Таблица реформы 60 70 годов 19 века кратко таблица

Обновлено: 07.07.2024

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Тернистый путь реформ

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

Что такое либерализм

Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

Причины либеральных реформ

Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.

Предпосылки реформ

Задачи реформ

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Организационные принципы суда

Несменяемость и независимость судей.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы

Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.

Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.

Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.

Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.

Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.

Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.

Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.

Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.

Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.

Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.

Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.

Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.

У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.

Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.

Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.

Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.

Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.

Итоги реформ

Значение реформ

В ходе реформы создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ[1]. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания

Основные принципы, положенные в основу судебной реформы, были следующими:
полное отделение судебной власти от административной;
процессуальная независимость судей;
единый суд для всех сословий (кроме крестьянского суда по мельчайшим делам);
гласность судопроизводства;
устный и состязательный характер судопроизводства;
право сторон и подсудимых на защиту в суде, право на представление в суде корпорированным адвокатом;
открытость для сторон и подсудимых всех доказательств, выдвигаемых против них;
ограничение рассмотрения дела по существу двумя инстанциями, первой и апелляционной (для судов присяжных и для мельчайших дел — одной инстанцией);
право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
единство кассационной инстанции и кассационной практики;
упразднение ревизионного (без жалоб сторон и протеста прокурора) пересмотра дел вышестоящей инстанцией;
решение дела на основании внутреннего убеждения судей или присяжных, без принятия любого рода доказательств за заведомую истину;
передача менее значимых дел мировым судам, а более значимых — общим судам; подсудность гражданских дел определялась по сумме иска, уголовных — по тяжести возможного наказания.

Кроме того, для судов общей юрисдикции (но не мировых судов) были приняты следующие принципы:
назначение судей от правительства, образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов;
несменяемость судей;
решение всех дел коллегией (либо судей, либо присяжных), простым большинством голосов.

В части гражданского судопроизводства принципы реформы также были следующими:
наличие сокращенного порядка судопроизводства при желании к тому обеих сторон;
предварительное направление иска ответчику и его письменный ответ;
предупредительные меры против затягивания процесса сторонами путём введения в дело новых доказательств;
предупредительные меры против затягивания процесса сторонами путём неявки в суд.

Мировой суд существенно отличался от общих судов и строился на следующих принципах:
выборность судей на срок;
решение уголовных и гражданских дел в одном суде и единолично судьей;
отсутствие профессионального ценза для судей;
крайнее сокращение и упрощение судебной процедуры;
отсутствие досудебного следствия и поддержания обвинения прокурором (для уголовных дел);
направленность суда на прекращение тяжб мировым соглашением;
специальные меры, обеспечивающие доступность суда для необразованных или неграмотных истцов, не могущих себе позволить профессиональное представительство в суде.

Технологические реформы:
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия.
В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту.
В годы царствования Александра II российский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер.

Новое обмундирование:
Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании.

Буржуазные реформы, которые проводились в 60-70 годы 19 века, повлекли за собой кардинальные изменения, затрагивающие ключевые не только государственные, но и социальные аспекты. За небольшой временной отрезок было принято решение реализовать многочисленные законодательные правки по разным направлениям: экономика, образование, культура.


Император Александр 2

В 1855 году во время кровопролитного сражения у границ Севастополя, скоропостижно уходит из жизни Николай 1. В результате титул правители переходит к старшему сыну. В дальнейшем он входит в российскую историю как Александр 2 Освободитель.

Новый император мгновенно вступил на престол полноправным правителем – в возрасте 36 лет. Что характерно, Александр 2 не имел четко разработанной политической и экономической программы. Это обусловлено отсутствием принадлежности к либералам и реакционеров.

Причины и предпосылки

Александр не воспринимал и не разделял отдаленных от жизни идей и мировоззрений. Отдавал предпочтение практическим действиям, но не рисковал. Это обусловлено пониманием того, что без имеющихся компромиссов и определенных уступок невозможно организовать эффективное государственное управление. Поэтому Александр 2 был уверен в целесообразности требуемых преобразований в узких политических кругах в период управления.

К середине 19 века новое правительство, включая консервативные круги прекрасно понимали, что крестьянский вопрос требовал незамедлительного решения. Многочисленные попытки правителя смягчить имеющуюся ситуацию не повлекли положительных последствий. Это обусловлено протестное настроение настоящей армией помещиков.

В результате окончательно сформировались буржуазные реформы на русских землях. Это обусловлено тем, что крепостничество окончательно изжило себя в экономическом плане. Многочисленные помещичьи хозяйства стремительно теряли развитие, что влекло за собой существенные финансовые вливания с государственной казны.

Суть реформ

Проведение многочисленных реформ повлекло за собой изменения в разных направлениях. Рекомендуется ознакомиться с каждым из них подробней, чтобы избежать недопонимания.

Отмена крепостничества

Буржуазные реформы, проводимые в 19 веке, затронули большую часть населения – крестьянство. Многие сходились в едином мнении, что крайне важно вносить соответствующие изменения. Для этого принято решение создать Главный комитет, в чьи обязанности входит рассмотрение крестьянского дела.

Александр 2 утвердил требуемое распоряжение для успешного внедрения реформ. В нем представлена исчерпывающая информация о разработке с последующим созданием ряда комитетов, подразумевающие под собой полное освобождение крестьян. Главными положениями принято считать:

  • земельные наделы остаются в праве собственности помещиков;
  • земельный участок передается в полноправную собственность крестьян в результате отработок либо оброка;
  • крестьяне получают разрешение на выкуп персонального угодья у помещиков.

В результате можно с уверенностью говорить о формировании выгодных условиях для крестьян. Утвержденные Положения являются благоприятными для возможности сохранения непосредственной зависимости главной части местного населения от помещиков. Проводимые реформы принуждают крестьян оформлять арендное соглашение на земельные наделы, причем с заведомо тяжелыми требованиями.

Земская реформа

Согласно с разработанными Положениями, земские учреждения вынуждены состоять из представителей всех имеющихся сословий, причем учитывая имущественные цензы. Избрание осуществлялось раздельно и подразумевало несколько категорий избирателей:

  • землевладельцы;
  • городское население;
  • крестьяне.

В результате буржуазные реформы Александра 2 предусматривали передачу руководящей роли представителям буржуазии и помещикам, а имеющиеся проблемы несут реализацию хозяйственных потребностей. Причем деятельность находится под жестким контролем дворянства и губернаторов.

Городская реформа

Реформа проводилась в 1870 году. В соответствии с установленными нормами, принято решение о создании городской думы, берущую на себя роль распорядительного местного органа. Следовательно, изменения касались напрямую органов самоуправления и базируются на едином принципе.

Внедренные положения не позволяют выйти за жесткие рамки исключительно по многочисленным хозяйственным вопросам. К примеру, городская дума берет на себя обязанность по благоустройству местной территории, образовательных учреждений и развития системы здравоохранения.


Судебная реформа

Обновленная торгово-промышленная деятельности, а также производство, требовало судебных изменений. Причем общественные связи не остались без внимания. Суд требовал реформирования с последующим освобождением от непосредственного воздействия дворянской администрации. В результате можно с уверенностью говорить о юридическом равенстве и безопасностью прав собственности земельных наделов и прочего имущества.

После утверждения изменений, суд разделяется на несколько разновидностей:

Дополнительно принимается решение о создании военного суда. Главная задача – эффективное ведение политических процессов.

Военные преобразования

После унизительного поражения царской армии у берегов Крыма, принимается решение о реформировании. В результате наблюдаются изменения в Военном министерстве, что повлекло разделение с одновременным формированием военных округов. Отменяется набор военнослужащих рекрутом. В результате утверждается повсеместная военная повинность сроком в 6 лет.

Реформа образования

Реформы Александра 2 предусматривают создание современных образовательных учреждений с целью эффективной подготовки высококачественных специалистов. В разных регионах страны запускаются высшие учебные заведения. Предусматривается образование для представителей слабой половины человечества.

Значение изменений

Проводимые реформы сложно переоценить. После отмены крепостного права последовало беспрекословное утверждение капитализма. В результате формируется несколько слоев населения – буржуазия и пролетариата.


Предлагаем вашему вниманию таблицу реформ Александра 2:

Название реформы Годы проведения Суть преобразований Краткие результаты
Крестьянская реформа 1861 Помещики не имели право вмешиваться в жизнь крестьян.

Реформа давала крестьянам личную свободу – распоряжаться имуществом, совершать сделки, вступать в брак, заниматься торговлей и т. д.

Помещики, сохраняя собственность на землю, были обязаны выделить крестьянам надел.

У земледельцев появилась возможность получить государственную ссуду на 49 лет, для выкупа земли.

  1. Крестьяне стали свободными от крепостной зависимости.
  2. Получили право на выкуп земли.
  3. Получили гражданские права.
  4. На селе начали зарождаться капиталистические отношения.

К работе были подключены духовенство, земства и управы. В России насчитывалось уже более 20000 школ.

Но в гимназиях для низших слоев населения не предусматривалось обучение иностранным языкам. А для поступления в высшие учебные заведения знание языков было обязательным. Поэтому доступ в вузы широким массам был по-прежнему закрыт.

  1. Повысился культурный уровень населения.
  2. Были созданы условия для развития науки.
  3. Грамотность широких масс населения заметно повысилась.
  4. Снизилась цензура СМИ, появились первые признаки гласности.

В компетенцию земских управ входили: медицина, образование, торговля, сельское хозяйство, дороги и все другие социальные вопросы. Особенное внимание уделялось взысканию налогов с населения и сельхозпредприятий.

Но для крестьянского сословия были созданы волостные суды, сохранилось телесное наказание.

Должностные преступления остались вне зоны судебных инстанций, а политические процессы оканчивались репрессиями.

  1. Была сформирована новая система судов.
  2. Судебная система вышла из-под контроля административной власти.
  3. Провозглашено равенство всего население перед законом.
  4. Уменьшился судебный произвол.
  1. Быстрые темпы развития городов.
  2. Развитие промышленности, торговли.
  3. Укрепление местного самоуправления, вовлечением всех жителей, независимо от сословий (дума и управа).

Военные училища и гимназии готовили образованных офицеров.

По закону воинской повинности в армию призывались мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Но реально призывали всего 25% от общего числа призывников. Служили 6 лет в армии и 7 лет во флоте.

Было создано 15 военных округов, во главе которых стоял командующий. Он подчинялся непосредственно министру.

Читайте также: