Театр при екатерине 2 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Нелегко пришлось Сумарокову: он выполнял обязанности режиссёра, преподавателя актёрского мастерства, драматурга, составителя репертуара, автора афиш и газетных объявлений. Собственного помещения у труппы не было, и театру приходилось кочевать с места на место. Отпущенных государ­ственных денег не хватало (для сравнения: на содержание французской труппы тратилось 20 тысяч рублей, итальянской оперы — 30 тысяч, а русский театр получал всего 5 тысяч рублей в год). Нередко спектакли срывались из- за отсутствия костюмов, которые не на что было шить.

Театр при Екатерине II (1762-1796)

Во второй половине XVIII столетия развивается театральное ис­кусство. Строятся первые театральные здания. Так, в Петербурге был выстроен Большой театр (на месте Консерватории), импера­торский Эрмитажный театр. В Москве появился Петровский театр (ныне известен как Большой). Особенно славились частные, до­машние театры. Например, граф Н. П. Шереметев имел четыре те­атра: в Петербурге, Москве, в имениях Кусково и Останкино. Музы­кантами, танцорами и певцами этих театров были крепостные.

При Екатерине II театральное искусство России переживает невиданный до этого расцвет. Но, несмотря на то, что императрица придавала театру большое воспитательное значение, он все-таки был больше развлечением и предназначался для увеселения придворного окружения.

Новые задачи театра при Екатерине Великой

Однако в то же время развитие русского театра было одной из задач просветительской деятельности Екатерины Великой.

И российские, и иностранные труппы (немецкая, французская и итальянская) пользовались одинаковой поддержкой у императорского окружения.

Екатерина Великая

  • итальянская опера;
  • французский театр;
  • русский театр; ;
  • оркестр бальной музыки.

Была учреждена театральная школа. Ее учениками становились в основном сироты воспитательных домов. Одними из первых учителей будущих театральных деятелей были итальянский танцор Ф. Беккари и Л. Парадиз.

Поэтому русский театр выступал не только на императорской сцене, но и давал за деньги публичные представления. Это позволяло частично компенсировать недостаток выделяемых денежных средств на содержание труппы.

Театры Петербурга времен Екатерины II

Эрмитажный театр прославился как придворный (императорский), в нем играли актеры-любители из высшего общества. Основной репертуар составляли переводные пьесы французских классицистов. Часто в их постановках участвовали и совсем юные артисты – кадеты, пажи и воспитанницы Новодевичьего монастыря.

История русского театрального искусства 18 века будет неполной без упоминания о частных обществах.

В Москве же в 1790-х годах функционировало примерно 15 частных театров, в которых служило 160 актеров и актрис, 225 музыкантов и исполнителей.

Крепостные театры в екатерининскую пору

Крепостными театрами назывались домашние (или дворовые) общества в помещичьих усадьбах. Многие из них существовали исключительно для развлечения помещиков. Но некоторые музыкальные оркестры, балетные, оперные и актерские труппы становились знаменитыми при дворе, например, театры Румянцева, Волконского, Шереметьева, Волкенштейна, Сумарокова, Юсупова, Щербатова и др. Актеров, выступающих в частных и крепостных театрах, нередко приобретали для трупп государственных (императорских) театров. Для многих крепостных артистов это был единственный и уникальный шанс получить свободу.

Драматургия – новые жанры в театре при Екатерине

При дворе любили смотреть легкие водевили (короткие, одно- или двухактные пьесы, с закрученной интригой и благополучным концом, сопровождаемые многочисленными музыкальными номерами), постановки-переложения романтических повестей и романов с претензией на трагедийность, бурлески (комические пьесы с грубоватыми шутками и большим количеством музыкальных номеров, главными героями которых были Арлекин или подобные ему персонажи), переводные постановки Мольера, Реньяра, Детуша, порой в очень вольной трактовке.

Актерский состав

  • танцоры В.Балашов, И.Еропкин, А.Собакина
  • оперные певцы и драматические актеры В.М.Черников и П.П.Черникова, М.Волков, А.Крутицкая;
  • артисты С.Е.Рахманов, Х.Ф.Рахманова.

Из крепостных артистов вырос и получил свободу знаменитый Михаил Щепкин, впоследствии принятый в Императорскую труппу г. Москвы. Вообще, принадлежность к императорским театрам возвышала статус крепостных актеров и нередко вела к их освобождению.

Знаменитый актер Дмитриевский неоднократно выступал и постановщиком пьес. Он являл собой последователя европейской школы актерской игры, поэтому его воспитанники – Гамбуров, Крутицкий, Плавильщиков, Каратыгин, Семенова и многие другие – также следовали его примеру и подражали манере игры зарубежных коллег. До формирования национальной манеры игры еще требовалось время.

Значение екатерининского периода в русском театра

При дворе предпочитали музыкальные пьесы и романтические постановки. Сама императрица выступала как драматург и писала нравоучительные комедии в стиле французских классицистов.

Архитектор Ее Величества

Композитор Сергей Евтушенко, художественный руководитель Эрмитажной Академии Музыки, рассказывая об Эрмитажном театре, вспоминает:

История Эрмитажного театра драматична и интересна: насыщенная событиями, она рассказывает о разных периодах театра.

Кваренги создавал его с любовью и трепетом, при этом постоянно ссорясь с Екатериной Второй, убеждая её в необходимости то открытой галереи за театром (Екатерина была категорически против); сидения, по мысли Кваренги, должны были быть без спинок, как в античном театре, Екатерина, однако, вновь воспротивилась. Споры были весьма серьёзны, хотя Екатерина высоко ценила гений Кваренги. Сроки постройки Эрмитажного театра – явление в мировой архитектуре и строительстве беспрецедентное: указ был подписан в 1783-м, театр же открылся уже в 1785-м (хотя его ещё достраивали).

Кваренги

Саундерс, Джозеф. Портрет Джакомо Кваренги. Россия. Санкт-Петербург, 1802 г. Государственный Эрмитаж

Екатерина, как уже говорилось, высоко ценила Кваренги. В 35 лет он стал архитектором Её Величества, и ему многое было позволено. Правда, в личной жизни ему не везло – тяжело болела жена, один за другим умирали их дети, и, сломленный своими несчастьями, он отважился на одну необычную просьбу. Кваренги попросил императрицу, учитывая беды его семьи, вот о чем: чтобы после окончания строительства Эрмитажного театра ему разрешили… поселиться в одном из помещений этого роскошного здания. Лучше всего, уточнил Кваренги, чтобы квартира была обращена окнами на Неву. Разрешение было получено, и художник прожил в этом доме до конца своих дней.

Екатерине всегда было интересно беседовать с Кваренги: он хорошо знал музыку, увлекался изящной словесностью, мог читать наизусть Катулла и Вергилия, перед гением которых императрица преклонялась. И, конечно, они постоянно говорили об архитектуре: по поводу этого вида искусства, как и по поводу музыки, их взгляды совпадали – архитектура, по их мнению, должна быть строга и благородна, никаких излишеств.

Екатерина сделала еще один подарок Кваренги: в знак благодарности и восхищения пожаловала ему ложу, причем в пожизненное пользование; интересно, что в эту ложу он мог свободно попасть из своей квартиры (!).

Уникум Екатерина

А в нишах зрительного зала – скульптура Аполлона и девяти Муз, а над ними десять медальонов с портретами Мольера, Расина, Вольтера, Сумарокова…

Екатерина Вторая

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Начало 1780-х. Левицкий Д.Г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Екатерина вообще была выдающейся личностью, поэтому и Эрмитажный театр, о котором она буквально грезила, был вдохновлен ее умом и страстью. Это театр стал не просто местом отдыха, где высокопоставленные вельможи демонстрировали роскошь своих одеяний и драгоценностей, но живым местом, своеобразной ареной, где актеры и зрители непосредственно участвовали в политической и культурной жизни России.

Спесь оставьте у дверей

Управлять – значит, предвидеть.

Как говорит Сергей Евтушенко:

Несчастье от кареты

…Судьба Пашкевича сложится очень печально. После смерти Екатерины император Павел уволит его с единовременным вознаграждением, без пенсии, в 1797 году. И в этом же году композитор скончается, оставив вдову с годовалой дочерью без средств к существованию.

Желаю поднять русский народный театр

Некоторые её фразы есть смысл вспомнить:

Граф Эстерхази был в восторге от спектакля:

Вот где, кстати говоря, возникла база для развития российской оперы, российской музыки и российской драматургии.

Конечно, чудес на свете не бывает - для того чтобы и в наше время превратить Эрмитажный театр в живой театр-музей и воскресить его старинный дух, тоже нужны были огромные деньги.

В золоте и серебре

Екатерина любила цветы, особенно примулы, поэтому Эрмитажный театр во время представлений часто украшался этими цветами - рядом со сценой всегда стояли корзины благоухающих примул. Екатерина говорила, что это цветок богов и вернейшее средство от многих болезней и хворей.

Княгиня Голицына восхищалась:

Екатерине опера тоже понравилась:

И даже изволила представляющих оперу актрис и актеров жаловать к руке…

Правила хорошего аккомпанемента на клавесине

…Кто же сочинял музыку для представлений? Несколько лет подряд придворным композитором был Доменико Чимароза. И неаполитанец Джованни Паизиелло, которого называли мастером комического реализма, - тоже.

Чуть не переманили Моцарта

Но их планам не суждено было сбыться: через три месяца скоропостижно умер Потемкин, в этот же год скончался и Моцарт…

Хитрость архитектора

…Эрмитажный театр стоит на фундаменте первого Зимнего дворца Петра Первого. Дерзость Кваренги, которая так поощрялась Екатериной, заключалась в том, что зодчий, поняв невозможность возведения здания театра за один год, решил использовать что-то старое. Около Зимней канавки как раз было здание старой постройки: чтобы оно стало театром, Кваренги решил построить переход и использовать стены и фундамент старого Зимнего дворца Петра, в качестве основы для театра. Кваренги использовал двор, боковые стены (каре), и амфитеатр, словно чашу, вставил во двор театра. Боковые стены стали готовыми конструкциями, которые использовались как основные стены театра. Мало того – как раз под сценой этого театра, где порхают балерины, находится комната, где скончался Петр Первый…

Волшебный край, там в стары годы…

Как любила Екатерина этот театр! Любил его и Кваренги, который так никуда и не уехал, несмотря климат Петербурга, который был для него слишком тяжелым. В те времена в контрактах у итальянских архитекторов и музыкантов был пункт: они вправе расторгнуть контракт по климатическим условиям.

Требования к театру были самыми что ни на есть высокими, и с точки зрения машинерии он был оборудован абсолютно по-европейски. Уровень технического оснащения Эрмитажного театра был настолько совершенен, что даже после его закрытия, в 1935 году, его колосники были отданы Дворцу культуры им. Горького, который сейчас находится у Нарвских ворот, а планшет сцены был поставлен в старом Мариинском театре. То есть технические характеристики Эрмитажного театра того времени более-менее соответствовали техническим характеристикам театров XX века.

Играли в Эрмитажном театре самые лучшие актеры - им хорошо платили, с ними много занимались, много репетировали. Помимо итальянской и французской, работала ещё и русская труппа. Екатерина Великая была заинтересована в том, чтобы французские пьесы и итальянские оперы переводились на русский язык и исполнялись русскими актерами. Ведь, считала она, если они будут идти только на языке оригинала, то не получат такого широкого распространения, не будут демократичными. Затраты на постановки опер составляли порядка 15-16 тысяч рублей (сравнимо, наверно, с сегодняшними ста миллионами).

Эрмитаж

Эрмитажный театр. Вид зрительного зала. Современная фотография. Фотограф П.С. Демидов

Сергей Евтушенко рассказывает:

Сарти был капельмейстером у Потемкина, и часто они беседовали о Генделе, Гайдне и Боккерини. Потемкин считал, что музыка, как ничто другое, врачует душу. Императрица с удовольствием переписывалась с ним, размышляя о музыке, об опере, о музыкантах:

Музыку к опере написал Сарти, а либретто – ещё один итальянский петербуржец, Марко Кольтеллини, известнейшая в Европе личность. Либреттист Глюка, Моцарта, он работал при Венском дворе в должности имперского поэта и целых девять лет пребывал в полном довольстве. Но, обладая едким нравом, как-то, не удержавшись, написал острую сатиру, которая императрице Марии-Терезии резко не понравилась. Потемкин, прознав о скандальной отставке Кольтеллини, тут же пригласил его в Петербург. Бытует версия, что после успешной работы в Эрмитажном театре Кольтеллини опять написал едкую сатиру, но уже на русский двор, и тут же… умер. По слухам, он был отравлен, причем теми, в кого метил своей сатирой.

Светлейший князь Потемкин

Потемкин

Неизвестный художник (копия с И.Б. Лампи Старшего). Портрет светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического (1739-1791). Россия, конец XVIII - начало XIX вв. Государственный Эрмитаж

…Пушкин, собиравший застольные разговоры о Потемкине, записал такую историю. Потемкину доложили, что некий граф Мор, житель Флоренции, превосходно играет на скрипке. Князь немедленно захотел его послушать и отправил одного из своих адъютантов курьером в Италию. Адъютант явился к графу Мору и объявил ему приказ Потемкина: тотчас же садиться в карету и скакать в Петербург. Виртуоз взбесился и послал к черту самоуверенного вельможу и его курьера. Что делать? Адъютант не растерялся: отыскал в городе бедного, но способного скрипача и уговорил его ехать в Петербург под именем Мора. Потемкин остался доволен. Говорят, принял на службу мастера, обласкал его, осыпал благодеяниями. Музыкант, как легко догадаться, был не против.

В одном из представлений, устроенном Потемкиным в Таврическом дворце для Екатерины Второй, участвовало пятьдесят балерин. Они были одеты в платья, на каждом из которых сверкало по две тысячи бриллиантов. Кроме того, был устроен крутящийся амфитеатр на 400 мест в виде карусели.

А в 1791 году Потемкин устроил грандиозный праздник для Екатерины. Каких только редкостей не было в новом дворце – роскошная мебель, золотой слон-часы, который шевелил хоботом и ушами, редкие деревья, великолепный оркестр с лучшими музыкантами. Под звуки полонеза появлялась и сама Екатерина Великая.

…Это была их последняя встреча: вскоре Потемкин умрет, а Екатерина, тяжело пережив его смерть, охладеет к театру.

Павел Первый продает билеты

После смерти Екатерины Великой весь первый год правления Павла Первого театр был закрыт. Но через год новый император, человек весьма специфический (и не только в смысле его отношения к искусству) театр все-таки позволил.

В общем, Павел был первым, кто внедрил билетную систему и ввел систему постановок по определенным дням. Зрителей пускали по входным билетам, женщины - направо, мужчины – налево, к тому же зрители размещались согласно иерархии, по рангу. Кто-то сидел поближе к сцене, а кто-то вообще стоял. Кстати, среди стоявших в этом театре был и Пушкин: поскольку он был в чине 14-го разряда, то сидеть ему не полагалось.

В принципе Павел стремился уничтожить всё, что хоть как-то напоминало о его матери – Екатерине Великой. Он запретил быструю езду, круглые шляпы, наряды. Он сменил архитекторов и приближенных Екатерины, в корне изменил политику страны.

В это время Сарти пишет много опер, в том числе и к различным торжественным случаям: скажем, опера, посвященная свадьбе дочерей Павла.

… Покинул же Петербург он только в 1801-м, сразу после убийства Павла. Багаж Сарти был громадным: получилось примерно 47 больших ящиков с рукописями, партитурами, эскизами и прочим скарбом, который он увез с собой в Италию. Однако по пути композитор заболел и умер, в Берлине в 1802 году, и поэтому весь его драгоценный архив остался в Берлине. В год двухсотлетия смерти Сарти муниципалитет города Фаэнца выкупил весь архив, вернув его в Италию.

По сцене ходили лошади

Во времена Александра Первого Эрмитажный театр был вновь предан забвению, но потом вновь возродился, затем опять - забвение и вновь - возрождение. Это чудо то забывали, то вновь открывали.

При Екатерине Великой Эрмитажный театр выглядел совершенно иначе чем теперь: не было такого расположения дверей, висело всего десять люстр, зрительские места были зеленого цвета, другой была и оркестровая яма.

При Александре Первом здесь вообще расквартировали полк, и по сцене ходили лошади. После реконструкций, которые неоднократно происходили и во времена Николая Первого, и в конце XIX века, да и в начале ХХ века, а также в конце, уже в наше время, Эрмитажный театр сильно изменился. Хотя в начале XX века он более походил на кваренговский театр, чем до этого…

Эпилог: национальная идея – это Эрмитаж

…Приоткрывая тайны Эрмитажного театра, Сергей Евтушенко отмечает:

Екатерина II в русском костюме.
Неизвестный художник. Копия с оригинала Торелли. Конец XVIII в. Холст, масло.

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль.

При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа.

В 1762 году была образована французская драматическая труппа.

Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установлениe свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.

В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли.

В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго.

Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II.

При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у графа Шереметева было целых четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино) .

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актёрах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции.

Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии) .

На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 году. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина. Выдающимися актрисами в XVIII в. были Михайлова и Троепольская.


Екатерина II, родилась 2 мая (по новому стилю) 1729 года в Штеттине, имя данное при рождении - София Фредерика Августа Анхальт - Цербстская, с 28.06.1744 года - Екатерина Алексеевна, императрица - с 28.06.1762, коронована - 22.09.1762 г. , умерла 6.11.1796 г. в Царском Селе, похоронена в Петропавловской крепости. Отец - князь Христиан Август Цербст - Дорнбургский (1690 - 1747, мать - Иоганна Елизавета Голштейн - Готторпская (1702 -1760). Вступила в брак 21.08.1745 г. с Карлом Петером Ульрихом Голштейн - Готторпским (Петр III, 21.02.1728 - 5.07.1762, император - с 1761 - 1762). Сын Павел I (20.09.1754 - 11/12.03.1801, император - с 1796 по 1801).

Вступив на русский престол (в 1762 году) , она старалась предоставить своим подданным счастье, свободу и собственность. Она охотно прощала и никого не ненавидела. Снисходительная, жизнерадостная, от природы веселая, с душой республиканки и добрым сердцем, она имела друзей. Работа для нее была легка, общество и искусство ей нравились".
Екатерина в повседневной жизни, в быту была довольно скромна. Современники отмечали скромность Екатерины в еде и питье. Повальное пьянство, процветавшее при дворе Петра Великого, было изгнано из царских покоев.
Особая тема - Екатерина Вторая и театр. Она сама писала пьесы, которые ставились в театре Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Причем писала она, главным образом, комедии, что, впрочем, естественно, ведь именно веселый нрав Екатерина считала самой сильной стороной своего характера. Ее шутливые пьесы высмеивали ханжество, невежество, слепое подражание всему иностранному и прочие пороки русского общества второй половины 18 века.
В духе комедий Екатерины написал пьесу о ней самой выдающийся английский драматург Бернард Шоу. Пьесу он назвал "Великая Екатерина". Сюжет вымышленный: будто бы приехал в Россию английский офицер, жаждавший аудиенции у императрицы. При встрече он так понравился ей, что государыня не прочь была завести роман. Но все кончается благопристойно: за офицером является невеста, и все происшедшее Екатерина обращает в шутку. Этот скетч, написанный еще в 1913 году, впервые на российской сцене поставил в минувшем сезоне главный режиссер московского театра имени Ермоловой Владимир Андреев. "Мне здесь она интересна более как женщина, чем как великая самодержица, - говорит режиссер. - Эта немка на самом деле очень русская женщина. Она хотела постичь все тайны и загадки русской природы".
В царствование Екатерины II сооружены Мраморный дворец, Таврический дворец, Юсуповский дворец, Каменноостровский дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, дворцово - парковые ансамбли в Царском Селе, Павловске, Гатчине, Ораниенбауме. Возведены общественные здания Гостинного двора, Академии художеств, Главного почтамта, Академии наук, Публичной библиотеки и другие. Основан Смольный институт благородных девиц, прототип всех женских учебных заведений в 19 веке.

В 1873 году в сквере перед Александринским театром, рядом с Аничковым дворцом открыт памятник Екатерине II (скульптор А. М. Опекушин) . До 1917 г. в нескольких городах России ей были воздвигнуты памятники, но до наших дней сохранился лишь один – в Петербурге.

Февей, Армида и Дидона. Отправляемся в оперу времен Екатерины II



Сочинительница и покровительница

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Большая поклонница оперы, Екатерина II сделала все, чтобы популяризовать музыкальный театр в России. В 1783 году она основала в тогдашней столице Большой (Каменный) театр, который быстро стал одним из любимых мест знатных и богатых горожан. И не только: Екатерина хотела, чтобы поклонниками оперы стали и простые люди, поэтому несколько раз в год, по праздникам, спектакли здесь давали бесплатно.

На выставке можно увидеть чертежи архитектора Джакомо Кваренги, представляющие театр в разрезе. По сохранившимся свидетельствам, императрица любила смотреть спектакли из боковой ложи. Центральную она занимала только тогда, когда принимала высокопоставленных гостей. Императрица также очень любила оперный зал в Картинном доме в Ораниенбауме. Как он выглядел незадолго до воцарения Екатерины, показывает гравюра по рисунку Михаила Махаева (1761).

Фото Ю. Иванко. Mos.ru





Театр и политика

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Стихии и страсти на сцене

Конечно, технические возможности сцены екатерининских времен были далеки от современных, но некоторые спецэффекты все же использовались. Например, широко использовалась машина для имитации шума морского прибоя — одну из таких можно увидеть на выставке. Экспонат предоставил МХТ имени А.П. Чехова. Секрет изготовления такого приспособления довольно прост: между двумя слоями жесткой просмоленной ткани, натянутой на деревянный барабан, сыпали горох, песок, рис или гравий. Нужный для спектакля звук достигался при вращении барабана: в зависимости от ритма и скорости вращения можно было получить и спокойный плеск волн, и бурный шторм.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Шум дождя имитировали другие машины-барабаны — одна из них, также из коллекции МХТ, представлена на выставке. Звук они издавали при вращении — в них били друг по другу кожаные хлысты.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Еще один интересный экспонат — бутафорский шлем, выполненный для Императорской академии художеств в 1818 году. Шлем украшен фигурой сфинкса, к которой прикреплен изогнутый гребень с отверстиями для подвязывания гривы. Этот шлем заказал историк и художник Алексей Оленин для учащихся класса исторической живописи в Академии художеств. Однако есть все основания думать, что такие же точно атрибуты по эскизам Оленина могли использовать и артисты.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Самая печальная постановка

Похороны монарших особ тоже были своего рода театральным процессом: для них писали музыку, создавали специальные декорации. Гравюру, изображающую сцену похорон Екатерины II в 1796 году, выполнил Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же изобразил интерьер храма с саркофагами в нишах и скульптурами на колоннаде — эскиз, предоставленный Музеем архитектуры имени А.В. Щусева, можно увидеть на выставке.



Печальный сюжет продолжают еще две гравюры: они касаются перенесения гробов Петра III и Екатерины II в Петропавловский собор и их захоронение. Одна работа принадлежит неизвестному мастеру, другая — художнику Михаилу Шотошникову.

Читайте также: