Танец древнего египта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура Древнего Египта была первой, обладающей совершенным обществом, и была она пропитана магией музыки и танцев. Древние египтяне жили полной жизнью, и ни один их праздник не обходился без музыки и танцев. На вечеринках певцы и музыканты выступали с арфами, лютнями, барабанами, флейтами, цимбалами, трещотками и бубнами. На фестивалях толпы пели и аплодировали в ритм звукам египетского оркестра, а как танцоры изумляли их своим мастерством, кручеными прыжками и причудливыми изгибами тел.

Музыкальные и танцевальные выступления содержала в себе большая часть светской и религиозной жизни Древнего Египта. Этот важный аспект жизни египтян запечатлен ими еще во время Додинастического периода: церемониальные дощечки и каменные сосуды указывают на важность музыки в самый ранний из периодов древнеегипетской истории. Значимость музыки в повседневной жизни Древнего Египта подчеркивает огромное количество музыкальных инструментов, выставленных в музеях по всему миру.

Музыка, любовь и чувственность идут рука об руку во всех сферах жизни большинства цивилизаций, как древних, так и современных. В целом, как уже было отмечено, музыка является важной частью религиозной и светской жизни.

Очевидно, лучшее доказательство того, что древний египтянин ценил и любил музыку и танцы – это сатирический папирус, в котором осел, лев, крокодил и обезьяна играют на большой арфе, лире, лютне и двойном гобое соответственно.


Танец в Древнем Египте

Танец в Древнем Египте являлся большим, нежели приятным времяпрепровождением. Археологами и сейчас находят изображения Додинастического периода женских фигур, возможно Богинь или Жриц, танцующих с руками, поднятыми выше голов. Акт танца, несомненно, был важной частью ритуала и празднования в Древнем Египте.

Танцевали и слушали музыку люди любого социального положения. Чернорабочие трудились в ритм песен и ударов, уличные танцовщицы развлекали прохожих. В повседневной жизни музыканты и танцовщицы были неотъемлемым атрибутом пиров и праздников. Танцевальные труппы нанимались для выступлений на званых обедах, пирах, в жилых домах и даже в религиозных храмах. Некоторые женщины в гаремах богачей были обучены музыке и танцу. Но в то же время ни один родовитый египтянин не принимал во внимание публичные танцы и их исполнителей. Благородные люди скорее наняли бы служащих или рабов, чтобы на пиршестве приятно развлечь себя и своих гостей.

С появлением культа Wasir ((Осирис) Osiris в Греции) танец стал ключевым элементом фестивалей, проводившихся для Него и Его сестры-жены – Асет (Aset) ((Исис) Isis в греке). Эти фестивали проходили в течение всего года. Танцевали также на фестивалях, посвященных Апису (Apis).

Акт танца был неотделим от музыки: на изображениях танца в гробницах фараонов и храмах неизменно присутствуют танцовщицы или сопровождаемые группой музыкантов, или играющие на кастаньетах или колокольчиках в поддержку ритма. Забавно, но между древним танцем и сегодняшней акробатикой с виду мало различий: многие танцовщицы изображены на росписях и рельефах гробниц и храмов в спортивных позах, таких как колесо телеги, стойка на кистях и мостик.


На древних египетских изображениях мужчин и женщин никогда нет вместе, а наиболее распространены изображения групп танцовщиц, выступающих в паре.


Музыкальные инструменты Древнего Египта


Разнообразие инструментов, на которых играли древние египтяне, велико. Это были трещотки из слоновой или обычной кости, арфы и лютни, ударные инструменты типа барабанов, систров, тарелок и т.п.

В Древнем Египте существовало четыре основных типа музыкальных инструментов. Это:

Самозвучащие инструменты (идиофоны): трещотки, систры, тарелки и колокольчики. Эти инструменты обычно использовались в религиозных культах, обрядах и церемониях.


Ударные с мембраной (мембранафоны). Это тамбурины, на которых обычно играли на пирах, общественных сборах и т.п., и барабаны, для военных процессий и религиозных ритуалов.


Духовые (аэрофоны). Инструменты типа флейт, двойных кларнетов, двойных гобоев, труб и горнов. Их главным образом использовали для исполнения армейских и военных гимнов. Самый ранний пример aerophones – флейта из тростника.



Деталь изображения флейтиста и слушателя из могилы Нофрет и Кнумхотепа 5-ой Династии.

Струнные (хордофоны) были трех типов: арфа, традиционный египетский инструмент, лютня и лира, которую принесли с собой азиатские захватчики.



Эта деревянная фигурка изображает девочку, играющую на арфе. Обратите внимание, как она держит инструмент. В действительности она, вероятно, отдыхает.

Профессиональные танцовщицы и музыканты, которые развлекали людей на общественных мероприятиях, и путешествующие труппы давали представления на площадях больших городов типа Фив и Александрии.

Библиографический список:

David, A. Rosalie "The Egyptian Kingdoms"
Hart, George "Ancient Egypt"
Manniche, Lise"Music and Musicians in Ancient Egypt"
Manniche, Lise"Ancient Egyptian Musical Instruments"
Steedman, Scott "Pocket Ancient Egypt"

Культура Древнего Египта, в которой уровень социума являлся довольно высоким, была насыщена музыкой и танцами. Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие, не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент.



Египетские танцы

Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что танец в Древнем Египте был основным времяпрепровождением людей самого разного социального положения. Танцевали все – чернорабочие работали под ритм музыкальных инструментов и песен, а во время перерывов танцевали. Улицы Древнего Египта были всегда наполнены танцовщицами, которые развлекали и восхищали прохожих. Но стоит отметить, что люди высокого ранга не участвовали в подобных плясках, а лишь наблюдали за нанятыми танцорами, которые веселили гостей и хозяев праздника.

Развитие древнеегипетского танца


В Древнем Египте искусство танца ценилось довольно высоко. И, исходя из того, что это государство из-за определенного географического расположения было изолировано долгое время, то культура их танца развивалась самостоятельно и без вмешательства других народов и культур. Поэтому танцы в Древнем Египте были особенные и ни на что не похожие. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные и даже военные танцы. О таком разнообразии свидетельствуют различные изображения танцующих людей, дошедшие до наших дней.

Со временем, в танце Древнего Египта стало прослеживаться влияние таких соседних стран, как Эфиопия, Нубия, Судан, Сирия и Палестина. Из каждого государства была перенята какая-то частичка его традиции танца. В 1500 году до н.э. в хореографии Древнего Египта появилось еще больше гибкости, элегантности и утонченности, которые были привнесены индийскими баядерками.


Самым необычным танцем в Древнем Египте можно назвать астрономический танец жрецов, которые разгадывали тайны звезд и предвещали судьбы. Ритм их па воплощал в себе движение небесных тел во всей Вселенной и олицетворял гармонию безупречной небесной сферы. Выполняли этот танец вокруг специального алтаря, что символизировал солнце. Каждое движение имело свой смысл и подтекст. Например, сначала участники танца двигались с востока на запад, что символизировало движение неба, а затем с запада на восток, что олицетворяло движение планет.

Современные хореографические традиции Египта во многом отличаются от танцев Древнего Египта. Они стали более совершенными, появилось большое разнообразие движений. Но, невзирая на истечение стольких столетий, искусство танца этой страны осталось уникальным и неповторимым. Египтяне сумели пронести сквозь века свои традиции и манеры, присущие только их народу.



Современные египетские танцы

Национальный колорит египетских танцев (фото, видео)

Египет – одна из древнейших цивилизаций в мире, которая оказала серьезное влияние на развитие человечества в целом. Долгое время египтяне не соприкасались с другими народами, и развитие их культуры, в том числе, и танцев, шло в полной изоляции.

Многообразие танцев Египта

Национальный колорит египетских танцев (фото, видео)

Древний Египет стал родиной большого числа различных танцев.

Ритуальные – исполнялись при проведении каких-либо обрядов и носили, в основном, религиозный характер. Целью военных танцев было поднятие боевого духа войска и устрашение врага.

Гаремные танцы исполнялись наложницами, чтобы показать свою гибкость, сексуальность и грацию.

Все остальные танцы исполнялись просто для развлечения.

Как танцевали в Древнем Египте

О технике исполнения древнеегипетских танцев можно судить по многочисленным предметам с изображениями танцующих египтян, дошедших до наших дней. Благо, сие историческое наследие имеется в большом достатке.

Влияние других народов. Египет не вечно развивался в полной изоляции. Со временем влияние соседних стран стало ощутимо до такой степени, что это отразилось на национальной культуре Египта. Большую роль сыграла Индия. Примерно в 1500 г. до н.э. в Египте появились первые индийские баядерки, которые добавили в египетский танец больше гибкость, утонченности и элегантности. Но, тем не менее, именно Египет, а не Индия, считается родиной танца живота.

И для небольшой разрядки:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Музыка и танцы высоко ценились в древнеегипетской культуре, но они были важнее, чем принято считать: они являлись неотъемлемой частью общения с богами и, кроме того, были человеческим откликом на дар жизни и все переживания человеческого состояния.

Музыка была повсюду в Древнем Египте - на вечеринках или заупокойных трапезах, религиозных процессиях, военных парадах и даже на полевых работах. Египтяне любили музыку и включали сцены музыкальных выступлений в изображения на стенах гробниц и храмов.

Богиня Хатхор, которая также наполняла мир радостью, была наиболее тесно связана с музыкой, но изначально покровительницей музыки была богиня по имени Мерит. В некоторых версиях истории сотворения мира Мерит присутствует вместе с Ра или Атумом в начале творения и помогает установить порядок с помощью музыки.

Мерит была автором, музыкантом, певцом и дирижером симфонии творения.

Роль женщин в религии часто заключалась в том, чтобы исполнять музыку и танцевать во время религиозных церемоний.

Танцы в равной степени ассоциировались как с возвышенным религиозным состоянием, так и с земными удовольствиями. В египетской теологии любовная близость была просто еще одним аспектом жизни и не имела никакого отношения к "греху".

Все инструменты, на которых играли в Древнем Египте, сегодня знакомы людям.

Были ударные инструменты (барабаны, систры, трещотки, менаты, бубны, а позже колокольчики и тарелки); струнные инструменты (лиры, арфы и лютня); и духовые инструменты, такие как пастушья дудка, двойная труба, кларнет, флейта, гобой и труба.

Ожерелье-менат представляло собой украшенный бисером воротник, который можно было встряхивать в танце, или снимать и греметь вручную, а систр был ручной погремушкой.

Древние египтяне не имели понятия о нотной записи. Мелодии передавались от одного поколения музыкантов к другому. Поэтому точно неизвестно, как звучали египетские музыкальные композиции. Высказано предположение, что музыка современной коптской литургии может быть потомком музыки древнеегипетской. Коптский стал доминирующим языком в 4 веке н. э., и считается, что музыка, которую копты использовали в своих религиозных службах, развилась из более ранних египетских музыкальных произведений, точно так же, как их язык развился из древнеегипетского.

Известны рисунки из Саккары, на которых изображен дирижер, прижимающий руку к одному уху, чтобы улучшить слух и концентрацию, когда он стоит лицом к музыкантам и указывает на отрывок, который нужно сыграть. Дирижеры тогда, как и сейчас, использовали жесты рук для общения со своими музыкантами.

Высшие классы регулярно нанимали музыкантов для развлечения за ужином и на общественных мероприятиях.

Музыка была прибыльной карьерой, которая была открыта как для мужчин, так и для женщин. Хорошие исполнители всегда были востребованы, и умелый музыкант и композитор мог получить высокий статус в обществе. Например, женский исполнительский дуэт Хекену и Ити, чье творчество было настолько прославлено, что его даже почтили в гробнице бухгалтера Никауре, что очень необычно, поскольку немногие египтяне были готовы изображать в своих частных гробницах неродственных людей.

Пирамиды в Гизе были построены под звуки музыки точно так же, как люди сегодня слушают радио во время работы.

Музыка и танцы служили для того, чтобы вдохновить участников религиозных церемоний к более тесным отношениям с божеством. Гимны богам пели под аккомпанемент музыкальных инструментов и есть явные примеры, когда танцевал фараон.

1. Чисто двигательный танец. Танец, который был не более чем вспышкой энергии, где танцор и зрители просто наслаждались движением и ритмом.

2. Акробатический танец. Некоторые танцоры преуспевали в более напряженных и сложных движениях, которые требовали тренировки и большой физической ловкости и гибкости. Эти танцоры также оттачивали свои движения, чтобы двигаться изящно.

3. Подражательный танец. Они, по-видимому, имитировали движения животных. Такие танцы лишь косвенно упоминаются в египетских текстах, но не представлены в изобразительном искусстве.

4. Парный танец. Пары в Древнем Египте образовывались двумя мужчинами или двумя женщинами, танцующими вместе, а не мужчинами, танцующими с женщинами. Движения этих танцоров были выполнены в идеальной симметрии.

5. Групповой танец. Они делились на два подтипа, один из которых состоял, возможно, по крайней мере из четырех, иногда целых восьми танцоров, каждый из которых выполнял различные движения, независимо друг от друга, но в соответствующих ритмах. Другим подвидом был ритуальный похоронный танец, исполняемый рядами танцоров, выполняющих одинаковые движения.

6. Военный танец. С оружием, вдохновлявший на битву и бывший развлечением после победы.

7. Драматический танец. Сохранилось изображение нескольких девушек, выполнявших танец в память об исторической картине: стоящая на коленях девушка представляет поверженного вражеского царя, стоящая девушка-египетского царя, держащая врага одной рукой за волосы, а другой замахивающаяся булавой.

8. Лирический танец. Описание этого танца указывает на то, что он рассказывал свою собственную историю, во многом похожую на балет, который мы можем увидеть сегодня. Мужчина и танцовщица, используя деревянные хлопушки, которые придавали ритм их шагам, танцевали гармонично, по отдельности или вместе, иногда делая пируэты, расставаясь и приближаясь, девушка убегала от мужчины, который нежно преследовал ее.

9. Гротескный танец. По-видимому, в основном их исполняли карлики, отчего этот танец имел и магический смысл.

10. Похоронный танец. Они образовали три подтипа. Одним из них был ритуальный танец, составляющий часть собственно похоронного обряда. Затем были выражения скорби, когда исполнители клали руки на головы или делали жест "ка", подняв обе руки вверх. Третьим подтипом был танец для развлечения "ка" умершего.

11. Религиозный танец. Храмовые ритуалы включали музыкантов, подготовленных для литургии, и певцов, обученных исполнению гимнов и других священных песнопений. Песнопения сопровождались танцем.

Все танцы, для какой бы цели они ни предназначались, считались возвышающими дух танцора и зрителей или участников. Музыка и танцы призывали к высшим импульсам человеческого состояния, а также утешали людей в разочарованиях и потерях.

Связь музыки и танца с божественным была признана древними культурами по всему миру, не только в Египте, и то и другое было включено в духовные ритуалы и религиозные церемонии на протяжении тысячелетий. Сегодняшнее неприятие к танцам и так называемой "светской музыке" проистекает из осуждения того и другого с появлением христианства.

Хотя некоторые отцы церкви, такие как Климент Александрийский (150-215 гг. н. э.), видели в Священных Писаниях свидетельства, поощряющие танец (например, знаменитый спонтанный танец царя Давида для Бога во II Царств 6:14-16), большинство рассматривали танец как продолжение языческих практик и запрещали его. Ко времени Византийской империи танцы были запрещены как аморальные, а музыка была разделена на категории литургической и светской.

Задолго до того, как расцвела любая из сект новой религии, древние египтяне признали силу музыки и танца для возвышения души и открытия новых перспектив, и на протяжении более трех тысяч лет людей вдохновляла музыка- сила, которая помогла родить и сформировать вселенную, и танец, который является человеческим ответом на творение.

Читайте также: