Театр на рубеже 19 20 веков в россии кратко

Обновлено: 25.04.2024

Многочисленные провинциальные театры второй половины 19 в., работавшие в условиях антрепризы, находились в еще более сложном положении. Для выживания провинциальных трупп был необходим коммерческий успех, а творчество отходило на второй план. Несомненно, в провинциальных театрах появлялись замечательные актеры – Стрепетова, П.Медведев, А.Ленский, М.Иванов-Козельский, М.Писарев, В.Андреев-Бурлак и др. Однако главной их целью, как правило, становился переход на казенную столичную сцену (либо открытие собственной антрепризы), чтобы избавиться от тягот и унижений кочевого актерского существования.

Прикрепленные файлы: 1 файл

настя.doc

Российский театр на рубеже 19-20 веков

Многочисленные провинциальные театры второй половины 19 в., работавшие в условиях антрепризы, находились в еще более сложном положении. Для выживания провинциальных трупп был необходим коммерческий успех, а творчество отходило на второй план. Несомненно, в провинциальных театрах появлялись замечательные актеры – Стрепетова, П.Медведев, А.Ленский, М.Иванов-Козельский, М.Писарев, В.Андреев-Бурлак и др. Однако главной их целью, как правило, становился переход на казенную столичную сцену (либо открытие собственной антрепризы), чтобы избавиться от тягот и унижений кочевого актерского существования.

Периодом стремительного взлета и бурного расцвета российского театра стал рубеж 19–20 вв. Это время было переломным для всего мирового театра: появилась новая театральная профессия – режиссер, и в связи с этим формировалась принципиально новая эстетика режиссерского театра. В России эти тенденции проявились особенно ярко. Это был период небывалого взлета всего русского искусства, получивший впоследствии название Серебряного века. И драматический театр – наряду с поэзией, живописью, сценографией, балетом – представал в огромном разнообразии эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной общественности.

Российский театр на рубеже 19–20 вв.

Для того, чтобы считать Россию рубежа 19–20 вв. средоточием мировых театральных достижений, было бы достаточно одного К.Станиславского с его ошеломляющими новаторскими идеями и созданным им вместе с В.Немировичем-Данченко Московским Художественным театром (1898). Несмотря на то, что МХТ открылся спектаклем Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, знаменем нового театра стала драматургия А.Чехова, загадочная, не до конца раскрытая и сегодня. Недаром на занавесе МХТ – чайка, отсылающая к названию одной из лучших пьес Чехова и ставшая символом театра. Но одна из главных заслуг Станиславского перед мировым театром – это воспитание талантливых учеников, вобравших в себя опыт его театральной системы и развивающих ее дальше в самых неожиданных и парадоксальных направлениях (яркие примеры – В.Мейерхольд, М.Чехов, Е.Вахтангов).

Этот период отмечен целым созвездием театральных имен – актерских и режиссерских. Театральная жизнь бурлила в обеих столицах, куда стягивались и лучшие силы российской театральной провинции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Русский театр в конце 19 – начале 20 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский театр в конце 19 – начале 20 века

Русский театр в конце 19 – начале 20 века

Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все больш.

Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны.

К началу 20 ведущую роль занимают Большой театр в Москве и Мариинский театр.

К началу 20 ведущую роль занимают Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге – главные центры русского оперного и балетного искусства. Государственный Академический Большой Театр Мариинский театр

В Москве возникают оперные театры, создаются частные оперы. Особую известнос.

В Москве возникают оперные театры, создаются частные оперы. Особую известность получила Московская частная русская опера С.И. Мамонтова, на сцене которой играл Ф.И. Шаляпин Савва Иванович Мамонтов

Московская частная опера С.И. Мамонтова

Московская частная опера С.И. Мамонтова

Федор Иванович Шаляпин Надежда Васильевна Плевицкая Собинов Леонид Витальевич

Федор Иванович Шаляпин Надежда Васильевна Плевицкая Собинов Леонид Витальевич

К 90м годам относится начало творческого пути К.С. Станиславского (Алексеева.

1897 – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создали Московский худож.

1897 – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создали Московский художественный театр. Основа труппы МХТа оставили ученики Общества искусства и литературы и Драматического театра, руководимого В.И.Немировичем-Данченко.

Московский художественный театр имени А.П. Чехова

Московский художественный театр имени А.П. Чехова

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова Василий Иванович Качалов

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова Василий Иванович Качалов

Начало XX века ознаменовано созданием Драматического театра в Санкт-Петербур.

Начало XX века ознаменовано созданием Драматического театра в Санкт-Петербурге, созданным выдающейся актрисой В.Ф. Комиссаржевской, в 1904 году. Вера Федоровна Комиссаржевская Режиссером театра был В.Э. Мейерхольд.


1904 –создан Московский Камерный театр, основателями которого являются Алекс.

1904 –создан Московский Камерный театр, основателями которого являются Александр Таиров и его жена Алиса Коонен.( С 1950 года -Московский драматический театр им. А. С. Пушкина). Его репертуар составляли романтические и трагедийные пьесы, герои которых полны сильных чувств и страстей.

Русское искусство получало все большое признание за рубежом. 1909 – С.П. Дяг.

Список использованной литературы Неклюдова, М.Г. История русского искусства.

Список использованной литературы Неклюдова, М.Г. История русского искусства. Т.2. Кн.2. Искусство второй пол. XIX в. Федоров, В.А. История России. 1861-1917г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 648 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2018 2838
  • PPTX 2 мбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Симберг Елена Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Комиссаржевская, Ленский, Немирович-Данченко, Станиславский, Мейерхольд

На рубеже веков крупнейшим театральным деятелем был Александр Павлович Ленский (1847 —1908) — актер Малого театра, режиссер, педагог, художник. Он стремился внести в ре­пертуар свежие и смелые современные пьесы, но их постоянно запрещали. Он по-новому вос­питывал актерскую молодежь, приучая ее к естественной, продуманной и слаженной игре, к ансамблю, однако и педагоги­ческой его работе мешали театральные чи­новники.

Ленский любил ставить спектакли яркие, красочные, с музыкой, искал новую технику сцены, а ему не давали оформить спектакль так, как было задумано. Изнурительная борьба подорвала его силы, он сгорел в ней, осуществив лишь часть своих планов.

Свою труппу Станиславский и Немирович-Данченко подбирали придирчиво. Они созда­вали коллектив единомышленников, замеча­тельных людей, любящих искусство. Каждый из актеров МХТ мог бы возглавить любую труппу мира — будь то сам К. С. Станислав­ский, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов.

Репертуар МХТ вбирал в себя лучшие пьесы мировой драматургии — от Шекспира до Иб­сена, от Грибоедова до Горького. Не была еще в России, да и в Европе того времени, теат­ра с таким высоким и богатым репертуаром. МХТ заговорил на новом сценическом языке. Актеры МХТ учились простоте и благородной сдержанности, учились внутренне наполнять и оправдывать каждое слово, жест, интонацию, учились держаться на сцене так, словно зала не было. Зрители увидели жизнь, знакомую до мелочей, с обычными людьми, с теми вещами, которыми постоянно были окружены.


В массовых сценах появлялась не безликая, серая толпа, а множество совершенно разных людей с яркими национальными приметами — будь то древние римляне или русские крестьяне.

Почти каждый спектакль МХТ восприни­мался как событие и художественного и об­щественного значения. Каждый новый спек­такль был особым, не похожим на другой.

Русская театральная жизнь в это время стала богатой и разнообразной. Незадолго пе­ред революцией, в 1904 г., В. Ф. Комиссаржевская создала в Петербурге свой театр, ставший выразителем романтических и бунтарских на­строений. Во время революции на представле­ниях пьес Горького в Театре Комиссаржевской вспыхивали настоящие демонстрации.

Многие театры стремились создавать прав­дивое, жизненное искусство, быть открытыми для народа. Но для этого нужны были другие общественные условия, другой зритель. Это оказалось возможным после Октябрьской рево­люции.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Русский театр конца XIX – начала XX века. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – 1. рождение драматургии Антона Павловича Чехова 2. создание Художественного театра.

Чехов Антон Павлович (1860-1904) русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) –(1863-1938) русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР

В 1902 году на средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра.

Частные театры Москвы и Санкт-Петербурга В связи с отменой в 1882 году монополии дирекции императорских театров на театральные предприятия в столицах возникает широкая частная театральная инициатива. Частные театры становятся экспериментальной площадкой для современной драматургии, режиссерских новаций, новых актерских имен.

Театр Ф.Корша (1882-1933) Годом основания театра считается 1882, когда Фёдору Адамовичу Коршу предложили возглавить разорившийся Пушкинский театр, которым руководила актриса Малого театра А. А. Бренко. Особенностью нового театра были оборудованная по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримёрки и фойе, освещённые электричеством.

Малый и Александринский театры в начале ХХ века Кризис возник в столичных театрах, несмотря на наличие в обеих труппах больших актерских дарований. Репертуар, не соответствовал актерским силам, сказалась слабая драматургия, примитивность постановок с шаблонными сценическими приемами. Схожие процессы шли и в Малом театре. Мешала пестрота и разнородность репертуара: наряду с лучшими образцами классики, современными мелодрамами - сочинения-однодневки В. Крылова, И. Шпажинского, П. Боборыкина и пр.

Итак, конец XIX – начало ХХ века - самый насыщенный этап развития русского театра. Сочетание различных взглядов на театральное искусство, его задач и назначения: от легкого развлечения к высокой общественной миссии театра, возвращению к истокам театра как религиозного действа. Театр аккумулирует всю предшествующую многовековую театральную традицию – от античной трагедии и средневековых площадных действ до остросовременных поисков западноевропейских символистов. Время появления новых театральных эстетик: эстетика площадного скоморошьего искусства (Лентовский), психологический театр (Станиславский и Немирович-Данченко), новаторские эксперименты Мейерхольда, разработка форм синтетического театра Таировым и мн. др.

Начало консолидации театральных деятелей в обществе Первый всероссийских съезд сценических деятелей (1897), Первый съезд драматических писателей и музыкантов (1906), Первый съезд режиссеров (1908), дискуссии о режиссерском и актерском театре, активно поддерживаемые прессой.

Читайте также: