченным у противника мостовым и паромным переправам, а также по бродам, льду, вплавь на табельной плавающей технике или подручных средствах.

Преодоление водных преград на занятый противником противоположный берег (форсирование) в условиях сравнительно небольших огневых возможностей и слабой бронезащищенности подразделений и ввиду их возможных больших потерь считается нецелесообразным. Поэтому оно должно осуществляться в ночное время, в неожиданных для противника местах.

Как правило, переправы вне существующих мостов устраивают в местах, обладающих маскировочными емкостями, доступными подходами к урезу воды, при отсутствии заграждений в русле реки и наличии небольшой скорости течения воды.

Места для оборудования переправ, как правило, намечают в период планирования боевых действий, используя топографические карты, аэрофотоснимки, лоции и другие источники, имеющие конкретные сведения о водной преграде и подступах к ней.

Переправа на штатных плавающих средствах (рис. 87) является основным видом переправ, если существующие мосты и паромные переправы разрушены противником или захват их сопряжен с большой затратой сил, средств и времени. К достоинствам этого вида переправы следует отнести возможность организации переправы на широком фронте. Это создает лучшие условия для защиты переправ и переправляемых подразделений от огневого воздействия противника; переправы менее привязаны к оборудованным берегам, что облегчает маневр переправой и независимо от ширины реки позволяет организовать (оборудовать) ее в короткие сроки. Наиболее удобным для переправ на штатной плавающей технике в тылу противника являются участки водной преграды с прилегающей к ним местностью, обеспечивающие скрытный подход к водной преграде, хорошее наблюдение за противоположным берегом, возможность ведения огня артиллерией прямой наводкой.

Переправа на штатных плавающих средствах позволяет проводить подготовку техники и посадку личного состава не у уреза воды, а в ближайших естественных укрытиях на некотором удалении от водной преграды.

На удалении 1-2 км от уреза воды начинается исходный рубеж, который переправляющиеся подразделения должны проходить в установленное время.

Для организации переправы кроме штатных плавающих средств могут использоваться переправочные средства (лодки, катера, паромы, баржи), захваченные у противника, а также местные материалы (для устройства плотов).


Инженерное обеспечение переправы на штатных плавающих средствах обычно включает: разведку участка водной преграды и прилегающей местности, подготовку путей к переправе; оборудование съездов к реке и выездов на ее противоположный берег; проведение инженерных мероприятий маскировки.

Паромная переправа (рис. 88) предназначена для переправы неплавающей техники в случае отсутствия стационарных мостов или невозможности их использования.


Для наведения паромной переправы используют понтонно-мостовые средства боевых подразделений или средства, захваченные у противника.

Паромные переправы наводят в местах, где противник лишен возможности обстреливать переправы стрелковым оружием, после захвата боевыми подразделениями плацдарма на противоположном берегу.

На паромной переправе в зависимости от характера берега реки может быть оборудовано от одного до нескольких створов. На каждом створе базируется один-два парома (при ширине водной преграды до 200 м – один, до 300 м – два).

Переправа техники на паромах осуществляется последовательными рейсами. Машины, составляющие очередной рейсорасчет, выдвигаются к берегу, а последующие рейсорасчеты располагаются укрыто на некотором удалении от водной преграды (от 100 м до 1,5 км).

Инженерное обеспечение паромной переправы включает:

- разведку водной преграды и берегов;

- разминирование подходов к реке и площадок разгрузки (сброса) звеньев на воду;

- обозначение и оборудование маршрутов;

- устройство съездов в воду и выездов из воды;

- подготовку мест для загрузки техники на паромы и ее разгрузки;

- устройство простейших фортификационных сооружений для защиты личного состава комендантской службы и инженерно-саперных подразделений, обслуживающих переправу;

При подходе к водной преграде в целях уточнения данных о реке на участке переправы назначают боевые разведывательные дозоры, в состав которых включают саперов-разведчиков из инженерных подразделений, выделенных для оборудования мест переправы, или группы инженерной разведки ООД. Эти дозоры ведут наблюдение за противником, измеряют ширину, глубину водной преграды и скорость течения, осматривают берега, разведывают характер русла и дна реки, прилегающей местности, в том числе на наличие заграждений, состояние имеющихся бродов, гидротехнических сооружений, мостов, паромов и других переправ, наличие местных переправочных средств, наличие на берегах естественных масок и укрытий.

При подготовке путей надо максимально использовать существующие дороги, скрытые подступы к реке, при необходимости устраивать обходы разрушенных и заминированных участков или проделывать в них проходы. Обозначают пути и проходы хорошо видимыми знаками из подручных средств.

На реках, имеющих крутые берега, устраивают съезды в реку и выезды из реки, как правило, взрывным способом. Крутизна съездов не должна превышать 12%, выездов – 20%.

Подразделения комендантской службы и личный состав, выделенный на содержание переправы, отрывают щели (одиночные окопы).

Для скрытия переправ от оптических средств разведки необходимо использовать маскирующие свойства местности, усиливая их применением дымовых средств.

Чтобы избежать скопления техники у переправы, штаб боевого подразделения с участием начальника инженерной службы составляет график переправы, в котором указываются: участки, места и виды переправ; силы и средства, выделяемые для оборудования и содержания переправ; готовность переправ; организация комендантской, спасательной и эвакуационных служб; очередность и время переправы войск; резерв переправочных средств. Выписки из графика переправы доводятся до командиров подразделений.

В некоторых случаях, при отсутствии плавающей техники, личный состав разведывательных и боевых подразделений может переправляться вплавь (рис. 89). Температура воды при этом должна быть, как правило, не ниже 12ºС.

Обычно переправа производится в обмундировании и снаряжении. При переправе в одежде наиболее удобные способы плавания – брассом или на боку.


При переправе вплавь в полном снаряжении с рюкзаком пуговицы на рукавах расстегивают, карманы выворачивают. Сапоги (ботинки) снимают и закладывают за поясной ремень, чтобы они каблуками были направлены внутрь, а носками наружу. Ремень автомата нужно подтянуть. Содержимое рюкзака укладывают как можно плотнее, под крышку рюкзака укладывают противогаз. Автомат кладут на рюкзак сверху, автоматный ремень через голову надевают под мышки.

Если солдаты хорошо обучены плаванию, можно переправляться вплавь в сапогах (ботинках).

Для облегчения переправы снаряжение и оружие укладывают на плотики из бревен, досок или жердей. Солдаты толкают эти плотики перед собой, а сами плывут, держась за них.

Переправляться вплавь можно также с помощью перетянутых с берега на берег жердей или канатов. Концы канатов на берегах привязывают к забитым кольям, деревьям или другим предметам. Чтобы перетянутый канат находился на плаву, к нему подвязывают бревна и другие плавающие предметы, располагая их по длине каната через каждые 5-7 м. Солдаты плывут с низовой стороны каната (жерди), перехватывая его попеременно руками, на дистанции 5-10 м друг от друга.

Для переправы вплавь через узкие или средние реки устраивают плоты упрощенной конструкции, не имеющие верхнего строения (рис. 90). Отсутствие в плотах верхнего строения позволяет экономить лесоматериалы и за счет этого увеличивать полезную грузоподъемность плотов.

Захват существующих переправ должен рассматриваться как возможный резерв для повышения темпов переправы и переправы неплавающей техники. Для захвата существующих мостов выделяют специальные отряды, в состав которых в обязательном порядке включают одно-два отделения саперов. После прибытия в назначенное место и сбора отряды сразу же выдвигаются к водной преграде, захватывают переправы, проверяют их на наличие мин, при необходимости разминируют и подготавливают к обороне до подхода основных сил.

Преодоление водных преград может осуществляться на штатных или местных плавающих средствах, с использованием местных материалов, вброд и по льду. При использовании штатных плавающих средств могут оборудоваться десантные (на боевых машинах), паромные и мостовые переправы.

Десантные переправы на штатных плавающих средствах могут оборудоваться при следующих скоростях течения:

более 2,5 м/с – для десантных лодок;

до 2,5 м/с – для ПТ-76, БМД, БМП-3, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-50, БРДМ-2;

до 1,2 м/с – для БМП-1, БМП-2;


до 0,7 м/с – для МТ-ЛБ, ГТ-СМ.

Десантные, паромные и мостовые переправы с использованием плавающих транспортеров, самоходных паромов и понтонных парков оборудуют и содержат инженерные войска.

При отсутствии или недостатке переправочных средств инженерных войск используются местные плавающие средства (лодки, баржи, катера, паромы, бочки, автомобильные камеры, различные поплавки) и местные материалы (бревна, брусья, доски, хворост, тростник, камыш, солома), с применением которых могут оборудоваться десантные и паромные переправы. Из местных плавающих средств и материалов готовятся паромы, плоты, плотики, поплавки.

Для изготовления поплавков применяют хворост, тростник, камыш и солому. Оболочкой поплавков служат плащ-палатки, брезент, промасленные и прорезиненные ткани, полимерные пленки и др.

Грузоподъемность плавающих средств (лодок, паромов, катеров, барж) определяют пробной загрузкой их людьми или техникой вблизи берега; высота надводного борта в предельно загруженном состоянии должна быть не менее 0,5 м для барж и 0,3 м для лодок, паромов и катеров. Ориентировочное количество солдат, переправляемых в лодке, определяют по условной площади лодки (произведение длины лодки на ее максимальную ширину) – на 1 м 2 один солдат.

Грузоподъемность (в кг) бочек (бидонов) принимают равной 0,7 их вместимости (в литрах) для металлических и 0,6 вместимости для деревянных. Грузоподъемность 1 кг сухой соломы (камыша) равна 3 кг, мокрой соломы – 1,5 кг. Грузоподъемность бревен определяют по таблице 10.


Плотики на одного-двух человек (рис. 99) изготавливаются из досок, бревен и жердей, связанных между собой веревками, проволокой или сбиваемых гвоздями.


Плоты из фашин на 4-х человек (рис. 100) изготавливают с помощью досок.


Фашины из камыша или соломы без оболочки применяют лишь при непродолжительной эксплуатации плотов, так как камыш намокает через 2 ч, а солома еще быстрее. Для длительного использования таких плотов фашины заворачивают в водонепроницаемые оболочки.

При устройстве плотов из металлических бочек их объединяют между собой рамами, собираемыми из накатника или жердей, соединенными между собой веревками или проволокой (рис. 101).


На одного человека можно изготовить плот из автомобильных камер (рис. 102).


На мелководных участках реки с достаточно твердым грунтом дна и берегов оборудуется переправа вброд. При переправе большого количества боевой техники для колесных и гусеничных машин оборудуют раздельные броды. Проходимость бродов и их предельные глубины для боевой техники зависят от грунта дна, скорости течения и вида техники (табл. 11).


Зимой реки и озера можно преодолевать по льду. Для этого необходимо определить грузоподъемность льда на ледяной переправе. Для определения грузоподъемности ледяной переправы вычисляют наименьшую на створе расчетную толщину льда . В расчетную толщину льда входит: толщина слоя чистого льда и половина толщины слоя мутного льда , то есть


Толщина снегового льда в расчет не включается. Грузоподъемность переправы определяется по табл. 12.

Для определения толщины чистого и мутного слоев льда вырубается не менее трех образцов льда размером 0,5×0,5 м, из них по одному – вблизи каждого берега, остальные – в русловой части.

При разведке ледяной переправы лунки для определения толщины льда устраиваются в 10 м от оси трассы через каждые 10 м в один ряд (при пропуске 10-15 машин) или в два ряда (при пропуске большего количества машин). В последнем случае лунки устраиваются в шахматном порядке по обе стороны от оси трассы.





4. Средства очистки воды в полевых условиях.
Обеспечение боевых подразделений водой в условиях ведения высокоманевренных боевых действий является одной из важнейших задач инженерного обеспечения, особенно в летнее время.

Учитывая скоротечность и высокую маневренность ведения боевых действий подразделениями в период наступления (захвата объектов) и совершения маневра (рейда), необходимо в подразделениях создавать запас питьевой воды, для чего использовать табельные средства ее хранения, а также всю носимую тару (фляги).

Таким образом, подразделения могут иметь возимый запас питьевой воды в объеме минимальной суточной потребности, который можно использовать в ходе выполнения ближайшей задачи.

В дальнейшем в процессе расхода возимого запаса воды его восполняют (по мере возможности) из существующих источников доброкачественной воды, расположенных на маршрутах движения или вблизи них.

При переходе к обороне обеспечение подразделений водой производится с пунктов водоснабжения, для оборудования которых в первую очередь используют источники с естественной фильтрацией (родники, скважины, шахтные колодцы), из расчета один пункт на батальон (дивизион), подразделение тыла и пункт управления.

В случае отсутствия источников с естественной фильтрацией пункты водоснабжения устраивают на поверхностных источниках воды с очисткой ее с помощью ТУФ-200 (ПФ-200) или фильтров из местных материалов.

Батальонный пункт водоснабжения оборудуется, как правило, в районе расположения взвода материального обеспечения, который поставляет воду на водоразборные пункты рот и медицинский пункт батальона.

Если в районе обороны батальона источники воды отсутствуют, то водоразборные пункты подразделений обеспечиваются водой с других пунктов водоснабжения – полкового или соседнего батальона.

Для накопления и организации выдачи воды на пунктах водоснабжения и водоразборных пунктах используются резервуары РДВ-100, РДВ-1500, установленные в укрытиях котлованного типа или на грузовой платформе автомобиля.

Осуществляет контроль за качеством воды и дает разрешение на ее употребление медицинская служба части.

Для обеспечения живучести пунктов водоснабжения производятся их фортификационное оборудование и маскировка.

Для обеспечения войск водой используются:

источники подземной воды (водозаборные скважины, шахтные колодцы и родники);

поверхностные источники (реки, озера, водохранилища);

атмосферные осадки (дождевая вода и вода от таяния снега и льда).

Подземные воды могут быть (рис. I):

ненапорными с верхним водонепроницаемым слоем (верховодка и грунтовые воды);

ненапорными межпластовыми, защищенными сверху водоупорным слоем;

напорными межпластовыми (артезианскими).

Верховодка обычно залегает на глубине до 5 м в водопроницаемых породах. Характерным отличием верховодки является небольшая площадь распространения и малая мощность водоносного слоя, сезонность существования и небольшие запасы воды, а также возможность загрязнения с поверхности земли.

Грунтовые воды, как правило, залегают на глубине 15-20 м на водонепроницаемом слое (водоупоре).

Для грунтовых вод характерно изменение уровня и качества воды в зависимости от времени года и количества осадков.

Ненапорные межпластовые и напорные (артезианские) воды защищены сверху водонепрницаемым слоем и залегают, как правило, на глубине 50-100 м и более.


Пресные воды залегают обычно в виде линз и поджимаются сильно минерализованными водами.

Добычу, очистку воды и оборудование пунктов водоснабжения со специальными средствами очистки, а также снабжение войск средствами добычи, очистки воды и тарой для ее хранения и перевозки осуществляют инженерно-саперные подразделения, а подвоз воды для хозяйственно-питьевых нужд – органы тыла.

Пункт водоснабжения – это источник воды и прилегающий к нему участок местности, оборудованные для добычи воды и выдачи ее потребителям (рис. II-V).





Контроль за качеством воды осуществляют представители медицинской и химической служб.

При передвижении спасателей к месту работы на их пути возникают различные преграды (вода, ров, трещина во льду, забор, стена, завал, гора, камнепад).Умение быстро преодолевать их свидетельствует о профессионализме спасателей.

Спасатели могут преодолевать водные преграды по стационарным, временным или навесным мостам, веревочным переправам, бревнам, камням, вброд, с помощью животных, вплавь, на плавсредствах. При передвижении по узким, скользким, незнакомым мосткам спасатели должны проверить их надежность путем осмотра и осторожного прохождения. При отсутствии перил устанавливаются временные веревочные или деревянные перила.

Водную преграду можно преодолевать по камням. В этом случае лучше всего наступать на надежно лежащие камни, которые не покрыты мхом, водорослями, льдом, снегом. Допустимо устраивать в воде тумбы (острова) из камней с расстоянием между ними 0.5-0,6 м. При внезапном падении человека в воду страховочная веревка может зацепиться за камни. Чтобы этого не случилось, ее располагают по течению ниже линии камней.

Реку глубиной около 1 м можно преодолевать вброд. При этом важное значение имеет страховка спасателей. Один конец веревки привязывают на спине. Человеку так удобно идти; если он внезапно упадет в воду, то благодаря такому расположению узла его можно вытащить из воды лицом вверх. Вытаскивание пострадавшего в этом положении не стесняет его дыхания и позволяет ему контролировать собственные действия. Если узел завязать на груди, то при вытаскивании лицо пострадавшего погружается в воду и его дыхание затрудняется. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, поскольку веревку, в зависимости от обстоятельств, необходимо быстро то выдавать, то выбирать. Если спасателя сбил водный поток, то его нужно удерживать на основной веревке, подтягивая к берегу вспомогательной, которая протягивается перпендикулярно течению воды или несколько ниже основной веревки.

Первый спасатель, преодолевший водную преграду, приступает к установке веревочных перил. Веревку можно закрепить за деревья, кусты, камни или искусственные опоры. Для увеличения прочности перил к обоим концам основной веревки на расстоянии 2-3 м подвязывают по две веревки, сильно оттягивают их в стороны и привязывают к дополнительным опорам. Веревочные перила устанавливаются над водой на уровне груди стоящего в воде спасателя. После этого все спасатели переправляются на другой берег. Они располагаются лицом к течению, передвигаются боком, приставными шагами, держась за веревку руками. Страховка осуществляется следующим образом. С помощью грудной обвязки и карабина спасатель пристегивается к перилам, при этом длина веревки от груди до перил должна быть короче длины руки. Идущего страхуют веревкой, закрепленной на спине, которую удерживают спасатели, стоящие выше по течению.

Два спасателя могут переходить реку приставными шагами, повернувшись лицом друг к другу и положив руки друг другу на плечи. Четыре спасателя преодолевают водную преграду "квадратом", повернувшись лицом друг к другу, положив руки на плечи рядом стоящим спасателям.

При так называемом таджикском способе переправы спасатели передвигаются шеренгой, держа друг друга за плечи. Успех здесь во многом зависит от слаженности их действий. По краям шеренги ставятся наиболее сильные и опытные спасатели. Для обеспечения безопасности возможна страховка веревкой каждого из идущих. Переходить воду нужно в обуви, надежно закрепленной на ногах. Одежда должна облегать тело. По теплой воде лучше переправляться без нее.

Водную преграду можно преодолевать вплавь. При этом способе передвижения выбирается участок реки со слабым течением, без торчащих из воды деревьев, камней, завалов. Плывущий спасатель страхуется веревкой, которая закрепляется на спине или поясе. Плыть нужно любым из известных способов: кролем, брассом, на спине, на боку. После преодоления водной преграды следует установить веревочные перила.

Вещи и снаряжение переправляются через водную преграду с помощью плота, веревки или в руках.

Один из способов преодоления водных преград заключается в установке веревочной (канатной) переправы. Для этого необходимо натянуть на высоте 0.7-1,0 м над уровнем воды основную веревку. Спасатель прикрепляется к ней карабином страховочной системы и располагается параллельно водной поверхности, спиной к воде. Передвижение осуществляется по веревке перехватом рук. Канатная переправа применяется для транспортировки пострадавших на носилках, которые закрепляются на основной веревке с помощью специального ролика или карабина.

Читайте также: