Таштыкская культура хакасия кратко

Обновлено: 08.07.2024

ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в Минусинской котловине (Южная Сибирь). Первые таштыкские памятники исследованы А.В. Адриановым. Культура выделена С.А. Теплоуховым . Относится ко II в. до н. э. - V в. н. э. Таштыкская культура представлена могильниками, поселениями, плавильнями, наскальными изображениями. Их изученность неравномерна.

Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусин­ской котловины. М., 1960; Вадецкая Э.Б. Таштыкская культура // Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР в скифо­сарматское время. М., 1992; Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999.

В ходе внешнеполитических событий, связанных с завоеваниями хуннов, в Хакасию проникают тюркоязычные племена, названные в древнекитайских хрониках как гянь-гунь. По мнению синологов, это название является искаженным этнонимом кыргыз. В процессе смешения в I в. до н.э. пришлого населения с тагарцами образуется новая археологическая культура - таштыкская.

В это время в быту начинается широкое распространение предметов из железа. Я.И. Сунчугашев обнаружил более 100 железоплавильных печей таштыкской эпохи, которые представляли собой ямы с отходившим от них поддувалом. Сейчас установлено, что в это время в Хакасии были известны пахотные земледельческие орудия. На поздних этапах этой культуры появляются металлические стремена и седло, что существенно повлияло на развитие всадничества. Всадник-воин становится одним из основных персонажей на таштыкских наскальных рисунках.

Об этнически неоднородном составе населения в это время говорит погребальный обряд. В таштыкскую эпоху людей хоронили как в грунтовых могилах, так и в склепах. Нередко те и другие располагались вблизи друг от друга. Грунтовые могилы в основном представляли собой невысокий деревянный сруб, поставленный в глубокую яму. Сверху он был перекрыт бревнами и плотно обернут берестой. В некоторых случая такое перекрытие сруба сохранилось до современности. В начале ХХ столетия отмечен случай, когда в такую грунтовую могилу провалился человек. Могильники, состоящие из таких могил, могут насчитывать до нескольких сотен погребений. Они преимущественно располагались на склонах сопок. А иногда такие могилы устраивали в насыпях тагарских курганов.


Склепы имели более сложную конструкцию. Обычно их сооружали на возвышенном месте. При сооружении склепа первоначально выкапывали обширный прямоугольный котлован, по периметру которого возводили стену-крепиду из плитняка шириной до 1 м. Конструкция склепа во многом зависела от его площади. В малых склепах устанавливался низкий сруб или клеть. Стенки ямы обкладывались плитами песчаника. В больших склепах, достигавших площади 90 кв.м, стены внутри котлована обставляли тыном. И уже внутри огороженного тыном пространства возводились высокий деревянный сруб или клеть. Перекрывали склепы мощным накатом из бревен и сверху устилали берестой. Поверх перекрытия укладывались каменные плиты и дерновина. С западной стороны к склепу вовнутрь вел вход, имевший ступеньки. Внутри усыпальницы иногда устанавливали специальные полати для покойных.

После окончания захоронений склепы обычно поджигались изнутри. Из-за недостатка кислорода огонь не мог полностью выжечь дерево, и оно обугливалось, в результате чего сохранились очертания многих деревянных изделий, сопровождавших усопших. Так, сохранились деревянные скульптуры животных (оленей, баранов) и людей. Особо интересными находками являются обугленные плакетки, на которых представлены изображения сцен охоты, зарисовки хозяйственной деятельности и военных действий. Считается, что на этих плакетках отображались иллюстрации к эпическим сказаниям.

В обоих типах захоронения хоронили по обряду как трупоположения, так и кремированные останки. При этом отмечается, что в склепах большей частью представлен обряд трупосожжения на стороне, а в грунтовых могилах чаще встречается трупоположение. Исследования антропологов показали, что среди лиц, захороненных по обряду трупоположения, преобладают женщины. А сожженные покойные обычно являлись мужчинами. Установлено, что перед захоронением трупы подвергались мумифицированию, включавшему трепанацию черепа и обмазывание гипсом головы. Тело бальзамировали, извлекались внутренние органы.

В хорошо сохранившихся грунтовых могилах остались неистлевшие куклы, сделанные из шкур домашних животных, плотно набитых травой. Внутри этих кукол были обнаружены меховые мешки с кальцинированными костями покойных, сожженных на ритуальном костре. Это дало повод утверждать, что во всех случаях, когда встречается только кучка кальцинированных костей, когда-то тоже лежали подобные куклы, просто они не сохранились.


Поверх головы такой куклы и лиц мумифицированных трупов укладывалась посмертная маска, выполненная из глины с примесью известняка или гипса. Маску лепили как по слепку, снятому с лица трупа, так и на кожаных овальных болванках, отпечатки которых встречаются на внутренней стороне. Лицу, как считается, придавали портретное сходство с умершим. Маски могли покрывать только лицо, а могли иметь форму бюста. После изготовления они покрывались изображениями разного цвета. Обычно на лбу красной краской рисовали спираль, на щеках и подбородке - красные пятна. Носы раскрашивались поперечными полосами, а на шее могли быть изображены ожерелья. Интересно отметить, что среди лиц, запечатленных на масках, встречаются как ярко выраженные европеоиды и монголоиды, так и смешанный антропологический тип. Все это свидетельствует о сложной этнической ситуации в таштыкском обществе.

Одни из часто встречающихся в склепах предметов - это разнообразные бронзовые пряжки. Самый распространенный тип представляет собой прямоугольный щиток с овальным кольцом, на конце которого имеется язычок для крепления ремня. Также получают широкое распространение бронзовые амулеты в виде лошадиных голов, повернутых друг от друга. Многие ученые считают, что этот амулет является прямым продолжением тагарских ПННов (предметов неизвестного назначения) с головками животных на концах.


Керамическая посуда таштыкской культуры также имеет свою преемственность от тагарской. Нередко археологи, находя безорнаментированные лощеные фрагменты керамики, точно не могут определить, к какой из этих двух культур они принадлежат. В таштыкское время лепили кубковидные, баночные, сферические и бомбовидные сосуды. Появляются горшковидные сосуды со специальными ушками, отверстиями, чтобы можно было повесить горшок над костром. Некоторые горшки напоминают по форме кувшины. (Рис. Таштыкские сосуды)

Таштыкцы употребляли погребальные маски,подобно скифам и сарматам. Только маски были гипсовые, в отличие от золотых масок скифов, сарматов, фракийцев и македонян. Белый цвет связан с представлениями таштыкцев о Загробном мире,так умершие напоминали божеств( Белый свет)

Золотая маска найденная Уваровым в Ольвии : Уваров 1851, c. 43; атлас, табл. XIV; Калашник 2014, c. 265),

Золотая маска найденная Уваровым в Ольвии : Уваров 1851, c. 43; атлас, табл. XIV; Калашник 2014, c. 265),

Судя по останкам мумий, прически таштыкцев идентичны прическам саков. Волосы, как видно по останкам мумий, светлые. Они брили бороды, как и саки, и были татуированы, как саки. Это,безусловно, европеоиды, индоевропейцы.

Для сохранения останков к моменту их погребения применялось два способа консервации: мумифицирование и трупосожжение с последующим помещением пепла в человекоподобном манекене. Трупы женщин, подростков, реже — мужчин мумифицировали, стремясь прежде всего сохранить голову, для чего на лицо накладывали гипсовую маску, а иногда предварительно производили трепанацию черепа и извлекали мозг, что опять-таки сближает таштыкцев с саками.( фото мумии)


Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

Содержание

История исследования

Регулярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 раскопками ревизора губернского акцизного управления А. В. Адрианова на о-ве Тагарском близ г. Минусинска. В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник. Там были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи. [3]

В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920-е годы С. А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Батени и, в частности, на реке Таштык.

Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 30-40-е гг. XX в. провел С. В. Кисёлев. Большим достижением явились раскопки Ташебинского дворца. В 1960-70-е гг. были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди грунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М. П. Грязнова.

Погребальные маски



После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами. [4] На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна. [4]

Причёска и головные уборы

Захоронения

Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей диаметром 10—20 м, высотой 0,4—1,5 м, с западинами в центре. По периметру котлована сооружали ограду — крепиду, с запада устраивали наземные входы — дромосы. Стены либо облицовывались плитами, либо тыном и клетью, вдоль стенок — полати из плах в 1—2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток. Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов. Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.

Антропологический тип и этническая принадлежность

По мнению некоторых антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов. [8] Завершение формирования современного антропологического состава хакасов падает на начало второго тысячелетия нашей эры, то есть на период расцвета культуры Кыргызского каганата.

В извлеченных мтДНК пяти женщин из останков в погребении Таштыкской эпохи выявлены линии C, HV, H, N9a, и T1 [9]


ТАШТЫ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра око­ло ру­бе­жа н. э. – 5 в. в бас­сей­нах Ср. Ени­сея и То­ми. Све­де­ния с 1772 (П. С. Пал­лас ), рас­коп­ки мо­гил с 1863 (В. В. Рад­лов ), скле­пов с 1883 (А. В. Ад­риа­нов ). Вы­де­ле­на С. А. Те­п­ло­ухо­вым в 1920-х гг. На­зва­на по мо­гиль­ни­ку на р. Таш­тык. На­зем­ные мно­го­уголь­ные стол­бо­вые и сруб­ные до­ма. Бре­вен­ча­тые скле­пы-по­лу­зем­лян­ки с по­лом, по­тол­ком, по­ла­тя­ми (до 200 по­гре­бён­ных) и грун­то­вые мо­ги­лы в сру­бах с на­ка­том (2–4 по­гре­бён­ных). Тру­по­по­ло­же­ния, в т. ч. ис­кусств. му­мии ; тру­по­сож­же­ния, пе­пел – в ко­жа­ных ма­не­ке­нах, на­би­тых тра­вой; по­гре­баль­ные гип­со­во-гли­ня­ные рас­пис­ные мас­ки, бюс­ты; со­хра­ни­лись при­чёс­ки, оде­ж­да, поя­са с брон­зо­вы­ми час­тя­ми в осо­бом сти­ле. Ба­ноч­ные, кув­ши­но-, куб­ко-, кот­ло­вид­ные ке­ра­мич. со­су­ды ук­ра­ше­ны на­ле­па­ми, тыч­ка­ми, штам­па­ми. Де­рев. мис­ки, ко­рыт­ца, бо­чон­ки, ков­ши, фи­гур­ки лю­дей, ско­та. Ми­ни-мо­де­ли ору­жия, сбруи, по­су­ды; аму­ле­ты в ви­де 2 кон­ских го­лов и др. На мо­гиль­ни­ках – ря­ды по­ми­наль­ных стел, ям­ки с ос­тат­ка­ми пи­щи. Рез­ные ри­сун­ки (пе­шие и кон­ные вои­ны, жи­вот­ные, разл. сце­ны и др.) на де­рев. план­ках, пред­ме­тах, сте­лах, ска­лах. Вы­со­ко­раз­ви­тые ме­тал­лур­гия, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка. Свя­зи с Ки­та­ем (зон­ты, тка­ни, зер­ка­ла, мо­не­ты), Ср. Вос­то­ком, Ин­ди­ей; ока­за­ла су­щест­вен­ное влия­ние на со­се­дей. Па­хот­ное зем­ле­де­лие (в т. ч. по­лив­ное), раз­ве­де­ние ко­ров, овец, во­лов, ло­ша­дей, се­вер­ных оле­ней, кур. В ан­тро­по­ло­гич. ти­пе – сме­ше­ние ев­ро­пео­и­дов и мон­го­лои­дов. Т. к. сло­жи­лась на ба­зе те­син­ской куль­ту­ры , от­ра­жая слия­ние ме­ст­ных уг­ро-са­мо­дий­цев и ке­тов с при­шлы­ми кыр­гы­за­ми, уп­ро­чив тюр­ки­за­цию ре­гио­на. Ста­ла ос­но­вой чаа­тас куль­ту­ры , на­чав ге­не­зис ха­ка­сов .

Читайте также: