Татьяна пономарева писательница биография для детей кратко

Обновлено: 30.06.2024

Род. в пос. Клязьма Московской обл. в семье служащих. Работала мед. сестрой (1965—68), библиотекарем (1969—71), мл. редактором в изд-ве "Медицина" (1975—78).

Печатается с 1969: газ. "Маяк". Автор кн. для детей: Трудное время для попугаев. М., "Детская литра", 1999; Я познаю мир. М., "ACT", 1999; Мир загадочного. М., "ACT", 1999; История ремесел. М., "ACT", 2000; Укротитель макарон. Сказки. М., "Дрофа", 2001.

Член СП Москвы (1993).

По материалам анкеты.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Пономарева, Татьяна Дмитриевна" в других словарях:

Выборы в Законодательное собрание Пермского края (2011) — ← 2006 2016 → Выборы в Законодательное Собрание Пермского края Выборы в Законодательное Собрание Пермского края II созыва … Википедия

Список заслуженных мастеров спорта СССР (фехтование) — Почётное пожизненное спортивное звание в СССР. Содержание 1 1934 2 1942 3 1946 4 1956 5 1958 6 … Википедия

Список космических запусков СССР в 1962 году — Дата Ракета носитель Полезная нагрузка (тип) Космодром/Стартовый комплекс SCD/NSSDC ID Результат 16 марта Космос 63С1 … Википедия

- При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?

Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску

- Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?

/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)

/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)

- Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)

/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)

/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)

/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)

В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.

III. Работа по теме урока

1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.

Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?

Учимся любить название на доску

- Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?

/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?

- Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)

- Есть ли произведения знакомых авторов?

2. С какого произведения начнем? (с.142)

Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску

- Что уже знаете о писательнице? Портрет

Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.

3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.

- Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.

  • Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
  • Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
  • Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
  • Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.

4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

- Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

- Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.

- Оправдались ли наши предположения?

5. Прочитаем “буксиром” за мной.

- Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску

/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.

Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?

- Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)

- Кто главная героиня этих рассказов?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)

7. Выборочное чтение

- Чем на этот раз отличилась бабушка?

- Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

- Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

- Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

Способность сопереживать, и есть способность любить.

Музыкальная физминутка. Песня “Божья коровка” Приложение

Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.

Слушаем песню, представляем, о ком поется.

8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой

Лето в чайнике название на доску

- Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.

- Чтение детьми вслух абзацами.

Ответить на вопрос.

9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)

Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!

10. “Жужжащим” чтением читаем

Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания

/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе

- Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?

- Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)

/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.

- Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте

- А какая версия у вас есть?

- “Мы заговорили все разом…”

/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.

11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.

- Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?

/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?

/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.

- Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?

/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146

Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

Главная

Лаборатории

Сообщества

Библиотека

Авторские сайты

Форумы

Конкурсы

О нас. Ориентация на сайте

НАШИ ДРУЗЬЯ - ПРОЗАИКИ

В этом разделе книжки нас ждёт встреча с одним-единственным героем - Бабушкой. Но этот единственный герой вовсе не одинок - наоборот, как-то незаметно для нас, исподволь, Бабушка оказывается в центре странноватых событий, людей и других одушевлённых и неодушевлённых существ и предметов.

Бабушка - излюбленный сюжет детской литературы. Даже в самых её экстремальных произведениях, например, в творчестве Олега Григорьева, бабушка - основа и главная ось летящего кувырком мира:

СУМКА

Бабушка возвращалась из магазина. Тут налетел ураган. Он сносил крыши домов, поднимал в воздух автобусы и триумфальные арки. Бабушка сама едва держалась на ногах - спасибо, что у неё в руке сумка, набитая продуктами для нашей семьи.

Именно сумка спасла ей жизнь, не позволила урагану оторвать бабушку от дороги и унести неизвестно куда вместе с крышами домов, автобусами и триумфальными арками.

ТУФЛИ

Бабушка отдала в ремонт свои туфли. Через неделю их вернули с новым каблуком, пришитыми бантиками и вклеенными стельками.

На следующий день бабушка отправилась в сбербанк. Но вместо того чтоб идти направо, пошла налево. И вновь оказалась в обувной мастерской.

На третий день, в пятницу, она поехала в гости. Ехать нужно было через весь город, совсем в другой конец. Бабушка смотрела то в записную книжку, то на карту города, которую на всякий случай захватила с собой. Она правильно пересаживалась с троллейбуса на автобус, а с автобуса на трамвай. Но в результате снова оказалась в обувной мастерской!

- А вы не могли бы сказать, - спросила его бабушка, - когда же они наконец вспомнят и о моих трудолюбивых ногах?

НА ВЫСТАВКЕ

На ней женщина в пёстрой косынке стояла на крылечке дома, рядом с ней сидел рыжий кот. Оба они в ожидании смотрели на берег реки.

Но только она опустилась на бархатное сидение банкетки, как увидела - с одной из картин сходит рыболов, держа на плече удочку, а в руке ведро.

Пусть поджарит на ужин. Но, - он оглянулся по сторонам и перешёл на шёпот, - вы никому не говорите. А то её отправят на другую выставку!

Не успела бабушка отвести взгляд от пустого полотна, как в зал вошла смотрительница музея. Она сразу увидела опустевшую картину, с подозрением посмотрела на бабушку и спросила:

- Какой ужас, как быстро меняется климат! - воскликнула бабушка. - Мне надо было не полениться и заранее предупредить червяков, чтоб не ждали на таком холоде. Да и рыболова, чтоб не бегал понапрасну, а берёг ту рыбу, которую уже поймал.

ВСТРЕЧА НА ДОРОГЕ

Бабушка шла в аптеку. И вдруг нашла на дороге корону. Она была очень красивая - резная, с зубчиками наверху и переливалась разноцветными сверкающими камнями. Вокруг никого не было. Бабушка подняла корону и пошла дальше.

Через десять шагов бабушка неожиданно нашла на дороге королевскую мантию. Эта мантия была из тёмно-вишнёвого бархата, её украшали пёстрые хвостики горностая. Бабушка подняла её, встряхнула и пошла дальше.

А через двадцать шагов на той же дороге она увидела валяющийся жезл. Она подняла его, но тут заметила бегущего впереди человека.

- Возьмите, ваше королевское величество! Вот корона, вот мантия, вот жезл. Позвольте узнать, у вас неприятности? За вами погоня? Вам необходимо скрыться?

- Что вы, что вы, - махнул рукой тот. - Никаких особых неприятностей. Так, вечно опаздываю, даже некогда переодеться.

- Понятно, - ответила бабушка. - Позвольте узнать, а после спектакля в Театре зверей вы, наконец, свободны?

АВТОБУС

Однажды, когда бабушка отправилась по делам, на улице за ней увязался бездомный автобус. Он был очень пыльный, со спущенной шиной, мятым боком и треснутым стеклом. И совершенно один - ни водителя, ни пассажиров.

Бабушка на базар и он за ней. Бабушка в булочную - он у двери ждёт. Бабушка в парикмахерскую - он заглядывает в окно, скоро ли она освободится?

Бабушка вышла из парикмахерской и - быстрее через дорогу, в парк. А там спряталась за большой клумбой. Но автобус её нашёл по следам и радостно кинулся к ней.

И она привела его в наш двор. Потом вынесла тёплой воды, вымыла его, накачала насосом шину, выправила вмятину, склеила треснутое стекло. И бросила мягкий коврик в кабину, чтоб автобус мог отоспаться.

- Тоже мне, - сказала бабушка. - Чуть что, сразу вознаграждение. Смотрели б лучше, чтоб не убегал! - Она вздохнула и пошла звонить по номеру, обозначенному в газете.

ЯБЛОКИ

- Я знаю, что земля круглая, и меня не удивляет, что все яблоки, упавшие в моём саду, оказываются в конце концов на вашей территории. Но мне интересно, когда они успевают договориться, чтоб одновременно запрыгнуть в одну корзину? То ли заранее, пока ещё висят на ветках? То ли уже потом, в этой страшной спешке, когда катятся в вашу сторону, выламывая штакетины из забора и оставляя после себя следы сорок пятого размера, будто за ними кто-то гнался.

В ЛЕСУ

Как-то вечером бабушке пришлось идти через густой незнакомый лес. Быстро стемнело. И тут же из разных нор, из-под валежника и из-за кустов повылезали дикие звери. Они сверкали глазами, рычали, выли и стучали зубами.

- Да не бойтесь меня! - успокоила их бабушка. - В темноте я так же дружелюбна, как и при солнечном свете.

Но не успела назвать - проснулась и засмеялась, вспомнив, какая ерунда приснилась ей ночью. Она стала одеваться и подумывать, что приготовить на завтрак, потом на обед, потом на ужин.

Над сараем курился дымок. Она подбежала, распахнула двери сарая и увидела перед собой огромный вулкан. Он гудел и упирался жерлом в крышу.

Что я натворила! - испугалась бабушка. - Кто бы мог подумать, что всё так обернётся? Нет, я не могу позволить даже лучшим своим снам вмешиваться в ландшафт планеты.

А когда под вечер проснулась, мы все вместе вышли во двор и открыли двери сарая. Вулкан исчез! А на его месте, как и раньше, лежали кипы старых газет и проволочный каркас от абажура.

В ШКАФУ

Бабушка хотела надеть тёплую кофту. Но только она открыла дверцы шкафа, как оттуда грянул духовой оркестр. Дирижёр под пиджаками увлечённо размахивал палочкой. За шубой разместились скрипачи, пианист и барабанщик. Трубачи не жалели воздуха, и над ними лёгким парусом развевалось праздничное платье в блёстках.

Она немного постояла, наслаждаясь величавыми звуками. Но потом спохватилась, что из-за открытой дверцы в шкафу возникнет сквозняк, и музыканты простудятся.

- Подумать только, везде своя жизнь! Интересно, они здесь всего лишь репетируют, или с минуты на минуту на концерт потянется публика?

ВИЗИТ

Они как раз устанавливали антенны на свежеиспечённый бабушкин пирог, чтобы тот мог передать свой вкус и запах их родным и близким на далёкую планету.

Они были так увлечены, что не заметили бабушкиного возвращения. А бабушка не стала им мешать. Она тихонько открыла дверь, вышла, спустилась по лестнице во двор и просидела там на лавочке до вечера.

С тех пор инопланетяне больше не прилетали. Наверное, очень заняты. Наверное, там у себя, пироги пекут.

ЛЕТО В ЧАЙНИКЕ

Как-то в январе за ужином дедушка стал заваривать чай. А чайник выскользнул у него из рук, упал и разбился. Носик и ручка отлетели в стороны, заварка растеклась по полу.

А дедушка пошёл в комнату и принёс другой - красный в белый горошек. Он был большой, и в нём обычно заваривали чай для гостей.

Бабушка вздохнула, взяла у дедушки красный чайник, открыла крышку, чтобы сполоснуть. И вдруг говорит:

Нам стало смешно оттого, что они так похожи: чайник и божья коровка. Красные, округлые, в пятнышках. Только у чайника пятнышки белые.

- Кто уж кого зазывал, это их дело. А мы теперь поищем для чая что-нибудь другое. Не будем тревожить.

Всю зиму простоял он там. Возле него мы и говорить стали тише: ведь здесь, с нами в одном доме, зимовало лето!


На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Татьяны Пономаревой в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Татьяны Пономаревой в жанрах .

Библиография

Творчество Татьяны Пономаревой

На нашем сайте представлены 19 книг автора Татьяны Пономаревой. Самая популярная по мнению наших читателей "".

Рафаэль

Эта серия - единственная на сегодняшний день подборка альбомов, где полно представлены и западноевропейские и российские мастера. Книги посвящены творчеству виднейших российских и зарубежных художников начиная с эпохи Возрождения и до нашего времени. Написанные ведущими искусствоведами тексты и цветные иллюстрации на каждой странице делают любой альбом серии великолепным подарком. В альбомы о русс.

История мировой живописи. Итальянская живопись начала XVI века

Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. Именно в это время в технике живописи происходит коренной переворот: совершенствуются законы перспективы, светотени, колорита. Гуманистический идеал гармоничной личности лег в основу всего искусства эпохи. Несмотря на 65 лет беспрерывных войн (1494-.

Шедевры импрессионизма

В альбоме представлены шедевры импрессионистской живописи. Сельские пейзажи, архитектура и атмосфера городских кварталов и пр. С портретов смотрят давно ушедшие - и навсегда оставшиеся мужчины, женщины и дети. Натюрморты наполнены благоуханием свежих цветов. Составитель: Андрей Астахов.

Шедевры мировой живописи. Итальянская живопись начала XVI века

Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. Именно в это время в технике живописи происходит коренной переворот: совершенствуются законы перспективы, светотени, колорита. Гуманистический идеал гармоничной личности лег в основу всего искусства эпохи. Несмотря на 65 лет беспрерывных войн (1494-1.

Грамматика современного немецкого языка / Deutsche Grammatik: Aufbaukurs: Lehrbuch

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 - Филология (квалификация "бакалавр"). Учебник рассчитан на тех, кто в определенной степени уже знаком с основными правилами грамматики немецкого языка. Цель учебника - способствовать систематизации, углублению и обобщению грамматических знаний и навыков. Учебник четко структу.

Читайте также: