Техника коучинга тимоти голви кратко

Обновлено: 05.07.2024

Персональный сайт сертифицированного специалиста и НЛП-тренера Туркулец Александра

Краткая история происхождения коучинга

Слово коучинг произошло от англ. 'coach' – наставлять, тренировать, воодушевлять. Коучами также называют спортивных тренеров.

Тимоти разработал революционную методику обучения игре в теннис, когда сам игрок находит собственный, лучший путь развития и достижения результата, а затем перенёс её в бизнес-отношения. Эта методика стала называться коучингом.

Что же такое коучинг?

По мнению отца коучинга, У. Тимоти Голви, коучинг – методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Коучинг больше помогает личности обучаться, нежели учит.
Это не только техника, которая применяется в определённых обстоятельствах. Это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия.

Сами по себе идеи Голви упоминались и применялись ранее:
Подобные подходы провозглашал и успешно применял ещё Сократ. Сходные методы используются во многих древних духовных практиках.

В основе метода Голви лежит идея о том, что обучаемый (игрок) уже обладает всеми необходимыми ресурсами для решения поставленной задачи, а коуч только создает необходимые условия для того, что бы структурировать успешным образом информацию в сознании игрока и когда это произойдет — сам игрок находит уникальное для него решение.

Что такое коучинг? Это его направления. Сферы применения коучинга:

Спрос на коучинг во многих странах с развитой экономикой таких как США, Канада, Великобритания, Франция, . непрерывно растёт. И это не случайно, именно высокая эффективностью коучинга привлекает людей желающих быстрых и качественных перемен как в повседневной жизни так и бизнесе.

Что такое коучинг? Это его направления. Сферы применения коучинга:

В бизнесе коучинг эффективно применяется для:

· мотивации и обучения персонала

· разрешения конфликтов в коллективе

· при найме персонала

· сформировать максимально полное представление о сложившейся ситуации

· на основе нового представления выявить несколько путей решения

· проанализировать их и принять наилучшее решение

· составить план действий .

что такое коучинг

В повседневной жизни коучинг ( Life coaching ) применяется для решения огромного спектра вопросов:

· при воспитании детей

· разрешения семейных конфликтов

· в налаживании взаимоотношений

· избавления от вредных привычек .

· в поиске работы

· определения специализации (карьеры)

· продвижения по карьерной лестнице

Как же строится беседа в коучинге?

Понятно, что содержание беседы коуч управлять не может – это задача клиента (игрока). Тем не мене коуч может управлять как своим собственным состоянием так и структурой коуч-сессии.

Майлзом Дауни (директор лондонской школы коучинга) была предложена очень эффективная и простая в применении модель проведения коучинг-сессии. Кроме того, она успешно применима и в переговорах и в проведении совещаний и в деловом общении.

Сама модель сформировалась на основе интуитивных подходов к консультации, которые были в последствии проанализированы и представлены в виде модели GROW . Модель выросла из наиболее успешной практики, а не теории. Что такое коучинг модель GROW? Это просто, смотрите дальше!

Представьте, что кто-то к Вам пришел чтобы вы провели с ним коучинг. Последовательность вопросов которые Вы можете задать может быть такой:

Такой ход беседы вполне естественен и очевиден. Что удивительно так это то, что следуя такой простой модели коучу следует только задавать вопросы, слушать и резюмировать сказанное участником на каждом из этапов. При этом именно резюмирование сказанного клиентом создает эффект – достраивания карты реальности и как следствие расширение вариантов решения задачи.

Случай из жизни

Как это используется в жизни? Приведу Вам пример даже не непосредственно из практики, а из жизни, которая за пределами кабинетов для консультаций.

Некоторое время назад я встретился в кафе со своим другом и его девушкой, которая пришла с подругой. Подруга весь вечер создавала негатив и пыталась со всеми им поделиться в связи с проблемами в личной жизни. В какой-то момент, я у неё спросил, хочет ли она наконец-то разобраться в себе и в том, как ей быть? Девушка согласилась.

Этот простой метод можно легко использовать не только в личных консультациях, но и в общении в бизнес контексте и с подчинёнными. Порой такое простое внесение уже известной информации в систему извне даёт ощутимые и стойкие результаты. И если один простой инструмент увеличения нашей эффективности позволяет качественно изменить результаты и ситуацию, то при соединении этого инструмента с другими уже известными вам инструментами и стратегиями количество возможностей и выборы быстро возрастают.

P.s. — описание возможных вариантов работы в бизнес или лайф кочинге по этой ссылке.

Если Вам интересно попробовать настоящий коучинг в контексте решения определенных задач/проблем или достижения целей, пишите на мейл:

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны — коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа — управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное — настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг — это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

ДЖОН УИТМОР

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор — британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х — этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х — коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х — коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х — в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х — в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х — в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день — фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг — это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии. В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон — основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии.

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку — коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос — некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW, которую придумал Уитмор:

  • Goal — какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality — опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options — какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will — что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча — поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные — 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека — 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 — неверно, 4 — совершенно верно.

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет — это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Коучинг — од но из направлений практической психологии, которую некоторые исследователи причисляют к психологическому консультированию, хотя споры на эту тему ведутся постоянно 1 .

Вопрос измерения эффективности коучинга до сих пор остаётся очень дискуссионным 3 и практических исследований на эту тему крайне мало. Данная работа имеет своей целью краткий обзор некоторых существенных моментов коучинговой практики, которые, по мнению большинства авторов, влияют на её эффективность в целом.

Глава 1. Основные принципы коучинга

Для лучшего понимания принципов коучинга необходимо обозначить его основания. Джон Уитмор ставит в основу коучинга повышение осознания и ответственности клиента коуча (будь то один человек, группа или команда), и уже из этих принципов выводит конкретные техники работы. Осознание в его терминологии можно определить как качество и количество входящей информации, которую воспринимает человек.

Осознание

Ответственность

Другие п ринципы коучинга

Принцип о карте реальности даёт коучу возможность принимать любую картину мира клиента, не ведя с ней мысленного спора и не пытаясь (в идеале) вписать клиента в свою картину миру (о минимизации проекции и трансференции см. подробнее ниже). Таким образом, работа коуча становится мета-рациональной: он работает не с тем, что именно человек думает, а с тем, как он думает, насколько это ему помогает (либо мешает) в осуществлении его задач и планов.

Принцип о позитивности намерений и оптимального движения к цели также работает на принятие карты реальности и раскрытие потенциала. Этот принцип предполагает, что каждый человек стремится достичь своих целей наилучшим возможным для себя образом. Соответственно, для того, чтобы он мог достигать их быстрее и лучше, он может видоизменить свою карту реальности таким образом, чтобы стали возможными другие способы, более лёгкие и быстрые.

Майлз Дауни приводит такую формулу эффективности :

Потенциал минус Вмешательство равно Результативности 7 .

Сильные вопросы

Сильные вопросы — основной метод работы коуча, который зачастую даже ложится в основу бытовых определений коучинга 8 . Сильный вопрос аккумулирует в себе все принципы коучинга: веру в то, что человек обладает всеми необходимыми ресурсами и может их в себе открыть, понимание, что наилучшим образом это может сделать только он сам, стремление помочь ему в этом, сделать его более осознанным, при этом оставляя право выбора и полную ответственность за ним самим.

Метафора

Как сделать метафору сильнее? Прежде всего, конечно, лучше всего использовать метафору клиента, поскольку она гораздо лучше понятна ему самому, чем чужой образ, к тому же включает в себя много непроговариваемых факторов. Помимо этого, поднимать эффективность метафор и историй можно и нужно прежде всего подстройкой их на конкретного клиента, для чего необходимо повышение осознанности коуча и расширение набора метафор. Кроме того, в историях и метафорах важно затрагивать разные модальности восприятия и логические уровни 16 .

Качественное формулирование цели

Создание образа будущего

Таким образом, подробная визуализация желаемого конечного результата способствует воплощению этого результата в жизнь по целому ряду причин.

Таким образом, вызов также в некотором роде является созданием образа будущего, кардинально отличающегося от того образа, который есть у клиента. Когда клиент в той или иной степени принимает брошенный вызов, вместе с ним он принимает и какую-то часть этого образа возможного будущего .

Рефрейминг

Рефрейминг это в самом широком смысле создание нового контекста для мыслей, чувств, ощущений клиента. Можно сказать, что это также и расширение осознания (или углубление его).

Например, использование шкалы может быть классифицировано и как рефрейминг: когда у игрока спрашивают, насколько по шкале от 1 до 10 напряжены в данный момент его икры или затруднено его дыхание, это некоторым автоматическим образом помещает его непосредственное ощущение в гораздо более широкий контекст, в котором неявно присутствуют оба полюса ощущений — и максимальный дискомфорт, и максимальный комфорт. Есть пресуппозиция 23 того, что человеческое тело, так же как и человеческое сознание стремится к оптимальному состоянию, таким образом, уже само осознание возможности обретения желаемого состояния существенно приближает к нему.

Рефрейминг, пожалуй, наиболее наглядно из всех техник повышает уровень осознания клиента — как раз за счёт того, что он осознает более широкий контекст своих действий, мыслей, ощущений и других проявлений.

Логические уровни

Обратная связь и поддержка

Суть притчи в том, что дельфина обучали новым трюкам при помощи определенной последовательности действий, а именно:

— каждый раз, когда дельфин показывал на публичной демонстрации новое действие, дрессировщик свистел в свисток и давал дельфину рыбу;

— когда на следующем представлении дельфин в течение примерно двух третей времени повторял то, что давало результат в прошлый раз, дрессировщик не давал ему рыбу;

Итогом этой последовательности стало то, что

Безоценочность

Можно предположить, что в ера в потенциал человека, как всякая импликация и пресуппозиция , самореализуется. Если коуч подлинно верит в способности человека, эта вера проявляется во всём: в его речи, в формулировках его вопросов, в телесных проявлениях, во всём его поведении.

Использование карты мира клиента

Использование коучем карты мира клиента помогает клиенту реализовать его потенциал наилучшим образом 37 — за счёт использования его собственных внутренних ресурсов, а также отсутствия затрат времени и энергии на освоение новой картины мира (например, картины мира коуча).

Детализация осознания особенностей клиента

Минимизация проекции и трансференции

Критический отбор техник и подходов

Диалектическое восприятие коучинга

Что есть духовность, как не постоянное расширение перспективы?

Пробуждение, опыт суфиев.
Пир-Вилайят-Инайят-хан

Итак, краткий обзор основных коучинговых принципов и техник и способов повышения их эффективности позволяет предположить, что основными способами повышения эффективности коучинга являются: повышение осознанности коуча, расширение набора используемых техник, общее повышение уровня его осознанности , критический подход к своей практике, организация детальной обратной связи и минимизация проекций, трансференций и других неосознанных психических механизмов и процессов .

Список литературы

Аткинсон М., Чойс Р. Т. Пошаговая система коучинга. К.: Companion Group , 2010.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

Бэндлер Р., Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. СПб: Прайм-Еврознак, 2007.

Голви Т. Работа как внутренняя игра. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Гэллуэй (Голви) У. Т. Теннис: психология успешной игры ( The inner game of tennis ). Олимп-Бизнес, 2010.

Дауни М. Эффективный коучинг. М.: Добрая книга, 2008.

Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб: Питер, 2008 г.

Лотман Ю. М.. Феномен культуры. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М.: Центр книги Рудомино, 2010 г.

Смарт Дж. К. Коучинг, на пути к успеху. СПб. : Нева, 2004.

Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004.

Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.

Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

Bachkirova T., Kauffman C. The evolution of coaching: an Interview with Sir John Whitmore // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008. №1:1. Pp . 11-15.

Clutterbuck D. Coaching reflection: the liberated coach // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2010. №3:1. P. 73-81 .

Campbella M. A., Griffiths K. Preliminary evidence in the debate between life coaching and counseling // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008, 1(2). Pp. 164–175.

Leonard Th. J. Simply Brilliant. Colorado: Coach U Press, 1999. P. 25.

Linley P. A. Coaching Research: who? what? where? when? why? // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2006, Vol . 4, No .2 Pp. 1-7.

1 См ., например , Campbella M. A., Griffiths K. Preliminary evidence in the debate between life coaching and counseling // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008, 1(2). Pp. 164–175.

2Дауни М . Эффективный коучинг. М. : Добрая книга , 2008. С . 254

3Linley P. A . Coaching Research: who? what? where? when? why? // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2006, Vol . 4, No .2 Pp . 1-7.

4Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. C. 40

5Смарт Дж. К. Коучинг, на пути к успеху. СПб. : Нева, 2004. C. 35

6Leonard Th. J. Simply Brilliant. Colorado: Coach U Press, 1999. P. 25.

7Дауни М. Указ. соч. С. 230.

11Уитмор Дж. Указ. соч. C. 4 7.

12 Аткинсон М., Чойс Р. Т. Пошаговая система коучинга. К.: Companion Group , 2010. С. 125.

13Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. с. 104.

14Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч . с. 354.

15Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.: П райм-ЕВРОЗНАК, 2004 . С. 154.

17Уитмор Дж. Указ. соч. C. 56.

18Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч. С. 320.

19Г эллуэй (Голви) У. Т. Теннис: психология успешной игры (The inner game of tennis). Олимп-Бизнес, 2010 . С. 87.

22Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч. С. 130.

24Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. С 2 32 .

25 Дилтс Р. Указ. соч. С. 54.

27Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП . СПб: Питер, 2008 г. С. 27.

28Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. С. 154.

29Дилтс Р. Указ. соч. С. 157.

30Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч. С. 28.

31Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. С. 260.

32Гэллуэй (Голви) У. Т. Указ. соч. С. 29.

33Уитмор Дж. Указ. соч. C. 66.

34Дауни М. Указ. соч. С . 2 56 .

35Бэндлер Р. , Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. СПб: Прайм-Еврознак, 2007. С. 118.

36Голви Т. Работа как внутренняя игра. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 174.

37Дилтс Р. Указ. соч. С. 66.

38Гэллуэй (Голви) Т. Указ. соч. С. 121.

39Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Указ. соч. С. 152.

40Дилтс Р. Указ. соч. С . 1 2 4.

41Clutterbuck D. Coaching reflection: the liberated coach // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice . 2010 . № 3:1 . P. 76 .

42Уитмор Дж. Указ. соч. С. 53.

43Clutterbuck D. Op. cit. Pp. 73-81

45Bachkirova T., Kauffman C. The evolution of coaching: an Interview with Sir John Whitmore // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008. №1:1 . Pp . 11-15.

46Ю. М. Лотман. Феномен культуры. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М., 2009 г. C . 140.


Тимоти Голви — признанный во всем мире тренер и коуч-консультант. Закончил Гарвардский университет, где специализировался на английской литературе, был капитаном команды по теннису.

Тимоти создатель корпорации Inner Game, которая применяет принципы и методы Внутренней игры для развития мастерства у групп и отдельных людей. Он читает лекции по всему миру, проводит групповые тренинги и семинары как коуч-консультант. В октябре прошлого года Тимоти Голви посетил Россию и ответил на вопросы нашего журнала.

— Тимоти, в октябре 2011 года Вы впервые посетили Россию и провели здесь свою первую открытую
программу. Каковы Ваши впечатления? Были ли отличия между тем, чего Вы ожидали, и что увидели здесь?
— Я ожидал, что это будет строгая, но интеллектуальная аудитория, которая, возможно, не будет принимать активного участия в процессе. То, что я увидел на семинаре, было комбинацией интеллекта и глубины, идущей от
сердца, что было необычно.

— Ваши книги о Внутренней Игре вызывают большой интерес у нашей аудитории. В чем основная идея Внутренней Игры?
— Ядром Внутренней Игры является тот факт, что мы обладаем бОльшим человеческим потенциалом (Я2), чем мы думаем, и что мы мешаем реализации этого потенциала (Я1) больше, чем нам бы того хотелось признавать.
В качестве основы методологии Внутренней Игры лежит безоценочная ОСОЗНАННОСТЬ по отношению к существующей реальности, будь то простое поведение или сложные ситуации в бизнесе; понимание, что нужно максимально ясно представлять, какие результаты мы хотим получить; а также доверие к своим собственным ресурсам, чтобы двигаться к своим желаемым результатам. Доверие здесь означает некоторое снижение уровня контроля не по отношению к внешним факторам, апо отношению к собственному внутреннему потенциалу. Это такое доверие, которое позволяет проявиться ПОТОКУ в работе или игре, и делает их эффективными и приносящими наслаждение.


— Внутренняя Игра помогает людям преодолеть внутренние барьеры, самовмешательство. Есть ли у Вас классификация таких внутренних помех для взрослых? Какие внутренние барьеры наиболее характерны для менеджеров и лидеров?
— Думать, что ты уже все знаешь — это большое самовмешательство, также как и пытаться выглядеть, словно ты все знаешь. Корни этого лежат в страхе поражения и сомнениях в себе, в этих двух основных помехах.


— В чем Вы видите дальнейшее развитие технологии коучинга? Как будет развиваться коучинг?
— Технологии, применяемые в коучинге, все еще сильно варьируются. Коуч — это молодая профессия. Возможно, единой технологии никогда и не будет. То, где в коучинге нужен рост — это не технологии, а особенности характера, личность самого коуча. Такие простые, но очень важные качества, как забота, сочувствие, надежность, креативность, аутентичность, увлеченность и приверженность, мудрость, ясность.
Эти качества не новы, но то, что они поддерживают, можно развивать на протяжении всей жизни. Это, скорее, человеческие качества, нежели технологии. Короче, чтобы стать хорошим коучем, нужно больше стать человеком. Нет ничего лучше.

Первоисточник материала: Журнал "Коучинг в Организации", июнь 2012.

Читайте также: