Тацинский танковый рейд баданова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Танковому корпусу генерала Баданова предстояло решить две сложнейшие задачи: лишить врага регулярного снабжения окруженного в Сталинграде Паулюса и отвлечь группировку немецких войск от города.

Генерал Баданов решил вести корпус не одной, а двумя параллельными колоннами, чем значительно увеличил скорость движения. Также разведке удалось обнаружить серьезную брешь в обороне немцев. Из-за быстрой скорости продвижения и неравномерного распределения германских войск в районе Калмыцкой степи имелся разрыв между немецкими войсками, выступавшими в районе Сталинграда, и немецкими войсками, наступавшими на Кавказ. Этот разрыв имел ширину более 100 километров, и войсками он практически не прикрывался, именно туда и устремились танки Баданова.

В ночь на 19 декабря 1942 года в районе Богучарского плацдарма за рекой Дон 24-й корпус прошел через передовые позиции противника и ушел в тыл. Прорваться удалось потому, что серьезных сил на этом участке фронта не было, кроме итальянцев, которые уже к этому времени не представляли серьезной боевой силы. Танки Баданова прошли по заснеженной степи ночью с погашенными фарами, чтобы не нарушить маскировку. Поэтому, несмотря на мороз, ехать приходилось с открытыми люками, солдаты ориентировались по свету луны, а направление выдерживали по компасу. За ночь танкисты прошли около 40 километров и остановились возле итальянского опорного пункта в станице Маньково-Калитвенское.

Генерал Баданов приказал взять этот пункт силами двух танковых бригад и в течение одного светового дня населенный пункт был взят, а его гарнизон полностью разгромлен. При попытке противника отойти советские танкисты настигли его и довершили разгром. Враг бросал на поле боя орудия и технику, многие офицеры в ужасе срывали с себя знаки различия и пытались скрыться, итальянские подразделения охватила паника.

Тем временем в самой станице Тацинская немцы совершенно не ждут нападения. На тот момент они не подозревали, что за 300 километров от линии фронта может оказаться достаточно мощное соединение для атаки на крупный и хорошо укрепленный аэроузел связи с Паулюсом.

Танковый рейд к Тацинской стал легендарным, а материалы о нём печатались во всех советских газетах. В суровых условиях зимней степи танкисты и мотострелки с боями преодолели 240 километров – такие темпы наступления до этого показывали только немецкие танковые подразделения летом 1941 года

Лучшая защита нападение

Два моста для переправы танков на плацдарм сапёры строили по ночам из вмороженных в лёд дубовых брёвен, которые сверху для маскировки присыпали снегом. В результате вся техника была успешно переправлена, при этом только один танк из-за ошибки механика-водителя соскользнул с бревен и ушёл на дно вместе с экипажем.

Танки идут в прорыв

Наступление на Среднем Дону началось 16 декабря в 8:00 с полуторачасовой артиллерийской подготовки. Затем, в 9:30, на полосе фронта шириной 350 км, от Новой Калитвы в Воронежской области (на правом фланге фронта) до станицы Чернышковская в Ростовской области (крайняя точка левого фланга), в наступление перешли стрелковые дивизии. В середине декабря 1942 года стояли сильные морозы, лёд на Дону был достаточной толщины, поэтому пехотинцы легко форсировали реку.

Наконец линия обороны противника, охватывавшая Осетровский плацдарм, была прорвана, и два корпуса пошли в прорыв расходящимся веером. 17 декабря в 11:30 24-й ТК также начал переправу своих войск на плацдарм. К 18:30 бригады корпуса переправились на противоположный берег Дона и приступили к выполнению своих боевых задач.

Из всех введённых в прорыв танковых корпусов самый протяжённый марш по тылам противника предстояло совершить нацеленному на станицу Тацинскую 24-му ТК генерал-майора В. М. Баданова. В этом населённом пункте располагался крупнейший немецкий транспортный аэродром, на котором на тот момент базировалось около трёхсот тяжёлых транспортных самолётов Ju-52. 25-й ТК генерал-майора танковых войск П. П. Павлова одновременно должен был атаковать аэродром в Морозовском.

Каждая танковая бригада состояла из двух танковых и одного мотострелкового батальона, истребительно-противотанковой артиллерийской батареи и роты управления. В состав мотострелковой бригады входили три мотострелковых батальона, артиллерийский и зенитный артиллерийский дивизионы, минометная батарея и рота управления. Укомплектованность корпуса танками составляла почти 90 %, автотранспортом – 50 %, личным составом – 70 %.

Разработкой плана действий 24-го ТК в первой половине декабря занимался штаб корпуса, возглавляемый полковником А. С. Бурдейным. После перехода в прорыв в полосе наступления 4-го гвардейского стрелкового корпуса танкистам Баданова предстояло в течение первого дня выйти в район населённых пунктов Твердохлебово и Лофицкое, к исходу второго дня продвинуться к Дёгтево, третьего – к Ильинке. К концу четвёртого дня наступления было необходимо захватить станицу Тацинскую и ликвидировать немецкий аэродром.

Танки в снегах

Корпус наступал двумя колоннами по двум маршрутам: 130-я танковая бригада (далее – ТБр) после ввода в бой наступала на Маньково и Калитвенскую, за ней шла 54-я ТБр. 4-я гвардейская ТБр (далее – ГвТБр) двигалась к Кутейниково, следом за ней – 24-я мотострелковая бригада (далее – МсБр). На броне танков, несмотря на сильный мороз, ехал танковый десант.

Зима 1942 года выдалась морозной и снежной – глубина снега, особенно в лощинах, превышала метр. Снег налипал на приборы наблюдения и прицеливания, поэтому для улучшения обзора механикам-водителям приходилось ехать с открытыми люками, через которые в танк проникали холод и снег. Несмотря на то, что видимость ночью была ограничена, танкистам в целях маскировки запрещалось пользоваться фарами.

Чтобы предупредить обморожения личного состава, а также для очистки от снега приборов прицеливания и наблюдения, танки каждый час делали остановки. В силу господства немцев в воздухе колонны двигались преимущественно ночью, днём штурмуя занятые противником населённые пункты или отдыхая.

В составе 54-й ТБр в качестве механика-водителя танка Т-34 в рейде участвовал Р. Н. Назаров:

Первоначально 24-й ТК шёл вслед за 25-м ТК, отправив в его порядки разведывательные группы, каждая из которых включала в себя разведвзвод, усиленный одним-двумя средними танками Т-34 и одним-двумя лёгкими танками Т-70. Кроме того, усиленные передовые отряды численностью до танковой роты с приданным сапёрным взводом выдвигались к населённым пунктам для определения нахождения там противника. Фланги колонн прикрывали боевые охранения в составе одного-трёх танков Т-34 и одного-двух Т-70 с десантом пехоты. Командир корпуса и командиры бригад осуществляли управление войсками по радио из своих командирских радийных танков. Связь корпуса со штабами армии и фронта осуществлялась посредством подвижных радиостанций, специально выделенных для этой цели.

Рывок 24-го танкового корпуса в декабре 1942 года под Сталинградом до сих пор вызывает ожесточенные споры. Кто-то говорит, что он уничтожил сотни самолетов. Другие — что считанные десятки. Одни утверждают, что генерал Баданов вывел из окружения меньше одной десятой своего корпуса. Другие — что почти без потерь. У кого-то получается, что танкисты провели блестящую операцию с умеренными потерями. У кого-то — что они почти принесли себя в жертву богу войны. Где правда? Кем были бадановцы — героическими жертвами или умелыми солдатами?

Чтобы парировать, Сталин перенацелил удар Юго-Западный фронта с запада на юго-запад. В целях движения 24-го танкового корпуса под командованием Василия Михайловича Баданова появилась станица Тацинская. Для советского командования не было секретом, что немецкие транспортники Ju.52 снабжают сталинградскую группировку немцев только с этого бетонного аэродрома. А также то, что в случае его потери снабжение сильно просядет.



Вообще, самолетов под Сталинградом у советской стороны было много больше, чем у немцев — но права непосредственно обращаться к ВВС командир корпуса не имел. Не была отработана схема вызова авиации, из-за чего всю операцию бадановцы провели под ударами самолетов противника (у которого схема вызова была отработана), но без поддержки своих. Результаты не замедлили сказаться: уже 20 ноября корпус потерял один Т-34 от удара бомбардировщика противника.

Разница была в тактике, а не в матобеспечении. «Мотострелки"-бадановцы обходили передовыми отрядами отдельные узлы сопротивления противника. А стрелковые части фронта, шедшие за ними, этого не делали, выбивая врага из них в лоб. Так небольшие силы противника даже в отсутствии сплошного фронта сильно замедляли стрелков, усугубляя разрыв между ними и танкистами.

Поэтому корпусу приходилось постоянно распылять свои силы, оставляя гарнизоны в узлах дорожной сети, без которых его грузовики не смогли бы везти горючее. Уже 21 ноября 1942 года два танковых батальона так остались гарнизоном в Дегтево. В те же сутки мотострелковая бригада оставила первую роту пехоты в качестве гарнизона в другой деревне, и так далее.

Того же числа танкисты начали игру с авиацией противника на ее же поле. Во время внезапной атаки бадановцев на посадочной площадке в Криворожье был расстрелян танками пытавшийся взлететь под их огнем Bf.110.

В ночь с 23 на 24 декабря части корпуса, наступавшие на Тацинскую с севера, скрытно обошли ее с запада и востока парой танковых бригад. Стрелковая бригада готовилась нанести вспомогательный удар с севера. При этом два основных удара наносились танками с юго-востока и юго-запада — направлений, где был немецкий тыл, и откуда советских войск не ждали.


Немцы-участники событий сообщают, что вслед за этим на аэродроме воцарился ад. Советские танкисты частью сил подавляли огонь немецких зениток, частью — стреляли по срочно взлетающим самолетам. Более чем сотне удалось взлететь, поскольку 130-й танковой бригаде приходилось отвлекаться на борьбу с аэродромными частями. Однако 46 исправных самолетов противника были расстреляны прямо на взлете — и потеряны вместе со своими экипажами.


Последнее было даже более важно. Германия произвела за Вторую мировую много десятков тысяч самолетов, и даже в 1942 году делала их больше одного в час. А вот приличного летчика нельзя сделать ни за час, ни за квартал. В Люфтваффе 1942 года летчик к фронту имел не менее 250 часов налета. То есть на его подготовку ушло от десятка тонн дефицитного горючего и много времени. Поэтому потеря экипажей была намного более чувствительной потерей, чем гибель самолетов.

В теории кажется, что эксплуатировать аэродром в считанных километрах от появившегося противника нельзя. На деле это совершенно не так — по крайне мере, в условиях Второй мировой. Если аэродром закрыт от артиллерии противника высотами, он может долго эксплуатироваться даже вблизи ожесточенных боев. Например, аэродром Питомник в сталинградском котле все окружение проработал в десятке километров от советских войск — на дальности стрельбы дивизионной пушки. Причем, потерь по причине артобстрела немцы на нем не имели. Да и советские летчики под Сталинградом летали на бомбовые удары с аэродромов, иной раз бывших всего в четырех километрах от линии фронта.

Немцы логично не предполагали, что Тацинская, обороняемая заметными немецкими силами, понадерганными из близлежащих пехотных дивизий, будет взята советскими войсками. Напомним: правее и левее немцам удалось остановить силы двух других советских танковых корпусов, начавших наступление там же, где его начал Баданов. С чего им было предполагать, что Баданов окажется лучшим командиром, чем те, кто возглавлял соседние с ним танковые корпуса, и все же возьмет Тацинскую внезапным ударом? К тому же, как мы покажем ниже, оставление Тацинской для них было бы огромной проблемой, отчего ее и планировалось упорно оборонять.


Манштейн, как мы уже отмечали, не спал и его силы почти успели предотвратить удар по Тацинской. Поэтому сразу после ее занятия корпусом Баданова немецкие танкисты и мотопехота из разрозненных групп двух танковых дивизий ударили к северу и отрезали 24-й танковый корпус от снабжения. Это был очень тяжелый момент. Корпус испытывал острый дефицит горючего даже перед Тацинской. После больше его не стало, а без снабжения Т-34 нечем было бы заправлять. На аэродроме был бензин, но не было дизтоплива.

Хорошо хоть инженер-полковник Орлов, отвечавший за матчасть, нашел способ залить баки Т-34. Для этого под его руководством в определенных пропорциях были смешаны бензин, керосин и масло для немецких самолетов. Смесь оказался вполне пригодной для дизельных танков.


Как мы видим, бадановские танкисты смогли войти в прорыв, взять крупнейший аэродром снабжения 6-й армии, захватить 4 769 пленных (это достоверная цифра, поскольку пленных надо было сдавать НКВД), и потом вырваться из окружения довольно умеренной ценой — половиной танков корпуса, 79 танками. Много это или мало? Стоит напомнить, что всего в Сталинградской наступательной операции советские войска потеряли безвозвратно 2 915 танков, или вдвое больше, чем имели к ее началу. То есть, если бы не очень многочисленные подкрепления, операция бы захлебнулась.

Бадановский корпус за 11 дней в прорыве, находясь на острие главного удара и сильнее всех нанося в этот моменту ущерб противнику, терял около 7 танков безвозвратно в день. Это хороший результат, а конкретно потери при прорыве — исключительно низкие, за счет сравнительно скрытного перемещения значительной части сил по дну балок.

Реальные потери там поэтому были умеренными, а при прорыве — рекордно низкими. Советские танковые корпуса часто гибли в окружениях почти полностью (последний такой случай был в конце 1944 года), однако в данном конкретном случае окружена была лишь часть сил 24-го танкового корпуса, а потери при прорыве составили всего 13 убитых.


Кроме того, на станции Тацинской в вагонах были найдено большое количество запчастей, присланных сюда для ремонта немецких самолетов. Посчитав их, танкисты записали себе захват 60 самолетов в разобранном виде. На самом деле, немцы в разобранном виде самолеты не очень-то и возили. Это было более распространено в СССР, где перегонка самолетов очень осложнялась нехваткой летчиков, которые могли бы не потеряться на длинном перегоне.

Пожалуй, это единственный случай, когда одному танковому корпусу удалось так серьезно повлиять на ход и исход Второй мировой войны всего за 11 дней.

23 августа с аэродрома Тацинский, что около 250 кило метров к западу от Сталинграда, 4-й германский флот приступил к бомбежке Сталинграда. Самолеты сбрасывали
свой смертоносный груз и возвращались, чтобы взять бомб еще и снова убивать. 71 тысячу мирных жизней унесли те бомбардировки, а 150 тысяч людей получили ранения. Это было больше, чем в 1945 году в Дрездене, это был абсолютный рекорд убийства мирного населения за всю войну!
Именно 23 августа превратили Сталинград в руины.

Это из книги Поправкина История Пилота истребителя.


Танковый рейд генерала Баданова

Рывок 24-го танкового корпуса в декабре 1942 года под Сталинградом до сих пор вызывает ожесточенные споры. Кто-то говорит, что он уничтожил сотни самолетов. Другие — что считанные десятки. Одни утверждают, что генерал Баданов вывел из окружения меньше одной десятой своего корпуса. Другие — что почти без потерь. У кого-то получается, что танкисты провели блестящую операцию с умеренными потерями. У кого-то — что они почти принесли себя в жертву богу войны. Где правда? Кем были бадановцы — героическими жертвами или умелыми солдатами?


Василий Михайлович Баданов.

Чтобы парировать, Сталин перенацелил удар Юго-Западный фронта с запада на юго-запад. В целях движения 24-го танкового корпуса под командованием Василия Михайловича Баданова появилась станица Тацинская. Для советского командования не было секретом, что немецкие транспортники Ju.52 снабжают сталинградскую группировку немцев только с этого бетонного аэродрома. А также то, что в случае его потери снабжение сильно просядет.


Снабжение армии Паулюса производилось с крупного аэродрома в станице Тацинская.

Первые бои

Вообще, самолетов под Сталинградом у советской стороны было много больше, чем у немцев — но права непосредственно обращаться к ВВС командир корпуса не имел. Не была отработана схема вызова авиации, из-за чего всю операцию бадановцы провели под ударами самолетов противника (у которого схема вызова была отработана), но без поддержки своих. Результаты не замедлили сказаться: уже 20 ноября корпуспотерялодин Т-34 от удара бомбардировщика противника.

Разница была в тактике, а не в матобеспечении. «Мотострелки"-бадановцы обходили передовыми отрядами отдельные узлы сопротивления противника. А стрелковые части фронта, шедшие за ними, этого не делали, выбивая врага из них в лоб. Так небольшие силы противника даже в отсутствии сплошного фронта сильно замедляли стрелков, усугубляя разрыв между ними и танкистами.

Поэтому корпусу приходилось постоянно распылять свои силы, оставляя гарнизоны в узлах дорожной сети, без которых его грузовики не смогли бы везти горючее. Уже 21 ноября 1942 года два танковых батальона так остались гарнизоном в Дегтево. В те же сутки мотострелковая бригада оставила первую роту пехоты в качестве гарнизона в другой деревне, и так далее.

Того же числа танкисты начали игру с авиацией противника на ее же поле. Во время внезапной атаки бадановцев на посадочной площадке в Криворожье был уничтожен танками пытавшийся взлететь под их огнем Bf.110.

В ночь с 23 на 24 декабря части корпуса, наступавшие на Тацинскую с севера, скрытно обошли ее с запада и востока парой танковых бригад. Стрелковая бригада готовилась нанести вспомогательный удар с севера. При этом два основных удара наносились танками с юго-востока и юго-запада — направлений, где был немецкий тыл, и откуда советских войск не ждали.

Звездный час корпуса Баданова


Последнее было даже более важно. Германия произвела за Вторую мировую много десятков тысяч самолетов, и даже в 1942 году делала их больше одного в час. А вот приличного летчика нельзя сделать ни за час, ни за квартал. В Люфтваффе 1942 года летчик к фронту имел не менее 250 часов налета. То есть на его подготовку ушло от десятка тонн дефицитного горючего и много времени. Поэтому потеря экипажей была намного более чувствительной потерей, чем гибель самолетов.

В теории кажется, что эксплуатировать аэродром в считанных километрах от появившегося противника нельзя. На деле это совершенно не так — по крайне мере, в условиях Второй мировой. Если аэродром закрыт от артиллерии противника высотами, он может долго эксплуатироваться даже вблизи ожесточенных боев. Например, аэродром Питомник в сталинградском котле все окружение проработал в десятке километров от советских войск — на дальности стрельбы дивизионной пушки. Причем, потерь по причине артобстрела немцы на нем не имели. Да и советские летчики под Сталинградом летали на бомбовые удары с аэродромов, иной раз бывших всего в четырех километрах от линии фронта.

Немцы логично не предполагали, что Тацинская, обороняемая заметными немецкими силами, по надерганными из близлежащих пехотных дивизий, будет взята советскими войсками. Напомним: правее и левее немцам удалось остановить силы двух других советских танковых корпусов, начавших наступление там же, где его начал Баданов. С чего им было предполагать, что Баданов окажется лучшим командиром, чем те, кто возглавлял соседние с ним танковые корпуса, и все же возьмет Тацинскую внезапным ударом? К тому же, как мы покажем ниже, оставление Тацинской для них было бы огромной проблемой, отчего ее и планировалось упорно оборонять.


Срезанный клин

Манштейн, как мы уже отмечали, не спал и его силы почти успели предотвратить удар по Тацинской. Поэтому сразу после ее занятия корпусом Баданова немецкие танкисты и мотопехота из разрозненных групп двух танковых дивизий ударили к северу и отрезали 24-й танковый корпус от снабжения. Это был очень тяжелый момент. Корпус испытывал острый дефицит горючего даже перед Тацинской. После больше его не стало, а без снабжения Т-34 нечем было бы заправлять. На аэродроме был бензин, но не было дизтоплива.

Хорошо хоть инженер-полковник Орлов, отвечавший за матчасть, нашел способ залить баки Т-34. Для этого под его руководством в определенных пропорциях были смешаны бензин, керосин и масло для немецких самолетов. Смесь оказался вполне пригодной для дизельных танков.

Очковтирательство во благо — прорыв из котла


Как мы видим, бадановские танкисты смогли войти в прорыв, взять крупнейший аэродром снабжения 6-й армии, захватить 4769 пленных (это достоверная цифра, поскольку пленных надо было сдавать НКВД), и потом вырваться из окружения довольно умеренной ценой — половиной танков корпуса, 79 танками. Много это или мало? Стоит напомнить, что всего в Сталинградской наступательной операции советские войскапотерялибезвозвратно 2915 танков, или вдвое больше, чем имели к ее началу. То есть, если бы не очень многочисленные подкрепления, операция бы захлебнулась.

Бадановский корпус за 11 дней в прорыве, находясь на острие главного удара и сильнее всех нанося в этот моменту ущерб противнику, терял около 7 танков безвозвратно в день. Это хороший результат, а конкретно потери при прорыве — исключительно низкие, за счет сравнительно скрытного перемещения значительной части сил по дну балок.

Героические жертвы или умелые профессионалы?

Реальные потери там поэтому были умеренными, а при прорыве — рекордно низкими. Советские танковые корпуса часто гибли в окружениях почти полностью (последний такой случай был в конце 1944 года), однако в данном конкретном случае окружена была лишь часть сил 24-го танкового корпуса, а потери при прорыве составили всего 13 убитых.


Кроме того, на станции Тацинской в вагонах были найдено большое количество запчастей, присланных сюда для ремонта немецких самолетов. Посчитав их, танкисты записали себе захват 60 самолетов в разобранном виде. На самом деле, немцы в разобранном виде самолеты не очень-то и возили. Это было более распространено в СССР, где перегонка самолетов очень осложнялась нехваткой летчиков, которые могли бы не потеряться на длинном перегоне.


Пожалуй, это единственный случай, когда одному танковому корпусу удалось так серьезно повлиять на ход и исход Второй мировой войны всего за 11 дней.

Читайте также: