Тарзиальная теория происхождения человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель. Ознакомить учащихся с основными гипотезами происхождения человека для формирования научного мировоззрения.

Задачи урока :

- обеспечить в ходе урока усвоение основных гипотез и новых научных фактов происхождения человека методами групповой работы;

- развивать у учащихся умение работать с дополнительной литературой и Интернет - ресурсами.

Оборудование: презентации учащихся, раздаточный материал (скребла, рубило, черепа, творческие работы учащихся из природного материала, бубен, шкуры), детская библия.

Методы : беседа, дискуссия, рассказы учащихся, создание ситуаций.

Форма работы : групповая, фронтальная.

Используемая технология: проектная деятельность учащихся.

Учитель. Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня мы с вами рассмотрим различные гипотезы происхождения человека, попробуем отыскать предка человека,

древнейшего представителя нашего биологического вида Homo sapiens , проследим, в каком направлении шла эволюция человека.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Учитель. Итак, какие гипотезы существуют о происхождении человека?

Религиозная трактовка.

Метафизически мыслящие люди считают, что мир остается неизменным и управляется создавшим его божественным существом. Метафизики отвергают происхождение человека от обезьяны. Для многих антропологов проблема антропогенеза остается не связанной с ведущей ролью труда. Строки о сотворении человека из детской библии:

«Сотворив мир, Бог на шестой день решил создать по образу и подобию Своему человека, чтобы он владычествовал над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме и поместил там человека, которого создал.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Имя первого мужчины было Адам, а женщины – Ева. И оба были наги и не стыдились.

Тарзиальная гипотеза .

Основоположником гипотезы является английский биолог и анатом Фредерик Вуд Джонс. Человек произошел от древнетретичного долгопята. Единственными представителями современных долгопятов являются маленькие зверьки, живущие в глухих лесах на островах Индо-Малайской области. По внешнему виду долгопяты напоминают тушканчиков. У них огромные глаза, типичные для ночного животного, очень длинные задние и очень короткие передние конечности, а также длинный хвост, который служит им не только рулем и противовесом при ловких прыжках с ветки, но и опорой при сидении. Автор утверждает, что вертикальное положение тела долгопята при передвижении является исходным пунктом развития прямохождения у человеческих предков. Ф. В. Джонс старается доказать, что все черты сходства между человеком и антропоидами являются лишь результатом параллельного развития, а вовсе не выражением кровного родства, как это считает большинство антропологов. Он считает, что человекообразные обезьяны ближе к низшим обезьянам, чем к человеку.

В качестве важного аргумента Джонс приводит тот факт, что пропорции тела у человека (короткие руки и длинные ноги) отличны от характерных для всех человекообразных обезьян (длинные руки и короткие ноги), между тем у долгопята пропорции тела якобы сильнее напоминают человеческие. Вуд Джонс присоединяет также некоторые особенности волосяного покрова (в частности, характер расположения волосяных токов на теле), укороченность лицевого отдела черепа, отсутствие косточек в половом члене и клиторе.

Симиальные гипотезы .

Люди произошли от американских обезьян. Некоторые ученые, таким образом, стремились создать видимость доказательств в пользу происхождения индейцев от местного антропоида типа гесперопитека. Особенно выгодно это было бы приверженцам учения о полигенизме, т.е. о множественности предков человека.

Гипотеза антропогенеза Осборна

Прогрессивное развитие сознания, быстрое развитие лобного отдела мозга.

Двуногое хождение с развитием стопы и ее большого пальца, приспособленных к хождению и беганию.

Укорочение рук и удлинение ног.

Развитие большого пальца кисти, приспособленной к выделке орудий.

Умение выделывать орудия.

Способность к планированию действий и изобретениям, направляемая лобными долями мозга.

Использование рук и орудий при нападении, защите и других проявлениях жизнедеятельности.

Передвижение на двух ногах при ходьбе, беге.

Лазанье по деревьям на манер медведя.

А для предков современных обезьян, по Осборну, характерны следующие отличительные черты:

Остановка в развитии рассудочных способностей и головного мозга.

Жизнь преимущественно на деревьях.

Четвероногий тип передвижения по земле.

Удлинение передних и укорочение задних конечностей.

Редукция большого пальца кисти и отсутствие у него способности оказывать помощь другим пальцам при выделывании орудий.

Ограниченная способность к планированию действий.

Применению рук главным образом для лазанья по деревьям, а затем уже для добывания пищи и схватывания врага.

Гипотеза Вейденрейха.

Это гигантоидная гипотеза. Её фактическую основу составляют находки остатков ископаемых огромных антропоидов в юго-восточной Азии, гигантопитека. Вейденрей принимает их за гоминид, древнейших представителей человечества. Основная его идея заключается в том, что гигантизм есть характерная особенность ближайших предков человека.

Учитель. Но начнем сначала. В чем заключается сходство человека с млекопитающими животными.

Предполагаемые ответы учащихся.

- внутриутробное развитие, диафрагма, млечные железы, зубы трех родов, три слуховые косточки;

- рудименты: копчик, он состоит из 4, реже 5 недоразвитых, сросшихся между собой позвонков; аппендикс (отросток слепой кишки), который у многих млекопитающих принимает участие в переваривании пищи; третье веко во внутреннем углу глаза, который хорошо сохранился у птиц и рептилий; ушные мышцы, позволяющие человеку двигать ушной раковиной;

- атавизмы: рождаются дети с хвостом, с густым волосяным покровом, с дополнительными сосками;

Учитель. Здесь можно вспомнить слова английского ученого Ч. Дарвина:

Учитель. Давайте вспомним систематическое положение человека.

Ожидаемый ответ идет по цепочке (один начинает, сосед по парте продолжает и т. д.)

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Подотряд Человекообразные, или Обезьяны

Секция Узконосые

Надсемейство Высшие узконосые или Гоминоиды

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный ( Homo sapiens )

Учитель. Кроме человека к приматам относятся…

Предполагаемые ответы учащихся. Шимпанзе, гориллы…

Учитель . По строению и физиологии к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны; шимпанзе, гориллы, орангутанг и гиббоны.

- выражают чувства радости, гнева, печали (высокое развитие мимической мускулатуры лица);

- хорошая память (очень сильная изборожденность и извилистость поверхности коры);

- зрение объемное и цветное;

- могут использовать простейшие орудия труда;

- могут ходить на задних конечностях;

- широкая грудина, тазовый пояс – наличие впадин на крыльях подвздошных костей;

- имеются 14 пар ребер;

- 4 группы крови и резус-фактор;

- желудок простой, сильно развитый язык;

- рождается один детеныш, реже 2;

- кровь бонобо (карл. шимпанзе) можно переливать человеку без всяких осложнений.

Учитель. А ещё?

Предполагаемые ответы учащихся.

- многие белки человека и шимпанзе, например гормон роста, взаимозаменимы;

- у шимпанзе есть 12 хромосом, подобных человеку, у гориллы – 10;

- сперматозоиды и яйцеклетки по форме и размерам почти неотличимы от человеческих;

- беременность у шимпанзе в среднем около 235 суток, у человека – 265-280 (у гориллы столько же);

- общие паразиты (вши); из 25 видов простейших, паразитирующих на обезьянах, 18 видов паразитируют на человеке;

- общие болезни (грипп, оспа);

Учитель . Но имеются отличия.

Работа в группах – кто быстрее!

Предполагаемые ответы учащихся.

- лицевой отдел развит больше у обезьян;

- объем головного мозга (1400 – 1600, а у обезьян 600 куб. см);

- поверхность коры полушарий 1250 кв. см, а у обезьян в 3,5 раза меньше;

- у человека редуцированный волосяной покров и сильно выраженный половой диморфизм: молочные железы (у самок антропоидов выдаются лишь соски, а железистая часть набухает незадолго до родов, лишь во время лактации), волосяной покров, подкожная жировая клетчатка;

- прямой высокий лоб, хорошо очерченные брови, сильно развитый наружный нос, выдающийся подбородок;

- у человека дифференцирована мышца смеха, жевательные мышцы хуже развиты;

- на верхней конечности – сильно развитый большой палец, плоские ногти; на нижней – ногти тоже плоские, широкие, на мизинцах – деформированные.

Учитель . Почему нам близка гипотеза о происхождении человека от человекообразных обезьян?

В последние годы широким фронтом велись и ведутся массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке. Это привело к открытию множества костей древних обезьян и древних людей – более, чем было обнаружено за 100 лет до этого.

2. Разработаны надежные методы определения возраста горных пород (а значит, и находящихся в них костей), основанные на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род древнее на сотни тысяч и миллионы лет, чем предполагали.

3.Близость человека и обезьян стала оцениваться методами молекулярной генетики. Количественная оценка сходства генов и белков позволила по-иному оценить их родство.

Защита презентаций группами (защита презентаций).

- Древнейшие люди. Человек прямоходящий.

Учитель. Большую часть истории человечества называют каменным веком, или эпохой камня. Означает ли это, что в те времена все орудия делали только из камня?

Предполагаемые ответы учащихся.

В эпоху камня (палеолит, мезолит, неолит) использовались: камень, дерево, кость, звериные шкуры, растительные волокна. Поэтому от древнейших эпох до нас дошли в основном каменные часть топоров, копий и иных предметов.

Учитель. Какие из перечисленных ниже занятий были известны людям в эпоху палеолита:

Предполагаемые ответы учащихся.

Учитель. Питекантропы и синантропы жили в доледниковый период, то есть до наступления холодов. В Европе, Азии и Африке обнаружены кости взрослых и детей неандертальцев. Они жили в ледниковую эпоху. Почему же они выжили? Им помогал естественный отбор (выбирал самых выносливых) и большое значение имела общественная жизнь (коллективная охота, огонь, защита от зверей).

Танец первобытных людей – один из примеров общественной жизни.

Выходят подготовленные дети, к ним присоединяются остальные (физ/м).

Учитель . Важнейшим открытием для неандертальцев стало изобретение способов искусственного добывания огня. Раньше человек использовал огонь, полученный им случайно. Но в процессе трудовой деятельности человек обнаружил, что от удара камня о камень появляются искры, а во время сверления дерева выделяется тепло. Это и использовал неандерталец.

Несмотря на широкое использование огня, человек очень долго не мог научиться добывать его, а может быть до конца своего существования, так и не постиг этого секрета.

Учитель. Как же отразилось на внешнем виде людей употребление жареного мяса?

Предполагаемые ответы учащихся .

Исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед. Лицо постепенно приобретало современные черты.

Учитель. При расщеплении белков мясо образовывалась мочевая кислота, последняя повлияла на развитие головного мозга.

Дегустация шашлыков.

Учитель. Какое из приведенных ниже суждений кажется вам наиболее верным?

А) похолодание на Земле затормозило развитие человечества;

Б) в период оледенения люди получили новый стимул для развития;

В) расселение людей вне тропической зоны стало возможным только благодаря распространению ледников.

Предполагаемые ответы учащихся.

Современная наука признает решающую роль климатических изменений в развитии первобытного человечества. Резкое похолодание вынудило людей приспосабливаться к новым условиям среды и способностей, интеллекта в целом, а также для появления новых орудий и приемов труда (охота), для усложнения отношений в человеческих коллективах. Следовательно, ответ Б.

Демонстрация украшений (бусы, браслеты, серьги) из природного материала.

Подведение итогов урока.

Учитель . Расположите в хронологической последовательности названия человекообразных обитателей нашей планеты:

Ответы учащихся.

Учитель. К какому биологическому виду следует отнести кроманьонцев?

Ответы учащихся . Кроманьонцы – древнейшие представители нашего биологического вида - Homo sapiens sapiens .

Учитель. Сегодня мы с вами рассмотрели мнения, гипотезы разных ученых-антропологов. Какая из гипотез вам особенно близка?

Ответы учащихся.

Использованная литература:

Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.

В 1916 г. всемирно признанный ученый, профессор, анатом, натуралист и антрополог Фредерик Вуд Джонс (Frederic Wood Jones, 1879-1954) в своей работе "Arboreal Man" (т. е. древесный (живущий на деревьях) человек) выдвинул гипотезу о большей генетической близости человека к долгопятам, чем к человекообразным обезьянам. Гипотеза в противовес доминирующей симиальной (обезьяньей) теории Дарвина получила название тарзиальной (от лат. tarsius - долгопят).

Джонс исходил из ряда морфологических, анатомических, физиологических и пр. критериев в сравнительном описании долгопята, человека и "высшей" человекообразной обезьяны. Так, пропорции тела (длинные ноги и короткие руки у человека и долгопята схожи, у обезьян же - наоборот); основное положение тела - вертикальное (у обезьян - горизонтальное); лицевой отдел черепа укорочен (у обезьян выраженная удлиненная морда); направления токов волос у долгопята и человека идентичны (у обезьян резко отличаются); в пенисе и клиторе долгопятов отсутствует косточка; строение ключиц, нек. других костей скелета и мышц близко к человеческим и т. д., и т. п.

Тарзиальная гипотеза не получила всеобщей поддержки.

Между тем, по последним данным, заставившим пересмотреть сами основы биологической классификации приматов, долгопяты действительно оказались намного ближе к человеку, чем прочие "полуобезьяны" (лат. Prosirnii), к которым долгопятов ранее относили. Сейчас таксоны "Полуобезьяны" и "Настоящие обезьяны" отменены, введено же новое деление приматов на "Мокроносых обезьян" (практически все "полуобезьяны" без долгопятов) и "Сухоносых обезьян" (все "высшие" обезьяны, человек и долгопяты). Долгопяты, существуя на Земле не менее 45 млн. лет, остаются самой древней из существующих групп приматов и, вполне вероятно, что все обезьяны, включая и человека, произошли от древнего долгопята. То есть и официальная теория антропогенеза называет долгопята предком человека.

Сформулирована английским биологом Ф. Вудом Джонсом в 1929 году. Опирается на сходство пропорций тел человека и долгопята, особенности волосяного покрова, укороченность лицевого отдела черепа последнего и т. д.

• Гипотеза полицентризма (мультирегионального происхождения неоантропа)

Возникновение и параллельная эволюция современного вида человека сразу в нескольких районах земного шара от разных форм древнего или даже древнейшего человека. Противоречит основным положениям синтетической теории эволюции.

• Гипотезы единого происхождения современного человека

- Гипотеза внетропического происхождения человека

- Гипотеза африканского происхождения человека

Ареал возникновения человека находится в Африке. Авторы данной гипотезы, известные археологи — семья Лики (Leakey), выдвинули её, основываясь на находках в Олдувайском ущелье на севере Танзании, давших название Олдувайской культуре, и в Кооби Форе в Эфиопии.

Наибольшее число доказательств в настоящее время собрано именно в пользу гипотезы африканского происхождения человека, но и она не лишена недостатков, которые призвана учесть комплексная гипотеза широкого моноцентризма, объединяющая аргументы гипотез полицентризма и моноцентризма.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Проблема человека — центральная проблема обществознания. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Вопросом появления и развития человека как биологического и социокультурного существа занимается антропология.

Антропология - это наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, его строение и физиологию, образование рас.

Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Теории происхождения человека


Теории происхождения человека: таблица.
Название теорииСущность теории происхождения человека
Религиозная теория (божественная, теологическая, креационистская)Человек — творение Бога. Душа — источник человеческого в человеке
Теория космического происхождения человека (палеовизита)Человек — существо внеземное, пришелец из космоса
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая)Человек — биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное, природное происхождение

↑ Эволюционная теория происхождения человека

1. Научная, эволюционная (биологическая) или теория естественного отбора, по мнению исследователей, зародилась еще в античности, но общественное признание получила только после публикации трудов английского натуралиста и путешественника Чарльза Роберта Дарвина. Суть этой теории заключается в том, что человек произошел от некоторой низшей формы гоминид (самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян). В доказательство правильности своих исследований Ч. Дарвин приводит следующие аргументы: схожее эмбриональное развитие, состав крови, форма костей, одинаковые болезни и т. д.

Эволюционная теория предполагает, что в результате борьбы за существование наиболее приспособленные особи выживают и участвуют в размножении, то есть происходит естественный отбор, в результате чего возникают новые виды. Наследственная изменчивость является основой образования новых признаков, которые впоследствии закрепляются в строении и функциях организмов.

Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств — развитие мышления, речи и различных форм общения.

↑ Религиозная теория происхождения человека

Религиозная (божественная) или теологическая теория - мировоззренческая концепция, согласно которой все на Земле создано Высшим Творцом (Богом). Основной источник этой теории - Ветхий Завет, в котором изложена версия сотворения мира.

Данная теория является самой ранней и многие исследователи считают, что она не требует никаких доказательств. Схожесть мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека, является одним из подтверждений возможной истинности данной версии.

В Средневековье господствующим мировоззрением было христианство. Бог рассматривался как центр мироздания, а человек — как тварное существо, созданное по образу и подобию Бога. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно. смертно, а душа — бессмертна.

↑ Космическая теория происхождения человека

Космическая или Теория внешнего вмешательства (Палеовизита) говорит о том, что появление человечества связано с деятельностью иных цивилизаций, что в древности человек напрямую общался с представителями инопланетного разума. Многие ученые говорят о том, что во вселенной возможно существование планет похожих на Землю.

Читайте также: