Театр на таганке история кратко

Обновлено: 04.07.2024

У меня была серия постов о легендарном барде и артисте Театра на Таганке Владимире Высоцком. ( Кто пропустил читайте здесь , здесь и здесь ). Продолжу рассказ о легендарном московском театре. Сегодня сниму глянец с главного режиссера театра Ю.П. Любимова . Сделаю это с помощью мемуаров Георгия Хосроевича Шахназарова "С вождями и без них" . Автор книги в 1964 году был переведен на работу в Москву, в аппарат ЦК КПСС. Прошел путь от Консультанта ЦК КПСС до помощника Генсека ЦК Горбачева.

Надо заметить, что с сотрудниками этой организации хотели дружить многие. Особенно деятели культуры. ЦКовцы могли "за спасибо" решить многие вопросы. (Редкое для наших дней качество). Вот Юрий Любимов и подружился с Георгием Хосроевичем.

У первого в тот момент обострились отношения с Министерством культуры. Шахназаров и организовал ему аудиенцию у своего босса - Секретаря ЦК Ю. В. Андропова.

Ю. В. принял гения с Таганки, выслушал, помог. Но Любимов вошел во вкус и, вскоре, Шахназаров устраивает ему второе рандеву у Андропова. После этого Секретарь ЦК стал избегать своего подчиненного, а Любимова откровенно невзлюбил.

Говорят, сунулся Андропов с проблемами скандальной Таганки к Суслову, а тот ему:

- Юр, ты чем занимаешься? Восточной Европой? Вот и занимайся. Не лезь не в свое дело.

Осторожный Андропов и отполз. А вскоре он вообще ушел в КГБ.

Ну ничего. И Шахназаров стал расти по служебной лестнице. А значит и дружба с Любимовым все крепла и крепла. Дружить начали семьями. В гости ходить. Любимов - Целиковская и чета Шахназаровых. От Староконюшенного до Новинского бульвара пешком.

У Любимовых попивали водочку под соленья Целиковской. Выслушивали антисоветские признания, которые иносказательно Любимов вложил в своего "Гамлета". Офигевали, конечно. Но все равно Шахназаров помогал - звонил зав. Отделу Культуры тов. Шауро, пом. министра Культуры Фролову, помощнику Брежнева - Цуканову.

Зачем это "Шах" делал, я не пойму. Любимов гадил стране, а охранитель государства его прикрывал!

Но не он один помогал. Член Политбюро Полянский построил новое здание театра. На то была причина. Его зять - Иван Дыховичный - трудился актером на Таганке. Правда после ввода в строй новой сцены, Любимов вообще перестал давать Дыховичному роли. Возможно это было связано с тем, что тесть Дыховичного уехал послом в Японию, и ничем помочь театру и лично Ю.П.Любимову, не мог

Я отступил от темы. Когда Любимов развелся с Целиковской их посиделки с Шахназаровыми прекратились. Вскоре Юрий Петрович женился на венгерке и, по личному разрешению Андропова, уехал в Европу лечит экзему. Оттуда начал поливать нечистотами бывшую родину. Конечно, за такие эскапады, блудного сына Таганки лишили гражданства.

Немного позднее, Шахназаров становится помощником Горби. К нему пришел исполнявший обязанности главрежа театра Николай Губенко и попросил помочь вернуть Любимова в родные пенаты. Шахназаров пошел к Горбачеву. Михаил Сергеевич при нем набрал нужный телефон и Любимов въехал в Москву, что называется на "белом коне".

Все. Больше на премьеры и юбилеи Любимов Шахназарова не приглашал.

В 90-ые, бывшие работники ЦК собрались в ресторане по какому-то поводу. Начали вспоминать. Оказалось, все они - и Черняев, и Бовин, и Арбатов - помогали Любимову. И никому из них он не звонит. Даже экс- послу в Израиле Александру Бовину!

Не удержусь и процитирую Георгия Шахназарова:

"Беспрестанно понося советскую власть, Любимов ни разу не нашел слова благодарности за то, что ему, тогда еще начинающему режиссеру, дали возможность собрать свою труппу, потом "подарили" театр, наконец, специально для него построили прекрасное новое здание. Не убежден, что такими же дарами осыпали бы новатора где-нибудь в "цивилизованной стране". Словом, чувства благодарности и справедливости явно не входят в набор достоинств Юрия Петровича."

Добавлю: и "откаты" не брали

. Странные были эти кремлевские чиновники брежневско-горбачевского периода?

Московский Театр драмы и комедии на Таганке

Театр находился в авангарде театрального процесса и, развивая традиции Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Бертольда Брехта, разрабатывал новый сценический язык, находил новые формы сценической литературы (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика).

В театре работали режиссеры Сергей Арцибашев, Александр Вилькин, Борис Глаголин, ставили спектакли Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев.

В труппе театра в разное время работали актеры Феликс Антипов, Иван Бортник, Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Алла Демидова, Татьяна Жукова, Валерий Золотухин, Марина Полицеймако, Наталья Сайко, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Инна Ульянова, Семен Фарада, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Ольга Яковлева и другие знаменитые актеры.

Театр на Таганке – один из культовых театров столицы. Его неповторимый стиль сформировался, благодаря таланту Юрия Петровича Любимова. После того, как в 1964 году он стал главным режиссером этого коллектива, театр драмы и комедии Москвы поменял название и стал именоваться по месту расположения – театром на Таганке.

Но сменилось не только имя. Театр качественно обновил актерский состав и репертуар. Его легендами стали Алла Демидова, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Нина Шацкая, Семен Фарада, Наталья Сайко и Леонид Филатов. Игру этих талантливых актеров отличали внутренняя свобода, достоинство и высокое профессиональное мастерство. Они всегда открыто и прямо говорили со зрителями, оставляя в каждом созданном художественном образе неповторимую частичку собственной личности.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.

Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.

Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.

История театра на Таганке

К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.

В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.

Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.

Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.

В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.

Особенности театральных постановок

Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.

В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.

Как добраться

Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).

История создания

В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, в октябре 1963 года был назначен новый руководитель — директор Николай Дупак (фронтовик, инвалид войны, ведущий актер и секретарь парткома театра имени К.С. Станиславского) . В январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, приглашенный на вакантную должность Дупаком Н.Л., в то время более известный как актёр Театра имени Вахтангова[1][3].


Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки
В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Юрия Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.










Ссылки

Скандалы

Медийная часть архива театра утеряна в 2020 году, гримерки Высоцкого больше нет, многие уникальные предметы реквизита пришли в негодность, девять спектаклей Ю.П. Любимова сняты из репертуара в 2016 году, артисты, игравшие в них уволены, c 2020 года численность сотрудников театра уменьшилась с 201 до 159 человек, средняя зарплата снизилась с 55 до 42 тыс. руб в месяц, в сильный дождь дождевая вода проникает в гримерные помещения Малой сцены[15].

Несохранившееся освещение

Что касается освещения, до сегодняшнего дня тоже не сохранилось многое из того, что мы проектировали. Для фойе я делал железные фермочки, а в буфете была огромная люстра на основе из перекрещенных трубочек. Но буфет сломали, и этой люстры там больше нет. А в зрительном зале висели поворотные консоли, на конце которых были светильники с подводной лодки. На эту идею меня натолкнул директор Дупак. Он свёл меня с инженерами, которые изготавливали светильники для подводных лодок, и я нашёл то, что нам подходит, но сказал, что оборудование мы сделаем сами. Закрепили все лампы на штанге так, чтобы их можно было двигать как угодно. Сейчас половина этих лампочек не горит, в зрительном зале полумрак.

Читайте также: