Танцы древней индии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В древнейшие времена в Индии зародилось театральное и танцевальное искусство, которые, зачастую, представляли собой неразрывное единство. Появление такого синтеза, связывают с исполнением определённых религиозных обрядов и ритуалов.

Большое распространение в Индии получил особый вид театрального действа – классический танец , в который иногда включается слово и пение.

Танец в Индии – это не просто согласованные и ритмичные движения под музыку – это некий рассказ, имеющий сюжет, облачённый в пластическую форму.

В соответствии с руководством "Натьяшастра ", классический танец обязательно включает в себя триаду элементов, называемых Натья, Нритта и Нритья .

Натья – это символический элемент танца, где каждое движение, положение тела, жест и даже мимика, являются определёнными знаками, несут в себе сакральный смысл.
Нритта – собственно танец ради танца, где движения танцора имеют только эстетическое значение;
Нритья – это совокупность натьи и нритты – танец–рассказ-пантомима с конкретным драматическим сюжетом (чаще всего мифологическим);

До недавнего времени, считалось, что в Индии сформировались шесть основных классических танцевальных стилей: Бхарат-Натьям, Катхак, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам и Катхакали . В последнее время в этот список включают ещё Манипури , и Сатрия .

(Утверждением этого списка занимается Академия Сангит Натак ("Sangeet Natak Akademi") - Индийская Государственная Академия музыки, танца и драмы).

Бхаратнатьям

Древнейшим и самым любимым в Индии и за её пределами является Бхарат-Натьям , о котором расскажу чуть подробнее.

Своим происхождением Бхарат-Натьям обязан ритуальным храмовым действам, которые исполнялись специально обученными жрицами-танцовщицами – девадаси .

Согласно легенде, этот танец был изобретён божественной супругой Шивы - Парвати , и она поделилась своим искусством с Апсарами - небесными танцовщицам. А от них, в свою очередь, танец переняли храмовые служительницы. В древности считалось, что в танцовщицу во время действа вселяется божество, к которому она обращается.

Изначально он воспринимался как танец-молитва, танец-разговор с богом . Поэтому все движения Бхарат-Натьям имеют строгую геометрическую направленность и структуру, которая в древности связывалась с определёнными магическими свойствами. Позы, жесты и перемещения в этом танце строго каноничны и остаются неизменными.

Исполняют этот танец только босиком (так как входить в храм в обуви нельзя). В костюм танцовщицы входят многочисленные украшения, издающие особый звон, при каждом её движении: бронзовые колокольчики на ногах, золотые браслеты на запястьях и предплечьях, кольцо - натх в носу, соединённое цепочкой с мочкой уха, на шее ожерелье, на голове обруч с подвеской.

Интересная деталь - по количеству рядов колокольчиков в ножных браслетах, можно определить уровень мастерства танцора. Чем он выше, тем бубенцов больше, но звенят они слаженнее, потому что каждое движение мастера отточено и хорошо контролируемо.

Не менее важным, чем костюм является макияж исполнительницы. На лице особенно выделяются глаза и брови, поскольку зритель издалека должен видеть мимическую выразительность танцовщицы. (Актёрское мастерство в данном случае имеет свое обозначение - абхинайя ). А для того, чтобы зритель лучше мог разглядеть даже мелкие движение рук и ног, кончики пальцев и ступни окрашивают в красный цвет.

Структура танца

Бхарат-Натьям состоит из нескольких разделов. Условно можно разделить их на следующие составляющие:

1. Вступление и демонстрация технической подготовки танцовщицы , сюда можно отнести :

2. Основная религиозно-культовая часть, где демонстрируется актёрское мастерство жрицы и религиозное служение божеству. Этот раздел включает:

  • "Шабдáм" — танец-молитва, с неким сюжетом, который исполнительница передаёт с помощью пантомимы и, собственно танца.
  • "Варнам" - кульминация всего действа, длящаяся, в среднем около получаса. Здесь танцовщица должна продемонстрировать всё на что способна: красоту движений, пластику тела, все предписанные этому стилю позы и жесты, виртуозность техники, и конечно, драматическое искусство. Обычно, всё это раскрывается, благодаря наличию стихотворного сюжета, который исполняет в это время музыкант-певец.

Содержание как правило таково: девушка ждёт своего возлюбленного, и они, зачастую, благодаря настойчивости и энтузиазму девушки, в конце концов соединяются. За этой незамысловатой историей, конечно стоит гораздо большее. На самом деле - это аллегорический рассказ о человеческой душе, ищущей божества, и обретающей, в итоге, единение с ним.

Интересно, что каждая строфа текста, повторяется певцом несколько раз, и танцовщица, каждый раз должна найти новые средства, чтобы передать содержание этой строфы. Чем выше мастерство девадаси, тем интереснее и разнообразнее её вариации.

  • Далее наступает самый лирический и чувственный раздел - "падам" ("слово", "фраза"). Также сюжетная композиция, исполняемая в медленном темпе. Она рассказывает обычно о событиях из жизни Кришны, где он предстаёт как влюблённый, ухаживающий за своей избранницей. Здесь танцовщица должна максимально заворожить зрителя своим драматическим даром.
  • И после такого своеобразного отдыха (я имею ввиду темп), начинается "тилана" - заключительный танец, где важна именно техническая сторона. Бешеная скорость, сложные движения, согласуемые с прихотливым ритмическим рисунком, который задают музыканты - всё это похоже на религиозную экзальтацию, погружение в некий мистический транс.

Кстати, поскольку танцы-пантомимы в бхаратнатьям, это не просто рассказ о событиях, связанных с неким божеством, а каждый раз - сами события, происходящие, благодаря действиям танцовщицы-жрицы на наших глазах , то считается, от её мастерства и погружения в действо, может зависеть исход тех историй, о которых она повествует своим танцем.

3. Заключительная часть бхарамнатьям может включать в себя

  • "шлокам" - обращение к богам и "мангалам" - танец-благопожелание зрителям.

На самом деле, в этот список могут добавляться или исключаться какие-то составляющие, в зависимости от контекста исполнения танца.

Танец-рассказ

В классическом танце предусмотрены 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений всей руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Кроме того, танцовщице предписаны 13 движений головы, 7 типов движений для бровей, 6 – для носа, 7 – для подбородка, а также 36 типов взглядов. Существуют правила позиций ступней, 32 движения ног, а также правила прыжков, вращений и перемещений на сценической площадке.

Танцор также должен владеть и актёрской техникой, позволяющей так передавать душевные и физические состояния, чтобы зритель верил в реальность происходящего, был полностью включён в действие танцевального спектакля.

Всего насчитывается девять типов расы : комическая, печальная, гневная, эротическая, героическая, устрашающая, вызывающая отвращение, изумляющая, успокаивающая.

Они соотносятся, соответственно, со следующими цветовыми оттенками: белый, пепельно-серый, красный, бледно-зелёный, светло-оранжевый, чёрный, синий и жёлтый.

Если зритель не почувствовал расу, значит танцор работал в пол-силы, и спектакль не достиг желаемой цели. Великие же актёры умеют буквально завораживать зрителей, заставляя их сопереживать действию, рождая сильнейшие эмоции в их душах.

Ну и немного из истории этого танца. Не смотря на свою древность, это искусство к началу XX века оказалось почти полностью забытым. Сначала из-за мусульманского вторжения, а затем из-за британского. Однако редкие носители, всё ещё встречались в разных удалённых уголках страны.

Своим возрождением бхаратнатьям обязан Рукмини Деви (1904 - 1986) - девушке из Тамилы, родившейся в семье брахманов. Она начала изучение этой традиции, и буквально по крупицам собирала всю свою жизнь знания о танце.

Кстати, в различных источниках, отмечают, что на эту мысль её натолкнула великая русская балерина Анна Павлова!

В 1936 году Рукмини Деви был организован Международный центр искусств - Калакшетра, в Ченнаи (Мадрас), где и сегодня изучаются и бережно сохраняются древние индийские традиционные искусства.

Сегодня бхаратнатьям, да и вообще классический индийский танец приобрёл мировую популярность. Многие любители по всему миру стараются овладеть его техникой и философией.

О классическом индийском танце, вы можете посмотреть ещё и этот короткий познавательный фильм на моем youtube-канале :

Завершая блок статей о традиционной индийской культуре и искусстве, процитирую прекрасные слова индийского мыслителя Вишванатха Нараване:

А если вас интересует культура и искусство классической Индии , то предлагаю вам почитать и другие мои публикации на эту тему:

Индийский танец – одно из главных достоинств Индии. Это искусство появилось 5000 лет назад. Его покровителем все жители Индии считают бога Шиву. Все индийские танцовщицы поклоняются Господу Шиве – за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как его душа наполняется святым духом.

Виды индийского танца

Предпосылки возникновения этого искусства

Благодаря танцу, индийцы духовно совершенствуются, развивают эстетические чувства и ум. Кроме того, развивается еще и гибкость тела и артистизм.

По сложности все индуистские танцы сложнее, чем занятия хатха-йогой . Именно поэтому они оказывают благотворное воздействие на тело и весь организм человека. Сложные танцевальные комбинации, выполняющиеся быстро и с предельной концентрацией, укрепляют тело и положительно влияют на психику.

Классические индийские танцы

Виды индийского танца

Виды индийских танцев

Вообще, таких средств в Индии два – танец и йога . Первое средство индусы называют бхакти-маргой, путем любви. Йога же считается у них путем знания, джняна-маргой.

Несмотря на то, что в настоящее время индийские танцы исполняются везде, а не только в храмах (как ранее – до того, как в Индию пришел Ислам), они не утратили своего духовного значения.

Язык жестов и особенности

Фото индийского классического танца

Фото индийского классического танца

Катхак – один из сложнейших индийских танцев. Он насыщен абхинаей и исполняется на вытянутых ногах. В самом начале Катхак исполнялся на согнутых ногах (как большинство восточных танцев). Но чуть позже, поддавшись влиянию Персии, немного видоизменился.

Каждый индийский танец по-своему сложен, иначе он не был бы таким захватывающим и не пользовался большой популярностью. Прежде, чем приступить к самому танцу, танцовщица обучается ему не менее пяти лет. На некоторые виды требуется и девять лет.

Исходя из трактовок индуистской мифологии, зарождение танца произошло именно в Индии, а создателем выступил бог Шива, который танцуя, превратил всеобщий хаос во Вселенную. Считалось, что танцевать имели право только небожители и ни в коем случае не простые смертные. На празднествах в небесном дворце прекрасные полубожественные танцовщицы извивались в танце, восхищая и восторгая всех окружающих. Самым превосходным танцором считался сам бог Шива, все другие божества имели за честь составить ему аккомпанемент. Пляски стали доступными простым земным людям только после того, как великий мудрец Бхарата, заслуживший своими благими делами право посетить божественный дворец и насладиться зрелищем танца, обратился к богам Брахме и Шиве с просьбой научить простой люд этому искусству.



Шива в танце

Особенности танцевальной культуры в Древней Индии

В Древней Индии танец считается выражением души, своего внутреннего состояния в самой высшей форме. Благодаря особому отношению индуизма ко всякому искусству как к воплощению божественной внутренней красоты в человеке, искусство в равной степени приравнивалось к религии. Поэтому не удивительно, что народ Древнего Индостана еще задолго до того, как научился писать, читать и создавать скульптуры из камня, выражал свою веру в богов и свое повиновение им с помощью движений тела. Танец для индусов в древнем мире был неотъемлемой частью религиозных обрядов и ритуалов. Изначально эти хореографические композиции были довольно примитивны, но вскоре обрели практически совершенство. Вообще считается, что классический индийский танец – это своеобразная форма йоги, в которой гармонично сочетаются духовная энергия и физическая выносливость. То, что танец в Древней Индии был неотъемлемой частью жизни и быта в народе, находит свое подтверждение в многочисленных писаниях, рассказах мудрецов и в разнообразных статуэтках, изображающих танцоров, застывших в затейливых позах.



Индийские танцы

Стоит отметить, что индийские пляски представляют собой не просто красивый набор различных движений, а полноценный рассказ той или иной истории. Эта особенность сохранилась и до наших дней. Современные танцовщицы используют строго определенные шаги, взмахи, движения рук, кисти и даже взгляд, которые отображают определенные чувства, действия или даже целые события. Еще в Древней Индии молодые и красивые специально отобранные девушки, еще не достигшие половой зрелости, становились женами богов, которым был посвящен храм. Они исполняли танцы обнаженными, что являлось демонстрацией своих чувств к божеству.

Еще одной яркой особенностью танцевальной культуры древних индусов является трактовка текстов под аккомпанемент хореографических па. Каждый танцор исполнял рассказы и танец в силу своего мастерства и особого мировоззрения. Это действие всецело было пропитано той или иной смысловой нагрузкой и просвещением окружающих.

По истечению определенного времени танцы в Индии стали терять свою религиозную суть и уже в Средние века танцы исполнялись в основном как придворное развлечение и красочное действие. Участники плясок воспевали не богов, а своих покровителей. Современный индуистский танец обладает неимоверной изящностью, грацией и насыщенностью чувствами. Индийская хореография – особенная и не имеющая аналогов во всем мире.



Современные индийские танцы


Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической выносливости и духовной энергии. Основная движущая сила индийского танца - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов.

Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива. Своим космическим танцем Тандава он создал мир из хаоса. Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа - Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати, так возникла женская форма танца - Ласья.

Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные танцовщицы - показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в одном из древних санскритских текстов:

"Энергия третьего глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи - трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца."

Простые смертные не могли видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла "Натья Шастра" - "Наука о танце" - трактат, на основе которого развивались все стили классического танца Индии: Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури, Катхак.

Современные формы классического танца Южной Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди, Катхакали и Мохиниаттам - продолжают древние танцевальные традиции, присущие именно югу.

Система классического танца Кучипуди, возникшего приблизительно за 300 лет до н.э., представляет собой кульминацию развития существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства "Натья Шастре", Кучипуди развивался, сохраняя чистоту древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных, даже очень глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившим пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту деревню в XV веке правитель княжества Голконда подарил артистам. Изначально деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров.

В средние века многие традиционные виды искусства Индии пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, - танцор, поэт и мудрец Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета Кучипуди "Бхамакалапам".

Долгое время Кучипуди исполнялся только юношами из брахманских семей, женщинам было запрещено его танцевать. В середине нашего века от этой традиции отступили и представили девушек - исполнительниц Кучипуди. Если говорить о различных стилях индийского классического танца, Кучипуди по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.

Читайте также: