Тахо годи греческая мифология кратко

Обновлено: 04.07.2024

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Об авторе книги

Введение

Почему миф называют мифом

Когда и как рождается миф

Необходимые отграничения и разъяснения

Источники мифологической традиции

Художественно-эстетическое значение мифологии

Краткая периодизация

I. Доклассический период

Главные определения

Специфика доклассической мифологии

Первые порождения

Архаический фетишизм, магия и оборотничество

Архаический анимизм. Переход от демона к божеству

Земля и ее потомство

Чудовища населяют землю. Губительные силы

Люди населяют землю. Благодетельные силы

Власть женщины и ее последствия для мифологии богов и героев


Об авторе книги.

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Оглавление:


Литература

МОСКВА "ИСКУССТВО 1989

доктор филологических наук Е. В. Федорова, кандидат искусствоведения Г. И. Соколова

Подбор иллюстраций кандидат филологических наук Е. С. Штейнер

Издательство "Искусство", 1989 г.

АЛЕКСЕЮ ФЕДОРОВИЧУ ЛОСЕВУ УЧИТЕЛЮ И ДРУГУ

Греческая мифология. — М.: Искусство, 1989. — 304 с., ил.

Редактор Е. С. Штейнер

Художественный редактор Л. А. Иванова

Художник В. А. Крючков

Технический редактор В. У. Борисова

Корректор М. Е. Лайко

Об авторе книги

Профессор, доктор филологических наук Аза Алибековна Тахо-Годи около четверти века заведует кафедрой классической филологии филологического факультета Московского государственного университета. Крупный ученый в области античной литературы, А. А. Тахо-Годи является заместителем председателя античной комиссии научного Совета по истории мировой культуры Академии наук СССР. Перу А. А. Тахо-Годи принадлежат две книги, написанные ею совместно с А. Ф. Лосевым, — "Платон. Жизнеописание" (М., 1977) и "Аристотель. Жизнь и смысл" (М., 1982), а также ряд работ по фундаментальным проблемам древнегреческой культуры — о понимании греками личности, сущности истории и др. Кроме того, ей были выпущены в свет собрания текстов "Античные риторики" (М., 1978) и "Античные гимны" (М., 1988).

Настоящая книга представляет собой сокращенное изложение курса античной мифологии, читанного в МГУ в течение ряда лет.

Работой А. А. Тахо-Годи "Греческая мифология" издательство "Искусство" начинает серию книг, посвященных крупнейшим мифологическим системам народов мира. Изложение основных мифологических циклов о происхождении мира, о богах и героях сочетается в книгах этой серии с описанием мифопоэтической картины мира древних в том виде, как она отражается в обрядах и праздниках, в словесном и изобразительном искусстве. Следующей книгой намечено выпустить написанную специально для нашей серии работу Вяч. Вс. Иванова "Славянская мифология", за ней последует "Японская мифология" Л. М. Ермаковой и др.

Введение

Почему миф называют мифом

Что такое мифология вообще и греческая мифология в частности — вопрос отнюдь не праздный и не такой самоочевидный, как кажется на первый взгляд. На эту тему написаны горы книг, существует множество теорий, объясняющих и в целом и в деталях разные аспекты происхождения, сущности, развития, значения, влияния, интерпретации мифологии; издаются специальные энциклопедии и мифологические словари на всех языках, ученые собрания мифологических текстов и популярные сборники[1]. Но от этого изобилия сведений не становится легче. И читатель, даже самый искушенный и образованный, зачастую не сомневается в том, что миф и легенда — это одно и то же, что миф ничем не отличается от сказки, что мифология есть не что иное, как религия или фольклор. А уж почему закрепилась с глубокой древности традиция обозначать словом "миф" нечто связанное с богами и героями античности, этого и подавно читатель не знает.

Вопросы встают один за другим.

Но мы, оставив в стороне всю концептуальную пестроту теории мифа (это предмет особой, в данном случае не нашей задачи), спросим себя, а что же действительно означает слово "миф" и почему с древних времен, учитывая определенные цели, укрепилось именно оно.

"Миф" по-гречески означает не что иное, как "слово". Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать "словом" о богах и героях.

Но дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом.

Греки различали "слово" как "миф" (μυυος — mythos), "слово" как "эпос" (επος — epos) и "слово" как "логос" (λογος — logos)[2].

Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно четкие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трех слов имело множество оттенков значения (в слове "эпос" их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учетом их этимологии приводит к следующим выводам. "Миф", оказывается, выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. "Эпос" указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения (ср., например, в дальнейшем "эпос" — жанр героической песни, "слово" о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское "Слово о полку Игореве").

См. энциклопедическое издание "Мифы народов мира" (т. 1-2. М., 1980-1982), особенно статью А. Ф. Лосева "Греческая мифология", где приводится самая существенная литература на эту тему. См. также "Философскую энциклопедию" (т. 3. М., 1964) со статьей А. Ф. Лосева "Мифология", где приводятся теории происхождения мифа и его развития. В нашей работе мы придерживаемся историко-теоретических принципов, сформулированных А. Ф. Лосевым в его книге "Античная мифология в ее историческом развитии" (М., 1957) и проводимых в его многочисленных трудах. Факты греческой мифологии, представленные нами в строго продуманной системе, основаны только на подлинных текстах античных источников и не содержат никаких привнесенных извне домыслов

Далее греческое написание не приводится. Древнегреческие слова передаются в латинской графике

Подпишусь под каждым словом: Текущее или, вернее сказать, утекающее сквозь пальцы. Кажется.

чем бы дитятко не тешилось (1) Уже давным-давно подумывала написать.

чем бы дитятко не тешилось (2) Во-вторых. Я против того, чтобы &quo.

*** Колики у мелкого просто выматывают. Я и не думала, что это настолько страшная штука. В созна.

Немного об управлении проектами Где-то читал фразу, запавшую в душу (не уверен что воспроизвожу т.

-Метки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

813617_1011453257 (556x700, 67Kb)

Довольно странная книга. Не научно-популярное изложение темы, не исследование, не учебник, не энциклопедия, не справочник. Вроде как монография. Обобщающая работа. Но точно не для неофитов. И не для специалистов.

В общем, я, честно говоря, так и не поняла, о чем и кому эта книга.

Содержание.

Введение: что такое миф, как он зарождается и развивается, источники наших знаний о мифах, художественно-эстетическое значение мифов.

Плюсы: хорошо, что введение вообще есть.

Минусы: не обозначена цель и средства самой работы автора. И для какой аудитории это вообще. нет четкой цели - кому и зачем эта книга, нет, соответственно, и результата.

Доклассический период: специфика архаического периода, фетишизм, анимизм, матриархат, чудовища, первые люди, титаны.

Плюсы: довольно четко прослеживается связь между общественным, экономическим устройством и тем, как это отражается в мифах.

Минусы: много пересказа древних греков, мало обобщений.

Классический период: специфика, боги, герои.

Плюсы: очень подробно разбираются личности и деяния богов-героев, отдельно оговариваются различные варианты одних и тех же сюжетов, разные толкования в разные времена разными авторами одних и тех же персонажей. Ясно-понятно показана эволюция каждого персонажа в частности, и всей мифологической системы вообще.

Минусы: полная каша с хронологией, т.к. разбор идет не в хронологическом порядке, а по персонажам. А в одном и том же мифологическом персонаже, как известно, намешано черти сколько всего. Отсюда - постоянные перебивки во времени типа "это событие уже произошло, а по другой версии мифа еще не произошло, а потом будет то-то, а до этого произошло еще вот это, а это событие происходит сейчас, а до того события еще далеко". Без представления в общих чертах о том, что там в мифах было сначала, а что потом, кто там кому отец, брат, сват и троюродный дядюшка - не выплывешь.

Приложения, список литературы.

Короче, без теоретической базы (теория мифа) очень трудно. Для начала нужно четко понимать, что миф - это как книга, при переиздании которой каждый последующий издатель изменяет текст в соответствии с текущей, современной ему ситуацией, т.е. исходя из своих собственных представлений о морали-нравственности, хорошо-плохо; каждый издатель привносит свое толкование действий героев, меняет их характер, внешность и т.п. и т.д. Миф - структура живая, постоянно меняющаяся, т.к. миф = способ/метод осознания и объяснения окружающей реальности. Меняются люди, меняется представление об окружающем мире, о причинах и следствиях происходящего, меняются мифы. Миф остается неизменен лишь в той мере, в которой неизменны физические законы бытия: смена времен года, рождение и смерть, энтропия vs система.

Подходя к мифу, нужно держать в уме всю его эволюционную сложность. В одном сюжете/персонаже уживается несколько временнЫх пластов одновременно, как в живом организме, в нем есть рудименты (необъяснимые с современной точки зрения детали, "лишние", "странные", "анахроничные", "нефункциональные"), есть главная, неизменная функция и есть ряд характерных признаков, объяснимых более или менее со стороны "наследственности". Принять во внимание весь этот разлохмаченный запутанный кошмарный клубок - самое сложное. Очень сложно не взбеситься от бесконечных противоречий, постоянных превращений и перемещений. Особенно от того факта, что все, придуманное в архаический период (общинно-родовой строй), было еще раз хорошенько перепридумано в классический период (формирование государств).

К слову сказать, автор на протяжении всей книги ни мало не способствует читательскому дзену. Обычный читатель, со школьными представлениями о греческой мифологии и нулевым знанием о теории мифа - безнадежно пойдет ко дну в книге Тахо-Годи. Лично меня спас только универский курс по фольклору, смутные воспоминания о коем помогли не свихнуться в процессе чтения и не запустить книгой в стену.

Самая большая проблема в том, что миф рассматривается автором на протяжении всей книги со слишком близкого расстояния. Очень много пересказа и изложения греческих поэтов/писателей со всеми их многоступенчатыми эпитетами из многокорневых прилагательных (волоокая, белолокотная.. локотная! от слова локоть!). Мало обобщений и объяснений. При обилии пересказов сюжетов - пересказывается не сюжет конкретного мифа как таковой, а впихиваются в абзац ВСЕ сюжеты, связанные с персонажем. Откровенно негуманное отношение к теме и читателям. Хотя бы потому, что в греческой мифологии таки есть некоторая линейность - началось с сотворения мира, продолжилось борьбой титанов и богов, закончилось победой богов, снова продолжилось попыткой борьбы героев с богами, а конец остался открытым.

Если уж браться обобщать, то обобщать до конца - не просто на архаику/классический период, на богов/героев, а разделить на типы по функциям. В конце концов, мифические сюжеты/персонажи под всеми своими наслоениями и шелухой являются не чем иным как голой функцией. У автора же не получилось, на мой взгляд, ни то, ни это - не обобщающий труд написать, ни детальное исследование сделать, ни какую-то свою мысль/теорию доказать. Недореферат, недоизложение, недосочинение. Кроме того, кажется изрядно устаревшим.

Итоги: прочитать можно, но лучше не нужно.

Пересказ мифов имеет место в книгах, цель которых - познакомить читателя с мифами как с текстами, там пересказывается конкретный миф (пересказ в данном случае = компиляция разных версий разных авторов + реконструкция) с целью познакомить читателя с сюжетом, героями и "мораль той сказка такова". Это нижний уровень знакомства с темой (изложение материала).

В обобщающих работах мифы НЕ пересказываются, т.к. предполагается, что читающий уже знаком с сюжетами и героями. В теоретических работах делается исследование и анализ и делаются на основании выявленных закономерностей и особенностей какие-то выводы. В таких работах автор НЕ пересказывает, а упоминает к-л факты как доказательство своей теории/утверждения. Это высший уровень работы с темой (сочинение на основе материала).

В данной книге - вроде бы попытка обобщить и систематизировать материал (разделение по хронологии - архаика, классика, по героям - боги/герои), но внутри глав - именно пересказ самих мифов.

Тот. кто знаком с сюжетами/героями - ему не интересно, т.к. по сути здесь нет исследования и выводов, а те, кто не знаком с сюжетами/героями - ни черта не поймут, потому что автор пересказывает не миф как "миф о Прометее", а валит в кучу десяток мифов разных эпох и авторов в главу под названием "Прометей". Причем где-то пересказывает мифы от начала до конца, а где-то - просто упоминает отдельные детали. Невообразимая каша.

Тахо-Годи А. А. - Греческая мифология (1989)

Название : Греческая мифология

Автор : Аза Алибековна Тахо-Годи

В монографии известного советского ученого, специалиста по древнегреческой литературе А. А. Тахо-Годи подробно освещается история греческой мифологии, ее характер и основные сюжетные циклы. Большое внимание уделено роли мифологических представлений в духовной жизни древних греков, а также проблеме отражения реальных общественных отношений и событии в преданиях о богах и героях. Издание обильно иллюстрировано. Для всех интересующихся античным искусством.

Оглавление

Власть женщины и ее последствия для мифологии богов и героев

Гера - грозная охранительница законного брака. Рождение Ареса и Гефеста

Рождение Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы

Заговор против Зевса и решающая роль Фетиды в спасении Зевса

Проклятия, наложенные богами на отдельных героев и их потомков

Проклятия, наложенные богами на отдельные народы. Троянская война и гибель героев

Читайте также: