Тарковский кратко о его фильмах
Обновлено: 04.07.2024
Когда будущий режиссер повзрослел до 16-18 лет, он решил стать актером и хотел поступать в театральное училище, однако его отец отговорил его и посоветовал сначала получить любое образование и немного поработать где-нибудь, а уже потом, если останется рвение и талант проявит себя, заняться, чем душе будет угодно. Так в 1951 году Андрей Тарковский поступил на арабское отделение Московского института востоковедения. Там он прочился год - его исключили, поскольку обучение его не сильно интересовался и он практически не появлялся на лекциях.
Позже мать устроила его в научно-исследовательский институт цветных и благородных металлов, что оказалось интересно молодому Тарковскому. Он отправился в Сибирский Красноярский край. Позже он признавался, что это время осталось лучшим в его памяти.
После возвращения он поступил во ВГИК. Он попал в мастерскую известного режессера Михаила Ромма и вскоре появился первый фильм Андрея Тарковского - "Убийцы" по рассказу Эрнеста Хемингуэя.
После нескольких проектов и нескольких лет обучения появляется первая крупная кинокартина, снятая совместно с оператором Вадимом Юсовым - "Каток и Скрипка". Она вызвала фурор и была выкуплена дочерней кинокомпанией Мосфильма "Юность".
Андрей Рублев
В 1961 году Андрей решает снять фильм об Андрее Рублеве. Инициатором стал Василий Ливанов, который хотел сыграть в фильме главную роль.
Почему Андрея Тарковского называют и самым перехваленным, и самым недооцененным русским режиссером? С чего начинать смотреть его фильмы? И с чего начинать не надо? Взяв за основу хороший формат Британского института кино, начинаем рассказывать о фильмографиях великих режиссеров
С чего начать
Все фирменные черты его стиля здесь явлены в полной мере: тягучее повествование и длинные кадры, метафизические мотивы и этические проблемы, образы природы (фильм начинается с легендарного кадра колышущихся водорослей) и отсылки к мировому искусству (Венера Милосская, Рублев, Брейгель Имеется в виду Питер Брейгель Старший, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. , Рембрандт, Бах). Как всегда у Тарковского, образы, которыми наполнен фильм — дождь, потоки воды, дорога, лошади, яблоки, дым, — не означают конкретное. Это не аллегории с однозначным толкованием (лиса — хитрость, заяц — трусость), а символы с множеством значений.
Что смотреть дальше
Семь классических кадров из фильмов Тарковского
Война, показанная через искалеченное сознание ребенка
Видение художника — крестный путь Христа в средневековой Руси
Левитация матери в сновидческой реальности главного героя
Герои на пороге комнаты исполнения желаний
Финальное видение героя — дом детства внутри аббатства Сан-Гальгано
© Sovinfilm; RAI 2; Gaumont
Страшная жертва главного героя
© Svenska Filminstitutet; Argos Films; Film Four International
С каких фильмов не стоит начинать
С кем работал Тарковский
Цитаты о Тарковском
Андрей Тарковский, схватившись за голову, рассказывает о своих любимых режиссерах, сравнивает Брессона с Бахом и периодически вставляет итальянские словечки.
Мотив сна, медленная камера, долгие планы: Тарковский будто гипнотизирует зрителя. Узнаем зачем и определим главные черты киноязыка режиссера.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Определим основные черты киноязыка Тарковского. Но для начала посмотрим на фильмы, которые любил режиссер. В 1972 году кинокритик Леонид Козлов попросил Тарковского назвать 10 любимых фильмов.
▪️ Дневник сельского священника (Journal d’un cure de campagne, 1950). Робер Брессон
▪️ Причастие (Nattvardsgasterna, 1962). Ингмар Бергман
▪️ Назарин (Nazarin, 1959). Луис Бунюэль
▪️ Земляничная поляна (Smultronstallet, 1957). Ингмар Бергман
▪️ Огни большого города (City Lights, 1931). Чарли Чаплин
▪️ Сказки туманной луны после дождя (Ugetsu monogatari, 1953). Кендзи Мидзогути
▪️ Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954). Акира Куросава
▪️ Персона (Persona, 1966). Ингмар Бергман
▪️ Мушетт (Mouchette, 1967). Робер Брессон
▪️ Женщина в песках (Suna no onna, 1963). Хироси Тэсигахара
Разберемся, как эти фильмы повлияли на кинематограф Андрея Тарковского.
👼 В этом списке 3 фильма Ингмара Бергмана и 2 фильма Робера Брессона. Это режиссеры, которые имеют дело с духовными и даже божественными сущностями. Католик Брессон в своих фильмах подводит нас к мысли о том, что бог есть. А Бергман отрицает бога из-за тяжелых отношений с верующим отцом. Первые три фильма в списке — о священниках. Тарковский через свои предпочтения в кино раскрывает нам, какие темы его интересуют.
Тарковского называют режиссером-сновидцем. Он огромное внимание уделял сновидениям. Для Тарковского самым важным было превратить жизнь в сон, создать у зрителя ощущение, будто тот видит сновидение. Поэтому в его картинах постепенно начинает преобладать иррациональное. 💭
Логика сна в его фильмах заявляет о себе даже на уровне повествовательной структуры: не всегда мы можем проследить сюжет, мы имеем дело с чем-то, что не поддается объяснению здравым смыслом.
Давайте посмотрим, по каким еще чертам можно узнать Андрея Тарковского 👇
🎬 Долгие планы. То есть от одной монтажной склейки до другой проходит много времени (в отличие, например, от клипового монтажа, где монтажная склейка — каждые 2–3 секунды).
🎥 Медленное движение камеры, плавные проезды. Вспомните, как резко Тарантино наезжает камерой на нужные ему объекты и так же резко отъезжает. Здесь мы имеем дело с противоположным.
🏞 Горизонтальные и вертикальные панорамы. Панорама — это съемка с плавным разворотом камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси.
🎧 Богатство шумов. Также скрупулезно он выстраивает и звуковую партитуру. Она насыщенная, плотная и разнообразная.
👨👩👦 Тематические особенности фильмов автора. Тарковский часто обращается к теме детства, теме отца и матери, а также теме Бога, духовных поисков.
Вот что сказал о нем режиссер Александр Сокуров 👇
Тарковский добивается чрезвычайной выразительности при минимальных средствах, выражая очень сложные мысли и чувства художника.
У Тарковского снимаются первоклассные актеры. Мы выделим двух — Анатолия Солоницына и Николая Гринько.
Вот как он вспоминал первую встречу с Тарковским👇
🗣«За режиссера я сначала принял оператора Вадима Юсова — он был в той компании самый солидный, серьезный. И потом сильно удивился, когда мне показали настоящего режиссера: молоденький парнишка, скуластый, улыбающийся, взнервленный, немного даже заикающийся, и в очень странной кепочке. Он дал мне прочитать сценарий. Сценарий мне сильно не понравился. Я уже тогда снялся в пяти-шести картинах и считал себя знатоком кино. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки.
Андрей Тарковский. Интервью телевидению Латвийской ССР.
Андрей Тарковский — биография
Детство и юность
Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.
В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.
В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.
Тарковский никогда не был примерным учеником, у него хромало не только поведение, но и оценки. Он не дружил ни с точными науками, ни с гуманитарными предметами. В старших классах он серьезно увлекся рисованием, и стал заниматься на художественных курсах, где ученикам давали уроки академического рисунка.
После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.
Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.
Фильмы
Вернувшись спустя год в столицу, Андрей пошел поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Он попал на курс к прославленному Михаилу Ромму, который любил всех без исключения своих учеников, старался не упустить искру таланта в каждом из них, в любых моментах шел на компромисс, даже если был абсолютно не согласен со своим учеником. Такое отношения было у него и к Тарковскому.
Андрея можно было считать везунчиком. Первой удачей молодого человека был сам факт учебы у прославленного мастера режиссуры, а второй удачный момент состоял в том, что к тому времени исполнился год со дня смерти вождя всех народов. Режим стал понемногу сдавать свои позиции, Союз уже начал потихоньку разрушать тот железный занавес, в котором находился долгие годы. Уже можно было увидеть западные фильмы и получить бесценный опыт общения с зарубежными кинематографистами. В стране начали снимать больше кино, причем немного отличавшего от картин сталинского режима, и Тарковский отлично вписался в эти новые веяния.
Режиссерская биография Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя. Тогда уже не только Ромм понял, что перед ними настоящий самородок, и у него отличные перспективы в кино. В том же году судьба свела Тарковского с Андреем Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Впоследствии они вместе трудились над сценариями, и делились бесценным опытом.
Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на вопросы, затронутые в фильме, предоставляя возможность самому зрителю думать, анализировать и делать умозаключение. Важным аспектом кино он считал звук и свет, потому что зрители должны ощущать реальность происходящего.
Соавторство сценария принадлежит Андрею Кончаловскому. Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР. И опять многочисленные награды на отечественных и зарубежный кинофестивалях.
Фильмография Андрея Тарковского немного перевалила за десяток картин, некоторые из них документальные. Но даже такое незначительное количество работ смогло оказать большое влияние на формирование творчества многих советских и зарубежных режиссеров.
Вы хотите зарегистрироваться?
Ошибка
фотографии >>
дополнительная информация >>
Кино-Театр.РУ рекомендует
обсуждение >>
. Ну почему. хотя бы Сокуров Герман. А вот то что публика наша примитивна и убога до ужаса и никак не дорастет до его фильмов это правда! Печальная! читать далее>>
Читайте также: