Таштыкская культура хакасия кратко
Обновлено: 08.07.2024
ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в Минусинской котловине (Южная Сибирь). Первые таштыкские памятники исследованы А.В. Адриановым. Культура выделена С.А. Теплоуховым . Относится ко II в. до н. э. - V в. н. э. Таштыкская культура представлена могильниками, поселениями, плавильнями, наскальными изображениями. Их изученность неравномерна.
Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960; Вадецкая Э.Б. Таштыкская культура // Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР в скифосарматское время. М., 1992; Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999.
В ходе внешнеполитических событий, связанных с завоеваниями хуннов, в Хакасию проникают тюркоязычные племена, названные в древнекитайских хрониках как гянь-гунь. По мнению синологов, это название является искаженным этнонимом кыргыз. В процессе смешения в I в. до н.э. пришлого населения с тагарцами образуется новая археологическая культура - таштыкская.
В это время в быту начинается широкое распространение предметов из железа. Я.И. Сунчугашев обнаружил более 100 железоплавильных печей таштыкской эпохи, которые представляли собой ямы с отходившим от них поддувалом. Сейчас установлено, что в это время в Хакасии были известны пахотные земледельческие орудия. На поздних этапах этой культуры появляются металлические стремена и седло, что существенно повлияло на развитие всадничества. Всадник-воин становится одним из основных персонажей на таштыкских наскальных рисунках.
Об этнически неоднородном составе населения в это время говорит погребальный обряд. В таштыкскую эпоху людей хоронили как в грунтовых могилах, так и в склепах. Нередко те и другие располагались вблизи друг от друга. Грунтовые могилы в основном представляли собой невысокий деревянный сруб, поставленный в глубокую яму. Сверху он был перекрыт бревнами и плотно обернут берестой. В некоторых случая такое перекрытие сруба сохранилось до современности. В начале ХХ столетия отмечен случай, когда в такую грунтовую могилу провалился человек. Могильники, состоящие из таких могил, могут насчитывать до нескольких сотен погребений. Они преимущественно располагались на склонах сопок. А иногда такие могилы устраивали в насыпях тагарских курганов.
Склепы имели более сложную конструкцию. Обычно их сооружали на возвышенном месте. При сооружении склепа первоначально выкапывали обширный прямоугольный котлован, по периметру которого возводили стену-крепиду из плитняка шириной до 1 м. Конструкция склепа во многом зависела от его площади. В малых склепах устанавливался низкий сруб или клеть. Стенки ямы обкладывались плитами песчаника. В больших склепах, достигавших площади 90 кв.м, стены внутри котлована обставляли тыном. И уже внутри огороженного тыном пространства возводились высокий деревянный сруб или клеть. Перекрывали склепы мощным накатом из бревен и сверху устилали берестой. Поверх перекрытия укладывались каменные плиты и дерновина. С западной стороны к склепу вовнутрь вел вход, имевший ступеньки. Внутри усыпальницы иногда устанавливали специальные полати для покойных.
После окончания захоронений склепы обычно поджигались изнутри. Из-за недостатка кислорода огонь не мог полностью выжечь дерево, и оно обугливалось, в результате чего сохранились очертания многих деревянных изделий, сопровождавших усопших. Так, сохранились деревянные скульптуры животных (оленей, баранов) и людей. Особо интересными находками являются обугленные плакетки, на которых представлены изображения сцен охоты, зарисовки хозяйственной деятельности и военных действий. Считается, что на этих плакетках отображались иллюстрации к эпическим сказаниям.
В обоих типах захоронения хоронили по обряду как трупоположения, так и кремированные останки. При этом отмечается, что в склепах большей частью представлен обряд трупосожжения на стороне, а в грунтовых могилах чаще встречается трупоположение. Исследования антропологов показали, что среди лиц, захороненных по обряду трупоположения, преобладают женщины. А сожженные покойные обычно являлись мужчинами. Установлено, что перед захоронением трупы подвергались мумифицированию, включавшему трепанацию черепа и обмазывание гипсом головы. Тело бальзамировали, извлекались внутренние органы.
В хорошо сохранившихся грунтовых могилах остались неистлевшие куклы, сделанные из шкур домашних животных, плотно набитых травой. Внутри этих кукол были обнаружены меховые мешки с кальцинированными костями покойных, сожженных на ритуальном костре. Это дало повод утверждать, что во всех случаях, когда встречается только кучка кальцинированных костей, когда-то тоже лежали подобные куклы, просто они не сохранились.
Поверх головы такой куклы и лиц мумифицированных трупов укладывалась посмертная маска, выполненная из глины с примесью известняка или гипса. Маску лепили как по слепку, снятому с лица трупа, так и на кожаных овальных болванках, отпечатки которых встречаются на внутренней стороне. Лицу, как считается, придавали портретное сходство с умершим. Маски могли покрывать только лицо, а могли иметь форму бюста. После изготовления они покрывались изображениями разного цвета. Обычно на лбу красной краской рисовали спираль, на щеках и подбородке - красные пятна. Носы раскрашивались поперечными полосами, а на шее могли быть изображены ожерелья. Интересно отметить, что среди лиц, запечатленных на масках, встречаются как ярко выраженные европеоиды и монголоиды, так и смешанный антропологический тип. Все это свидетельствует о сложной этнической ситуации в таштыкском обществе.
Одни из часто встречающихся в склепах предметов - это разнообразные бронзовые пряжки. Самый распространенный тип представляет собой прямоугольный щиток с овальным кольцом, на конце которого имеется язычок для крепления ремня. Также получают широкое распространение бронзовые амулеты в виде лошадиных голов, повернутых друг от друга. Многие ученые считают, что этот амулет является прямым продолжением тагарских ПННов (предметов неизвестного назначения) с головками животных на концах.
Керамическая посуда таштыкской культуры также имеет свою преемственность от тагарской. Нередко археологи, находя безорнаментированные лощеные фрагменты керамики, точно не могут определить, к какой из этих двух культур они принадлежат. В таштыкское время лепили кубковидные, баночные, сферические и бомбовидные сосуды. Появляются горшковидные сосуды со специальными ушками, отверстиями, чтобы можно было повесить горшок над костром. Некоторые горшки напоминают по форме кувшины. (Рис. Таштыкские сосуды)
Таштыкцы употребляли погребальные маски,подобно скифам и сарматам. Только маски были гипсовые, в отличие от золотых масок скифов, сарматов, фракийцев и македонян. Белый цвет связан с представлениями таштыкцев о Загробном мире,так умершие напоминали божеств( Белый свет)
Золотая маска найденная Уваровым в Ольвии : Уваров 1851, c. 43; атлас, табл. XIV; Калашник 2014, c. 265),
Золотая маска найденная Уваровым в Ольвии : Уваров 1851, c. 43; атлас, табл. XIV; Калашник 2014, c. 265),
Судя по останкам мумий, прически таштыкцев идентичны прическам саков. Волосы, как видно по останкам мумий, светлые. Они брили бороды, как и саки, и были татуированы, как саки. Это,безусловно, европеоиды, индоевропейцы.
Для сохранения останков к моменту их погребения применялось два способа консервации: мумифицирование и трупосожжение с последующим помещением пепла в человекоподобном манекене. Трупы женщин, подростков, реже — мужчин мумифицировали, стремясь прежде всего сохранить голову, для чего на лицо накладывали гипсовую маску, а иногда предварительно производили трепанацию черепа и извлекали мозг, что опять-таки сближает таштыкцев с саками.( фото мумии)
Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.
Содержание
История исследования
Регулярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 раскопками ревизора губернского акцизного управления А. В. Адрианова на о-ве Тагарском близ г. Минусинска. В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник. Там были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи. [3]
В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920-е годы С. А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Батени и, в частности, на реке Таштык.
Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 30-40-е гг. XX в. провел С. В. Кисёлев. Большим достижением явились раскопки Ташебинского дворца. В 1960-70-е гг. были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди грунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М. П. Грязнова.
Погребальные маски
После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами. [4] На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна. [4]
Причёска и головные уборы
Захоронения
Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей диаметром 10—20 м, высотой 0,4—1,5 м, с западинами в центре. По периметру котлована сооружали ограду — крепиду, с запада устраивали наземные входы — дромосы. Стены либо облицовывались плитами, либо тыном и клетью, вдоль стенок — полати из плах в 1—2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток. Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов. Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.
Антропологический тип и этническая принадлежность
По мнению некоторых антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов. [8] Завершение формирования современного антропологического состава хакасов падает на начало второго тысячелетия нашей эры, то есть на период расцвета культуры Кыргызского каганата.
В извлеченных мтДНК пяти женщин из останков в погребении Таштыкской эпохи выявлены линии C, HV, H, N9a, и T1 [9]
ТАШТЫ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура около рубежа н. э. – 5 в. в бассейнах Ср. Енисея и Томи. Сведения с 1772 (П. С. Паллас ), раскопки могил с 1863 (В. В. Радлов ), склепов с 1883 (А. В. Адрианов ). Выделена С. А. Теплоуховым в 1920-х гг. Названа по могильнику на р. Таштык. Наземные многоугольные столбовые и срубные дома. Бревенчатые склепы-полуземлянки с полом, потолком, полатями (до 200 погребённых) и грунтовые могилы в срубах с накатом (2–4 погребённых). Трупоположения, в т. ч. искусств. мумии ; трупосожжения, пепел – в кожаных манекенах, набитых травой; погребальные гипсово-глиняные расписные маски, бюсты; сохранились причёски, одежда, пояса с бронзовыми частями в особом стиле. Баночные, кувшино-, кубко-, котловидные керамич. сосуды украшены налепами, тычками, штампами. Дерев. миски, корытца, бочонки, ковши, фигурки людей, скота. Мини-модели оружия, сбруи, посуды; амулеты в виде 2 конских голов и др. На могильниках – ряды поминальных стел, ямки с остатками пищи. Резные рисунки (пешие и конные воины, животные, разл. сцены и др.) на дерев. планках, предметах, стелах, скалах. Высокоразвитые металлургия, металлообработка. Связи с Китаем (зонты, ткани, зеркала, монеты), Ср. Востоком, Индией; оказала существенное влияние на соседей. Пахотное земледелие (в т. ч. поливное), разведение коров, овец, волов, лошадей, северных оленей, кур. В антропологич. типе – смешение европеоидов и монголоидов. Т. к. сложилась на базе тесинской культуры , отражая слияние местных угро-самодийцев и кетов с пришлыми кыргызами, упрочив тюркизацию региона. Стала основой чаатас культуры , начав генезис хакасов .
Читайте также: