Так жить нельзя кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Сюжет

В фильме жёстко выписаны проблемы советской действительности в перестроечный период: нищета, пороки общества и кризис государственной системы.

Награды и премии

Интересные факты

  • В фильме звучат песни Владимира Высоцкого. вспоминал, что фильм сыграл определённую роль в избрании Бориса Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 года [1] .

Примечания

Ссылки

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 1990 года
  • Фильмы Станислава Говорухина
  • Фильмы СССР 1990 года
  • Документальные фильмы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Так жить нельзя" в других словарях:

Так жить нельзя (фильм) — Так жить нельзя Жанр Документальный Режиссёр Станислав Говорухин В главных ролях Станислав Говорухин, Александр Невзоров, Ольга Дворецкая … Википедия

ЖИТЬ — ЖИТЬ, живать, о предмете одушевленном, существовать, быть, быть живым или в живых; ·противоп. умереть, быть мертвым. Человек живет телом на земле, духом на небесах. О растении: расти, не вянуть, не усыхать. | О человеке пребывать где, обитать,… … Толковый словарь Даля

нельзя — в функц. сказ. см. тж. нельзя ли, нельзя не. нельзя сказать, чтобы. с инф. 1) а) Нет возможности; невозможно. Здесь нельзя/ проехать. Нельзя/ прочесть эту надпись. Отсюда нельзя/ увидеть салют … Словарь многих выражений

ТАК — 1. местоим. Указывает на определённый, известный образ, способ действия, обстоятельство, именно таким образом, не как нибудь иначе. Действовать т., как нужно. Т. рассказывал, что все смеялись. Сделай т. же. Он всё делает не т. Пусть всё останется … Толковый словарь Ожегова

нельзя — в функц. сказ. (с инф.). 1. Нет возможности; невозможно. Здесь н. проехать. Н. прочесть эту надпись. Отсюда н. увидеть салют. // Нет возможности обойтись без чего л. Н. обойтись без хлеба. Без дружбы жить н. 2. Не разрешается, не дозволено;… … Энциклопедический словарь

нельзя́ — нареч. в знач. сказ., обычно с неопр. 1. Нет возможности; невозможно. В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины. Тургенев, Малиновая вода. Пришли газеты за 9, 10 и 11 е, но читать нельзя, так как нет… … Малый академический словарь

Так сказать — Разг. С оговоркой; если можно так выразиться. Для здоровья князя Зина едет за границу, в Италию, в Испанию… где страна любви, где нельзя жить и не любить; где розы и поцелуи, так сказать, носятся в воздухе (Достоевский. Дядюшкин сон) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Место встречи изменить нельзя — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

И Боря был избран на царство тогда-то
С большим перевесом – в четыре мандата!
Но не Полозков проиграл, всё ж заметим,
А Власов, сменивший его в туре третьем!

Так Ельцину фильм Говорухина Славы
Дал пропуск во Власть – для раскола Державы!

Стал Съезд первый – смуты великой началом,
Которой история мира не знала;
Тогда коммунистов отжали от власти
И вскоре Союз раскололи на части!

Автор Семён Диванов.

1.
Первый съезд народных депутатов РСФСР
состоялся 16 мая – 22 июня 1990 года в Москве.
Известен избранием 29 мая 1990 года Бориса Ельцина
Председателем Верховного Совета РСФСР
и принятием 12 июня 1990 года
Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
В должности председателя Верховного Совета
Борис Ельцин находился до избрания на пост
Президента России 12 июня 1991 года.

2.
Информация из Интернета
К2хК2 INFO
Библиотека

Открытие Первого съезда народных депутатов РСФСР
16 мая 1990 г.

В отличие от других республик в России оппозиции
не удалось одержать на выборах победу.
Почти 90 процентов избранных депутатов были членами КПСС.
19 процентов представляли высшее политическое руководство страны,
38 процентов – средний, 22 процента – нижний эшелон управления [2572].

Иначе говоря, почти 805 народных депутатов входили
в партийно-государственную номенклатуру.

Первый съезд народных депутатов РСФСР открылся в Москве
16 мая 1990 г. и проходил до 22 июня 1990 г. [2573].

Почти сразу же началось политическое размежевание,
в результате чего возникли две фракции:

В первую фракцию вошли 465 депутатов, во вторую – 417,
176 депутатов распределились по другим,
более мелким объединениям [2574].

В субботу, 26 мая, состоялось голосование по избранию
председателя Верховного Совета.

С первого раза не прошёл ни один кандидат.
За Б.Н. Ельцина проголосовало 497, против – 535 депутатов [2576].

Третье голосование состоялось 29 мая [2581].
Как утверждает председатель Счётной комиссии С. Сидоренко,
на этот раз за Б.Н. Ельцина проголосовали 534 депутата,
ровно половина их общего числа, против – 531.

Три бюллетеня оказались испорченными.
Чтобы не голосовать в четвёртый раз, один испорченный бюллетень
был засчитан в пользу Бориса Николаевича [2582].

3.
По воспоминаниям кинорежиссёра С. С. Говорухина,
после второго тура голосования, когда Б. Н. Ельцин
не добирал необходимого количества голосов для избрания
на пост Председателя Верховного Совета РСФСР,

демократ Сергей Станкевич, член команды Б. Н. Ельцина,
член Межрегиональной депутатской группы,
депутат Моссовета и первый заместитель
председателя Моссовета Г. Попова (с 1990 г. по 1992 г.),
являвшийся, одновременно, с июня 1991 года по декабрь 1993 года,
советником президента России по политическим вопросам,

Наутро (29 мая 1990 года) состоялся третий тур голосования,
и Ельцин победил с перевесом в четыре голоса.

Из интервью со С. Говорухиным.

Человек 200 коммунистов сразу ушли стройными рядами,
а 600 депутатов остались и устроили долгую овацию.

Наутро (29 мая 1990 года) было голосование,
и Ельцин победил с перевесом в несколько голосов.

Многие из депутатов связывают это напрямую
с впечатлением от моего фильма.

Лет 15 назад я сидел с одним губернатором в бане.
Говорю ему: до сих пор не могу себе простить,
что хоть чуточку помог этому разрушителю России.
А губернатор мне отвечает: не журысь, сынку,
я ещё больше виноват – я два голоса подделал.

5.
Информация из Интернета
ВикипедиЯ Статья

Съёмки картины проходили в Березниках,
родном городе Говорухина, а также в Ленинграде,
Нью-Йорке, Гамбурге, Берлине и Баку.

Примечание:
Позднеперестроечный период –
это период перевода СССР на антисоветский путь развития,
это эпоха Горбачёвской разрухи – так называемой Перестройки,
это время целенаправленного разрушения экономики,
науки, культуры, образования, обороны и пр.
антисоветской оппозицией – антикоммунистами-антисоветчиками,
введёнными в государственные структуры власти
их предводителем М. С. Горбачёвым –
это время установления правления антисоветской,
а не советской, власти.

Сергей Станкевич вспоминал, что фильм сыграл
определённую роль в избрании Бориса Ельцина
председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 года.

6.
Смотреть фильм фильм Станислава Говорухина
Так жить нельзя

Ещё один вариант фильма Станислава Говорухина
Так жить нельзя по другой ссылке:

Так жить нельзя (документальный, реж,Фильм Станислава Говорухина
Константин Белик
Год: 1990,
Страна: СССР, Германия
Продолжительность 1:48:25

Видео на youtube
https://www.youtube.com/watch?v=Rc-T6gAUfj4
Так жить нельзя."20 лет спустя"."Картина маслом" эфир от 05.09.2010
23 мая 2018 г.
Продолжительность 48:51

Видео ролик 2А
Для подробного обсуждения предлагается так же
эта программа Телевидения России:

Видео ролик №2Б
В случае затруднений при просмотре видео ролика,
эту же программу можно посмотреть
на другом сайте в Интернете
по этой ссылке:

8.
ЭТО ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ
Картина маслом
ВИДЕО РОЛИК НА САЙТЕ ЮТУБИ ОТКРЫВАЕТСЯ

Код для вставки

Так жить нельзя."20лет спустя"."Картина маслом" эфир от 05.09.2010
23 мая 2018 г.
Продолжительность 48:51

Сопроводительная запись на Сайте 5-го канала гласит:

Какими глазами мы смотрим на 90-е годы сегодня?
Как изменился наш взгляд за 20 лет?

Культовые журналисты, политики начала 90-х годов
вспоминают, как они впервые посмотрели фильм тогда,
и расскажут, что увидели в нём сегодня.

Сам режиссер – Станислав Говорухин – признается,
Что винит себя – он не смог ничего изменить
своим документальным свидетельством.

9.
ЭТО ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ
Картина маслом
ВИДЕО РОЛИК НА САЙТЕ ЮТУБИ ОТКРЫВАЕТСЯ

Код для вставки

Так жить нельзя."20лет спустя"."Картина маслом" эфир от 05.09.2010
23 мая 2018 г.
Продолжительность 48:51

СОКРАЩЁННЫЙ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ВАРИАНТ

Код для вставки

Говорит С. Говорухин
1:00
И я себя по сей день чувствую идиотом и врагом Отечества

Виктор Илюхин
4:00
Интеллигенция это поводырь народа

Говорухин
4:10
Интеллигенция это проститутки и я такая же проститутка

4:22
Девяносто процентов так называемой русской интеллигенции,
особенно творческой, это проститутки.
1:39

Говорит С. Говорухин.
1:40
И я такая же проститутка. – Иначе бы я сюда не пришёл.
4:55

Говорит С. Говорухин
4:55
Я сюда пришёл для того чтобы сказать, что я совершил очень низкий поступок,
сняв вот эту картину, от которой многие из вас в бешеном восторге.
5:17

Видео ролик – сборник ярких выступлений участников
обсуждаемой телепрограммы - более короткий.

Дата загрузки: 3 сент. 2010 г.
Продолжительность 1:14

0:47
Телеведущий обращается к С. Говорухину:

Назовите, пожалуйста, за последние десять лет
несколько фильмов, которые повлияли на власть.

0:53
Говорит С. Говорухин.

Всё! – И результат, тем не менее, оказался нулевым,
повлиял он в обратном смысле! –

Вместо демократической страны мы получили
криминальную страну,
Вместо демократов мы получили тех же самых коммунистов,
которые в один день объявили себя демократами. –

Вот единственный пример, который я могу вам назвать,
и то он – отрицательный!

1:28
Но фильм действительно повлиял на всё, на весь климат! –
Но лучше б не влиял!

1:37
Телеведущий задаёт вопрос С. Говорухину:

Так Вы раскаиваетесь?

1:39
Отвечает С. Говорухин.

11.
За что был репрессирован отец С.С. Говорухина.

В своей биографии Станислав Говорухин писал:

Отца не помню, да и он меня, кажется, не видел ни разу.
Знаю только, что был он донским казаком.

Послали мы с сестрой запросы в разные места.
Первым пришел ответ из ростовского КГБ:

1928 год. Ему на тот момент было всего 20 лет.
Дальше веревочка раскрутилась сама собой.

12.
1.
Можно предположить, что для жителей РСФСР,
не являлись секретными программные заявления
лидеров российских демократов-раскольников СССР,
которых народ Советской России избрал
своими делегатами
на Первый съезд народных депутатов РСФСР.

2.
Первый съезд народных депутатов РСФСР
состоялся 16 мая – 22 июня 1990 года в Москве.
Известен избранием 29 мая 1990 года Бориса Ельцина
Председателем Верховного Совета РСФСР
и принятием 12 июня 1990 года
Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

На Съезде, так же,
Иван Силаев, сподвижник Бориса Ельцина,
был избран
Председателем Совета Министров РСФСР.

3.
Информация из Интернета
К2хК2 INFO
Библиотека

Книга
Глупость или измена? Расследование гибели СССР (2011 г.)
Александр Владимирович Островский.

Глава 1. Быть или не быть Союзу?
Местные выборы.

Главное место в программе Б.Н. Ельцина на Первом съезде
народных депутатов РСФСР
занимали четыре пункта:

а) приватизация 90 процентов государственной собственности,
б) переход к рыночной экономике,
в) отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС,
г) организация Российской партии коммунистов [2507].

Расшифровывая этот пункт, он потребовал
«предоставить всем национальным автономиям самостоятельность,
право и возможность входить с предложением об учреждении
новых национально-территориальных образований,
где коренное население составляет большинство.

На остальной территории, кроме этих автономных образований,

На местных выборах демократы шли
под антисоциалистическими знамёнами.

4.
Для народов, проживавших в Советской России,
наверное, не являлись секретными программные
раскольнические заявления лидеров Российской демократии,

которых, народы, населявшие РСФСР,
вероятно, осознанно, а не под гипнозом,
избрали своими народными депутатами
на переломный в истории
Первый съезд народных депутатов РСФСР.

13.
Поимённое голосование за
Декларацию о государственном суверенитете РСФСР

БЮЛЛЕТЕНЬ №41 от 12 июня 1990 г.
ИЗДАНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

Поимённое голосование за
Декларацию о государственном суверенитете РСФСР

11.
Никита Михалков – Русские ОЧНИТЕСЬ! План США почти осуществился!
Никита Михалков читает Меморандум Аллена Даллеса
Бесогон ТВ

О важности, о значении и о результатах
перевоспитания народных масс.

9.
Приглашаю желающих обсудить содержание данной темы,
и обсудить значение
Первого съезда народных депутатов РСФСР
в истории Советского Союза, России,
бывших Братских Союзных Республик
и всего Мира.

а, так же, посмотреть видео ролик посвящённый
20-летию выхода на экраны Советского Союза
этого фильма
и поделиться своими впечатлениями от просмотра.

Можно делать интересные выписки из понравившихся
диалогов участников
этого, очень интересного обсуждения –

которую сыграла, так называемая,
демократическая интеллигенция Советской России
в Расколе СССР, свержении Социализма,
и установления Капитализма
в Новой Независимой Демократической России.

Впрочем, если кинопублицистика для Говорухина дело новое, то того же не скажешь о его отношении к публицистике вообще. Более того, в последние месяцы он наводнил периодику и телеэкран таким количеством статей и интервью, что просто диву даешься: как у человека еще оставалось время на кино. Какие-то публикации из этого потока радовали остротой и гражданской неуспокоенностью, какие-то попахивали базарной склокой и ущербной амбициозностью, уже не говоря о не лучшего свойства аргументации и, мягко скажем, не стопроцентном знании предмета высказывания.

Опасение безапелляционности, менторства, знания истины в последней инстанции, невольно возникающее у читателя иных из говорухинских публикаций, фильмом, к счастью, не подтверждено. Возможно, сама длительность работы, какой требует кинематограф, помогла отсечь суетное, непродуманное, рожденное случайной эмоцией; возможно, тому же способствовал и материал картины, требующий разговора по существу.

Увы, милиция действительно слаба. Кадры фильма, посвященные работе полицейских в США и в ФРГ, наглядно свидетельствуют, как плохо оснащены и как часто непрофессиональны наши стражи закона. И насколько в худших условиях они работают. Насколько менее оплачиваемы и защищены социально. Насколько несвободны в своих действиях. Занятен, к примеру, разговор Говорухина с американским полицейским-клоуном, выходящим на свой пост с огромным налепленным носом и размалеванными щеками, но с револьвером под балахоном. Представьте себе такого у нас! Невозможно! По штату не положено. Инструкции такой нет. Ну а если уж найдется какой-то маньяк, который пробьет двери во всех инстанциях и докажет, что клоуны-милицейские первостатейно необходимы, то тогда не иначе как жди массового почина. Каждому отделению — от Калининграда до Владивостока — свой клоун! Съезды клоунов-милицейских, семинары, методические разработки. В страшном сне не приснится!

Но что там ни говори о милиции-полиции, о ее слабости или силе, она во всех странах лишь посильное лекарство от болезни. А где же ее первопричина? Точнее — причины? Говорухин останавливает внимание на тех, какие, на его взгляд, главные. Не согласиться с ним трудно.

Рядом с нищетой материальной гнездится зло не менее страшное — нищета духовная. Кто виноват в бесконечных, по всей стране выстроившихся очередях за водкой (две такие, снятые в Березняках, — зрелище более чем впечатляющее)? Бездарная антиалкогольная компания — это само собой. Но прежде всего — отсутствие культуры духовной.

А вот они, храмы социализма, — музей Ленина (не музей, а капище, где вышагивают в придуманных чиновниками ритуалах мальчики и девочки в красных галстуках), ВДНХ с золочеными скульптурами, воплощающими колхозное изобилие и дружбу народов. Каковы это изобилие и эта дружба, сегодня слишком хорошо известно по прилавкам магазинов, по Сумгаиту и Фергане, Душанбе и Баку!

Недостаток ли это фильма? Не думаю. Говорухин говорит о том, что тревожит его сегодня, приводит в отчаяние и ярость, в состояние мрачного пессимизма и, что реже, зыбкой надежды. Но не на Луне же он живет. Он — губка, которая впитывает все окружающее. Не может не впитывать. Но возвращает нам это окрашенным своим личным отношением, личными раздумьями, личной судьбой.

Господи, как ужасно однообразие, столько лет насаждавшееся в стране. Всюду те же порушенные церкви и те же очереди за водкой, те же лозунги и те же монументы, те же спекулянтские толкучки, побольше и поменьше (та, что снята в Одессе, вырастает, по сути, в апокалиптический образ толкучки всесоюзной), тот же цинизм молодых, то же убожество старых.

Однообразие есть форма энтропии, оно разрушительно, а не созидательно. Оно не может родить ни красоты, ни гармонии ни в чем. Даже если постараться забыть (если кому-то удастся), что во имя процветания вот этой единообразной усредненности выкорчевывалось и истреблялось все, что в нее не укладывалось (яркий талант, нестандартная мысль), то и без того очевидно, что светлое здание будущего счастья из этого убогого набора блоков не возвести — для казармы он еще кое-как сгодится.

Только нищая страна может позволить себе такую расточительность, какая стала для нас столь обычной. Ладно, не будем сейчас о газовых факелах, тут и там полыхающих по стране, о закопанных в ненужные каналы миллиардах, о несобранных, недовезенных до прилавка, сгноенных в хранилищах урожаях. Одно только время, впустую брошенное в очередях за водкой, — это такое безумное мотовство, которое способно разорить любую страну.

Впрочем, цену времени на Руси никто никогда не считал. Как и цену людской жизни. Что стоит пожертвовать ею ради светлого будущего. Победа все спишет. Победителей не судят. В великой стройке коммунистического завтра человек был списан в строительный мусор. Сегодня всем уже очевидно (думаю, даже Нине Андреевой), что проект оказался мусорным, а стройка — хламом. Ради чего тогда жили? И как жить дальше.

Правильный ли избрал режиссер путь? Не слишком ли рискованный метод лечения социальных болезней — шоковая терапия? Кто возьмется предсказать все последствия выхода фильма на экран? Шок нужен для того, чтобы вывести зрителя из состояния покоя, инерции: пробудить его эмоции, мысль, стремление к соучастию, к действию. А нужно ли выводить из покоя людей, без того его лишенных житейскими проблемами, политическими тревогами (и ожиданиями будущих)? Вот если бы фильм предложил некую позитивную программу!

То, что так жить нельзя, — ясно уже всем. Ну а как жить? Дай ответ, Говорухин! Не дает ответа.

А если так, ко времени ли его фильм? Не сдетонирует ли его критический запал новые вспышки эксцессов, нигилизма, отрицания всего и вся?

Верю, что этого не произойдет. Потому что энергия разрушения тоже может быть созидательной. Рухнула берлинская стена, рухнул кровавый режим Чаушеску, рушатся лживые догмы, неколебимые идолы прежних лет. На этом проклятом месте предстоит строить. Мы уже знаем, как строить не надо. Нужно было дойти до самого края бездны, чтобы понять наконец, что дальше по этому пути идти нельзя.

Фильм Говорухина — взгляд в бездну. Жесткий, безжалостный взгляд. Теперь общими усилиями время искать спасения из бездны.

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

"Так жить нельзя" Станислав Говорухин

Художественно-публицистический фильм о кризисном состоянии советского общества и причинах, приведших к этому. В фильме использованы увертюра "Кориолан" Бетховена и песни Владимира Высоцкого.


Станислав Говорухин "Так жить нельзя", 1990 - 1:48:25

На перевале от 1980-х гг. к 1990 г. отечественное сознание получает уникальный шанс осмыслить русский путь, понять причину всех роковых русских повторений, кружений и петляний. Станислав Говорухин назначает себя совестью нации и самым русским из отечественных режиссеров — невзирая на европейскую трубку, европейского кроя пиджак и европейский лоск своих крепких триллеров. Первый шаг на этом пути — хит сезона Так жить нельзя. Из миллионов глоток через рупор по фамилии Говорухин вырывается нечто надсадное и нечленораздельное. Тем анализ и ограничивается. Адресатом растерянного и страстного протеста является не тускнеющий на глазах генсек Михаил Горбачев и не прогрессивный Борис Ельцин, а Господь Бог или Его уполномоченный по России.

Во второй и третьей частях трилогии (России, которую мы потеряли и Великой криминальной революции) замаячат хоть какие-то позитивные ориентиры — вроде: жить надо так, как мы жили до семнадцатого, или — жить надо так, как мы живем, минус криминал. Но в Так жить нельзя никакого позитива нет, и в этом его своеобразный плюс, потому что расхожий позитив этого времени — это Запад как образец для тупого копирования. Для того же, чтобы признать Россию первопричиной ее бед и сделать вывод о некоей непобедимой особенности национального характера, превращающей всякую государственность в барак, а всякую свободу в бардак, недостаточны интеллектуальные способности и душевные силы не только Говорухина , но и всех его современников. Тех, кто пытается перевести разговор с Иосифа Сталина и Горбачева на особенности национального менталитета, немедленно клеймят как русофобов.

Читайте также: