Сюжетно ролевая игра кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста. Основой этой деятельности является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым.

Самое главное – в сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Творческий характер игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевопложения.

Структура сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

( Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бы товые (игры в семью, детский сад),
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму),
  • обще ственные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

Но, кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, эвакуацию мирных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил- и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы - набор предметов быта, у врача - медицинские инструменты, лекарства, у шофера - транспортное средство. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии)).

  1. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
  1. Соблюдение правил (регламентирование того, что делают ребенок и воспитатель.) Просто так, из ниоткуда, действие по правилам не возникает. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослого, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образцу жизни людей.
  • Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
  1. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  2. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.

Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Сеченов доказал, что игровые переживания ребенка оставляют глубокий след в сознании малыша.

Ролевые игры вплетены в повседневную жизнь каждого человека любого возраста. Что говорить о дошкольниках, для которых сюжетно ролевая игра является основным видом деятельности и условием познания окружающего мира. С помощью сюжетных игр ребенок расширяет кругозор, изучает сферу человеческих взаимоотношений, развивает коммуникативные навыки.

Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира

Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли.

Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра. И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства.

suzhet

В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.

Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли.

Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.

Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желанием. Практическое включение в сюжет дает возможность получить новые навыки: например, осознать правила поведения за столом для детей, научиться делать покупки в магазине и пр.

Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.

Цель сюжетно ролевой игры

Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.

Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной.

Игровой процесс создает условия для ориентирования в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка в реальные общественные отношения.

Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любые другие виды деятельности в дошкольном возрасте.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:

Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.

Особенности и функции

Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.

Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:

Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.

Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:

  • сюжет и содержание;
  • роли;
  • правила;
  • игровые действия;
  • набор используемых предметов.

Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.

Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.

Роли в игре

Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты.

В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры. В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.

Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников

Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.

Совместная игра

Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками.

В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях.

Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.

Внештатный автор, специализирующийся на написании статьей о детях, подарках, праздниках и животных.

Дети воспроизводят события из жизни в игровой форме. Сюжетно-ролевые игры учат ребенка поведению в культурных и общественных местах, развивают самостоятельность и способствуют становлению личности. В них воспроизводятся представления детей об окружающем мире, отношениях между людьми, профессиональных обязанностях.

  • учат внимательному и доброжелательному отношению друг к другу;
  • развивают речь, обогащают словарь ребенка;
  • способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе;
  • формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты;
  • развивают умение договариваться, планировать, обсуждать 1 .

Виды сюжетно-ролевых игр

Виды сюжетно-ролевых игр для детей

Организация и проведение игры

Как правило, перед игрой с детьми проводится предварительная работа: беседа на тему игры, просмотр соответствующих мультфильмов, чтение книг с описанием типичных ситуаций, изготовление атрибутов.

Само проведение игры зависит от возраста детей. От взрослого может понадобиться либо контроль и роль ведущего, либо направление процесса.

1,5-3 года

В этом возрасте ограничиваются одной-двумя ролями и простыми сюжетами. Акцент делается на действиях с игрушками. Дети учатся передавать образы игрушек или животных движениями: петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна.

3-5 лет

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 3 лет

В игре формируется умение брать на себя определенную роль, а также переходить от одной роли к другой. Становится важным то, что дети говорят во время игры. Появляется так называемый ролевой диалог. Дети учатся передавать эмоции, особенности характера персонажа: грустный – веселый, добрый – злой.

5-7 лет

Взрослым нужно позаботиться о том, чтобы дети сами учились придумывать сюжеты игр и договаривались друг с другом о правилах 2 . По сути это – дидактические игры, которые подразумевают коллективную, целенаправленную, игровую и учебную деятельность одновременно.

Содержание занятий, проведенных с использованием сюжетно-ролевой игры, усваивается детьми гораздо лучше. Согласно проведенным исследованиям информацию о занятиях с ролевыми играми вспомнили 95 % детей, а содержание занятий с использованием только рассказов и бесед – 30 % 3 .

Примеры сюжетно-ролевых игр

Примеры сюжетно-ролевых игр для детей

3-4 года

Сначала взрослый проводит экскурсию по саду, рассказывает, кто чем занимается. Затем раздает роли: повар готовит еду из игрушечных овощей, няня убирает, воспитатели встречают детей (кукол) утром, проводят занятия и т.д.

4-5 лет

Игры становятся более фантазийными.

Детям предлагается совершить космический полет. Обсуждаются роли:

  • наблюдателя на Земле;
  • космонавта в космосе;
  • фотографа (ученого) на орбите;
  • врача, который следит за здоровьем космонавтов и т.д.

Сюжет можно усложнять: поломка на корабле, встреча с инопланетянами и др.

Сначала дети строят ферму. Затем определяют, какие животные будут здесь находиться. Потом распределяют роли: доярка, ветеринар, пастух.

Примерный ход игры: пастух пасет коров, доярки приходят, чтобы надоить молока. Кто-то жалуется, что заболела корова. Ветеринар осматривает животное и назначает лечение.

5-6 лет

Этим деткам можно предложить сюжет посложнее. Например, смоделировать ситуации (для развития моральных и социальных чувств дошкольников).

Дети выступают в разных ролях: членов семьи, пассажиров, водителя и кондуктора. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому необходимо уступить место. Ребенок должен решить – кому именно.

Внештатный автор, специализирующийся на написании статьей о детях, подарках, праздниках и животных.

Дети воспроизводят события из жизни в игровой форме. Сюжетно-ролевые игры учат ребенка поведению в культурных и общественных местах, развивают самостоятельность и способствуют становлению личности. В них воспроизводятся представления детей об окружающем мире, отношениях между людьми, профессиональных обязанностях.

  • учат внимательному и доброжелательному отношению друг к другу;
  • развивают речь, обогащают словарь ребенка;
  • способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе;
  • формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты;
  • развивают умение договариваться, планировать, обсуждать 1 .

Виды сюжетно-ролевых игр

Виды сюжетно-ролевых игр для детей

Организация и проведение игры

Как правило, перед игрой с детьми проводится предварительная работа: беседа на тему игры, просмотр соответствующих мультфильмов, чтение книг с описанием типичных ситуаций, изготовление атрибутов.

Само проведение игры зависит от возраста детей. От взрослого может понадобиться либо контроль и роль ведущего, либо направление процесса.

1,5-3 года

В этом возрасте ограничиваются одной-двумя ролями и простыми сюжетами. Акцент делается на действиях с игрушками. Дети учатся передавать образы игрушек или животных движениями: петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна.

3-5 лет

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 3 лет

В игре формируется умение брать на себя определенную роль, а также переходить от одной роли к другой. Становится важным то, что дети говорят во время игры. Появляется так называемый ролевой диалог. Дети учатся передавать эмоции, особенности характера персонажа: грустный – веселый, добрый – злой.

5-7 лет

Взрослым нужно позаботиться о том, чтобы дети сами учились придумывать сюжеты игр и договаривались друг с другом о правилах 2 . По сути это – дидактические игры, которые подразумевают коллективную, целенаправленную, игровую и учебную деятельность одновременно.

Содержание занятий, проведенных с использованием сюжетно-ролевой игры, усваивается детьми гораздо лучше. Согласно проведенным исследованиям информацию о занятиях с ролевыми играми вспомнили 95 % детей, а содержание занятий с использованием только рассказов и бесед – 30 % 3 .

Примеры сюжетно-ролевых игр

Примеры сюжетно-ролевых игр для детей

3-4 года

Сначала взрослый проводит экскурсию по саду, рассказывает, кто чем занимается. Затем раздает роли: повар готовит еду из игрушечных овощей, няня убирает, воспитатели встречают детей (кукол) утром, проводят занятия и т.д.

4-5 лет

Игры становятся более фантазийными.

Детям предлагается совершить космический полет. Обсуждаются роли:

  • наблюдателя на Земле;
  • космонавта в космосе;
  • фотографа (ученого) на орбите;
  • врача, который следит за здоровьем космонавтов и т.д.

Сюжет можно усложнять: поломка на корабле, встреча с инопланетянами и др.

Сначала дети строят ферму. Затем определяют, какие животные будут здесь находиться. Потом распределяют роли: доярка, ветеринар, пастух.

Примерный ход игры: пастух пасет коров, доярки приходят, чтобы надоить молока. Кто-то жалуется, что заболела корова. Ветеринар осматривает животное и назначает лечение.

5-6 лет

Этим деткам можно предложить сюжет посложнее. Например, смоделировать ситуации (для развития моральных и социальных чувств дошкольников).

Дети выступают в разных ролях: членов семьи, пассажиров, водителя и кондуктора. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому необходимо уступить место. Ребенок должен решить – кому именно.

Читайте также: