Tabula rasa локк кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одна из основных задач философии - выяснить природу человека, особенно в отношении его психической жизни. Как мы думаем и ощущаем реальность? В семнадцатом веке дебаты по этому вопросу имели две противоположные стороны: рационалисты и эмпирики.

Одним из наиболее важных мыслителей группы эмпириков был Джон Локк, английский философ, заложивший основы механистической концепции человека , В этой статье мы увидим, каковы общие подходы его философии и его теории tabula rasa.

Кем был Джон Лок?

Джон Локк родился в 1632 году в Англии, которая уже начала развивать философскую дисциплину отдельно от религии и Библии. В молодости он получил хорошее образование, и на самом деле он смог завершить свое университетское образование в Оксфорде.

С другой стороны, также, так как молодой Локк интересовался политикой и философией. Именно в первой области знаний он выделялся больше всего, и он много писал о концепции общественного договора, как и другие английские философы, такие как Томас Гоббс. Однако помимо политики он также внес важный вклад в философию.

Теория Табулы Расы Джона Локка

Ниже приведены основы философии Джона Локка в отношении его концепции человеческого существа и человеческого разума. В частности, мы увидим Какую роль в своей мысли сыграла концепция Tabula Rasa? .

1. Врожденных идей не существует

В отличие от рационалистов, Локк отрицал возможность того, что мы родились с ментальными схемами, которые дают нам информацию о мире. Вместо этого, как хороший эмпирик, Локк защищал идею о том, что знания создаются на основе опыта, с последовательностью событий, которые мы переживаем, что оставляет след в наших воспоминаниях.

Таким образом, на практике Локк представлял человека как сущность, которая возникает, не имея ничего в виду, Табула Раса, в которой ничего не написано .

2. Разнообразие знаний выражается в разных культурах

Если бы были врожденные идеи, в этом случае все люди поделились бы частью своих знаний. Однако во времена Локка уже было возможно узнать из разных книг о разных культурах, разбросанных по всему миру, и сходство между людьми побледнело перед странными несоответствиями, которые можно было найти даже в самых основных: мифах о создание мира, категории для описания животных, религиозные концепции, привычки и обычаи и т. д.

3. Младенцы ничего не показывают

Это была еще одна великая критика в отношении рационализма, которым руководствовался Локк. Когда они приходят в мир, Младенцы ничего не показывают и им приходится учиться даже самым элементарным. Об этом свидетельствует тот факт, что они не могут даже понять самые основные слова, и при этом они не признают опасности как основные, как огонь или пропасти.

4. Как создаются знания?

Поскольку Локк полагал, что знание построено, он был обязан объяснить процесс, посредством которого этот процесс происходит. То есть способ, которым tabula rasa уступает системе знаний о мире.

Согласно Локку, опыт - это копия того, что наши чувства запечатлевают в наших умах. С течением времени мы учимся выявлять закономерности в тех копиях, которые остаются в нашем разуме, что создает концепции. В свою очередь, эти концепции также сочетаются друг с другом, и из этого процесса генерируются более сложные концепции, которые поначалу трудно понять. Взрослая жизнь регулируется этой последней группой понятий , которые определяют высшую форму интеллекта.

Критика эмпиризма Локка

Идеи Джона Локка являются частью другой эпохи, и поэтому мы можем критиковать его теории. Среди них - способ, которым он поднимает свой вопрос о создании знания. Хотя дети кажутся невежественными почти во всем, было показано, что они приходят в мир с определенным предрасположенности связывать определенные виды информации из определенный путь .

Например, факт видения объекта позволяет им распознавать его, используя только прикосновение, что указывает на то, что в своей голове они уже способны преобразовать эту оригинальную буквальную копию (видение объекта) в нечто иное.

Человек как чистая доска, чистый лист бумаги: что напишешь, то и будет. Такое сравнение было и раньше: Аристотель сравнивал разум человека с дощечкой для письма; Авиценна был уверен, что разум человека чист при его рождении.

Но именно Джон Локк разработал на основе такого представления теорию познания и концепцию воспитания.

«Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот их обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда он получает весь материал рассуждения и знания?

Опыт состоит из восприятий, они — из ощущений и рефлексии. Когда мы абстрагируемся от восприятий, получаются идеи.

А вот врождённых идей не существует. Есть лишь некоторые общие законы, которые влияют на развитие идей.

И поэтому джентльменов, по мнению Локка, надо правильно воспитывать.

Джентльмена надо воспитывать всестороннее: надо развивать тело, чтобы оно было здоровым, сильным и мужественным; характер, чтобы он был стойким; вместо слепого следования обрядам должно быть почтение к Богу. Изящные манеры, красивая правильная речь, галантность, при этом спокойствие, терпеливость и пренебрежение к невзгодам.

Конечно, это должно сопровождаться светлым разумом, знающим право, физику, логику, географию и астрономию; навыками фехтования, верховой езды и знанием нескольких языков.

И, конечно, любой джентльмен должен быть обучен труду — пусть это будет обучение токарному или столярному мастерству.

У биологического детерминизма всегда был сильный интеллектуальный противник - точка зрения, согласно которой воспитание, а не природа несет ответственность за формирование человеческих признаков. Эта альтернативная философия, присваивающая центральную роль культурным и социальным влияниям, начала доминировать в научном мире в середине XX века.

Карл Маркс

Обычно считается, что доктрина чистой доски, утверждающая, что люди обладают ограниченным числом врожденных свойств и развивают свой характер через жизненный опыт и обучение, была придумана философом XVII века Джоном Локком. На самом деле более ранние версии можно встретить у Аристотеля, Фомы Аквинского и исламского мыслителя Ибн Сины. Доктрина стала популярной во времена Просвещения, поймав антимонархические настроения: если способности человека не врожденные, а приобретенные, то наследование власти нельзя оправдать. Для Локка чистая доска был символом личной свободы.

Джон Локк

Впоследствии эта теория будет ассоциироваться с левыми политическими движениями. Хотя многие ранние социалисты поддерживали евгенику, последующие поколения стали относиться к ней с подозрением, помня о том, как она использовалась для оправдания угнетения уязвимых расовых и социальных групп, особенно жестоко в нацистской Германии. Либерализм отверг концепцию биологической человеческой природы, которая теперь рассматривалась как инструмент для закрепления превосходства патриархальных и буржуазных элит.

Социальная модель

На смену подходу Локка пришла современная формулировка теории чистой доски, взявшая свое начало в социальных науках. Из психологии заимствована известная идея Зигмунда Фрейда о том, что взгляды и душевное здоровье человека могут быть объяснены в терминах детского опыта. К ней добавился бихевиоризм Б. Ф. Скиннера, согласно которому людей можно обучить любому поведению — аналогично собакам Павлова, пускавшим слюну при звуке колокольчика.

 Франц Боас

Маргарет Мид

В результате, как пишут Леда Космитис и Джон Туби, родилась стандартная социальная модель человеческого поведения. В этой парадигме человеческая природа не едина и не фиксирована, но может принимать любые формы при соответствующем культурном воздействии. Если генетическое влияние и учитывается, то оно вторично по отношению к окружающей среде. Для приверженцев модели она символизирует справедливое общество: если всему можно научиться, то людей можно научить ценить равенство. Социальная справедливость и мораль переплелись с мнением, что ничто человеческое не определяется генами и даже не зависит от них.

Не в наших генах

Многие приверженцы этой философии имели благородную цель — распространение личной свободы и борьбу против несправедливостей, которые пытались оправдать ненаучным генетическим детерминизмом. Теория стала очень популярна среди либеральных ученых, включая Стивена Джея Гулда, а также социологов и культурологов. Но при этом она активно сопротивлялась любым научным открытиям, показывающим, что генетика влияет на человеческую природу. Казалось, что любые доказательства такого рода угрожают самим основам свободы и равенства, поэтому подобным выводам и исследованиям необходимо противостоять.

Стивен Джей Гоулд

В результате ученые, изучавшие влияние генетики на человеческое поведение, оказались в ситуации, где их мнения и политические взгляды демонизировались и извращались вплоть до фашизма. Примером может служить Э. О. Уилсон, великий теоретик эволюции и борец за охрану природы, совсем не правый консерватор, однако в 1970-е годы, когда он посмел предположить, что человеческая природа, как и природа других животных, имеет биологические основы и ее изучение может принести ценные плоды, его лекции пикетировались, а студенты поливали его водой.

Стивен Роуз

Ричард Левонтин

Теория Джона Локка о расе Табула - Культура

Теория Джона Локка о расе Табула - Культура

Содержание:


Табула раса

Ощущение и отражение

Простота и сложность

Локк предложил, чтобы все ощущения и размышления попадали в категории простых или сложных. Простая идея - это идея, которая фокусируется на таком элементе, как: белизна. Сложная концепция - это та, которая объединяет несколько простых элементов, таких как: яблоко, потому что она содержит простые концепции белизны, покраснения и округлости.

У биологического детерминизма всегда был сильный интеллектуальный противник - точка зрения, согласно которой воспитание, а не природа несет ответственность за формирование человеческих признаков. Эта альтернативная философия, присваивающая центральную роль культурным и социальным влияниям, начала доминировать в научном мире в середине XX века.

Карл Маркс

Обычно считается, что доктрина чистой доски, утверждающая, что люди обладают ограниченным числом врожденных свойств и развивают свой характер через жизненный опыт и обучение, была придумана философом XVII века Джоном Локком. На самом деле более ранние версии можно встретить у Аристотеля, Фомы Аквинского и исламского мыслителя Ибн Сины. Доктрина стала популярной во времена Просвещения, поймав антимонархические настроения: если способности человека не врожденные, а приобретенные, то наследование власти нельзя оправдать. Для Локка чистая доска был символом личной свободы.

Джон Локк

Впоследствии эта теория будет ассоциироваться с левыми политическими движениями. Хотя многие ранние социалисты поддерживали евгенику, последующие поколения стали относиться к ней с подозрением, помня о том, как она использовалась для оправдания угнетения уязвимых расовых и социальных групп, особенно жестоко в нацистской Германии. Либерализм отверг концепцию биологической человеческой природы, которая теперь рассматривалась как инструмент для закрепления превосходства патриархальных и буржуазных элит.

Социальная модель

На смену подходу Локка пришла современная формулировка теории чистой доски, взявшая свое начало в социальных науках. Из психологии заимствована известная идея Зигмунда Фрейда о том, что взгляды и душевное здоровье человека могут быть объяснены в терминах детского опыта. К ней добавился бихевиоризм Б. Ф. Скиннера, согласно которому людей можно обучить любому поведению — аналогично собакам Павлова, пускавшим слюну при звуке колокольчика.

 Франц Боас

Маргарет Мид

В результате, как пишут Леда Космитис и Джон Туби, родилась стандартная социальная модель человеческого поведения. В этой парадигме человеческая природа не едина и не фиксирована, но может принимать любые формы при соответствующем культурном воздействии. Если генетическое влияние и учитывается, то оно вторично по отношению к окружающей среде. Для приверженцев модели она символизирует справедливое общество: если всему можно научиться, то людей можно научить ценить равенство. Социальная справедливость и мораль переплелись с мнением, что ничто человеческое не определяется генами и даже не зависит от них.

Не в наших генах

Многие приверженцы этой философии имели благородную цель — распространение личной свободы и борьбу против несправедливостей, которые пытались оправдать ненаучным генетическим детерминизмом. Теория стала очень популярна среди либеральных ученых, включая Стивена Джея Гулда, а также социологов и культурологов. Но при этом она активно сопротивлялась любым научным открытиям, показывающим, что генетика влияет на человеческую природу. Казалось, что любые доказательства такого рода угрожают самим основам свободы и равенства, поэтому подобным выводам и исследованиям необходимо противостоять.

Стивен Джей Гоулд

В результате ученые, изучавшие влияние генетики на человеческое поведение, оказались в ситуации, где их мнения и политические взгляды демонизировались и извращались вплоть до фашизма. Примером может служить Э. О. Уилсон, великий теоретик эволюции и борец за охрану природы, совсем не правый консерватор, однако в 1970-е годы, когда он посмел предположить, что человеческая природа, как и природа других животных, имеет биологические основы и ее изучение может принести ценные плоды, его лекции пикетировались, а студенты поливали его водой.

Стивен Роуз

Ричард Левонтин

Читайте также: