Регуляторы конфликтного взаимодействия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы оказались вовлечены в конфликт помимо своей воли. Что делать? Чью сторону занять и как себя вести? Все это не праздные вопросы. Действительно, что предпринять, чтобы не стать заложником ситуации, марионеткой в чужих руках, как противостоять манипуляциям? Исходный постулат гласит: конфликтом не только можно, но и должно управлять. А для этого в первую очередь нужно определиться со стратегией своего поведения.

1. Уклонение (избегание, игнорирование) означает пассивное несотрудничество, характеризующееся нежеланием пойти навстречу оппоненту и защищать собственные интересы. Человек просто игнорирует конфликтную ситуацию, делая вид, что ее не существует. Многие предпочитают сохранить худой мир, который, как известно, лучше доброй ссоры. Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для вас и не стоит того, чтобы тратить на нее свои силы и нервы. Бывает, что лучше не связываться, так как шансы что-либо изменить близки к нулю. Психологи считают уход от конфликта правильной стратегией в том случае, если есть основания полагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтного взаимодействия или, принеся ему успех без особых усилий либо улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности для решения ситуации. Но уклонение не всегда оправданно, не всегда реализуется в сознательной (рациональной) форме. Чаще проявляется бессознательное (иррациональное) бегство от трудноразрешимых обстоятельств. Нередко психологически зависимый человек в ответ на конфликтное противостояние, предъявленные требования или обвинения переводит разговор на другую тему, не берет на себя ответственность за решение проблем, не видит спорных вопросов, не придает значения разногласиям. Он отрицает наличие конфликта, считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют противостояние. При этой стратегии поведения действия конфликтолога должны быть направлены на то, чтобы помочь защищающейся стороне выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь любым способом от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.

4. Компромисс (интеграция) – стратегия, которая строится на взаимных уступках сторон. По мнению специалистов в области управления, такое поведение – оптимальный путь к ликвидации противоречий. Идеальный вариант – удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая (возможно, ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. К сожалению, компромисс часто оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью. Настоящее решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его на ином уровне приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

5. Сотрудничество (координация) нацелено на удовлетворение интересов обеих сторон. Только благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты. Для этого необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы. В этом случае действия конфликтолога должны быть направлены исключительно на поиск решения, полностью удовлетворяющего как интересам одного, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Важно урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на ответные компромиссные шаги, в процессе переговоров искать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает. Такое сотрудничество-согласование возможно между организационными единицами на разных ступенях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов.

Стратегия взаимодействия в общении

Определение 1
Стратегия взаимодействия в общении – это способ действия субъекта по достижению своей цели в процессе общения, подразумевающий обмен действиями, поведенческими реакциями и психическим состоянием, осуществляемый партнерами по общению.

Во взаимодействии, исходя из целей, выделяются тактики поведения:

  • тактика сотрудничества, при которой оба партнера оказывают помощь друг другу в достижении не только индивидуальных, но и общих целей;
  • тактика противоборства ориентируется только на свои цели, партнеры по общению не учитывают цели друг друга;
  • тактика компромиссного взаимодействия возникает, когда партнеры в чем-то оказывают противодействие друг другу, а в чем-то друг другу содействуют;
  • тактика уклонения от взаимодействия используется, когда партнеры избегают активного взаимодействия, уходят от контактов и, чтобы исключить выигрыш партнера, идут на риск в достижении своих собственных целей;
  • тактика контрастного взаимодействия, при котором один из партнеров оказывает другому свое содействие, а тот противодействует этому;
  • тактика однонаправленного содействия при которой в жертву приносятся цели одного из партнеров для достижения целей другого, который при этом, уклоняется от сотрудничества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стратегии взаимодействия в общении 430 руб.
  • Реферат Стратегии взаимодействия в общении 260 руб.
  • Контрольная работа Стратегии взаимодействия в общении 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поведение участников в процессе взаимодействия может меняться. Это зависит от того, какие подходы будут выработаны к решению для достижения нужного результата. Одни люди в общении ведут себя спокойно и индифферентно воспринимают различные ситуации, сохраняя при этом уравновешенность для принятия оптимальных решений. Есть и такие, что склонны к конфликтному поведению в процессе общения.

Общение осуществляется по поводу чего-то, какого-то конкретного предмета, поэтому и характер взаимодействия между людьми может характеризоваться открытостью или закрытостью предметной позиции.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Открытость предметной позиции заключается в способности выразить свою точку зрения по поводу того или иного предмета, готовность учесть другие позиции, в то время, как закрытость общения говорит о неспособности и нежелании раскрывать свои позиции.

Существуют ещё смешанные типы общения, когда одна сторона, не раскрывая свою позицию, выясняет позицию другой стороны или ещё, когда один из собеседников, рассчитывая на помощь, раскрывает свои обстоятельства, не интересуясь его намерениями. Данные виды взаимодействия ассиметричны, потому что позиции партнеров далеко не равноправны.

Выбирая позицию для общения важно учесть все обстоятельства – возможные последствия, степень доверия к партнеру. Максимальная эффективность общения достигается при открытом его характере.

• жесткость структуры, в рамках которой возникает конфликт.

• поведение оппонента, другой стороны.

Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, не-гативный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.

Психологические ориентации участников конфликта

Психологическая установка - более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентаций на данную ситуацию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения в этой ситуации.

Мотивационные ориентации: В кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки. В конкурентной ситуации существует тенденция воспринимать другого негативно, иметь по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, добиваться односторонних преимуществ для себя, рассматривать другого как про-тивника. От оппонента ожидается наличие аналогичных установок.

Само существование конфликта как социально-психологического явления зависит от субъективного отражения события его участниками.

Адекватность отражения конфликтной ситуации.

В возникновении конфликта всегда виноват другой

1) Субъективные факторы.

2) Объективная детерминанты.

1. Ситуационный контекст взаимодействия, т.е. общий характер отношений сторон (взаимные интересы и соперничество). Соперники обычно имеют краткосрочную ориентацию (озабочены выгодами в данной ситуации, чем отношениями в дальнейшем). В кооперативном контексте участники имеют долгосрочную ориентацию и ориентированы не только на достижение цели, но и поддержание хороших отношений.

1.1. ужесточающие факторы (общий эмоциональный фон отношения).

1.2. Жесткость структуры, в которой протекает конфликт (если в семье четко определены нормы и роли, то при столкновении с противоречиями сложно разрешить конфликт).

1.3. Наличие 3-х лиц (н-р, отношение родителей к браку, в конфликте между супругами).

1.4. Поведение другой стороны.

1.5. Опыт разрешения разногласий (если опыт конструктивный, то формируется уверенность в преодолении противоречий).

2. Психологические ориентации участников конфликта (установки участников).

2.2. мотивационные ориентации (наделяют пространство позитивной или негативной валентностью; в кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные установки по отношению к другому, быть открытым, ответственным за другого и ожидать подобных установок от другого; в конкурентной ситуации характерна тенденция воспринимать другого негативно; характерны подозрительные, враждебные установки по отношению к другому; психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, но подобное не ожидается от противоположной стороны).

2.3. моральные ориентации – категория справедливости (в кооперативных ситуациях - тенденция к принятию равенства и взаимоуважение; в конкурентных ситуациях моральные ориентации могут включать обязательства по соблюдению правил либо борьба ведется без правил, когда все средства хороши).

Социально – психологические регуляторы более значимы, чем психологические.

3. Социально – персептивные регуляторы. Важной характеристикой является адекватность отражения ситуации. Образ конфликта включает:

1) образ конфликтной ситуации;

2) представления участников о себе;

3) представления о противостоящей стороне (как правило являются пристрастными);

4) представления о среде.

Свое поведение в конфликте объясняется особенностями ситуации, а поведение другого человека – используется личностная атрибуция (он сам сделал такой выбор).

4. Нормативные регуляторы – это ценностно – нормативные характеристики участников конфликта и социальной среды, в которой конфликт произошел. Данный аспект проявляется в 3-х отношениях:

1) стремление участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действия;

2) существование правил конфликтного взаимодействия4

3) существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

В осуществлении правил конфликтного взаимодействия существует:

2) Критерии справедливости/несправедливости (в каждом обществе разные). Несправедливость связана с процедурами принятия решения (то, как оно принимается).

3) Правила взаимодействия в конфликтной ситуации – это система представлений участников конфликта о правильном поведении, которое определяет логику развития конфликтного взаимодействия (конфликтной ситуации).

М. Мид выделил 3 типа культур:

А) сотрудничающая; человек чувствует себя защищенным, как член группы;

Б) соперничающая; человек чувствует себя защищенным, если он добился превосходства над другими;

5) Этические нормы взаимодействия в конфликте – проблема этических норм возникает когда одной из сторон нарушаются нормативные регуляторы, т.е. поведение сторон не соответствует правилам поведения в конфликте + человек пытается оправдать и узаконить свое положение

Ситуационный контекст взаимодействия

• общий эмоциональный фон и характер отношений,

• жесткость структуры, в рамках которой возникает конфликт.

• поведение оппонента, другой стороны.

Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, не-гативный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.

Психологические ориентации участников конфликта

Психологическая установка - более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентаций на данную ситуацию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения в этой ситуации.

Мотивационные ориентации: В кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки. В конкурентной ситуации существует тенденция воспринимать другого негативно, иметь по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, добиваться односторонних преимуществ для себя, рассматривать другого как про-тивника. От оппонента ожидается наличие аналогичных установок.

Само существование конфликта как социально-психологического явления зависит от субъективного отражения события его участниками.

Адекватность отражения конфликтной ситуации.

В возникновении конфликта всегда виноват другой

1) Субъективные факторы.

2) Объективная детерминанты.

1. Ситуационный контекст взаимодействия, т.е. общий характер отношений сторон (взаимные интересы и соперничество). Соперники обычно имеют краткосрочную ориентацию (озабочены выгодами в данной ситуации, чем отношениями в дальнейшем). В кооперативном контексте участники имеют долгосрочную ориентацию и ориентированы не только на достижение цели, но и поддержание хороших отношений.

1.1. ужесточающие факторы (общий эмоциональный фон отношения).

1.2. Жесткость структуры, в которой протекает конфликт (если в семье четко определены нормы и роли, то при столкновении с противоречиями сложно разрешить конфликт).

1.3. Наличие 3-х лиц (н-р, отношение родителей к браку, в конфликте между супругами).

1.4. Поведение другой стороны.

1.5. Опыт разрешения разногласий (если опыт конструктивный, то формируется уверенность в преодолении противоречий).

2. Психологические ориентации участников конфликта (установки участников).

2.2. мотивационные ориентации (наделяют пространство позитивной или негативной валентностью; в кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные установки по отношению к другому, быть открытым, ответственным за другого и ожидать подобных установок от другого; в конкурентной ситуации характерна тенденция воспринимать другого негативно; характерны подозрительные, враждебные установки по отношению к другому; психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, но подобное не ожидается от противоположной стороны).

2.3. моральные ориентации – категория справедливости (в кооперативных ситуациях - тенденция к принятию равенства и взаимоуважение; в конкурентных ситуациях моральные ориентации могут включать обязательства по соблюдению правил либо борьба ведется без правил, когда все средства хороши).

Социально – психологические регуляторы более значимы, чем психологические.

3. Социально – персептивные регуляторы. Важной характеристикой является адекватность отражения ситуации. Образ конфликта включает:

1) образ конфликтной ситуации;

2) представления участников о себе;

3) представления о противостоящей стороне (как правило являются пристрастными);

4) представления о среде.

Свое поведение в конфликте объясняется особенностями ситуации, а поведение другого человека – используется личностная атрибуция (он сам сделал такой выбор).

4. Нормативные регуляторы – это ценностно – нормативные характеристики участников конфликта и социальной среды, в которой конфликт произошел. Данный аспект проявляется в 3-х отношениях:

1) стремление участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действия;

2) существование правил конфликтного взаимодействия4

3) существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

В осуществлении правил конфликтного взаимодействия существует:

2) Критерии справедливости/несправедливости (в каждом обществе разные). Несправедливость связана с процедурами принятия решения (то, как оно принимается).

3) Правила взаимодействия в конфликтной ситуации – это система представлений участников конфликта о правильном поведении, которое определяет логику развития конфликтного взаимодействия (конфликтной ситуации).

М. Мид выделил 3 типа культур:

А) сотрудничающая; человек чувствует себя защищенным, как член группы;

Б) соперничающая; человек чувствует себя защищенным, если он добился превосходства над другими;

5) Этические нормы взаимодействия в конфликте – проблема этических норм возникает когда одной из сторон нарушаются нормативные регуляторы, т.е. поведение сторон не соответствует правилам поведения в конфликте + человек пытается оправдать и узаконить свое положение

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

Регулятор конфликтного взаимодействия.

1) Субъективные факторы.

2) Объективная детерминанты.

1. Ситуационный контекст взаимодействия, т.е. общий характер отношений сторон (взаимные интересы и соперничество). Соперники обычно имеют краткосрочную ориентацию (озабочены выгодами в данной ситуации, чем отношениями в дальнейшем). В кооперативном контексте участники имеют долгосрочную ориентацию и ориентированы не только на достижение цели, но и поддержание хороших отношений.

1.1. ужесточающие факторы (общий эмоциональный фон отношения).

1.2. Жесткость структуры, в которой протекает конфликт (если в семье четко определены нормы и роли, то при столкновении с противоречиями сложно разрешить конфликт).

1.3. Наличие 3-х лиц (н-р, отношение родителей к браку, в конфликте между супругами).

Рекомендуемые материалы

1.4. Поведение другой стороны.

1.5. Опыт разрешения разногласий (если опыт конструктивный, то формируется уверенность в преодолении противоречий).

2. Психологические ориентации участников конфликта (установки участников).

2.2. мотивационные ориентации (наделяют пространство позитивной или негативной валентностью; в кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные установки по отношению к другому, быть открытым, ответственным за другого и ожидать подобных установок от другого; в конкурентной ситуации характерна тенденция воспринимать другого негативно; характерны подозрительные, враждебные установки по отношению к другому; психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, но подобное не ожидается от противоположной стороны).

2.3. моральные ориентации – категория справедливости (в кооперативных ситуациях - тенденция к принятию равенства и взаимоуважение; в конкурентных ситуациях моральные ориентации могут включать обязательства по соблюдению правил либо борьба ведется без правил, когда все средства хороши).

Социально – психологические регуляторы более значимы, чем психологические.

3. Социально – персептивные регуляторы. Важной характеристикой является адекватность отражения ситуации. Образ конфликта включает:

1) образ конфликтной ситуации;

2) представления участников о себе;

3) представления о противостоящей стороне (как правило являются пристрастными);

4) представления о среде.

Свое поведение в конфликте объясняется особенностями ситуации, а поведение другого человека – используется личностная атрибуция (он сам сделал такой выбор).

4. Нормативные регуляторы – это ценностно – нормативные характеристики участников конфликта и социальной среды, в которой конфликт произошел. Данный аспект проявляется в 3-х отношениях:

1) стремление участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действия;

2) существование правил конфликтного взаимодействия4

3) существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

В осуществлении правил конфликтного взаимодействия существует:

2) Критерии справедливости/несправедливости (в каждом обществе разные). Несправедливость связана с процедурами принятия решения (то, как оно принимается).

3) Правила взаимодействия в конфликтной ситуации – это система представлений участников конфликта о правильном поведении, которое определяет логику развития конфликтного взаимодействия (конфликтной ситуации).

Ещё посмотрите лекцию "8 Конфликтное взаимодействие" по этой теме.

М. Мид выделил 3 типа культур:

А) сотрудничающая; человек чувствует себя защищенным, как член группы;

Б) соперничающая; человек чувствует себя защищенным, если он добился превосходства над другими;

5) Этические нормы взаимодействия в конфликте – проблема этических норм возникает когда одной из сторон нарушаются нормативные регуляторы, т.е. поведение сторон не соответствует правилам поведения в конфликте + человек пытается оправдать и узаконить свое положение.


· Мотивы и цели участников взаимодействия

· Стратегии и тактики взаимодействия

• Процесс и виды воздействия

• Приемы конструктивного взаимодействия

· Регуляторы конфликтного взаимодействия

• Ситуационный контекст взаимодействия

• Психологические ориентации участников взаимодействия

• В возникновении конфликта всегда виноват другой?

• Нормативное обоснование своей позиции и поведения

• Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях

• Культурные нормы взаимодействия в конфликтах

• Этические нормы взаимодействия в конфликтах

· Модели развития межличностной конфликтной ситуации

Мотивы и цели участников взаимодействия

Сложность данной проблемы возрастает, когда мы начинаем рассуждать о целях социального взаимодействия. Люди входят в определенные типы взаимодействия или ситуаций, ожидая, что смогут реализовать свои стремления, достичь поставленной цели. Столь же распространенным в литературе по психологии социальных ситуаций является представление, что цели являются центральной характеристикой социальной ситуации, ее системообразующим признаком, тогда как остальные признаки ситуаций могут быть определены через их отношение к целям ситуации.

Как всегда, полезным приемом для уточнения содержания понятия является обращение к методам изучения соответствующей феноменологии. Для выявления целей, преследуемых людьми в конкретной ситуации, можно использовать несколько методических приемов. В свое время Левин предложил изучать жизненное пространство с помощью наблюдения за поведением людей в этом пространстве. Ссылаясь на Левина, Аргайл, Фюрнхам и Грахам считают, что по типичному поведению (если большинство людей ведет себя одним и тем же образом) можно делать заключения об особенностях ситуации и, соответственно, судить о целях, которые преследуются людьми в том или ином случае. Например, как пишут авторы, наблюдая за поведением посетителей ресторана, можно увидеть, что помимо принятия пищи они много разговаривают между собой. Следовательно, общение друг с другом в ресторане может рассматриваться как одна из типичных целей данной ситуации. Аналогично, наблюдая за вербальным и невербальным поведением людей в ситуации конфликтного взаимодействия, можно прийти к выводу, что их целью является кричать друг на друга и проявлять агрессию, но, хотя это и верно для отдельных случаев, чаще всего это не цель, а способ достижения иных целей в ходе конфликта.

Принципиальной альтернативой названным косвенным методам выявления целевой структуры ситуаций является путь прямого опроса. Поскольку преимущества этого способа очевидны, Аргайл, Фюрнхам и Грахам (которые сами пошли именно этим путем) считают нужным особенно тщательно проанализировать связанные с ним сомнения, которые в сущности сводятся к одному – способны ли люди прояснить целевую структуру ситуаций. Во-первых, на них может повлиять фактор социальной нормативности, и тогда неприемлемые или просто не одобряемые мотивы могут оказаться скрытыми. Этот риск, как считают авторы, можно минимизировать путем умелого инструктирования и гарантией анонимности субъектов.

Таким образом, по мнению авторов, подход, использованный ими в исследованиях по выявлению целей, является вполне правомочным.

Вернемся к нашему рассмотрению конфликтного взаимодействия. Как можно выявить цели, преследуемые людьми в конфликтах? Ответить на этот вопрос означает получить существенное представление о детерминантах процессов, происходящих в конфликте.

Цели могут иметь различный характер: в широком смысле цели человека – это главные, направляющие факторы, определяющие его образ жизни, выбор тех или иных ситуаций, предпочтение одних возможностей другим и т. д. Наряду с долгосрочными существуют и цели более частные, связанные с конкретной ситуацией (далее речь будет идти именно о втором типе целей).

Какие именно цели люди преследуют в ситуациях взаимодействия? Аргайл, Фюрнхам и Грахам подвергли факторному анализу данные опроса испытуемых относительно возможных целей для разных ролевых позиций по ряду ситуаций. В результате были получены три основные группы целей:

а) специфические ситуационные задачи;

б) социальные потребности (присоединение, одобрение, доминирование, признание, самоуважение и др.);

в) собственное самочувствие (на уровне биологических потребностей).

Кроме того, специфические ситуационные задачи сами по себе могут создавать мотивацию к их выполнению, поскольку вызывают интерес, создают хорошее настроение и т. д. (например, занятия спортом) (Argyle, Furnham, Graham, 1981).

Когда речь идет о ситуации взаимодействия, предполагающей наличие разных сторон этого взаимодействия, возникает вопрос о возможном соотношении их целей.

Дойч выделяет два типа взаимозависимости целей: способствующая, когда цели связаны таким образом, что вероятность и степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью достижения цели или степенью ее достижения другим, и противоположная взаимозависимость, когда цели участников взаимодействия связаны негативно, т. е. вероятность и степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другим (Deutsch, 1985, р. 66).

Аргайл, Фюрнхам и Грахам приводят следующие возможные случаи соотношения целей, преследуемых участниками ситуации.

1. Независимость их целей друг от друга.

2. Содействие, когда реализация целей одной стороной связана с помощью, содействием другой стороне (например, медсестра, наблюдающая за пациентом).

3. Двойное содействие, характеризующее кооперативные отношения, независимо от того, направлены ли усилия обеих сторон на одну и ту же цель или на разные.

4. Односторонняя помеха, например, когда один человек фрустрирует другого (отец наказывает ребенка).

5. Двусторонняя помеха, когда стороны находятся в отношениях соревнования или конфликта.

Соревнование – это, по мнению авторов, ситуация, когда один выигрывает, а другой проигрывает. Правда, оговаривают они, в реальной жизни соревнование не обязательно является игрой с нулевой суммой.

В реальной жизни, однако, человек может иметь не одну, а больше целей, и соответственно усложняется общая структура целей в ситуации (их взаимосвязи). Например, Аргайл, Фюрнхам и Грахам разбирают случай, когда один человек стремится убедить другого сделать нечто такое, чего тот не хочет, но в то же время оба стремятся сохранить добрые отношения (рис. 8.1).


Как представляется, при описании конфликтного взаимодействия практически игнорируются цели участников социальной ситуации, связанные с нормативным обоснованием своей позиции и действий и присутствующие как минимум в большинстве конфликтных ситуаций. Целевая структура конфликтной ситуации, исходя из нашей позиции, должна описываться в трех основных измерениях.

1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.

2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфликта (их взаимоотношениями друг с другом).

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции/действий для себя и/или для других.

Предметная сторона конфликта связана с той конкретной зоной противоречий, которые существуют между участниками ситуации. Соответственно их действия будут ориентированы на достижение результата, желательного для каждой из сторон.

Фактически никогда при анализе конфликтов объектом специального рассмотрения не становятся мотивы, связанные с потребностью в обосновании своей позиции, своих действий или решений для себя и/или для других.

Прогноз поведения участников конфликта с точки зрения преследуемых ими целей не становится проще, даже если мы рассмотрим иерархии целей каждого участника в их соотношении друг с другом.

Таким образом, цели участников конфликта, хотя и являются весьма важным регулятором их поведения, еще не определяют однозначно характер их взаимодействия в конфликте, выбор стратегий и тактик поведения, становящихся результатом действия сложной системы факторов, образующих даже не комплекс, а скорее некий сплав – регулятор конфликтного взаимодействия.

Читайте также: