Тайная вечеря ге описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

В подавленном состоянии духа Ге уехал из Рима во Флоренцию – жизнь там в это время была значительно дешевле (а Ге, который теперь почти не получал дохода от картин, нужно же как-то было кормить семью – жену и двоих маленьких сыновей).

Сюжет для живописи традиционный, а в чем оригинальность концепции Ге?

В традиционной иконографии Тайной вечери сакральным центром картины всегда был стол, где происходит хлебопреломление, с сидящими вокруг него на почти равном расстоянии друг от друга апостолами.

Как водится с шедеврами, и ругательски ругали, и страстно превозносили. Репин, Крамской (он даже снял копию), Третьяков, Толстой, Салтыков-Щедрин – хвалили; Достоевский, Стасов и многие другие – картину бранили.

Ge-Nikolaj-tajnaya-vecherya

На картине Николая Ге изображена совсем небольшая комната в которой находятся Иисус Христос и апостолы. Иисус склонил голову и облокотился на кушетку, в ногах у него — Иоанн, за его плечами стоит несколько человек, во главе стола — старый мудрый Пётр.

Мощный источник света, который очень символично заслонила фигура Иуды, ярко освещает лицо апостола Петра, скатерть, которой покрыт стол, голову Христа и встревоженные глаза апостолов. Все, кто находится в этой комнате, в замешательстве от того, что сделал туда, они не в силах понять его мотивы и цели. Только лицо Иисуса не выражает досады или разочарования, он, как никто другой понимает человеческую жадность и алчность, жертвой которой порой становятся сами люди. Иуда является своеобразным воплощением всего тёмного и гадкого в человеке, художник пытается раскрыть безграничную жадность и корыстолюбие человека. Ещё Леонардо да Винчи считал, что натуру человека может ограничить только закон, в ином случае, он превзойдет в своей жесткости любого зверя.


Картины Русских Художников

Николай Ге – человек настолько увлекающийся, что многих приводил в недоумение: учился в университете на математическом факультете, оставался благополучным юношей, как вдруг случайно встретился с работой “Помпея” Брюллова, и решил стать художником. Ге пишет несколько картин, которые успехом не увенчиваются, летит в Италию, где вновь сталкивается с неудачей, а затем и вовсе бросает творчество, считая, что таланта у него нет.

Почти год кисти оставались без внимания. К живописи Николая Николаевича Ге привела “Тайная вечеря”, вызвавшая бурю вопросов. Почему на картине не удается разглядеть лицо Иуды? Почему живописец изображает Иисуса лежащим, а не сидячим? Каким образом “Тайная вечеря” раскрыла талант Ге? Кого из апостолов художник писал с себя, а кто изображен с образа обожаемой жены?

Выход из творческого кризиса

Все свободное время Ге уделял книгам, всем известное “Евангелие” не обошло его. Мало художников того времени обделяли сцену “Тайной вечери”, без внимания ее не оставил и Николай Николаевич. Живописец видит сцену не как предательство, а как разрыв, что будит в нем печальные чувства, побуждающие к написанию картины.

Художник отображает в своем творчестве момент, когда Христос вдруг сообщает ученикам:

  • Один из вас предаст меня;
  • Уж не я ли?, – задает вопрос Иуда;
  • Что делаешь, делай скорее, – ответил Иисус.

Бездействие художника сменилось лихорадкой, Ге загорелся своей работой. Картина была подмалевана за неделю.

Сюжет и оригинальность концепции

Все предшествующие живописцы отражали предательство Иуды и скорбь Иисуса. Идеей Николая Николаевича Ге в творчестве “Тайная вечеря” заключалась не в измене, а в разрыве единомышленников. Художник видит в случившемся не низкий проступок Иуды, а протест против учений Иисуса.

В иконографии Тайной Вечери по центру всегда расположен стол, где осуществляется хлебокормление, апостолы сидят по кругу практически на равном расстоянии друг от друга. Николай Николаевич ломает устоявшуюся композицию. Зритель встречается с картиной так, словно он становится случайным свидетелем трагичного события: попав в комнату, он на входе сталкивается с покидающем ее Иудой. Столкнувшись лицом к лицу, сложно разобрать личность, из-за чего мы не способны разглядеть Иуду. Он стремится темноту, свет остается позади, из-за чего мы способны разобрать лишь обобщенные черты фигуры.

Светильник, стоящий на полу, освещает стол, а также отчетливо отражает лица двух апостолов – Иоанна и Петра. Их Ге наделяет выразительными эмоциями: молодой Иоанн не хочет верить, что Иуда так поступил с Учителем, Пожилой же Петр опытен, из-за чего не удивлен, но до глубины души возмущен произошедшим. Иоанн наивен, но умен: он понимает произошедшую ситуацию, но не в силах ее принять. Спаситель, если сравнивать с предыдущими двумя персонажами, эмоций не выражает, и переживает факт предательства внутри себя.

Петр своим горячим темпераментом испытывает возмущение, остальные же апостолы думают, что Учитель просит Иуду сходить за запасами еды. Уход Иуды остается незаметен. Христос изображен лежащим в соответствие с Евангелиями, поскольку в текстах упоминается о том, что трапезничать следует лежа.

Прототипы героев живописи

Николаю Ге было важно отобразить эмоции достоверно, из-за чего он стал искать нужные лица. Специально с этой целью художник отправляется в Ливорно, поскольку считает, что еврейские лица потрясающе подходят к библейским сценам. Вдохновение на написание главных лиц пришло же дома.

Иоанн являлся самым молодым апостолом, его образ был написан с его глубоко обожаемой жены Анны Петровны. Такое видение картины не стало удивлением: традиционная иконография также наделяла Ге женственным образом – так подчеркивалась его юность и невинность.

Моделью для апостола Петра же стал сам Николай Ге. Живописец называл Петра “горячим”, имея ввиду его темперамент. Характер Ге был схож: как он сам, так и герой были склонны к решительности и быстрому разочарованию. В момент написания картины Николаю было 31-32 года, из-за чего на полотне художник себя намеренно состарил.

Стоит отметить: последний автопортрет Ге написал не менее, чем через 30 лет после “Тайной вечери”, и нельзя было не восхититься тем, как постаревший Николай был похож на своего апостола.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи – что это за картина и что на ней изображено?


Ге Николай Николаевич: особенности творчества и собственная техника написания портретов

Портрет Николая Ге. И. Е. Репин. 1880

Портрет Николая Ге. И. Е. Репин. 1880

Поиск духовного идеала — цель всей творческой жизни художника, но среди исторических деятелей он не находит фигуры, которую можно предъявить обществу как образец.

Что же противопоставить внутренней двойственности исторических героев, как вести диалог со своим временем?

Таким идеалом для Ге становится Христос, а евангельские сюжеты со временем станут ключевой темой всего его творчества. Но вот парадокс: там, где Ге вроде бы нашел свое, где он полностью захвачен идеей своих работ, он порой теряет и художественное чутье, и некую нравственную чуткость к святыне. Впрочем, начиналось все с триумфа.

Ге Тайная вечеря

Ге. Тайная вечеря

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить ему, каждый из них: не я ли, Господи? (Мф 26:20–29). Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому я, обмакнув кусок хлеба подам. И, обмакнув кусок, подал Ииуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:25–27).

Вестники Воскресения. 1867

Вестники Воскресения. 1867

Контраст света и теней подчеркивает внут­реннее разделение участников драмы: Иуда совсем рядом с Христом, с самим источником света, но он выбирает тьму. Его фигура затмевает собой огонь светильника, лица не видно, оно сокрыто в темноте и сам он уходит в ночную темень. Попирая академический вкус к большим уравновешенным композициям, Ге помещает Иуду в угол полотна — отдельно. Ученик сознательно обрывает связь с Учителем. В образе Иуды одновременно вызов и щемящее чувство отверженности. Христос в молчании, с грустью ушел в Себя: не о себе его печаль, а о судьбе ученика. Однако свершается то, что и должно свершиться — на картине громадная тень на стене от фигуры Иуды нависла над Христом и учениками, как тревожный знак.

С точки зрения мира учение Христа абсурдно. С точки зрения христианства логика мира сего — ложная и бессмысленная. И непримиримая борьба этих разных идейных начал будет продолжаться до конца веков — в этом есть главный посыл картины Ге.

Для Ге Христос — лишь символ христианского учения, в котором раскрывается нравственный идеал художника. Но с точки зрения Православия Христос — не символ идеи или учения, а прежде всего и всегда — Личность. Абсолютная богочеловеческая Личность, прощающая, любящая и спасающая. Перед полнотой этой Личности проваливаются все человеческие меры.

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888

Выход Христа с учениками с Тайной вечерив Гефсиманский сад. 1888

И в этом смысле ни о каком идейном столкновении с Иудой и речи быть не может. Христос до последнего будет называть Иуду другом. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? (Мф 26:50) — эти слова произнесены Христом в Гефсиманском саду, где Иуда выдал своего Учителя стражникам. И здесь — последняя надежда пробудить раскаяние в Иудиной душе. Покровом Христовой любви только и держится мир, но Иуда не в состоянии этого вместить.

Мне не хватает воздуха!

Ге родился в Воронеже, в помещичьей семье. В Италию уехал после окончания Петербургской академии художеств и в общей сложности прожил там около двенадцати лет, бывая в России лишь наездами. Это значительно больше положенного срока пребывания пенсионера Академии художеств за границей, куда лучшие ученики отправлялись усовершенствовать свое образование.

Убрать с выставки!

Христос в Гефсиманском саду. 1869-1880

Христос в Гефсиманском саду. 1869-1880

Вся Его фигура — собранная вертикаль, Он поднимает глаза к небу, к Тому, Кто пройдет с Ним весь путь со-страдая и со-чувствуя. Но Я не один, потому, что Отец со Мною (Ин 16:32).

Многие считали, что художник сводит евангельский конфликт к социальному и философскому спору.

Рядом со Львом

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1884

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1884

Сам Николай Ге до конца своих дней оставался духовно и по-человечески близок с Толстым. Портрет Толстого, написанный Ге, в семье писателя ценили больше всего и считали наиболее удачным.

Я заставлю их рыдать!

Распятие. 1892

Распятие. 1892

 Распятие. Дионисий. 1500

Распятие. Дионисий. 1500

Без надежды на бессмертие

Многие современники Ге не приняли его творчества. Воспитанные в христианской традиции, они увидели в его картинах на евангельскую тему прежде всего подмену, выхолащивание Благой Вести..

В сегодняшнее время мы живем в обществе, где сострадания очень мало, где люди всячески стараются избегать соприкосновения с чужой бедой, с чужой болью. Касается это не только обыденной жизни, но и отношения к евангельским событиям, которые многими воспринимаются как нечто условное, не настоящее. И в этом плане картины Ге, показывающие всю реальность и весь ужас случившегося на Голгофе, может быть, способны сломать те психологические барьеры, которыми люди привыкли отгораживаться от жизненного трагизма.

Однако этого, с позиции человека верующего, явно недостаточно. Христианство — нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание. Христианство дает надежду — в отличие от идей, стоящих за картинами Ге. Они, эти идеи, при всей их гуманности, не снимают главную проблему: они не освобождают нас от невыносимого давления смерти. В таком мировоззрении нет ни веры, ни надежды. Если убрать воскресение — то что толку в сострадании? На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет? Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге — безнадежное. Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце.

Читайте также: