Театр 17 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Переворот, который осуществило Возрождение в XIV–XV веках, сперва проявился в поэзии, потом в прозе, живописи, скульптуре и архитектуре. В театре же не появлялось никого сопоставимого с Данте или Микеланджело. И только в середине — конце XVI века почти одновременно в Англии появился Шекспир, а в Испании — Лопе де Вега. Началась эпоха, которая неслучайно носит название золотого века: пожалуй, это самый продуктивный период в истории театра не только для своего времени, но и для будущего — пьесами, привлекавшими публику в те годы, театр питается до сих пор.

Жанры европейского театра эпохи Возрождения

В театре того времени можно выделить три основных жанра. Первый — комедия. Это жанр традиционный, идущий еще от Аристофана. Комедия до Шекспира и до Мольера была непременно сатирической, целью ее было не просто посмеяться, но высмеять, поиздеваться, припечатать, стереть в порошок и оглушить врага. Возрожденческая комедия становится лирико-драматической. В комических ситуациях оказываются гордые, блистательные, умные, страстные герои, которые завораживают публику.

Второй жанр — героические драмы. По сути, это трагедия, тоже идущая от античности. Но если у Шекспира это трагедия чистая, то в Испании скорее драма, которая, достигнув трагического накала, все же разрешалась благополучно.

Придворный театр


Праздничное представление. Гравюра Жака Калло. Флоренция, XVII век © Victoria and Albert Museum, London

Итальянская комедия дель арте


Персонажи итальянской комедии дель арте. Гравюра Жака Калло. XVII век © The Trustees of the British Museum

Главный принцип итальянского театра того времени — импровизационность. Иногда актеры читали написанный заранее текст, но чаще у них был только сюжет и текст они сочиняли по ходу. Актер господствовал на сцене.

Второй принцип комедии дель арте — маски. Большинство персонажей были в масках, которые представляли разные яркие сквозные типажи. Каждый импровизировал в рамках своей маски, и это облегчало актеру задачу. Лишь одна пара не имела масок — это были Влюбленные. Они должны были увлекать публику лицом, пригожестью и роскошным костюмом. Посмотреть, как одеты Влюбленные, было все равно что пойти на выставку последней моды.

Лишь одна пара не имела масок — это были Влюбленные. Они должны были увлекать публику лицом, пригожестью и роскошным костюмом

Одной из главных сатирических венецианских масок был старый купец Панталоне. Борода клинышком, черный плащ, красный камзол. Если он ухаживал за молодыми девицами, то неизменно терпел поражение: когда он склонялся в изящном поклоне, его непременно схватывал приступ радикулита, и разогнуться он не мог. Его приятель Доктор, в черном костюме с белым воротником, носился с огромной клизмой, которой лечил все болезни. Если же он был доктор-юрист, то при этом еще без остановки нес всякую чушь, делая вид, что он очень ученый. Третий тип сатирической маски — Капитан, который говорил с сильным акцентом, что уже само по себе казалось смешным. Панталоне говорил на венецианском диалекте, Доктор — на болонском, поскольку в Болонье был самый старый университет, а Капитан — с испанским акцентом, потому что испанцы, захватившие тогда часть Италии, воспринимались как оккупанты Это случилось в результате так называемых Итальянских войн, которые с 1494 года вели между собой Франция, Испания, Священная Римская империя и другие европейские государства за обладание Италией. Закончились они Като-Камбрезийским миром, подписанным в 1559 году, по которому к испанской короне перешли Миланское герцогство, Неаполитанское королевство, Сицилия, Сардиния и Президи, а другие итальянские территории попали в зависимость от Мадрида. Полностью независимыми оставались только Савойское герцогство и Венецианская республика. . Капитан был хвастливым воином. Шпага его была больше, чем он сам, иногда он ставил меч на попа и взбирался по нему, как по телеграфному столбу.

Комедия дель арте повлияла на весь остальной европейский театр, который усвоил этот дух азартной творческой импровизации и соединил его с великим поэтическим текстом.

Испанский публичный театр


Табличка на улице Лопе де Веги в Мадриде © Wikimedia Commons

В женскую ложу отправляли фрукты: если мужчина бросал девушке апельсин и она ему в ответ тоже бросала апельсин — значит, была надежда познакомиться

Структура испанского представления

Актер рассказывал про труппу, говорил, что приехали не какие-нибудь халтурщики, а мастера, которые репетируют с шести утра

После второго акта была танцевальная интермедия — маленький зажигательный танец с элементами пантомимы, порой эротической: изображались поцелуи и объятия. В доносах на театр чаще всего в качестве примера непотребства ссылались как раз на эту вторую интермедию. И действительно, публика зажигалась, особенно мужской партер, где накал достигал предела. И наконец, после третьего акта был еще песенно-танцевальный финал, когда вся труппа, даже убитые в постановке герои, пели и танцевали, чтобы публика ушла в праздничном настроении.

В 17 столетии русский театр только начинал формироваться. Многие детали были переняты из народных представлений: первые театры представляли собой не величественные сооружения в классическом стиле, а небольшие палаты, где выступали скоморохи. Подобные представления носили исключительно развлекательный характер и были приближены скорее к цирку, чем к современному театру. Исполняли артисты произведения, написанные народом. Часто они гастролировали между городами, сооружая на площадях балаганы, где одновременно жили и развлекали зрителей.

Долю влияния на театр оказали также греческие причерноморские колонии.

Первым о создании придворного театра задумался царь Михаил Федорович. Для реализации задуманного к царскому двору были приглашены зарубежные специалисты, поскольку в России тогда еще не было драматургов и актеров, чье мастерство, по мнению знати, было бы достаточным для придворного театра.

В 1644 году в Россию приехала труппа артистов, которая на протяжении месяца занималась подготовкой своего первого выступления. Однако, ввиду неизвестных причин, спектакль так и не состоялся, а актеров выслали из страны.

Первый полноценный театр появился при царе Алексее Михайловиче, в 1672 году. Подготовкой актеров занимался немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори, он же был автором первой пьесы по библейским мотивам.

Первая сцена была возведена в селе Преображенском, а премьера состоялась 17 октября. Действо продолжалось в течение 10 часов.

В 1673 году сцена была перевезена в Кремль , а драматург хорошо вознагражден. В 17 столетии театр стал главным развлечением знати.

После кончины пастора театром стал управлять его помощник Гивнер, которому удалось повторить успех своего предшественника и срежиссировать несколько постановок, однако в 1676 году придворный театр прекратил свое существование.

Христианская церковь не желала отставать от царского двора и пыталась привлечь внимание разного рода обрядовыми представлениями с религиозными и мистическими мотивами. Мистерии надолго вытеснили из сердец зрителей все другие представления. Спектакли были, как правило, приурочены к церковным праздникам. Сценическое действо со временем утратило свою магическую сущность, процесс стал сопровождаться диалогами, переодеваниями и драматическими действиями.

Церковь также способствовала бурному развитию школьного театра. Первые кружки были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. В основе репертуара лежали представления христианской тематики, внимание уделяли также интермедии, ставшей прообразом современной комедии.

Школьные театры, в свою очередь, дали толчок к развитию комедийного жанра; классицизма: игра актеров регулировалась принципами классицизма, в пьесах прослеживалась одна сюжетная линия; и символизма: символы применялись в костюмах и движениях – так, положительных персонажей облачали в белое, а отрицательных – в черные.

Театр 17 века многое почерпнул у своих зарубежных коллег во время гастролей в Италии, Пруссии и Франции. С приходом на престол Федора Алексеевича театр, как и другие виды искусства, пришел в состояние упадка, однако пришедший к власти на престол Петр Первый, реанимировал театральное искусство. Начал он со светского театра, проявлял симпатии также к кукольным представлениям. Царь использовал театр не только как развлечение, но и как инструмент власти.

Сценическая деятельность развивалась одновременно в двух направлениях: западном и консервативно-национальном. Первое привносили гастроли, второе насаждалось правящими кругами.

Русский театр 17 века

Русский театр как явление, появился в 17 веке, при правлении Алексея Михайловича Романова. Русский театр был создан по инициативе боярина А.С. Матвеева. Организатором первого русского театра был пастор Иоганн Годфрид Грегери. В царских селах Преображенском, Коломенском и Измайловском ставились переводные иностранные пьесы.

Главными актерами в переводных пьесах были выходцы из Немецкой слободы. Русские тоже играли в театре 17-ого века, но в меньшем количестве. Русские актеры театры, были в основном выходцы из подьячих посольского приказа. Все роли в русском театре 17 века исполняли мужчины. На сцене играла инструментальная музыка, актеры пели и плясали.

Русский бродячий театр 17 века

В русских городах и селах, большой популярностью пользовался бродячий театр – театр Скоморохов и Петрушек. Власти не нравился такой театр за очень смелый юмор.


Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

  • Ге­ну­эз­ская
  • Те­ге­ран­ская
  • Га­аг­ская
  • Потс­дам­ская

Статьи по теме

Русский Театр 18 века

В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни. В 40-ых годах

Презентация: Древнегреческий театр

Исторический портрет царя Алексея Михайловича

Презентация: Советская культура 1930-х годов

Презентация посвящена изучению советской культуры тридцатых годов прошлого столетия на уроке истории России. Целью данного урока автор ставит ответ на вопрос: «Почему в истории советской культуры период 20-30-х годов носит название «Культурной

Культура россии в 17 века

17 век в истории России имел переломное значение. Россия начала планомерный переход от средневековья к новому времени. Россия менялась как в культурном, так и в политическом плане. Русские цари смотрели на запад, и перенимали, пусть и с неохотой,

Большой театр

Одним из символов театрального искусства России по праву является Большой театр в Москве. Театр расположен на Театральной площади - в самом сердце столицы. Во всем мире известны талантливейшие исполнители театра: артисты и вокалисты балета,

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Царь и бояре посещали спектакли, а царице присутствовать на таких зрелищах не полагалось, поэтому она смотрела представление из соседней комнаты в специальное отверстие. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Как вы поняли, это был театр для узкого круга лиц, а общедоступный театр был выстроен в Москве в 1702 году по указанию Петра I.

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Читайте также: