Особенности творчества чернышевского кратко

Обновлено: 30.06.2024

Российский философ-материалист. Революционер-демократ. Энциклопедист. Теоретик критического утопического социализма. Ученый. Критик. Публицист и писатель. Его сочинения оказали влияние на Владимира Ленина, Эмму Гольдман и некоторых других революционеров и социалистов.

Николай Чернышевский родился 24 июля 1828 года в городе Саратов. Мальчик вырос в семье священника. Начальное образование получил дома, а в 1842 году определен на обучение в Саратовскую духовную семинарию. Вскоре стало ясно, что духовная сфера не увлекла молодого человека, и в 1846 году он перевелся в Санкт-Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.

В университете Чернышевский выступал в числе лучших учеников, но гораздо больше основных предметов его увлекали социально-политические темы. Именно тогда сложилось мировоззрение будущего мыслителя, которое формировалось под влиянием работ классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма.

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 29 октября 1889 года в результате инсульта в Саратове, где и похоронен на Воскресенском кладбище.

Романы

1862 - 1863 - Что делать? Из рассказов о новых людях.
1863 - Повести в повести (незаконч.)
1867 - 1870 - Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконч.)

Повести

1863 - Алферьев.
1864 - Мелкие рассказы.
1889 - Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано)

Литературная критика

Публицистика

Мемуары

1861 - Н. А. Добролюбов. Некролог.
1883 - Заметки о Некрасове.
1884 - 1888 - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
1884 - 1888 - Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

Переводы

В 1978 году, исполнилось 150 лет со дня рождения Н. Г. Чернышевского. Эта дата была широко отмечена в нашей стране. Переизданы его художественные и литературно-критические сочинения, снабженные послесловиями и комментариями. Появились новые монографии, тематические сборнику исследований, множество журнальных статей. Насколько они обогатили наши представления об историческом и современном значении наследия писателя?

В наследии Чернышевского, революционного гуманиста и просветителя, привлекают мастерство и глубина анализа сложных явлений социального развития, масштаб мысли. Вокруг его наследия развертываются ожесточенные баталии.

Наследие Чернышевского отнюдь не принадлежит прошлому. И едва ли не самая высокая заслуга современной науки о литературе (равно как и философии, социологии, историографии) состоит, на наш взгляд, в аргументированном доказательстве жизнестойкости идейного наследия ближайших предшественников ленинизма в России, перспективности обращения к этому наследию, не потерявшему своей актуальности в обществе развитого социализма, в век НТР. Напротив, пропаганда идейно-нравственного идеала русской революционной демократии, как никогда раньше, плодотворна в свете задач, выдвинутых XXV съездом КПСС.

В предлагаемом обзоре литературы, появившейся в юбилейном 1978 году и в канун 150-летия со дня рождения Чернышевского, мы намерены остановиться на сравнительно ограниченном, как это может показаться на первый взгляд, круге вопросов. Коснемся главным образом работ о Чернышевском-писателе, точнее, о его творческом методе, поэтике его романов, их месте в русском и мировом историко-литературном процессе.

Нам уже доводилось писать о наиболее заметных публикациях, появившихся в конце 60-х – начале 70-х годов: о книгах и статьях Е. Плимака, Ю. Руденко, Н. Наумовой, Н. Вердеревской и др 5 . Обратимся к литературе юбилейного года.

В каком направлении развивается наука о Чернышевском?

Что нового сказано о Чернышевском-художнике слова?

Первое, что бросается в глаза, когда знакомишься с новейшей литературой о Чернышевском, так сказать фронтально, – заметное расширение плацдарма исследований.

Филолога в книге М. Черепахова, вероятно, заинтересуют страницы, посвященные Чернышевскому-публицисту и редактору, силе его аргументации, логике и тону в полемике, чувству аудитории, искусству анализа и обобщений. Однако наблюдения исследователя над публицистикой Чернышевского не проецируются на его беллетристику, и, наоборот, опыт Чернышевского-романиста не сопоставляется с опытом его публицистического творчества.

Говоря о расширении плацдарма исследований, наметившемся в юбилейном году, следует отметить несколько работ, в которых на большом фактическом материале ставится вопрос о воздействии Чернышевского на культуру других народов СССР, о взаимосвязях идей и образов Чернышевского-писателя и национальных литератур. Последняя фундаментальная работа на эту тему появилась, как известно, еще в середине 50-х годов 7 .

Выход в свет первой части долгожданной научной биографии писателя 8 , отличающейся богатством источниковедческих разысканий, – явление по-своему знаменательное. Книга А. Демченко охватывает начальный период жизненного пути Чернышевского. На большом архивном материале, отчасти впервые вводимом в широкий научный обиход, раскрываются условия, в которых формировались черты характера будущего революционера-демократа, преодолевались цепкие традиционные религиозные взгляды. Уточнены или заново пересмотрены многие биографические факты. В результате отчетливее, нежели раньше, выясняется конкретная обстановка раннего детства, отрочества и юности будущего писателя. Подробно освещена педагогическая деятельность Чернышевского – гимназического учителя в Саратове, обстоятельства его женитьбы, дружеские связи.

Мы назвали лишь некоторые из заслуживающих внимания публикаций. Они отличаются друг от друга по многим параметрам. Но, взятые вместе, они характеризуют определенную тенденцию в изучении Чернышевского на нынешнем этапе. И дело не только в новой нюансировке, более точной, нежели раньше, расстановке акцентов, хотя и это существенно. Современные исследователи теоретического наследия Чернышевского подходят к его оценке с учетом опыта советского искусства и науки за шесть десятилетий. И это сказывается на весомости оценок.

Вернемся, однако, к литературоведческим публикациям. Их характеризует возросший интерес к литературному, точнее сказать, художественному наследию Чернышевского во всем его богатстве и многообразии.

Здесь, пожалуй, нужна оговорка.

В работах последних лет по-новому ставится и вопрос о соотношении творчества Чернышевского и его великих современников Достоевского и Толстого.

Литературоведческая практика последнего времени, таким образом, убеждает в плодотворности сопоставительного анализа поэтики столь несхожих творческих индивидуальностей, какими были Толстой и Чернышевский, Чернышевский и Достоевский, равно как Тургенев и Чернышевский… Подобный анализ дает исследователям возможность вплотную подойти к решению крупномасштабных теоретико-литературных проблем. Одна из них – проблема романтики в литературе критического реализма. Она, естественно, ставится марксистско-ленинским литературоведением в непосредственной связи с вопросом о конструктивной роли идеала писателя.

Независимо от убедительности аргументации, симптоматична сама постановка вопроса, когда в одном ряду рассматриваются романы Толстого и Чернышевского.

П. Николаев настаивает на том, что стиль Чернышевского вызывает немало ассоциаций с приемами повествования у других классиков. Он находит соответствия и созвучия едва ли не всем приемам Чернышевского-романиста в опыте великих реалистов-предшественников, и не только Гоголя, во и Пушкина.

Есть в концепции П. Николаева некоторые преувеличения, но пафос ее, несомненно, плодотворен.

Практически критикуя все устои буржуазно-крепостнического общества, произведения критического реализма обычно изображали лишь то, что уже сформировалось, что существовало в действительности. И хотя критика эта отличалась точностью и глубиной социально-психологического анализа, они еще не могли дать программу излечения социальных язв, потому что не видели реальной возможности преобразовать отрицаемую действительность. Чернышевский же, по словам авторов цитируемого издания, стремился уловить и воссоздать в образной, зримой форме именно то, что только зарождалось в жизни и чему должно, было принадлежать будущее. Он показал и социальные пороки, и социалистическую утопию, но главным в его романе было яркое и убедительное изображение духовного роста людей в борьбе за социалистическое преобразование общества.

Чернышевский вместе с великими реалистами той поры утверждал, что человек подвластен социальным обстоятельствам и запечатлевает в своей натуре, характере, воззрениях этот гнет окружающей среды. Притом он придавал, настаивают С. Шаталов и А. Курилов, особенное значение текучести, изменчивости внутреннего мира человека под воздействием меняющихся обстоятельств: как только общество в процессе революционных преобразований начнет целенаправленно меняться и перестраиваться на социалистической основе, начнется и целенаправленное пересоздание самих строителей нового мира.

Как бы там ни было, проблема остается нерешенной. Она важна. Научная терминология – инструментарий литературоведа.

Прежде чем подвести итоги, еще раз – с опорой на публикации юбилейного года – коснемся вопроса о неравномерной изученности литературного наследия Чернышевского, причинах и следствиях этого явления.

Историко-функциональный аспект изучения литературы не только не исключает, он, напротив, предполагает, диктует изучение произведения в его идейно-художественной целостности.

Вряд ли есть возможность (да и потребность) отрицать автобиографичность художественного творчества Чернышевского. Действительно, произведения, написанные в 1863 – 1864 годах, – это доказал еще А. Скафтымов, – представляют значительный интерес для изучения биографии Н. Г. Чернышевского 35 . С другой стороны, прав и Ал. Горловский, который, внимательно изучив эпистолярное наследие писателя, отметил, что «многое в частных письмах Н. Г. Чернышевского

Но этот круг вопросов, признаться, рассмотрен пока что поверхностно. Сама методика, подход к проблеме нуждаются в совершенствовании.

Изучение наследия Чернышевского-писателя в наши дни весьма актуально, оно затрагивает кардинальные проблемы современного литературоведения и искусствознания, творчески развивающихся на незыблемых основах марксистско-ленинской методологии. Наука о Чернышевском противостоит разного рода псевдоученым концепциям истории общественной мысли и новомодным теориям эстетического освоения действительности. Наука эта отвечает растущим духовным потребностям советского общества. И в этом залог ее дальнейшего прогресса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Цели : вызвать интерес учащихся к личности и судьбе Чернышевского; познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения; показать роль Чернышевского в революционном движении 60-х годов XIX века, его огромное воздействие на современников.

Наглядные пособия : портреты Н. Г. Чернышевского, фотографии.

Эпиграф к уроку :

Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

ПИСАТЕЛЬ-ДЕМОКРАТ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – ученый, экономист, философ, литературный критик, писатель, революционный демократ. Жизнь Чернышевского, его личность и творчество (философское, публицистическое и литературное) – центральное явление 50–60-х годов XIX века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины XIX века испытали на себе воздействие Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства.

II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ (1828–1846)

В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.

В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.

2. В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.

3. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
САРАТОВСКОЙ ГИМНАЗИИ (1851–1853)

В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.

Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…

6. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ.
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ

Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.

7. В ССЫЛКЕ (1864–1883)

8. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет.

Домашнее задание.

I. Беседа п о вопроса м:

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.

2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?

II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).

О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.

В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.

III. Лекция учителя (краткое изложение).

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.

2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

Домашнее задание.

1. Чтение романа до конца.

3) Вера Павловна и ее мастерские

I. Беседа с учащимися п о вопроса м:

2. Что общего в судьбах Лопухова и Кирсанова?

3. Почему, на ваш взгляд, автор сознательно подчеркнул в своих героях качество обыкновенности?

4. С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

6. Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

8. В чем смысл жизни Веры Павловны?

9. Как показано будущее в романе?

Необходимо отметить, что Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь ее. Он пропагандист. Кирсанов – талантливый ученый, борец в науке.

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.

  • Годы детства
  • Творчество на литературном поприще
  • Философские взгляды мужчины
  • Взятие под стражу и ссылка
  • Дела сердечные
  • Смерть Чернышевского

Биография Чернышевского

Годы детства

Жарким июльским днем 1828 года на свет появился Николя Гаврилович Чернышевский. Родиной мужчины является город Саратов. Отец был священником, мать занималась ведением домашнего хозяйства. Глава семьи был довольно образованным человеком, он старался всячески обеспечить будущее детей.

Чернышевский в детстве

С ранних лет Коля увлекался чтением. Обширный кругозор и начитанность парня приводила в восторг не только ровесников, но и приятелей отца. В 1842 году молодой человек стал студентом семинарии духовенства. Однако качество обучения не устроило его, поэтому Чернышевский стал восполнять пробелы в знаниях посредством самообразования. Много времени он проводил за изучением словесности, языков, географии и так далее.

Спустя 4 года юноша поступил в Петербургский институт. Там он учился на историко-филологическом факультете.

Творчество на литературном поприще

Еще в студенческие годы у Чернышевского окончательно сформировалось мировоззрение. Мужчина стал осознанно настраивать себя на дальнейшую просветительскую работу. Кроме того, он увлекся написанием художественных произведений.

Именно так и началась творческая биография Николая Гавриловича. Следует отметить, что официальное православие он изначально отверг, несмотря на обучение в духовной семинарии и воспитание в религиозной семье.

Спустя два года молодой человек вместе с супругой вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре его пригласили стать преподавателем в кадетском корпусе. Чернышевский согласился без раздумий, понимая, что там он сможет пропагандировать собственные идеи. Николай был хорошим педагогом, однако он слишком лояльно относился к воспитанникам. Отношения с коллективом не заладились с самого начала, впоследствии после скандала он подал заявление на увольнение.

В 1853 произведения мужчины стали публиковаться в популярных изданиях того времени. Некоторые из них:

Философские взгляды мужчины

В 1855 году Николай защитил диссертацию, которая затрагивала тему отношения искусства к реальному миру. Такая философия Чернышевского спровоцировала общественный резонанс, ведь жесткую критику идеализма большинство приняло за попытку расшатывания сформированных устоев.

Взятие под стражу и ссылка

Деятельность Чернышевского стала объектом пристального внимания представителей полиции в 1861 году. Вскоре за писателем началась тайная слежка. Мужчину стали подозревать в составлении революционных призывов и пропаганде ненависти к действующей власти (такие обвинения были указаны в служебной записке, которую написал главный жандарм по фамилии Долгоруков). Помимо этого, редактору инкриминировали причастность к поджогам, которые произошли в Санкт-Петербурге через год.

Чернышевского взяли под стражу и отправили в Петропавловскую крепость

Следственные действия длились в течение 18 месяцев. Для подтверждения вины Николая комиссия использовала и противоправные методы — показания лжесвидетелей, фальшивые документы и прочее. Для привлечения общественного внимания к произволу заключенный объявил голодовку, однако она не помогла.

В 1864 Николая осудили, приговорив к 14 годам каторги в Сибири. Кроме того, мужчина был обязан до конца своих дней жить там же. По настоянию императора срок каторги был уменьшен в 2 раза. Интересным фактом в жизни Чернышевского было то, что по факту он находился в ссылке около 20 лет. Унижением для писателя стал тот факт, что его публично лишили всех званий и привилегий. Это произошло в мае 1864 года на Конной площади города Санкт-Петербурга.

Позднее заключенного отправили на Нерчинскую каторгу, а затем в Вилюйск. Спустя 10 лет мужчине предложили написать прошение о помиловании, но он ответил отказом. Спустя время родные и друзья все же добились перевода Чернышевского из Сибири в Астрахань. Дело в том, что император боялся новых беспорядков, которые мог организовать кружок, поэтому пошел на такой шаг.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Чернышевский в Ольгой Васильевой

Жена писателя была оригинальной личностью, поэтому его выбор одобряли не все: женщину обвиняли в безразличии к творчеству Чернышевского, но сам он опровергал эти слухи. Его любовь к супруге была слепой, он считал брак методом испытания различных идей. Мужчина пытался выстроить равные отношения для искоренения рабства и угнетения представительниц слабого пола в семье.

Николай Гаврилович считал, что между супругами должно быть равенство в правах и обязанностях. Такая позиция для того периода была довольно смелой. Он предоставил избраннице полную свободу действий, вплоть до измен, заявляя, что Ольга вправе распоряжаться своим телом, как захочет.

Когда у Васильевой начался роман с Иваном Савицким, Чернышевский предложил отпустить женщину, уверяя, что искренне желает ей счастья. Супруга осталась с писателем, восхищаясь его великодушием.

Сыновья Чернышевского

Родня Чернышевского не воспринимала его жену, а в родном городе о жизни супругов постоянно ходили сплетни и пересуды. Отъезд семейства в Северную столицу был похож на бегство от старых устоев. Кроме того, общественность возмущал тот факт, что церемония бракосочетания прошла слишком быстро — незадолго до этого события у мужчины умерла мать, но он наотрез отказался выдерживать траур.

Николай и Ольга прожили 9 лет, судьба отняла у них 20 лет счастливой семейной жизни. Из ссылки мужчина отправил супруге 300 писем, но позднее прекратил писать, решив, что Васильева должна скорее забыть его. На момент ареста у Чернышевского было три сына:

Смерть Чернышевского

Лишившись кормильца, семейство стало испытывать нужду. Женщина подрабатывала вязанием. В 1866 Ольга вместе с младшим ребенком поехала навестить мужа. Путь длился полгода, а побыть вместе супругам разрешили лишь 4 дня. Мужчина умолял избранницу не ждать его и строить жизнь заново, но она отказалась.

Могила Чернышевского

Летом 1889 года, благодаря хлопотам родственников, писатель вернулся в родной город. Однако спокойно дожить в Саратове свои дни Чернышевскому не посчастливилось. Каторжный труд подорвал его здоровье настолько, что в 55 лет он был немощным, больным стариком.

Осенью Николай Гаврилович заболел малярией. 29 октября 1989 мужчина умер от кровоизлияния в мозг. Философа похоронили на Воскресенском кладбище города Саратова.

Николай Чернышевский — знаменитый русский философ, литературный критик, энциклопедист и писатель. В биографии мужчины было много трудностей, которые он мужественно преодолевал в течение всей жизни.

Читайте также: