Татьяна пономарева писательница биография для детей кратко
Обновлено: 30.06.2024
Род. в пос. Клязьма Московской обл. в семье служащих. Работала мед. сестрой (1965—68), библиотекарем (1969—71), мл. редактором в изд-ве "Медицина" (1975—78).
Печатается с 1969: газ. "Маяк". Автор кн. для детей: Трудное время для попугаев. М., "Детская литра", 1999; Я познаю мир. М., "ACT", 1999; Мир загадочного. М., "ACT", 1999; История ремесел. М., "ACT", 2000; Укротитель макарон. Сказки. М., "Дрофа", 2001.
Член СП Москвы (1993).
По материалам анкеты.
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
Смотреть что такое "Пономарева, Татьяна Дмитриевна" в других словарях:
Выборы в Законодательное собрание Пермского края (2011) — ← 2006 2016 → Выборы в Законодательное Собрание Пермского края Выборы в Законодательное Собрание Пермского края II созыва … Википедия
Список заслуженных мастеров спорта СССР (фехтование) — Почётное пожизненное спортивное звание в СССР. Содержание 1 1934 2 1942 3 1946 4 1956 5 1958 6 … Википедия
Список космических запусков СССР в 1962 году — Дата Ракета носитель Полезная нагрузка (тип) Космодром/Стартовый комплекс SCD/NSSDC ID Результат 16 марта Космос 63С1 … Википедия
- При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?
Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску
- Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?
/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)
/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)
- Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)
/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)
/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)
/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)
В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.
III. Работа по теме урока
1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.
Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?
Учимся любить название на доску
- Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?
/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?
- Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)
- Есть ли произведения знакомых авторов?
2. С какого произведения начнем? (с.142)
Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску
- Что уже знаете о писательнице? Портрет
Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.
3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.
- Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.
- Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
- Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
- Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
- Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.
Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.
4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.
- Предположите, о чем или о ком речь пойдет.
- Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.
- Оправдались ли наши предположения?
5. Прочитаем “буксиром” за мной.
- Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску
/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.
Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?
- Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)
- Кто главная героиня этих рассказов?
Выскажи свое мнение.
Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?
/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)
7. Выборочное чтение
- Чем на этот раз отличилась бабушка?
- Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)
- Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)
- Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)
/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.
Способность сопереживать, и есть способность любить.
Музыкальная физминутка. Песня “Божья коровка” Приложение
Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.
Слушаем песню, представляем, о ком поется.
8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой
Лето в чайнике название на доску
- Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.
- Чтение детьми вслух абзацами.
Ответить на вопрос.
9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)
Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!
10. “Жужжащим” чтением читаем
Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания
/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе
- Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?
- Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)
/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.
- Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте
- А какая версия у вас есть?
- “Мы заговорили все разом…”
/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.
11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.
- Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?
/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.
12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?
/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.
- Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?
/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146
Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.
Главная
Лаборатории
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
НАШИ ДРУЗЬЯ - ПРОЗАИКИ
В этом разделе книжки нас ждёт встреча с одним-единственным героем - Бабушкой. Но этот единственный герой вовсе не одинок - наоборот, как-то незаметно для нас, исподволь, Бабушка оказывается в центре странноватых событий, людей и других одушевлённых и неодушевлённых существ и предметов.
Бабушка - излюбленный сюжет детской литературы. Даже в самых её экстремальных произведениях, например, в творчестве Олега Григорьева, бабушка - основа и главная ось летящего кувырком мира:
СУМКА
Бабушка возвращалась из магазина. Тут налетел ураган. Он сносил крыши домов, поднимал в воздух автобусы и триумфальные арки. Бабушка сама едва держалась на ногах - спасибо, что у неё в руке сумка, набитая продуктами для нашей семьи.
Именно сумка спасла ей жизнь, не позволила урагану оторвать бабушку от дороги и унести неизвестно куда вместе с крышами домов, автобусами и триумфальными арками.
ТУФЛИ
Бабушка отдала в ремонт свои туфли. Через неделю их вернули с новым каблуком, пришитыми бантиками и вклеенными стельками.
На следующий день бабушка отправилась в сбербанк. Но вместо того чтоб идти направо, пошла налево. И вновь оказалась в обувной мастерской.
На третий день, в пятницу, она поехала в гости. Ехать нужно было через весь город, совсем в другой конец. Бабушка смотрела то в записную книжку, то на карту города, которую на всякий случай захватила с собой. Она правильно пересаживалась с троллейбуса на автобус, а с автобуса на трамвай. Но в результате снова оказалась в обувной мастерской!
- А вы не могли бы сказать, - спросила его бабушка, - когда же они наконец вспомнят и о моих трудолюбивых ногах?
НА ВЫСТАВКЕ
На ней женщина в пёстрой косынке стояла на крылечке дома, рядом с ней сидел рыжий кот. Оба они в ожидании смотрели на берег реки.
Но только она опустилась на бархатное сидение банкетки, как увидела - с одной из картин сходит рыболов, держа на плече удочку, а в руке ведро.
Пусть поджарит на ужин. Но, - он оглянулся по сторонам и перешёл на шёпот, - вы никому не говорите. А то её отправят на другую выставку!
Не успела бабушка отвести взгляд от пустого полотна, как в зал вошла смотрительница музея. Она сразу увидела опустевшую картину, с подозрением посмотрела на бабушку и спросила:
- Какой ужас, как быстро меняется климат! - воскликнула бабушка. - Мне надо было не полениться и заранее предупредить червяков, чтоб не ждали на таком холоде. Да и рыболова, чтоб не бегал понапрасну, а берёг ту рыбу, которую уже поймал.
ВСТРЕЧА НА ДОРОГЕ
Бабушка шла в аптеку. И вдруг нашла на дороге корону. Она была очень красивая - резная, с зубчиками наверху и переливалась разноцветными сверкающими камнями. Вокруг никого не было. Бабушка подняла корону и пошла дальше.
Через десять шагов бабушка неожиданно нашла на дороге королевскую мантию. Эта мантия была из тёмно-вишнёвого бархата, её украшали пёстрые хвостики горностая. Бабушка подняла её, встряхнула и пошла дальше.
А через двадцать шагов на той же дороге она увидела валяющийся жезл. Она подняла его, но тут заметила бегущего впереди человека.
- Возьмите, ваше королевское величество! Вот корона, вот мантия, вот жезл. Позвольте узнать, у вас неприятности? За вами погоня? Вам необходимо скрыться?
- Что вы, что вы, - махнул рукой тот. - Никаких особых неприятностей. Так, вечно опаздываю, даже некогда переодеться.
- Понятно, - ответила бабушка. - Позвольте узнать, а после спектакля в Театре зверей вы, наконец, свободны?
АВТОБУС
Однажды, когда бабушка отправилась по делам, на улице за ней увязался бездомный автобус. Он был очень пыльный, со спущенной шиной, мятым боком и треснутым стеклом. И совершенно один - ни водителя, ни пассажиров.
Бабушка на базар и он за ней. Бабушка в булочную - он у двери ждёт. Бабушка в парикмахерскую - он заглядывает в окно, скоро ли она освободится?
Бабушка вышла из парикмахерской и - быстрее через дорогу, в парк. А там спряталась за большой клумбой. Но автобус её нашёл по следам и радостно кинулся к ней.
И она привела его в наш двор. Потом вынесла тёплой воды, вымыла его, накачала насосом шину, выправила вмятину, склеила треснутое стекло. И бросила мягкий коврик в кабину, чтоб автобус мог отоспаться.
- Тоже мне, - сказала бабушка. - Чуть что, сразу вознаграждение. Смотрели б лучше, чтоб не убегал! - Она вздохнула и пошла звонить по номеру, обозначенному в газете.
ЯБЛОКИ
- Я знаю, что земля круглая, и меня не удивляет, что все яблоки, упавшие в моём саду, оказываются в конце концов на вашей территории. Но мне интересно, когда они успевают договориться, чтоб одновременно запрыгнуть в одну корзину? То ли заранее, пока ещё висят на ветках? То ли уже потом, в этой страшной спешке, когда катятся в вашу сторону, выламывая штакетины из забора и оставляя после себя следы сорок пятого размера, будто за ними кто-то гнался.
В ЛЕСУ
Как-то вечером бабушке пришлось идти через густой незнакомый лес. Быстро стемнело. И тут же из разных нор, из-под валежника и из-за кустов повылезали дикие звери. Они сверкали глазами, рычали, выли и стучали зубами.
- Да не бойтесь меня! - успокоила их бабушка. - В темноте я так же дружелюбна, как и при солнечном свете.
Но не успела назвать - проснулась и засмеялась, вспомнив, какая ерунда приснилась ей ночью. Она стала одеваться и подумывать, что приготовить на завтрак, потом на обед, потом на ужин.
Над сараем курился дымок. Она подбежала, распахнула двери сарая и увидела перед собой огромный вулкан. Он гудел и упирался жерлом в крышу.
Что я натворила! - испугалась бабушка. - Кто бы мог подумать, что всё так обернётся? Нет, я не могу позволить даже лучшим своим снам вмешиваться в ландшафт планеты.
А когда под вечер проснулась, мы все вместе вышли во двор и открыли двери сарая. Вулкан исчез! А на его месте, как и раньше, лежали кипы старых газет и проволочный каркас от абажура.
В ШКАФУ
Бабушка хотела надеть тёплую кофту. Но только она открыла дверцы шкафа, как оттуда грянул духовой оркестр. Дирижёр под пиджаками увлечённо размахивал палочкой. За шубой разместились скрипачи, пианист и барабанщик. Трубачи не жалели воздуха, и над ними лёгким парусом развевалось праздничное платье в блёстках.
Она немного постояла, наслаждаясь величавыми звуками. Но потом спохватилась, что из-за открытой дверцы в шкафу возникнет сквозняк, и музыканты простудятся.
- Подумать только, везде своя жизнь! Интересно, они здесь всего лишь репетируют, или с минуты на минуту на концерт потянется публика?
ВИЗИТ
Они как раз устанавливали антенны на свежеиспечённый бабушкин пирог, чтобы тот мог передать свой вкус и запах их родным и близким на далёкую планету.
Они были так увлечены, что не заметили бабушкиного возвращения. А бабушка не стала им мешать. Она тихонько открыла дверь, вышла, спустилась по лестнице во двор и просидела там на лавочке до вечера.
С тех пор инопланетяне больше не прилетали. Наверное, очень заняты. Наверное, там у себя, пироги пекут.
ЛЕТО В ЧАЙНИКЕ
Как-то в январе за ужином дедушка стал заваривать чай. А чайник выскользнул у него из рук, упал и разбился. Носик и ручка отлетели в стороны, заварка растеклась по полу.
А дедушка пошёл в комнату и принёс другой - красный в белый горошек. Он был большой, и в нём обычно заваривали чай для гостей.
Бабушка вздохнула, взяла у дедушки красный чайник, открыла крышку, чтобы сполоснуть. И вдруг говорит:
Нам стало смешно оттого, что они так похожи: чайник и божья коровка. Красные, округлые, в пятнышках. Только у чайника пятнышки белые.
- Кто уж кого зазывал, это их дело. А мы теперь поищем для чая что-нибудь другое. Не будем тревожить.
Всю зиму простоял он там. Возле него мы и говорить стали тише: ведь здесь, с нами в одном доме, зимовало лето!
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Татьяны Пономаревой в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Татьяны Пономаревой в жанрах .
Библиография
Творчество Татьяны Пономаревой
На нашем сайте представлены 19 книг автора Татьяны Пономаревой. Самая популярная по мнению наших читателей "".
Эта серия - единственная на сегодняшний день подборка альбомов, где полно представлены и западноевропейские и российские мастера. Книги посвящены творчеству виднейших российских и зарубежных художников начиная с эпохи Возрождения и до нашего времени. Написанные ведущими искусствоведами тексты и цветные иллюстрации на каждой странице делают любой альбом серии великолепным подарком. В альбомы о русс.
Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. Именно в это время в технике живописи происходит коренной переворот: совершенствуются законы перспективы, светотени, колорита. Гуманистический идеал гармоничной личности лег в основу всего искусства эпохи. Несмотря на 65 лет беспрерывных войн (1494-.
В альбоме представлены шедевры импрессионистской живописи. Сельские пейзажи, архитектура и атмосфера городских кварталов и пр. С портретов смотрят давно ушедшие - и навсегда оставшиеся мужчины, женщины и дети. Натюрморты наполнены благоуханием свежих цветов. Составитель: Андрей Астахов.
Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. Именно в это время в технике живописи происходит коренной переворот: совершенствуются законы перспективы, светотени, колорита. Гуманистический идеал гармоничной личности лег в основу всего искусства эпохи. Несмотря на 65 лет беспрерывных войн (1494-1.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 - Филология (квалификация "бакалавр"). Учебник рассчитан на тех, кто в определенной степени уже знаком с основными правилами грамматики немецкого языка. Цель учебника - способствовать систематизации, углублению и обобщению грамматических знаний и навыков. Учебник четко структу.
Читайте также:
- Особенности возникновения государства в древнем риме кратко
- Очень кратко на английском о гадком утенке
- Определите причины кратко своими словами принятия английским парламентом в 1679 году данного акта
- Раскройте скобки сделайте предложения отрицательными вопросительными и ответьте кратко на вопросы
- Владимир дубровский теряет отца и лишается своего имения кратко